ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ КАК СПОСОБ ЦИФРОВИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Цифровое наследие в современном обществе 9
1.1. Музей в условиях цифрового общества. Цифровизация историко-культурного наследия 9
1.2. Трансформация понятий «культура» и «наследие» в цифровом
пространстве 23
Глава 2. Виртуальное представительство современных музеев России 36
2.1. Музеи в интернет-пространстве: обзор практик и рекомендации 36
2.2. Основные тенденции и проблемы цифровизации музеев России 44
2.3. Инструменты популяризации музейных коллекций и историко-культурного наследия 50
Заключение 60
Список источников и литературы 62
Приложение
Глава 1. Цифровое наследие в современном обществе 9
1.1. Музей в условиях цифрового общества. Цифровизация историко-культурного наследия 9
1.2. Трансформация понятий «культура» и «наследие» в цифровом
пространстве 23
Глава 2. Виртуальное представительство современных музеев России 36
2.1. Музеи в интернет-пространстве: обзор практик и рекомендации 36
2.2. Основные тенденции и проблемы цифровизации музеев России 44
2.3. Инструменты популяризации музейных коллекций и историко-культурного наследия 50
Заключение 60
Список источников и литературы 62
Приложение
Актуальность данной темы обусловлена развитием информационных технологий в XX - начале XXI вв., что оказало существенное влияние на все сферы жизни общества, в том числе культуру и искусство. Постепенно информационные системы заменяют собой бумажные носители: картотеки, рубрикаторы, архивы, оттесняя на второй план менее эффективные традиционные «ручные» методы работы с данными.
В привычном понимании музей представляет собой систематизированное собрание и хранилище объектов, представляющих историческую и культурную ценность, достаточно консервативное и не подверженное существенному влиянию технологических инноваций учреждение культуры. В более широком понимании музей трактуется как социокультурный центр, к функциям которого относятся, в том числе, образование, воспитание, организация свободного времени.
На практике в музейной деятельности, впрочем, также как и в сфере культуры и искусства в целом, ощущается потребность модернизации сложившегося порядка и внедрения новых современных методов работы как с коллекциями, так и отдельными экспонатами. Сегодня музей как социокультурный центр выходит за пределы традиционных задач и функций: идентификации, консервации и просвещения. Музейная деятельность направлена на осуществление более широких программ, которые позволят усилить воспитательную роль, активнее принимать участие в жизни общества и организации досуга. Привлечение интереса к культурным проектам, особенно в молодежной среде, трудно представить без учета специфики технологической коммуникации современного общества.
Во всех сферах проектной, научной, творческой деятельности на первый план выходят технологии компьютерной графики, виртуальных реконструкций, трехмерного моделирования — разнообразных интерактивных приемов, активно применяемых в информационных системах не только развлекательного, но и обучающего и развивающего характера. Очевидно, что современному музею не только необходимо, но и эволюционно естественно представительство в сети интернет. Виртуальная информационная система обеспечивает социальную функцию музея за счет своей доступности и открытости широкому кругу посетителей. Особенно важной представляется возможность для семейных «посещений», своеобразных и разнообразных домашних уроков, занятий с родителями, для организации дистанционного обучения и для социализации маломобильных групп населения, в том числе людей с ограниченными физическими возможностями. Инновационный подход к обучению, формирование новых образовательных программ, альтернативные методы подачи материала могут существенно разнообразить школьные и вузовские образовательные программы.
Применение интерактивных технологий и творческого игрового подхода в обучении может повысить интерес к музейным проектам в молодежной среде, возможно, даже в определенной мере повлиять на организацию свободного времени современных подростков. Виртуальные версии музейных композиций все чаще становятся самостоятельными информационными ресурсами, которые не только знакомят с реальной музейной коллекцией, но и расширяют ее.
Виртуальный музей постепенно становится новой формой выставочного пространства, он может дополнять реальную экспозицию, а может, и выступать музейным центром, не имеющим реального аналога. Перемены в музейной деятельности связаны с расширением музейной коммуникации, а также с развитием интегрированных проектов. Создание полноценной информационной системы невозможно без привлечения квалифицированных специалистов различных областей знаний: это музейные сотрудники, художники, дизайнеры, специалисты в области информационных технологий, а также специалисты в области менеджмента и продвижения проектов.
