ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГАСТРОНОМИЧЕСКИХ ТУРОВ 5
1.1.Понятие гастрономического туризма 5
1.2.История и развитие гастрономического туризма 7
1.3.Технология организации и проведения гастрономических туров 14
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 20
2.1.Анализ потенциала развития гастрономического туризма в Алтайском
крае 20
2.2.Оценка рынка гастрономического туризма в Алтайском крае 24
2.3.Исследование потребительского спроса на гастрономические туры
(экскурсии) 31
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В
АЛТАЙСКОМ КРАЕ 39
3.1.Возможности расширения рынка гастрономического туризма в
Алтайском крае 39
3.2.Разработка гастрономического тура по территории Алтайского края 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Сегодня Алтайский край один из быстроразвивающихся в туристическом плане регионов России. Он привлекает своим туристско- рекреационным потенциалом все больше туристов: живописные реки, горные хребты, древние памятники истории и архитектуры, уникальные и вкусные еда и питье - все это влечет сюда туристов из многих регионов страны и стран зарубежья.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время Алтайский край рассматривается как центр не только санаторно-курортного и культурно-исторического туризма, но и гастрономического, который получил свое развитие с конца двадцатого века и по прогнозам специалистов в ближайшее время станет одним из приоритетных направлений региона.
Цель исследования нашей выпускной квалификационной работы - рассмотреть перспективы развития гастрономического туризма на территории Алтайского края.
Задачами исследования являются: изучить теоретические основы развития гастрономического туризма, проанализировать современное состояние гастрономического туризма в Алтайском крае, рассмотреть перспективы развития гастрономического туризма Алтайского края, разработать проект гастрономического тура по территории Алтайского края.
Объект исследования - гастрономический туризм Алтайского края.
Предмет исследования - гастрономический тур по территории Алтайского края.
Методология проведения работы включала следующие методы исследования: библиографический метод, метод терминологического
анализа, метод эмпирического обобщения, социологический метод. анкетирование.
Практическая значимость заключается в проектировании гастрономического тура по территории Алтайского края.
Новизна данной выпускной квалификационной работы проявляется в исследовании потребительского спроса на гастрономические туры.
При написании работы использовались труды Ангелиной И.А., Микулы Я.Д., Квартальнова В.А., Зорина И.В., Виноградова П.А., Прудниковой Н.Г., Третьяковой О.С., Масловой О.М., Танковой М.В.
Данная выпускная квалификационная работа структурирована по проблемному принципу. В первой главе рассматриваются теоретические основы организации гастрономических туров: дается определение данного вида туризма, рассматриваются история и развитие гастрономического туризма, а также производится анализ технологии организации гастрономического тура.
Во второй главе рассматривается современное состояние рынка гастрономического туризма Алтайского края. Проводится анализ потенциала развития гастрономического туризма в Алтайском крае. Оценивается рынок гастрономического туризма в данном регионе. Исследуется потребительский спрос на гастрономические туры по территории Алтайского края на основе анкеты, представленной в приложении 2.
В третьей главе рассматриваются перспективы развития гастрономического туризма в Алтайском крае и разработан гастрономичесий тур.
В ходе данной работы были решены поставленные задачи: проанализированы теоретические основы развития гастрономического туризма, рассмотрено современное состояние гастрономического туризма в Алтайском крае, рассмотрены перспективы развития гастрономического туризма Алтайского края, разработан проект гастрономического тура по территории Алтайского края.
Подводя итоги проведенной работы, мы пришли к следующим выводам.
1.Несмотря на большое многообразие определений гастрономического туризма, суть сводится к одному: основная цель гастрономического туризма - дегустация национальной пищи конкретной территории. Не стоит смешивать данную цель с желанием туриста попробовать как можно больше блюд какой-либо кухни. Основным направлением гастротура является дегустация блюда или напитка, который веками впитывал культуру местных жителей. И сквозь данную призму туристу дается возможность сложить собственное впечатление о территории, населении, его обычаях и традициях.
2.Организация гастрономического тура или услуги является серьезной задачей. Необходимо выбрать не только направление, набор основных и сопутствующих услуг, время и т.д., но и обеспечить полную безопасность потребителя. Это связано с несколькими факторами. Во- первых, новые и незнакомые для человека еда или питье, что является основополагающими компонентами гастрономического тура, сами по себе могут таить опасность: то, что является обыденной пищей для одних, для других может стать вредным для здоровья, а в некоторых случаях и смертельным. Во-вторых, необходим полный медицинский и санитарный контроль за продуктами, которые предлагаются в качестве угощений туристам. В-третьих, размещение туристов должно производится в
запланированных местах, чтобы избежать непредвиденных проблем, связанных с незапланированными контактами с местным населением. В- четвертых, необходимо подобрать персонал (сопровождающие лица и руководитель группы), который должен обладать навыками оказания первой медицинской помощи. Персонал инструктируется по технике безопасности и правилам нахождения в автобусе, в соответствующий журнал вносится запись о проведении инструктажа.
