ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. САЙНСТЕЙНМЕНТ КАК ЖАНР НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 6
1.1. Проблемы трансформации научно-популярных жанров 6
1.2. Теория и онтология жанра сайнстейнмент 22
1.3. Методы и приемы жанра сайнстейнмент 25
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ В ЖАНРЕ САЙНСТЕЙНМЕНТ В ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКЕ НА ПРИМЕРЕ «В СТАКАН И ОБРАТНО» 33
2.1. Концепция проекта «В стакан и обратно» 33
2.2. Специфика производства сайнстейнмент-проекта на цифровых платформах 37
2.3. Рекомендации по работе в жанре сайнстейнмент на цифровых платформах 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Популяризация - один из эффективных инструментов развития науки и, как следствие, всего общества. Безусловно, это фактор развития критического мышления, формирования мировоззрения каждой отдельной личности. При этом не «каждая отдельная личность» желает читать о научных открытиях и фактах, даже если они переведены с научного языка и доступны широкому кругу интернет-читателей. Поэтому интернет-СМИ и другие медиаресурсы, которые обращаются к научным темам, ощущают на себе проблемы привлечения аудитории, а главное, монетизации контента.
Поэтому неудивительно, что в результате многовековой трансформации научно-популярных жанров появилось такое направление как сайнстейнмент - связующее звено между научно-популярной и развлекательной журналистикой.
Согласно общепринятому мнению, сегодня он рассматривается как отдельный жанр и представляет собой развлекательные материалы о науке для самой широкой публики. Его используют в большинстве западных и отечественных традиционных и интернет-СМИ.
Основные функции сайнстенмента: развлекательная, коммерческая и аттрактивная. Считается, что сайнстейнмент использует научные факты лишь для производства развлекательного контента. Также его критикуют за излишнюю сенсационность, поверхностное содержание и частые фактические ошибки.
И действительно, как «журналисту-дилетанту-во-всём», например, без профильного технического образования писать о науке, когда есть творческое стремление. Или как популяризатору науки привлечь внимание аудитории к теме, не создавая искусственного ажиотажа. Это ключевые вопросы для всех, кто начинает работать в научно-популярных жанрах.
Чтобы ответить на эти вопросы, мы рассмотрим путь становления сайнтейнмента, определим специфику жанра, его методы и на разработанной теоретической основе подготовим собственный просветительско-развлекательный проект для интернет-СМИ. На основе полученного опыта разработаем рекомендации для авторов.
Актуальность данного исследования определяется его теоретической и практической значимостью, а также запросом на переосмысление жанра сайнстейнмент, продемонстрируем возможность выведения его из плоскости «низкого жанра» научно-популярной журналистики в инструмент популяризации науки для журналистов без специального образования в области точных и естественных наук. Актуальным также представляется переформатирование жанра под новые цифровые платформы и интерактивные мультимедийные проекты с яркой визуальной составляющей.
Объект исследования — сайнстейнмент как жанр научно-популярной журналистики.
Предмет исследования — трансформация алгоритмов и методов работы в жанре сайнстейнмента в интернет-журналистике.
Цель данного исследования — на основе анализа теоретико-методологической базы исследований жанра сайнстеймента разработать собственные алгоритмы работы в жанре на цифровых платформах и создать проект для публикации в интернет-СМИ.
Поставленная цель достигается решением ряда исследовательских задач:
1. Рассмотреть трансформацию научно-популярных жанров, в результате которой появился сайнстейнмент.
2. Рассмотреть жанр сайнстейнмента, выявить его методы, специфику и роль в сфере научной популяризации.
3. Разработать идею собственного медиапродукта в жанре сайнстейнмента.
4. Описать и проанализировать специфику производства собственного медиапродукта.
5. Подготовить проект к публикации.
6. Дать рекомендации по созданию сайнстейнмент-контента для интернет-СМИ на основе полученного опыта.
