ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА РЕПОРТАЖНОЙ ФОТОГРАФИИ 8
1.1. История репортажной фотожурналистики 8
1.2. Техника и приемы репортажной фотографии 17
1.3. Роль фотографии в журналистике 26
ГЛАВА 2. КОНСТРУИРОВАНИЕ СМЫСЛОВ В РЕПОРТАЖНОЙ ФОТОЖУРНАЛИСТИКЕ 33
2.1. Движение «жёлтые жилеты» в фоторепортажах СМИ 33
2.2. Белорусские протесты 2020 года в объективе фотоаппарата 41
2.3. Идеологическая полярность митинга в России 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Фотография - сегодня это неотъемлемая часть жизни каждого человека, однако ещё двести лет назад, относительно недавно, человечество не задумывалось о том, чтобы сохранять вид окружающей действительности в снимках.
От первого фото до возникновения жанра фоторепортажа пройдет немало времени, из-за технических особенностей первых камер о съёмке быстро-сменяющихся событий не было и речи. Однако, благодаря доступности, актуальности и кажущейся объективности, фотография очень скоро прочно войдёт в жизни людей по всему миру и за короткий срок приобретёт большую историю.
Съёмка статичных цветных или чёрно-белых изображений - примечательна тем, что это не только картинка происходящего, она несёт в себе информацию, смыслы и идеи, если того желает автор. В этой связи здесь особое внимание стоит уделить фоторепортажу, который представляет собой жанр журналистики и искусства, целью которого является запечатление событий в жизни отдельных людей и общества в целом с документальной точностью, претендуя на объективность. Имея в ввиду и то, что абсолютная объективность невозможна для человека из-за пережитого им опыта, его ценностей и накопленных знаний, также и фотожурналистика, являясь продуктом творческой деятельности людей, не может в полной мере претендовать на документальность отображаемой действительности.
С развитием технологий и их доступностью распространилось мнение, что фотограф меняет изображение с целью формирования своего взгляда, прибегая к помощи графических редакторов, и это представление является вполне справедливым, однако неполным. Репрезентация события фотожурналистом может происходить внутри кадра ещё на этапе съёмки, для этого существует огромный арсенал приёмов, преимущественно основанных на композиции, свете и цвете.
В современном мире, в информационном потоке важно понимать, как СМИ конструируют события, что относится и к жанру фоторепортажа, укрепившего свои позиции в журналистике, актуальность исследования состоит в выявлении методов фотожурналиста репрезентации действительности. В качестве исследуемого материала целесообразно взять фотографии протестных движений, которые всё чаще становятся реакцией общества на беспокоящие его проблемы и являются событием, получающим должное освещение в средствах массовой информации.
Объектом исследования является жанр фоторепортажа в современных медиа.
Предмет исследования - инструментальное своеобразие жанра фоторепортажа, особенности приёмов фотографа в репрезентации события на примере съёмки протестных движений.
Цель работы заключается в изучении жанра фоторепортажа в современных СМИ и выявлении методов репрезентации события на основе анализа фотографий с протестных акций.
Достижение цели возможно при выполнении следующих задач:
- изучение важной составной части современной журналистики, без которой редко обходятся содержательные материалы СМИ - репортажной фотографии;
- изучение истории появления, становления и развития репортажной фотожурналистики;
- изучение технических особенностей и инструментария репортажной съёмки, выявление её отличительных особенностей и понимание каким образом, за счёт всего вышеперечисленного, формируются смыслы;
- определение места репортажной фотографии в системе СМИ;
- выявление способов репрезентации события, на основе анализа и сравнения фоторепортажей с протестных движений.
Степень научной разработанности. Так как центром исследования является фотография и поиск смыслов в ней, прежде всего стоит обратиться к философским трудам, посвящённым фотоискусству. Книга «Camera Lucida» Ролана Барта [Барт 2011] даёт понимание о специфике фотографии и особенности её художественного языка. Сборник эссе «О фотографии» Сьюзен Сонтаг [Сонтаг 2013] даёт понимание о фотоискусстве в целом, о его отличии от живописи, о его ценности и предназначении в мире, отдельные рассказы в книге снабжены множеством примеров из истории фотографии.
