ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ МИФОЛОГИЗАЦИИ COVID-19 В КВАЗИЖУРНАЛИСТИКЕ СЕТЕВЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
1.1. Современный миф и причины мифологизации социальных
феноменов 8
1.2. COVID-19 как биосоциальный феномен 16
1.3. Специфика сетевой коммуникации, квазижурналистика
социальных сетей 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МИФОЛОГИЗАЦИИ
COVID-19 В КВАЗИЖУРНАЛИСТИКЕ СЕТЕВЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
2.1. Мифы о происхождении вируса и его сущности в социальных
сетях 41
2.2. Реакция блогеров на коронавирусную инфекцию 47
2.3. Мифы о вакцинах и вакцинации от вируса в социальных сетях 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
XXI век - сложное и противоречивое время. Помимо вооруженных конфликтов, экономических кризисов и природных катаклизмов появляются новые угрозы для человечества. Одна из них - эпидемии, развитие которых достигает масштабов пандемии: SARS (2002 год, 10% смертности от заразившихся), птичий грипп (2003 год, 50% смертности от заразившихся), MERS (2012 год, 35% от заразившихся), вирус Эбола (2014 год, 40% смертности от заразившихся), COVID-19 (2020-2021 год, заразившихся на 30.10.2021 246 665 862 человек, умерших 4 998 981. В России за последние 28 дней заболевших - 888 364 человек, умерших - 27 766 (0,3% смертности).
Актуальность настоящего исследования заключается прежде всего в масштабах изучаемой проблемы: она так или иначе касается всего населения планеты и затрагивает большую часть сфер человеческой жизни. Коронавирус вполне закономерно называют чумой XXI века, ведь скорость его распространения не может сравниться ни с одной известной ранее инфекцией. Атипическая пневмония, явившаяся следствием мутации вируса летучих мышей, войдет в историю как одна из самых смертоносных инфекций в истории.
COVID-19 оказал влияние и информационное поле: в связи с активным и неконтролируемым информационным потоком на тему коронавируса, в котором встречаются как достоверные сведения, так и фейки, в научной среде начала появляться новая терминология, например, слово «инфомедия». В существующих условиях особенное значение приобретает грамотное информирование населения о реальных опасностях коронавируса, а также борьба с мифами и дезинформацией.
Источник данных о ковидных проблемах чаще всего один - оперативный штаб, сообщающий сводки по числу заболевших, погибших. Но подача статистической информации у разных СМИ и в социальных сетях разнится. Некоторые медиа указывают на ужасные последствия болезни , подчеркивая количество погибших, другие составляют графики с динамикой
заболеваемости населения, в некоторых изданиях и соцсетях масштабируется проблема уязвимости человека в мире перед лицом подобной глобальной катастрофы.
Проблема социальных мифов и процесса мифотворчества постоянно демонстрирует свою актуальность, особенно она актуализировалась с появлением социальных сетей и мессенджеров, что заставляет нас обращаться к трудам теоретиков мифа, мифотворчества в целом и социального, в частности, к работам исследователей сетевой коммуникации, а применительно к теме исследования и к работам по исследованию мифов и реальности вируса COVID-19, вакцины и вакцинации, проблеме пандемии.
Актуальность данного исследования обусловлена не только теоретической и практической значимостью, но и
1. необходимостью рассмотрения реакции на эпидемию COVID-19 квазижурналистов социальных сетей
2. необходимостью выявления мифов о COVID-19 в квазижурналистике сетевых пользователей
В связи с актуальностью темы исследования мы можем выделить проблему, которая связана с освещением пандемийной тематики в России. Многие российские медиа стали работать с этой темой в форме «шоковой сенсации», а это вызывало панику среди аудитории. Такая информация либо фейковая, либо частично недостоверная. Особенно часто мифы о ковиде распространяются в социальных сетях и мессенджерах, что не может не указывать на проблемную область исследования.
Коронавирус становится наиболее распространенным мемом в медиа, что указывает на противоположный аспект рассмотрения проблематики. Многие журналисты и блогеры не относятся ответственно к сообщению информации о заболеваемости ковидом, а стремятся только продвинуть свой контент, придать ему сенсационность, создать громкий, броский заголовок.