Степень изученности темы: Различные аспекты темы нашей работы были исследованы в трудах многих авторов. Так, мы использовали труды Р П. Баканова, И. Ю. Лапиной, А. А. Тертычного, Э. А. Лазаревича и других, посвященные научной популяризации, её целям, задачам и истории. В этом отношении нужно особенно отметить работы А. Г. Ваганова, одного из главных научных специалистов в области научно-популярной журналистики. Большую роль сыграли его труды, а также И. Ивановой, А. В. Федотовских, Е. Е. Прониной, М. В. Литке, И. В. Фотиевой, в которых дан анализ жанра сайнстенмент. Однако работ, рассматривающих крупные мультимедийные спецпроекты в данном жанре, практически нет, поэтому, можно сказать, что данное направление разработано довольно слабо.
Методология и методы исследования. Для научного обоснования алгоритмов производства творческого продукта используются описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, структурный и функциональный анализы.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации научных знаний о жанре сайнстейнмент.
Практическая значимость: на основе теоретического исследования и практического опыта работы с жанром разработаны рекомендации для журналистов по созданию сайнстеймент-контента на цифровых платформах.
Новизна: разработаны рекомендации для авторов сайнстейнмент- контента для цифровых платформ. Разработаны и апробированы на практике алгоритмы производства сайнстейнмент-проекта в интернет-издании.
Структура работы включает в себя введение, две главы, шесть параграфов, заключение, библиографический список и приложение
Проведенное в выпускной квалификационной работе исследование, целью которого было на основе анализа теоретико-методологической базы исследований жанра сайнстеймента разработать собственные алгоритмы работы в жанре на цифровых платформах и создать проект для публикации в интернет-СМИ, привело к следующим результатам.
Сайнстейнмент был рассмотрен как жанр научно-популярной журналистики. Мы выяснили, что его приемы были сформированы в результате многовековой трансформации, а само появление жанра связано с экономическими факторами.
Столетиями определялись «видовые признаки» научно-популярной журналистики: информировать, адаптировать, пропагандировать, коммуницировать. Но со временем менялся формат подачи: от гравюр научные просветители пришли к цветным вкладышам в энциклопедиях и интерактивной графике, от стихотворений о свойствах стекла к играм.
Мы выяснили, что жанры совершили полный исторический виток, вернувшись к выбросу научного знания в ненаучную среду. Потребителю вновь стали необходимы интерпретации знания и его увлекательность.
Также мы подробнее рассмотрели и сам жанр сайнстейнмент и определили его методы и функции - развлекательную и просветительскую. Жанр часто критикуют за сенсационность и низкое качество текстов, но мы уверены, что он способен привлечь внимание аудитории к научным вопросам при помощи выразительных средств и различных мультимедийных форматов, интерактива.
С учетом всех полученных данных в выпускной квалификационной работе была разработана идея собственного медиапродукта в жанре сайнстейнмент. Согласно концепции, мы создали лонгрид «В стакан и обратно», посвященный процессам, которые происходят с барнаульской водой, начиная от закачки из Оби до ее сброса обратно в реку, а также работе алтайских ученых, которая влияет на них. Посмотреть его можно здесь: http:// altapress.ru.tilda.ws/water.
В перечень описываемых процессов вошли водоподготовка, потребление водоочистка, также были разделы, отдельно посвященные характеристике самого источника - Оби, разработкам ученых Алтайского государственного технического университета, и загадке - что случилось бы с героем мультфильма «В поисках Немо», если бы он смылся в Барнауле. Мы решили разрабатывать данный проект на базе издательского дома «Алтапресс».
Используя полученные в исследовании знания, мы приступили к реализации вышеописанного мультимедийного проекта «В стакан и обратно». Экспертами, прокомментировавшими указанные процессы, выступили доктор биологических наук Дмитрий Безматерных, доктора технических наук Лариса и Владимир Сомин, а также инженер-технолог «Росводоканал-Барнаул» Григорий Силантьев.
Мы создали составляющие элементы для лонгрида. Исходя из вопроса целесообразности был написан текст оптимального объема, сняты видео и фото в лабораториях и учреждениях «Водоканала», использованы такие мультимедийные форматы, как слайдер, флип-карты и другие, подготовлены игры.
После была проведена работа с дизайнером по созданию концепции верстки. Готовый проект был адаптирован для мобильных устройств. Таким образом мы подготовили лонгрид в жанре сайнстейнмент, постаравшись избежать типичных ошибок авторов научпопа.