Книга Кантена Бажака «История фотографии. Возникновение изображения» [Бажак 2006] является трудом о истории фотографии, первых пятидесяти лет её существования, как она появилась, с какими трудностями столкнулась, какие цели преследовала в рассвете жизни, снабжена множеством иллюстрирующих текст изображений. Учебное пособие Валерия Березина «Фотожурналистика» [Березин 2016] сочетает в себе знания о истории и теории фоторепортажа, в основе книге лежат данные о научно- исторических и этических исследованиях в области фотографии.
В статье А. А. Колосова «Новый взгляд на жанры фотожурналистики» [Колосов 2007] рассмотрены современные системы фотожурналистских жанров и тенденции их развития. В этой работе, главным образом, с точки зрения принципов образности, документальности, достоверности и информативности оцениваются проблемы и перспективы изменения репортажной, новостной и документальной фотографии.
Работы, в которых уделяется внимание особенностям существования фотожурналистики в эпоху цифровых технологий, написаны такими авторами, как В. А. Голуб с научной статьёй «Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса цифровых фотографических технологий» [Голуб 2012] и А. И. Беленький «Фотожурналистика в современных медиа» [Беленький 2022]. Непосредственно теме фотожурналистики посвящены учебные пособия В. И. Шимолина и А. М. Пазовского. О месте фотографии в системе средств массовой информации книга В. Ю. Борева «Фотография в структуре средств массовой информации» [Борев 1986].
Эмпирическая база исследования - это работы фоторепортёров, опубликованные в СМИ на тему протестных акций, а именно: протестных движений «желтые жилеты» во Франции, протестов в Белоруссии летом 2020 года и согласованного митинга в России 10 августа 2019 года. Фоторепортажи на эту тему были выбраны в таких изданиях как: «Новая газета», «Meduza» (данные сообщения (материалы) созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента), «Российская газета», «Комсомольская правда», «MK.RU».
Новизна исследования заключается в изучении феномена репортажной фотографии в протестной журналистике и способы, точнее сказать инструментарий фотожурналиста, внутрикадрового конструирования события и поиск смыслов, на основе символов и технических особенностей съёмки фоторепортажа, здесь особенно важно выявление значимости фотографии не просто, как иллюстрации к тексту или событию, а её самоценности, как отдельного журналистского произведения, которое говорит само за себя, на своём языке.
Методы исследования. Анализ научной литературы по тематике исследования, обобщение полученных знаний; анализ различных материалов СМИ, составной частью которых является фоторепортаж, на основе теоретических знаний и сравнения между собой; композиционный, семиотический, цветовой, сравнительный и социокультурный методы анализа.
Теоретическая и практическая значимость результатов работы в обобщении знаний и представлений о важной составляющей современной журналистики - фоторепортаже, понимании его инструментария и ценности, как отдельного информационного продукта. Применимы эти знания могут быть как журналистом-практиком, так и потребителем информации, который желает более полно понимать продукты, производимые СМИ.
Структура и объём ВКР. Структура работы включает: введение, 2 главы, заключение и библиографический список. Объём ВКР составляет 70 страниц.
Исследование, цель которого заключалась в изучении жанра фоторепортажа в современных СМИ и выявлении методов репрезентации события на основе анализа и сравнения фотографий с протестных акций, позволило получить следующие результаты.
В первой главе этого исследования мы выяснили что, хотя фотография изначально была для людей свидетельством и доказательством и имела большую документальную ценность, нельзя говорить о её полной объективности, так как она всё же является продуктом деятельности человека, а люди, в свою очередь, не могут абстрагироваться от окружающей действительности и собственного опыта, а значит и от субъективности в большей или меньшей степени. Именно поэтому в фотографии появилось множество художественных и технических приёмов, которые с одной стороны могут способствовать выразительности снимков, а с другой создавать дополнительные смыслы. Это доказывает возможность фотографии говорить на собственном художественном языке.
