Информационный резонанс в массмедиа (на примере творчества Ю. Дудя и К. Собчак)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕЗОНАНС В СЕТЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ 10
1.1. Теоретические основы явления информационного резонанса 10
1.2. Условия, типы и механизмы массового коммуникативного отклика .. 17
1.3. Информационный резонанс в социальном взаимодействии 23
ГЛАВА 2. КОММУНИКАТИВНЫЙ ОТКЛИК И РЕАКЦИЯ В
ЖУРНАЛИСТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ 38
2.1. Фильмы Ю. Дудя «Беслан. Помни» и К. Собчак «БЕСЛАН. День
незнаний» как причины информационного резонанса 38
2.2. Документальный фильм «Беслан. Помни» в медийном поле
проправительственных и оппозиционных СМИ 53
2.3. Полярность журналистских высказываний о фильме «БЕСЛАН. День
незнаний» 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕЗОНАНС В СЕТЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ 10
1.1. Теоретические основы явления информационного резонанса 10
1.2. Условия, типы и механизмы массового коммуникативного отклика .. 17
1.3. Информационный резонанс в социальном взаимодействии 23
ГЛАВА 2. КОММУНИКАТИВНЫЙ ОТКЛИК И РЕАКЦИЯ В
ЖУРНАЛИСТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ 38
2.1. Фильмы Ю. Дудя «Беслан. Помни» и К. Собчак «БЕСЛАН. День
незнаний» как причины информационного резонанса 38
2.2. Документальный фильм «Беслан. Помни» в медийном поле
проправительственных и оппозиционных СМИ 53
2.3. Полярность журналистских высказываний о фильме «БЕСЛАН. День
незнаний» 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Тема информационного резонанса как никогда актуальна. Для начала следует разобраться, что с научной точки зрения значит этот термин. Информационный резонанс - это одно из внешних проявлений общественной активности. Однозначно нельзя сказать, к каким последствиям он приведет: его суть в том, что проблема поднимается на всеобщее обсуждение. Как в физике при помощи явления резонанса можно выделить и усилить слабые периодические колебания, так и современные СМИ в сети интернет обладают возможностью резко повышать общественный интерес к темам, которые до того оставались незамеченными. Нельзя точно утверждать, имеет ли информационный резонанс только положительные или отрицательные последствия. Все зависит от ситуации. С одной стороны, информационный резонанс приносит несомненную популярность теме и журналисту. А вот отрицательная черта заключается в том, что может последовать кибербуллинг. Для подготовленного человека это не страшно, но для обычных обывателей сетевого пространства все может закончиться нервным напряжением или даже расстройством психики.
Работы Юрия Дудя (15 апреля 2022 года был признан СМИ-иноагентом) и Ксении Собчак не исключение. Многие СМИ и политические деятели агрессивно высказывались про документальные фильмы «Беслан. Помни» и «БЕСЛАН. День незнаний». Но при этом массовая аудитория оставляет положительные комментарии на YouTube - странице блогеров. Почему же такое различие в отзывах у разных слоев общества? Несомненно, журналисты, «подняли шумиху», тем самым увеличив количество людей, желающих посмотреть данные фильмы. Но сделаны ли эти проекты ради повышения рейтингов авторов или все же для того, чтобы вспомнить страшную трагедию 2004 года? Ведь многие журналисты и политики пытались снять фильм на основе этих событий, но мы до сих пор не можем точно говорить, сделано это из благих целей или все-таки имел место эгоистичный умысел.
Актуальность данного исследования определяется важностью понимания специфики и законов распространения информации в массмедиа. Вопросы, связанные с адекватным отражением реальности, принципами отбора информационных текстов и их распространением всегда занимали важное место в работах по журналистике. В информационном обществе, глобальном Интернете, новых средствах массовой информации, исследователи пытаются переосмыслить основные принципы журналистики, такие как объективность и достоверность информации, роль субъектов в интерпретации новостей, отклик аудитории, правильная подача медиатекстов, использование общественного резонанса. Терминологические ряды журналистики и языка СМИ расширяются, появляются новые понятия, такие, как «медиасобытие» и «медиаскандал», «фейк» и «фейковые новости», «постправда» и «медиакартина мира», «сенсация», «хайп» и «резонансное событие». Информационный резонанс выдвигается на первый план. Он бывает «искусственным» (когда с помощью хороших пиар-компаний создается «шумиха») и «естественным» (когда под влиянием внешних сил, актуальностью события или проблемы, о теме начинают часто говорить). Но независимо от вида информационного резонанса он имеет абсолютно одинаковое психологическое влияние. Все эти вопросы отличаются наибольшей актуальностью и требуют как теоретического, так и практического осмысления.
Степень изученности темы. Степень разработанности проблемы определяется следующими обстоятельствами. Несмотря на то, что информационный резонанс является важным фактором развития журналистики, до начала 2000-х годов ХХ1 века в научных исследованиях редко затрагивались конкретные вопросы касательно информационного резонанса. Среди ранних исследований особую ценность представляют работы С. Лаша и А. Гидденса. Примечателен и один из первых проектов посвященный особенностям информационного резонанса, который был осуществлен исследователем Самарского университета Н. В. Солововой. Ее работа была направлена на изучение механизмов информационного резонанса. В целом же особенности информационного резонанса, специфика его развития рассмотрены в работах таких зарубежных и отечественных исследователей, как Д. Брукс, П. А. Сорокин, А. А. Тертычный и др.