Степень изученности темы. Работы, относящиеся к данной теме, можно разделить на три группы. В первую группу вошли исследователи, которые занимались фундаментальным изложением и толкованием символической теории мифа: теории Мирча Элиаде, Ролана Барта, Эрнста Кассирера, а также работы немецкого философа-постструктуралиста Ханса Блюменберга, который писал о неустранимости элементов мифа в картине мира человека, Курта Хюбнера, исследовавшего проблема «истины» мифа, продолжающего существовать в современном мире в сферах искусства и религии и раскрывается через анализ его специфической рациональности. К этой группе примыкают работы отечественных исследователей Е. М. Мелетинского, В. М. Найдыша, К. А. Богданова, С. Ю. Неклюдова, Ю. И. Кулакова, В. В. Полосина, исследующего причин перманентного существования мифа, а также ученых, разрабатывающих теорию неомифологизма В. П. Руднева, С. П. Батраковой, В. Б. Мириманова.
Вторую группу научных источников составили работы специалистов, которые занимались вопросами сетевого информационного пространства, интернет-журналистики, блогосферы Я. Н. Засурского, И.М. Дзялошинского, A. А Калмыковой, О. А. Евтуш и др.; теории сетевой коммуникации B. Н. Монахова, Л. А. Браславец, А. А. Гнедаша, Н. А. Рябченко, Дэна Гилмора, статья К. А. Карякиной об актуальных формах и типологических моделях новых медиа. Изучение работ было необходимо, так как материалом исследования послужили тексты квазижурналистов, которые являются элементом современного информационного пространства.
Третью группу научных источников по рассматриваемой проблеме составили публикации на сайте Всемирной организации здравоохранения, посвященные исследованиям вируса, вакцины, последствий вакцинации, причин пандемии, а также работы Д. Давыдова и О. Кашубиной.
Объектом данного исследования являются публикации в социальных сетях, посвященные проблеме COVID-19, имеющие признаки мифа.
Предмет исследования - мифологизация COVID-19 в квазижурналистике сетевых пользователей.
Целью данного исследования является анализ граней мифологизации COVID-19 в публикациях сетевых пользователей.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность современного мифа и причины мифологизации социальных феноменов;
2. охарактеризовать COVID-19 как биосоциальный феномен;
3. показать специфику квазижурналистики социальных сетей;
4. проанализировать мифологизацию происхождения вируса и его сущности, а также реакцию блогеров на коронавирусную инфекцию;
5. проанализировать и систематизировать мифы о вакцинации от коронавирусной инфекции и ее последствиях.
Теоретическая база исследования. Тема мифологизации Covid-19 в квазижурналистике пользователей соцсетей изучена достаточно слабо. Поскольку коронавирус - относительное новое заболевание, спровоцировавшее пандемию и информационный хаос, изучение этого феномена не было системным. Российские исследователи изучали репрезентацию российскими СМИ пандемии коронавирусной инфекции в период первой волны [Баринов 2021], особенности интервью-портрета на YouTube-каналах сми республики Татарстан в период пандемии covid-19 [Сабирова, Баканов 2021], определяли эмоциональную тональность текстов как инструмент социального управления [Голубин и др. 2021]. Однако мифологизацию в соцсетях в связи с ковидом в научном дискурсе не изучали.
Эмпирической базой для исследования послужили тексты блогеров и комментарии пользователей социальных сетей ВКонтакте, Instagram, Одноклассники, YouTube, TikTok, посвященные проблемам COVID-19. Так, мы проанализировали материалы, принципы формирования мифов в работах следующих блогеров: Ванг Мингун, Мэттью Тайдля, Ботао Цзяо и Лей Цзяо, Чарльза Либера Вуди Харрельсон, Светлана Алексиевич, Аманда Уоллмер и других. Анализ был произведен для определения принципов мифотворчества в тематике распространения коронавирусной инфекции.
Новизна исследования заключается в новом видении места мифа в современной жизни, где в сфере интернет-пространства миф способен функционировать уникальным образом. Показана роль мифологизации вируса в жизни современного человека, а также, его реакция.
Методы исследования. Данное исследование аналитико-обобщающее. Основными методами изучения эмпирического материала в данной работе стали контент-анализ, дискурс-анализ и смысловой анализ материалов блогеров и журналистов о COVID-19 в социальных сетях. Использовались такое общенаучные методы как анализ, синтез, аналогия, классификация.
