Монтажные принципы Дзиги Вертова в современной телевизионной журналистике (на примере информационных сюжетов программы «День с толком»)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МОНТАЖ КАК СПОСОБ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ РЕАЛЬНОСТИ: ТЕОРИЯ ДЗИГИ ВЕРТОВА 7
1.1. Теория и практика монтажа: от хроники Люмьеров к принципам
киноавангарда 7
1.2. Монтажные принципы Дзиги Вертова 20
1.3. Монтажные стратегии группы «Киноки» в современной практике
телевизионных журналистов 32
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МОНТАЖНЫХ СТРАТЕГИЙ ДЗИГИ ВЕРТОВА В СОВРЕМЕННОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПРАКТИКЕ 40
2.1. Между постановкой и репортажем: проблема выбора стратегии
производства в практике региональной телевизионной журналистики на примере телеканала «ТОЛК» 40
2.2. Технологии репортажного метода на примере информационных
сюжетов программы «День с Толком» 48
2.3. Рекомендации к применению монтажных принципов Дзиги Вертова ....54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ГЛАВА 1. МОНТАЖ КАК СПОСОБ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ РЕАЛЬНОСТИ: ТЕОРИЯ ДЗИГИ ВЕРТОВА 7
1.1. Теория и практика монтажа: от хроники Люмьеров к принципам
киноавангарда 7
1.2. Монтажные принципы Дзиги Вертова 20
1.3. Монтажные стратегии группы «Киноки» в современной практике
телевизионных журналистов 32
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МОНТАЖНЫХ СТРАТЕГИЙ ДЗИГИ ВЕРТОВА В СОВРЕМЕННОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПРАКТИКЕ 40
2.1. Между постановкой и репортажем: проблема выбора стратегии
производства в практике региональной телевизионной журналистики на примере телеканала «ТОЛК» 40
2.2. Технологии репортажного метода на примере информационных
сюжетов программы «День с Толком» 48
2.3. Рекомендации к применению монтажных принципов Дзиги Вертова ....54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Монтажные принципы, открытые Дзигой Вертовым (Давидом Кауфманом), изменили формы киноискусства как художественного, так и документального. При этом сам Вертов, отстаивавший принципы «чистого экранного документа», предсказывал затухание игрового метода и называл «подлинным, стопроцентным такое кино, которое строится на организации зафиксированного киноаппаратом документального материала» [Вертов 2008, с. 24]. Его монтажные идеи были направлены на предельно реалистичную фиксацию жизни. Фигура Вертова-авангардиста и его радикальные взгляды на монтажную практику документального кино до сих пор вызывают споры в научном дискурсе, однако в практике кино и телевидения на каждом витке исторических сломов актуализировалась классическая теория Дзиги Вертова, его принципы «киноправды», съёмки «жизни как она есть», «жизни врасплох».
Актуальным возвращение к этим принципам представляется и сегодня, когда очевидным становится системный кризис современных телевизионных новостей. Связан кризис не только с идеологическими причинами, но и технологическими: алгоритмами производства потока информации нон-стоп, когда качество информации уходит на второй план, а конвейер телевизионного производства заставляет отказываться от традиционных для телевизионных практиков методов наблюдения и репортажа. В практике это встречается повсеместно: журналист или видеооператор просят героя совершить действие, которое в реальности он никогда бы не произвёл. Часто это объясняется тем, что съёмочной группе необходимо набрать достаточное количество материала для монтажа. Героя просят повторить то, что видеооператор не успел зафиксировать, при этом нарушается один из ключевых принципов кинофакта, выраженный Вертовым: «Повторение - единственно невозможная вещь на земле».
Перед нами предстаёт проблема игнорирования традиционных методов в создании современного телевизионного новостного материала. Герой не способен играть как актёр: скованность, отсутствие эмоциональности не позволяют внести в материал художественную драматургию, но при этом лишают его документальной. Более значимым при этом является то, что «сыгранная» сцена лишает кадр достоверности. Поскольку строгое отношение к документу предполагает, что в журналистике смысловую нагрузку несёт только реальность. Кадр сымитированный становится пустым знаком, означающим без означаемого.
