ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ТИПОЛОГИЯ «FAKE NEWS» 7
1.1. Понятие fake news: различные подходы 7
1.2. История fake news в журналистике 20
1.3. Технологии создания и распространения современных фейковых
новостей 33
1.4. Структура и типология фейковых новостей 38
1.5. Механизмы борьбы с фейковыми новостями 466
ГЛАВА 2. ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ
2.1. Цели и механизмы распространения фейковых новостей 54
2.2. Основные приемы и методы создания фейковых новостей 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В условиях современного общества, в котором царят технологии и новые медиа, становится все сложнее определить, где истина, а где - ложь. Сегодня скорость подачи информации играет важнейшую роль и преобладает над качеством. Это приводит к появлению fake news (фейков).
Распространение фейков приобрело массовый характер. Этим занимаются и рядовые пользователи социальных сетей, и редакции авторитетных средств массовой информации. В наше время вопрос необходимости фактчекинга и верификации стоит крайне остро.
Социальные медиа изменили механизмы распространения недостоверной информации в журналистике, ускорили её циркуляцию, расширили аудиторию и влияние на неё. Благодаря этому fake news стали мощным инструментом воздействия на общество, и характер данного воздействия может быть неоднозначным, как и мотивы создания данных материалов. Журналистика XXI века попала в ловушки, которые ей принесло развитие информационных технологий, и это проблема всего общества, поскольку сегодня не только журналисты, но и массовая аудитория включена в создание контента.
Фейки уже несколько лет являются реальностью современного медиапространства. Данный термин стал выражением 2017 года, согласно одному из старейших словарей Collins.
Данная работа посвящена исследованиям в области журналистики и касается изучения типов, функций и целей создания фейков.
Актуальность темы заключается в необходимости исследования типов, функций и целей создания fake news в связи с неоднозначностью трактовки данного термина, поскольку различные виды фейков существенно отличаются друг от друга.
Объект исследования - fake news как феномен современной медиасреды.
Предмет исследования - типы и цели создания фейков, методы их трансляции.
Цель работы заключается в изучении основных типов, функций и целей создания фейков, а также выявлении механизмов их трансляции в современном российском медиапространстве.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
1. Выявление основных механизмов распространения фейковых новостей для создания общих рекомендаций по предотвращению создания и распространения фейков;
2. Выяснение процесса преобразования сатирическими новостями целей вплоть до становления вредоносными фейками;
3. Изучение механизмов создания фейков;
4. Выявление основных целей создания и распространения фейковых новостей в крупных онлайн-СМИ.
Степень изученности темы. Данная тема исследовалась такими авторами публикаций о fake news, как О. Е. Головацкая, С. Н. Ильченко, И. В. Лебедева, А. Л. Петрс, Е. Е. Пронина, трудами которых мы руководствовались при написании теоретической части работы. Из зарубежных исследователей стоит отметить ученых Наньянского технологического университета, которые в исследовании «Определение «поддельных новостей»: типология научных определений» рассмотрели и реализовали термин «поддельные новости», исходя из анализа 34 научных статей, в которых использовался термин «поддельные новости» в период с 2003 по 2017 год.
Теоретико-методологическую базу исследования составили научные труды таких известных отечественных и зарубежных теоретиков и практиков журналистики, как: А. В. Белоедова, С. В. Богданов, О. Е. Головацкая, О. С. Иссерс, Е. Е. Пронина и др.
В то же время, на наш взгляд, еще недостаточно изучены механизмы трансляции фейков, и, кроме того, различные подходы к их типологизации, что и определило выбор темы.
