Современное состояние и перспективы развития культурно-познавательного туризма в Республике Алтай
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 8
1.1Понятие культурно - познавательного туризма и особенности его
развития 8
1.2Характеристика ресурсов культурно - познавательного туризма 15
2ОБЩИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ 21
2.1Анализ ресурсной базы для развития культурно-познавательного туризма в
Республике Алтай 21
2.2Современное состояние культурно-познавательного туризма Республики
Алтай 40
2.3Основные направления и проблемы развития культурно - познавательного
туризма в Республике Алтай 43
3ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ 49
3.1Перспективы развития культурно-познавательного туризма в Республике
Алтай 49
3.2Локальный проект развития культурно-познавательного туризма в
Республике Алтай на примере Усть-Коксинского района 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 8
1.1Понятие культурно - познавательного туризма и особенности его
развития 8
1.2Характеристика ресурсов культурно - познавательного туризма 15
2ОБЩИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ 21
2.1Анализ ресурсной базы для развития культурно-познавательного туризма в
Республике Алтай 21
2.2Современное состояние культурно-познавательного туризма Республики
Алтай 40
2.3Основные направления и проблемы развития культурно - познавательного
туризма в Республике Алтай 43
3ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ 49
3.1Перспективы развития культурно-познавательного туризма в Республике
Алтай 49
3.2Локальный проект развития культурно-познавательного туризма в
Республике Алтай на примере Усть-Коксинского района 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Культурно-познавательный туризм значительно отличается от других видов туризма - он не имеет ярко выраженной сезонной востребованности. Поэтому развитие культурно-познавательного туризма на территории позволяет сгладить сезонные колебания и привлечь туристов даже в низкий и мертвый туристические сезоны. Развитие культурно - познавательного туризма базируется на использовании потенциала этнокультур и культурного - исторического наследия территории.
Республика Алтай уже является лидером по уровню развития туризма среди регионов Сибирского Федерального округа, и одним из лидеров туризма на всей территории России. Разнообразие природных ресурсов и уникальных ландшафтов (среди которых представлены объекты, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО) позволяет развивать здесь такие виды туризма как: активный, водный (преимущественно рафтинг), лечебно-оздоровительный, сельский, экологический туризм.
В целом, наиболее развитыми являются направления активного, лечебно-оздоровительного и экологического туризма. Тем не менее, Республика Алтай также обладает уникальным культурным и историческим наследием, которое выражено, прежде всего, этнокультурными ресурсами народов, проживающих на территории Республики и археологическими памятниками.
К сожалению, данные ресурсы очень мало задействованы в туризме в настоящее время, что делает актуальным тему данного исследования. Комплексное развитие различных направлений туризма на территории Республики Алтай, в том числе культурно-познавательного туризма, позволит привлечь новые категории туристов и повысить конкурентоспособность региона на рынке внутреннего и въездного туризма.
Объектом исследования работы является культурно - познавательный туризм.
Предмет исследования: культурно-познавательный туризм в Республике Алтай.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные приемы и методические разработки отечественных и зарубежных ученых в области изучения культурно - познавательного туризма. Так, к определению понятия культурно познавательного туризма в своих работах обращаются - Алферова Н.С. Сущинская М.Д, Кусков А.С. и др. Классификация ресурсов культурно познавательного туризма рассматривается в работе Колотовой Е.В. «Рекреационное ресурсоведение». Информационные материалы, связанные с изучением ресурсного потенциала Республики Алтай и оценки перспектив развития туризма на территории Республики представлены в виде ряда научных статей. Среди публикаций можно особо отметить материалы: Костарева А.Д. («Территориальная структура распространения этнокультурных туристских ресурсов Республики Алтай»), Тандыяновой А.Е. («Туристские бренды Республики Алтай и роль музеев в их развитии», « Развитие музейного туризма в Республике Алтай»). В данных научных работах рассматривается историко-культурный потенциал территории и проблемы его использования на современном этапе. Также большое значение отводиться этнической составляющей, в развитии культурно-познавательного туризма.
К сожалению, в настоящее время не существует официальной статистики по культурно - познавательному туризму, что значительно усложняет исследование. Поэтому, можно считать, что данная тема изучена недостаточно, что также определяет актуальность работы.