Примером соответствия принципам Вертова может стать традиционный репортажный подход, который заключается в более свободной работе с камерой и средой: предпочтение отдаётся реальности, качество композиции при этом оказывается вторичным; от героев не требуют повторений, наигранности; выбор материала в большей степени диктует факт, нежели первоначальный замысел журналиста или редактора.
Современные редакции реже используют репортажный подход или вычленяют из него скупой инструментарий, что свидетельствует о девальвация документального метода в современной российской, в том числе региональной, журналистике. И нам представляется важным на практике доказать, что и в современных условиях возможно придерживаться классических принципов репортажного, непостановочного подхода, заложенных в период расцвета советского киноавангарда.
Поэтому объектом нашего исследования стали монтажные стратегии Дзиги Вертова и группы «Киноки».
Предмет исследования: функционирование и способ реализации классических монтажных принципов Дзиги Вертова в современной практике телевизионной журналистики на примере репортажей региональной новостной программы «День с Толком».
Цель работы - создание серии репортажей на основе принципов и подходов «документальной школы» Дзиги Вертова. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть общие принципы монтажа и историю его появления;
2) Описать основные принципы монтажной теории Дзиги Вертова;
3) Выявить специфику функционирования монтажных стратегий вертовской группы «Киноки» в современной телевизионной практике;
4) Проанализировать современные подходы региональной редакции новостей к выбору монтажных стратегий при производстве информационных сюжетов (на примере телеканала «Толк»).
5) Руководствуясь теорией Вертова, снять и смонтировать телевизионные информационные сюжеты для программы «День с Толком».
Степень изученности проблемы. Применение монтажных принципов Дзиги Вертова в современном телевидении рассматривалось в работах К. Ичина, А. С. Темляковой, К.И. Лапиня, Л.М. Рошаля, С.А. Муратова.
Апробация.
Отдельные результаты этой работы были опубликованы в материалах XXIII региональной научно-практической конференции молодых учёных «Молодежь-Барнаулу».
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования.
Данное исследование и его результаты могут послужить основой для формирования методического пособия, предназначенного студентам факультетов журналистики, ученикам школ журналистики, действующим телевизионным журналистам.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения библиографического списка, эмпирической базы и десяти приложений.
Актуальным возвращение к этим принципам представляется и сегодня, когда очевидным становится системный кризис современных телевизионных новостей. Связан кризис не только с идеологическими причинами, но и технологическими: алгоритмами производства потока информации нон-стоп, когда качество информации уходит на второй план, а конвейер телевизионного производства заставляет отказываться от традиционных для телевизионных практиков методов наблюдения и репортажа. В практике это встречается повсеместно: журналист или видеооператор просят героя совершить действие, которое в реальности он никогда бы не произвёл. Часто это объясняется тем, что съёмочной группе необходимо набрать достаточное количество материала для монтажа. Героя просят повторить то, что видеооператор не успел зафиксировать, при этом нарушается один из ключевых принципов кинофакта, выраженный Вертовым: «Повторение - единственно невозможная вещь на земле».
Перед нами предстаёт проблема игнорирования традиционных методов в создании современного телевизионного новостного материала. Герой не способен играть как актёр: скованность, отсутствие эмоциональности не позволяют внести в материал художественную драматургию, но при этом лишают его документальной. Более значимым при этом является то, что «сыгранная» сцена лишает кадр достоверности. Поскольку строгое отношение к документу предполагает, что в журналистике смысловую нагрузку несёт только реальность. Кадр сымитированный становится пустым знаком, означающим без означаемого.
Примером соответствия принципам Вертова может стать традиционный репортажный подход, который заключается в более свободной работе с камерой и средой: предпочтение отдаётся реальности, качество композиции при этом оказывается вторичным; от героев не требуют повторений, наигранности; выбор материала в большей степени диктует факт, нежели первоначальный замысел журналиста или редактора.
Современные редакции реже используют репортажный подход или вычленяют из него скупой инструментарий, что свидетельствует о девальвация документального метода в современной российской, в том числе региональной, журналистике. И нам представляется важным на практике доказать, что и в современных условиях возможно придерживаться классических принципов репортажного, непостановочного подхода, заложенных в период расцвета советского киноавангарда.
