Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Медиаобраз городского культурного пространства в региональных СМИ на примере газеты «Бийский рабочий»

Работа №88194

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы98
Год сдачи2022
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕДИАОБРАЗ: ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ 6
1.1. Конкретизация понятия медиаобраза 6
1.2. Роль региональных СМИ в формировании медиаобраза локальных
территорий 13
1.3. Принципы и методы формирования медиаобраза 21
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАОБРАЗА ГОРОДСКОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИКАЦИЙ ГАЗЕТЫ «БИЙСКИЙ РАБОЧИЙ» 34
2.1. Проблемы формирования медиаобраза городского культурного пространства на примере газеты «Бийский рабочий» 34
2.2. Метод персонификации как один из инструментов формирования медиаобраза на примере авторских публикаций в газете «Бийский рабочий» 41
2.3. Метод исторического сторителлинга на примере статьи «Святое
место в центре города» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 75

Тема культуры всегда являлась одной из главных в журналистской деятельности. Функционально медиа должны способствовать развитию общества, просвещая, создавая особую среду не только для социального, экономического роста, но в первую очередь для культурной эволюции. Это важно не только в масштабах страны, но и для локальных территорий. Именно пространство города является местом формирования горизонтальных социальных связей, социальных лифтов, возможностей, экспериментов, научных открытий, образования, культурных прорывов. Не только экономическое состояние, но и культурная среда определяют привлекательность территории, способствуют сохранению человеческого ресурса, препятствуют оттоку населения в большие агломерации.
И в создании этой культурной среды важная роль в малых городах и муниципалитетах принадлежит именно локальным СМИ. Сегодня они находятся в ситуации двойного кризиса. С одной стороны, экономического, с другой - внутреннего, профессионального. Цифровая эпоха, новый тип медиапотребления, новые запросы аудитории требуют изменения стратегий производства информации. Поэтому актуальным представляется проблема поиска новых подходов в работе локальных СМИ к проблеме формирования медиаобраза культурного городского пространства .
К сожалению, в региональной журналистской практике работа с культурными тематиками до сих пор ведётся по остаточному принципу. В редакциях установлен принцип: «на «культурку» можно отправить любого корреспондента - справится». Культура всегда присутствует в повестке дня. Учреждения культуры проводят мероприятия, приглашают журналистов, журналисты освещают культурное событие. Часто формально. При этом нет системного подхода, нет общей стратегии формирования особого медиаобраза локального пространства. Как правило, этой стратегии нет ни у муниципальных органов власти, ни у медиа: лишь работа по стандарту и шаблону. Поэтому нам представляется важным предложить набор основных принципов работы с материалами, создающими медиаобраз локальных территорий и на практике реализовать предложенные методы и алгоритмы.
Степень изученности темы. Базовыми для теоретического анализа проблемы формирования медиаобраза стали работы Т. Н. Галинской, И. А. Балалуевой, Л. Л. Реснянской, Ю. Н. Драчевой, Л. В. Хочунской, А. Н. Всеволодовой, Е. Н. Богдан, С. В. Григорян, О. Ф. Русаковой.
Изучение специфики региональных СМИ связано с именами таких исследователей, как: Б. Н. Киршин, Л. Г. Олех, А. В. Зимин, О. А. Воронова, Л. Г. Егорова, И. С. Алипулатов.
Исследованием СМИ, как инструмента формирования образов культурного пространства занимались А. Н. Губанков, Л. Г. Егорова, В. В Савчук, О. В. Коханая, Т. А. Пивоварчик, О. В. Дьяченко.
Объект исследования: журналистские материалы культурной тематики региональных и муниципальных СМИ.
Предмет исследования: методы и приёмы создания медиаобраза городского культурного пространства в материалах региональных и муниципальных СМИ.
Цель данного исследования - на основе анализа современных подходов к созданию медиаобразов культурного городского пространства создать серию материалов культурной тематики в газете «Бийский рабочий».
Для достижения цели были решены следующие задачи:
1. Изучить понятие «медиаобраз»;
2. Оценить роль региональных СМИ в формировании медиаобраза культурного пространства города;
3. Определить набор методов и приёмов формирования медиаобраза культурного пространства;
4. Выявить основные проблемы региональных СМИ в работе с культурной тематикой;
5. Создать материалы культурной тематики в газете «Бийский рабочий».
Эмпирической базой для исследования послужили печатные материалы газеты «Бийский рабочий» за период с 2019 по 2022 год.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Работа может представлять интерес для учёных, занимающихся проблемами региональной печати. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для разработки новых стратегий и подходов в работе региональных изданий над культурной тематикой.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное в выпускной квалификационной работе исследование, целью которого было на основе анализа современных подходов к формированию медиаобразов культурного городского пространства создать серию материалов культурной тематики в газете «Бийский рабочий», позволило получить следующие результаты.