Цель исследования - определить современное состояние и перспективные направления развития культурно - познавательного туризма в Республике Алтай с целью разработки локального проекта развития культурно-познавательного туризма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.Выявить существующие подходы к определению понятия «культурно-познавательный туризм» и определить особенности культурно-познавательного туризма.
2.Проанализировать и охарактеризовать ресурсную базу культурно - познавательного туризма в Республике Алтай.
3.Определить современное состояние культурно - познавательного туризма в Республике Алтай.
4.Рассмотреть основные направления развития культурно - познавательного туризма в Республике Алтай
5.Выявить проблемы развития культурно - познавательного туризма в Республике Алтай.
6.Выделить перспективы развития культурно - познавательного туризма в Республике Алтай.
7.Разработать локальный проект развития культурно-познавательного туризма на территории Республики Алтай.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет системный подход к определению понятия культурно - познавательного туризма, использованный в трудах отечественных авторов - Алферовой Н.С., Кускова А.С, Сущинской М.Д, а также системный подход к классификации ресурсов культурно - познавательного туризма - Колотовой Е.В.
В работе используются следующие методы исследования: синтез, анализ (анализ научной литературы и статистический анализ), обобщение, проектирование.
Результаты данного исследования имеют практическую значимость. Определение основных проблем развития культурно - познавательного туризма и перспектив его развития на территории Республики, может способствовать решению данных проблем, а разработанный проект направлен на развитие культурно-познавательного туризма на территории Усть-Коксинского района.
Республика Алтай уже является лидером по уровню развития туризма среди регионов Сибирского Федерального округа, и одним из лидеров туризма на всей территории России. Разнообразие природных ресурсов и уникальных ландшафтов (среди которых представлены объекты, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО) позволяет развивать здесь такие виды туризма как: активный, водный (преимущественно рафтинг), лечебно-оздоровительный, сельский, экологический туризм.
В целом, наиболее развитыми являются направления активного, лечебно-оздоровительного и экологического туризма. Тем не менее, Республика Алтай также обладает уникальным культурным и историческим наследием, которое выражено, прежде всего, этнокультурными ресурсами народов, проживающих на территории Республики и археологическими памятниками.
К сожалению, данные ресурсы очень мало задействованы в туризме в настоящее время, что делает актуальным тему данного исследования. Комплексное развитие различных направлений туризма на территории Республики Алтай, в том числе культурно-познавательного туризма, позволит привлечь новые категории туристов и повысить конкурентоспособность региона на рынке внутреннего и въездного туризма.
Объектом исследования работы является культурно - познавательный туризм.
Предмет исследования: культурно-познавательный туризм в Республике Алтай.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные приемы и методические разработки отечественных и зарубежных ученых в области изучения культурно - познавательного туризма. Так, к определению понятия культурно познавательного туризма в своих работах обращаются - Алферова Н.С. Сущинская М.Д, Кусков А.С. и др. Классификация ресурсов культурно познавательного туризма рассматривается в работе Колотовой Е.В. «Рекреационное ресурсоведение». Информационные материалы, связанные с изучением ресурсного потенциала Республики Алтай и оценки перспектив развития туризма на территории Республики представлены в виде ряда научных статей. Среди публикаций можно особо отметить материалы: Костарева А.Д. («Территориальная структура распространения этнокультурных туристских ресурсов Республики Алтай»), Тандыяновой А.Е. («Туристские бренды Республики Алтай и роль музеев в их развитии», « Развитие музейного туризма в Республике Алтай»). В данных научных работах рассматривается историко-культурный потенциал территории и проблемы его использования на современном этапе. Также большое значение отводиться этнической составляющей, в развитии культурно-познавательного туризма.
К сожалению, в настоящее время не существует официальной статистики по культурно - познавательному туризму, что значительно усложняет исследование. Поэтому, можно считать, что данная тема изучена недостаточно, что также определяет актуальность работы.
Цель исследования - определить современное состояние и перспективные направления развития культурно - познавательного туризма в Республике Алтай с целью разработки локального проекта развития культурно-познавательного туризма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.Выявить существующие подходы к определению понятия «культурно-познавательный туризм» и определить особенности культурно-познавательного туризма.
