ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОДКАСТИНГ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ МЕДИАКОНТЕНТА 8
1.1. История появления и развития подкастинга за рубежом и в России 8
1.2. Специфика подкаста как новой формы взаимодействия с аудиторией цифровых медиа 18
1.3. Тематические и жанровые предпочтения аудитории современных
подкастов: данные медиаизмерений 29
ГЛАВА 2. ЖАНРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКИХ ПОДКАСТОВ 35
2.1. Формирование системы жанров подкастов: зарубежный и
отечественный опыт 35
2.2. Жанровая иерархия современных подкастов на примере изданий «Арзамас», «Новая газета», «РБК» 40
2.3. Специфика современных российских аудиоподкастов 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность исследования. Современные исследователи журналистики и медиа считают, что традиционные СМИ устарели для продвинутой аудитории. В изданиях сохраняется привычный набор контента, тогда как новые форматы позволяют привлекать аудиторию и заполнять нишу качественных материалов в соцсетях. Но трансформации, происходящие в медиапространстве, меняют и журналистское творчество в традиционных изданиях. Так, во многих СМИ активно работают с подкастами, создают новые формы и способы взаимодействия с аудиторией. Работа с подкастами требует особого набора компетенций и знаний, а возросший интерес аудитории к такой форме потребления информации безусловно актуализирует научные исследования, посвящённые подкастингу.
Популярность подкастинга в современном журналистском творчестве связана со многими факторами. Свидетельствует о том, насколько этот формат распространен, статистика. В медиаисследовании за 2021 год указывается, что прослушивание подкастов даже с пандемийного периода возросло на 11%. Наиболее популярные темы подкастинга - новости, кино, музыка, искусство, научно-популярные, общественно-политические, тематические подкасты (профессиональные темы) [Медиапотребление в России 2021, www]. Объясняется популярность подкастов и удобством формата информации для нового типа медиапотребления: слушать аудио можно в дороге, за рутинными действиями, в транспорте или очереди, что очень удобно для современной аудитории, ограниченной временем.
Исследование актуально также потому, что формат подкаста распространен на разных площадках. Так, в СССР аудиоспектакли существовали лишь на радио, а основной массив программ составляли радиопередачи. Но сегодня найти подкасты можно на Spotify, в Apple music, в отдельном сервисе Яндекса, а также в большинстве соцсетей, таких как «ВКонтакте». Авторы подкастов - это и профессиональные журналисты, и блогеры, и простые пользователи. Последние чаще всего - эксперты в какой- либо сфере, которые хотят поделиться знаниями по теме и привлечь новых клиентов.
Актуальной проблемой изучения подкастов считается расхождение исследователей насчет того, является подкастинг самобытным форматом или все-таки имеет черты радиопрограмм, не позволяющих назвать его отдельным продуктом, новым в современных медиа.
Степень изученности темы. Изучать подкасты в российской науке детально и многоаспектно начали только в 2015 году. Но накопленного исследовательского опыта в теории и на практике недостаточно, чтобы сказать, что жанровое разнообразие подкастинга изучено в полной мере.
К наиболее ранним исследованиям относится работа А. А. Леготина (2012), в которой подкастинг рассматривается с точки зрения феномена аудиальной культуры 21-го века. Подкаст как новый формат коммуникации и способ подачи информации в СМИ изучали такие исследователи как Е. А. Воинова, Е. В. Сивякова, В. В. Витвинчук, М. С. Лаврищева, Е. С. Дорощук, П. В. Трифонова. Л. А. Круглова в статье рассматривает историю и специфику становления подкастов. А. А. Дорофеевой обосновывает причины, по которым подкаст можно назвать радиопередачей в интернете. А. А. Журавлева сосредотачивается на подкастинговом вещании в социальной сети «Вконтакте», рассматривая его структурное и жанрово-тематическое разнообразие.
Но жанровый потенциал современных подкастов, причины роста популярности определенных жанров среди аудитории изучены слабо.
Объект исследования: аудиоподкасты российских медиа.