3.Алтайский край занимает особое место на гастрономической карте России. Широко известные алтайские продукты питания ассоциируются у потребителей с хорошим качеством, полезными свойствами и экологически чистым составом. Алтайские продукты питания - это предмет особой гордости в нашей стране. С лучшими образцами гастрономического творчества туристы могут познакомиться в местных ресторанах и на многочисленных фестивалях Алтайского края.
Социологический метод исследования позволил выделить следующие признаки гастрономического туризма на территории Алтайского края:
•Жители нашего края предпочитают отдых в других регионах, а не в Алтайском крае.
•Люди мало информированы как о самом существовании
гастрономических туров, так и об их специфике.
•У респондентов есть желание на потребление данного
туристского продукта.
•Главная причина, мотивирующая потенциального потребителя к гастрономическому путешествию - желание узнавать больше о каком-либо месте посредством национальной кухни.
•Отсутствие у людей желания платить большие суммы за гастрономическое путешествие.
Делая общий вывод, стоит отметить, что гастрономический туризм в Алтайском крае, имеет не только большие перспективы, но и ряд насущных проблем. На сегодняшний день гастрономический туризм в нашем регионе 50
развивается во взаимодействии с событийными мероприятиями. Необходимо создавать специализированные только на гастрономии туры. Но, с другой стороны, гастрономический туризм Алтайского края без его привязки к событийным мероприятиям или основным ниткам развивающихся брендовых маршрутов развивать довольно проблематично.
1.ГОСТ 32611-2014 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов. Режим доступа:
https:ZZdocs.cntd.ru/document/1200110997. - Заглавие с экрана.
2.ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование
туристских услуг (Переиздание). Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/1200083215. - Заглавие с экрана.
3.ГОСТ Р 50690-2017 Туристские услуги. Общие требования
(Переиздание). Режим доступа: https://docs.cntd.ruZdocument/1200157390. - Заглавие с экрана. Вот здесь закончил
4.ГОСТ Р 52113-2014 Услуги населению. Номенклатура
показателей качества услуг. Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/1200114171. - Заглавие с экрана.
5.ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги.
Основные положения. Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/1200077638. - Заглавие с экрана.
6.Александрова, А.Ю. География мировой индустрии туризма / Александрова А.Ю. // М.: МГУ, 1988. - 88 с.
7.Алтайская трапеза. Вкусные и здоровые рецепты от жителей Алтайского края под общей редакцией А.Н. Лукьянова. — Барнаул: Литера,
2013.— 300 с.
8.Ангелина, И.А. Основные дефиниции развития гастрономического туризма /Ангелина И.А., Микула Я.Д. // Проблемы и перспективы развития туризма в Южном Федеральном округе. Симферополь: Изд-во: ООО «Издательство Типография «Урал»». 2016. - С. 8-13. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_27181260_75592172.htm. -
Заглавие с экрана.
9.Бочваров, М. Туристский регион: новое содержание в старой форме / М. Бочваров, Ю. Ковалев // Теория и практика международного туризма. - М., 2003. - С. 85-103.
10.Егорова, Е. А. Гастрономический туризм как перспективное
направление развития туризма / Егорова Е. А., Лях О. А. // Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом. Из-во: Забайкальский государственный университет.
2016.С. 188-193. Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_29281284_97143227.pdf. - Заглавие с экрана.
11.Ефимов, С.Л. Ресторанный бизнес в России: технология успеха / Ефимов С.Л., Кучер Л.С. // М.: Росконсульт, 2007. - 512 с.
12.Зорин, И.В. Туризм как вид деятельности / И.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов // Учебник. М.: Финансы и статистика. 2005. - 288 с.
13.Иванов, В. Д. Гастрономический туризм как популярное
направление в туристской индустрии // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. Из-во: Челябинский государственный университет. 2018. Т. 3.№ 2. С. 39-49. Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_35559424_75165078.PDF. - Заглавие с экрана.
14.Квартальнов, В.А. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности / В.А. Квартальнов, И.В. Зорин, П.А. Виноградов. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 287 с.
15.Колодий, Н.А. Маркетинговые технологии в туризме: экономика ощущений и впечатлений / Колодий Н.А. // М.:Изд-во Юрайт, 2019. - 326 с.
16.«Кулинарное путешествие по Алтайскому краю» / Барнаул : ООО «АЗБУКА», 2015. - 184 с.
17.Лебедева, С. А. Возможные направления развития гастрономического туризма в Российской Федерации // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. Из-во: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»». 2017. С. 151-154. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_32258465_76293923.pdf. - Заглавие с экрана.
18.Липинская, В.А. Русское население Алтайского края. Народные традиции в материальной культуре (XVIII-XX вв.) / В.А. Липинская // - М.: Наука, 1987. - 224 с.
19.Малкандуева, Л. А. Перспективы развития гастрономического туризма / Малкандуева Л. А., Карданова Ф. Х. // Успехи современной науки и образования. Из-во: Клюев Сергей Васильевич. 2016. Т. 4. № 12. С. 122-124. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_27654140_93074166.PDF. - Заглавие с экрана.