В качестве промо-кампании до выхода лонгрида были выпущены три теста со схожей тематикой: https://altapress.ru/zhizn/story/test-ob-ozerah-304653, https://altapress.ru/zhizn/story/azh-dva-h-test-chto-vi-pomnite-o-vode-iz-shkolnoy-programmi-305629, https://altapress.ru/zhizn/story/ob-vpadaet-v-irtish-test-chto-vi-znaete-o-moguchey-sibirskoy-reke-306943. Каждый из них включал 59
краткий анонс будущего проекта - это позволило аккумулировать вокруг него аудиторию.
В результате проделанной работы и на основе полученного опыта мы разработали шесть правил для авторов сайнстейнмент-контента. Эти рекомендации помогут начинающим журналистам в работе над научно-популярной тематикой.
1. Александров Е. Б. О лженауке и её пропагандистах / Е. Б. Александрова, В. Л. Гинзбург // Вестник Российской академии наук. 1999. Т. 69, № 3. С. 199-202.
2. Амзин А. А. Новые и экспериментальные форматы / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов и др. // Как новые медиа изменили журналистику, 2012 - 2016/ под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманит. ун¬т, 2016. С. 140-151.
3. Бабицкая В. Верная доза занудства: как писать в научно-популярные медиа: [беседа с руководителем проекта «Красивая наука» и бренд-менеджером телеканала «Наука» В. Бабицкой / вела А. Анюхина] [Электронный ресурс] // Теории и практики: [сайт]. М., 2009-2022. Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/posts/14639-vernaya-doza-zanudstva-kak- pisat-vnauchno-populyarnye-media(дата обращения: 28.04.2022).
4. Баканов Р. П. Актуальные проблемы современной науки и журналистика. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2010. 152 с.
5. Баканов Р. П. Современная научно-популярная журналистика в России: поиск новых форм взаимодействия с аудиторией // Мультимедийная журналистика: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 1 - 2 марта 2018 г. / под общ. ред. В. П. Воробьева. Минск, 2018. С. 129-134.
6. Беляев А. Радиополис: фантаст. повесть // Жизнь и техника связи. 1927. № 1. С. 76-80.
7. Бирюкова А. Больше, чем популяризация [Электронный ресурс] // Newtonew: новости сетевого образования: [сайт]. М., 2014-2022. Режим доступа: https://newtonew.com/science/nauchkom-v-rossii(дата обращения: 27.04.2022).
8. Ваганов А. Г. Закономерности исторической динамики научно-популярного жанра // Наука и школа. 2016. № 1. С. 162-168.
9. Ваганов А. Г. Научно-популярная литература и престиж науки в обществе // Управление наукой и наукометрия. 2007. № 2. С. 55-73.
10. Ваганов А. Г. Спираль жанра: от «народной науки» до развлекательного бизнеса. История и перспективы популяризации науки в России. М.: URSS: Ленанд, 2021. 224 с.
11. Ваганов А. Г. Умаление божества науки [Электронный ресурс] // Знание-сила. 2020. № 4. Режим доступа: https://znanie-sila.su/magazine/04- 2020/umalenie-bozhestva-nauki#_ftn14(дата обращения: 27.04.2022).
12. Ваганов А. Г. Ученые и журналисты: проблемы коммуникации // Управление наукой и наукометрия. 2016. № 2. С. 48-60.
13. Ваганов А. Г. Эволюция форм популяризации науки в России: XVIII - XXI вв. // Управление наукой и наукометрия. 2016. № 3. С. 64-77.
14. Ваганов А. Г. Я. И. Перельман и социальные эффекты жанра «Занимательная наука» // Социология науки и технологий. 2017. № 4. С. 28¬36.
15. Вартанова Е. Л. СМИ России как индустрия развлечений / Е. Л. Вартанова, С. С. Смирнов // Медиаскоп. 2009. № 4. С.134-151.
16. Гинзбург В. Л. О научно-популярной литературе и еще кое о чем... // Гинзбург В. Л. О физике и астрофизике: [сборник]. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1995. С. 250-258.
17. Данилевич Я. Б. Имидж ученого: современные PR-технологии в экономике знаний / Я. Б. Данилевич, С. А. Коваленко // Вестник Российской академии наук. 2005. Т. 75, № 1. С. 32-35.
