Медиаобраз как инструмент маркетинговой стратегии кандидата-инкумбента (на примере кандидатов в депутаты Государственной Думы по одномандатным округам в Алтайском крае)
ВВЕДЕНИЕ 3
Актуальность темы исследования 3
ГЛАВА 1. Теория медиаобраза политика 11
1.1. Концептуально-теоретические основы медиаобраза 11
1.2. Элементы медиаобраза и факторы их формирования 16
1.3. Политический медиаобраз 22
ГЛАВА 2. Маркетинговая стратегия кандидата, её функции, инструменты, критерии 30
2.1. Маркетинговая стратегия как элемент продвижения кандидата . 30
2.2. Эффективность маркетинговой стратегии 34
2.3. Инструменты маркетинговых стратегий 38
ГЛАВА 3. Медиаобраз как инструмент маркетинговой стратегии 43
3.1. Медиаобраз как инструмент маркетинга медиавпечатлений 43
3.2. Анализ медиаприсутствия кандидатов-инкумбентов на выборах
2021 г 46
3.3. Анализ медиаобразов кандидатов кандидатов-инкумбентов на
выборах 2021 г 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 63
Материалы СМИ и электронных ресурсов 63
Литература 66
Актуальность темы исследования обусловлена изменением жизни с течением времени, процессами глобализации и массовой цифровизации. Стремительно укрепляющееся воздействие средств массовой информации и средств массовой коммуникации на политическую реальность определяет необходимость изучения медиаобраза.
В течение последних лет идёт стремительное перемещение поля принятия политических решений в медиареальность. С помощью СМИ и СМК определяются приоритетные объекты для ремонта и реконструкции в населённых пунктах, решаются вопросы, связанные с формированием законодательной базы, с помощью этих же инструментов социально активные граждане привлекают внимание к решению общественно-значимых и даже личных проблем.
В условиях тотальной цифровизации, распространения и развития Интернета одну из ведущих позиций в создании и поддержании имиджа политика занимает его присутствие в различных средствах массовой информации и коммуникации, в список которых входят как традиционные телевизионные и радиопередачи для избирателей, газеты, новостные сайта и прочее, так и социальные сети и мессенджеры, которые из года в год укрепляют своё влияние на политическую сферу жизни общества.
При этом особое внимание стоит уделить не количественным показателям присутствия, а именно качественному восприятию медиаполя электоратом.
Сегодня мы уже можем говорить о том, что без средств массовой коммуникации невозможно представить избирательные кампании. В этих условиях даже закрепившие за собой статус депутата кандидаты-инкумбенты вынуждены адаптироваться к новым условиям и усиливать своё присутствие в медиа.
Впрочем, данный факт кардинально контрастирует с всё ещё крепким механизмом традиционных способов и инструментов агитации и
продвижения, применяемых кандидатами депутаты различных уровней власти в различных субъектах Российской Федерации.
В этих условиях вопрос о перспективах полноценного применения медиаобраза в качестве инструмента маркетинговой стратегии кандидата, условиях, при которых это станет возможным и особенностях самого этого феномена является достаточно обоснованным и актуальным.
Проблема реальной эффективности медиаобраза как инструмента маркетинговой стратегии проявляется в исследовании информационной активности кандидатов во время избирательных кампаний. Соответствие транслируемых медиаобразов тем, что закрепляются в умах избирателей, и правильность выбора каналов репрезентации становятся основными факторами, влияющими на вклад медиаобраза в достижение поставленных политических целей. Параллельное принятие кандидатов в качестве политического товара на политическом рынке требует всестороннего изучения избирателей и их желаний, используемых ими каналов коммуникации при формировании стратегии избирательной кампании.
Так как в работе рассматривается проблема перехода избирательных кампаний кандидатов к принципам постструктурализма, особенно интересным видится изучить трансформацию подхода к использованию медиаобраза кандидатами, ныне использующими преимущественно традиционный аппарат агитации. Учитывая территориальную принадлежность и концентрацию внимания автора работы именно на персональных медиаобразах кандидатов-инкумбентов, выборка эмпирической базы для изучения была сформирована следующим образом - переизбранные кандидаты в депутаты Государственной Думы по одномандатным округам от Алтайского края.
