ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА
ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ 9
1.1 Возникновение идеи дистанционного формата образования в
отечественной и зарубежной системах образования 9
1.2 Понятие дистанционного образования и его специфика 14
ГЛАВА 2 АКТУАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 23
2.1 Спектр технологий дистанционного образования и их особенности 23
2.2 Актуализация технологий дистанционного образования 38
в личностном развитии 38
2.3 Актуализация дистанционного формата обучения в условиях локдауна в
рамках современной школы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА 51
Приложение 1 59
Приложение 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА
ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ 9
1.1 Возникновение идеи дистанционного формата образования в
отечественной и зарубежной системах образования 9
1.2 Понятие дистанционного образования и его специфика 14
ГЛАВА 2 АКТУАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 23
2.1 Спектр технологий дистанционного образования и их особенности 23
2.2 Актуализация технологий дистанционного образования 38
в личностном развитии 38
2.3 Актуализация дистанционного формата обучения в условиях локдауна в
рамках современной школы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА 51
Приложение 1 59
Приложение 2
Настоящее исследование посвящено изучению теоретических и практических аспектов применения технологий дистанционного образования в современных реалиях.
Актуальность данной работы заключается в реализации результатов исследования в условиях, характеризующих современный социокультурный период развития общества. В связи с возникновением и распространением вируса Covid-19 , возникла острая необходимость в развитии и совершенствовании системы дистанционного образования.
Стоит признать, что в отличие от зарубежных учебных заведений, определенный процент российских школ оказался не готов к подобным испытаниям. Основной проблемой для нашей системы образования стала техническая неукомплектованность классов информатики и школ в целом. И, если в крупных городах смогли не быстро, но адаптироваться к новым условиям, то на периферии вопрос встал достаточно серьезно.
Стоит также отметить, что проблемы с техникой возникли не только у самих образовательных учреждений, но и у каждого обучающегося отдельно. Поскольку сам принцип дистанционного обучения предполагает ежедневную, многочасовую связь учащихся с педагогами, мы понимаем, что данная формулировка подразумевает под собой наличие с обеих сторон средств связи (компьютера, ноутбука, планшета), оборудованных камерой, микрофоном и, в идеале, наушниками.
К сожалению, полный комплект оборудования может быть приобретен не всегда, исходя из чего возникают перебои со связью и, как следствие, проблемы в обучении. Помимо этого, отечественная образовательная платформа «Сетевой город» оказалась не готова к настолько серьезному перегрузу, поэтому определенного рода проблемы возникли с этой стороны.
Стоит, однако, признать, что ситуация с каждым днем становится все лучше, и в этом прогрессе заслуга не только государства, которое выделяет средства из бюджета на техническое оборудование классов, но и самих субъектов образовательного процесса, а именно родителей, учителей и, разумеется, учащихся.
Несмотря на то, что мы признаем факт пагубного влияния контента сети Интернет на сознание детей и подростков, отрицать тот факт, что именно их приспособленность к работе с различными современными информационными источниками, социальными сетями и прочим стала серьезным подспорьем в данной ситуации, мы не можем.
Помимо прочего, если не брать в расчет международную санитарно-эпидемиологическую ситуацию, дистанционная форма образования - это уникальная возможность для многих, не только юных, но и взрослых людей получить знания и навыки того качества и в том количестве, как они того хотят.
Примером могут служить как многочисленные частные сайты, где вы можете найти репетитора в любой сфере, так и более серьезные образовательные платформы российских и не только учебных заведений, которые предоставляют возможность выбрать и пройти практически любой курс по любой дисциплине на ваш выбор и получить по окончании сертификат о прохождении данного курса.
Стоит отметить, что на данный момент, несмотря на актуальность высшего образования, если мы зайдем немного дальше и посмотрим на вопрос с точки зрения рекрутинга, то увидим, что достаточно большой процент работодателей уделяет внимание тем самым сертификатам. Это происходит, на наш взгляд, по нескольким причинам.
