Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культурный потенциал города Барнаул как база для организации экскурсионной деятельности

Работа №88318

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы89
Год сдачи2021
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
201
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1Понятие и классификация экскурсии. Технология подготовки и
методические приемы проведения экскурсии 5
1.2Нормативные правовые акты, регулирующие сферу экскурсионной
деятельности 19
1.3Значение и роль экскурсионного туризма в сфере образования и
культурного просвещения 25
2АНАЛИЗ ТУРИСТСКОЙ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ И ЭКСКУРСИОННОГО
РЫНКА ГОРОДА БАРНАУЛА 31
2.1Характеристика туристской ресурсной базы города Барнаула 31
2.2Рынок экскурсионных услуг города Барнаула 38
3ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИОННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ГОРОДУ БАРНАУЛУ 50
3.1Актуальность разработки искусствоведческой экскурсионной программы в
городе Барнауле 50
3.2Определение цели, задач и темы экскурсии. Отбор литературы и туристских
объектов 56
3.3Составление маршрута экскурсии и технологической карты, определение
методических приемов проведения экскурсии 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 76

Туристская деятельность, и в частности экскурсионная деятельность, как одна из составляющих туристской услуги, является одной из важнейших социально-общественных аспектов развития культуры и общества.
Актуальность темы заключается в том, что экскурсионная услуга, как инструмент влияния на общество, имеет огромный потенциал применения в культурно-просветительской и образовательной сфере. Искусствоведческие экскурсионные программы могут широко использоваться для расширения кругозора и знаний в сфере культуры не только среди туристов, тем самым развивая внутренний туризм, но и среди местного населения, и в том числе у учащихся учебных заведений разных уровней (школ, колледжей, вузов).
Проблема заключается в недостаточной изученности влияния искусствоведческой экскурсионной деятельности на сферу образования и культуры, и как следствие слабое использование этого инструмента развития общества.
Объект исследования - культурный потенциал города Барнаула.
Предмет исследования - использование культурного потенциала города в организации экскурсионной деятельности .
Цель: изучить культурный потенциал города Барнаула в контексте использования культурно-исторических ресурсов в экскурсионной деятельности в сфере образования и культурного просвещения. .
Задачи:
1.Рассмотреть теоретические основы экскурсионной деятельности, подготовку и проведение экскурсии;
2.Изучить нормативные правовые акты в сфере экскурсионной деятельности;
3.Определить значимость экскурсионной деятельности в сфере образования и культурного просвещения;
4.Проанализировать туристскую ресурсную базу города Барнаула;
5.Проанализировать экскурсионный рынок города Барнаула;
6.Провести онлайн-анкетирование на предмет известности культурно-исторических ресурсов города Барнаула;
7.Основываясь на проведенном анализе, спроектировать искусствоведческую экскурсионную программу в городе Барнауле.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, исторический метод, прогнозирование, метод системного подхода, изучение и реферирование литературных источников.
Результат проделанной исследовательской работы возможно будет использовать при дальнейшем изучении влияния туризма, и экскурсионной деятельности в частности, на сферу образования и культурного просвещения, а также на практике при составлении иных экскурсионных программ, базирующихся на культурно-исторических ресурсах города Барнаула.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Экскурсионная деятельность является важным инструментом влияния на развитие общества, которое можно активно использовать в сфере образования и культурного просвещения. Искусствоведческие экскурсионные программы могут широко использоваться для расширения кругозора и знаний в сфере культуры не только среди туристов, но и среди местного населения, и в том числе у учащихся учебных заведений разных уровней (школ, колледжей, вузов).
В результате проделанной работы были решены следующие задачи:
1.Рассмотрены теоретические основы экскурсионной деятельности, подготовка и проведение экскурсии;
Экскурсионная деятельность является важной часть осуществления туристской услуги и при этом неотделима от туризма в общем понимании. Экскурсионная деятельность имеет обширную систему признаков, являющейся основополагающими для осуществления. Деятелями в сфере туризма была составлена обширная многоуровневая классификация, включающая в себя виды, группы и подгруппы экскурсий. За годы деятельности в сфере экскурсионного обслуживания были сформированы наборы инструментов - технологий подготовки и методический приемов проведения, а также созданы нормативные правовые акты, регулирующие осуществления экскурсионной деятельности. Все это делает экскурсионную деятельность важной для проведения исследований.