Предмет исследования: динамика жанрового разнообразия российских аудиоподкастов.
Цель данного исследования - выявить специфику современных трансформации жанровой системы российских подкастов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю появления и развития подкастинга за рубежом и в России.
2. Выявить специфику подкаста как новой формы взаимодействия с аудиторией в цифровых медиа.
3. Рассмотреть тематические и жанровые предпочтения аудитория современных подкастов по данным медиаизмерений .
4. Обобщить зарубежный и отечественный опыт формирования системы жанров подкастов.
5. Составить жанровую иерархию современных подкастов на примере изданий «Арзамас», «Новая газета», «РБК».
6. Выявить специфику современных российских аудиоподкастов.
Эмпирическую базу исследования составили аудиоподкасты в изданиях «Meduza» и «Новая газета», Arzamas, «РБК», а также ряд тематических подкастов отдельных журналистов и блогеров за период с 1.01.2021 по 31.05.2022. Материалы издания «Медуза» изучались до её блокировки 3 марта 2022 года.
Мы использовали следующие методы исследования: качественный и количественный контент-анализ для определения жанровой системы современного подкастинга. Конкретно-исторический подход для анализа подкастинга с учётом аудиторного запроса и социального контекста, выявления закономерностей развития жанра. Для анализа процессов трансформации применены сравнительно-типологический и системный подходы.
Научная гипотеза данного исследования: современные подкасты в российских медиа имеют самобытный характер, поэтому жанровая система отечественного подкастинга формируется стихийно, вне уже существующих традиций и установленных западными СМИ профессиональных стандартов.
Новизна исследования состоит в следующем:
1. В работе выявляются новые современные подходы к созданию подкастов (по результатам контент-анализа).
2. Конкретизируется и уточняется жанровое разнообразие российских аудиоподкастов и особенности трансформации жанров в отечественной практике.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно обобщает опыт исследователей в сфере изучения жанрового разнообразия российского аудиоподкастинга, предлагается несколько взглядов на зарождение подкастинга, российский подкастинг рассматривается в сравнении с зарубежными образцами.
Практическая значимость исследования: работа и ее выводы могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики как пособие по работе с популярными жанрами и форматами подкастов.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три параграфа, а также заключения и библиографического списка.
В данной работе производилось исследование жанрового разнообразия подкастов. По результатам работы над определением жанров подкастов мы заключили, что абсолютное большинство материалов в изданиях «Арзамас», «Новая газета», «РБК» относится к разговорной группе по одной типологии и к аналитической группе по другой типологии. Говоря об особенностях подкаста как формата следует сказать, что даже в информационных подкастах есть жанрообразующие черты аналитических.
Современный российский подкастинг развивается в коллаборации, то есть взаимодействиях - партнерстве, тематических пересечениях. Было отмечено, что ряд подкастов входят в холдинги, объединяются по аудитории, создают материалы совместно с инвесторами.
Абсолютное большинство подкастов в изданиях «РБК», «Новая газета», «Арзамас» относятся к разговорным подкастам, которые предполагают беседу ведущего с гостем или несколькими гостями. В таких подкастах могут быть отдельные включения: справки, комментарии, отступления, но основное направление остается - они разговорные по жанровой группе.
В ходе исследования выяснилось, что значительная доля современного подкастинга - аналитическая группа жанров, которую представляют расследования событий реальности, расследование исторических преступлений и событий истории, которые важны для автора.
Не менее важное наблюдение с точки зрения жанрового разнообразия подкастов состоит в том, что такие материалы, даже если в них речь идет о событиях прошлого, всегда связывают их с настоящим, уточняя это в жанре в том числе.
Также был отмечен факт «расплывчатости» жанрового определения некоторых подкастов. Ряд из них можно отнести как к разговорным , так и к нарративным по нескольким признакам. Особые трудности вызывает определение и уточнение авторской программы , которая как отдельный жанр с трудом может быть определена. Это может послужить почвой для проведения последующих исследований в данном направлении.