Теоретическая значимость работы заключается в степени изученности мифа, особенности его функционирования, а также взаимовлияние социальной мифологии и общества. Ставится вопрос об этических характеристиках мифологических проявлений на современном этапе развития общества. Значимость изучения формирования мифов в освещении проблем с ковидом подчеркивается необходимостью сформировать те установки и методы, которыми пользуются блогеры для установления контакта с аудиторией через сообщение негативной информации о ковиде.
Практическая значимость работы. Исследование имеет значение для многих современных поколений, которые заинтересованы в блогинге, журналистике, медиа. Изучение позволит разобраться в подаче истинной и мифической информации в современных блогах. Работа значима на практике также для журналистов, которые работают с медицинской тематикой, в частности, с темой распространения коронавирусной инфекции COVID-19.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Распространение пандемии COVID-19 оказало огромное влияние на медиапространство, послужило распространению в нем новых мифов. При достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) рассмотрена сущность современного мифа и причины мифологизации социальных феноменов;
2) охарактеризован COVID-19, как биосоциальный феномен;
3) показана специфика квазижурналистики социальных сетей;
4) проанализированы мифологизация происхождения вируса и его сущности, а также реакция блогеров на коронавирусную инфекцию;
5) проанализированы и систематизированы мифы о вакцинации от коронавирусной инфекции и ее последствиях.
По итогам исследования были сделаны следующие выводы.
Мифологизированность, отличающая российское общество на современном этапе развития, является следствием иррациональности, своего рода иррациональным ответом, призванным компенсировать не менее иррациональное мироустройство.
В современном мифотворчестве отсутствует идентичность с безразличным способом развития знания. Именно из точного, научного знания возможно брать аргументацию, материалы для того, чтобы доказать свою позицию достаточно нередко миф может использовать квазинаучные приемы для подтверждения того или иного тезиса. К примеру, существует система, по которой демонические силы попадают в космическое пространство. В этой связи по истине человеческое сообщество - это все национальное, тогда как противоположные силы, пытающиеся противодействовать действительности - иноверцы.
Миф сегодня является особым, характерным, нетривиальным, во многом из-за того, что он составляет основу многих сфер общественной жизни: науки, политики, искусства, культуры. Он существует в генезисе, тесно переплетаясь с данными сферами.
Коронавирусная инфекция признается видом острых инфекционных заболеваний, которые вызываются несколькими видами коронавирусов. Основная характеристика инфекции коронавируса с точки зрения проявлений состоит в том, что поражается носоглотка, а именно нижние и верхние её отделы. Существуют особенно опасные штаммы, которые могут вызвать смерть, привести к смерти через особенно тяжелое поражение легких, трахеи и других органов.
На данный момент уже известно, что существует порядка 40 видов коронавирусов, которые могут делиться на вредные и непатогенные. Большинство особенно вредных типов коронавируса постоянно существуют среди людей во всем мире, и именно они становятся причиной появления тяжелых форм острой респираторной вирусной инфекции и даже могут довести до таких заболеваний как бронхит, фарингит, трахеит и прочие.
Квазижурналистика или «гражданская» журналистика, которая является также общественной или демократической - это не профессиональная деятельность в каком-либо средстве массовой информации. Такая журналистика понимается в качестве активной работы авторов, блогеров над новостями, распространением разнообразной информации - просветительской, расследовательской и другой. Основная цель гражданской журналистики - предложение читателям наиболее полной , достоверной и точкой информации, которая требуется сообразно с пониманием демократического общества.
В современном мире для многих пользователей гораздо важнее социальные сети, которые позволяют руководителям СМИ посмотреть и выяснить, насколько в действительности та или иная тема актуальна для аудитории. Так, большинство современных средств массовой информации активно ведут аккаунты в социальных сетях, но не всегда выбирают тот контент, который интересен именно аудитории соцсетей , нередко просто переписывая все новости с сайта или тексты сюжетов на ТВ.
Изучив материалы блогеров, в которых распространялись те или иные мифы, мы заключили, что основной посыл текстов, видео, в которых продвигается недостоверная информация, состоит в том, чтобы оставаться в информационном потоке, не пропадать из повестки, вызывать интерес аудитории экстравагантными выходками и поступками.
