Сайнстейнмент в современной интернет-журналистике
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. САЙНСТЕЙНМЕНТ КАК ЖАНР НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 6
1.1. Проблемы трансформации научно-популярных жанров 6
1.2. Теория и онтология жанра сайнстейнмент 22
1.3. Методы и приемы жанра сайнстейнмент 25
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ В ЖАНРЕ САЙНСТЕЙНМЕНТ В ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКЕ НА ПРИМЕРЕ «В СТАКАН И ОБРАТНО» 33
2.1. Концепция проекта «В стакан и обратно» 33
2.2. Специфика производства сайнстейнмент-проекта на цифровых платформах 37
2.3. Рекомендации по работе в жанре сайнстейнмент на цифровых платформах 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
ГЛАВА 1. САЙНСТЕЙНМЕНТ КАК ЖАНР НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 6
1.1. Проблемы трансформации научно-популярных жанров 6
1.2. Теория и онтология жанра сайнстейнмент 22
1.3. Методы и приемы жанра сайнстейнмент 25
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ В ЖАНРЕ САЙНСТЕЙНМЕНТ В ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКЕ НА ПРИМЕРЕ «В СТАКАН И ОБРАТНО» 33
2.1. Концепция проекта «В стакан и обратно» 33
2.2. Специфика производства сайнстейнмент-проекта на цифровых платформах 37
2.3. Рекомендации по работе в жанре сайнстейнмент на цифровых платформах 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Популяризация - один из эффективных инструментов развития науки и, как следствие, всего общества. Безусловно, это фактор развития критического мышления, формирования мировоззрения каждой отдельной личности. При этом не «каждая отдельная личность» желает читать о научных открытиях и фактах, даже если они переведены с научного языка и доступны широкому кругу интернет-читателей. Поэтому интернет-СМИ и другие медиаресурсы, которые обращаются к научным темам, ощущают на себе проблемы привлечения аудитории, а главное, монетизации контента.
Поэтому неудивительно, что в результате многовековой трансформации научно-популярных жанров появилось такое направление как сайнстейнмент - связующее звено между научно-популярной и развлекательной журналистикой.
Согласно общепринятому мнению, сегодня он рассматривается как отдельный жанр и представляет собой развлекательные материалы о науке для самой широкой публики. Его используют в большинстве западных и отечественных традиционных и интернет-СМИ.
Основные функции сайнстенмента: развлекательная, коммерческая и аттрактивная. Считается, что сайнстейнмент использует научные факты лишь для производства развлекательного контента. Также его критикуют за излишнюю сенсационность, поверхностное содержание и частые фактические ошибки.
И действительно, как «журналисту-дилетанту-во-всём», например, без профильного технического образования писать о науке, когда есть творческое стремление. Или как популяризатору науки привлечь внимание аудитории к теме, не создавая искусственного ажиотажа. Это ключевые вопросы для всех, кто начинает работать в научно-популярных жанрах.
Чтобы ответить на эти вопросы, мы рассмотрим путь становления сайнтейнмента, определим специфику жанра, его методы и на разработанной теоретической основе подготовим собственный просветительско-развлекательный проект для интернет-СМИ. На основе полученного опыта разработаем рекомендации для авторов.
Актуальность данного исследования определяется его теоретической и практической значимостью, а также запросом на переосмысление жанра сайнстейнмент, продемонстрируем возможность выведения его из плоскости «низкого жанра» научно-популярной журналистики в инструмент популяризации науки для журналистов без специального образования в области точных и естественных наук. Актуальным также представляется переформатирование жанра под новые цифровые платформы и интерактивные мультимедийные проекты с яркой визуальной составляющей.
Объект исследования — сайнстейнмент как жанр научно-популярной журналистики.
Предмет исследования — трансформация алгоритмов и методов работы в жанре сайнстейнмента в интернет-журналистике.
Цель данного исследования — на основе анализа теоретико-методологической базы исследований жанра сайнстеймента разработать собственные алгоритмы работы в жанре на цифровых платформах и создать проект для публикации в интернет-СМИ.
Поставленная цель достигается решением ряда исследовательских задач:
1. Рассмотреть трансформацию научно-популярных жанров, в результате которой появился сайнстейнмент.
2. Рассмотреть жанр сайнстейнмента, выявить его методы, специфику и роль в сфере научной популяризации.
3. Разработать идею собственного медиапродукта в жанре сайнстейнмента.
4. Описать и проанализировать специфику производства собственного медиапродукта.