Таким образом, современный российский подкастинг можно охарактеризовать форматом, в котором присутствуют черты как радиопередач, так и новых элементов творчества в медиа. Авторы подкастов по-разному подходят к подаче, разработке материала. Одни журналисты используют исключительно разговорную группу жанров , другие применяют элементы радиоспектакля или строят нарративное повествование. Самые популярные тематические подкасты (про бизнес, психологию, культуру) чаще всего ограничиваются разговорным жанром, не прибегая к дополнительным «радийным» приемам. Однако в ряде из них были обнаружены элементы репортажа, интершумы, прямые включения, а также специфические приемы, которые выводят героя на откровенный разговор.
1. Абзалов Д. Современные медиа: борьба форматов? [Электронный ресурс] / Д. Абзалов, Д. Ицкович, П. Салин // Полит. Ру. 08.08.2017. Режим доступа: https://polit.ru/article/2017/08/08/media/(дата обращения: 08.03.2021).
2. Агеева Г.М. Литблоги и подкасты как форматы книжного медиабытия // Библиосфера. 2020. №1. С. 102-107.
3. Апухтин И.Н. Изменение медиатекста под влиянием процесса конвергенции СМИ // Мир русского слова, 2015. №2. С. 18-21.
4. Барашкина Е.А. Коммуникативные стратегии подкастинга / Е.А. Барашкина, Л.А. Горшкова, В.В. Лабутина // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. №4 (42). С. 113-121.
5. Белковский С.В. Контент-анализ в журналистиковедческих исследованиях / С.В. Белковский, О.Н. Савинова. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. 37 с.
6. Болотова Е.А. Специфика работы ведущего информационно - разговорных подкастов / Е.А. Болотова, Л.А. Круглова, И.М. Якунин // Меди@льманах. 2021. №3 (104). С. 52-59.
7. Витвинчук В.В. Особенности российских подкастов (по материалам издания «Meduza») / В.В. Витвинчук, М.С. Лаврищева // Мир науки, культуры, образования. 2019. №5 (78). С. 544-546.
8. Воинова Е.А. Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды / Е.А. Воинова, Е.В. Сивякова // Социально-гуманитарные знания. 2018. №12. С. 104-120.
9. Гагарина А. Подкастинг сегодня и завтра [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tvkinoradio.ru/article/article9964-podkasting-segodnya-i- zavtra(дата обращения: 08.03.2021).
10. Гатов В. Будущее журналистики [Электронный ресурс] // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016. Под ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург, 2016. Режим доступа: http://newmedia2016.digital- books.ru/(дата обращения: 3.03.2021).
11. Голубовский Д. Как выбрать хороший подкаст? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://meduza.io/cards/ kak-vybrat-horoshiy-podkast (дата обращения: 3.03.2021).
12. Градюшко А.А. Основы интернет-журналистики. Минск: БГУ,
2012. 234 с.
13. Дорощук Е.С. Инновационный потенциал подкаста как интегрированной медиатехнологии / Е.С. Дорощук, П.В. Трифонова // Межданародный научно-исследовательский журнал. 2020. №2-2 (92). С. 35-39.
14. Дорощук Е.С. Новые форматы цифровой журналистики российского региона (на примере республики Татарстан) // Международный научно-исследовательский журнал. №6 (72). Часть 2. Июнь. С. 102-105.
15. Дорофеева А.А. Подкастинг: новое радио в Интернете // Век информации. № 1. 2018. С. 192-199.
16. Елинер И.Г. Феномен мультимедийной культуры // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 321. С. 75-79.
17. Журавлева А.А. Аудиодневник как «народный» жанр российской радиожурналистики // Знак: Проблемное поле медиаобразования. № 1 (13).
2014. С. 41-46.
18. Журавлева А.А. Подкастинговое вещание: структура, жанрово-тематическое разнообразие, особенности развития в социальной сети ВКонтакте // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. №1 (35). С. 112¬119.
19. Зверева Е.А. Новые медиаформаты трансляции контента журнальных изданий // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2013. Том 12. Выпуск 10: Журналистика. С.49-55.