2.Изучены нормативные правовые акты в сфере экскурсионной деятельности;
Нормативно-правовое регулирование в сфере экскурсионного обслуживание в современной России проходило медленными темпами, что сильно препятствовало развитию данного вида туристской услуги. Как следствие, в то время, как страны -лидеры в туризме десятилетиями оттачивали экскурсионное дело в своей экономике, в России долгое время эта услуга оставалась на втором плане. Однако в последние годы правительство страны сменила свои взгляды на данный вид туристской услуги, и создало основу для ее развития.
3.Определена значимость экскурсионной деятельности в сфере образования и культурного просвещения;
Именно в научном подходе к организации экскурсионной деятельности и заключается образовательные и культурно-просветительские аспекты - развитие общества путем перестройки с простых выводов на сложную мыслительную деятельность вкупе с духовной памятью и широким диапазоном культурных ценностей. Необходимо создавать школьные и студенческие экскурсионные бюро, приобщать студентов и школьников к участию в разрабатываемых экскурсионных маршрутах Культурно-исторические
туристские ресурсы города Барнаул необходимо транслировать в общество. Современные научные подходы к работе объектов культуры, музеев, туристских фирм, образовательных учреждений, получая государственную поддержку, могут обеспечить такую трансляцию Качественная подача культурной информации способствует развитию индустрии туризма, а туризм способствует трансляции высоких духовно-эстетических ценностей и самобытность каждого региона.
4.Проанализирована туристская ресурсная база города Барнаула;
Культурно-исторические туристские ресурсы являются самыми распространенными туристскими ресурсами на территории города Барнаула . Техническое состояние многих ценных с точки зрения туризма объектов находятся в состоянии не соответствующем их исторической и познавательной ценности. Город Барнаул обладает ресурсами, требующимися для разработки искусствоведческой экскурсионной программы и использование ее в образовательной и культурно-просветительской деятельности.
5.Проанализирован экскурсионный рынок города Барнаула;
В результате анализа были выявлен две основные проблемы: 1) В настоящее время на рынке экскурсионных услуг в большей степени предлагаются лишь обзорные экскурсии или отдельные экскурсии по музеям, но при этом практически полностью отсутствуют комплексные тематические познавательные экскурсионные программы, а ведь именно они в современных условиях и определяют уровень развития экскурсионных услуг. Темпы появления новых видов экскурсий очень низкие. Основным направлением деятельности отдела по развитию туризма администрации города является развитие туркластера "Барнаул - горнозаводской", а иные виды возможных тематических экскурсий остаются в стороне. Так например в городе не проводится ни одна комплексная искусствоведческая экскурсионная программа, при тех условиях, что город обладает большим количеством театров, галерей, музеев культуры и искусства. 2) Одна из основных проблем развития экскурсионной индустрии в городе Барнауле - недостаток профессиональных и опытных экскурсоводов на рынке. В ситуации отсутствия штатных
экскурсоводов, многие турфирмы города вынуждены обращаться к "свободным" экскурсоводам, которые, зачастую предоставляют сильно
"устаревшие" маршруты, тем самым не позволяя рынку развиваться.
6.Проведено онлайн-анкетирование на предмет известности культурно-исторических ресурсов города Барнаула;
В результате онлайн-опроса было выявлено, что большой процент опрошенных респондентов, являющиеся преимущественно студентами и школьниками, учащиеся в учебных заведениях города, заинтересованы в посещении объектов культуры и искусства города Барнаула. Можно с уверенностью заявить, что проектирование искусствоведческой экскурсионной программы в городе Барнауле актуально. Организация искусствоведческий экскурсионных программ способно решить проблемы развития и туризма, и культуры, и образования, способствуя выполнению муниципальных программ администрации города Барнаула.
7.Спроектирована искусствоведческая экскурсионная программа в городе Барнауле.
В результате двухэтапной работы, включающей в себя: формулировку цели, задач и темы экскурсии, отбор литературы и экскурсионных объектов, проектирование маршрута экскурсии, составление схемы маршрута и технологической карты согласно ГОСТу, был разработан проект искусствоведческой экскурсионной программы, актуальность которого обусловлен дальнейшим использованием разработанной экскурсионной программы в муниципальных программах города Барнаула.
Результат проделанной исследовательской работы можно будет использовать при дальнейшем изучении влияния туризма, и экскурсионной деятельности в частности, на сферу образования и культурного просвещения, а также на практике при составлении иных экскурсионных программ, базирующихся на культурно-исторических ресурсах города Барнаула.