Эмпирическую базу исследования составили 34 материала изданий «Лента.ру», электронной версии «Life.ru», «Московского комсомольца». Временные рамки исследования составил период с 2019 по 2021 год.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основные цели распространения сатирических новостей в качестве фейковых — стимулирование интереса и увеличения охвата аудитории с помощью искусственно созданных сенсаций, привлечение внимания к автору или платформе. Но, помимо этого, в качестве целей часто присутствуют идеологические и политические, направленные на дискредитацию отдельных политиков, политических объединений («Комсомольская правда», «Russia Today» и «Россия») или власти в целом; а также представителей иных национальностей («Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Аргументы недели», «Life.ru»), являются частью патриотической пропаганды («Life.ru», «Россия», «Звезда», («Комсомольская правда», «Московский комсомолец»). При этом некоторые СМИ меняют смысл фейков, если они не вполне соответствуют целям журналистов; фальсифицируют свои источники (А. Караулов, солгавший, что встречался с вымышленным китайским чиновником, А. Ионов, сославшийся на свои «коллег из США по линии комитета»),
2. В то же время многие издания не ставят никаких специальных
целей. Перепечатка сатирических новостей в качестве фейковых обусловлена следующими причинами: отсутствие проверки фактов вследствие журналистской небрежности; сознательное отсутствие проверки в желтых изданиях, так как им безразлично, верная новость или ложная.
3. Соответственно, функции сознательно распространяемых фейковых новостей - это трансформация социально-политического сознания социума путем призыва к эмоциям и личным убеждениям; навязывание определенной
точки зрения и воздействие на общество с целью формирования необходимых ценностных образцов поведения, норм, установок, стереотипов.
4. Фейки изобилуют различными средствами эмоциональной выразительности: различными тропами и стилистическими фигурами. Простые, «грубые» фейки выдержаны в разговорном стиле речи (материалы «Life.ru», «Московского комсомольца») с очень эмоциональной речью автора; более эффективные же по своему воздействию - публицистического, близкого к официально-деловому (к примеру, как материалы «Панорамы»), эмоции авторов открыто не демонстрируются, но как бы подразумеваются. Используемые фотографии/видео чаще не соответствуют тексту и взяты из других источников (и не из «Панорамы»), таким образом авторы усиливают эмоциональную выразительность (не фотография абстрактного китайца в материале о драке на «Бессмертном полке», а патриотичная фотография с акции с людьми в военной форме и детьми; не одинаковые безликие грузовики, а ЗИЛ, «гордость советского автопрома» крупным планом, и т.д.)
5. Первыми СМИ, перепечатывающими сатирические новости в качестве фейковых, были так называемые «желтые» издания; в нашем исследовании таковыми стали «Russia Today», «Life.ru», «Московский комсомолец», «Экспресс-газета» и другие. Такие СМИ, как правило, становятся причиной распространения фейковых новостей в других, более качественных изданиях.
6. Возможным каналом распространения фейковых/непроверенных материалов могут быть подборки поисковиков, таких как Yandex, Mail.ruили Google.
Методы исследования: общенаучные методы, структурно-функциональный анализ, качественный контент-анализ, элементы лингвостилистического анализа.
Новизна исследования:
1. В работе уточняются и конкретизируются понятия «фейк»,
«сатирические новости» в аспекте онлайн-журналистики.
2. В рамках данного исследования выявлены основные типы, функции и цели создания fake news.
Развитие информационных технологий, а вместе с тем и повышающаяся скорость распространения информации на сегодняшний день ставят ряд сложнейших задач как перед журналистами, так и перед политиками и органы государственной власти различных уровней. Скорость распространения информации, переработка и потребление контента сегодня вышли на совершенно новый уровень. Вместе с тем, стало сильнее проявляться деструктивное влияние данных процессов на общество.
Связано это, прежде всего, с тем, что распространение фейковых новостей меняет восприятие и оценку аудиторией информации и влияет на ее отношение к деятельности современных журналистов (как правило, меняя ее в негативную сторону). Исследование, проведенное BuzzFeed, говорит о том, что на сегодняшний день наиболее активная читательская аудитория - т.е., пользователей социальных сетей, - более склонна реагировать и распространять виральный новостной контент, который зачастую оказывается фейковым, и приковывает внимание читателя громкими заголовками. Согласно результатам настоящего исследования, данный контент зачастую оказывается тем или иным образом относящимся к политике.