20. Исследование Knight Foundation [Электронный ресурс] //
Интернет-портал «Medium». 14 Nov., 2017. Режим доступа:
https://medium.com/informed-and-engaged/understanding-public-medias-most- engaged-podcast-users-bb592cd7e03e_(дата обращения: 3.03.2021).
21. Казанцева М.С. Подкастинг как инструмент бренд-интеграции для взаимодействия с аудиторией / М.С. Казанцева, Н.А. Латоркина // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №2 (84). С. 71-74.
22. Кин Дж. Демократия и декаданс медиа / пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Смирнова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 312 с.
23. Колесникова А.В. Типологическая характеристика современного студенческого радиовещания: дисс. ...на соискание уч. степени канд. филол. наук. СПб., 2011. 196 с.
24. Конкин А.А. Феномен подкаста в системе репрезентации межкультурных и социально-политических явлений // Вестник ЗабГУ. 2021. №6. С. 90-101.
25. Корнев М. Дистрибуция контента: кто, что, куда и как?
[Электронный ресурс] // Журналист. 2016. №11. Режим доступа:
https://jrnlst.ru/content/distribuciya-kontenta-kto-chto-kuda-i-kak (дата
обращения: 3.03.2021).
26. Круглова Л.А. Российские аудиоподкасты: становление и специфика развития // Медиаальманах. 2018. № 1 (84). С. 89-101.
27. Куницына Н.В. Медиаформат как стилевой облик современной журналистики // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 11. Отв. ред. А.Г. Пастухов. Орёл: ФГБОУ ВПО «ОГИИК», ООО «Горизонт», 2013. С. 183-193.
28. Леготин А. А. Подкастинг как феномен аудиальной культуры XXI века // Системы, методы, техника и технологии обработки медиаконтента: материалы науч.-практич. конференции / под редакцией В. В. Барабаша. Москва, 2012. С. 98-101.
29. Литвиненко Ирина «Podстанция» - первый российский подкаст- терминал для профессиональных радиожурналистов // МедиаАльманах. 2012. №2 (49). С. 36-42.
30. Литвиненко И.В. Радио в мультимедийной среде: специфика функционирования (на примере радиостанций московского FM-диапазона в 2009-2014 гг.): дисс... на соискание уч. степени канд. филол. наук. М., 2015. 441 с.
31. Лукина М.М. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. 87 с.
32. Панюшева М.М. Блогосфера: традиционные СМИ vs нетрадиционные // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. №4. С. 106-122.
33. Пастухов А.Г. Медиажанры и медиаформаты: к разграничению понятий // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки.
2015. №5. С. 148-153.
34. Петренко О.А. Потенциал подкастов эфирного радио в формировании исторического сознания аудитории / О.А. Петренко., А.М. Горбачев // Вестник ВГУ. Серия: филология. Журналистика. 2019. №2. С. 130-134.
35. Подкасты-соседи: анализ экосистемы российской подкаст-
индустрии [Электронный ресурс] // Интернет-сайт «vc.ru». 25.06.2020. Режим доступа: https://vc.ru/media/137074-podkasty-sosedi-analiz-ekosistemy-
rossiyskoy-podkast-industrii (дата обращения: 10.03.2022).
36. Подкасты! Или почему «Медуза» заговорила. Материал интернет издания Meduza [Электронный ресурс] // Подкасты! Режим доступа: https://medium.eom/@meduza/podcasts-3d505518d909(дата обращения: 3.03.2021).
37. Распопова С.С. Подкастинг: учеб. пособие для вузов. С.С. Распопова, Т.А. Саблина М.: Аспект-Пресс, 2018. 112 с.
38. Распопова С. Интервью «Подкасты - это удобно». [Электронный ресурс] // Журнал «Журналист». 26.04.2018. Режим доступа: https://jrnlst.ru/podcasting_(дата обращения: 3.03.2021).