Поэтому объектом нашего исследования стали монтажные стратегии Дзиги Вертова и группы «Киноки».
Предмет исследования: функционирование и способ реализации классических монтажных принципов Дзиги Вертова в современной практике телевизионной журналистики на примере репортажей региональной новостной программы «День с Толком».
Цель работы - создание серии репортажей на основе принципов и подходов «документальной школы» Дзиги Вертова. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть общие принципы монтажа и историю его появления;
2) Описать основные принципы монтажной теории Дзиги Вертова;
3) Выявить специфику функционирования монтажных стратегий вертовской группы «Киноки» в современной телевизионной практике;
4) Проанализировать современные подходы региональной редакции новостей к выбору монтажных стратегий при производстве информационных сюжетов (на примере телеканала «Толк»).
5) Руководствуясь теорией Вертова, снять и смонтировать телевизионные информационные сюжеты для программы «День с Толком».
Степень изученности проблемы. Применение монтажных принципов Дзиги Вертова в современном телевидении рассматривалось в работах К. Ичина, А. С. Темляковой, К.И. Лапиня, Л.М. Рошаля, С.А. Муратова.
Апробация.
Отдельные результаты этой работы были опубликованы в материалах XXIII региональной научно-практической конференции молодых учёных «Молодежь-Барнаулу».
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования.
Данное исследование и его результаты могут послужить основой для формирования методического пособия, предназначенного студентам факультетов журналистики, ученикам школ журналистики, действующим телевизионным журналистам.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения библиографического списка, эмпирической базы и десяти приложений.
По итогам творческой работы, целью которой было создать серию репортажей на основе принципов и подходов «документальной школы» Дзиги Вертова, мы пришли к следующим выводам.
Советский режиссёр получил мировое признание, как создатель нового направления документального фильма и мастера искусства образной публицистики. Его имя стоит в одном ряду с именами знаменитых художников экрана той эпохи - С.М. Эйзенштейна, В.И. Пудовкина, Л.В. Кулешова. А тысячи людей со всего мира знают его фильмы - «Человек с киноаппаратом», «Три песни о Ленине», «Киноглаз» и многие другие. Изучив монтажную теорию Вертова, мы выделили основные принципы и подходы режиссёра к документальной фиксации реальности:
1. Препродакшн:
• Круглосуточное дежурство съёмочной группы «киноков», чтобы создавать «обзор событий мира через каждые несколько часов» [Там же, с.106];
• Отказ от сценария в пользу предварительного метода наблюдения.
2. Продакшн - метод привычной и репортажной съёмки - «жизнь как она есть»:
• «Киноглаз в снежную ночь» [Агафонова 2008, с. 245]- метод наблюдения;
• «Киноглаз и поцелуй» [Там же, с. 245] - метод скрытой камеры;
• «Киноглаз и пожар» [Там же, с. 245] - метод съёмки врасплох, то есть длительного наблюдения;
• Метод привычной камеры;
• Метод невмешательства.
3. Постпродакшн:
стержня «киновещи» с помощью переорганизации материала в наилучшей последовательности.
Однако современная телевизионная журналистика отказывается от «чистых» репортажных методов: корреспонденты стали чаще использовать постановочность и инсценировки событий. Подобное происходит в условиях тотального информационного давления на человека, когда СМИ играют особую роль в гибридных и экономических войнах. По этой причине проблема фейков ощущается остро.
Сегодня мы вновь видим затухание интереса к постулату «жизнь как она есть». В данном научном исследовании нами была предпринята попытка выяснить причины этого. На основе анализа информационного контента телеканала «ТОЛК» удалось выявить ряд ошибок в работе журналистов: освещение только одной стороны конфликта, использование постановочных кадров, нежелание закончить расследование. Опрос коллег показал, что есть ряд факторов, определяющий отход от стандартов репортажной работы:
1. Высокая скорость создания сюжетов.
2. Приоритетность рекламных материалов.
4. Нежелание тратить время и рабочий ресурс (то есть деньги) на создание сюжетов.
5. Политическая цензура.
6. Самоцензура.