Во взаимодействии: фотография и журналистика, наличие смыслов становится необходимым для информативности. Фотожурналистика использует фотографии, как основное средство выражения. А Фоторепортаж в системе жанров фотожурналистики имеет особое место, он может быть самостоятельным, вне текста СМИ, так как представляет собой развёрнутое повествование, имеет наглядность и обеспечивает эффект присутствия, что не мешает ему нести дополнительные смыслы, благодаря композиции, цвету, свето-теневому рисунку и различным техническим приёмам, благодаря чему получил широкое распространение в журналистике. В этом исследовании были проанализированы фоторепортажи с протестных акций, так как такие происшествия являются масштабными и значимыми в жизни общества и государства, посредством чего мы смогли увидеть на конкретных примерах, как и благодаря каким приёмам происходит репрезентация события в репортажной фотожурналистике.
Рассматривая фоторепортажи посвящённые протестным акциям «жёлтые жилеты» во Франции, опубликованные в интернет-версиях изданий «Новая газета» и «Российская газета» мы выяснили, что репрезентация событий может происходить в серии снимков разных фотографов, что актуально, когда речь идёт о событиях в мире, ведь большинство читателей предпочитают узнавать о событиях в другой стране из СМИ своего государства, тогда важным становится именно выборка конкретных кадров, ведь это может создавать смыслы и передавать точку зрения автора, как в случае сюжета «Новой газеты» или же буквально иллюстрировать происходящее, без особого подтекста, и подтверждать некоторые слова пишущего журналиста, как в статье «Российской газеты», также эти примеры показывают что то, как будет рассказана история во многом зависит от направленности издания.
Примеры иллюстрирующие события в Белоруссии летом 2020 года, опубликованные в интернет-издании «Meduza» и на сайте «Комсомольской правды», показали, что репрезентация события происходит по-разному у разных авторов, а зависит это от целей, поставленных журналистом, смысла, который он хочет вложить, показывая происходящее и как он хочет это рассказать. У фоторепортажей на тему Белорусских протестов на самом деле нет особого различия в том, что хотели донести фотографы, однако сделано это совершенно по-разному. Материал «Медузы» - это история одного дня, который, в общем то, оказался иллюстрирующим для всех протестов того периода, так же здесь мы имеем дело с оперативностью автора фотографий, а вместе с тем с актуальностью для читателя. Тогда как в статье «Комсомольской правды» предпринимается попытка рассказать о всём периоде протестных акций в целом, показать самые значимые события, по прошествии немалого времени после того, как всё это происходило. В первом случае - оперативный рассказ, а во втором - продуманный выбор кульминационных точек, благодаря чему получается две совершенно разные историю на одну тему.
Обратившись к фоторепортажам, освещающим согласованный митинг в России 10 августа 2019 года, которые были опубликованы в «MK.RU» и в «Новой газете», мы выяснили, что репрезентация события во многом зависит от разнообразия крупности планов и подбора ракурсов, а также от намерения фотографа показать или скрыть некоторые эпизоды происходящего. В первом случае - в фоторепортаже «MK.RU» показана лишь часть протестов, что может вводить в заблуждение; во втором - в фоторепортаже «Новой газеты» митинг показан наиболее содержательно, здесь можно найти все недостающие части и увидеть более целостную картинку, что опять же породило две совершенно разные истории.