Медиаобраз был рассмотрен как предмет научного исследования. Многие регионы России хотят создать определенный имидж и образ своей территории, потому что именно это является одним из главных региональных регуляторов. А производство и потребление медиаобраза в СМИ является неотъемлемой частью современного информационного общества.
По итогам исследования в первой главе мы пришли к выводу, что понятия «образ», «медиаобраз» и «имидж» напрямую взаимосвязаны. Говоря о соотношении понятий, необходимо сказать, что «медиаобраз» включает в себя понятие «образ», но становится более специализированным, описывая только представление в СМИ образа малой территории, персоны или целого государства. Имидж и бренд связаны с конкретной территорией, они описывают и характеризуют то, насколько позитивный или негативный образ субъекта создается в медиапространстве.
Мы также заключили, что медиаобраз территории формируется при помощи определенных инструментов. Основные приемы: акцентирование внимания на самобытности региона, указание на значимость культурного героя, деятеля культуры или искусства, акцент на уникальности событий, явлений, наследия. Чтобы продвинуть территорию и сделать её более привлекательной, необходимо формировать устойчивый этнокультурный образ, проводить и освещать мероприятия, которые формируют коммуникативные связи в обществе, опираться на смысловую основу и ценностные компоненты этнокультурного образа.
На сегодняшний день для города Бийска особенно актуальным является формирование и создание культурного имиджа своего города. Это крупный научный и промышленный центр Южной Сибири, Наукоград. Город краевого значения. Однако в городских СМИ Бийска мы не находим адекватной стратегии формирования медиаобраза культурного городского пространства. Причины мы находим в системном кризисе, связанном, в частности, со следующими факторами:
• отсутствие самих культурных мероприятий;
• кадровый кризис в муниципальных изданиях;
• финансовые трудности муниципальных изданий;
• потеря аудитории;
• неспособность издания работать в условиях новых цифровых форматов.
Самое важное в культуре - это доступность для читателя. Проблема культурной бедности становится все более актуальной для Бийска. При проведении исследования мы выяснили главные проблемы формирования медиаобраза городского культурного пространства на примере газеты «Бийский рабочий»:
1. Отсутствие культурных мероприятий в городе, в связи с чем в рубрике «культура» можно увидеть довольно мало интересной информации для любителя данной темы.
2. Отсутствие молодых кадров в газете.
3. Финансовая поддержка.
4. Переход с печатных СМИ на Интернет-площадки, что не для всех читателей считается удобным. Как отметил главный редактор газеты «Бийский Рабочий» Н. А. Каршева, в редакцию обращаются с просьбой выписывать газету хотя бы в PDF формате, потому что читать на сайте неудобно.
5. На рубрику «Культура» в газете «Бийский рабочий» отправляются «набивать руку» молодые кадры. Возможно, именно из-за этого культурное пространство города освещается не так, как хотелось бы видеть читателю.
Отсюда вытекает важная роль средств массовой информации в постановке и решении проблем в сфере культуры. В связи с этим, в своей квалификационной работе, мы рассмотрели и проанализировали публикации газеты «Бийский рабочий» под рубрикой «Культура», выполненные автором этой дипломной работы.
«Рисует как дышит». В материале рассказывается история юной художницы православной школы, которая удивила своими работами даже члена Союза художников России (см. прил. 1).
«Памяти сердечный отголосок». Материал знакомит читателей с двумя событиями: Шукшинскими чтениями и открытием выставки члена Союза художников России Юрия Капустина (см. прил. 2).
«Теплый дом». Знакомит жителей города с человеком-легендой, директором культурно-спортивного Центра Игорем Лагутиным, который поддерживает талантливую молодежь (см. прил. 3).
«А стройотряды не терпят фальши». Публикация знакомит читателей с молодежью города, которая активно занимается творческой и спортивной деятельностью, благодаря Студенческим Отрядам Бийска (см. прил. 4).
«Святое место в центре города». Материал рассказывает про самый значимый историко-архитектурный комплекс - Архиерейское подворье, подобного памятника нет больше в регионе. Здесь горожане и гости города знакомятся не только с историей создания бийской крепости, историей православия на Алтае и в Сибири (см. прил. 5).
Публикации, которые были представлены в творческой работе, связанны с освещением культурных событий города и несут в себе позитивный характер, а так же, акцентируют внимание читателя на их значимости не только для города, но и для Российских СМИ.
Таким образом, в выпускной квалификационной работе были выполнены поставленные задачи:
• на основании теоретической базы было изучено понятие «медиаобраз»;
• была определена роль региональных СМИ в формировании имиджа территории;
• были описаны инструменты для формирования медиаобраза в медиатекстах печатных СМИ;
• в газету «Бийский рабочий» были написаны авторские материалы, которые, по нашему мнению, являются примером для формирования медиаобраза культурного городского пространства Бийска ;
• наконец, был произведен анализ авторских материалов, который показал их эффективность для формирования имиджа территории - города Бийска.
