ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЦИПА ЗАПРЕЩЕНИЯ
ДИСКРИМИНАЦИИ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ 8
1.1 Определение дискриминации в международном и российском трудовом
праве 8
1.2 Соотношение дискриминации и дифференциации в трудовом праве 21
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ ДИСКРИМИНАЦИИ В
ТРУДОВОМ ПРАВЕ 31
2.1. Формы защиты прав работников от дискриминации 31
2.2. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о запрещении
дискриминации в трудовом праве 42
2.3. Ответственность за дискриминацию в трудовом праве 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
Актуальность темы исследования состоит в том, что в последние годы защита трудящихся от дискриминации становится одной из самых актуальных проблем трудового права. Запрет дискриминации в трудовых отношениях является одним из основных принципов, провозглашенных Международной организацией труда (МОТ).
В действующем законодательстве России, защите работников от дискриминации посвящено немало норм права, к примеру, общий запрет содержится в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), запрещена дискриминация и положениями Конституции Российской Федерации , Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ), Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) и пр.
В то же время, несмотря на столь широкий круг законодательных актов, которые запрещают дискриминацию в целом и дискриминацию в трудовых отношениях в частности, работники все еще сталкиваются с определенными проблемами и сложностями, особенно при обращении в соответствующие органы с просьбой защитить их от дискриминации со стороны работодателей.
Как правило, сегодня работники сталкиваются с такими видами дискриминации:
- по признаку возраста или пола, очень часто работникам определенного, как правило, старшего возраста отказывают в приме на работу, а по признаку пола чаще всего под дискриминацию попадают женщины;
- по признаку принадлежности к той либо иной профессиональной, либо общественной организации. На таких людей работодатели часто оказывают неоправданное давление, вплоть до вынуждения человека уволиться с работы;
- в связи с открытой критикой работодателя, когда из-за этого находятся любые причины для увольнения работников и пр.
Одной из проблем является и отсутствие понятия дискриминации, а имеющиеся определения, являются не полными, по крайней мере, для целей трудового права. Кроме того, законодатель не приводит отличий прямой и косвенной дискриминации, не обозначает ее конкретные формы, которые можно признать такими, которые являются дискриминационными.
В научном сообществе наблюдается незначительное количество научных трудов, касающихся дискриминации в трудовых отношениях. В целом, недостаток научных изысканий в этой сфере прямо сказывается и на положениях законодательства и на решениях, которые выносят судьи, используя субъективное мнение.
Также следует обратить внимание, что на практике часто суды не вполне отчетливо представляют себе круг обстоятельств, которые следует доказывать и при наличии которых факт дискриминации может быть однозначно установлен. Не содержит законодательство положений относительно распределения бремени доказывания при рассмотрении дел о защите работников от дискриминации, что, безусловно, довольно существенно снижает возможности правоохранительной системы оказывать реальное противодействие данному негативному явлению.
При установлении факта дискриминации правоохранительные органы практически не исполняют положения уголовного законодательства даже тогда, когда факт дискриминации явно установлен, не возбуждаются правоохранительными органами по таким фактам уголовные дела, что в целом приводит к тому, что ничего не сдерживает работодателей от осуществления дискриминации работников.
Таким образом, все сказанное однозначно указывает на актуальность темы исследования.
Целью исследования является анализ правового регулирования защиты прав работников от дискриминации, изучение доктрины трудового права относительно достаточности научных положений для эффективной защиты работников от дискриминации, выявление имеющихся проблем в законодательстве и доктрине и внесение предложений, по дальнейшему совершенствованию действующего законодательства.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть определение дискриминации в международном и российском трудовом праве;
- определить соотношение дискриминации и дифференциации в трудовом праве;
- выявить формы защиты прав работников от дискриминации;
- исследовать вопросы надзора и контроля за соблюдением законодательства о запрещении дискриминации в трудовом праве;
- провести анализ ответственности за дискриминацию в трудовом праве.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при установлении фактов дискриминации работников со стороны работодателя и защита прав работников.
Предметом исследования выступают положения действующего законодательства Российской Федерации, а также научные труды ученых по трудовому праву, которые касаются дискриминации работников.
Степень разработанности темы исследования. В разный период времени вопросы дискриминации в трудовых отношениях в своих трудах рассматривали: Д.В. Солдаткин (Защита от дискриминации в трудовых отношениях) , Н.М. Митина (Запрещение дискриминации в сфере труда как
один из основных принципов трудового права) , С.В. Ендонова (Равенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового права) , Ю.С. Кашкин (Правовое регулирование труда в Европейском сообществе) и др.