Fake news в современном медиапространстве имеют куда большее значение, нежели просто «недостоверная или сфальсифицированная информация», дезинформация или мизинформация. Изучив все имеющиеся данные о фейковых новостях, мы пришли к выводу о том, что «фейк-ньюз» изначально не являются негативным или позитивным явлением; как и любая другая ложь, она может быть как вредоносной, созданной для причинения наибольшего ущерба чему бы то ни было, так и обычной фантазией - сатирой, пародией и просто развлекательным контентом.
Но важно понимать, когда фейки являются вредоносными. Это мало зависит от целей их создания и распространения, однако целиком и полностью - от указания авторов новостей на то, являются ли новости истинными или ложными.
Проблема вредоносности фейков заключается в том, что их весьма сложно проверить: информации в интернете в избытке, да и проверенные источники порой ошибаются. Даже следование советам, представленным в параграфе «Фактчекинг» настоящего исследования, не всегда помогает.
Исследователям еще предстоит выявить более совершенные способы выявления «фальшивых сенсаций». А до тех пор нет лучшего совета, чем относиться ко всему критически.
На сегодняшний день фейки эволюционируют и обретают более сложный характер. Появляются необычные, долгоживущие виды фейков - в частности, зомби-фейки: фейки, всплывающие время от времени в интернете и других медиа, даже после выполненного фактчека. Воскрешения зомби-фейков через несколько лет естественны во время кризисов, вновь и вновь возвращаются с новым контекстом - к примеру, многие националистские фейки преподносятся как «новая информация» в период обострения международных отношений или информационных войн. Судя по репостингу, пользователи продолжают в них верить, что и поддерживает этих «зомби» на ногах. Или, к примеру, в периоды социальной нестабильности (к примеру, в периоды роста недовольства деятельностью властей в результате принятия спорных, нелегитимных законопроектов) поддельными новостями начинают активнее пользоваться мошенники: в 2018 году в соцсетях стала популярной новость о пенсионере, который на «Волге» врезался во внедорожники чиновников, и ему «грозило» 15 лет лишения свободы. В соцсети «ВКонтакте» было опубликовано больше тысячи постов с этой новостью со ссылками на кошельки якобы благотворительных фондов; многие неравнодушные люди начали скидываться на адвоката для пенсионера. Подобным «зомби-фейком», к примеру, стал материал о «самоубийстве» Родченкова, опубликованный «Панорамой» 19 июня, но процитированный Ионовым и «RT» лишь 27 июня.
Одним из эффективных инструментов для борьбы с массовым распространением ложной информации является работа по повышению медиаграмотности и медиакомпетентности населения.
Для того, чтобы избежать непреднамеренной дезинформации аудитории, следует составить список сайтов, с которых не рекомендуется перепечатывать новости.
Выявление характерных маркеров фейков и их повсеместное распространение может послужить хорошим инструментом распознавания фейков журналистами, блогерами, преподавателями и студентами факультетов журналистики. Возможно, следование этим советам хоть немного поможет нам избежать дезинформации и её пугающих последствий.
11. 400 фейков кемеровского пожара: Почему люди так легко поверили в большую ложь после трагедии в ТРЦ «Зимняя вишня» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.alt.kp.ru/daily/26813/3849638/(дата обращения: 20.10.21)
12. Алабужин И. Н. Макрон против фейк-ньюс [Электронный ресурс] // Эксперт. 2019. №6. Режим доступа: https://expert.ru/expert/2019/06/makron-protiv- fejk-nyus/(дата обращения: 16.10.21)
13. Андриянов В.И., Левашов В.К., Хлопьев А.Т. «Слухи» как
социальный феномен // Социологические исследования. № 1. 1993. С. 82-88.
14. Белоедова А.В. О фактах и фактоидах в современных
журналистских текстах [Электронный ресурс] // Научные ведомости. 2015. № 24. Выпуск 28. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/o-faktah-i- faktoidah-v-sovremennyh-zhurnalistskih-(дата обращения: 16.10.21)
15. Беляева Е. А. Трамп злорадствует. «Фейк ньюс» приходит конец? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gosrf.ru/news/39827/(дата обращения: 17.10.21)
16. Богданов С. «Мерцающие» события: особенности фейковых
новостей и их место в стратегических коммуникациях [Электронный ресурс] // Век информации. Т.2. 2017 . Режим доступа:
http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1491298191_5825.pdf(дата обращения: 20.10.21)
17. Вартанова Е. Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ
[Электронный ресурс] // Информационное общество. 2008. №5-6. Режим
доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc(дата обращения 22.05.2021)
18. Головацкая О.Е. . Информационная экспансия как скрытая угроза информационного пространства и инструмент целенаправленного воздействия на целевую аудиторию (варианты трактовки термина и негативные последствия) // Коммуникология. 2018 Том 6. №3. C.105-117.