Особый интерес представляет сравнение с кандидатом, использующим априори принципиально иную маркетинговую стратегию. С этой целью в работе будет использован кейс Марии Прусаковой в рамках выборов депутатов в Государственную Думу VIII созыва.
Степень изученности проблемы. Относительная новизна понятия медиаобраза и постоянно изменяющийся характер цифровых коммуникаций обуславливают слабую изученность проблемы.
Отсутствует общепринятая интерпретация данного понятия, что создает некоторые трудности. Существует множество подходов к пониманию понятий «медиа» и «образа», которые являются составными частями рассматриваемого понятия. Кроме того, сравнительная молодость концепции стала причиной не только малого числа исследований, но их разношёрстности, использования авторами различных понятийных аппаратов при исследовании схожих, или даже одних и тех же, явлений. Это дополнительно осложнило изучение проблемы медиаобраза кандидатов.
Большинство рассмотренных во время написания данного материала работ описывают особенности медиаобраза и связанных с ним образа и имиджа как технологий психологии, лингвистики, философии. К их числу относятся Т.Н. Галинской, С.Д. Смирнова и других авторов.
Большую роль при написании авторы, сформулировавшие ряд определений. В частности, одними из ключевых стали понятия образа, сформулированное М.М. Розенталем и П.Ф. Юдиным Философском словаре и понятие Медиаобраза, сформулированное А.В. Марущак.
Вклад в определение признаков медиаобраза сделали Л.В. Хочунская а также В.В. Барабаш, Т.В. Сезонов67.
Крайне мало работ, рассматривающих особенности именно политического медиаобраза. Особенности медиаобразов в массовой политической коммуникации в своей работе «Медиаобразы в массовой политической коммуникации» рассмотрела, например, О.В. Коржнева, внимание исследованию медиаобраза политического лидера уделила В.А. Уракова.
В последние годы внимание отечественных исследователей медиаобраза сосредоточено на исследовании региональных и национальных медиаобразов стран СНГ. Наибольшее внимание уделяется мононациональным регионам. К данной категории исследований можно отнести работы Т.Н. Литвиновой , А.Б. Мальсаговой, М.М. Янгаляевой. Продолжаются также попытки теоретического осмысления понятия медиаобраза, современные подходы в своей работе сформулировал Д.Э. Горбаль. Большой вклад в изучение медиобраза России внесла Е.Н. Богдан.
Наиболее изученными частями данного исследования стали маркетинг, политический маркетинг, особенности и элементы маркетинговых стратегий в политике и в коммерции. При проведении данного исследования были рассмотрены работы Н.Ю. Величко, Е.Н. Ахметшиной, В.Ф. Халипова и Е.В. Халиповой, Ф.Н. Ильясова, С.П. Федотова в своей работе уделила внимание управлению коммуникациями. Экономическим подходам к построению маркетинговых стратегий посвящены работы И.К. Тординавы и Г.Ю. Симержидиной, а также Н.Ю. Величко, Л.Ю. Юхновец и А.А. Варданян.
Необходимо определить также те аспекты, которые видятся неизученными, при оценке исследований медиаобразов кандидатов как инструментов маркетинговых стратегий. Так, на практике нет работ, посвященных логически обоснованному конструированию медиаобраза в рамках реализации целей и задач избирательных кампаний. Наукой не рассмотрен вопрос включения семантических аспектов медиаобраза в теорию рационального выбора, отсутствуют эффективные механизмы оценки медиаобраза кандидата с позиции целей и задач избирательной кампании.
Объектом исследования выступает комплекс процессов коммуникации кандидатов и электората.
Предметом исследования являются медиаобразы, формируемые являющимися инкумбентами кандидатами в депутаты Государственной Думы от Алтайского края по одномандатным округам.
В качестве цели работы исследователем определено выявление механизмов применения медиаобразов кандидатами-инкумбентами в рамках реализации своих маркетинговых стратегий.
Достижение цели данной работы предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основания понятия медиаобраза, принципы формирования медиаобразов и особенности политического медиаобраза;
2. Рассмотреть теоретические основы маркетинговых стратегий, факторы эффективности маркетинговых стратегий и инструменты достижения этой эффективности;
3. Выявить основные тенденции, свойственные подходу кандидатов- инкумбенотов к формированию медиаобразов.