Обращает на себя внимание небольшое число современных научных трудов, касающихся дискриминации в трудовом праве, что очень важно с позиции перманентных изменений, которые происходят, в том числе и в рамках трудового права.
Теоретическая основа исследования. Теоретической базой
исследования стали труды таких авторов и ученых, как: Д.Р. Агаджанова, А.О. Аришевой, С.В. Андреевой, О.В. Вашановой, Е.А. Ершовой, И.Я. Киселева, М.А. Мюмерсона, С.Р. Мамедова, и др.
Нормативная и эмпирическая база исследования. Нормативной базой исследования послужили Конституция РФ, КоАП РФ, УК РФ, ТК РФ и иные законодательные акты, которые прямо относятся к теме исследования. Эмпирическая база исследования представлена решениями высших судебных органов России, а также материалами опубликованной и не опубликованной судебной практики.
Методологическую основу исследования составили методы анализа и синтеза, формально-логический и логико-юридический методы исследования, а также метод сравнительного правоведения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на его протяжении автор выявляет проблемы правового регулирования вопросов защиты работника от дискриминации и вносит обоснованные предложения по совершенствованию действующего законодательства. Также автор делает попытку разработать собственное понятие дискриминации для целей трудового права.
Научная новизна исследования обуславливается анализом действующего законодательства России относительно дискриминации в сфере труда, принимая во внимание все изменения, внесенные в него в последнее время. Автор ставит вопрос о необходимости внести в законодательство понятие дискриминации в трудовом праве, которое будет соответствовать современным реалиям, выявит возможные формы дискриминации и не только явные, но и принимает во внимание косвенные формы дискриминации.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Рассмотрев в работе защиту от дискриминации в трудовом праве, достигнув цели и решив поставленные задачи, были сделаны следующие выводы:
Актуальность темы исследования состоит в отсутствии понятия дискриминации, а имеющиеся определения, являются неполными, по крайней мере, для целей трудового права. Кроме того, законодатель не приводит отличий прямой и косвенной дискриминации, не обозначает ее конкретные формы, которые можно признать такими, которые являются дискриминационными.
В научном сообществе наблюдается незначительное количество научных трудов, касающихся дискриминации в трудовых отношениях. В целом, недостаток научных изысканий в этой сфере прямо сказывается и на положениях законодательства и на решениях, которые выносят судьи, используя субъективное мнение.
Также следует обратить внимание, что на практике часто суды не вполне отчетливо представляют себе круг обстоятельств, которые следует доказывать и при наличии которых факт дискриминации может быть однозначно установлен. Не содержит законодательство положений относительно распределения бремени доказывания при рассмотрении дел о защите работников от дискриминации, что, безусловно, довольно существенно снижает возможности правоохранительной системы оказывать реальное противодействие данному негативному явлению.
Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:
Определено, что дискриминацию следует признать ограничением прав, предоставленных человеку, исходя из признаков расы, языка, цвета кожи, исходя из принадлежности к той либо иной религии или из-за политических взглядов, исходя из его социального убеждения и в силу иных оснований, то есть исходя из дискриминационных мотивов.
Важным критерием дискриминации следует признать отсутствие правового оправдания дискриминации и несоразмерности ограничений. Права и свободы выступают как высшая ценность, принадлежат человеку от рождения, соблюдение прав и свобод гарантируется государством на условиях равенства, справедливости и недопустимости ограничений, за исключением случаев, когда это необходимо с целью защиты прав и интересов других лиц.
Выявлено, что применительно к трудовому праву следует говорить о дискриминации как об отраслевом понятии, хотя оно будет иметь и общеправовое значение. Однако в ст. 3 ТК РФ законодатель не прописал всех критериев дискриминации, а в понятие не включили различия, обусловленные разными видами работ и необходимость защиты определенных групп населения. Не учитывает законодатель того, что международное право давно указывает не на дискриминацию как таковую, а на равенство возможностей и обращения. Тем самым, и законодательство России должно быть приведено в соответствие с международным.
По нашему мнению, следует в ст. 3 ТК РФ предусмотреть понятие дискриминации, которое будет использоваться для целей трудового права, в частности, указав на равенство возможностей и обращения в сфере труда независимо от установленных в этой статье признаков.
Предлагаем следующее понятие запрета дискриминации - обеспечение равенства возможностей и обращения в сфере труда независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника и не оговоренных федеральным законом.