Проблемы информационного резонанса в сетевом пространстве начали привлекать внимание исследователей позднее, в связи с распространением Интернета и появлением социальных сетей. Первые крупные исследования были осуществлены В. И. Игнатьевым, одна из его популярных работ называется «Информационный резонанс в социальной системе».
В мировом научном сообществе значительный вклад в изучении отдельных аспектов информационного резонанса внесли работы М. Кастельса и Ж. Бодрийяра. В частности, информационный резонанс как проблему рассматривал Р. Флорид. Для описания историко-типологической составляющей развития общественного резонанса послужили исследования такого автора, как В. Ф. Петренко. Социологический подход осуществлен в исследовании А. И. Калашникова. Философские проблемы информационного резонанса рассматривала В. Курагина, а заметный вклад в исследование характеристики общественного резонанса внес проект Д. В. Иванова.
В целом же необходимо указать на то, что, в настоящее время опубликовано крайне малое число научных работ, посвященные вопросам информационного резонанса и его функционированию в массмедиа. Таким образом, назрела необходимость научного осмысления такого феномена, как информационный резонанс в сетевом пространстве и перспектив его дальнейшего развития.
Объектом исследования является информационный резонанс в массмедиа.
Предмет исследования - принципы формирования информационного резонанса.
Цель данного исследования - проанализировать информационный резонанс в массмедиа (на примере творчества Ю. Дудя и К. Собчак). Как журналисты разных оппозиционных и проправительственных изданий отнеслись к фильмам «Беслан. Помни» и «БЕСЛАН. День незнаний».
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. Изучить актуальную информацию о понятии «информационный резонанс» и о его основной характеристике.
2. Проанализировать документальный фильм «Беслан. Помни» как пример информационного резонанса.
3. Выявить реакцию журналистов проправительственных СМИ о фильме «Беслан. Помни».
4. Определить реакцию журналистов оппозиционных массмедиа о документальном фильме «Беслан. Помни».
5. Разобрать фильм «БЕСЛАН. День незнания» как пример информационного резонанса.
6. Показать реакцию журналистов проправительственных СМИ о картине «БЕСЛАН. День незнания».
7. Проанализировать реакцию журналистов оппозиционных массмедиа о работе «БЕСЛАН. День незнаний».
В результате исследования должно сложится четкое понимание по теме «информационный резонанс», а также система принципов его распространения и влияния на социум.
В процессе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: дискурс, который активно складывается в Интернете вокруг резонансных событий, имеет слабо рациональный характер и глубоко негативный эмоциональный отклик. Предполагается, что информационный резонанс может быть вызван искусственным путем, воздействуя на мнение общества, а СМИ, преследуя свои определенные цели, могут манипулировать сознанием людей, опираясь на резонансный источник и используя иногда недостоверную информацию.
Новизна исследования состоит в следующем:
1. В работе формируется четкое понятие определения «информационный резонанс», его условия, типы и механизмы.
2. В работе рассматривается информационный резонанс на конкретных примерах (творчество Ю. Дудя и К. Собчак).
3. В работе выявляется реакция провластных и оппозиционных СМИ на резонансные фильмы «Беслан. Помни» и «БЕСЛАН. День незнаний», а также общественное мнение, которое разнится с материалами массмедиа.
4. В работе разбираются фильмы на табуированную тему, которая становится причиной распространения общественного мнения.
5. В работе можно проследить версию, что либеральные личности, оппозиционные работы и высказывания, а также новаторские идеи и ситуации, которые противоречат этике и морали в наибольшей степени вызывают информационный резонанс и обсуждения со стороны.
При столь высокой распространенности информационного резонанса этот аспект все же остается малоизученным, что и определяет новизну исследования, которая заключается в детальном рассмотрении особенностей информационного резонанса на примере творчества Ю. Дудя и К. Собчак.
Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен его междисциплинарным характером. В исследовании был использован широкий спектр методов интерпретации: анализ научной литературы по тематике исследования и типологический анализ. При анализе публикаций СМИ и медиа будут оцениваться способы распространения информационного резонанса, отклик проправительственных и оппозиционных журналистов. Будет оцениваться наличие жаргонизмов, оскорбительных и стигматизирующих слов и выражений в тексте автора произведений. При этом также будут оцениваться характеристики самих журналистских произведений, такие как личностное отношение, недостоверная информация, красноречие.