В дальнейшем исследование может быть продолжено, если за основу образования мифотворчества будет взято любая иная сфера по аналогии с коронавирусной инфекцией.
1. Баринов Дмитрий Николаевич Медиавирус страха: особенности репрезентации российскими сми пандемии коронавирусной инфекции (Oovid-19) в период первой волны (январь-июнь 2020 года) // Социодинамика. 2021. №2. С. 73-86.
2. Барт Р. Мифологии / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. Москва: Акад. Проект. Фр. проект, 2010. 351 с.
3. Батракова С. П. Искусство и миф. Из истории живописи XX века. М.: Российская академия наук; Государственный институт искусствознания министерства культуры Российской Федерации. Москва: Наука, 2002. 215 с.
4. Белков П. JI. Миф и категории социального пространства / П. JI.
Белков // Ранние формы социальной организации: генезис,
функционирование, историческая динамика: М.: Наука, 2000. С. 51-59.
5. Блогосфера российского интернета [Электронный ресурс] //
Yandex.ru. Электрон. дан. М. 2006. Режим доступа:
http://download.yandex.ru/company/yandex on blogosphere autumn 2006.pdf(дата обращения: 02.04.2022).
6. Браславец Л. А. «Гражданская журналистика» и типичные роли
пользователей социальных сетей [Электронный ресурс] // Научно-культурологический журнал «Релга». Электрон. журнал. Ростов-на-Дону. 2010. № 13. Режим доступа:http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-
www.woa/wa/Main?textid=2714&level1=main&level2=articles (дата
обращения: 29.03.2022).
7. Брекенридж Д. PR 2.0: Новые медиа, новые аудитории, новые инструменты. М.: Эксмо, 2009. 272 с.
8. В России антипрививочники стали угрозой для миллионов
людей. Почему они боятся вакцин и не верят в COVID-19? [Электронный ресурс] // Лента.ру. 2021. Режим доступа:
https://lenta.ru/articles/2021/12/24/antivaxers/(дата обращения: 03.04.2022).
9. Верховская А. И. Средства массовой информации как институт гражданского общества // Журналистика в 2009 году: трансформация систем СМИ в современном мире: сборник материалов Международной научно-практической конференции. М.: Ф-т журналистики МГУ, 2010. С. 7-8.
10. Винниченко В. И. Интернет-СМИ США: к истории становления // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сб. материалов науч.-практ. конф. Часть I. М.: Фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. 2005. С. 7-9.
11. Всемирная организация здравоохранения. Вспышка
коронавирусной инфекции COVID-19 [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019
(дата обращения 02.04.2022).
12. Всемирная организация здравоохранения. Рекомендации для
поддержки самостоятельной реабилитации после болезни, вызванной COVID-19 [Электронный ресурс]. // Режим доступа
https://www.euro.who.int/ru/health-topics/health-emergencies/coronavirus-covid-19/publications-and-technical-guidance/2020/support-for-rehabilitation-self-management-after-covid-19-related-illness-2020-produced-by-whoeurope (дата
обращения: 02.04.2022).
13. Галицкий Н. Б. Структура сетевых интересов российских пользователей [Электронный ресурс] / Н. Б. Габович, А. А. Ослон // База данных Фонда общественного мнения. Электрон. дан. М. 2001. Режим доступа:http: //bd.fom.ru/report/map/proj ects/special/22 14938/o0209261(дата обращения 30.03.2022).
14. Гарматин А. А. Взгляд на историю телевещания в Интернете
через «окно возможностей» [Электронный ресурс] // Научно-культурологический журнал «Релга». Электрон. журнал. Ростов-на-Дону. 2005. № 10. Режим доступа:http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-
www.woa/wa/Main?textid=551 &level1=main&level2=articles(дата обращения: 02.04.2022).
15. Голубин Р. В. Определение эмоциональной тональности текстов как инструмент социального управления: кейс Oovid-19 / Р. В. Голубин, С. А. Судьин, Н. И. Дунаева, В. М. Афонин, А. В. Ушаков // Теория и практика общественного развития. 2021. №4 (158). С. 18-25.