7. Работа в условиях нехватки кадров и ожидания дальнейшего увольнения. Такая обстановка создает личностную, а не рабочую конкуренцию.
8. Отсутствие высокого карьерного роста.
9. Слишком широкие рамки профессиональных стандартов качества.
На практике мы продемонстрировали, что применение монтажных стратегий Вертова возможно и в современных производственных условиях. В рамках творческого проекта были подготовлены следующие материалы:
происходит прямо в центре города» всероссийской телевизионной студенческой премии «ТЭФИ-2022» (номинация «информационный сюжет»).
Материал можно посмотреть по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=SvFDETvKr3Q&list=PLH72NIs-
xifGIsbj 7t4Xo9wyeTEZRRnvA&index=7&t=1s
1. «Есть ли в наличие антиковидные меры? Роспотребнадзор продолжает рейды в магазинах».
Материал можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=jRy66Yb7-Zc&list=PLH72NIs- xifGIsbj 7t4Xo9wyeTEZRRnvA&index=20
2. «Без горок. Как выглядит площадь Сахарова сегодня и какой она была раньше» - репортаж стал победителем всероссийской телевизионной студенческой премии «ТЭФИ-2022» (номинация «Репортёр»).
Материал можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=sZNx5z25zco&list=PLH72NIs- xifGIsbj 7t4Xo9wyeTEZRRnvA&index=27
3. «Госавтоинспекция хочет внести поправки в экзамен для получения водительского удостоверения».
Материал можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=ByY-Cc6NNs0&list=PLH72NIs- xifGIsbj 7t4Xo9wyeTEZRRnvA&index=30
4. «Есть ли мусорная реформа в Алтайском крае?»
Материал можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=BCpFCTijy7c&list=PLH72NIs- xifGIsbj 7t4Xo9wyeTEZRRnvA&index=36
5. «Ансамбль Алтай» и коллектив «Огоньки» стали участниками Федеральной программы «Мы - Россия».
https://www.youtube.com/watch?v=UfcgIgY5baQ&list=PLH72NIs- xifGIsbj 7t4Xo9wyeTEZRRnvA&index=43
6. «В Баевском районе прошёл краевой турнир по шахматам».
Материал можно посмотреть по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=w9QZWxrVfEY&list=PLH72NIs-
xifGIsbj 7t4Xo9wyeTEZRRnvA&index=57
7. «Какой путь проходит молоко до прилавка? И как определить на вкус самое полезное?».
Материал можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=RJ-UiMIfn_0&list=PLH72NIs- xifGIsbj 7t4Xo9wyeTEZRRnvA&index=58
8. «Тёща Ленина родилась в Барнауле, а жена Горбачёва в казарме под Рубцовском».
Материал можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=-ftiJH3x4X4&list=PLH72NIs- xifGIsbj 7t4Xo9wyeTEZRRnvA&index=61
9. «В Барнауле прошел краевой этап конкурса профмастерства среди строителей».
Материал можно посмотреть по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=wbRVoWRq_DE&list=PLH72NIs-
xifGIsbj 7t4Xo9wyeTEZRRnvA&index=60
Вертовский подход предполагает наблюдение, фиксацию естественных событий и реакций людей в кадре, живые эмоции героев. Подтверждением спроса на достоверность документальных образов, так называемую «новую искренность» подтверждают и аудиторные замеры. Материалы показывали «жизнь как она есть». Технически это фиксация так называемых лайфов, фрагментов живой реальности, снятых без применения постановочности, инсценировки, репортажно. Героями сюжетов становились случайные люди, которые не имели возможности подготовиться к съёмкам. Например, заранее написать речь или сделать профессиональный макияж и причёску, чтобы лучше выглядеть в кадре.
К сожалению, у вертовского подхода в современных условиях есть свои ограничения. Стоит отметить, что были они и в 1920-е гг.: Вертов сталкивался с достаточно жёстким противостоянием традиционной системы кинопроизводства и в итоге получил «клеймо» формалиста.