Материал исследования (эмпирическая база). Эмпирическую базу исследования составляют следующие информационные ресурсы: «Время покажет», «Вести FM», «Эхо Москвы», «Вечер с Владимиром Соловьевым», «Новая газета», «Царьград», «Лайф. Ру», «Завтра», «Комсомольская правда», «Аргументы и Факты», «Регнум», «Экспресс газета», «Форбс», «Спутник», «Комсомольская правда. Радио», «ПРОНЕДРА», «Взгляд», «Око Планеты», «Вокруг ТВ», «РуНьюс», «ЕНьюс», «Обзор», «Полит. Ру», «МиксНьюс», «Сноб», «Собака. Ру», «Сибнет. Ру», «Московский комсомолец», «24 СМИ», «Бизнес ФМ. Ру», «Кавказский узел» (данные сообщения (материалы) созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента), «Твиттер», «Фейсбук» (21 марта 2022г. Тверской суд Москвы по иску Генпрокуратуры РФ признал интернет-компанию Meta экстремистской организацией и запретил деятельность принадлежащих ей соцсетей Facebook и Instagram), «Телеграм», где просматриваются высказывания журналистов на фильмы «Беслан. Помни» и «БЕСЛАН. День незнаний». А также сами киноработы Ю. Дудя и К. Собчак, посвященные бесланской трагедии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно закладывает основы целостной концепции информационного резонанса как нового вида «медиавнушения» у СМИ. Исследование корректирует, уточняет и обновляет свойства и функции информационного (общественного) резонанса, а также рассматривает его работу на примерах документальных фильмов Ю. Дудя «Беслан. Помни» и К. Собчак «БЕСЛАН. День незнания».
Практическая значимость исследования видится в том, что работа и ее выводы представляют интерес для журналистов-практиков, так как могут быть использованы для повышения их профессионального мастерства, для обоснования стратегических направлений в работе СМИ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и эмпирической базы исследования.
Работы Юрия Дудя (15 апреля 2022 года был признан СМИ-иноагентом) и Ксении Собчак не исключение. Многие СМИ и политические деятели агрессивно высказывались про документальные фильмы «Беслан. Помни» и «БЕСЛАН. День незнаний». Но при этом массовая аудитория оставляет положительные комментарии на YouTube - странице блогеров. Почему же такое различие в отзывах у разных слоев общества? Несомненно, журналисты, «подняли шумиху», тем самым увеличив количество людей, желающих посмотреть данные фильмы. Но сделаны ли эти проекты ради повышения рейтингов авторов или все же для того, чтобы вспомнить страшную трагедию 2004 года? Ведь многие журналисты и политики пытались снять фильм на основе этих событий, но мы до сих пор не можем точно говорить, сделано это из благих целей или все-таки имел место эгоистичный умысел.
Актуальность данного исследования определяется важностью понимания специфики и законов распространения информации в массмедиа. Вопросы, связанные с адекватным отражением реальности, принципами отбора информационных текстов и их распространением всегда занимали важное место в работах по журналистике. В информационном обществе, глобальном Интернете, новых средствах массовой информации, исследователи пытаются переосмыслить основные принципы журналистики, такие как объективность и достоверность информации, роль субъектов в интерпретации новостей, отклик аудитории, правильная подача медиатекстов, использование общественного резонанса. Терминологические ряды журналистики и языка СМИ расширяются, появляются новые понятия, такие, как «медиасобытие» и «медиаскандал», «фейк» и «фейковые новости», «постправда» и «медиакартина мира», «сенсация», «хайп» и «резонансное событие». Информационный резонанс выдвигается на первый план. Он бывает «искусственным» (когда с помощью хороших пиар-компаний создается «шумиха») и «естественным» (когда под влиянием внешних сил, актуальностью события или проблемы, о теме начинают часто говорить). Но независимо от вида информационного резонанса он имеет абсолютно одинаковое психологическое влияние. Все эти вопросы отличаются наибольшей актуальностью и требуют как теоретического, так и практического осмысления.
Степень изученности темы. Степень разработанности проблемы определяется следующими обстоятельствами. Несмотря на то, что информационный резонанс является важным фактором развития журналистики, до начала 2000-х годов ХХ1 века в научных исследованиях редко затрагивались конкретные вопросы касательно информационного резонанса. Среди ранних исследований особую ценность представляют работы С. Лаша и А. Гидденса. Примечателен и один из первых проектов посвященный особенностям информационного резонанса, который был осуществлен исследователем Самарского университета Н. В. Солововой. Ее работа была направлена на изучение механизмов информационного резонанса. В целом же особенности информационного резонанса, специфика его развития рассмотрены в работах таких зарубежных и отечественных исследователей, как Д. Брукс, П. А. Сорокин, А. А. Тертычный и др.
Проблемы информационного резонанса в сетевом пространстве начали привлекать внимание исследователей позднее, в связи с распространением Интернета и появлением социальных сетей. Первые крупные исследования были осуществлены В. И. Игнатьевым, одна из его популярных работ называется «Информационный резонанс в социальной системе».
В мировом научном сообществе значительный вклад в изучении отдельных аспектов информационного резонанса внесли работы М. Кастельса и Ж. Бодрийяра. В частности, информационный резонанс как проблему рассматривал Р. Флорид. Для описания историко-типологической составляющей развития общественного резонанса послужили исследования такого автора, как В. Ф. Петренко. Социологический подход осуществлен в исследовании А. И. Калашникова. Философские проблемы информационного резонанса рассматривала В. Курагина, а заметный вклад в исследование характеристики общественного резонанса внес проект Д. В. Иванова.