5. Подготовить проект к публикации.
6. Дать рекомендации по созданию сайнстейнмент-контента для интернет-СМИ на основе полученного опыта.
Степень изученности темы: Различные аспекты темы нашей работы были исследованы в трудах многих авторов. Так, мы использовали труды Р П. Баканова, И. Ю. Лапиной, А. А. Тертычного, Э. А. Лазаревича и других, посвященные научной популяризации, её целям, задачам и истории. В этом отношении нужно особенно отметить работы А. Г. Ваганова, одного из главных научных специалистов в области научно-популярной журналистики. Большую роль сыграли его труды, а также И. Ивановой, А. В. Федотовских, Е. Е. Прониной, М. В. Литке, И. В. Фотиевой, в которых дан анализ жанра сайнстенмент. Однако работ, рассматривающих крупные мультимедийные спецпроекты в данном жанре, практически нет, поэтому, можно сказать, что данное направление разработано довольно слабо.
Методология и методы исследования. Для научного обоснования алгоритмов производства творческого продукта используются описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, структурный и функциональный анализы.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации научных знаний о жанре сайнстейнмент.
Практическая значимость: на основе теоретического исследования и практического опыта работы с жанром разработаны рекомендации для журналистов по созданию сайнстеймент-контента на цифровых платформах.
Новизна: разработаны рекомендации для авторов сайнстейнмент- контента для цифровых платформ. Разработаны и апробированы на практике алгоритмы производства сайнстейнмент-проекта в интернет-издании.
Структура работы включает в себя введение, две главы, шесть параграфов, заключение, библиографический список и приложение
Поэтому неудивительно, что в результате многовековой трансформации научно-популярных жанров появилось такое направление как сайнстейнмент - связующее звено между научно-популярной и развлекательной журналистикой.
Согласно общепринятому мнению, сегодня он рассматривается как отдельный жанр и представляет собой развлекательные материалы о науке для самой широкой публики. Его используют в большинстве западных и отечественных традиционных и интернет-СМИ.
Основные функции сайнстенмента: развлекательная, коммерческая и аттрактивная. Считается, что сайнстейнмент использует научные факты лишь для производства развлекательного контента. Также его критикуют за излишнюю сенсационность, поверхностное содержание и частые фактические ошибки.
И действительно, как «журналисту-дилетанту-во-всём», например, без профильного технического образования писать о науке, когда есть творческое стремление. Или как популяризатору науки привлечь внимание аудитории к теме, не создавая искусственного ажиотажа. Это ключевые вопросы для всех, кто начинает работать в научно-популярных жанрах.
Чтобы ответить на эти вопросы, мы рассмотрим путь становления сайнтейнмента, определим специфику жанра, его методы и на разработанной теоретической основе подготовим собственный просветительско-развлекательный проект для интернет-СМИ. На основе полученного опыта разработаем рекомендации для авторов.
Актуальность данного исследования определяется его теоретической и практической значимостью, а также запросом на переосмысление жанра сайнстейнмент, продемонстрируем возможность выведения его из плоскости «низкого жанра» научно-популярной журналистики в инструмент популяризации науки для журналистов без специального образования в области точных и естественных наук. Актуальным также представляется переформатирование жанра под новые цифровые платформы и интерактивные мультимедийные проекты с яркой визуальной составляющей.
Объект исследования — сайнстейнмент как жанр научно-популярной журналистики.
Предмет исследования — трансформация алгоритмов и методов работы в жанре сайнстейнмента в интернет-журналистике.
Цель данного исследования — на основе анализа теоретико-методологической базы исследований жанра сайнстеймента разработать собственные алгоритмы работы в жанре на цифровых платформах и создать проект для публикации в интернет-СМИ.
Поставленная цель достигается решением ряда исследовательских задач:
1. Рассмотреть трансформацию научно-популярных жанров, в результате которой появился сайнстейнмент.
2. Рассмотреть жанр сайнстейнмента, выявить его методы, специфику и роль в сфере научной популяризации.
3. Разработать идею собственного медиапродукта в жанре сайнстейнмента.
4. Описать и проанализировать специфику производства собственного медиапродукта.
5. Подготовить проект к публикации.
6. Дать рекомендации по созданию сайнстейнмент-контента для интернет-СМИ на основе полученного опыта.
