Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ КАК СПОСОБ ЦИФРОВИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Работа №88404

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы66
Год сдачи2022
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Цифровое наследие в современном обществе 9
1.1. Музей в условиях цифрового общества. Цифровизация историко-культурного наследия 9
1.2. Трансформация понятий «культура» и «наследие» в цифровом
пространстве 23
Глава 2. Виртуальное представительство современных музеев России 36
2.1. Музеи в интернет-пространстве: обзор практик и рекомендации 36
2.2. Основные тенденции и проблемы цифровизации музеев России 44
2.3. Инструменты популяризации музейных коллекций и историко-культурного наследия 50
Заключение 60
Список источников и литературы 62
Приложение

Актуальность данной темы обусловлена развитием информационных технологий в XX - начале XXI вв., что оказало существенное влияние на все сферы жизни общества, в том числе культуру и искусство. Постепенно информационные системы заменяют собой бумажные носители: картотеки, рубрикаторы, архивы, оттесняя на второй план менее эффективные традиционные «ручные» методы работы с данными.
В привычном понимании музей представляет собой систематизированное собрание и хранилище объектов, представляющих историческую и культурную ценность, достаточно консервативное и не подверженное существенному влиянию технологических инноваций учреждение культуры. В более широком понимании музей трактуется как социокультурный центр, к функциям которого относятся, в том числе, образование, воспитание, организация свободного времени.
На практике в музейной деятельности, впрочем, также как и в сфере культуры и искусства в целом, ощущается потребность модернизации сложившегося порядка и внедрения новых современных методов работы как с коллекциями, так и отдельными экспонатами. Сегодня музей как социокультурный центр выходит за пределы традиционных задач и функций: идентификации, консервации и просвещения. Музейная деятельность направлена на осуществление более широких программ, которые позволят усилить воспитательную роль, активнее принимать участие в жизни общества и организации досуга. Привлечение интереса к культурным проектам, особенно в молодежной среде, трудно представить без учета специфики технологической коммуникации современного общества.
Во всех сферах проектной, научной, творческой деятельности на первый план выходят технологии компьютерной графики, виртуальных реконструкций, трехмерного моделирования — разнообразных интерактивных приемов, активно применяемых в информационных системах не только развлекательного, но и обучающего и развивающего характера. Очевидно, что современному музею не только необходимо, но и эволюционно естественно представительство в сети интернет. Виртуальная информационная система обеспечивает социальную функцию музея за счет своей доступности и открытости широкому кругу посетителей. Особенно важной представляется возможность для семейных «посещений», своеобразных и разнообразных домашних уроков, занятий с родителями, для организации дистанционного обучения и для социализации маломобильных групп населения, в том числе людей с ограниченными физическими возможностями. Инновационный подход к обучению, формирование новых образовательных программ, альтернативные методы подачи материала могут существенно разнообразить школьные и вузовские образовательные программы.
Применение интерактивных технологий и творческого игрового подхода в обучении может повысить интерес к музейным проектам в молодежной среде, возможно, даже в определенной мере повлиять на организацию свободного времени современных подростков. Виртуальные версии музейных композиций все чаще становятся самостоятельными информационными ресурсами, которые не только знакомят с реальной музейной коллекцией, но и расширяют ее.
Виртуальный музей постепенно становится новой формой выставочного пространства, он может дополнять реальную экспозицию, а может, и выступать музейным центром, не имеющим реального аналога. Перемены в музейной деятельности связаны с расширением музейной коммуникации, а также с развитием интегрированных проектов. Создание полноценной информационной системы невозможно без привлечения квалифицированных специалистов различных областей знаний: это музейные сотрудники, художники, дизайнеры, специалисты в области информационных технологий, а также специалисты в области менеджмента и продвижения проектов.
Для решения разнообразных задач, встающих перед музейным сообществом, необходимо совместное участие разнопрофильных организаций, развитие партнерских отношений. В новой среде формируются и укрепляются связи между музеями и другими участниками проектов: учебными заведениями, аналитическими информационными центрами, музейными союзами и ассоциациями, административными структурами.
Таким образом, происходит постепенный переход от понимания виртуальной версии музея как учетной базы данных или ознакомительного сайта к масштабной электронной композиции, а затем к самостоятельному информационному ресурсу, предоставляющему полную информацию о проекте и предлагающему разнообразные методы работы с информационным контентом.
Существует тенденция дальнейшего развития музейного дела в сторону интерактивности экспозиций и широкого использования современных средств отображения информации. Виртуальный музей в полной мере соответствует этому направлению, по сути являясь инструментом интерактивного информационного взаимодействия с пользователем.