Для решения разнообразных задач, встающих перед музейным сообществом, необходимо совместное участие разнопрофильных организаций, развитие партнерских отношений. В новой среде формируются и укрепляются связи между музеями и другими участниками проектов: учебными заведениями, аналитическими информационными центрами, музейными союзами и ассоциациями, административными структурами.
Таким образом, происходит постепенный переход от понимания виртуальной версии музея как учетной базы данных или ознакомительного сайта к масштабной электронной композиции, а затем к самостоятельному информационному ресурсу, предоставляющему полную информацию о проекте и предлагающему разнообразные методы работы с информационным контентом.
Существует тенденция дальнейшего развития музейного дела в сторону интерактивности экспозиций и широкого использования современных средств отображения информации. Виртуальный музей в полной мере соответствует этому направлению, по сути являясь инструментом интерактивного информационного взаимодействия с пользователем.
Музейные сайты, представленные в сети, можно условно разделить на две группы: представительства реально существующих музеев и виртуальные музеи. Первый вид информационного ресурса дополняет реальный музей, несет ознакомительную, рекламную и популяризационную функции. Понятие виртуального музея остается достаточно размытым. Четкой формулировки его определения и функций на данный момент не существует.
Между тем очевидно, что виртуальный музей значительно отличается от электронного альбома, базы данных или справочника. Согласно позиции современных исследователей в этой сфере, виртуальными музеями следует называть «только сайты, сделанные по законам музейного проектирования.
Оно предполагает особую технологию создания экспозиции: наличие научной концепции, архитектурно-художественной концепции
(применительно к интернет последнюю точнее было бы назвать «концепцией дизайна») и связующего их экспозиционного сценария». Созданию виртуального музея должно предшествовать написание научной концепции и разработка дизайнерского решения.
Виртуальный музей — это не просто электронная версия экспонатов реального музея, но и расширение и дополнение экспозиции, например, несохранившимися объектами, утраченными или сильно видоизмененными, переосмысление или подача материалов в новом видении, соответствующем заявленной концепции, вплоть до обеспечения визуального виртуального путешествия во времени и пространстве, применительно к тому или иному рассматриваемому экспонату. Виртуальный музей в силу своего экспериментального характера способен в определенной мере повлиять на развитие реального музея, способствовать переосмыслению музейной деятельности. Технологические особенности виртуального музея: строгая структура, эффективная навигация и быстрый поиск информации по разработанной базе данных, доступность — обеспечивают информационную поддержку музейного проекта. Выше описанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что тема, посвященная виртуальному музея как способу цифровизации историко-культурного наследия, является весьма актуальной в современных условиях.
Актуальность перевода фондов в цифровой формат не вызывает сомнений и широко декларируется на общегосударственном и региональном уровнях. Вопросам оцифровки музейных объектов и созданию электронных каталогов посвящены работы Д. Ю. Гук, Д. В. Загоскина, Д. В. Иванова, А.В. Лебедева, Л. В. Морозкиной, И. М. Музелевской, Н. А. Никишина, Л.Я. Ноля и др.
Среди зарубежных авторов некоторые аспекты процесса перевода фондов в электронный формат представлены в публикациях Д. Бермана, С. Недкова, Э. Робертса и др. Можно отметить недостаточную теоретико-методологическую разработку такой масштабной проблемы. В большом количестве в источниках представлены опыт отдельных учреждений, материалы семинаров фирм, которые предлагают оборудование для процесса оцифровки. Идет активное обсуждение в блогах и на профессиональных форумах.
Объектом исследования являются современные музея и представленные в них объекты историко-культурного наследия. Предметом изучения стала цифровизация объектов историко-культурного наследия и музеи в виртуальном пространстве.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление основных тенденций развития современных музеев в виртуальном пространстве. В работе музей рассматривается как один из основных способов цифровизации историко-культурного наследия.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования в выпускной квалификационной работе будут решаться следующие задачи:
1. Выявить основные тенденции цифровизации историко-культурного наследия и развития музеев в современном мире;
2. Изучить трансформацию ключевых понятий исследования - «культура» и «наследие» в условиях цифрового общества;
3. Сделать обзор практик интернет-представительства современных музеев, выявить существующие проблемы, изучить актуальные рекомендации по развитию музейной деятельности в сети интернет;
4. Рассмотреть инструменты популяризации историко-культурного наследия, в том числе музейных коллекций.