Таким образом, мы выяснили, что событие может трансформироваться в зависимости от того, что хочет донести фоторепортёр, и посредством каких приёмов он это делает. А изучение языка фотографии становится особенно важным, когда речь идёт о жанре фоторепортажа, ведь в системе журналистики он является свидетельством и доказательством, поэтому понимание, что фоторепортаж не может быть полностью объективным, является очень значимым. Также мы выяснили, что работы в этом жанре могут быть, как составной частью текстов СМИ, так и самостоятельным информационным продуктом и в такой форме фоторепортаж получает всё большее распространение, однако требует больших усилий для правильного понимания, следовательно, нуждается в должном рассмотрении. В дальнейшем, благодаря этому исследованию, можно изучить то, как жанр фоторепортажа используется в руках пропаганды или как посредством репортажной фотожурналистики в пространстве события формируется «новая реальность».
1. Анпилогов Д. Г. Становление фоторепортажа как информационного жанра журналистики / Д. Г. Анпилогов, А. А. Ефанов // Материалы Всероссийской научно-методической конференции: сб. ст. Оренбург, 2017. С. 2517-2520.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 386 с.
3. Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. М.: АСТ: Астрель, 2006. 159 с.
4. Балашова С. Н. Право интеллектуальной собственности в фотожурналистике // Медиаскоп. 2009. № 3. С. 11-39.
5. Бальтерманц И. Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики. М.: Изд-во МГУ, 1981. 64 с.
6. Барт Р. Camera lucida. М.: ООО «АД Маргинем Пресс», 2011. 200 с.
7. Беленький А. И. Практическая фотография: учеб. пособие. СПб: СПбГУ, ВШЖМК, 2013. 116 с.
8. Беленький А. И. Учимся снимать репортаж. - 2008 [Электронный ресурс] / Prophotos.ru// Режим доступа:https://prophotos.ru/lessons/7831-s-emka-reportazha(дата обращения: 18.05.2021)
9. Беленький А. И. Фотожурналистика в современных медиа: учеб. пособие. М.: ООО «Издательство КноРус», 2022. 163 с.
10. Беленький А. И. Фотосъемка в сложных условиях. СПб.: Питер, 2013. 128 с.
11. Беньямин В. Краткая история фотографии. М.: ООО «АД Маргинем» Пресс, 2013. 144 с.
12. Березин В. М. Фотожурналистика: учеб. пособие. / Москва: Изд-во РУДН, 2006. 159 с.
13. Борев В. Ю. Фотография в структуре средств массовой информации. Вильнюс: Минтис, 1986. 192 с.
14. В мастерской фотожурналиста. Сборник статей под ред. О. А. Бакулина, Л. В. Сёмовой. М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. 150 с.
15. Ворон Н. И. Жанры фотожурналистики: учеб. пособие для вузов по спец. Журналистика. М.: Факультет журналистики, 2012. 145 с.
16. Головач К. Краткая история фотожурналистики и подробный взгляд
на новую репортажную фотографию. - 2018 [Электронный ресурс] //
Depositphotos. Блог фотостока. Режим доступа:
https://blog.depositphotos.com/ru/a-brief-history-of-photojournalism-and-a-closer-look-at-impact-photography.html(дата обращения: 14.04.2022).
17. Голуб В. А. Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса цифровых фотографических технологий // Вестник ТГУ. №1(17).
2012. С. 122-128.
18. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект Пресс, 2004. 287 с.
19. Дементьева И. Н. Изучение протестной активности населения в зарубежной и отечественной науке // Проблемы развития территории. №4(66).
2013. С. 83-94.
20. Дыко Л. П. Основы композиции и фотографии. М.: Книга по Требованию, 2013. 176 с.
21. Иттен И. Искусство цвета. М: Аронов, 2020. 96 с.
22. Капа Р. Скрытая перспектива. СПб.: Клаудберри, 2011. 280 с.
23. Картье-Брессон А. Решающий момент [Электронный ресурс] //
Сеанс. Режим доступа: https://seance.ru/articles/moment-bresson/(дата
обращения: 18.03.2022).
24. Ким М. Н. Жанры современной фотожурналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. 336 с.
25. Колосов А. А. Уточнение критериев фотожурналистики // Акценты. №1-2(57-58). 2006. С. 17-28.