Во-первых, наличие у человека сертификата о прохождении какого-либо курса говорит о его всестороннем развитии и желании постоянно самосовершенствоваться. Во-вторых, наличие дополнительных навыков и знаний, даже не по специальности, всегда говорит в пользу человека. В- третьих, такое образование ценится больше, нежели «обязательное», поскольку для его получения требуется затратить куда больше усилий, и, что еще важнее, самому захотеть его получить.
С древнейших времен люди стремились получать знания, и даже расстояния не являлись фактором, мешающим процессу. Система дистанционного образования развивалась достаточно быстро: от почтовых пересылок до первых факультетов заочного обучения. Как любой формат образовательного процесса, дистанционное обучение имеет свои преимущества и недостатки, однако отрицать его своевременность и удобство в использовании как в аудиторных условиях, так и в условиях локдауна, нельзя.
Таким образом, мы видим, что актуальность дистанционной формы образования с каждым годом лишь повышается под влиянием социокультурных факторов и развития человечества в целом. Главным проблемой в данном случае является стабилизация и повышение качества образования, получаемого в данном формате.
Целью настоящей работы является разработка алгоритма успешного использования спектра технологий дистанционного обучения в рамках современной системы образования.
Задачами настоящей работы являются:
• изучить историю возникновения идеи дистанционного формата образования в отечественной и зарубежной системах образования;
• раскрыть понятия дистанционного образования и его специфики;
•
особенности;
• продемонстрировать примеры актуализации технологий
дистанционного образования в личностном развитии;
• продемонстрировать примеры актуализации технологий дистанционного образования в рамках образовательного процесса в условиях современной школы.
В качестве объекта нашего исследования будем рассматривать применение системы технологий дистанционного образования в условиях современного общества.
Предметом исследования является продуктивность применения технологий дистанционного обучения.
Основными методами, используемыми в работе, являются теоретические: анализ, синтез, обобщение; эмпирические: наблюдение; экспериментальные: метод опытного обучения.
В наши дни цифровому обществу, а также цифровым технологиям в обучении, уделено большое количество публикаций как научных, так и публицистических. Само же изучение образования началось несколько веков назад. Далее это знание развивалось путем открытия новых форм и форматов обучения. С развитием цифрового образования идет и становление научных взглядов на цифровизацию образования. Теоретической основой исследования стали работы таких авторов, как А.М.Новиков , Г.М.Романцев , Дж. Симан , Л.К. Гаврилова , У.Норицугу5 , Т.С. Панина и Н.В. Павельева . Практически значимы труды современных ученых, которые комплексно исследовали вопросы развития цифрового общества, таких как А. Аверьянов и А. Агеев , А. Карцхия , К.Б. Мальсагова , Ю.С. Еремина11.
Данная работа включает в себя и мой собственный опыт, который я получил, работая в общеобразовательной школе. Моя занятость в сфере образования дала мне возможность использовать в этой выпускной квалификационной работе информацию, полученную в течение учебного года в качестве учителя: был проведен опрос обучающихся 8-9 классов, получен опыт работы в условиях дистанта, а также опыт использования современной платформы «Сетевой Город. Образование».
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении определяются актуальность проблемы, цели и задачи исследования.
В первой главе «Сущность дистанционного формата образования и его характеристики» раскрывается сущность дистанционного формата образования и специфика его развития на в отечественной и зарубежной системах образования.
Во второй главе «Актуализация дистанционного формата обучения в рамках современного образовательного процесса» рассматриваются спектр технологий дистанционного обучения, анализируется применение отдельных технологий с целью личностного развития, изолированно от образовательного процесса в школе, а также применение технологий дистанционного обучения непосредственно в условиях современной российской школы.
В заключении обобщаются полученные результаты и делаются общие выводы.
Актуальность данной работы заключается в реализации результатов исследования в условиях, характеризующих современный социокультурный период развития общества. В связи с возникновением и распространением вируса Covid-19 , возникла острая необходимость в развитии и совершенствовании системы дистанционного образования.