Определено, что дифференциация и дискриминация не являются однопорядковыми понятиями, хотя и довольно существенно между собой связаны.
Дифференциацию следует признать антиподом дискриминации. При дифференциации не происходит дискриминации, законодатель вводит нормы, исходя из особенностей тех либо иных лиц, тем самым, давая им определенные гарантии. Дискриминация же, представляет собой незаконное ограничение трудовых прав и свобод работников, в то время как при дифференциации происходит ограничение на законных основаниях. Кроме того, мы определили, что дискриминация это еще и правонарушение, за что может наступать ответственность, в том числе и посредством применения уголовного права.
Дифференциация может привести к дискриминации, если определенные ограничения прямо нарушают действующее законодательство. Тем самым, подтверждается вывод о тесной связи дифференциации и дискриминации.
Дифференциацией предлагаем считать деятельность хозяйствующих субъектов и законодателя в рамках системы разделения труда. Дифференциация способствует установлению равенства возможностей работников, что позволяет реализовать равенство их прав, а развитию дифференциации и ее совершенствованию способствует специальный характер норм трудового права и их социальная и нравственная направленность.
Охрана и защита от дискриминации понятия неравнозначные. Право охраняется постоянно, но защищается только когда нарушается. Пока нет проявления дискриминации, право на защиту от дискриминации охраняется, но еще не защищается, и только когда дискриминация проявила себя, право подлежит защите.
Под защитой права следует понимать юридические действия, позволяющие его восстановить и привлечь виновное лицо к установленной законом ответственности, в том числе, сюда следует включать профилактику совершения нарушений. В широком же смысле защиту права следует признавать охраной прав человека, то есть тут вполне возможно говорить о тождественности данных категорий.
Представляется, что защитой права, в том числе и от дискриминации, следует считать юридические действия по его восстановлению, привлечению виновного к ответственности и по профилактике подобных нарушений права.
Формами защиты от дискриминации следует признать:
- государственную защиту;
- общественную защиту;
- индивидуальную защиту.
Формой защиты права предлагаем считать порядок защиты трудового субъективного права, в нашем случае права на защиту от дискриминации. Действия по защите следует признать способами защиты права, которые предлагается классифицировать следующим образом:
- признание права;
- восстановление того положения, которые было до того, как право нарушили;
- пресечение действий, нарушающих право либо создающих предпосылки для того, чтобы оно было нарушено;
- признание акта государственного органа недействительным или признание таковым акта органа местного самоуправления, включая и локальные акты, к примеру, работодателя;
- осуществление самозащиты своего права;
- возмещение причиненного вреда материального характера либо морального вреда;
- обязывание заключить с лицом трудовой договор.
В части применения этих способов при защите от дискриминации, то их применение будет обусловлено дискриминационными мотивами в составе правонарушения.
Несмотря на отождествление законодателем в большинстве случаев понятий контроля и надзора в трудовой сфере, мы соглашаемся с тем, что данные категории не следует признавать тождественными. Такого мнения в отдельных случаях придерживается и сам законодатель, когда указывает, что исполнительные органы государства и те же органы субъектов РФ, и местного самоуправления осуществляют контроль, в том числе и за соблюдением трудового законодательства, тем самым, разделяя данные категории.
Предлагаем классифицировать составы правонарушений, за которые может наступать ответственность за дискриминацию, исходя из мотивов таким образом:
- мотив выступает обязательным признаком субъективной стороны правонарушения;
- мотив выступает в качестве факультативного признака субъективной стороны правонарушения.
Выявлено, что в рамках административной ответственности к юридическим лицам могут применяться следующие виды наказания:
- предупреждение;
- штраф;
- конфискация оружия совершения правонарушения;
- административное приостановление деятельности.
Предложено дополнить ст. 5.62 КоАП РФ частью второй, введя такой признак, как злоупотребление работодателем полномочиями, исходя из дискриминационных мотивов, поименованных в ч. 1 данной статьи, и установить ответственность в виде штрафа для юридических лиц от 100 до 200 тысяч рублей или дисквалификация должностного лица сроком от 1 до 3 лет.
В ст. 136 УК РФ предлагаем указать на дискриминацию, которая представляет общественную опасность, что позволит отграничить этот состав от административной, дисциплинарной и материальной ответственности.