Источниками исследования выступили: 1) международные и российский нормативно-правовые акты в области охраны объектов историко-культурного наследия, а также регулирующие разные направления деятельности музеев, в том числе перевод музейных коллекций в цифровой вид; 2) сайты, специальные проекты, страницы и блоги в социальных сетях, подкасты и другие интернет-представительства современных музеев.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы, приложения.
В привычном понимании музей представляет собой систематизированное собрание и хранилище объектов, представляющих историческую и культурную ценность, достаточно консервативное и не подверженное существенному влиянию технологических инноваций учреждение культуры. В более широком понимании музей трактуется как социокультурный центр, к функциям которого относятся, в том числе, образование, воспитание, организация свободного времени.
На практике в музейной деятельности, впрочем, также как и в сфере культуры и искусства в целом, ощущается потребность модернизации сложившегося порядка и внедрения новых современных методов работы как с коллекциями, так и отдельными экспонатами. Сегодня музей как социокультурный центр выходит за пределы традиционных задач и функций: идентификации, консервации и просвещения. Музейная деятельность направлена на осуществление более широких программ, которые позволят усилить воспитательную роль, активнее принимать участие в жизни общества и организации досуга. Привлечение интереса к культурным проектам, особенно в молодежной среде, трудно представить без учета специфики технологической коммуникации современного общества.
Во всех сферах проектной, научной, творческой деятельности на первый план выходят технологии компьютерной графики, виртуальных реконструкций, трехмерного моделирования — разнообразных интерактивных приемов, активно применяемых в информационных системах не только развлекательного, но и обучающего и развивающего характера. Очевидно, что современному музею не только необходимо, но и эволюционно естественно представительство в сети интернет. Виртуальная информационная система обеспечивает социальную функцию музея за счет своей доступности и открытости широкому кругу посетителей. Особенно важной представляется возможность для семейных «посещений», своеобразных и разнообразных домашних уроков, занятий с родителями, для организации дистанционного обучения и для социализации маломобильных групп населения, в том числе людей с ограниченными физическими возможностями. Инновационный подход к обучению, формирование новых образовательных программ, альтернативные методы подачи материала могут существенно разнообразить школьные и вузовские образовательные программы.
Применение интерактивных технологий и творческого игрового подхода в обучении может повысить интерес к музейным проектам в молодежной среде, возможно, даже в определенной мере повлиять на организацию свободного времени современных подростков. Виртуальные версии музейных композиций все чаще становятся самостоятельными информационными ресурсами, которые не только знакомят с реальной музейной коллекцией, но и расширяют ее.
Виртуальный музей постепенно становится новой формой выставочного пространства, он может дополнять реальную экспозицию, а может, и выступать музейным центром, не имеющим реального аналога. Перемены в музейной деятельности связаны с расширением музейной коммуникации, а также с развитием интегрированных проектов. Создание полноценной информационной системы невозможно без привлечения квалифицированных специалистов различных областей знаний: это музейные сотрудники, художники, дизайнеры, специалисты в области информационных технологий, а также специалисты в области менеджмента и продвижения проектов.
Для решения разнообразных задач, встающих перед музейным сообществом, необходимо совместное участие разнопрофильных организаций, развитие партнерских отношений. В новой среде формируются и укрепляются связи между музеями и другими участниками проектов: учебными заведениями, аналитическими информационными центрами, музейными союзами и ассоциациями, административными структурами.
Таким образом, происходит постепенный переход от понимания виртуальной версии музея как учетной базы данных или ознакомительного сайта к масштабной электронной композиции, а затем к самостоятельному информационному ресурсу, предоставляющему полную информацию о проекте и предлагающему разнообразные методы работы с информационным контентом.
Существует тенденция дальнейшего развития музейного дела в сторону интерактивности экспозиций и широкого использования современных средств отображения информации. Виртуальный музей в полной мере соответствует этому направлению, по сути являясь инструментом интерактивного информационного взаимодействия с пользователем.
Музейные сайты, представленные в сети, можно условно разделить на две группы: представительства реально существующих музеев и виртуальные музеи. Первый вид информационного ресурса дополняет реальный музей, несет ознакомительную, рекламную и популяризационную функции. Понятие виртуального музея остается достаточно размытым. Четкой формулировки его определения и функций на данный момент не существует.