39. Саламова З.К. Сторителлинг о «Реальных преступлениях» в аудио-подкастах: способы взаимодействия авторов и аудитории // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017. №10-2 (31). С. 289-305.
40. Сергеева В.К. Стратегия Digital publishing: опыт
мультимедийного журнала // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 6: Журналистика. С. 48-56.
41. Солганик Г. Я. Общие замечания о формате и жанре
[Электронный ресурс] // Динамика развития форматов и жанров в современных СМИ: Мат-лы метод. семинара каф. стилистики и русского языка факультета журналистики МГУ 20 мая 2009 г. // Медиаскоп. 2009. №5. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/416(дата обращения:
05.11.2019).
42. Страница подкастов интернет-издания Meduza [Электронный ресурс]. Режим доступа:_https://meduza.io/podcasts_(дата обращения: 3.03.2021).
43. Сурикова Т.И. Смысловое поле понятия «формат» в массовой коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. № 6. С. 25-29.
44. Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2014. №2 (26). С. 189-201.
45. Тесленко Л.А. Подкастинг в интерактивной журналистике [Электронный ресурс] / Л.А. Тесленко, Ю.С. Ковтун, Д.А. Письменский // StudNet. 2020. №11. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/podkasting- v-interaktivnoy-zhurnalistike(дата обращения: 22.03.2022).
46. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: «Издательство ACT», 2002. 557 с.
47. Чижик А.В. Новые медиа форматы в массовой культуре эпохи цифровых технологий: культурологический анализ: дис. ... канд. культурол. наук. М., 2018. 180 с.
48. Шавров Д. Подкастинг как новый формат аналитической журналистки // Мультимедийная журналистика: медиакоммуникации и медиаиндустрия: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 1 марта 2019 г. / под общ. ред. Н. А. Федотовой. Минск: БГУ, 2019. С. 249-254.
49. Шелопаева А.М. Сравнительный анализ вещания традиционных средств радиовещания и современных онлайн-платформ // Социология. 2021. №1. С. 56-60.
50. Шилина М.Г. Медиакоммуникация: тенденции трансформации. Новые парадигмы исследований массовых коммуникаций [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2009. Выпуск 3. Режим доступа: http://www. mediascope.ru/(дата обращения: 3.03.2021).
51. Штейнберг О. Buman Media: Корпоративный подкаст? Да! [Электронный ресурс] // Sostav.ru. 28 октября 2019 года. Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/olga-shtejnberg-buman-media-korporativnyj- podkast-da39980.html(дата обращения: 3.03.2021).
52. Berry R. (2006). Will the iPod kill the Radio Star? Proiling Podcasting as Radio //Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies, No 12(2), P. 143-162.
53. Berry R. Serial and Ten Years of Podcasting: has the medium grown up? // Radio, Sound and Internet Proceedings of Net Station International Conference / Ed. by M. oliveira, F. Ribeiro. Braga: CECS (Centro de Estudos de Comunicagao e Sociedade), 2015. P. 304.
54. Farivar C. 10 years of podcasting: Code, comedy, and patent lawsuits.
Arstechnica, August 8. 2014. URL: https://arstechnica.com/business/2014/08/10- years-of-podcasting-code-comedy-andpatent-lawsuits/ (дата обращения:
20.01.2020).
55. Jedrzejewski S. (2014). Radio in the new media environment. In M. Oliveira; G. Stachyra & G. Starkey (Eds.) Radio: The resilient medium: Papers from the third conference of the ECREA Radio Research Section. Sunderland: Centre for Research in Media and Cultural Studies.
56. Madden M. Podcast downloading [Электронный ресурс]. Pew
research Center. 22 Nov., 2006. Режим доступа: http://www.pewinternet.Org/2006/11/22/podcast-downloading/(дата обращения: 25.01.2020).
57. Markman K. M. Why Pod? Further Explorations of the Motivations for Independent Podcasting / K. M. Markman, C. Sawyer // Journal of Radio and Audio Media, 2014. №21(1), 20-35.