Стоит признать, что в отличие от зарубежных учебных заведений, определенный процент российских школ оказался не готов к подобным испытаниям. Основной проблемой для нашей системы образования стала техническая неукомплектованность классов информатики и школ в целом. И, если в крупных городах смогли не быстро, но адаптироваться к новым условиям, то на периферии вопрос встал достаточно серьезно.
Стоит также отметить, что проблемы с техникой возникли не только у самих образовательных учреждений, но и у каждого обучающегося отдельно. Поскольку сам принцип дистанционного обучения предполагает ежедневную, многочасовую связь учащихся с педагогами, мы понимаем, что данная формулировка подразумевает под собой наличие с обеих сторон средств связи (компьютера, ноутбука, планшета), оборудованных камерой, микрофоном и, в идеале, наушниками.
К сожалению, полный комплект оборудования может быть приобретен не всегда, исходя из чего возникают перебои со связью и, как следствие, проблемы в обучении. Помимо этого, отечественная образовательная платформа «Сетевой город» оказалась не готова к настолько серьезному перегрузу, поэтому определенного рода проблемы возникли с этой стороны.
Стоит, однако, признать, что ситуация с каждым днем становится все лучше, и в этом прогрессе заслуга не только государства, которое выделяет средства из бюджета на техническое оборудование классов, но и самих субъектов образовательного процесса, а именно родителей, учителей и, разумеется, учащихся.
Несмотря на то, что мы признаем факт пагубного влияния контента сети Интернет на сознание детей и подростков, отрицать тот факт, что именно их приспособленность к работе с различными современными информационными источниками, социальными сетями и прочим стала серьезным подспорьем в данной ситуации, мы не можем.
Помимо прочего, если не брать в расчет международную санитарно-эпидемиологическую ситуацию, дистанционная форма образования - это уникальная возможность для многих, не только юных, но и взрослых людей получить знания и навыки того качества и в том количестве, как они того хотят.
Примером могут служить как многочисленные частные сайты, где вы можете найти репетитора в любой сфере, так и более серьезные образовательные платформы российских и не только учебных заведений, которые предоставляют возможность выбрать и пройти практически любой курс по любой дисциплине на ваш выбор и получить по окончании сертификат о прохождении данного курса.
Стоит отметить, что на данный момент, несмотря на актуальность высшего образования, если мы зайдем немного дальше и посмотрим на вопрос с точки зрения рекрутинга, то увидим, что достаточно большой процент работодателей уделяет внимание тем самым сертификатам. Это происходит, на наш взгляд, по нескольким причинам.
Во-первых, наличие у человека сертификата о прохождении какого-либо курса говорит о его всестороннем развитии и желании постоянно самосовершенствоваться. Во-вторых, наличие дополнительных навыков и знаний, даже не по специальности, всегда говорит в пользу человека. В- третьих, такое образование ценится больше, нежели «обязательное», поскольку для его получения требуется затратить куда больше усилий, и, что еще важнее, самому захотеть его получить.
С древнейших времен люди стремились получать знания, и даже расстояния не являлись фактором, мешающим процессу. Система дистанционного образования развивалась достаточно быстро: от почтовых пересылок до первых факультетов заочного обучения. Как любой формат образовательного процесса, дистанционное обучение имеет свои преимущества и недостатки, однако отрицать его своевременность и удобство в использовании как в аудиторных условиях, так и в условиях локдауна, нельзя.
Таким образом, мы видим, что актуальность дистанционной формы образования с каждым годом лишь повышается под влиянием социокультурных факторов и развития человечества в целом. Главным проблемой в данном случае является стабилизация и повышение качества образования, получаемого в данном формате.
Целью настоящей работы является разработка алгоритма успешного использования спектра технологий дистанционного обучения в рамках современной системы образования.
Задачами настоящей работы являются:
• изучить историю возникновения идеи дистанционного формата образования в отечественной и зарубежной системах образования;
• раскрыть понятия дистанционного образования и его специфики;
•
особенности;
• продемонстрировать примеры актуализации технологий
дистанционного образования в личностном развитии;
• продемонстрировать примеры актуализации технологий дистанционного образования в рамках образовательного процесса в условиях современной школы.