Определено, что вполне возможно привлекать к ответственности за дискриминацию и по статьям 143, 145, 145.1, 201, 285 УК РФ, даже учитывая, что прямо на признак дискриминации в этих статьях не указывается, но их субъективная сторона вполне может предполагать наличие
дискриминационных мотивов.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 01.07.2021). // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
3. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021). // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1. - Ст. 1.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021). // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1. - Ст. 3.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021). // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
6. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 11.06.2021). // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52. - Ст. 6249.
7. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.07.2021). // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. - № 8. - Ст. 366.
8. Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230. // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 30. - Ст. 5804.
9. Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 г. № 1969. // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 49. - Ст. 7941.
Международно-правовые акты
10. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). // Российская газета. - № 67. - 05.04.1995.
11. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 291.
12. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 291.
13. Устав ООН (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (с изм. и доп. от 20.12.1971). // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121087/ (дата обращения 07.08.2021).
14. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)). // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 2. - Ст. 163.
15. Относительно дискриминации в области труда и занятий : Конвенция N111 Международной организации труда (принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ). // Ведомости ВС СССР. - 1961. - № 44. - Ст. 448.
16. О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся - мигрантам равенства возможностей и обращения : Конвенция N 143 Международной организации труда (Заключена в г. Женеве 24.06.1975). // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1779 - 1794.
17. Относительно применения труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода : Конвенции N 45 Международной организации труда (Женева, 21 июня 1935 года). // Сведения о ратификациях подготовлены по материалам официального сайта Международной организации труда http: //www.ilo.org.
18. О ночном труде женщин в промышленности (пересмотренная в 1948
году : Конвенция N 89 Международной организации труда (Заключена в г. Сан - Франциско 09.07.1948). // Конвенции и рекомендации, принятые
Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева:
Международное бюро труда, 1991. С. 879 - 884.
19. О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства : Конвенция N 183 Международной организации труда (Заключена в г. Женеве 15.06.2000). // Документ опубликован не был. СПС «Консультант плюс».
20. Об инспекции труда в промышленности и торговле: Конвенция МОТ
№ 81 (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-ой сессии Генеральной
конференции МОТ). // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 50. - Ст. 4650.
21. Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах : Конвенция N 79 Международной организации труда [рус., англ.] (Заключена в г. Женеве 09.10.1946). // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX.- М., 1960. С. 271 - 278.
22. Об основополагающих принципах и правах в сфере труда : Декларация Международной организации труда» (принята в г. Женева 18.06.1998). // Российская газета. - № 238. - 1998.
23. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996). // Бюллетень международных договоров. - 2010. - № 4.
Юридическая практика
24. По делу о проверки конституционности правоприменительной практики ограничения оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе законодательства о труде. : Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 27.01.1993 г. № 1-П. // Ведомости Конституционного суда Российской Федерации. - № 2. - 1993.
25. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Клевец
А.Ю. на нарушение ее конституционных прав частями первой и третьей ст. 253 ТК РФ : определение Конституционного суда РФ от 22.03.2012 г. № 617-О-О // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129887/ (дата
обращения 08.10.2021).
26. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 [Электронный ресурс] / Справочно-правовая
система «Консультант Плюс». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_65120/ (дата обращения 09.08.2021).
27. Апелляционное определение Орловского областного суда от
23.05.2013 по делу N 33-1058/2013 [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ (дата обращения 10.08.2021).
28. Решение Плисецкого роторного суда от 27 ноября 2020 г. по делу № 2-1054/2020. // URL: https://sudact.ru/ (дата обращения 24.08.2021).
Специальная литература
29. Агаджанов, Д.Р. Запрет дискриминации в сфере труда / Д.Р. Агаджанов // Крымский Академический вестник. - 2020. - № 13. - С. 9-12.
30. Александрова, М.А. Гендерная дискриминация в праве женщин на выбор профессии / М.А. Александрова // Beneficium. - 2019. - № 4. - С. 74-83.
31. Агаджанов Д.Р. Запрет дискриминации в сфере труда. /Д.Р. Агаджанов // Крымский Академический вестник. - 2020. - № 13. - С. 9-12.
32. Акашкина, Е.В. Неравенство в трудовом законодательстве. / Е.В. Акашкина // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВА. - 2020. - С. 4-7.
33. Андреева, С.В. Недопущение дискриминации как один из основополагающих принципов трудового права /российской Федерации / С.В. Андреева // Студенческий вестник. - 2019. - № 43-1 (93). - С. 88-89.
34. Анталь, Т.С. Защита от дискриминации в трудовом праве / Т.С. Анталь // В книге: Молодежь - Барнаулу. Материалы XXI городской научно-практической конференции молодых ученых. Главный редактор Ю.В. Анохин. - 2020. - С. 765.