В целом же необходимо указать на то, что, в настоящее время опубликовано крайне малое число научных работ, посвященные вопросам информационного резонанса и его функционированию в массмедиа. Таким образом, назрела необходимость научного осмысления такого феномена, как информационный резонанс в сетевом пространстве и перспектив его дальнейшего развития.
Объектом исследования является информационный резонанс в массмедиа.
Предмет исследования - принципы формирования информационного резонанса.
Цель данного исследования - проанализировать информационный резонанс в массмедиа (на примере творчества Ю. Дудя и К. Собчак). Как журналисты разных оппозиционных и проправительственных изданий отнеслись к фильмам «Беслан. Помни» и «БЕСЛАН. День незнаний».
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. Изучить актуальную информацию о понятии «информационный резонанс» и о его основной характеристике.
2. Проанализировать документальный фильм «Беслан. Помни» как пример информационного резонанса.
3. Выявить реакцию журналистов проправительственных СМИ о фильме «Беслан. Помни».
4. Определить реакцию журналистов оппозиционных массмедиа о документальном фильме «Беслан. Помни».
5. Разобрать фильм «БЕСЛАН. День незнания» как пример информационного резонанса.
6. Показать реакцию журналистов проправительственных СМИ о картине «БЕСЛАН. День незнания».
7. Проанализировать реакцию журналистов оппозиционных массмедиа о работе «БЕСЛАН. День незнаний».
В результате исследования должно сложится четкое понимание по теме «информационный резонанс», а также система принципов его распространения и влияния на социум.
В процессе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: дискурс, который активно складывается в Интернете вокруг резонансных событий, имеет слабо рациональный характер и глубоко негативный эмоциональный отклик. Предполагается, что информационный резонанс может быть вызван искусственным путем, воздействуя на мнение общества, а СМИ, преследуя свои определенные цели, могут манипулировать сознанием людей, опираясь на резонансный источник и используя иногда недостоверную информацию.
Новизна исследования состоит в следующем:
1. В работе формируется четкое понятие определения «информационный резонанс», его условия, типы и механизмы.
2. В работе рассматривается информационный резонанс на конкретных примерах (творчество Ю. Дудя и К. Собчак).
3. В работе выявляется реакция провластных и оппозиционных СМИ на резонансные фильмы «Беслан. Помни» и «БЕСЛАН. День незнаний», а также общественное мнение, которое разнится с материалами массмедиа.
4. В работе разбираются фильмы на табуированную тему, которая становится причиной распространения общественного мнения.
5. В работе можно проследить версию, что либеральные личности, оппозиционные работы и высказывания, а также новаторские идеи и ситуации, которые противоречат этике и морали в наибольшей степени вызывают информационный резонанс и обсуждения со стороны.
При столь высокой распространенности информационного резонанса этот аспект все же остается малоизученным, что и определяет новизну исследования, которая заключается в детальном рассмотрении особенностей информационного резонанса на примере творчества Ю. Дудя и К. Собчак.
Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен его междисциплинарным характером. В исследовании был использован широкий спектр методов интерпретации: анализ научной литературы по тематике исследования и типологический анализ. При анализе публикаций СМИ и медиа будут оцениваться способы распространения информационного резонанса, отклик проправительственных и оппозиционных журналистов. Будет оцениваться наличие жаргонизмов, оскорбительных и стигматизирующих слов и выражений в тексте автора произведений. При этом также будут оцениваться характеристики самих журналистских произведений, такие как личностное отношение, недостоверная информация, красноречие.
Материал исследования (эмпирическая база). Эмпирическую базу исследования составляют следующие информационные ресурсы: «Время покажет», «Вести FM», «Эхо Москвы», «Вечер с Владимиром Соловьевым», «Новая газета», «Царьград», «Лайф. Ру», «Завтра», «Комсомольская правда», «Аргументы и Факты», «Регнум», «Экспресс газета», «Форбс», «Спутник», «Комсомольская правда. Радио», «ПРОНЕДРА», «Взгляд», «Око Планеты», «Вокруг ТВ», «РуНьюс», «ЕНьюс», «Обзор», «Полит. Ру», «МиксНьюс», «Сноб», «Собака. Ру», «Сибнет. Ру», «Московский комсомолец», «24 СМИ», «Бизнес ФМ. Ру», «Кавказский узел» (данные сообщения (материалы) созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента), «Твиттер», «Фейсбук» (21 марта 2022г. Тверской суд Москвы по иску Генпрокуратуры РФ признал интернет-компанию Meta экстремистской организацией и запретил деятельность принадлежащих ей соцсетей Facebook и Instagram), «Телеграм», где просматриваются высказывания журналистов на фильмы «Беслан. Помни» и «БЕСЛАН. День незнаний». А также сами киноработы Ю. Дудя и К. Собчак, посвященные бесланской трагедии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно закладывает основы целостной концепции информационного резонанса как нового вида «медиавнушения» у СМИ. Исследование корректирует, уточняет и обновляет свойства и функции информационного (общественного) резонанса, а также рассматривает его работу на примерах документальных фильмов Ю. Дудя «Беслан. Помни» и К. Собчак «БЕСЛАН. День незнания».
Практическая значимость исследования видится в том, что работа и ее выводы представляют интерес для журналистов-практиков, так как могут быть использованы для повышения их профессионального мастерства, для обоснования стратегических направлений в работе СМИ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и эмпирической базы исследования.