18. Дивеева Н. В. Рекреативная функция популяризации науки и формы ее реализации // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2014. № 2 (180). С. 95-101.
19. Ефимова А.Г. Трэш-ТВ в условиях современного медиа программирования [Электронный ресурс] // Материалы международного молодёжного научного форума, 7 апреля - 11 апреля, 2014. М.: Ломоносов; МАКС Пресс, 2014.
20. Захарченко Н. А. Инфотейнмент как перспективный способ презентации видеоинформации / Н. А. Захарченко, Т. В. Карелова // Вестник ВУиТ. 2021. № 4 (36). С. 102-111.
21. Иванов И. Объясняя науку: руководство для авторов научно-популярных текстов. М.: Альпина нон-фикшн, 2021. 242 с.
22. Лазаревич Э. А. Искусство популяризации науки. М.: Наука, 1978. 224 с.
23. Лазаревич Э. А. Популяризация науки в России. М.: Изд-во МГУ, 1981. 244 с.
24. Лайкова Я. В. Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2015. 27 с.
25. Левитин К. Е. Научная журналистика как составная часть знаний и умений любого ученого. // «Экология и жизнь», 2012. № 3 (88). 301 с.
26. Ленин В. И., КПСС о развитии науки: сб. / под общ. ред. К. М. Боголюбова. М.: Политиздат, 1981. 800 с.
27. Литке М. В. Научно-популярная журналистика: критерии качества, творческие приемы // Вопросы журналистики. 2021. № 9. С. 80-95.
28. Ломоносов М. В. Письмо о пользе Стекла // М. В. Ломоносов Избр. произведения. Л.: Совет. писатель, 1986. С. 236-246.
29. Лукина М. М. Интернет-СМИ: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2010. 146 с.
30. Макарова Е. Е. Научно-популярные сайты в системе СМИ: типологические и профильные особенности: автореф. дис... канд. филол. наук. М., 2013. 26 с.
31. Медведева С. М. От научного творчества к популяризации науки: теоретическая модель научной коммуникации // Вестник МГИМО- Университета. 2014. № 4. С. 278-286.
32. Медведева С. М. Учёные и журналисты: в поисках взаимопонимания / С. М. Медведева, Н. В. Литвак // Ученые записки ЗабГУ.
Серия: Философия. Культурология. Социология. Социальная работа. 2016. Т. 11, № 3. С. 15-25.
33. Мунипов А. «Это как «Афиша», только про Новгород XII века»:
как делается проект «Арзамас» [Электронный ресурс] // Афиша Daily: [сайт]. 1999-2022. Режим доступа:
https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/technology/eto-kak-afisha-tolko-pro- novgorod-xii-veka-kak-delaetsya-proekt-arzamas(дата обращения: 27.03.2022).
34. Неренц Д. В. Особенности применения метода сайнстейнмента (siencetainment) в научно-популярной журналистике (на примере программ телеканала «Наука») / Д. В. Неренц, А. Н. Скворцова // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2021. №10. С. 69-76.
35. О популяризации [Электронный ресурс] // Fornit: [сайт]. 2003-2022. Режим доступа:
https://scorcher.ru/art/science/popularization/popularization.php(дата обращения: 27.02.2022).
36. Подкосов П. Об эволюции научпопа [Электронный ресурс] / беседовал Д. Кочетков // Умный город: наука, бизнес, технологии: науч.- популяр. журнал. Тверь, 2020. Режим доступа: https://sci-gorod.ru/2020/04/02/alpina-non-fiction/(дата обращения: 27.02.2022).
37. Рубаков В. Российские ученые не умеют рассказывать про свои
открытия [Электронный ресурс] / беседовала Н. Мороз // Российская Академия Наук. М., 2022. Режим доступа:
http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=dce28e45-e36f-4923-ab5a- 18835613603e&print=1(дата обращения: 27.04.2022).
38. Сергеев А. Показуха по науке [Электронный ресурс] // ВикиЧтение: [сайт]. Режим доступа: https://document.wikireading.ru/37706(дата обращения: 28.03.2022).
39. Силантьева О. 92 мультимедийных формата. [Б. м.]: Ridero, 2018. 120 с.
40. Слуцкий Б. М. Научная проблематика в журналистике // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. Гуманитарные науки. 2010. № 2 (Спец. вып.). С. 129-135.