58. O’Reilly Tim What Is Web 2.0: Design Patterns and Business Models
for the Next Generation of Software [Электронный ресурс]. Portal «O’reilly». 30 Oct., 2005. Режим доступа:
www.oreillynet.com/pub/a/oreilly/tim/news/2005/09/30/what-isweb-20.html(дата обращения: 25.01.2020).
59. Definition of «Podcast» [Электронный ресурс]. Oxford Electronic
Dictionary. Oxford, 2016. Режим доступа:
https://en.oxforddictionaries.com/definition/podcast (дата обращения:
25.01.2020).
60. Radcliffe D. 8 Key trends in local journalism [Электронный ресурс].
Portal «Mediashift». 18 Oct., 2017. Режим доступа:
http://mediashift.org/2017/10/8-key-trends-local-j ournalism/ (дата обращения: 25.01.2020).
61. Stulberg A. Podcasting is getting huge. Here’s why [Электронный ресурс]. Portal «Vox». 15 December, 2018. Режим доступа: http: //www.vox. com/business-and-fnance/2015/12/15/10126144/serialpodcast- huge-hit (дата обращения: 20.01.2020).
62. The infinite dial 2018 [Электронный ресурс]. Portal «Eedison
research». 8 March, 2018. Режим доступа:
https://www.edisonresearch.com/infinite-dial-2018/(дата обращения: 3.03.2021).
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА
Материалы контент-анализа
1. Подкасты издания «Медуза» (аудио-альбом) [Электронный
ресурс] // Интернет-СМИ Meduza. Режим доступа:
https://soundstream.media/channel/podkasty-meduza(дата обращения: 01.05.22).
2. Подкасты издания «Новая газета» (аудио-альбом) [Электронный ресурс] // Интернет-СМИ «Новая газета». Режим доступа: https://soundstream.media/channel/podkasty-novoy-gazety(дата обращения: 01.05.22).
3. Подкасты «Что это было?» (аудио-альбом) [Электронный ресурс]
// Русская служба «Би-би-си». Режим доступа:
https://music.yandex.com/album/7330688/track/52182750 (дата обращения: 01.05.22).
4. Подкасты «Мир не будет прежним» (аудио-альбом) [Электронный ресурс] // Ольга Бычкова и Анна Немцова. Режим доступа: https://www.podcastaddict.com/podcast/2947227(дата обращения: 01.05.22).
5. Подкаст «Зачем я это увидел?» (аудио-альбом) [Электронный
ресурс] // Издание Arzamas. Режим доступа:
https://music.yandex.ru/album/7782325/track/102111796?dir=desc (дата
обращения: 01.05.22).
6. Подкаст «Это провал» (аудио-альбом) [Электронный ресурс] //
Кристина Вазовски. Режим доступа:
https://music.yandex.ru/album/6880216?dir=desc(дата обращения: 01.05.22).
7. Подкаст «Заварили бизнес» (аудио-альбом) [Электронный ресурс]
// Александра Волкова и Антон Белостоцкий. Режим доступа:
https://podcast.ru/1441669866/e?page=1(дата обращения: 01.05.22).
8. Описание подкаста «Мир не будет прежним» на площадке
Soundteam. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://soundstream.media/playlist/mir-ne-budet-prezhnim_(дата обращения: 01.05.22).
Материалы семантического анализа
9. Алена Заварзина: развод, достигаторство и сверкающие единороги [Электронный ресурс] // Кристина Вазовски, 17.12.21. Режим доступа: https://music.yandex.ru/album/6880216?dir=desc(дата обращения: 01.05.22).
10. Где пропал и как нашелся клад картин авангардистов
[Электронный ресурс] // Кирилл Головастиков, «Арзамас». 27.10.20. Режим доступа: https://music.yandex.ru/album/7782325?dir=desc(дата обращения:
01.05.22).
