Динамика жанрового разнообразия российских аудиоподкастов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОДКАСТИНГ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ МЕДИАКОНТЕНТА 8
1.1. История появления и развития подкастинга за рубежом и в России 8
1.2. Специфика подкаста как новой формы взаимодействия с аудиторией цифровых медиа 18
1.3. Тематические и жанровые предпочтения аудитории современных
подкастов: данные медиаизмерений 29
ГЛАВА 2. ЖАНРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКИХ ПОДКАСТОВ 35
2.1. Формирование системы жанров подкастов: зарубежный и
отечественный опыт 35
2.2. Жанровая иерархия современных подкастов на примере изданий «Арзамас», «Новая газета», «РБК» 40
2.3. Специфика современных российских аудиоподкастов 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГЛАВА 1. ПОДКАСТИНГ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ МЕДИАКОНТЕНТА 8
1.1. История появления и развития подкастинга за рубежом и в России 8
1.2. Специфика подкаста как новой формы взаимодействия с аудиторией цифровых медиа 18
1.3. Тематические и жанровые предпочтения аудитории современных
подкастов: данные медиаизмерений 29
ГЛАВА 2. ЖАНРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКИХ ПОДКАСТОВ 35
2.1. Формирование системы жанров подкастов: зарубежный и
отечественный опыт 35
2.2. Жанровая иерархия современных подкастов на примере изданий «Арзамас», «Новая газета», «РБК» 40
2.3. Специфика современных российских аудиоподкастов 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность исследования. Современные исследователи журналистики и медиа считают, что традиционные СМИ устарели для продвинутой аудитории. В изданиях сохраняется привычный набор контента, тогда как новые форматы позволяют привлекать аудиторию и заполнять нишу качественных материалов в соцсетях. Но трансформации, происходящие в медиапространстве, меняют и журналистское творчество в традиционных изданиях. Так, во многих СМИ активно работают с подкастами, создают новые формы и способы взаимодействия с аудиторией. Работа с подкастами требует особого набора компетенций и знаний, а возросший интерес аудитории к такой форме потребления информации безусловно актуализирует научные исследования, посвящённые подкастингу.
Популярность подкастинга в современном журналистском творчестве связана со многими факторами. Свидетельствует о том, насколько этот формат распространен, статистика. В медиаисследовании за 2021 год указывается, что прослушивание подкастов даже с пандемийного периода возросло на 11%. Наиболее популярные темы подкастинга - новости, кино, музыка, искусство, научно-популярные, общественно-политические, тематические подкасты (профессиональные темы) [Медиапотребление в России 2021, www]. Объясняется популярность подкастов и удобством формата информации для нового типа медиапотребления: слушать аудио можно в дороге, за рутинными действиями, в транспорте или очереди, что очень удобно для современной аудитории, ограниченной временем.
Исследование актуально также потому, что формат подкаста распространен на разных площадках. Так, в СССР аудиоспектакли существовали лишь на радио, а основной массив программ составляли радиопередачи. Но сегодня найти подкасты можно на Spotify, в Apple music, в отдельном сервисе Яндекса, а также в большинстве соцсетей, таких как «ВКонтакте». Авторы подкастов - это и профессиональные журналисты, и блогеры, и простые пользователи. Последние чаще всего - эксперты в какой- либо сфере, которые хотят поделиться знаниями по теме и привлечь новых клиентов.
Актуальной проблемой изучения подкастов считается расхождение исследователей насчет того, является подкастинг самобытным форматом или все-таки имеет черты радиопрограмм, не позволяющих назвать его отдельным продуктом, новым в современных медиа.
Степень изученности темы. Изучать подкасты в российской науке детально и многоаспектно начали только в 2015 году. Но накопленного исследовательского опыта в теории и на практике недостаточно, чтобы сказать, что жанровое разнообразие подкастинга изучено в полной мере.