4. С помощью эмпирической базы определить потенциал медиаобраза как инструмента маркетинговой стратегии, обозначить дальнейшие перспективы развития.
Хронологические рамки исследования соответствуют совокупности периодов подготовки и проведения избирательной кампании 2021 года. Первый, стоит отметить, определён исследователем на основании новостной повестки. Конкретизируя, хронологию исследования составляет период с ноября 2020 года по декабрь 2021 года.
Источниковая база исследования включает в себя материалы СМИ и электронных источников. Выделить стоит результаты голосования за кандидатов в депутаты Государственной Думы в 2021 году , рейтинги медиаактивности, ежемесячно составляемые изданием «Политсиб.ру» и обилие материалов, опубликованных в социальной сети Инстаграм .
Ко второй группе источников относятся сообщения средств массовой информации, содержащие информацию об основных относящихся к теме исследования событиях и мнения экспертов.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя следующие подходы:
1. Постструктурализм. Данный подход используется в работе в рамках рассмотрения содержательной составляющей транслируемых кандидатами медиаобразов.
2. Теория рационального выбора. Данный подход стал основанием для гипотезы о конструировании медиаобразов для достижения кандидатами поставленных целей. В исследовании рассматривается возможность принятия решений электоратом на основании восприятия медиаобразов.
3. Эмпирический подход. В рамках данного подхода рассматривается роль медиаобразов на развитие политического пространства Алтайского края.
Методами исследования стали анализ контента, дополненный семантическим анализом, сравнительный анализ, интерпретативный анализ и прогнозирование. Ниже приводится обоснование использования каждого метода.
Анализ контента - возможность выявить содержания контента, полноты представленной информации, её тематической направленности. Семантический анализ предоставил возможность самые важные ключевые слова и фразы, «ядра» анализируемых сообщений.
Сравнительный анализ - основа для оценки результатов избирательных кампаний. Рассмотрение через призму сравнительного анализа позволило выявить ключевые тенденции в развитии избирательных кампаний.
Интерпретативный анализ - дал возможность определения и объяснения ключевых особенностей изучаемых медиаобразов политиков через призму восприятия их аудиторией.
Научная новизна работы определяется выявлением реальной политической роли медиаобразов политиков в процессе реализации маркетинговых стратегий на современном этапе и перспектив развития медиаобраза в качестве инструмента маркетинговой стратегии кандидата.
Научная и практическая значимость исследования. Выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы для корректировки набора методов и инструментов проведения избирательных кампаний. Также материалы могут послужить общественному освещению проблемной тематики.
Кроме того, данные материалы могут быть использованы в учебном процессе в качестве дополнительного материала для подготовки при рассмотрении соответствующей темы во время изучения имиджирования.
Апробация выводов осуществлялась автором в ходе прошедшей в Алтайском государственном университете научно-практической конференции, тематика которой соответствовала теме данного исследования. Тезисы опубликованы в сборнике «Российский политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика» .
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, девяти параграфов, заключения, списка источников и литературы. Библиография включает 62 наименования.
Политолог, доцент кафедры политологии Алтайского Государственного Университета Сергей Асеев в рамках прошедшего в сентябре 2021 года круглого стола заявил, что общество деградировало в культурном плане : «Идет полнейшая деградация общества. И это носит глобальный характер. Социум уходит в разные сферы, в частности - интернет. Остатки продолжают смотреть телевизор. Молодежь же ушла на НТВ и прочие развлекающие каналы, не закладывающие в мозг ничего лишнего. Партии должны подстраиваться под избирателей, и тогда будет ответная реакция. А говорить: не пришел, сам виноват, конечно, можно. Но к избирателям претензий должно быть меньше всего. Правильнее будет говорить: до них не дошло, потому что до них не дошли».
Медиаобраз как элемент, инструмент политического маркетинга в контексте данного исследования был призван связать теорию рационального выбора и теорию постструктурализма. Знаки, создаваемые кандидатами с учётом условий политической реальности, воспринимаемые потребителями информации, в рамках гипотезы должны были стать факторами принятия решений, осуществляемых индивидами.