20.Морозов, П.Е. Инновационные подходы к развитию туризма в Российской Федерации / Морозов П.Е., Шевченко О.А. // Туризм - право и экономика. 2018. № 3. С. 16-21.
21.Похлебкин, В.В. Национальные кухни наших народов / Похлебкин В.В // М.: Центрполиграф, 2010. С. 15-28.
22.Прудникова, Н.Г. Анализ развития гастрономического туризма в
Алтайском крае как фактор повышения конкурентоспособности туристской дестинации / Прудникова Н.Г., Третьякова О.С., Маслова О.М. // The State Counsellor, 2019. С. 78 - 85. Режим доступа: https://docplayer.ru/165634118- Analiz-razvitiya-gastronomicheskogo-turizma-v-altayskom-krae-kak-faktor- povysheniya-konkurentosposobnosti-turistskoy-destinacii.html. - Заглавие с экрана.
23.Отто О. В., Редькин А. Г. Современное состояние развития
гастрономического туризма в Алтайском крае// Наука и туризм: стратегии взаимодействия, 1, № 4. С. 99-103. Режим доступа
http://journal.asu.ru/st/article/view/1481. - Заглавие с экрана.
24.Синёва, Т. Ю. Анализ состояния гастрономического туризма в мире / Синёва Т. Ю., Лиханова В.В. // Проблемы развития индустрии туризма
и гостеприимства: опыт и инновации. Из-во: Забайкальский государственный университет. 2018. С. 19-24. Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_34937543_88632943.pdf. - Заглавие с экрана.
25.Танкова М. В. Гастрономический туризм: потенциал развития // Экономика Алтайского края. Информационно-аналитический журнал. —2015.— No 3 (35). — С. 27-30.
26.Харламова, Н.Ф. Новые бренды гастрономического туризма в
Алтайском крае / Харламова Н. Ф., Пупышева А. С. // География и природопользование Сибири. Из-во: Алтайский государственный
университет. 2015. № 20. С. 181-189. Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_35225024_64534432.pdf. - Заглавие с экрана.
27.Jamie Magazine № 1-2 (январь-февраль 2015) Кулинарный журнал с рецептами блюд. Режим доступа: http://jurnali-online.ru/kulinariya/jamie- magazine-1-2-yanvar-fevral-2015.html. - Заглавие с экрана.
28.Александрин С. Алтай — праздник хлеба [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.r-s-p.ru/index.php/2011-12-21-11-54-51/28- 2013-10-02-12-1822. - Заглавие с экрана.
29.Алтайский край вошел в топ-5 популярных направлений гастрономического туризма [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.altairegion22 .ru/gov/administration/stuct/tourism/news/?ELEMENT_ ID=899204. - Заглавие с экрана.
30.Вульф Эрик - «Что такое гастрономический туризм»
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tpp-
inform.ru/ecology_culture/2701.html - Заглавие с экрана.
31.«Гастрономическая карта Алтайского края»: новый гид-
путеводитель презентовали на Международном туристском форуме V ISIT ALTAI [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.altairegion22.ru/region_news/gastronomicheskaya-karta-altaiskogo- kraya-novyi-gidputevoditel-prezentovali-na-mezhdunarodnom-turistskom-forume- visit-altai_892603.html?sphrase_id=1238753. - Заглавие с экрана.
32.Гастрономическая карта России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gastromaprussia.ru/. - Заглавие с экрана.
33.Гастрономические туры. Интернет-справочник практической информации для туристов «Тонкости туризма» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tonkosti.ru// - Заглавие с экрана.
34.Гастрономический туризм [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gastrotur.ru. - Заглавие с экрана.
35.Горнолыжный комплекс «Благодать» [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://blagodat22.ru/. - Заглавие с экрана.
36.Зданович, Л.И. Кулинарный словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://langet.ru/html/g/gurmangurm6.html. - Заглавие с экрана.
37.Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. История
древнего мира. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://labyrinthos.ru/text/vinnichuk_za-stolom-u-rimlyanina.html.- Заглавие с
экрана.
38.Парк-отель «Ая» в поселке Катунь - официальный сайт гостиницы в Алтайском крае [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ayahotel.ru/. - Заглавие с экрана.
39.Сайт о политике в Сибири и на Алтае [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.politsib.ru/. - Заглавие с экрана.
40.Технология разработки гастрономического тура. Характеристика гастрономического тура [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studwood.ru/1128634/turizm/tehnologiya_razrabotki_gastronomicheskogo_ tura. - Заглавие с экрана.
41.Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/akstat/ru/statistics/altayR egionSta. - Заглавие с экрана.
42.Федеральный проект «Гастрономическая карта России» запускает первую в России систему сертификации в сфере гастрономического туризма [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tourism.gov.ru/news/16852/. - Заглавие с экрана.
43.Что такое гастрономический туризм? [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.gastrotur.ru/gastronomicheskiy-turizm/chto-takoe- gastroturizm. - Заглавие с экрана.