Разработанную экскурсионную программу возможно использовать для реализации муниципальный программ города Барнаула "Развитие культуры города Барнаула на 2015 - 2024 годы" и "Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 2015 - 2024 годы".


1.ГОСТ P 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг - Взамен ГОСТ Р 50681-94 ; введ. 01.07.2011. - Москва: Стандартинформ, 2010. - 15 с.
2.ГОСТ Р 50681-94. Туристско-экскурсионное обслуживание.
Проектирование туристских услуг ; введ. 01.01.1995. - Москва: ИПК Изд-во стандартов, 1994. - 19 с.
3.ГОСТ Р 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования - Взамен ГОСТ Р 50690-94 ; введ. 01.07.2001. - Москва: ИПК Изд-во стандартов, 2000. - 7 с.
4.ГОСТ Р 50690-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские
услуги. Общие требования ; введ. 01.01.1995. - Москва: Издательство
стандартов, 1994. - 5 с.
5.ГОСТ Р 53522-2009. Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения ; введ. 15.12. 2009. - Москва: Стандартинформ , 2009. - 7 с.
6.ГОСТ Р 54604-2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования ; введ. 01.07.2012. - Москва: Стандартинформ, 2011. - 7 с.
7.Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон. - Москва: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, 1996. - 25 с.
8.Об утверждении краевой целевой программы "Культура Алтайского края" на 2011-2015 годы : Постановление Администрации Алтайского края [принято 19 ноября 2010 № 517] // Алтайская правда. - 2010. - с.
9.Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры города Барнаула на 2015 - 2024 годы" : Постановление Администрации города Барнаула Алтайского края. - Барнаул: Администрация города Барнаула Алтайского края, 2014. - 61 с.
10.Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования и молодежной политики города Барнаула на 2015 - 2024 годы" предпринимательства в городе Барнауле на 2015-2024 годы" :
Постановление Администрации города Барнаула Алтайского края. - Барнаул: Администрация города Барнаула Алтайского края, 2014. - 59 с.
12.Об утверждении программы "Развитие туризма в городе Барнауле на 2014 - 2018 годы" : Постановление Администрации города Барнаула Алтайского края. - Барнаул: Администрация города Барнаула Алтайского края, 2013. - 37 с.
13.Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Барнаула до 2025 года : Решение Барнаульской городской Думы Алтайского края. - Барнаул: Барнаульский городской Совет народных депутатов Алтайского края, 2013. - 88 с.
14.Постановление Администрации города Барнаула Алтайского края. - Барнаул: Администрация города Барнаула Алтайского края, 2014. - 129 с.
15.Абазян А.Г. Экскурсионная деятельность в туристской фирме: особенности организации / А.Г. Абазян, Ю.В. Костенко, Е.Б. Бледных // Курорты. Сервис. Туризм. - 2018. - №1 (38). - С. 6-7
16.Аксельрод В.И. Город как предмет школьного краеведения (О методическом наследии И. М. Гревса и Н. П. Анциферова) / В.И. Аксерольд // Первые открытые слушания "Института Петербурга". - 1994. - С. 1-3
17.Александрова А.Ю. Образование и туризм: аспекты взаимодействия / А.Ю. Александрова // Горизонты гуманитарного знания. - 2016. - №1. - С. 35-45
18.Анциферова А.И. Возможности использования культурно-исторических ресурсов для рекреационной деятельности в Барнауле / А.И. Анциферова // Молодежь - Барнаулу. - 2009. - №2. - С. 294-29
19.Баранов А.С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма: Учебник / А.С. Баранов, Е.И. Богданова - М.: ИНФРА-М, 2012. - 384с.
20.Башин Ю.Б. Экскурсионная деятельность в индустрии гостеприимства: Учебное пособие для вузов / Ю.Б. Башин, А.В. Зайцев, Л.В. Баумгартен. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 204 с.
21.Беспалова Н.Н. Особенности развития рынка экскурсионных услуг в городе Барнауле / Н.Н. Беспалова // Вестник алтайской науки. - Барнаул. - 2014. - №2. - С. 153-156
22.Веденин Ю.А. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия / Ю.А. Веденин, М.Е. Кулешова - М.: Институт Наследия, 2004. - 620 с.
23.Герд В.А. Экскурсионное дело / В.А. Герд - М.: Инфра-М, 2013. - 248 с.
24.Емельянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов - М: Советский спорт, 2007. - 216 с.