35. Арышева, А.О., Чалышева, К.Е., Демидов, Н.В. Дискриминация в трудовом праве / А.О. Арышева, К.Е. Чалышева, Н.В. Демидов // В сборнике: Трудовые и предпринимательские отношения: современные тенденции правового регулирования и правоприменения. сборник статей по материалам Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - 2016. - С. 13-16.
36. Барашникова, Т.Ю. Формы и способы защиты трудовых прав и охраняемых законом интересов в российском трудовом праве: Дисс. ...канд. юрид. наук. - Волгоград. - 2002. - С. 14.
37. Большой энциклопедический словарь. - М: Советская энциклопедия.
- 1991. - Т. 1. - С. 394.
38. Васеличев, С.Ф. Правовое регулирование надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства: Дисс. .канд. юрид. наук. - М, 2000. - С. 22.
39. Вашанова, О.В. Принцип не дискриминации в международном праве. Дисс. .канд. юрид. наук. - М, 2004. - С. 35-41.
40. Гавриленко, А.В. Некоторые аспекты совершенствования правовых мер борьбы с дискриминацией / А.В. Гавриленко // Юстиция Беларуси. - 2020.
- № 3 (216). - С. 33-37.
41. Гера, А.В., Сачук Е.И. Правовые механизмы защиты от дискриминации / А.В. Гера // В сборнике: Проблемы государственно-правового строительства в современной России: анализ, тенденции, перспективы. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ЮЗГУ. - 2019. - С. 107-112.
42. Деменева, Н.А. Выявление сущности дискриминации в сфере труда / Н.А. Деменева // Современный научный вестник. - 2016. - Т. 3. - № 2. - С. 58-67.
43. Деменева, Н.А., Панкова В.Н. Некоторые проблемы защиты от дискриминации / Н.А. Деменева // Приднепровский научный вестник. - 2018. - Т. 11. - № 2. - С. 059-065.
44. Ендонова, Софья Валентиновна. Равенство прав и возможностей
работников как отраслевой принцип трудового права : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.05 / Ендонова Софья Валентиновна; [Место защиты: Акад. труда и соц. отношений].- Москва, 2010.- 174 с.: ил. - РГБ ОД, 61 10-12/696
45. Ершова, Е.А. Трудовое право в России. - М.: Статут, 2007. - С. 37.
46. Киселева, Е.В. Дискриминация по возрасту в сфере труда / Е.В. Киселева Н.И. Калашник // Кадровик. - 2020. - № 3. - С. 57-65.
47. Карпова, Е.А. Способы защиты от дискриминации в трудовых отношениях Е.А. Капова // Молодой ученый. - 2021. - № 25 (367). - С. 296-298.
48. Кашкин Юрий Сергеевич. Правовое регулирование труда в
Европейском сообществе : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.10 / Кашкин Юрий Сергеевич; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы
народов].- Москва, 2008.- 200 с.: ил. - РГБ ОД, 61 09-12/68
49. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право. / И.Я. Киселев. - М, 1999. - С. 538.
50. Кориков, М.И. защита от дискриминации по гендерному признаку М.И. Кориков // В сборнике: Развитие и применение международного права и международного частного права. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Сборник научных статей . Ответственный редактор Т.В. Новикова. - 2018. - С. 320-324.
51. Крылова, А.Ю. Нормативно-правовые основы государственного контроля и надзора в сфере труда / А.Ю. Крылова // Студенческий вестник. - 2020. - № 19-4 (117). - С. 26-28.
52. Лукина, В.А., Масеева, Н.С. Правовые механизмы защиты от дискриминации / В.А. Лукина, Н.С. ММасеева // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 73-77.
53. Мамбеткереева, М.С. Защита трудовых прав и интересов работников / М.С. Мамбеткереева // В сборнике: Современная наука как фактор инновационного развития мировой экономики. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Зарайский. - 2018. - С. 90-94.
54. Мамедов, С.Р. Дискриминация в трудовом праве по возрастному признаку / С.Р. Мамедов // Студенческий вестник. - 2020. - № 20-4 (118). - С. 90-91.
55. Митина, Надежда Михайловна. Запрещение дискриминации в сфере труда как один из основных принципов трудового права : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.05 - Москва, 2006 - 212 с. - РГБ ОД, 61:06-12/954
56. Михренина, И.А. Правовое регулирование вопросов дискриминации в сфере труда / И.А. Михренена // Трибуна ученого. - 2019. - № 6. - С. 26-29.