19. Головацкая О.Е. Фейк как инструмент массовой дезинформации и одна из угроз информационного пространства // Г осударственное управление и развитие России: вызовы и возможности. Сборник статей международной конференц-сессии. Том 3 /под общ. ред. Г.Ю. Ивлевой. М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2018. C. 810-817.
20. Госдума приняла закон о борьбе с фейками и оскорблением государства [Электронный ресурс] // РИА Новости. 7 марта 2019 г. Режим доступа:https://ria.ru/20190307/1551613167.html (дата обращения: 16.10.21)
21. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. Даль, Т. 2. И-О. М.: Рус. яз.,1979. 812 с.
22. Джазоян А. Е. Иллюзия «пятой власти»: как социальные сети модернизируют журналистику // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2014. № 2. С. 93-100.
23. Жолудь Р. В. «Эра постправды» в западной журналистике: причины и последствия // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2018. № 3. С. 117-123.
24. Ильченко С.Н. Фейк в практике электронных СМИ: критерии достоверности [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2016. № 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2237(дата обращения: 17.10.21)
25. Ильченко С.Н. Фейк как политический формат в современной медиасреде // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. 2015. № 3 (43). C.98-100.
26. Иссерс О.С. Медиафейки: между правдой и мистификацией
[Электронный ресурс]// Коммуникативные исследования. 2014. №2. Режим
доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mediafeyki-mezhdu-pravdoy-i-
mistifikatsiey (дата обращения: 20.10.21)
27. Кара-Мурза С.Г. Россия и Запад: Парадигмы цивилизаций. М.: Академический проект, 2011. 232 с.
28. Киселев А. Г. Теория и практика массовой информации: подготовка и создание медиатекста. СПб.: Питер, 2011. 399 с.
29. Кихтан В.В., Качмазова З.Н., Информационная война: понятие, содержание и основные формы проявления // Вестник ВУиТ. 2018. №2. С. 25¬
30.
30. Клинкова Д. А. «Фейковые новости» в социальных сетях: проблемы и решения // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. XII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 1. Пенза, 2017. С. 233-235.
31. Клишин И.Н. Максимальный ретвит: Фейк-пропаганда на новом уровне [Электронный ресурс] // Ведомости. 2014. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/authors/ilya-klishin(дата обращения: 17.10.21)
32. Ковалев А.А. «Фейковые новости»: очередное массовое
помешательство или новая медиареальность [Электронный ресурс] //Контрапункт: журнал о политике и обществе. 2017. №7. Режим доступа: http://www.counter-point.org/7_kovalev/(дата обращения: 04.04.2021).
33. Корецкая О.В. Концепт post-truth как лингвистическое явление современного англоязычного медиадискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7-3(73). С. 136-138.
34. Корнев М.В. Фактчекинг: 5 надежных способов проверить
информацию [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://mediatoolbox.ru/factchecking/(дата обращения: 22.05.2019).
35. Коробейников В. С. Пирамида мнений: общественное мнение: природа и функции. М.: Молодая гвардия, 1981. 219 с.
36. Кошкарова Н.Н. Фейковые новости: креативное решение или мошенничество? // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. Вып. 2 (191). С. 14-18.
37. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. Справочное издание. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.
38. Кунгурова О. Г. Феномен медиафейка и его позиционирование в современных СМИ / О. Г. Кунгурова, Т. М. Карпыков // Журналистский ежегодник. 2016. №5. С. 77-78.
39. Лазутина Г. В. Жанры журналистского творчества: учебное пособие / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. М.: Аспект Пресс, 2011. 319 с.