Сегодня мы можем сказать только то, что формируются предпосылки для работы данного механизма, они уже успешно осваиваются отдельными представителями оппозиционных партий. Впрочем, возможно основной причиной этого является именно попадание последних в постепенно артикулирующийся запрос на изменения в политическом строе.
Вопрос о возможности полноценного закрепления медиаобраза в качестве инструмента реализации маркетинговых кампаний кандидатов сегодня остаётся открытым.
Избирательная кампания 2021 года подняла вопрос о влиянии медиаобраза кандидата на результаты голосования, поскольку в изученных случаях оказалось невозможно установить чёткую корреляцию между восприятием медиаобраза кандидата электоратом и результатами выборов.
Результаты проведённого исследования продемонстрировали, что на данном этапе развития российской политической системы всё ещё достаточно сильны и эффективны традиционные способы выборной борьбы, базирующиеся на сравнительном узнавании, а медиаобраз как инструмент реализации маркетинговой стратегии кандидата плохо изучен, его эффективность на данном этапе, по-видимому, не является однозначно предсказуемой. Тем не менее, процесс трансформации идёт, вместе с ним замещаются ценности и установки, кардинальное изменение ситуации может произойти уже в ближайшей перспективе.
Сохранение слабой осведомлённости многих политтехнологов и кандидатов о данных процессах способно в будущем увести на «скамью запасных» многих игроков политической игры.
Определение алгоритмов, законов и отношений становится целью продолжения исследования.
1. «Новая искренность» в российской политике и ее последствия. // Рамблер. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2018 - Заглавие с экрана - URL: https://news.rambler.ru/other/41319119-novaya-iskrennost-v-rossiyskoy- politike-i-ee-posledstviya/(дата обращения: 05.05.2022.)
2. Instagram [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. - Заглавие с экрана - URL:https://instagram.com(дата обращения: 05.05.2022)
3. Александр Прокопьев (@asprokopyev) • Фото и видео в Instagram. // Инстаграм. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана - URL: https://www.instagram.com/asprokopyev/(дата обращения: 10.01.2022.)
4. Александр Прокопьев в Instagram: «С началом выходных! Позитива вам и побольше энергии к предстоящей трудовой неделе « . #выходные». // Инстаграм. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2021 - Заглавие с экрана - URL: https://www.instagram.Com/p/CUO7IalDxQp/(дата обращения: 10.01.2022.)
5. Алтайские депутаты нарастили медийность благодаря активности в соцсетях - Толк 10.12.2020. // Толк - новости Барнаула, Алтая и Алтайского края. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2020 - Заглавие с экрана - URL: https://tolknews.ru/politsib/112898-altajskie-deputaty-narastili-medijnost- blagodara-aktivnosti-v-socsetah(дата обращения: 10.05.2022.)
6. Алтайские эксперты заявили о незрелости некоторых категорий
избирателей на выборах 2021 года - МК Барнаул. // Московский комсомолец Барнаул. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2021 - Заглавие с экрана - URL: https://brl.mk.ru/politics/2021/09/19/altayskie-eksperty-zayavili-o-
nezrelosti-nekotorykh-kategoriy-izbirateley-na-vyborakh-2021-goda.html (дата
обращения: 10.05.2022.)
7. ДАНИИЛ БЕССАРАБОВ (@bessarabovdv) • Фото и видео в Instagram. // Инстаграм. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана - URL: https://www.instagram.com/bessarabovdv/(дата обращения: 10.01.2022.)
8. Иван Лоор (@i_loor_i) • Фото и видео в Instagram. // Инстаграм. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана - URL: https://www.instagram.com/i_loor_i/(дата обращения: 10.01.2022.)
9. Кто возглавил рейтинг медийности алтайских депутатов в сентябре 2021 года - Толк 13.10.2021. // Толк - новости Барнаула, Алтая и Алтайского края. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2021 - Заглавие с экрана - URL: https://tolknews.ru/politsib/117048-kto-vozglavil-rejting- medijnosti-altajskih-deputatov-v-sentabre-goda(дата обращения: 10.05.2022.)