57. Михренина И.А. Правовое регулирование дискриминации в сфере труда / И.А. Михренена // Устойчивое развитие науки и образования. - 2018. - № 4. - С. 63-68.
58. Мотина, Е.В. Право на защиту от дискриминации / Е.В. Мотина // Московский юридический форум. X Международная научно-практическая конференция: в 4 частях. - 2016. - С. 94-96.
59. Мюллерсон, М.А. Права человека. Идеи. Нормы, реальность. / М.А. Мюллерсон. - М. - 1991. - С. 54.
60. Невежина, М.В. Запрет дискриминации в сфере трудовых отношений / М.В. Невежина // Журнал российского права. - 2017. - № 4 (244). - С. 83-90.
61. Папичев, Н.В. Защита прав человека и проблема методов правового регулирования: Дисс. ...канд. юрид. наук. - Волгоград. - 2002. - С. 43.
62. Пашарина, А.А., Карпунина, В.В. О некоторых средствах преодоления дискриминации в сфере труда / А.А. Пашарина, В.В. Карпунина // В сборнике: Стратегия прорывного развития России: исторический опыт и современность. Материалы Международной научно-практической студенческой конференции. - 2019. - С. 143-147.
63. Петров А.И. Правовое просвещение по вопросам трудовых прав
граждан / А.И. Петров // В сборнике: Экономические, правовые,
организационно-управленческие аспекты развития трудовых ресурсов в современных условиях глобальных рисков. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск Г.М. Лохонова. - 2016. - С. 209-217.
64. Присекина, Н.Г. Проблемы дискриминации в международном трудовом праве. - Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук. - Владивосток, 2002.
65. Пополитова, О.А., Ландаков, В.Н. Соотношение принципов запрета дискриминации и запрета принудительного труда / О.А. Пополитова, В.Н. Ландаков // В сборнике: Молодежный вектор развития аграрной науки. Материалы 71-й научной студенческой конференции. Воронежский государственный аграрный университет Кафедра гуманитарных дисциплин, гражданского и уголовного права. - 2020. - С. 333-336.
66. Селезнева, Д.А. Государственный контроль и надзор в сфере охраны труда / Д.А. Селезнева // В сборнике: Приоритетные направления развития науки и технологий. Доклады XXIV Международной научно-практической конференции. К 150-летию со дня основания РХО имени Д.И. Менделеева; 120- летию со дня основания Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева. Авторы докладов. - 2018. - С. 121-124.
67. Солдаткин, Денис Владимирович. Защита от дискриминации в трудовых отношениях : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.05 - Москва, 2006 - 148 с. - РГБ ОД, 61:06-12/1164
68. Солошич, Е.А. Ответственность за дискриминацию в сфере труда / Е.А. Солошич // Молодой ученый. - 2016. - № 28 (132). - С. 692-694.
69. Старцева, В.Д., Кириченко, С.В. Некоторые вопросы принципа не дискриминации в трудовых отношениях / В.Д. Страцева // Сборник научных статей по материалам IX международного научно-практического форума. -
2017. - С. 313-315.
70. Титор, С.С. Государственный контроль и надзор в сфере труда. - М,
2018. - С. 54.
71. Улайкина, Ю.С. Права человека и защита от дискриминации Ю.С. Улайкина // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 159-162.
72. Чиченова, А.А. Особенности правового регулирования труда женщин и других лиц с семейными обязанностями: сб. ст. по материалам Международной науч.-практ. Конференции «Социальная справедливость и гуманизм в современном государстве и праве». - М.: Изд. Моск.гуманит. ун-та, 2015. - С. 226.
73. Федорова, Е.А. Защита трудовых прав работников: Дисс. ...канд. юрид. наук. - М, 2005. - С. 46-47.
74. Цуцкарева, А.А., Белозерова О.А. Дискриминация и ответственность. / А.А. Цуцкарева // Материалы 15-й Международной научно-практической конференции молодых ученых, специалистов и студентов. - 2018. - С. 211-214.
75. Яновский, К.Э. Права человека и защита от дискриминации / К.Э. Яновский // Экономическая политика. - 2017. - Т. 12. - № 6. - С. 102-123.
76. Япи, Ж.Н.Ф.Р. Борьба и защита от расовой дискриминации на современном этапе. / Ж.Н.В.Р. Япи // Молодой ученый. - 2018. - № 16 (202). - С. 248-252.