В качестве объекта нашего исследования будем рассматривать применение системы технологий дистанционного образования в условиях современного общества.
Предметом исследования является продуктивность применения технологий дистанционного обучения.
Основными методами, используемыми в работе, являются теоретические: анализ, синтез, обобщение; эмпирические: наблюдение; экспериментальные: метод опытного обучения.
В наши дни цифровому обществу, а также цифровым технологиям в обучении, уделено большое количество публикаций как научных, так и публицистических. Само же изучение образования началось несколько веков назад. Далее это знание развивалось путем открытия новых форм и форматов обучения. С развитием цифрового образования идет и становление научных взглядов на цифровизацию образования. Теоретической основой исследования стали работы таких авторов, как А.М.Новиков , Г.М.Романцев , Дж. Симан , Л.К. Гаврилова , У.Норицугу5 , Т.С. Панина и Н.В. Павельева . Практически значимы труды современных ученых, которые комплексно исследовали вопросы развития цифрового общества, таких как А. Аверьянов и А. Агеев , А. Карцхия , К.Б. Мальсагова , Ю.С. Еремина11.
Данная работа включает в себя и мой собственный опыт, который я получил, работая в общеобразовательной школе. Моя занятость в сфере образования дала мне возможность использовать в этой выпускной квалификационной работе информацию, полученную в течение учебного года в качестве учителя: был проведен опрос обучающихся 8-9 классов, получен опыт работы в условиях дистанта, а также опыт использования современной платформы «Сетевой Город. Образование».
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении определяются актуальность проблемы, цели и задачи исследования.
В первой главе «Сущность дистанционного формата образования и его характеристики» раскрывается сущность дистанционного формата образования и специфика его развития на в отечественной и зарубежной системах образования.
Во второй главе «Актуализация дистанционного формата обучения в рамках современного образовательного процесса» рассматриваются спектр технологий дистанционного обучения, анализируется применение отдельных технологий с целью личностного развития, изолированно от образовательного процесса в школе, а также применение технологий дистанционного обучения непосредственно в условиях современной российской школы.
В заключении обобщаются полученные результаты и делаются общие выводы.
Таким образом, дистанционное обучение, в наиболее общей трактовке, - это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия учащихся с преподавателем и друг с другом средствами информационно-коммуникативных технологий, имеющий свою специфику: высокий уровень самоконтроля, самомотивированность обучающегося, простой доступ к процессу и другое.
В отличие от онлайн-обучения, дистанционное обучение подразумевает зависимость процесса от местонахождения его субъектов и визуальный контакт с преподавателем.
Дистанционное обучение является неотъемлемой частью современной системы образования. Востребованность новой формы обучения растёт с каждым годом. В рамках школы существует определенное количество причин данной тенденции, а именно:
1. На данный период развития школьного образования, многие старшеклассники и не только, имеют сильное стремление, и теперь и возможность, изучать некоторые предметы более углубленно, нежели они преподаются в рамках школьной программы.
2. Дистанционное обучение дает возможность получать качественное образование тем, у кого нет возможности посещать образовательные учреждения по разным причинам, среди которых ограниченные возможности здоровья и большая удаленность от населенных пунктов.
3. Острая нехватка квалифицированных педагогических работников, что провоцирует желающих получить качественные знания искать более компетентных специалистов в сети Интернет.
4. Дистанционное обучение является незаменимым в периоды различных бедствий и эпидемий, как показали события недавнего времени .
5. Дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения.
6. Дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.
В современной системе никто не препятствует учителю, ученику пользоваться широкими возможностями информационных технологий, Интернет-ресурсами. Но в этом случае средства информационных технологий выступают именно как средства обучения в определенной образовательной системе.
Речь же идет о новой образовательной системе - дистанционной, предусматривающей, как и любая другая образовательная система, цели, содержание, методы (педагогические технологии), организационные формы и средства обучения, но в данной форме на основе компьютерных телекоммуникаций, которые, кстати, позволяют в данном случае значительно шире и эффективнее использовать возможности Интернет-ресурсов.