Исследование, проведенное в бакалаврской работе, целью которого было проанализировать информационный резонанс в массмедиа (на примере творчества Ю. Дудя и К. Собчак) позволило получить следующие результаты.
Изучена актуальная информация о понятии «информационный резонанс» и о его основной характеристике. В качестве результата, можно сказать о том, что словосочетание «информационный резонанс» (и просто «резонанс») часто используется в ежедневном обиходе для характеристики широкого отклика аудитории на определенные сообщения в СМИ. Предполагается, что отклик аудитории - это одна из основных целей работы любого журналиста. В самом общем виде информационным резонансом можно назвать единовременный повышенный интерес СМИ к определенной, достаточно широкой группы аудитории к какому-либо актуальному, проблемному явлению современной жизни.
Информационный резонанс представляет собой «волну», трансформирующую социальное пространство: растет дифференциация и умножение количества мыслимых (воображаемых) миров социальной реальности, превращающихся в действительные миры; возрастает аномия и полиориентации акторов; возникают «зоны резонанса» - страты альтернативных социальных миров (пространств); растут конфликты и дезинтеграция традиционного пространства социальной действительности. Возникает эффект, который предлагается назвать пространственный разлом
В качестве примеров информационного резонанса в массмедиа были взяты и проанализированы документальные фильмы «Беслан. Помни» и «БЕСЛАН. День незнаний». Террористический акт в Беслане является одним из важнейших событий в истории России XXI веке. Он разделил историю правления Владимира Путина на «до» и «после». В 2019 году Юрий Дудь и Ксения Собчак выпустили 3-х часовой и одночасовой фильмы, в которых попытались разобраться в трагедии. Показали родственников погибших, про которых все забыли, задали неудобные вопросы - например, можно ли было избежать такого количества жертв или кто оплачивал реабилитацию: сами, государство или благотворительный фонд. Информационный резонанс фильмы подняли, потому что авторы в нем обвиняют государство в ошибках, из-за которых погибло сотни людей. Например, в обоих фильмах звучит версия, что штурм начался не из-за взрыва самодельной взрывчатки, установленной террористами в спортзале, а из-за выстрела термобарической гранаты из крыши соседнего здания. Правительство эту версию опровергает. Видеоблогеры считают, что если бы власть «приняла другое решение или предприняла попытки по освобождению заложников», то жертв было бы намного меньше. Также в фильме «Беслан. Помни» журналист берет интервью у детей, которые были пострадавшими, остались инвалидами, но духом не сломались, а Ксения Собчак общается с Маргаритой Симоньян, которая на протяжении трех дней вела прямые репортажи с места событий и застала штурм.
В своих документальных фильмах журналисты воспользовались всеми известными способами формирования информационного резонанса:
- табуированная тема,
- спорные герои,
- альтернативные общепринятым оценки события,
- неординарная личность авторов фильмов,
- провокационный вывод.
Выявлена реакция журналистов проправительственных СМИ о фильме «Беслан. Помни». Все журналисты массмедиа раскритиковали фильм Юрия Дудя. Большинство из них переходили на личности, унижая блогера. Тем самым, показав свою некомпетентность. Многие журналисты были очевидцами событий, поэтому указывали на недочеты и неточности фильма. А остальные - просто критиковали фильм. Без объяснений, без исторических справок.
Определена реакция журналистов оппозиционных массмедиа о документальном фильме «Беслан. Помни». Оппозиционные СМИ писали, что фильм понравился, и он раскрывает правду. Одни журналисты пророчили Юрию Дудю «памятник при жизни», другие - просили «на бис». Независимые СМИ писали, что в фильме нет ничего ужасного, и он «не о поиске виноватых, а о людях». Также были комментарии, что работа Юрия Дудя выполнена хорошо, интервью проведены профессионально и смотреть интересно. Многие журналисты переживали о дальнейшей судьбе блогера «ох, Юра, не убили бы тебя теперь», «надеюсь, что с тобой все будет хорошо».
Общественный резонанс на примере фильма Ю. Дудя раскрывается неоднозначно. Несмотря на то, что для анализа было выбрано одинаковое количество оппозиционных и провластных СМИ, негативных отзывов оказалось больше. Массмедиа преследовали цель донести до аудитории о противоречивости фильма, о его провальности. Но комментарии пользователей под роликом на ютуб-канале говорят об обратном. Людям не только нравится композиция фильма, но и мысль, которую Юрий Дудь хотел донести в нем.
В этом и проявляется информационный резонанс. Юрий Дудь снял, что- то «другое», что-то отличающееся от того, что можно увидеть каждый день в Интернете. Положительные комментарии под роликом на ютуб-канале и в социальных сетях перетекли за десятки тысяч. Помимо мысли, которую автор несет в фильме, общественность зацепилась за нововведение в журналистике - блогер показывает новый, современный вид интервьюирования и того, как на основе интервью с гостями можно построить целый фильм, достойный премий («Профессия журналист - 2019» в номинации «Видеодокумент»).