Между тем очевидно, что виртуальный музей значительно отличается от электронного альбома, базы данных или справочника. Согласно позиции современных исследователей в этой сфере, виртуальными музеями следует называть «только сайты, сделанные по законам музейного проектирования.
Оно предполагает особую технологию создания экспозиции: наличие научной концепции, архитектурно-художественной концепции
(применительно к интернет последнюю точнее было бы назвать «концепцией дизайна») и связующего их экспозиционного сценария». Созданию виртуального музея должно предшествовать написание научной концепции и разработка дизайнерского решения.
Виртуальный музей — это не просто электронная версия экспонатов реального музея, но и расширение и дополнение экспозиции, например, несохранившимися объектами, утраченными или сильно видоизмененными, переосмысление или подача материалов в новом видении, соответствующем заявленной концепции, вплоть до обеспечения визуального виртуального путешествия во времени и пространстве, применительно к тому или иному рассматриваемому экспонату. Виртуальный музей в силу своего экспериментального характера способен в определенной мере повлиять на развитие реального музея, способствовать переосмыслению музейной деятельности. Технологические особенности виртуального музея: строгая структура, эффективная навигация и быстрый поиск информации по разработанной базе данных, доступность — обеспечивают информационную поддержку музейного проекта. Выше описанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что тема, посвященная виртуальному музея как способу цифровизации историко-культурного наследия, является весьма актуальной в современных условиях.
Актуальность перевода фондов в цифровой формат не вызывает сомнений и широко декларируется на общегосударственном и региональном уровнях. Вопросам оцифровки музейных объектов и созданию электронных каталогов посвящены работы Д. Ю. Гук, Д. В. Загоскина, Д. В. Иванова, А.В. Лебедева, Л. В. Морозкиной, И. М. Музелевской, Н. А. Никишина, Л.Я. Ноля и др.
Среди зарубежных авторов некоторые аспекты процесса перевода фондов в электронный формат представлены в публикациях Д. Бермана, С. Недкова, Э. Робертса и др. Можно отметить недостаточную теоретико-методологическую разработку такой масштабной проблемы. В большом количестве в источниках представлены опыт отдельных учреждений, материалы семинаров фирм, которые предлагают оборудование для процесса оцифровки. Идет активное обсуждение в блогах и на профессиональных форумах.
Объектом исследования являются современные музея и представленные в них объекты историко-культурного наследия. Предметом изучения стала цифровизация объектов историко-культурного наследия и музеи в виртуальном пространстве.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление основных тенденций развития современных музеев в виртуальном пространстве. В работе музей рассматривается как один из основных способов цифровизации историко-культурного наследия.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования в выпускной квалификационной работе будут решаться следующие задачи:
1. Выявить основные тенденции цифровизации историко-культурного наследия и развития музеев в современном мире;
2. Изучить трансформацию ключевых понятий исследования - «культура» и «наследие» в условиях цифрового общества;
3. Сделать обзор практик интернет-представительства современных музеев, выявить существующие проблемы, изучить актуальные рекомендации по развитию музейной деятельности в сети интернет;
4. Рассмотреть инструменты популяризации историко-культурного наследия, в том числе музейных коллекций.
Источниками исследования выступили: 1) международные и российский нормативно-правовые акты в области охраны объектов историко-культурного наследия, а также регулирующие разные направления деятельности музеев, в том числе перевод музейных коллекций в цифровой вид; 2) сайты, специальные проекты, страницы и блоги в социальных сетях, подкасты и другие интернет-представительства современных музеев.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Широкое внедрение цифровых технологии в культурное пространство страны является неотъемлемой частью глобального процесса цифровизации. Современные технологии охватывают все сферы жизни человека, а цифровое пространство становится одним из главным источников получения и распространения информации. В условиях пандемии COVID-19 практически все взаимодействие между людьми было переведено в режим онлайн, что стало мощнейшим толчком для дальнейшего развития и широкого использования цифровых технологий. Культурная сфера в виртуальном мире должна быть наиболее полно и разнообразно представлена для стимулирования гармоничного развития личности. Многофункциональность, а также динамичность и новизна формы представления информации на интернет-ресурсах музеев способны вызывать интерес не только молодого поколения, но и людей старших возрастов.