10. Кто из алтайских депутатов Госдумы возглавил рейтинг медийности в апреле - Толк 11.05.2021. // // Толк - новости Барнаула, Алтая и Алтайского края. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2021 - Заглавие с экрана - URL: https://tolknews.ru/politsib/114821-kto-iz-altajskih-deputatov- gosdumy-vozglavil-rejting-medijnosti-v-aprele(дата обращения: 10.05.2022.)
11. Кто из алтайских депутатов Госдумы нарастил медийность в конце
2020 года? - Толк 11.01.2021. // Толк - новости Барнаула, Алтая и Алтайского края. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2021 - Заглавие с экрана - URL: https://tolknews.ru/politsib/113189-kto-iz-altajskih-deputatov-gosdumy-
narastil-medijnost-v-konce-goda (дата обращения: 10.05.2022.)
12. Кто из алтайских депутатов лидирует в рейтинге медийности за апрель - Толк 19.05.2021. // Толк - новости Барнаула, Алтая и Алтайского края. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2021 - Заглавие с экрана - URL: https://tolknews.ru/politsib/114935-kto-iz-altajskih-deputatov-lidiruet-v-rejtinge- medijnosti-za-aprel(дата обращения: 10.05.2022.)
13. Кто из алтайских депутатов лидирует в рейтинге медийности за июнь - Толк 21.07.2021. // Толк - новости Барнаула, Алтая и Алтайского края. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2021 - Заглавие с экрана - URL: https://tolknews.ru/politsib/115841-kto-iz-altajskih-deputatov-lidiruet-v-rejtinge- medijnosti-za-iun(дата обращения: 10.05.2022.)
14. Кто из алтайских думцев возглавил рейтинг медийности за июнь - Толк 12.07.2021. // Толк - новости Барнаула, Алтая и Алтайского края. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2021 - Заглавие с экрана - URL: https://tolknews.ru/politsib/115616-kto-iz-altajskih-dumcev-vozglavil-rejting- medijnosti-za-iun(дата обращения: 10.05.2022.)
15. Кто из алтайских думцев лидирует в медиарейтинге сентября - Толк 04.10.2021. // Толк - новости Барнаула, Алтая и Алтайского края. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2021 - Заглавие с экрана - URL: https://tolknews.ru/politsib/116927-kto-iz-altajskih-dumcev-lidiruet-v- mediarejtinge-sentabra(дата обращения: 10.05.2022.)
16. Кто из депутатов АКЗС стал самым медийным в августе 2021 года - Толк 14.09.2021. // Толк - новости Барнаула, Алтая и Алтайского края. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2021 - Заглавие с экрана - URL: https://tolknews.ru/politsib/116619-kto-iz-deputatov-akzs-stal-samym-medijnym- v-avguste-goda(дата обращения: 10.05.2022.)
17. Кто стал самым медийным в последнем рейтинге упоминемости депутатов АКЗС VI созыва? - Толк 10.10.2016. // Толк - новости Барнаула, Алтая и Алтайского края. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2021 - Заглавие с экрана - URL: https://tolknews.ru/politsib/96133-90647(дата обращения: 10.05.2022.)
18. Политстб.ру [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2021 - Заглавие с экрана - URL: https://politsib.ru/news/rubrics/rejtingi(дата обращения: 10.05.2022.)
19. Пять алтайских депутатов возглавили рейтинг медийности в июле 2021 года - Толк 10.08.2021 // Толк - новости Барнаула, Алтая и Алтайского
края. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2021 - Заглавие с экрана - URL: https://tolknews.ru/politsib/116125-pat-altajskih-deputatov-vozglavili-
rejting-medijnosti-v-iule-goda (дата обращения: 10.05.2022.)
20. Рейтинг медийности депутатов Госдумы от Алтайского края в июле 2021 года - Толк 06.08.2021. // Толк - новости Барнаула, Алтая и Алтайского края. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2021 - Заглавие с экрана - URL: https://tolknews.ru/politsib/116063-rejting-medijnosti-deputatov- gosdumy-ot-altajskogo-kraa-v-iule-goda(дата обращения: 10.05.2022.)