Реакция на документальный фильм Ксении Собчак «БЕСЛАН. День незнаний» примерно такая же. Проанализировав 10 проправительственных СМИ, можно сделать вывод, что к фильму телеведущей отнеслись весьма негативно. Журналисты писали о том, что «выходец из телепроекта «Дом-2» не способен снять что-то хорошее» или «решила похайпиться на трагедии, бесстыжая». Большинство провластных массмедиа сравнивали фильмы Юрия Дудя и Ксении Собчак. Им не понравилось, что в двух картинах, которые в совокупности собрали 25, 5 млн просмотров, выдвигается версия, что именно начало штурма по школе привело к таким последствиям. В таком случае, виновато государство, а какому правительству и провластным СМИ понравятся такие выводы?
Массовая аудитория тоже не оценила картину про бесланскую трагедию. В социальных сетях Ксению буквально «завалили» негативными комментариями, опираясь на то, что фильм короткий, и в качестве эксперта в нем присутствует Маргарита Симоньян. Провластные СМИ обратили на это внимание, поэтому в своих материалах неоднократно напоминали читателям о «негодности» проекта. В качестве аргументаций журналисты подбирали самые изощренные отзывы общественности и занимались их цитированием.
Оппозиционные СМИ, также, как и к фильму Юрия Дудя, к работе Ксении Собчак отнеслись положительно. Журналисты писали, что несмотря на некоторые недостатки фильмы, картина все же получилась хорошей. Таких проектов должно выходить больше, чтобы люди не забывали о трагедии, добивались правды и справедливости. Некоторые медиа сделали акцент на том, что кроме «БЕСЛАНА. Дня незнаний» Ксения сделала петицию о введении закона о поддержке жертв терактов. Такой порыв подписало более 40 тысяч человек.
На момент выхода двух картин общество и массмедиа начали их сравнивать. Больше всего информационный резонанс получила картина Ю. Дудя. Ее обсуждали СМИ, общественные деятели, политики и массовая аудитория. На просторах Интернета можно встретить десятки хороших публикаций про фильм «Беслан. Помни», но найти хотя бы 10 материалов журналистов, которые показали свою позицию по отношению к картине «БЕСЛАН. День незнаний» довольно сложно. Под роликом в социальных сетях общественность раскритиковала фильм. По ее мнению, работа «намного слабее, чем Дудя», «зачем она взяла интервью у Симоньян?», «очень сомнительный выбор героев», «хотела, как у Дудя, а получилось никак», «возьми интервью у Бузовой - она блокадница», «возвращайся на Дом-2» и так далее. СМИ старалось держать нейтральную позицию и никак не комментировать фильм. Провластные медиа он не сильно волновал, так как получил не такой резонанс, как у Дудя, а оппозиционные поддержали Собчак, сказав, что она «очень смелая».
Несмотря на то, что фильм «Беслан. Помни» получил большую огласку, критику и похвалу от официальных СМИ, работа «БЕСЛАН. День незнаний» тоже сделала вклад в поднятие информационного резонанса. В 2019 году оба фильма подняли огромный общественный резонанс, который не утихает по сей день, спустя почти 3 года. Комментарии под роликами в социальных сетях продолжают публиковаться, цитаты из картин используются во многих научных и публицистических работах. Благодаря этим фильмам общественность смогла вспомнить о тех страшных событиях 2004 года, а молодое поколение узнало, что такое трагедия в Беслане, унесшая жизни 334 человек, 186 из которых - дети.
Таким образом, существует множество способов для формирования информационного резонанса. В первую очередь, важна информационная подготовленность аудитории, способность воспринять резонансное сообщение. Интернет показателен как относительно независимая от государственного или какого-либо иного источника влияния площадка, объединившая в себе черты СМИ и СМК. Каждый, имеющий доступ в сеть, может высказаться на любую тему. С развитием Интернета возможности оперирования информацией возросли (в особенности - возможность поделиться информацией со своим кругом общения в социальных сетях) прежде всего с технической точки зрения. Пользователи имеют множество возможностей оперирования информацией: «лайк», «подписка», «поделиться с друзьями», «репост», «прокомментировать». Это ускоряет её распространение без потери качества.
Способы, при которых сформировался информационный резонанс в документальных фильмах Ю. Дудя «Беслан. Помни» и К. Собчак «БЕСЛАН. День незнаний» заключаются в том, что была выбрана запрещенная (табуированная) тема, о которой нельзя говорить, спорные герои, к которым возникало множество вопросов даже после просмотра фильмов, альтернативные оценки: положительные комментарии и отрицательные, неординарные личности авторов (Дудь — оппозиционер, Собчак — телеведущая развлекательных программ и бывшая участница «Дома-2») и провокационный вывод (вина власти на количестве погибших и финансовое бездействие для реабилитации жертвам). Все эти пункты подняли большой информационный резонанс не только у журналистов и СМИ, но и у массовой аудитории.
Перспективы дальнейшего изучения данной темы являются безграничными, потому как тему информационного резонанса можно исследовать в разных областях. Весьма интересно развитие общественного резонанса в системе новых, еще не исследованных СМИ. В дальнейшем, можно рассматривать все более новые принципы, условия, признаки, механизмы, функции и другие актуальные характеристики формирования информационного резонанса. Особенно это исследование возможно на «громких» темах, таких как документальные фильмы Ю. Дудя «Беслан. Помни» и К. Собчак «БЕСЛАН. День незнаний».