26. Коулман А. Документальная фотография, фотожурналистика и
пресс-фотография сегодня [Электронный ресурс] / Режим доступа: https: //www.photographer.ru/cult/theory/3 83 .htm#2 5 (дата обращения
20.04.2022).
27. Краусс Р. Фотографическое: опыт теории расхождений. М.: ООО «АД Маргним Пресс», 2014. 304 с.
28. Кульчицкая Д. Ю. Отображение предметно-чувственного мира в
журналистских произведениях: от печати до мультимедиа. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.j ourn.msu.ru/downloads/2016/Кульчицкая%20Д.Ю^1? (дата
обращения: 14.04.22).
29. Лапин А. Фотография как... М.: «ИП Гусев», 2011. 324 с.
30. Левашов В. Фотовек. Очень краткая история фотографии за последние 100 лет. М.: Тримедиа, 2016. 88 с.
31. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. 135 с.
32. Марковский Я. Э. Этапы коммуникативной деятельности в фотоязыке. М.: Б. и., 1988. 44 с.
33. Максимишин С. Фотограф должен быть рассказчиком [Электронный
ресурс] // Фотогора: Интернет-портал. Режим доступа:
https://fotogora.ru/sergey-maksimishin-fotograf-dolzhen-byt-rasskazchikom/(дата обращения: 02.04.2022).
34. Маслов А. С. О проблемах в областях профессиональной этики фотожурналистики // Вестник Воронежского государственного университета. № 1. 2012. С. 206-209.
35. Морозов С. Композиция в фоторепортаже. М.: Фотохроника ТАСС, 1941. 93 с.
36. Пазовский А. М. Фотожурналистика. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. 1622 с.
37. Панкеев И. А. Фотожурналистика: исторический аспект // Вестник Московского университета. 2016. № 5. С. 171-175.
38. Панфилова Н. Д., Фомина А. А. Краткий справочник фотолюбителя. М.: Искусство, 1985. 368 с.
39. Первые фоторепортажи. Академия фотографии Москва. - 2010 [Электронный ресурс] // Look at me. Режим доступа: http://www.lookatme.ru/flow/posts/photo-radar/108005-pervye-fotoreportazhi(дата обращения: 14.04.2022).
40. Переулков Л. От войны до соцсетей: как менялась фотожурналистика. - 2019 [Электронный ресурс] // Hydra Journal. Режим доступа:https://ambivert.club/photojournalism/(дата обращения: 14.04.2022).
41. Правила фотографии и как их нарушать / пер. Н. А. Ершова. М.: Эксмо, 2012. 192 с.
42. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2009. 351 с.
43. Репортажная съемка: фоторассказ о важных событиях и повседневной жизни. - 2020 [Электронный ресурс] // Veryimportantlot. Режим доступа: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/reportazhnaya-semka(дата обращения: 14.04.2022).
44. Розов Г. Д. Как снимать: искусство фотографии. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. 415 с.
45. Ромакина М. Фотожурналистика за гранью документального // Медиальманах. №3(38). 2010. С. 46-50
46. Селезнев П. А. Протестные движения в современной России. Казань: Вестник КГТУ, 2010. С. 334-338.
47. Сонтаг С. О фотографии. М.: ООО «АД Маргинем Пресс», 2013. 272 с.
48. Тарасова В. «Удостоенный высшей награды...» Юбилей М. Дмитриева. - 2012 [Электронный ресурс] // Rosphoto.com. Режим доступа: https://rosphoto.com/history/maksim dmitriev-604(Дата обращения 16.04.2022).
49. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати. СПб.: Аспект- Пресс, 2006. 310 с.
50. Толкачёва И. Фоторепортаж XIX века: две войны. [Электронный
ресурс] // Photographer.Ru. Режим доступа:
https://www.photographer.ru/cult/history/750.htm (Дата обращения 20.04.2022)
51. Трусова Л. В. Жанровое своеобразие фоторепортажа в СМИ.