16. Горный Е. Интернет для журналистов [Электронный ресурс] // Вестник сетевой культуры. Электрон. журнал. М. 1999. Режим доступа: http://www.zhurnal.ru/stafI/gorny/texts/internet fOr journalists.html(дата обращения: 02.04.2022).
17. Горный Е. Летопись русского Интернета: 1990-1999
[Электронный ресурс] // Русский журнал. Электрон. журнал. М. 2000. Режим доступа:
https: //web.archive.org/web/20120415003012/http: //www.zhurnal .ru/staff/gorny/texts/ru let/(дата обращения: 28.03.2022).
18. Давыдов Д. Самые важные вопросы про коронавирус
[Электронный ресурс] / Д. Давыдов, О. Кашубина // Тинькофф журнал. Электрон. Журнал. 2020. Режим доступа:
https://iournal.tinkoff.ru/news/coronavirus-questions/ (дата обращения:
28.03.2022).
19. Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006. 104 с.
20. Найдыш В. М. От античности до эпохи романтизма / В. М. Найдыш. М.: Гардарики, 2002. 554 с.
21. Давыдов И. Масс-медиа российского Интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации [Электронный ресурс] // Русский журнал. Электрон. дан. М. 2000. Режим доступа: http://old.russ.ru/politics/20000928 davydov.html(дата обращения: 28.03.2022).
22. Давыдова О. В. Некоторые аспекты влияния мультимедийных программ на процесс коммуникации // Периодическая печать на пороге электронной эры: Материалы научно-практического семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов (мультимедиа и газета завтрашнего дня)» (17-18 марта 1999 года, Санкт- Петербург) / Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб.: СПбГУ 2000. С. 64-68.
23. Евтуш О. А. Гражданская журналистика в местных газетах // 13 шагов к успеху на малом медиарынке / Под ред. В. Юкечева. Новосибирск: Институт развития прессы, 2006. С. 180-181.
24. Евтуш О. А. Гражданская журналистика как тип коммуникативной стратегии региональной прессы // Социальный PR и социальная реклама: опыт и новаторство. Материалы II Междунар. науч.- практ. конф. 2009. Май, 21 / Под ред. О.П. Чернеги. Барнаул, 2009. С. 78-87.
25. Зайцева О. В. Пути профилактики острых респираторных заболеваний // Фарматека. 2014. № 15. С. 84-87.
26. Засурский Я. Н. Информационное общество в России: парадоксы интернета [Электронный ресурс] // Информационное общество. Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/8ed1458b8c8572dac3256efa003ef0b3(дата обращения: 05.04.2022).
27. Засурский Я. Н. Информационное общество и СМИ [Электронный ресурс] // Портал научных исследований СМИ и методик журналистского образования Медиаскоп. Электрон. дан. М. 2006. Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/8237275cd12d039fc32568b10037d11e (дата обращения: 01.04.2022).
28. Засурский Я. Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации // Информационное общество. 2001. вып. 2,
С. 24-27.
29. Иванова Н. А. Перспективы профессиональной журналистики в условиях популяризации гражданской журналистики // Наука и современность. 2010. № 4-1. С. 79-83.
30. Калмыков А. А. Интернет-журналистика / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. М.: Академия медиаиндустрии, 2005. 383 с.
31. Карпухин Г. И. Диагностика, профилактика и течение острых респираторных заболеваний. / Г. И. Карпухин, О. Г. Карпухина // М.: Гиппократ. 2000. 184 с.
32. Карта СМИ. Радио 101 (101,2 FM) [Электронный ресурс] // Рынок масс-медиа сегодня. Электрон. дан. СПб. 2009. Режим доступа: http://www.karta-smi.ru/1928(дата обращения: 31.03.2022).
33. Карякина К. А. Актуальные формы и типологические модели новых медиа // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. № 3. C. 128-137.
34. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. / Э. Кассирер. М.: Гардарика, 1998. 784 с.
35. Кастельс М. Галактика Интернет [Электронный ресурс]//
Электронная библиотека по философии. Электрон. версия печ. публикации. М. 2004. Режим доступа:
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001024/st000.shtml (дата
обращения: 30.03.2022).
36. Лозовский Б. Н. Журналистика и средства массовой информации: краткий словарь. Екатеринбург, 2007. 306 с. 7.
37. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ. 2000. 608с.
38. Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 257-258.
39. Кастельс М. Россия и сетевое сообщество / М. Кастельс, Э. Киселева // Мир России. 2000. № 1. С. 23-25.
40. Катаева А. В. Конвергенция СМИ и проблемы сетевой журналистики // Журналистика и медиаобразование, 2007: сб. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 1-3 октября 2007 г.) в 2 т. Т. I / под ред. проф. А. П. Короченского. Белгород: БелГУ, 2007. С. 92-94.
41. Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестник Московского университета. Серия
10. Журналистика. 2010. № 10. C. 40-47.
42. Короченский А. П. Демократизация медиадискурса: благо или угроза? // Журналистика в мире политики. Гуманистическое измерение. Философское общество. СПб.: СПбГУ, 2007. С. 34-37.
43. Короченский А. П. Демократизация медиадискурса: миф или реальность? [Электронный ресурс] / А. П. Короченский, И. И. Карпенко // Глобальный медиажурнал. Электрон. журнал. Ростов-на-Дону. 2010. Т. 1, Выпуск 1. Режим доступа:http://www.gmj.sfedu.ru/archives.htm(дата обращения: 02.04.2022).
44. Короченский А. П. Журналистская наука перед лицом демократизации медиадускурса / А. П. Короченский, С. В. Ушакова // Современные проблемы журналистской науки. Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2006. С. 14-23.
45. Короченский А. П. О субъектности медийной аудитории // СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика 2007». М.: факультет журналистики МГУ, 2008. С. 41-42.
46. Кулаков Ю. И. Синтез науки и религии / Ю. И. Кулаков // Вопросы философии. 1999. №2. С. 142-154.
47. Лукина М. М. СМИ в домене Ру: хроника, цифры // Вестник МГУ, серия «Журналистика».2001, № 6. С. 63-73.
48. Лукина М. М. СМИ в пространстве Интернета/ М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. 87 с.
49. Маслов А. С. Профессиональная журналистика, гражданская
журналистика и блогерство: к вопросу о разграничении понятий // Ученые записки НовГУ. 2021. №5 (38). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-zhurnalistika-grazhdanskaya- zhurnalistika-i-blogerstvo-k-voprosu-o-razgranichenii-ponyatiy (дата обращения: 03.06.2022).
50. Мелетинский Е. М. Миф и двадцатый век // Избранные статьи. Воспоминания. М. 1998. С. 11-33.
51. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе // Учебное пособие по курсу «Теория мифа и историческая поэтика повествовательных жанров». М.: Аспект Пресс, 2001. С. 11-23.
52. Мириманов В. Б. Повествовательные и мифологические сюжеты в наскальном искусстве. / В. Б. Мириманов // Фольклор и мифология Востока в сравнительно-типологическом освещении. М.: Наследие, 1999. С. 318-332.
53. Неклюдов С. Ю. Структура и функция мифа // Мифы и мифология в современной России / Под ред. К. Аймермахера Ф. Бомсдорфа Г. А. Бордюгова. М.: АИРО-XX, 2000. С. 17-38.
54. Полосин В. С. Миф. Религия. Государство: исследование политической мифологии. М.: Ладомир. 1999. 440 с.
55. Руднев В. П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты. / В. П. Руднев // М.: Аграф, 1997. 384 с.
56. Руководство по инфекционным болезням / Под ред. Ю. В. Лобзина. СПб.: СпецЛит, 2000. Ч. 2. С. 14-15.
57. Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война? / М. Рьюз // Вопросы философии. 1991. № 5. С. 36-57.
58. Сабирова Л. Р. Особенности интервью-портрета на YouTube- каналах СМИ республики Татарстан в период пандемии covid-19 / Л. Р. Сабирова, Р. П. Баканов // Вестник ВУиТ. 2021. №4 (36). С. 166-182.
59. Франк-Каменецкий И. Г. Колесница Иеговы. Труды по библейской мифологии / И. Г. Франк-Каменецкий. М.: Лабиринт. 2004. 320 с.
60. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. Москва: Наука, 1976. 407 с.
61. Хюбнер К. Истина мифа / К. Хюбнер. М.: Республика, 1996. 448с.
62. Шахнович М. И. Первобытная мифология и философия / М. И. Шахнович. // М.: Наука. 1971. 240 с.
63. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В. П. Большакова. 4-е изд. М.: Академический проспект, 2010. 251 с.
64. Элиаде М. Аспекты мифа. 4-е изд. М.: Академический проспект, 2010. 256 с.
65. Элиаде М. Священное и мирское. / М. Элиаде. М.: Издательство МГУ, 1994. 144 с.
66. Al-Tawfiq J. A., Memish Z. A. Update on therapeutic options for Middle East Respiratory Syndrome Coronavirus (MERS-CoV) // Expert review of anti-infective therapy. 2017. № 3. P. 269-275.
67. Centers for Disease Control and Prevention. Coronavirus (COVID-
19). [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www.cdc.gov/coronavirus/2019-ncov/your-health/about-covid- 19.html(дата обращения: 02.04.2022).
68. European Centre for Disease Prevention and Control. COVID-19. [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://www.ecdc.europa.eu/en(дата обращения: 02.04.2022).
69. Heidary F. Gharebaghi R. J. Antibiot Ivermectin: a systematic review from antiviral effects to COVID-19 complementary regimen. Tokyo, 2020. P. 593-602.
70. International Committee on Taxonomy of Viruses (ICTV).
Taxonomy. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://talk.ictvonline.org/files/(дата обращения: 03.04.2022).
71. Junqiang L. et al. CT Imaging of the 2019 Novel Coronavirus (2019- nCoV) Pneumonia // Radiology. 2020. № 1. P. 18. (дата обращения: 28.03.2022)
72. The Center for Systems Science and Engineering (CSSE) at Johns Hopkins. Coronavirus COVID-19 Global Cases. [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://coronavirus.jhu.edu/pandemic-data-initiative(дата обращения: 02.04.2022).
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА
1. Блогер заявил, что коронавирус создан в России. Возбуждено
уголовное дело [Электронный ресурс] // Интернет- телеканал «Царьград» 07.04.2020. Режим доступа: https://tsargrad.tv/news/bloger-zajavil-chto-
koronavirus-sozdan-v-rossii-vozbuzhdeno-ugolovnoe-delo 246791 (дата
обращения: 09.03.2022).
2. Блогерша дала рецепт исцеления от коронавируса и попала под
шквал критики [Электронный ресурс] // Интернет-издание «Lenta.ru» 6.04.20. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2020/04/06/corona_blogger/ (дата
обращения: 09.03.2022).
3. Илья Соболев высмеял Елену Малышеву за фразу про «чудесный коронавирус [Электронный ресурс] // Интернет-издание «Вокруг ТВ» 18.04.20. Режим доступа: https://www.vokrug.tv/article/show/15871581901/(дата обращения: 09.03.2022).
4. Илья Соболев с юмором ответил Ларисе Гузеевой 30.03.20 [Электронный ресурс] // Интернет-издание «Вокруг ТВ» 30.03.20. Режим доступа: https://www.vokrug.tv/article/show/15855984131/(дата обращения: 09.03.2022).
5. Коронавирус в Испании. Что происходит в Барселоне? Нестандартный ВСЕ ПО 30 [Электронный ресурс] // YouTube. 21.03.2020. Режим доступа:https: //www.youtube.com/watch?v=qb0F G6pT e0A(дата обращения: 11.03.2022).
6. Кьяра Ферраньи о коронавирусе в Италии [Электронный ресурс] // Интернет-издание «Hellomagrussia.ru». 12.03.20. Режим доступа: https://hellomagrussia.ru/zvezdy/novosti-o-zvezdakh/36138-kyyara-ferranyi-o- koronaviruse-v-italii-eto-strashnee-chem-vy-dumaete.html(дата обращения: 09.03.2022).
7. Неполное собрание фейков о COVID-19: происхождение, распространение, лечение [Электронный ресурс] // Интернет-издание
«Devby». 09.05.2020. Режим доступа: https://devby.io/news/feiki (дата
обращения: 09.03.2022).
8. Россия разработала и через взрыв распространила коронавирус по
всему миру [Электронный ресурс] // Интернет-издание «Первый русский». 6.04.20. Режим доступа: https://devby.io/news/feiki(дата обращения:
09.03.2022).
9. Сайт Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.who.int/ru