Данная работа в дальнейшем может быть расширена и продолжена. Формирование медиаобраза культурного городского пространства в СМИ на сегодняшний день мало изучено, важные аспекты не затрагиваются. Перспективой дальнейших исследований может послужить изучение медиаобраза для других регионов.



1. Абашев В. В. Городские сетевые издания как агенты урбанизации / В. В. Абашев, И. М. Печищев // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 4. С. 202-203.
2. Алипулатов И. С. Региональные СМИ проблемы. Поиски. Решения // Символ науки. 2015. № 10. С. 182-186.
3. Базаров А. А. Город как предмет теоретико -методологического осмысления тенденций в современной урбанистике (на примере Улан -Удэ) /А. А. Базаров, В. Р. Буртонова // Вестник БГУ. 2017. № 5. С. 52-53.
4. Балалуева И. А. Медиаобраз и социообраз: процессы
взаимоуправления в информационном обществе // Право и управление. XXI век. 2014. №4(33). С. 86-91.
5. Барабаш, В. В. Образы России в мире / В. В. Барараш, Г. А. Бордюгов, Е. А. Котельнец. М.: АИРО-XXI, 2011, 296 с.
6. Белоусов К. И. Имиджевый дискурс как механизм ориентации избирателя в политическом пространстве / К. И. Белоусов, Н. Л. Зелянская // Вестн. Оренбург. гос. университета. 2011. №11. С. 107-110.
7. Богдан Е. Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2007. № 4. С. 122-127.
8. Васюкова И. А. Словарь иностранных слов. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. 640 с.
9. Витков Г. В. Новые тренды в урбанистике с восточным колоритом: постановка проблемы / Г. В. Витков, М. В. Сапунова // Восточная аналитика. 2019. № 3. С. 49-51.
10. Воронова О. А. Динамика типологической структуры региональной прессы // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2000. № 5. С. 3-3.
11. Всеволодова А. Н. Медиаобраз городов России в федеральных печатных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 2. С. 152-158.
12. Гавра Д. П. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве / Д. П. Гавра, Ю. В. Таранова / СПб.: С.- Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. 155 с
13. Галинская Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Оренбургский государственный педагогический университет. 2013. №11. С. 91-93.
14. Горлова И. И. Этнокультурное брендирование территории в контексте стратегии регионального развития: научно-методические подходы и практики: монография / И. И. Горлова, Т. В. Коваленко, О. И. Бычкова и др.; отв. ред. Т. В. Коваленко; Южный филиал Российского научно - исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. М.: Институт Наследия, 2020. 114 с.
15. Гравер А. А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. №3. С. 29-45.
16. Григорян С. В. Современный медиаобраз России на отечественном телевидении: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2016. 18 с.
17. Губанков А. Н. Сетевые СМИ в культурном пространстве города: коммуникация, интерпретация, диалог: автореф. дис. ... канд. культ. наук. С-П., 2011. 22 с.
18. Драчева Ю. Н. Понятие медиаобраза и его описание в языковедческом и неязыковедческом аспектах // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. №2. С. 134-142.
19. Дьяченко О. В. Российские СМИ в социальных сетях Facebook и в «ВКонтакте»: практики взаимодействия [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2014. № 4. Режим доступа:http://www.mediascope.ru/node/1615(дата обращения: 10.02.2022).
20. Егорова Л. Г. Современный региональный дискурс СМИ: тема культуры на страницах изданий Республики Крым // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2019. Т. 25, № 1 (183). С. 30-36.
21. Зимин А.В., Кулаков С. В. Мультимедийные средства массовой информации Тамбовской области в контексте региональных социологических исследований // Вестник тамбовского университета. Серия: Политические науки и право. 2015. № 4 (4). С. 15-21.
22. Иванова Л. В. К вопросу о городской прессе как факторе формирования городской среды // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2007. № 2. С. 238-249.
23. Ильин В. Н., Киселенко А. А. Опыт формирования положительного имиджа алтайского края через сми на примере государственной программы «Развитие туризма в Алтайском крае» // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2018. №16. С. 78-81.
24. Ильин Л. Г. Образ // Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. С. 267.
25. Каримова К.Р. Понятия «образ» и «имидж» в практике СМИ и научных исследованиях // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. №4 (34). С. 38-44.
26. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. 319 с.
27. Киршин Б. Н. Концепция региональной российской газеты (на примере «Челябинского рабочего»): автореф. ... канд. филол. наук: Екатеринбург, 2006. 23 с.
28. Кислая, Л. Н. Редакционная политика районной прессы: дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2008. 170 с.