К наиболее ранним исследованиям относится работа А. А. Леготина (2012), в которой подкастинг рассматривается с точки зрения феномена аудиальной культуры 21-го века. Подкаст как новый формат коммуникации и способ подачи информации в СМИ изучали такие исследователи как Е. А. Воинова, Е. В. Сивякова, В. В. Витвинчук, М. С. Лаврищева, Е. С. Дорощук, П. В. Трифонова. Л. А. Круглова в статье рассматривает историю и специфику становления подкастов. А. А. Дорофеевой обосновывает причины, по которым подкаст можно назвать радиопередачей в интернете. А. А. Журавлева сосредотачивается на подкастинговом вещании в социальной сети «Вконтакте», рассматривая его структурное и жанрово-тематическое разнообразие.
Но жанровый потенциал современных подкастов, причины роста популярности определенных жанров среди аудитории изучены слабо.
Объект исследования: аудиоподкасты российских медиа.
Предмет исследования: динамика жанрового разнообразия российских аудиоподкастов.
Цель данного исследования - выявить специфику современных трансформации жанровой системы российских подкастов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю появления и развития подкастинга за рубежом и в России.
2. Выявить специфику подкаста как новой формы взаимодействия с аудиторией в цифровых медиа.
3. Рассмотреть тематические и жанровые предпочтения аудитория современных подкастов по данным медиаизмерений .
4. Обобщить зарубежный и отечественный опыт формирования системы жанров подкастов.
5. Составить жанровую иерархию современных подкастов на примере изданий «Арзамас», «Новая газета», «РБК».
6. Выявить специфику современных российских аудиоподкастов.
Эмпирическую базу исследования составили аудиоподкасты в изданиях «Meduza» и «Новая газета», Arzamas, «РБК», а также ряд тематических подкастов отдельных журналистов и блогеров за период с 1.01.2021 по 31.05.2022. Материалы издания «Медуза» изучались до её блокировки 3 марта 2022 года.
Мы использовали следующие методы исследования: качественный и количественный контент-анализ для определения жанровой системы современного подкастинга. Конкретно-исторический подход для анализа подкастинга с учётом аудиторного запроса и социального контекста, выявления закономерностей развития жанра. Для анализа процессов трансформации применены сравнительно-типологический и системный подходы.
Научная гипотеза данного исследования: современные подкасты в российских медиа имеют самобытный характер, поэтому жанровая система отечественного подкастинга формируется стихийно, вне уже существующих традиций и установленных западными СМИ профессиональных стандартов.
Новизна исследования состоит в следующем:
1. В работе выявляются новые современные подходы к созданию подкастов (по результатам контент-анализа).
2. Конкретизируется и уточняется жанровое разнообразие российских аудиоподкастов и особенности трансформации жанров в отечественной практике.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно обобщает опыт исследователей в сфере изучения жанрового разнообразия российского аудиоподкастинга, предлагается несколько взглядов на зарождение подкастинга, российский подкастинг рассматривается в сравнении с зарубежными образцами.
Практическая значимость исследования: работа и ее выводы могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики как пособие по работе с популярными жанрами и форматами подкастов.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три параграфа, а также заключения и библиографического списка.
Популярность подкастинга в современном журналистском творчестве связана со многими факторами. Свидетельствует о том, насколько этот формат распространен, статистика. В медиаисследовании за 2021 год указывается, что прослушивание подкастов даже с пандемийного периода возросло на 11%. Наиболее популярные темы подкастинга - новости, кино, музыка, искусство, научно-популярные, общественно-политические, тематические подкасты (профессиональные темы) [Медиапотребление в России 2021, www]. Объясняется популярность подкастов и удобством формата информации для нового типа медиапотребления: слушать аудио можно в дороге, за рутинными действиями, в транспорте или очереди, что очень удобно для современной аудитории, ограниченной временем.
Исследование актуально также потому, что формат подкаста распространен на разных площадках. Так, в СССР аудиоспектакли существовали лишь на радио, а основной массив программ составляли радиопередачи. Но сегодня найти подкасты можно на Spotify, в Apple music, в отдельном сервисе Яндекса, а также в большинстве соцсетей, таких как «ВКонтакте». Авторы подкастов - это и профессиональные журналисты, и блогеры, и простые пользователи. Последние чаще всего - эксперты в какой- либо сфере, которые хотят поделиться знаниями по теме и привлечь новых клиентов.