2.Проанализировать и охарактеризовать ресурсную базу культурно - познавательного туризма в Республике Алтай.
3.Определить современное состояние культурно - познавательного туризма в Республике Алтай.
4.Рассмотреть основные направления развития культурно - познавательного туризма в Республике Алтай
5.Выявить проблемы развития культурно - познавательного туризма в Республике Алтай.
6.Выделить перспективы развития культурно - познавательного туризма в Республике Алтай.
7.Разработать локальный проект развития культурно-познавательного туризма на территории Республики Алтай.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет системный подход к определению понятия культурно - познавательного туризма, использованный в трудах отечественных авторов - Алферовой Н.С., Кускова А.С, Сущинской М.Д, а также системный подход к классификации ресурсов культурно - познавательного туризма - Колотовой Е.В.
В работе используются следующие методы исследования: синтез, анализ (анализ научной литературы и статистический анализ), обобщение, проектирование.
Результаты данного исследования имеют практическую значимость. Определение основных проблем развития культурно - познавательного туризма и перспектив его развития на территории Республики, может способствовать решению данных проблем, а разработанный проект направлен на развитие культурно-познавательного туризма на территории Усть-Коксинского района.
В рамках работы был проведен анализ современного состояния культурно-познавательного туризма, определены основные проблемы и перспективы развития культурно-познавательного туризма на территории Республики Алтай. В соответствии с поставленными целями были решены следующие задачи:
1.проанализированы существующие подходы к определению понятия «культурно-познавательный туризм»;
2.определены особенности культурно-познавательного туризма;
3.проанализировать и охарактеризовать ресурсную базу культурно - познавательного туризма в Республике Алтай;
4.охарактеризовано современное состояние развития культурно-познавательного туризма на территории Республики Алтай;
5.выявлены основные направления развития культурно-познавательного туризма в Республике Алтай
6.выявлены проблемы развития культурно - познавательного туризма в Республике Алтай;
7.определены перспективы развития въездного - культурно познавательного туризма в Республике Алтай;
8.разработан локальный проект развития культурно-познавательного туризма на территории с. Верх-Уймон Усть-Коксинского района.
В ходе исследования были рассмотрены подходы к определению понятия «культурно-познавательный туризм» и выявлены особенности культурно-познавательного туризма. Отмечена возможность включения природных объектов в структуру культурно-познавательного туризма. Также определено, что ресурсы культурно-познавательного туризма в рамках экскурсионной программы в комплексе и составляют целостный турпродукт.
По итогам анализа ресурсной базы республики Алтай было выявлено, что в структуре ресурсов доминирующая роль принадлежит археологическим 66
объектам. Также отмечена тесная связь культурного и археологического наследия с природным ландшафтом. Были выделены районы, наиболее обеспеченные ресурсами историко культурного наследия: Майминский, Чемальский, Усть-Канский, Усть-Коксинский, Онгудайский, Кош-Агачский районы.
Выявлены следующие проблемы:
— Недостаточный уровень развития музейного комплекса на территории Республики, отсутствие активного включения музеев в маршруты туров;
—немузеефицированность археологических памятников;
—практически полное отсутствие тематических культурно-познавательных туров, однообразие предложения.
В результате были выявлены и обозначены перспективные направления развития культурно-познавательного туризма в Республике Алтай. К перспективным районам развития культурно-познавательного туризма были отнесены Усть-Коксинский и Онгудайский районы Республики Алтай, отмечены перспективы развития системы частных музеев и роль творческих студий и мастерских народных промыслов в развитии туризма. Также отмечено приоритетное направление проектной деятельности для развития культурно-познавательного туризма - локальное развитие комплексов с последующим их включением в существующие туристские маршруты.
Также был составлен SWOT-анализ возможностей развития культурно-познавательного туризма на территории Усть-Коксинского района. Отмечены преимущества развития культурно-познавательного туризма в Усть - Коксинском районе, среди которых наличие уникальных природных достопримечательностей, уже выработанный турпоток, а также сохранение культуры старообрядчества искусства народных промыслов на территории района.
Предложен проект локального развития культурно-познавательного
туризма на территории с. Верх-Уймон, направленный на увеличение заинтересованности туристов в культуре и истории Усть-Коксинского района, а также на увеличение включенности музеев в существующие туристские маршруты.