11. Горин Владислав Запад угрожает России новыми санкциями из-за
Украины, США даже готовы ввести их превентивно. Разве опыт не показал, что санкции лишь укрепляют режим Путина? 26.01.22 [Электронный ресурс] / Сетевое СМИ «Медуза» // Режим доступа:
https://meduza.io/episodes/2022/01/26/zapad-ugrozhaet-rossii-novymi- sanktsiyami-iz-za-ukrainy-ssha-dazhe-gotovy-vvesti-ih-preventivno-razve-opyt- ne-pokazal-chto-sanktsii-lish-ukreplyayut-rezhim-putina (дата обращения:
01.05.22).
12. Горин Владислав Центробанк предлагает запретить в России
оборот, создание и майнинг криптовалюты — чтобы выпускать свою собственную. То есть как это? И кстати, при чем тут ФСБ? 21.01.22 [Электронный ресурс] / Сетевое СМИ «Медуза» // Режим доступа:
https://meduza.io/episodes/2022/01/21/tsentrobank-predlagaet-zapretit-v-rossii- oborot-sozdanie-i-mayning-kriptovalyuty-chtoby-vypuskat-svoyu-sobstvennuyu- to-est-kak-eto-i-kstati-pri-chem-tut-fsb(дата обращения: 01.05.22).
13. Горин Владислав В России вот-вот начнут прививать школьников
от ковида. Какой вакциной? Вызовет ли это протест родителей? Решатся ли чиновники на принудительную вакцинацию? 21.01.22 [Электронный ресурс] / Сетевое СМИ «Медуза» // Режим доступа:
https://meduza.io/episodes/2022/01/18/v-rossii-vot-vot-nachnut-privivat- shkolnikov-ot-kovida-kakoy-vaktsinoy-vyzovet-li-eto-protest-roditeley-reshatsya- li-chinovniki-na-prinuditelnuyu-vaktsinatsiyu(дата обращения: 01.05.22).
14. На какие деньги и зачем создавали Третьяковку? [Электронный ресурс] // Кирилл Головастиков, «Арзамас». Режим доступа: https://music.yandex.ru/album/7782325?dir=desc(дата обращения: 01.05.22).
15. Оля Крумкач: ответственность, самолечение и комплекс «душного врача» [Электронный ресурс] // Кристина Вазовски, 27.01.22. Режим доступа: https://music.yandex.ru/album/6880216?dir=desc(дата обращения: 01.05.22).
16. Первую лежанку продала чуваку в Тиндере [Электронный ресурс] // Александра Волкова и Антон Белостоцкий, 26.01.22. Режим доступа: https://podcast.ru/1441669866/e?page=1(дата обращения: 01.05.22).
17. Первая русская фэнтези-вселенная: кто её создал? [Электронный ресурс] // Кирилл Головастиков, «Арзамас». Режим доступа: https://music.yandex.ru/album/7782325?dir=desc(дата обращения: 01.05.22).
18. Роман Ершов (Askona Life Group): стартапы, бизнесовые факапы и
особенности национального увольнения [Электронный ресурс] // Кристина Вазовски, 16.02.21. Режим доступа:
https://music.yandex.ru/album/6880216?dir=desc(дата обращения: 01.05.22).
19. Русские идут, дипломатия авианосцев и как пандемия развязала
руки политикам! [Электронный ресурс] // Подкаст «Мир не будет прежним» / Ольга Бычкова и Анна Немцова. Режим доступа:
https://www.podcastaddict.com/podcast/2947227(дата обращения: 01.05.22).
20. «Суверенный интернет» и мамы: что у них общего?» [Электронный ресурс] // Подкаст «Что это было?» Русская служба «Би-би-си». Режим доступа: https://music.yandex.com/album/7330688/track/52182750(дата обращения: 01.05.22).
21. Трейлер подкаста «Что это было?» [Электронный ресурс] //
Русская служба «Би-би-си». Режим доступа:
https://music.yandex.com/album/7330688/track/52182750 (дата обращения: 01.05.22).
22. Это новый сезон сериала «Корона» [Электронный ресурс] // Подкаст «Мир не будет прежним» / Ольга Бычкова и Анна Немцова. Режим доступа: https://www.podcastaddict.com/podcast/2947227(дата обращения: 01.05.22).