21. Рейтинги и графики. // Политсибру. [Электронный ресурс]. -
Электрон. дан. - 2021 - Заглавие с экрана - URL: https://
politsib.ru/news/rubrics/rejtingi(дата обращения: 05.05.2022)
22. Россияне пересмотрели каналы - Газета Коммерсантъ № 80 (7281) от 11.05.2022. // Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2021 - Заглавие с экрана - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5347382(дата обращения: 05.05.2022.)
23. Упоминаемость кандидатов: лидеры определились - Толк 30.08.2016. // Толк - новости Барнаула, Алтая и Алтайского края. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2021 - Заглавие с экрана - URL: https://tolknews.ru/politsib/97961-89704(дата обращения: 10.05.2022.)
24. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2021 - Заглавие с экрана - URL: http://www.cikrf.ru/(дата обращения: 05.05.2022.)
Литература
1. Ахметшина Е.Н. Интернет-PR органов государственного управления. / Е.Н. Ахметина. - Казань, 2004. С. 32.
2. Барабаш В.В. Особенности воздействия медиаобраза на
аудиторию женских глянцевых журналов. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - 2015 - Заглавие с экрана - URL: https://www.online-
science.ru/userfiles/file/dkxagbgqxoavanv7ocfhonlxps95fjsb.pdf (дата
обращения: 05.05.2022).
3. Баранов А.Н. Парламентские дебаты: традиции и новации / А.Н. Баранов, Е.Г. Казакевич. - М.: Знание, 1991. - 63 с.
4. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. / Р. Барт - М.: Прогресс, 1989. - С. 569.
5. Богдан Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики. / Е.Н. Богдан. - М., 2007. - 26 с.
6. Богдан Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики / Е.Н. Богдан // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 10: Журналистика. - 2007. - №4. -
С. 122-127.
7. Бондарева Л.В. Динамика политического имиджа России в качественной прессе США. / Л.В. Бондарева. - М., 2007. - С. 19.
8. Великода Т. Н. Терминологизация общеупотребительной лексики: на материале английских геологических терминов: автореф. дис. канд. филол. наук. / Т.Н. Великода. - Н. Новгород, 2014. - 275 с.
9. Величко Н.Ю. необходимость управления маркетингом на предприятиях гостинично-туристского комплекса / Н.Ю. Велично // Управление и экономика в XXI веке. - 2015. - № 2. С. 49-62.
10. Величко Н.Ю., Юхновец Л.Ю., Варданян А.А. Стимулирующая налоговая политика как основа поддержки малых инновационных предприятий //Экономика и социум. - 2015. - № 4 (17). - С.166 -170.
11. Власов В. Г. Образ / Власов В.Г. // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. - СПб.: Азбука-Классика. - 2007. - Т. VI. - С. 376-379.
12. Волкова И. В. Имидж политических лидеров России в СМИ/ И.В. Волкова, В.В. Клименко, Л.Т. Сафразьян // Мир России. - 1997. - №3. -
С. 43-74.
13. Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике /Т.Н. Галинская // Вестник ОГУ. -
2011. - №11. - С. 91-94.
14. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. / Э.А. Галумов. - М. 2003. - С. 450.
15. Гийому Ж. О новых приемах интерпретации, или Проблема смысла с точки зрения анализа дискурса. П. Серио 38 (Ред.), Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса / Ж. Гийому, Д. Мальдидье // / пер. с фр. и португ. - М.: Прогресс, 1999. - С. 124-137.
16. Глазкова Е.А. Анализ медиаобраза объекта как профессиональный навык специалиста по связям с общественностью. / Е. А. Глазкова // MEDIAОбразование: векторы интеграции в цифровое пространство: Материалы IV международной научной конференции. - Челябинск, 2019. -
С. 425-429.
17. Горбаль Д. Э. Современные подходы к феномену медиаобраза / Д.Э. Горбаль // Наука и образование сегодня. - 2020. - №11(58). - С. 72 - 75.
18. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. / Д Гоулман. - М.: Альпина,
2012. - 253 с.
19. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов. / Т.Г. Добросклонская. - М.: УРСС Эдиториал, 2005. - 288 с.
20. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь): учеб. пособие / Т.Г. Добросклонская. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 263 с.