Степень изученности темы: Различные аспекты темы нашей работы были исследованы в трудах многих авторов. Так, мы использовали труды Р П. Баканова, И. Ю. Лапиной, А. А. Тертычного, Э. А. Лазаревича и других, посвященные научной популяризации, её целям, задачам и истории. В этом отношении нужно особенно отметить работы А. Г. Ваганова, одного из главных научных специалистов в области научно-популярной журналистики. Большую роль сыграли его труды, а также И. Ивановой, А. В. Федотовских, Е. Е. Прониной, М. В. Литке, И. В. Фотиевой, в которых дан анализ жанра сайнстенмент. Однако работ, рассматривающих крупные мультимедийные спецпроекты в данном жанре, практически нет, поэтому, можно сказать, что данное направление разработано довольно слабо.
Методология и методы исследования. Для научного обоснования алгоритмов производства творческого продукта используются описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, структурный и функциональный анализы.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации научных знаний о жанре сайнстейнмент.
Практическая значимость: на основе теоретического исследования и практического опыта работы с жанром разработаны рекомендации для журналистов по созданию сайнстеймент-контента на цифровых платформах.
Новизна: разработаны рекомендации для авторов сайнстейнмент- контента для цифровых платформ. Разработаны и апробированы на практике алгоритмы производства сайнстейнмент-проекта в интернет-издании.
Структура работы включает в себя введение, две главы, шесть параграфов, заключение, библиографический список и приложение
Проведенное в выпускной квалификационной работе исследование, целью которого было на основе анализа теоретико-методологической базы исследований жанра сайнстеймента разработать собственные алгоритмы работы в жанре на цифровых платформах и создать проект для публикации в интернет-СМИ, привело к следующим результатам.
Сайнстейнмент был рассмотрен как жанр научно-популярной журналистики. Мы выяснили, что его приемы были сформированы в результате многовековой трансформации, а само появление жанра связано с экономическими факторами.
Столетиями определялись «видовые признаки» научно-популярной журналистики: информировать, адаптировать, пропагандировать, коммуницировать. Но со временем менялся формат подачи: от гравюр научные просветители пришли к цветным вкладышам в энциклопедиях и интерактивной графике, от стихотворений о свойствах стекла к играм.
Мы выяснили, что жанры совершили полный исторический виток, вернувшись к выбросу научного знания в ненаучную среду. Потребителю вновь стали необходимы интерпретации знания и его увлекательность.
Также мы подробнее рассмотрели и сам жанр сайнстейнмент и определили его методы и функции - развлекательную и просветительскую. Жанр часто критикуют за сенсационность и низкое качество текстов, но мы уверены, что он способен привлечь внимание аудитории к научным вопросам при помощи выразительных средств и различных мультимедийных форматов, интерактива.
С учетом всех полученных данных в выпускной квалификационной работе была разработана идея собственного медиапродукта в жанре сайнстейнмент. Согласно концепции, мы создали лонгрид «В стакан и обратно», посвященный процессам, которые происходят с барнаульской водой, начиная от закачки из Оби до ее сброса обратно в реку, а также работе алтайских ученых, которая влияет на них. Посмотреть его можно здесь: http:// altapress.ru.tilda.ws/water.
В перечень описываемых процессов вошли водоподготовка, потребление водоочистка, также были разделы, отдельно посвященные характеристике самого источника - Оби, разработкам ученых Алтайского государственного технического университета, и загадке - что случилось бы с героем мультфильма «В поисках Немо», если бы он смылся в Барнауле. Мы решили разрабатывать данный проект на базе издательского дома «Алтапресс».
Используя полученные в исследовании знания, мы приступили к реализации вышеописанного мультимедийного проекта «В стакан и обратно». Экспертами, прокомментировавшими указанные процессы, выступили доктор биологических наук Дмитрий Безматерных, доктора технических наук Лариса и Владимир Сомин, а также инженер-технолог «Росводоканал-Барнаул» Григорий Силантьев.
Мы создали составляющие элементы для лонгрида. Исходя из вопроса целесообразности был написан текст оптимального объема, сняты видео и фото в лабораториях и учреждениях «Водоканала», использованы такие мультимедийные форматы, как слайдер, флип-карты и другие, подготовлены игры.
После была проведена работа с дизайнером по созданию концепции верстки. Готовый проект был адаптирован для мобильных устройств. Таким образом мы подготовили лонгрид в жанре сайнстейнмент, постаравшись избежать типичных ошибок авторов научпопа.