40. Лебедева И.В. Фейк как социокультурное явление современного общества // Гуманитарные исследования. 2013№. 2. С. 157-165.
41. Лисенкова А. А. Социальные медиа: аттрактор новостей и
пространство манипуляций // Культура и образование: научно -
информационный журнал вузов культуры и искусств. 2017. №3 (26). С. 21-28.
42. Ляшенко, Д.И., Гринкевич, Е.В. "Фейковые новости":
лингвистические приемы воздействия [Электронный ресурс] // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. Режим доступа:
https: //nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43). pdf (дата обращения:
22.05.2021)
43. Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 7. М. : ОГИЗ РСФСР, Сов. энцикл., 1934. 888 с.
44. Маккуэйл Д. Журналистика и общество. М.: ИНФРА-М, 2013. 368 с.
45. Мохова Т. Ю. Факты и вымышленные персонажи в журналистике Марка Твена: особенности взаимодействия двух различных дискурсов // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2016. № 2. С. 246-255.
46. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. М.: Пер Сэ, 2001. 112 с.
47. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 2010. 312 с.
48. Нигматуллина К.Р. Ценность информации как предмет аксиологии журналистики // Медиа в современном мире. 2016. № 4. С. 154-156.
49. Павленков Ф.Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, составлен по Энциклопедическому Словарю Ф. Павленкова с соответствующими сокращениями в объяснении слов и добавлениями в их числе. 2-е издание. С.-Петербург Типография Ю. Н. Эрлих, 1917. 715 с.
50. Панченко Н.Н. Новостной контент: достоверность и
фикциональность новых медиа // Коммуникативное пространство культуры: материалы Междунар. науч. конф. в Орлов. гос. ин-те культуры. Орел: изд-во Орловского гоун-та, 2017. С. 225-228.
51. Панченко Н. Н. Фейк-новость в аспекте достоверности // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. 2013. Т. 8. №1. С. 164-169.
52. Первухин А.А. Теоретические аспекты понятия
«медиамистификация» // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2012 . № 32 (286). Вып. 71. С.82¬
85.
53. Петрова Н.А. Монетизация мистификации // Коммерсантъ ДЕНЬГИ. 2012. №12 [869]. С. 28-31.
54. Петерс А. Л. Своеобразие жанра литературной мистификации (на материале «Велесовой книги»): магистерская диссертация по направлению подготовки: 45.04.01. Филология. Барнаул, АлтГУ, 2016. 24 с.
55. Распопова С. С. Фейковые новости: Природа происхождения [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного университета. №11. 2017. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/v/feykovye-novosti- priroda-proishozhdeniya(дата обращения: 17.10.21)
56. Репкова Т. И. Новое время: как издавать профессиональную газету в демократическом обществе. М. : ГИПП, 2001. 468 c.
57. Соловьев А. И. Fake News как средство пропаганды: фальшивые новости признаются правдивыми, а реальные - фейками // Международная журналистика-2017: идея интеграции интеграций и медиа: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16 февраля 2017 г. Минск, 2017. С. 296-301.
58. Сорокин Ю.С. (ред.) Словарь русского языка XVIII века. АН СССР. Вып. 12. (Льстец — Молвотворство). СПб.: Наука, 2002. 1112 с.
59. Стариков А.Г. Масс-медиа современной России. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 250 с.
60. Суходолов А. П. «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия/ А. П. Суходолов, А. М. Бычкова // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6. № 2. С. 143-169.
61. Суходолов А. П. Феномен «фейковых новостей» в современном медиапространстве // Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты. 2017. №1. С. 87-106.
62. Тард Г. Общественное мнение и толпа. М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1999. 416 с.
63. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: НАука, 2002. 312 с.
64. Тилекматова А.Т. Особенности политической культуры
американского общества [Электронный ресурс] // Наука и новые технологии. 2014. № 1. Режим доступа: http://www.science-
journal.kg/media/Papers/nntiik/2014/1/nntiik-2014-N1-186-188.pdf.pdf (дата
обращения: 17.10.21)
65. Троицкая С. И. Информационный террор: воспринимать или жить? Ростов н/Д: Феникс, 2015. 205 с.