21. Е.Б. Шестопал. Образы российской власти: от Ельцина до Путина / Е. Б. Шестопал. - М.: РОССПЭН, 2008. - С. 231.
22. Егорова-Гантман Е. В. Политическая реклама. / Е.В. Егорова- Гантман, К.В. Плешаков, В.Б. Бабайкова. - М.: Центр политического консультирования «Никколо М», 1999. - 240 с.
23. Егоровцева Е.Д. Роль современных сми в формировании медиаобраза государства. / Е.Д. Егоровцева // Международный научный журнал «Слово в науке». - 2021. - №2 - С. 6-11.
24. Желтухина, М. Р. Тропологическая суггестивность масс- медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. / М.Р. Желтухина. - М.: Институт языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003. - С. 27-40.
25. Забузов О.Н. Политические технологии: структурная и функциональная индифферентность / О.Н. Забузов // Политический дискурс. - 2020. - № 8. - С. 81-90.
26. Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. /Ф.Н. Ильясов. - М.: ИМА-Пресс, 2000. - 200 с.
27. Каменева В. А. Функциональный и прагматический потенциал демотиваторов как визуально-вербальной формы современной интернет- коммуникации / В.А. Каменева, Н.В. Рабкина // Политическая лингвистика. -
2013. - №43. - С. 144—151.
28. Киселев И.Ю. Проблема образа государства и международных отношениях в рамках конструктивистской парадигмы. / И.Ю. Киселев // ПОЛИТЭКС. -2007. - №3. - С.253-261.
29. Коржнева О. В. Медиаобразы в массовой политической коммуникации / Коржнева О.В. // Вестник СПбГУ. Сер. 9, Журналистика. - №1 - 2013. - С. 220.
30. Леонтьев, Д. А. От образа к имиджу. Психосемантический брендинг / Д. А. Леонтьев // Реклама и жизнь. - 2000. - № 1. - С. 19-22.
31. Липатова А.В. Социологические методы исследования конструирования медиаобраза регионального лидера / А.В. Липатова // Казанский социально-гуманитарный вестник - 2021. - №4 — С. 27-32.
32. Липатова А.В. Технологический подход к управлению медиаобразом личности / А.В. Липатова // VII Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности. Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - К., 2022. - С. 209-212.
33. Литвинова Т. Н. Проблема формирования позитивного имиджа Северного Кавказа внутри страны в контексте задач пространственного развития / Т.Н. Ливтивнова // Социодинамика. - 2019. - № 11. - С. 89-104.
34. Лукьянов О.А. «Медиаобраз кандидата как инструмент маркетинговой стратегии» / О.А. Лукьянов // Российский политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика. - 2021. -
С. 31-34.
35. Мальсагова А. Б. Становление и развитие системы СМИ Чеченской республики в постсоветский период (1992-2017 гг.): дис. ... канд. филол. наук. - М.,2018. - 183 с.
36. Маркетинг впечатлений — эффективный способ продвижения - [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - 2020 - Заглавие с экрана - URL: https://www.mosoblreclama.ru/states/marketing-vpechatlenij-effektivnyj-sposob- prodvizheniya(дата обращения: 05.05.2022.).
37. Марущак А.В. Политико-социальный образ России в американском медиапространстве / Марущак А.В. // Журналистский ежегодник. - 2012. - № 1. - С. 93-96.
38. Медиаобраз: понятие — анализ медиаобраза исследование | Компания «PR News». [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - 2015 - Заглавие с экрана - URL: https://www.prnews.ru/our-services/analysis-of-the- information-field/mediaobraz-obekta-kompanii-persony(дата обращения: 09.05.22.).
39. Мид Дж. Смысл. / Дж. Мид, В. И. Добреньков (Ред.) // Американская социологическая мысль. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - С 120. .
40. Милаева О.В. Модели PR-стратегий в электоральные периоды в России / О.В. Милаева // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 1. - С. 206-212.
41. Моррис Ч. У. Значение и означивание. / Ч.У. Моррис, Ю. С. Степанов (Ред.) // Семиотика: антология. - М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001 С. 129-143.