Изучена актуальная информация о понятии «информационный резонанс» и о его основной характеристике. В качестве результата, можно сказать о том, что словосочетание «информационный резонанс» (и просто «резонанс») часто используется в ежедневном обиходе для характеристики широкого отклика аудитории на определенные сообщения в СМИ. Предполагается, что отклик аудитории - это одна из основных целей работы любого журналиста. В самом общем виде информационным резонансом можно назвать единовременный повышенный интерес СМИ к определенной, достаточно широкой группы аудитории к какому-либо актуальному, проблемному явлению современной жизни.
Информационный резонанс представляет собой «волну», трансформирующую социальное пространство: растет дифференциация и умножение количества мыслимых (воображаемых) миров социальной реальности, превращающихся в действительные миры; возрастает аномия и полиориентации акторов; возникают «зоны резонанса» - страты альтернативных социальных миров (пространств); растут конфликты и дезинтеграция традиционного пространства социальной действительности. Возникает эффект, который предлагается назвать пространственный разлом
В качестве примеров информационного резонанса в массмедиа были взяты и проанализированы документальные фильмы «Беслан. Помни» и «БЕСЛАН. День незнаний». Террористический акт в Беслане является одним из важнейших событий в истории России XXI веке. Он разделил историю правления Владимира Путина на «до» и «после». В 2019 году Юрий Дудь и Ксения Собчак выпустили 3-х часовой и одночасовой фильмы, в которых попытались разобраться в трагедии. Показали родственников погибших, про которых все забыли, задали неудобные вопросы - например, можно ли было избежать такого количества жертв или кто оплачивал реабилитацию: сами, государство или благотворительный фонд. Информационный резонанс фильмы подняли, потому что авторы в нем обвиняют государство в ошибках, из-за которых погибло сотни людей. Например, в обоих фильмах звучит версия, что штурм начался не из-за взрыва самодельной взрывчатки, установленной террористами в спортзале, а из-за выстрела термобарической гранаты из крыши соседнего здания. Правительство эту версию опровергает. Видеоблогеры считают, что если бы власть «приняла другое решение или предприняла попытки по освобождению заложников», то жертв было бы намного меньше. Также в фильме «Беслан. Помни» журналист берет интервью у детей, которые были пострадавшими, остались инвалидами, но духом не сломались, а Ксения Собчак общается с Маргаритой Симоньян, которая на протяжении трех дней вела прямые репортажи с места событий и застала штурм.
В своих документальных фильмах журналисты воспользовались всеми известными способами формирования информационного резонанса:
- табуированная тема,
- спорные герои,
- альтернативные общепринятым оценки события,
- неординарная личность авторов фильмов,
- провокационный вывод.
Выявлена реакция журналистов проправительственных СМИ о фильме «Беслан. Помни». Все журналисты массмедиа раскритиковали фильм Юрия Дудя. Большинство из них переходили на личности, унижая блогера. Тем самым, показав свою некомпетентность. Многие журналисты были очевидцами событий, поэтому указывали на недочеты и неточности фильма. А остальные - просто критиковали фильм. Без объяснений, без исторических справок.
Определена реакция журналистов оппозиционных массмедиа о документальном фильме «Беслан. Помни». Оппозиционные СМИ писали, что фильм понравился, и он раскрывает правду. Одни журналисты пророчили Юрию Дудю «памятник при жизни», другие - просили «на бис». Независимые СМИ писали, что в фильме нет ничего ужасного, и он «не о поиске виноватых, а о людях». Также были комментарии, что работа Юрия Дудя выполнена хорошо, интервью проведены профессионально и смотреть интересно. Многие журналисты переживали о дальнейшей судьбе блогера «ох, Юра, не убили бы тебя теперь», «надеюсь, что с тобой все будет хорошо».
Общественный резонанс на примере фильма Ю. Дудя раскрывается неоднозначно. Несмотря на то, что для анализа было выбрано одинаковое количество оппозиционных и провластных СМИ, негативных отзывов оказалось больше. Массмедиа преследовали цель донести до аудитории о противоречивости фильма, о его провальности. Но комментарии пользователей под роликом на ютуб-канале говорят об обратном. Людям не только нравится композиция фильма, но и мысль, которую Юрий Дудь хотел донести в нем.
В этом и проявляется информационный резонанс. Юрий Дудь снял, что- то «другое», что-то отличающееся от того, что можно увидеть каждый день в Интернете. Положительные комментарии под роликом на ютуб-канале и в социальных сетях перетекли за десятки тысяч. Помимо мысли, которую автор несет в фильме, общественность зацепилась за нововведение в журналистике - блогер показывает новый, современный вид интервьюирования и того, как на основе интервью с гостями можно построить целый фильм, достойный премий («Профессия журналист - 2019» в номинации «Видеодокумент»).