Сегодня основные трудности реализации вертовских принципов лежат в плоскости экономических причин. Телевизионное производство превратилось в конвейерное. Когда важно производство количества малыми ресурсами. Перед журналистом стоит задача сделать больше материалов за меньший срок. Доход и телекомпании, и корреспондента зависит от количества произведённых единиц, но не от их качества. Поэтому в производстве предпочитают не тратить время на наблюдение. Проще снять постановочный кадр и заранее спродюсировать всю историю. Если журналист выбирает путь наблюдения, отказа от сценарной предопределённости драматургии своей истории, то он должен быть готов к увеличению временных затрат на производство одной единицы контента, а, значит, снижению собственных доходов.
Однако стоит отметить, что стратегически вертовский подход даст больший эффект: на такого типа продукт выше аудиторный спрос, а, значит, выше рейтинг и рекламные бюджеты. И наконец, главное: возвращение вертовских монтажных принципов в журналистскую практику может стать способом преодоления системного кризиса телевизионной журналистики, дать ей новые стандарты, аксиологические ориентиры.
Советский режиссёр получил мировое признание, как создатель нового направления документального фильма и мастера искусства образной публицистики. Его имя стоит в одном ряду с именами знаменитых художников экрана той эпохи - С.М. Эйзенштейна, В.И. Пудовкина, Л.В. Кулешова. А тысячи людей со всего мира знают его фильмы - «Человек с киноаппаратом», «Три песни о Ленине», «Киноглаз» и многие другие. Изучив монтажную теорию Вертова, мы выделили основные принципы и подходы режиссёра к документальной фиксации реальности:
1. Препродакшн:
• Круглосуточное дежурство съёмочной группы «киноков», чтобы создавать «обзор событий мира через каждые несколько часов» [Там же, с.106];
• Отказ от сценария в пользу предварительного метода наблюдения.
2. Продакшн - метод привычной и репортажной съёмки - «жизнь как она есть»:
• «Киноглаз в снежную ночь» [Агафонова 2008, с. 245]- метод наблюдения;
• «Киноглаз и поцелуй» [Там же, с. 245] - метод скрытой камеры;
• «Киноглаз и пожар» [Там же, с. 245] - метод съёмки врасплох, то есть длительного наблюдения;
• Метод привычной камеры;
• Метод невмешательства.
3. Постпродакшн:
стержня «киновещи» с помощью переорганизации материала в наилучшей последовательности.
Однако современная телевизионная журналистика отказывается от «чистых» репортажных методов: корреспонденты стали чаще использовать постановочность и инсценировки событий. Подобное происходит в условиях тотального информационного давления на человека, когда СМИ играют особую роль в гибридных и экономических войнах. По этой причине проблема фейков ощущается остро.
Сегодня мы вновь видим затухание интереса к постулату «жизнь как она есть». В данном научном исследовании нами была предпринята попытка выяснить причины этого. На основе анализа информационного контента телеканала «ТОЛК» удалось выявить ряд ошибок в работе журналистов: освещение только одной стороны конфликта, использование постановочных кадров, нежелание закончить расследование. Опрос коллег показал, что есть ряд факторов, определяющий отход от стандартов репортажной работы:
1. Высокая скорость создания сюжетов.
2. Приоритетность рекламных материалов.
4. Нежелание тратить время и рабочий ресурс (то есть деньги) на создание сюжетов.
5. Политическая цензура.
6. Самоцензура.
7. Работа в условиях нехватки кадров и ожидания дальнейшего увольнения. Такая обстановка создает личностную, а не рабочую конкуренцию.
8. Отсутствие высокого карьерного роста.
9. Слишком широкие рамки профессиональных стандартов качества.
На практике мы продемонстрировали, что применение монтажных стратегий Вертова возможно и в современных производственных условиях. В рамках творческого проекта были подготовлены следующие материалы:
происходит прямо в центре города» всероссийской телевизионной студенческой премии «ТЭФИ-2022» (номинация «информационный сюжет»).
Материал можно посмотреть по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=SvFDETvKr3Q&list=PLH72NIs-
xifGIsbj 7t4Xo9wyeTEZRRnvA&index=7&t=1s
1. «Есть ли в наличие антиковидные меры? Роспотребнадзор продолжает рейды в магазинах».