66. Хитрова Т. В., Цветаева Е.В. Роль и образ автора журналистского
произведения в структуре типичного американского издания «The Washington Post» [Электронный ресурс]. // Актуальные проблемы современной лингвистики. 2013. Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_23722448_25339333.pdf(дата обращения:
20.10.21)
67. Цаллер Д. Происхождение и природа общественного мнения. Пер. с англ. А. А. Петровой. М.: Ин-т Фонда «Обществ. мнение», 2004. 558 с.
68. Челышев В. С. Фейки: жизнь в лапше // Журналист. 2015. № 4. С.
86-87.
69. Чернышёва Н. С. Вообразить конфликт: как конструирование
ложных новостей формирует реактивную идентичность российских граждан //. «Лучшая студенческая статья 2017»: сб. ст. IX Международного
научнопрактического конкурса. Пенза: МЦНС «Наука и прросвещение», 2017. С. 197-202.
70. Чичирелли Д. ФЕИКБУК. Реальная история, основанная на настоящей лжи. М.: АСТ, 2013. 326 с.
71. Чудинов А.Н. (ред.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка СПб.: Издание книгопродавца В. И. Губинского, Типография С.Н. Худекова, 1894. 780 с.
72. Шагалова Е.Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века. М.: АСТ : Астрель, 2011. 1098 с.
73. Шварц М. И. Фактоиды как средство конструирования социальной реальности // Социально-гуманитарный вестник: всерос. сб. науч. тр.: специальный выпуск. Краснодар: Изд-во Краснодарск. ЦНТИ , 2011. С. 68-70.
74. Шпак Е. А. Поведение пользователей интернет-источников массовой коммуникации // Информационное общество. 2016. № 2. С. 19-25.
75. Шушпанова И. С. "Постправда" в социальной реальности: риски и угрозы// Социологические исследования. 2018. № 12. С. 94-104.
76. Allcott H., Gentzkow M. Social media and fake news in the 2016 election // Journal of Economic Perspectives. 2017. Vol. 31. №. 2. P. 211-236.
77. Baym G. From Cronkite to Colbert: The evolution of broadcast news. Boulder, CO: Paradigm Publishers, 2010. 197 p.
78. Blasio E., Kneuer M., Schunemann W., Sorice M. The Ongoing Transformation of the Digital Public Sphere: Basic Considerations on a Moving Target //Media and Communication. 2020. №. 8. P. 1-5.
79. Borden S.L., Tew C. The role of journalist and the performance of journalism: Ethical lessons from «fake» news (seriously) // Journal of Mass Media Ethics. 2007. Vol. 22. №. 4. P. 300-314.
80. Conroy N. J., Rubin V. L., Chen Y. Automatic deception detection: Methods for finding fake news //Proceedings of the Association for Information Science and Technology. 2015. Vol.52. №. 1. P. 1-4.
81. Marchi R. With Facebook, blogs, and fake news, teens reject journalistic «objectivity». Journal of Communication Inquiry, 2012. Vol. 36. №.3. P. 246-262.
82. McComiskey B. Post-truth rhetoric and composition. Boulder, US: University Press of Colorado, Utah State University Press, 2020. 312 p.
83. Randall D. The Universal Journalist: Expanded and Updated. Pluto Press, 2016. 292 p.
84. Phillips Br. Out in the great alone // ESPN. Available at:
http://www.espn.com/espn/feature/story/_/id/9175394/out-great-alone (accessed:
30.04.2020).
85. Siebert F. S., Peterson T., & Schramm W. Four Theories of the Press: The Authoritarian, Libertarian, Social Responsibility, and Soviet Communist Concepts of What the Press Should Be and Do. Urbana, US: University of Illinois Press, 1996. 211 p.
86. Silverman C., Singer-Vine J. (2016). Most Americans who see fake news believe it, new survey says // BuzzFeed News Available at: https://www.buzzfeednews.com/article/craigsilverman/fake-news-survey (accessed:
20.10.21)
87. Soroush Vosoughi, Deb Roy, Sinan Aral. Lies spread faster than the truth // Science. 2018. 9 Mar. Vol. 359. Issue 6380. pp. 1146-1151.