25.Исаев В.В. Туристско-рекреационные ресурсы Барнаула и его пригородов / В.В. Исаев, А.Н. Дунец // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - Барнаул. - 2014. - №18. - С. 54-58
26.Катунова В.В. Экологическое образование и туризм: пути интеграции / В.В. Катунова // Интеграция образования. - 2011. - №3. - С. 38-43
27.Кривцова В.А Особенности экскурсионной деятельности как объекта предпринимательской деятельности / В.А. Кривцова // Сборник материалов международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 235-240
28.Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и
методологические основы / К.В. Кулаев. - М.: Турист, 2012. - 96 с.
29.Курило Л.В. Основы экскурсионной деятельности: учебное пособие / Л.В. Курило, Е.В. Смирнова - М.: Советский спорт, 2012. - 208 с.
30.Кусков А.С. Рекреационная география / А.С. Кусков - М.: Флинта, 2005. - 493 с.
31.Мирзеханова З.Г. Кадастр туристических ресурсов в системе управления рекреационным природопользованием / З.Г. Мирзеханова // Вестник Национальной академии туризма. - 2009. - № 4. - С. 34-37
32.Панасюк Е.А. Возможности туризма в образовании и воспитании школьников / Е.А. Панасюк, М.С. Трискова // Вестник Донецкого педагогического института. - 2017. - №3. - С. 155-161
33.Портнова Т.В. Искусствоведческий анализ как основной компонент
экскурсий, связанных с объектами культурно-художественного наследия / Т.В. Портнова // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири MAGISTER DIXIT. - 2014. - №2. - С. 76-84
34.Портнова Т.В. Методы актуализации научной информации в экскурсиях на искусствоведческую тематику (экскурсии и культурное наследие в современном мире) / Т.В. Портнова // PARADIGMATA POZNANI. - 2015. - №4. - С. 60-64
35.Романов Н.И. О задачах и методах экскурсий по искусству / Н.И. Романов // Экскурсионный вестник. - 1916. - № 2.
36.Ротанова И.Н. Подходы к разработке системы показателей оценки историко-культурного наследия в модели кадастра туристских ресурсов / И.Н. Ротанова, Н.Ф. Харламов // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. - 2014. - №1. - С. 18-22
37.Степанская Т.М. Использование в сфере образования духовно-эстетических туристских ресурсов региона (на примере Алтайского края) / Т.М. Степанская, А.Г. Сепанская // Культурное наследие Сибири. - Барнаул. - 2012. - №13. - С. 100-106
38.Судороженко А.В. Функции и роль образовательного туризма / А.В. Судороженко // Вестник университета. - 2013. - №16. - С. 94-98
39.Тулиганова И.В. Город как культурный ландшафт / И.В. Тулиганова // Вестник ПАГС. - 2007. - №13. - С. 163-168
40.Харламов С.В. Туристское регионоведение. Алтайский край / С.В. Харламов - Барнаул: Алтайская государственная академия культуры и искусств, 2015. - 263 с.
41.Peter E. Conceptualizing Educational Tourism and the Educational Tourism Potential (evidence from ASEAN countries) // Advances in Economics, Business and Management Research (AEBMR). - 2018. - vol. 39. - P. 343-348
42.Pittman J. Globalizing Educational Tourism and World Learning Communities in Higher Education to Advance Intercultural Awareness, Language Policy, Curriculum and Teacher Competencies // Journal of Tourism & Hospitality. -
2020.- vol. 5. - P. 1-5
43.Tomasi S. Educational Tourism and Local Development: The Role of Universities // MDPI: Sustainability. - 2020. - vol. 12. - P. 1-15
44.Voleva I. Origin and characteristics of educational tourism // Economics and Management. - 2020. - XVII(2). - P. 185-192
45.Барнаул [Электронный ресурс]: официальный сайт города Барнаул. - Режим доступа: https://barnaul.org. - Загл. с экрана.
46.ВизитАлтай [Электронный ресурс]: информационный портал о туризме в Алтайском крае. - Режим доступа: https://visitaltai.info. - Загл. с экрана.
47.Общероссийский генеральный реестр туристических агентств [Электронный ресурс]: реестр туристских агентств Российской Федерации. - Режим доступа: https://reestr-ta.ru. - Загл. с экрана.
48.Турстат [Электронный ресурс]: российский информационный портал о туризме. - Режим доступа: http://turstat.com/o. - Загл. с экрана.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