Цифровое наследие является частью культуры и, соответственно, неотъемлемо присуще той социальной системе, которая создает эту культуру, выполняя определенные функции в обществе. Среди данных функций наиболее значимыми следует признать функция сохранения созданных традиционными способами объектов культуры, а также реконструктивную и коммуникативную функции. Необходимость сохранения и популяризации цифрового наследия актуализирует целый комплекс юридических и управленческих проблем, в основном затрагивающих область интеллектуальных прав и сферу финансового обеспечения соответствующих мер.
В частности, требования обеспечения доступности объектов культурного наследия подразумевают учет законных прав и интересов не только создателей, например, электронного изображения, но и тех лиц, которые зафиксированы на нем, собственников отображенных посредством электронной фотографии предметов, людей, чьи голоса записаны на электронную аудиозапись и т.д.
Таким образом, представляется целесообразным, чтобы для разных объектов в процессе придания им статуса объектов цифрового культурного наследия были применены различные правовые режимы и специфические меры по их сохранению (вплоть до создания отдельных репозиториев для каждого из типов).
Природа объектов, принадлежащих к описанным в выпускной квалификационной работе группам, диктует ряд характеристик приобретения ими охранного статуса. Так, одни объекты могут попадать в число охраняемых государством объектов «автоматически», по причине наличия культурной ценности их материальных прообразов. Другие объекты - могут быть причислены к объектам цифрового наследия лишь средствами экспертизы, причем не всегда лишь историко-культурной, но зачастую научно-технической.
В целом, цифровизация культурного наследия является одним из основных средств создания интернет-ресурсов современных музеев, в том числе виртуальных музеев.
Цифровое наследие является частью культуры и, соответственно, неотъемлемо присуще той социальной системе, которая создает эту культуру, выполняя определенные функции в обществе. Среди данных функций наиболее значимыми следует признать функция сохранения созданных традиционными способами объектов культуры, а также реконструктивную и коммуникативную функции. Необходимость сохранения и популяризации цифрового наследия актуализирует целый комплекс юридических и управленческих проблем, в основном затрагивающих область интеллектуальных прав и сферу финансового обеспечения соответствующих мер.
В частности, требования обеспечения доступности объектов культурного наследия подразумевают учет законных прав и интересов не только создателей, например, электронного изображения, но и тех лиц, которые зафиксированы на нем, собственников отображенных посредством электронной фотографии предметов, людей, чьи голоса записаны на электронную аудиозапись и т.д.
Таким образом, представляется целесообразным, чтобы для разных объектов в процессе придания им статуса объектов цифрового культурного наследия были применены различные правовые режимы и специфические меры по их сохранению (вплоть до создания отдельных репозиториев для каждого из типов).
Природа объектов, принадлежащих к описанным в выпускной квалификационной работе группам, диктует ряд характеристик приобретения ими охранного статуса. Так, одни объекты могут попадать в число охраняемых государством объектов «автоматически», по причине наличия культурной ценности их материальных прообразов. Другие объекты - могут быть причислены к объектам цифрового наследия лишь средствами экспертизы, причем не всегда лишь историко-культурной, но зачастую научно-технической.
В целом, цифровизация культурного наследия является одним из основных средств создания интернет-ресурсов современных музеев, в том числе виртуальных музеев.
Подобные работы
- СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МУЗЕЙНО -ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г. КРАСНОЯРСКА СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - Разработка программы туристского обслуживания: виртуальная экскурсия
Курсовые работы, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ СКАТ ТГУ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - РАЗРАБОТКА WEB-ДИЗАЙНА МУЗЕЙНОЙ КОМПОЗИЦИИ
ИОАННО-БОГОСЛОВСКОГО КОМПЛЕКСА Г. БАРНАУЛА
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - МУЗЕЙ УШЕЛ В ОНЛАЙН: ТОМСКИЕ МУЗЕИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Цифровая трансформация культурных индустрий и традиционной культуры городов Великого шелкового пути
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2025 - ФЕНОМЕН МУЗЕЯ: ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНЫМИ МЕТОДАМИ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - СОЗДАНИЕ И КУРИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОЛЛЕКЦИЙ КНИЖНЫХ ПАМЯТНИКОВ И ГАЗЕТ: ОПЫТ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Дипломные работы, ВКР, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Информационные технологии в естественно-научных музеях России (Санкт-Петербургский государственный институт культуры)
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2025