88. Tandoc Jr E.C., Lim Z.W., Ling R. Defining «fake news». A typology of scholarly definitions // Digital Journalism. 2018Vol. 6. №. 2. Pp. 137-153.
89. W. Lance Bennett. Public Opinion in American Politics. New York: Harcourt Brace Jovanovich,1980. P. 368.
90. Wardle, C., & Derakhshan, H. Information disorder: Toward an
interdisciplinary framework for research and policy making // Published by the Council of Europe. October 2017 Available at: https://rm.coe.int/information- disorder-toward-an-interdisciplinary-framework-for-researc/168076277c (accessed:
20.10.21)
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА:
1. Брацкий Я. ЗИЛ с мексиканской пропиской: за океаном возродили
производство знаменитых грузовиков [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа: https://tvzvezda.ru/news/2019761634-Sa4DR.html(дата
обращения: 13.10.2021)
2. Василишина Ю. «Пусть поделятся генофондом!»: Нижегородский аптекарь прокалывала презервативы перед продажей иностранным фанатам ЧМ-2018 [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа: https://www.nnov.kp.rU/daily/26852.7/3894466/(дата обращения: 13.10.2021)
3. Вечер с Владимиром Соловьевым. Профессор МГУ Андрей Сидоров: Запад обвинил Путина в неполиткорректности [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа: https://smotrim.ru/video/1917575(дата обращения: 13.10.2021)
4. Гонтермахер Б. Завод ЗИЛ успешно перезапустили новые владельцы в Мексике [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа: https://panorama.pub/20246-zavod-zil.html(дата обращения: 13.10.2021)
5. Гонтермахер Б. Китайский министр объяснил, почему не пожал
руку Анатолию Чубайсу [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа: https://panorama.pub/14511-kitajskij-ministr-obyasnil.html (дата
обращения: 13.10.2021)
6. Гонтермахер Б. В Нижнем Новгороде уволили продавщицу, продававшую иностранным болельщикам проколотые презервативы "для улучшения генофонда" [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим
доступа: https://panorama.pub/4712-v-nizhnem-novgorode-uvolili-
prodavshhitsu.html (дата обращения: 13.10.2021)
7. Гонтермахер Б. Тверская епархия РПЦ по ошибке позвала на
корпоратив группу "Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля" [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа: https: //panorama.pub/3581 -tverskaya-eparhiya-rpts .html (дата обращения:
13.10.2021)
8. Гонтермахер Б. Чубайс предложил ограничить бесплатное школьное
образование тремя классами [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа: https://panorama.pub/19561 -chubaj s-predlozhil-ogranichit.html (дата
обращения: 13.10.2021)
9. Гонтермахер Б. Родченков госпитализирован с нервным срывом [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа: https: //panorama.pub/4397-rodchenkov-gospitalizirovan-s-nervnym- sryvom.html (дата обращения: 13.10.2021)
10. Заякин А. Григорий Родченков совершил попытку самоубийства [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа: https://www.eg.ru/society/562899/(дата обращения: 13.10.2021)
11. «ЗиЛ» возродился за океаном [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/usedcars/zil-vozrodilsia-za- okeanom-5d1e09795a15c200c0fb181c(дата обращения: 13.10.2021)
12. Информация о мошенниках, водивших иностранцев в ненастоящий мавзолей, оказалась фейком [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа: https://tass.ru/proisshestviya/5350415(дата обращения: 13.10.2021)
13. Колмыкова Н. Нижегородская продавщица прокалывала
презервативы для улучшения генофонда [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа: https://360tv.ru/news/mundial-2018/nizhegorodskaja-
prodavschitsa-prokalyvala-prezervativy-dlja-uluchshenija-genofonda/ (дата
обращения: 13.10.2021)
14. Кожедубов А. Чубайс предложил ввести бесплатное образование только до третьего класса [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа:https://www.mk.ru/social/2020/08/13/chubays-predlozhil-vvesti-besplatnoe-obrazovanie-tolko-do-tretego-klassa.html (дата обращения: 13.10.2021)