42. Орлова О. В. Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал: автореф. дис. д-ра филол. наук. - Т.: [б. и.], 2012. - 43 с.
43. Пашкус В.Ю., Пашкус Н.А., Грегова Е. Продвижение в условиях Новой экономики: от создания инновационных продуктов к стратегии «прорывного» позиционирования / В.Ю. Пашкус, Н.А. Пашкус, Е. Грегова // Стратегический менеджмент. - 2012. - № 1. - С. 44-58.
44. Психологический словарь. Онлайн-журнал Psychologies (Психелоджие). [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - 2015 - Заглавие с экрана - URL: http://www.psychologies.ru/glossary/14/obraz/(дата обращения: 05.05.2022).
45. Розенталь М. М. Философский словарь. /М.М. Розенталь, П.Ф. Юдин. - М.: Политиздат,1963. - С. 544.
46. Рыбаков Ф.Ф. Экономическая природа услуг: эволюция теоретических воззрений и современность / Ф.Ф. Рыбаков // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 5: Экономика. - 2010. - № 2. - С. 15-19.
47. Сезонов Т.В. Концептуализация медиаобраза it-girl в российском
медиапространстве глянцевых журналов [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - 2015. - Заглавие с экрана - URL:
http://www.dslib.net/zhurnalistika/konceptualizacija-mediaobraza-it-girl-v- rossijskom-mediaprostranstve-gljancevyh.html(дата обращения: 05.05.2022).
48. Скидан О. Г. Формирование медиаобраза в печатных СМИ: лингвокогнитивный аспект / О. Г. Скидан // Гуманитарные чтения "Севастопольская гавань": материалы научно-практической конференции, Севастополь, 20-21 сентября 2019 года / ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». - Севастополь: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет", 2019. - С. 29-34.
49. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира. / С.Д. Смирнов. - М., 1981. - С.15-29.
50. Стексова Т. И. Речевая агрессия в интернет-комментариях как проявление социальной напряженности / Т.И. Стексова // Политическая лингвистика. - 2013. - №45. - С. 77-81.
51. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / Институт русского языка имени В. В. Виноградова РАН; отв. ред. Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2007. - С. 550.
52. Тординава И.К., Симержидина Г.Ю., Котлярова А.С. Анализ финансового состояния и пути повышения финансовой устойчивости предприятия // Институциональный и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем: сборник статей Международной научно-практической конференции. - У: АЭТЕРНА, 2016. - С.198-200.
53. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. / Г.Л. Тульчинский. - Спб.: ГУКИ, Алетейя, 2000. - 431 с.
54. Уракова В.А. К проблеме исследования медиаобраза политического лидера / В.А. Уракова // Вестник экономики, права и социологии. - 2016. - № 3. - С. 181-194.
55. Федотова М. Г. Коммуникационный менеджмент: учебное пособие. / М.Г. Федотова. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. - 76 с.
56. Халипов В. Ф. Власть. Политика. Государственная служба: словарь. / В.Ф. Халипов, Е.В. Халипова. - М.: Луч, 1996. - 271 с.
57. Хочунская Л.В. Феномен медиаобраза: социально¬психологический аспект / Л.В. Хочунская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. - 2013. - № 2. - С. 91-95.
58. Чепкасов, А. В. Средства массовой информации и публичный дискурс регионального лидера как инструменты формирования имиджа региона (на примере Кемеровской области) / А. В. Чепкасов. - М., 2019. - 47 с.
59. Янгляева М. М. Роль современных массмедиа в продвижении моделей национальной самоидентификации (на примере телепроекта BBC «100 величайших британцев») / М.М. Янгляева // МедиаАльманах. - 2019. - №1. - С. 161-169.
60. Caprara G. V. The Personalization of Modern Politics / G.V. Caprara // European Review. - 2007. - Vol. 15. № 2. - P. 151-164.
61. Feofanov O.A. SShA: Reklama i obshchestvo [USA: Advertising and society]. / O.A. Feofanov. - M.: Mysl' Publ. - 1974 - 266 p.
62. Ji Young Sung-Un Yang. Effects of government public relations on international news coverage. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - 2015 - Заглавие с экрана - URL: http://www.sciencedirect.com(дата обращения: 05.05.2022).