41. Суворова С. П. Журналистика научная и научно-популярная: особенности предметной области, функций, задач // Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. 2009. № 6. С. 14-23.
42. Суворова С. П. Предметно-функциональные особенности современных российских научно-популярных журналов // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2013. № 6. С. 127-133.
43. Литвина А. «Никакой паровоз сам по себе не паровоз». Беседа Ирины Сусловой с Александрой Литвиной, главным редактором издательства «Пешком в историю» // Детские чтения. 2018. № 2 (14). С. 247¬258.
44. Сухенко Н. В. Специфика популяризации науки в России // Вестник НГТУ имени Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2016. № 4. С. 18-22.
45. Тертычный А. А. Быть ли научной журналистике? // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2013. № 2. С. 212-217.
46. Тепляшина А. Н. Трансформация научно-популярной журналистики [Электронный ресурс] / А. Н. Тепляшина, Н. А. Павлушкина. Режим доступа: http://worldofmedia.ru/THE%20TRANSFORMATION%20OF %20POPULAR%20SCIENCE%20JOURNALISM.pdf (дата обращения: 28.04.2022).
47. Федотова Н. А. Рекреативные функции СМИ: содержание и стратегии реализации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2010. 21 с.
48. Федотовских А. В. Медиавирусная кампания как технология формирования общественного мнения в Scientific Relations [Электронный ресурс] // Научный электронный архив / Российская Академия Естествознания. М., 2009. Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/5041(дата обращения: 28.02.2022).
49. Фомина В. С. Место sciencetainment в сфере научно-популярной журналистики / В. С. Фомина, И. В. Фотиева // Медиаисследования 2019: [сб. науч. работ] / под ред. Т. А. Семилет, И. В. Фотиевой. Барнаул: Концепт,
2019. С. 88-93.
50. Фотиева И. В. Мультимедийные технологии в научно¬популярной журналистике: успехи и проблемы [Электронный ресурс] / И. В. Фотиева, К. А. Кирилин // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 481-483.
51. Хорган Д. Конец науки: взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки / [пер. с англ. М. В. Жуковой]. СПб.: Амфора: Эврика,
2001. 479 с.
52. Чередниченко Л. В. Типы контента сетевых научно-просветительских медиа // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 6. С. 251-257.
53. Чередниченко Л. В. Формы представления контента в просветительских медиа (на примере просветительского медиапроекта Arzamas) / Л. В. Чередниченко, А. В. Лапко // Litera. 2021. № 5. С. 115-131.
54. Чернявская В. Е. Интерпретация научного текста: [стиль, текст, дискурс]: учеб. пособие. Изд. 5-е. М.: URSS, 2010. 127 с.
55. Черняк А. Я. История технической книги. М.: Книга, 1981. 318 с.
56. Шведова-Водка Г. Н. Общая теория документа и книги: учеб. пособие. М.: Рыбари; Киев: Знания, 2009. 487 с.
57. Шпилева Д. В. Лонгрид как актуальный журналистский метод подачи информации // Медиасреда. 2019. № 1. С. 103-107.
58. Altmeppen K. D. Wer informiert uns, wer unterhalt uns? Die Organisation offentlicher Kommunikation und die Folgen fur Kommunikations- und Medienberufe / K. D. Altmeppen, T. Quandt // M & K Medien & Kommunikationswissenschaft. 2002. Vol. 50, No. 1. S. 45-62.
59. Altmeppen K. D. Differenzierung und Distinktion: Journalismus, unterhaltender Journalismus, Unterhaltungsproduktion // Journalismus und Unterhaltung: Theoretische Ansatze und empirische Befunde / A. Scholl, R. Renger, B. Blobaum (Hrsg.). Wiesbaden: VS Verlag fur Sozialwissenschaften, 2007. Р. 133-156.
60. Brossard D. New media landscapes and the science information consumer // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2013. Vol. 110, suppl. 3. P. 14096-14101.
61. Handbook of public communication of science and technology / edited by M. Bucchi, B. Trench. London; New York: Routledge, 2008. XIII, 263 p.
62. Gross L. The Science Writers' Investigative Reporting Handbook: A Beginner's Guide to Investigations. Kensington: Watchdog Press, 2018. 132 p.