Реакция на документальный фильм Ксении Собчак «БЕСЛАН. День незнаний» примерно такая же. Проанализировав 10 проправительственных СМИ, можно сделать вывод, что к фильму телеведущей отнеслись весьма негативно. Журналисты писали о том, что «выходец из телепроекта «Дом-2» не способен снять что-то хорошее» или «решила похайпиться на трагедии, бесстыжая». Большинство провластных массмедиа сравнивали фильмы Юрия Дудя и Ксении Собчак. Им не понравилось, что в двух картинах, которые в совокупности собрали 25, 5 млн просмотров, выдвигается версия, что именно начало штурма по школе привело к таким последствиям. В таком случае, виновато государство, а какому правительству и провластным СМИ понравятся такие выводы?
Массовая аудитория тоже не оценила картину про бесланскую трагедию. В социальных сетях Ксению буквально «завалили» негативными комментариями, опираясь на то, что фильм короткий, и в качестве эксперта в нем присутствует Маргарита Симоньян. Провластные СМИ обратили на это внимание, поэтому в своих материалах неоднократно напоминали читателям о «негодности» проекта. В качестве аргументаций журналисты подбирали самые изощренные отзывы общественности и занимались их цитированием.
Оппозиционные СМИ, также, как и к фильму Юрия Дудя, к работе Ксении Собчак отнеслись положительно. Журналисты писали, что несмотря на некоторые недостатки фильмы, картина все же получилась хорошей. Таких проектов должно выходить больше, чтобы люди не забывали о трагедии, добивались правды и справедливости. Некоторые медиа сделали акцент на том, что кроме «БЕСЛАНА. Дня незнаний» Ксения сделала петицию о введении закона о поддержке жертв терактов. Такой порыв подписало более 40 тысяч человек.
На момент выхода двух картин общество и массмедиа начали их сравнивать. Больше всего информационный резонанс получила картина Ю. Дудя. Ее обсуждали СМИ, общественные деятели, политики и массовая аудитория. На просторах Интернета можно встретить десятки хороших публикаций про фильм «Беслан. Помни», но найти хотя бы 10 материалов журналистов, которые показали свою позицию по отношению к картине «БЕСЛАН. День незнаний» довольно сложно. Под роликом в социальных сетях общественность раскритиковала фильм. По ее мнению, работа «намного слабее, чем Дудя», «зачем она взяла интервью у Симоньян?», «очень сомнительный выбор героев», «хотела, как у Дудя, а получилось никак», «возьми интервью у Бузовой - она блокадница», «возвращайся на Дом-2» и так далее. СМИ старалось держать нейтральную позицию и никак не комментировать фильм. Провластные медиа он не сильно волновал, так как получил не такой резонанс, как у Дудя, а оппозиционные поддержали Собчак, сказав, что она «очень смелая».
Несмотря на то, что фильм «Беслан. Помни» получил большую огласку, критику и похвалу от официальных СМИ, работа «БЕСЛАН. День незнаний» тоже сделала вклад в поднятие информационного резонанса. В 2019 году оба фильма подняли огромный общественный резонанс, который не утихает по сей день, спустя почти 3 года. Комментарии под роликами в социальных сетях продолжают публиковаться, цитаты из картин используются во многих научных и публицистических работах. Благодаря этим фильмам общественность смогла вспомнить о тех страшных событиях 2004 года, а молодое поколение узнало, что такое трагедия в Беслане, унесшая жизни 334 человек, 186 из которых - дети.
Таким образом, существует множество способов для формирования информационного резонанса. В первую очередь, важна информационная подготовленность аудитории, способность воспринять резонансное сообщение. Интернет показателен как относительно независимая от государственного или какого-либо иного источника влияния площадка, объединившая в себе черты СМИ и СМК. Каждый, имеющий доступ в сеть, может высказаться на любую тему. С развитием Интернета возможности оперирования информацией возросли (в особенности - возможность поделиться информацией со своим кругом общения в социальных сетях) прежде всего с технической точки зрения. Пользователи имеют множество возможностей оперирования информацией: «лайк», «подписка», «поделиться с друзьями», «репост», «прокомментировать». Это ускоряет её распространение без потери качества.
Способы, при которых сформировался информационный резонанс в документальных фильмах Ю. Дудя «Беслан. Помни» и К. Собчак «БЕСЛАН. День незнаний» заключаются в том, что была выбрана запрещенная (табуированная) тема, о которой нельзя говорить, спорные герои, к которым возникало множество вопросов даже после просмотра фильмов, альтернативные оценки: положительные комментарии и отрицательные, неординарные личности авторов (Дудь — оппозиционер, Собчак — телеведущая развлекательных программ и бывшая участница «Дома-2») и провокационный вывод (вина власти на количестве погибших и финансовое бездействие для реабилитации жертвам). Все эти пункты подняли большой информационный резонанс не только у журналистов и СМИ, но и у массовой аудитории.
Перспективы дальнейшего изучения данной темы являются безграничными, потому как тему информационного резонанса можно исследовать в разных областях. Весьма интересно развитие общественного резонанса в системе новых, еще не исследованных СМИ. В дальнейшем, можно рассматривать все более новые принципы, условия, признаки, механизмы, функции и другие актуальные характеристики формирования информационного резонанса. Особенно это исследование возможно на «громких» темах, таких как документальные фильмы Ю. Дудя «Беслан. Помни» и К. Собчак «БЕСЛАН. День незнаний».