Музейные сайты, представленные в сети, можно условно разделить на две группы: представительства реально существующих музеев и виртуальные музеи. Первый вид информационного ресурса дополняет реальный музей, несет ознакомительную, рекламную и популяризационную функции. Понятие виртуального музея остается достаточно размытым. Четкой формулировки его определения и функций на данный момент не существует.
Между тем очевидно, что виртуальный музей значительно отличается от электронного альбома, базы данных или справочника. Согласно позиции современных исследователей в этой сфере, виртуальными музеями следует называть «только сайты, сделанные по законам музейного проектирования.
Оно предполагает особую технологию создания экспозиции: наличие научной концепции, архитектурно-художественной концепции
(применительно к интернет последнюю точнее было бы назвать «концепцией дизайна») и связующего их экспозиционного сценария». Созданию виртуального музея должно предшествовать написание научной концепции и разработка дизайнерского решения.
Виртуальный музей — это не просто электронная версия экспонатов реального музея, но и расширение и дополнение экспозиции, например, несохранившимися объектами, утраченными или сильно видоизмененными, переосмысление или подача материалов в новом видении, соответствующем заявленной концепции, вплоть до обеспечения визуального виртуального путешествия во времени и пространстве, применительно к тому или иному рассматриваемому экспонату. Виртуальный музей в силу своего экспериментального характера способен в определенной мере повлиять на развитие реального музея, способствовать переосмыслению музейной деятельности. Технологические особенности виртуального музея: строгая структура, эффективная навигация и быстрый поиск информации по разработанной базе данных, доступность — обеспечивают информационную поддержку музейного проекта. Выше описанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что тема, посвященная виртуальному музея как способу цифровизации историко-культурного наследия, является весьма актуальной в современных условиях.
Актуальность перевода фондов в цифровой формат не вызывает сомнений и широко декларируется на общегосударственном и региональном уровнях. Вопросам оцифровки музейных объектов и созданию электронных каталогов посвящены работы Д. Ю. Гук, Д. В. Загоскина, Д. В. Иванова, А.В. Лебедева, Л. В. Морозкиной, И. М. Музелевской, Н. А. Никишина, Л.Я. Ноля и др.
Среди зарубежных авторов некоторые аспекты процесса перевода фондов в электронный формат представлены в публикациях Д. Бермана, С. Недкова, Э. Робертса и др. Можно отметить недостаточную теоретико-методологическую разработку такой масштабной проблемы. В большом количестве в источниках представлены опыт отдельных учреждений, материалы семинаров фирм, которые предлагают оборудование для процесса оцифровки. Идет активное обсуждение в блогах и на профессиональных форумах.
Объектом исследования являются современные музея и представленные в них объекты историко-культурного наследия. Предметом изучения стала цифровизация объектов историко-культурного наследия и музеи в виртуальном пространстве.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление основных тенденций развития современных музеев в виртуальном пространстве. В работе музей рассматривается как один из основных способов цифровизации историко-культурного наследия.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования в выпускной квалификационной работе будут решаться следующие задачи:
1. Выявить основные тенденции цифровизации историко-культурного наследия и развития музеев в современном мире;
2. Изучить трансформацию ключевых понятий исследования - «культура» и «наследие» в условиях цифрового общества;
3. Сделать обзор практик интернет-представительства современных музеев, выявить существующие проблемы, изучить актуальные рекомендации по развитию музейной деятельности в сети интернет;
4. Рассмотреть инструменты популяризации историко-культурного наследия, в том числе музейных коллекций.
Источниками исследования выступили: 1) международные и российский нормативно-правовые акты в области охраны объектов историко-культурного наследия, а также регулирующие разные направления деятельности музеев, в том числе перевод музейных коллекций в цифровой вид; 2) сайты, специальные проекты, страницы и блоги в социальных сетях, подкасты и другие интернет-представительства современных музеев.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Широкое внедрение цифровых технологии в культурное пространство страны является неотъемлемой частью глобального процесса цифровизации. Современные технологии охватывают все сферы жизни человека, а цифровое пространство становится одним из главным источников получения и распространения информации. В условиях пандемии COVID-19 практически все взаимодействие между людьми было переведено в режим онлайн, что стало мощнейшим толчком для дальнейшего развития и широкого использования цифровых технологий. Культурная сфера в виртуальном мире должна быть наиболее полно и разнообразно представлена для стимулирования гармоничного развития личности. Многофункциональность, а также динамичность и новизна формы представления информации на интернет-ресурсах музеев способны вызывать интерес не только молодого поколения, но и людей старших возрастов.
Цифровое наследие является частью культуры и, соответственно, неотъемлемо присуще той социальной системе, которая создает эту культуру, выполняя определенные функции в обществе. Среди данных функций наиболее значимыми следует признать функция сохранения созданных традиционными способами объектов культуры, а также реконструктивную и коммуникативную функции. Необходимость сохранения и популяризации цифрового наследия актуализирует целый комплекс юридических и управленческих проблем, в основном затрагивающих область интеллектуальных прав и сферу финансового обеспечения соответствующих мер.