Актуальной проблемой изучения подкастов считается расхождение исследователей насчет того, является подкастинг самобытным форматом или все-таки имеет черты радиопрограмм, не позволяющих назвать его отдельным продуктом, новым в современных медиа.
Степень изученности темы. Изучать подкасты в российской науке детально и многоаспектно начали только в 2015 году. Но накопленного исследовательского опыта в теории и на практике недостаточно, чтобы сказать, что жанровое разнообразие подкастинга изучено в полной мере.
К наиболее ранним исследованиям относится работа А. А. Леготина (2012), в которой подкастинг рассматривается с точки зрения феномена аудиальной культуры 21-го века. Подкаст как новый формат коммуникации и способ подачи информации в СМИ изучали такие исследователи как Е. А. Воинова, Е. В. Сивякова, В. В. Витвинчук, М. С. Лаврищева, Е. С. Дорощук, П. В. Трифонова. Л. А. Круглова в статье рассматривает историю и специфику становления подкастов. А. А. Дорофеевой обосновывает причины, по которым подкаст можно назвать радиопередачей в интернете. А. А. Журавлева сосредотачивается на подкастинговом вещании в социальной сети «Вконтакте», рассматривая его структурное и жанрово-тематическое разнообразие.
Но жанровый потенциал современных подкастов, причины роста популярности определенных жанров среди аудитории изучены слабо.
Объект исследования: аудиоподкасты российских медиа.
Предмет исследования: динамика жанрового разнообразия российских аудиоподкастов.
Цель данного исследования - выявить специфику современных трансформации жанровой системы российских подкастов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю появления и развития подкастинга за рубежом и в России.
2. Выявить специфику подкаста как новой формы взаимодействия с аудиторией в цифровых медиа.
3. Рассмотреть тематические и жанровые предпочтения аудитория современных подкастов по данным медиаизмерений .
4. Обобщить зарубежный и отечественный опыт формирования системы жанров подкастов.
5. Составить жанровую иерархию современных подкастов на примере изданий «Арзамас», «Новая газета», «РБК».
6. Выявить специфику современных российских аудиоподкастов.
Эмпирическую базу исследования составили аудиоподкасты в изданиях «Meduza» и «Новая газета», Arzamas, «РБК», а также ряд тематических подкастов отдельных журналистов и блогеров за период с 1.01.2021 по 31.05.2022. Материалы издания «Медуза» изучались до её блокировки 3 марта 2022 года.
Мы использовали следующие методы исследования: качественный и количественный контент-анализ для определения жанровой системы современного подкастинга. Конкретно-исторический подход для анализа подкастинга с учётом аудиторного запроса и социального контекста, выявления закономерностей развития жанра. Для анализа процессов трансформации применены сравнительно-типологический и системный подходы.
Научная гипотеза данного исследования: современные подкасты в российских медиа имеют самобытный характер, поэтому жанровая система отечественного подкастинга формируется стихийно, вне уже существующих традиций и установленных западными СМИ профессиональных стандартов.
Новизна исследования состоит в следующем:
1. В работе выявляются новые современные подходы к созданию подкастов (по результатам контент-анализа).
2. Конкретизируется и уточняется жанровое разнообразие российских аудиоподкастов и особенности трансформации жанров в отечественной практике.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно обобщает опыт исследователей в сфере изучения жанрового разнообразия российского аудиоподкастинга, предлагается несколько взглядов на зарождение подкастинга, российский подкастинг рассматривается в сравнении с зарубежными образцами.
Практическая значимость исследования: работа и ее выводы могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики как пособие по работе с популярными жанрами и форматами подкастов.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три параграфа, а также заключения и библиографического списка.
В данной работе производилось исследование жанрового разнообразия подкастов. По результатам работы над определением жанров подкастов мы заключили, что абсолютное большинство материалов в изданиях «Арзамас», «Новая газета», «РБК» относится к разговорной группе по одной типологии и к аналитической группе по другой типологии. Говоря об особенностях подкаста как формата следует сказать, что даже в информационных подкастах есть жанрообразующие черты аналитических.