В качестве промо-кампании до выхода лонгрида были выпущены три теста со схожей тематикой: https://altapress.ru/zhizn/story/test-ob-ozerah-304653, https://altapress.ru/zhizn/story/azh-dva-h-test-chto-vi-pomnite-o-vode-iz-shkolnoy-programmi-305629, https://altapress.ru/zhizn/story/ob-vpadaet-v-irtish-test-chto-vi-znaete-o-moguchey-sibirskoy-reke-306943. Каждый из них включал 59
краткий анонс будущего проекта - это позволило аккумулировать вокруг него аудиторию.
В результате проделанной работы и на основе полученного опыта мы разработали шесть правил для авторов сайнстейнмент-контента. Эти рекомендации помогут начинающим журналистам в работе над научно-популярной тематикой.
Сайнстейнмент был рассмотрен как жанр научно-популярной журналистики. Мы выяснили, что его приемы были сформированы в результате многовековой трансформации, а само появление жанра связано с экономическими факторами.
Столетиями определялись «видовые признаки» научно-популярной журналистики: информировать, адаптировать, пропагандировать, коммуницировать. Но со временем менялся формат подачи: от гравюр научные просветители пришли к цветным вкладышам в энциклопедиях и интерактивной графике, от стихотворений о свойствах стекла к играм.
Мы выяснили, что жанры совершили полный исторический виток, вернувшись к выбросу научного знания в ненаучную среду. Потребителю вновь стали необходимы интерпретации знания и его увлекательность.
Также мы подробнее рассмотрели и сам жанр сайнстейнмент и определили его методы и функции - развлекательную и просветительскую. Жанр часто критикуют за сенсационность и низкое качество текстов, но мы уверены, что он способен привлечь внимание аудитории к научным вопросам при помощи выразительных средств и различных мультимедийных форматов, интерактива.
С учетом всех полученных данных в выпускной квалификационной работе была разработана идея собственного медиапродукта в жанре сайнстейнмент. Согласно концепции, мы создали лонгрид «В стакан и обратно», посвященный процессам, которые происходят с барнаульской водой, начиная от закачки из Оби до ее сброса обратно в реку, а также работе алтайских ученых, которая влияет на них. Посмотреть его можно здесь: http:// altapress.ru.tilda.ws/water.
В перечень описываемых процессов вошли водоподготовка, потребление водоочистка, также были разделы, отдельно посвященные характеристике самого источника - Оби, разработкам ученых Алтайского государственного технического университета, и загадке - что случилось бы с героем мультфильма «В поисках Немо», если бы он смылся в Барнауле. Мы решили разрабатывать данный проект на базе издательского дома «Алтапресс».
Используя полученные в исследовании знания, мы приступили к реализации вышеописанного мультимедийного проекта «В стакан и обратно». Экспертами, прокомментировавшими указанные процессы, выступили доктор биологических наук Дмитрий Безматерных, доктора технических наук Лариса и Владимир Сомин, а также инженер-технолог «Росводоканал-Барнаул» Григорий Силантьев.
Мы создали составляющие элементы для лонгрида. Исходя из вопроса целесообразности был написан текст оптимального объема, сняты видео и фото в лабораториях и учреждениях «Водоканала», использованы такие мультимедийные форматы, как слайдер, флип-карты и другие, подготовлены игры.
После была проведена работа с дизайнером по созданию концепции верстки. Готовый проект был адаптирован для мобильных устройств. Таким образом мы подготовили лонгрид в жанре сайнстейнмент, постаравшись избежать типичных ошибок авторов научпопа.
В качестве промо-кампании до выхода лонгрида были выпущены три теста со схожей тематикой: https://altapress.ru/zhizn/story/test-ob-ozerah-304653, https://altapress.ru/zhizn/story/azh-dva-h-test-chto-vi-pomnite-o-vode-iz-shkolnoy-programmi-305629, https://altapress.ru/zhizn/story/ob-vpadaet-v-irtish-test-chto-vi-znaete-o-moguchey-sibirskoy-reke-306943. Каждый из них включал 59
краткий анонс будущего проекта - это позволило аккумулировать вокруг него аудиторию.
В результате проделанной работы и на основе полученного опыта мы разработали шесть правил для авторов сайнстейнмент-контента. Эти рекомендации помогут начинающим журналистам в работе над научно-популярной тематикой.
Подобные работы
- РОССИЙСКИЕ ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ФОРМАТЫ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ: ГЕНЕЗИС, РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РОССИЙСКИЕ ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ФОРМАТЫ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ: ГЕНЕЗИС, РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