В частности, требования обеспечения доступности объектов культурного наследия подразумевают учет законных прав и интересов не только создателей, например, электронного изображения, но и тех лиц, которые зафиксированы на нем, собственников отображенных посредством электронной фотографии предметов, людей, чьи голоса записаны на электронную аудиозапись и т.д.
Таким образом, представляется целесообразным, чтобы для разных объектов в процессе придания им статуса объектов цифрового культурного наследия были применены различные правовые режимы и специфические меры по их сохранению (вплоть до создания отдельных репозиториев для каждого из типов).
Природа объектов, принадлежащих к описанным в выпускной квалификационной работе группам, диктует ряд характеристик приобретения ими охранного статуса. Так, одни объекты могут попадать в число охраняемых государством объектов «автоматически», по причине наличия культурной ценности их материальных прообразов. Другие объекты - могут быть причислены к объектам цифрового наследия лишь средствами экспертизы, причем не всегда лишь историко-культурной, но зачастую научно-технической.
В целом, цифровизация культурного наследия является одним из основных средств создания интернет-ресурсов современных музеев, в том числе виртуальных музеев.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями)
2. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный закон от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ.
3. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р (ред. от 30.03.2018)
4. Договор о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников (Пакт Рериха) (Вашингтон, 15 апреля 1935)// Музей Рериха: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roerich.museum/roerich_pact
5. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта (Гаага, 14 мая 1954)// Информационно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/2540351/#friends
6. Международная Конвенция об охране нематериального культурного
наследия (Париж, 17 октября 2003)// Организация Объединенных Наций: официальный сайт
https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_ conv.shtml
7. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945)// Организация Объединенных Наций: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/about- us/un-charter/full-text
8. Хартия о сохранении цифрового наследия (Париж, 15 октября 2003)// Организация Объединенных Наций: официальный сайт [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/digital_heritage_c harter.shtml
Литература
9. Алексеева Н. Д., Рябова Е. В. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. — 2015. — № 1 (20). — С.14-17.
10. Балла О. Живущие на краю [Электронный ресурс]. Режим доступа: httр://wsуасhinа.nаrоd.ru/sосiаl_sсiеnсеs/mаrginаls_1.html
11. Беззубова О. В. Музейная коммуникация: модели, технологии, практика / О. В. Беззубова // Коммуникация и образование. — М., 2010. — 425 с.
12. Биксалеев А. А. Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как современные тенденции развития музея // Молодой ученый. — 2016. — № 22. — С. 236-238.
13. Гиль А. Ю. Изменения в деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества, Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 364. — С.49-53.
14. Интеллигентная изоляция. Эрмитаж online и offline// Клуб друзей Эрмитажа. Поддержка музея [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //support.hermitagemuseum.org/ru/news/view/178
15. Необычные экскурсии от местных жителей // [Электронный ресурс]. Режим доступа: httр://ехреriеnсе.triрstеr.ru
16. Память мира: Общие руководящие принципы сохранения документального наследия (пересмотренное издание 2002 г.) / подготовлено Реем Эдмондсоном. - Париж: ЮНЕСКО. - 2002. - 72 с.
17. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ifap.ru/
18. Суркова К. Образование в контексте виртуализации музея / К. В. Сурикова // Музейная система. СПб.: СПбГУ, 2009. - 410 с.
19. Устюжанина, Н. В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения/ Н. В. Устюжанина // Наука и перспективы. - 2017. - №2. - С. 7074.
20. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. — М., 1988. - 588 с.
21. Харченко А. Между офисом и домом: 7 коворкингов и креативных пространств Киева // [Электронный ресурс]. Режим доступа: httр://аin.uа/2013/01/22/108929.
22. Шаповалова Г. М. Концепция цифрового культурного наследия и его генезис: теоретико-правовой анализ // Вестник ВГУЭС. 2017. № 4. С. 159-168.
Электронные ресурсы
23. Виртуальные прогулки по Пушкинскому музею [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://arzamas.academy/micro/link/42
24. Виртуальный Русский музей сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rusmuseumvrm.ru/
25. Государственный исторический музей: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://shm.ru/
26. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.pushkinmuseum.art/index.php?lang=ru
27. Государственный Русский музей: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа:https: //rusmuseum.ru/
28. Министерство культуры Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://culture.gov.ru/
29. Музей «Гараж»: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://self-isolation.garagemca.org/ru
30. Проект «Культура.рф» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.culture.ru/
31. Третьяковская галерея: официальный сайт [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://www.tretyakovgallery.ru/
32. Weekend Agency [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //weekendagency.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