В рамках проекта предложена организация тематических мастер-классов на базе дома творчества «Город - мастеров» и продажа фермерских продуктов и трав на базе музея, рассчитана стоимость проведения тематических мастер- классов. Значимость проекта в минимизации расходов крупных инвестиций в проект при постепенном увеличении включенности музеев Усть-Коксинского района в туристские маршруты.
1.проанализированы существующие подходы к определению понятия «культурно-познавательный туризм»;
2.определены особенности культурно-познавательного туризма;
3.проанализировать и охарактеризовать ресурсную базу культурно - познавательного туризма в Республике Алтай;
4.охарактеризовано современное состояние развития культурно-познавательного туризма на территории Республики Алтай;
5.выявлены основные направления развития культурно-познавательного туризма в Республике Алтай
6.выявлены проблемы развития культурно - познавательного туризма в Республике Алтай;
7.определены перспективы развития въездного - культурно познавательного туризма в Республике Алтай;
8.разработан локальный проект развития культурно-познавательного туризма на территории с. Верх-Уймон Усть-Коксинского района.
В ходе исследования были рассмотрены подходы к определению понятия «культурно-познавательный туризм» и выявлены особенности культурно-познавательного туризма. Отмечена возможность включения природных объектов в структуру культурно-познавательного туризма. Также определено, что ресурсы культурно-познавательного туризма в рамках экскурсионной программы в комплексе и составляют целостный турпродукт.
По итогам анализа ресурсной базы республики Алтай было выявлено, что в структуре ресурсов доминирующая роль принадлежит археологическим 66
объектам. Также отмечена тесная связь культурного и археологического наследия с природным ландшафтом. Были выделены районы, наиболее обеспеченные ресурсами историко культурного наследия: Майминский, Чемальский, Усть-Канский, Усть-Коксинский, Онгудайский, Кош-Агачский районы.
Выявлены следующие проблемы:
— Недостаточный уровень развития музейного комплекса на территории Республики, отсутствие активного включения музеев в маршруты туров;
—немузеефицированность археологических памятников;
—практически полное отсутствие тематических культурно-познавательных туров, однообразие предложения.
В результате были выявлены и обозначены перспективные направления развития культурно-познавательного туризма в Республике Алтай. К перспективным районам развития культурно-познавательного туризма были отнесены Усть-Коксинский и Онгудайский районы Республики Алтай, отмечены перспективы развития системы частных музеев и роль творческих студий и мастерских народных промыслов в развитии туризма. Также отмечено приоритетное направление проектной деятельности для развития культурно-познавательного туризма - локальное развитие комплексов с последующим их включением в существующие туристские маршруты.
Также был составлен SWOT-анализ возможностей развития культурно-познавательного туризма на территории Усть-Коксинского района. Отмечены преимущества развития культурно-познавательного туризма в Усть - Коксинском районе, среди которых наличие уникальных природных достопримечательностей, уже выработанный турпоток, а также сохранение культуры старообрядчества искусства народных промыслов на территории района.
Предложен проект локального развития культурно-познавательного
туризма на территории с. Верх-Уймон, направленный на увеличение заинтересованности туристов в культуре и истории Усть-Коксинского района, а также на увеличение включенности музеев в существующие туристские маршруты.
В рамках проекта предложена организация тематических мастер-классов на базе дома творчества «Город - мастеров» и продажа фермерских продуктов и трав на базе музея, рассчитана стоимость проведения тематических мастер- классов. Значимость проекта в минимизации расходов крупных инвестиций в проект при постепенном увеличении включенности музеев Усть-Коксинского района в туристские маршруты.
Подобные работы
- Современное состояние и перспективы развития внутреннего культурно-познавательного туризма в Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие культурно-исторического туризма в Алтайском крае
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - САКРАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Характеристика экологического туризма в Республике Алтай
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2016 - КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ КАК РЕСУРС СОЦИОКУЛЬТУРНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ФОТОТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2025 - АЭРОВИЗУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АКТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ТУРОВ НА
ТЕРРИТОРИИ КОШ-АГАЧСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2021