15. Манн В. В Москве арестовали мошенников, водивших иностранцев
в фальшивый мавзолей [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа: https://panorama.pub/4746-v-moskve-arestovali-moshennikov-vodivshih-
inostrantsev-v-falshivyj-mavzolej.html (дата обращения: 13.10.2021)
16. Манн В. Китаец избил американца за отрицание победы СССР во Второй мировой войне [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа:https://panorama.pub/18360-kitaets-izbil-amerikantsa.html
17. Мицкелюнас А. ЕС потребовал добавить в мультфильм «Маша и
медведь» ЛГБТ-персонажей [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа: https://panorama.pub/news/es-potreboval-dobavit-v-multfilm-masha-i-
medvedi-lgbt-personazhej (дата обращения: 13.10.2021)
18. Продавец аптеки во время ЧМ-2018 прокалывала презервативы,
чтобы улучшить генофонд [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа: https://www.sport-express.ru/football/world/chempionat-mira-
2018/news/prodavec-apteki-vo-vremya-chm-2018-prokalyvala-prezervativy-chtoby- uluchshit-genofond-1432692/ (дата обращения: 13.10.2021)
19. Продавщица в Нижнем прокалывала презервативы для улучшения генофонда [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа: https://bloknot.ru/obshhestvo/prodavshhitsa-v-nizhnem-prokaly-vala-prezervativy- dlya-uluchsheniya-genofonda-594494.html(дата обращения: 13.10.2021)
20. Родченков попытался покончить с собой [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа:
https://lenta.ru/news/2018/06/27/rodya_danormalnovsyo/(дата обращения:
13.10.2021)
21. Романов В., Гатинский А., Немченко И., Губернаторов Е. Новость о самоубийстве Родченкова оказалась выдумкой сатирического сайта [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа:
https://www.rbc.ru/society/27/06/2018/5b3385579a79470d4df5af67 (дата
обращения: 13.10.2021)
22. Селиверстова Н. В Госдуме объяснили попытку самоубийства Родченкова [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа: https://ria.ru/20180627/1523498836.html (дата обращения: 13.10.2021)
23. «Сдали нервы»: СМИ сообщили о попытке суицида Родченкова
[Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/sport/2018/06/27/a_11816623 .shtml (дата обращения:
13.10.2021)
24. Сидорчик А. «Сдали нервы». Григорий Родченков снова пытался покончить с собой? [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа: https://aif.ru/sport/person/sdali_nervy_grigoriy_rodchenkov_snova_pytalsya_pokonc hit_s_soboy (дата обращения: 13.10.2021)
Стало известно о попытке Родченкова покончить с собой [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа:
https://iz.ru/760346/2018-06-27/stalo-izvestno-o-popytke-rodchenkova-pokonchit-s-soboi (дата обращения: 13.10.2021)
25. Треш-метал-группа по ошибке выступила на корпоративе РПЦ [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа: https://news.ru/culture/tresh-metal-gruppa-po-oshibke-vystupila-na-korporative-rpc/(дата обращения: 13.10.2021)
26. Федоров В. Разбавить "алкашню" иностранным генами.
Продавщица прокалывала презервативы [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа:
https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B8/1132961/razbavit_alkashniu_inostrannym_ghienami_prodavshchitsa_prokalyvala_prieziervativy (дата обращения: 13.10.2021)
2Т. Французская полиция задержала гражданина Китая, который сильно избил представителя Соединенных Штатов [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа:https://www.instagram.eom/p/BxS83u2A5Zb/ (дата обращения: 13.10.2021)
28. Экономист Делягин посвятил часть эфира нашей новости о заводе ЗИЛ в Мексике и на этой почве чуть не подавился слюной, проклиная чёртовых либералов и цитируя «главу нового завода, мексиканца» [Электронный ресурс] // Панорама. 2019. Режим доступа:
https://twitter.eom/ia_panorama/status/11Т20Т1061891846144 (дата обращения:
13.10.2021)