Современный российский подкастинг развивается в коллаборации, то есть взаимодействиях - партнерстве, тематических пересечениях. Было отмечено, что ряд подкастов входят в холдинги, объединяются по аудитории, создают материалы совместно с инвесторами.
Абсолютное большинство подкастов в изданиях «РБК», «Новая газета», «Арзамас» относятся к разговорным подкастам, которые предполагают беседу ведущего с гостем или несколькими гостями. В таких подкастах могут быть отдельные включения: справки, комментарии, отступления, но основное направление остается - они разговорные по жанровой группе.
В ходе исследования выяснилось, что значительная доля современного подкастинга - аналитическая группа жанров, которую представляют расследования событий реальности, расследование исторических преступлений и событий истории, которые важны для автора.
Не менее важное наблюдение с точки зрения жанрового разнообразия подкастов состоит в том, что такие материалы, даже если в них речь идет о событиях прошлого, всегда связывают их с настоящим, уточняя это в жанре в том числе.
Также был отмечен факт «расплывчатости» жанрового определения некоторых подкастов. Ряд из них можно отнести как к разговорным , так и к нарративным по нескольким признакам. Особые трудности вызывает определение и уточнение авторской программы , которая как отдельный жанр с трудом может быть определена. Это может послужить почвой для проведения последующих исследований в данном направлении.
Таким образом, современный российский подкастинг можно охарактеризовать форматом, в котором присутствуют черты как радиопередач, так и новых элементов творчества в медиа. Авторы подкастов по-разному подходят к подаче, разработке материала. Одни журналисты используют исключительно разговорную группу жанров , другие применяют элементы радиоспектакля или строят нарративное повествование. Самые популярные тематические подкасты (про бизнес, психологию, культуру) чаще всего ограничиваются разговорным жанром, не прибегая к дополнительным «радийным» приемам. Однако в ряде из них были обнаружены элементы репортажа, интершумы, прямые включения, а также специфические приемы, которые выводят героя на откровенный разговор.
Современный российский подкастинг развивается в коллаборации, то есть взаимодействиях - партнерстве, тематических пересечениях. Было отмечено, что ряд подкастов входят в холдинги, объединяются по аудитории, создают материалы совместно с инвесторами.
Абсолютное большинство подкастов в изданиях «РБК», «Новая газета», «Арзамас» относятся к разговорным подкастам, которые предполагают беседу ведущего с гостем или несколькими гостями. В таких подкастах могут быть отдельные включения: справки, комментарии, отступления, но основное направление остается - они разговорные по жанровой группе.
В ходе исследования выяснилось, что значительная доля современного подкастинга - аналитическая группа жанров, которую представляют расследования событий реальности, расследование исторических преступлений и событий истории, которые важны для автора.
Не менее важное наблюдение с точки зрения жанрового разнообразия подкастов состоит в том, что такие материалы, даже если в них речь идет о событиях прошлого, всегда связывают их с настоящим, уточняя это в жанре в том числе.
Также был отмечен факт «расплывчатости» жанрового определения некоторых подкастов. Ряд из них можно отнести как к разговорным , так и к нарративным по нескольким признакам. Особые трудности вызывает определение и уточнение авторской программы , которая как отдельный жанр с трудом может быть определена. Это может послужить почвой для проведения последующих исследований в данном направлении.
Таким образом, современный российский подкастинг можно охарактеризовать форматом, в котором присутствуют черты как радиопередач, так и новых элементов творчества в медиа. Авторы подкастов по-разному подходят к подаче, разработке материала. Одни журналисты используют исключительно разговорную группу жанров , другие применяют элементы радиоспектакля или строят нарративное повествование. Самые популярные тематические подкасты (про бизнес, психологию, культуру) чаще всего ограничиваются разговорным жанром, не прибегая к дополнительным «радийным» приемам. Однако в ряде из них были обнаружены элементы репортажа, интершумы, прямые включения, а также специфические приемы, которые выводят героя на откровенный разговор.