К сожалению, приходится констатировать, что, видимо, не в последнюю очередь благодаря тому, что дистанционное обучение предложено у нас считать просто одной из технологий обучения, не требующих соответственно к себе особого внимания, эта форма обучения в школах России почти не развивается. В высших учебных заведениях страны она используется уже довольно широко, в основном усилиями самих учебных заведений.
Дистанционное образование - это незаменимая на сегодняшний день форма обучения, благодаря которой фактически любой житель нашей планеты, при условии наличия необходимого оборудования, имеет возможность получить те знания и умения, которые хочет, того объема и качества, которые ему необходимы. При этом существует огромное количество информационных ресурсов, предлагающих бесплатные образовательные услуги, что значительно облегчает процесс получения знаний для тех, у кого нет возможности нанимать дорогих репетиторов.
В отличие от онлайн-обучения, дистанционное обучение подразумевает зависимость процесса от местонахождения его субъектов и визуальный контакт с преподавателем.
Дистанционное обучение является неотъемлемой частью современной системы образования. Востребованность новой формы обучения растёт с каждым годом. В рамках школы существует определенное количество причин данной тенденции, а именно:
1. На данный период развития школьного образования, многие старшеклассники и не только, имеют сильное стремление, и теперь и возможность, изучать некоторые предметы более углубленно, нежели они преподаются в рамках школьной программы.
2. Дистанционное обучение дает возможность получать качественное образование тем, у кого нет возможности посещать образовательные учреждения по разным причинам, среди которых ограниченные возможности здоровья и большая удаленность от населенных пунктов.
3. Острая нехватка квалифицированных педагогических работников, что провоцирует желающих получить качественные знания искать более компетентных специалистов в сети Интернет.
4. Дистанционное обучение является незаменимым в периоды различных бедствий и эпидемий, как показали события недавнего времени .
5. Дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения.
6. Дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.
В современной системе никто не препятствует учителю, ученику пользоваться широкими возможностями информационных технологий, Интернет-ресурсами. Но в этом случае средства информационных технологий выступают именно как средства обучения в определенной образовательной системе.
Речь же идет о новой образовательной системе - дистанционной, предусматривающей, как и любая другая образовательная система, цели, содержание, методы (педагогические технологии), организационные формы и средства обучения, но в данной форме на основе компьютерных телекоммуникаций, которые, кстати, позволяют в данном случае значительно шире и эффективнее использовать возможности Интернет-ресурсов.
К сожалению, приходится констатировать, что, видимо, не в последнюю очередь благодаря тому, что дистанционное обучение предложено у нас считать просто одной из технологий обучения, не требующих соответственно к себе особого внимания, эта форма обучения в школах России почти не развивается. В высших учебных заведениях страны она используется уже довольно широко, в основном усилиями самих учебных заведений.
Дистанционное образование - это незаменимая на сегодняшний день форма обучения, благодаря которой фактически любой житель нашей планеты, при условии наличия необходимого оборудования, имеет возможность получить те знания и умения, которые хочет, того объема и качества, которые ему необходимы. При этом существует огромное количество информационных ресурсов, предлагающих бесплатные образовательные услуги, что значительно облегчает процесс получения знаний для тех, у кого нет возможности нанимать дорогих репетиторов.
Подобные работы
- Методика использования информационных технологий в дистанционном обучении физике в школе
Магистерская диссертация, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4400 р. Год сдачи: 2022 - Особенности и перспективы дистанционного обучения в системе высшего образования
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2023 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Организация оценки качества дистанционного обучения в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Применение дистанционных образовательных технологий для подготовки и аттестации слушателей (на примере ФБУЗ «ЦГиЭ»)
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Стратификационные барьеры в дистанционном образовании
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Дистанционное обучение английскому языку детей с ОВЗ в условиях надомного обучения в рамках реализации ФГОС
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2023 - ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫМ ОБУЧЕНИЕМ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Методическое обеспечение дисциплины «Педагогическое применение мультимедиа», реализуемой дистанционными образовательными технологиями
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017