[Электронный ресурс] // Справочник24. Режим доступа:
https://spravochnick.ru/zhurnalistika/zhanrovoe svoeobrazie fotoreportazha v smi/ (Дата обращения 19.04.2022).
52. Фельдман Я. Д., Курский Л. Д. Техника и технология фотосъемки. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 240 с.
53. Федорова Е. История фотографии. - 2015 [Электронный ресурс] //
Авторский блог фотографа. Режим доступа:
http: //blogphoto grafelena.ru/istoriya-foto grafii/(дата обращения: 14.04.2022).
54. Фотогора: Интернет-портал. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://photogora.ru/(дата обращения: 04.04.2022).
55. Чибисов К. В. Очерки по истории фотографии. М.: Искусство, 1987. 255 с.
56. Что такое репортажная съёмка и каковы её особенности. - 2021 [Электронный ресурс] // Режим доступа:http s: //divastudio .by/reportazhnaya-semka-chto-takoe-i-kakova-ee-specifika/(дата обращения: 18.04.2022).
57. Шимолин В. И. Детерминизм жанров фотожурналистики: теория, проверенная практикой // Медиасреда. 2018. № 14. С. 201-208.
58. Шимолин В. И. Основы фотожурналистики. Минск: БГУ, 2009. 264 с.
59. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. М.: Изд-во Сабашниковых, 1999. 191 с.
60. Шпакова А. Аркадий Шайхет. «Марш Времени». [Электронный
ресурс] // Rosphoto.com. Режим доступа:
https://rosphoto.com/history/arkadiy shaihet-76(дата обращения: 18.04.2022).
61. Flusser V. Towards a Philosophy of Photography. London: Reaction Books, 2000. 96 с.
62. History Kodak [Electronic resource] // History of the American company Kodak. Mode of access: https://www.kodak.com/en/company/page/history (date of request: 12.04.2022).
63. Miller T. Roger Fenton. Angelo State University, for IPHF. [Electronic resource] // Mode of access:https://iphf.org/inductees/roger-fenton/(date of request: 18.04.2022).
64. World Press Photo [Electronic resource] // An international organization that holds an annual photojournalism competition. Mode of access: https://www.worldpressphoto.org/ (date of request: 23.04.2022).
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Бровач О. Акции протеста 2020 года в Беларуси в снимках фотографов «Комсомолки»: лучшие фото / О. Бровач, С. Зоркий, П. Мартинчик // Комсомольская правда. 28.12.2020. Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/1712103/4342606/(дата обращения: 16.02.2022)
2. Докшин В. Митинг и задержания после Сахарова // Новая газета. 11.08.2019. Режим доступа:https://novayagazeta.ru/articles/2019/08/10/81559-fotografii- 10-avgusta(дата обращения: 20.03.2022)
3. Желтые жилеты — и бронежилеты // Новая газета. 04.12.2018.
Режим доступа: https://novayagazeta.ru/articles/2018/12/03/78796-zheltye-
zhilety-i-bronezhilety(дата обращения: 11.03.2022)
4. Прокофьев В. В Париже арестовано свыше 1700 человек за участие в протестах // Российская газета. 09.12.2018. Режим доступа: https://rg.ru/2018/12/09/v-parizhe-arestovano-svyshe-1700-chelovek-za-uchastie-v-protestah.html(дата обращения: 11.03.2022)
5. Фельдман Е. В Минске прошёл ещё один грандиозный митинг (на
этот раз на 150 тысяч человек) // Meduza. 24.08.2020. Режим доступа: https://meduza.io/feature/2020/08/23/v-minske-proshel-100-tysyachnyy-miting-protiv-lukashenko-demonstrantov-ostanovili-ryadom-s-ego-rezidentsiey (дата обращения: 16.02.2022)
6. Черкасов Г. Митинг в поддержку независимых кандидатов: кадры
народного гнева // MK.RU. 10.08.19. Режим доступа:
https://www.mk.ru/photo/gallery/17753-324729.html (дата обращения:
20.03.2022)