29. Кихтан А. В. Актуальные проблемы современного общества через призму региональных средств массовой информации // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2015. № 2(18). С. 289-294.
30. Котлер Ф, Асплунд К. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005. 384 с.
31. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. 12-е изд. СПб.: Питер, 2006. 370 с.
32. Коханая О. В. Роль региональных СМИ в сохранении культурного населения России // Вопросы теории и практики журналистики.
2014. № 3. С. 74-81.
33. Кравченко Н. П. Конвергенция как элемент становления, укрепления и развития перспективной коммерческой модели современных Российских региональных СМИ // Вестник Адыгейского государственного университета. 2014. № 2 (140). С. 252-256.
34. Лободенко Л. К. Лексико-стилистические особенности информационных жанров медиатекстов интернет-СМИ регионов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: лингвистика. Челябинск. 2016. № 1. С. 32-37.
35. Малькевич А. А. Влияние региональных СМИ на социальное самочувствие жителей региона // Коммуникативные исследования. 2015. № 4(6). С. 123-132.
36. Мансурова В. Д. «Медийный» человек российской провинции: Динамика социального взаимодействия. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011. С. 112-112.
37. Меретукова Б. А. К вопросу о культурологическом дискурсе региональных СМИ // Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. № 2. С. 66-69.
38. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 416 с.
39. Новак А. А. Особенности формирования повестки дня региональных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. № 1. С. 129-144.
40. Оводова С. Н. Урбанистический дискурс о благоустройстве города в городе: от нарративов к институтам / С. Н. Оводова, Р. И. Чупин, А. Ю. Жигунов // Журнал институциональных исследований. 2018. Т. 10. № 3. С. 125.
41. Олех Л. Г. Регионализм и федерализм. Новосибирск: СибАГС, 1998. 219 с.
42. Бийский рабочий [Электронный ресурс] // Официальный сайт общественно-политической газеты «Бийский рабочий». Режим доступа: http://biwork.ru/ (дата обращения: 14.04.22).
43. Панова Е. Ю. Специфика репрезентации медиаобраза России в печатных СМИ США и Великобритании // Вестник воронежского государственного университета. Серия: филология, журналистика. 2020. № 4. С. 126-130.
44. Пивоварчик Т. А. Коммуникативные стереотипы в языке районной прессы: культура повседневности // Вестник Гродненского ун-та им. Я. Купалы. 2012. № 2 (135). С. 43-47.
45. Почепцов Г. Г. Имиджелогия / 6-е изд., стер. М.: СмартБук, 2009. 575 с.
46. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р., Хамзина Д.З. Понятие образа // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов,
2012. №12 (26). С. 167-170.
47. Реснянская Л. Л. Общероссийские газетные издания // Система средств массовой информации России. 2001. С. 162-162.
48. Русакова О. Ф. Современная политическая философия // «Дискурс-Пи». 2010. № 1 (6). С. 135-138.
49. Савчук В. В. Феномен поворота в культуре XX века // Международный журнал исследований культуры. 2013. № 1 (10). С. 93-108.
50. Степанычева Е. В. Методические аспекты формирования имиджа и бренда региона // Социально-экономические явления и процессы.
2015. №9. С. 153-158.
51. Топорова К.С. Тема России в повестке дня ежедневной прессы Италии // СПб: ВШЭ, 2018. 71 с.
52. Цвик В. Л. Введение в журналистику: учебное пособие. М.: Изд- во МНЭПУ. 2000. 77 с.
53. Чепкасов А. В. Формирование имиджа региона: ролевой набор имиджевой политики // Вестник ВГУ. Серия: филология. Журналистика. 2018. № 2. С. 147-150.
54. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002. 240 с.
55. Шеян И. Большие надежды малых городов России: Подведены итоги опроса населения об «Электронной России» // Computerworld. 2010. №
1. С. 20-20.
56. Dunn D. Account credibility and public image: Excuses, justifications, denials, and sexual harassment / D. Dunn, M. J. Code // Communication Monographs. 2000. Vol. 67. P. 372-391.
57. Fuery K. New media: Culture and image. New-York, 2008. 173 p.
58. Hutchins B. Castells, regional news media and the information age // Continuum. 2004. № 18(4). P. 577-590.
59. Lawrence M. Theories of Mass Communication / Melvin Lawrence, DeFleur, Sandra Ball-Rokeach. S., New-York: Longman, 1989. 187 p.
60. Littlejohn S. W. Encyclopedia of Communication Theory // London,
2009. 1105 p.
61. Nuortimoa K. Exploring the global media image of solar power / K. Nuortimoa, J. Harkonenb, E. Karvonenc // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2018. Vol. 81. P. 2806-2811.
62. Smeesters D. Positive and negative media image effects on the self / D. Smeesters, N. Mandel // Journal of Consumer Research. Chicago, 2006. Vol. 32. P. 576-582.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