Материал можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=jRy66Yb7-Zc&list=PLH72NIs- xifGIsbj 7t4Xo9wyeTEZRRnvA&index=20
2. «Без горок. Как выглядит площадь Сахарова сегодня и какой она была раньше» - репортаж стал победителем всероссийской телевизионной студенческой премии «ТЭФИ-2022» (номинация «Репортёр»).
Материал можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=sZNx5z25zco&list=PLH72NIs- xifGIsbj 7t4Xo9wyeTEZRRnvA&index=27
3. «Госавтоинспекция хочет внести поправки в экзамен для получения водительского удостоверения».
Материал можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=ByY-Cc6NNs0&list=PLH72NIs- xifGIsbj 7t4Xo9wyeTEZRRnvA&index=30
4. «Есть ли мусорная реформа в Алтайском крае?»
Материал можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=BCpFCTijy7c&list=PLH72NIs- xifGIsbj 7t4Xo9wyeTEZRRnvA&index=36
5. «Ансамбль Алтай» и коллектив «Огоньки» стали участниками Федеральной программы «Мы - Россия».
https://www.youtube.com/watch?v=UfcgIgY5baQ&list=PLH72NIs- xifGIsbj 7t4Xo9wyeTEZRRnvA&index=43
6. «В Баевском районе прошёл краевой турнир по шахматам».
Материал можно посмотреть по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=w9QZWxrVfEY&list=PLH72NIs-
xifGIsbj 7t4Xo9wyeTEZRRnvA&index=57
7. «Какой путь проходит молоко до прилавка? И как определить на вкус самое полезное?».
Материал можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=RJ-UiMIfn_0&list=PLH72NIs- xifGIsbj 7t4Xo9wyeTEZRRnvA&index=58
8. «Тёща Ленина родилась в Барнауле, а жена Горбачёва в казарме под Рубцовском».
Материал можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=-ftiJH3x4X4&list=PLH72NIs- xifGIsbj 7t4Xo9wyeTEZRRnvA&index=61
9. «В Барнауле прошел краевой этап конкурса профмастерства среди строителей».
Материал можно посмотреть по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=wbRVoWRq_DE&list=PLH72NIs-
xifGIsbj 7t4Xo9wyeTEZRRnvA&index=60
Вертовский подход предполагает наблюдение, фиксацию естественных событий и реакций людей в кадре, живые эмоции героев. Подтверждением спроса на достоверность документальных образов, так называемую «новую искренность» подтверждают и аудиторные замеры. Материалы показывали «жизнь как она есть». Технически это фиксация так называемых лайфов, фрагментов живой реальности, снятых без применения постановочности, инсценировки, репортажно. Героями сюжетов становились случайные люди, которые не имели возможности подготовиться к съёмкам. Например, заранее написать речь или сделать профессиональный макияж и причёску, чтобы лучше выглядеть в кадре.
К сожалению, у вертовского подхода в современных условиях есть свои ограничения. Стоит отметить, что были они и в 1920-е гг.: Вертов сталкивался с достаточно жёстким противостоянием традиционной системы кинопроизводства и в итоге получил «клеймо» формалиста.
Сегодня основные трудности реализации вертовских принципов лежат в плоскости экономических причин. Телевизионное производство превратилось в конвейерное. Когда важно производство количества малыми ресурсами. Перед журналистом стоит задача сделать больше материалов за меньший срок. Доход и телекомпании, и корреспондента зависит от количества произведённых единиц, но не от их качества. Поэтому в производстве предпочитают не тратить время на наблюдение. Проще снять постановочный кадр и заранее спродюсировать всю историю. Если журналист выбирает путь наблюдения, отказа от сценарной предопределённости драматургии своей истории, то он должен быть готов к увеличению временных затрат на производство одной единицы контента, а, значит, снижению собственных доходов.
Однако стоит отметить, что стратегически вертовский подход даст больший эффект: на такого типа продукт выше аудиторный спрос, а, значит, выше рейтинг и рекламные бюджеты. И наконец, главное: возвращение вертовских монтажных принципов в журналистскую практику может стать способом преодоления системного кризиса телевизионной журналистики, дать ей новые стандарты, аксиологические ориентиры.



