Медиаобраз городского культурного пространства в региональных СМИ на примере газеты «Бийский рабочий»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕДИАОБРАЗ: ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ 6
1.1. Конкретизация понятия медиаобраза 6
1.2. Роль региональных СМИ в формировании медиаобраза локальных
территорий 13
1.3. Принципы и методы формирования медиаобраза 21
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАОБРАЗА ГОРОДСКОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИКАЦИЙ ГАЗЕТЫ «БИЙСКИЙ РАБОЧИЙ» 34
2.1. Проблемы формирования медиаобраза городского культурного пространства на примере газеты «Бийский рабочий» 34
2.2. Метод персонификации как один из инструментов формирования медиаобраза на примере авторских публикаций в газете «Бийский рабочий» 41
2.3. Метод исторического сторителлинга на примере статьи «Святое
место в центре города» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
ГЛАВА 1. МЕДИАОБРАЗ: ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ 6
1.1. Конкретизация понятия медиаобраза 6
1.2. Роль региональных СМИ в формировании медиаобраза локальных
территорий 13
1.3. Принципы и методы формирования медиаобраза 21
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАОБРАЗА ГОРОДСКОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИКАЦИЙ ГАЗЕТЫ «БИЙСКИЙ РАБОЧИЙ» 34
2.1. Проблемы формирования медиаобраза городского культурного пространства на примере газеты «Бийский рабочий» 34
2.2. Метод персонификации как один из инструментов формирования медиаобраза на примере авторских публикаций в газете «Бийский рабочий» 41
2.3. Метод исторического сторителлинга на примере статьи «Святое
место в центре города» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Тема культуры всегда являлась одной из главных в журналистской деятельности. Функционально медиа должны способствовать развитию общества, просвещая, создавая особую среду не только для социального, экономического роста, но в первую очередь для культурной эволюции. Это важно не только в масштабах страны, но и для локальных территорий. Именно пространство города является местом формирования горизонтальных социальных связей, социальных лифтов, возможностей, экспериментов, научных открытий, образования, культурных прорывов. Не только экономическое состояние, но и культурная среда определяют привлекательность территории, способствуют сохранению человеческого ресурса, препятствуют оттоку населения в большие агломерации.
И в создании этой культурной среды важная роль в малых городах и муниципалитетах принадлежит именно локальным СМИ. Сегодня они находятся в ситуации двойного кризиса. С одной стороны, экономического, с другой - внутреннего, профессионального. Цифровая эпоха, новый тип медиапотребления, новые запросы аудитории требуют изменения стратегий производства информации. Поэтому актуальным представляется проблема поиска новых подходов в работе локальных СМИ к проблеме формирования медиаобраза культурного городского пространства .
К сожалению, в региональной журналистской практике работа с культурными тематиками до сих пор ведётся по остаточному принципу. В редакциях установлен принцип: «на «культурку» можно отправить любого корреспондента - справится». Культура всегда присутствует в повестке дня. Учреждения культуры проводят мероприятия, приглашают журналистов, журналисты освещают культурное событие. Часто формально. При этом нет системного подхода, нет общей стратегии формирования особого медиаобраза локального пространства. Как правило, этой стратегии нет ни у муниципальных органов власти, ни у медиа: лишь работа по стандарту и шаблону. Поэтому нам представляется важным предложить набор основных принципов работы с материалами, создающими медиаобраз локальных территорий и на практике реализовать предложенные методы и алгоритмы.
Степень изученности темы. Базовыми для теоретического анализа проблемы формирования медиаобраза стали работы Т. Н. Галинской, И. А. Балалуевой, Л. Л. Реснянской, Ю. Н. Драчевой, Л. В. Хочунской, А. Н. Всеволодовой, Е. Н. Богдан, С. В. Григорян, О. Ф. Русаковой.
Изучение специфики региональных СМИ связано с именами таких исследователей, как: Б. Н. Киршин, Л. Г. Олех, А. В. Зимин, О. А. Воронова, Л. Г. Егорова, И. С. Алипулатов.
Исследованием СМИ, как инструмента формирования образов культурного пространства занимались А. Н. Губанков, Л. Г. Егорова, В. В Савчук, О. В. Коханая, Т. А. Пивоварчик, О. В. Дьяченко.
Объект исследования: журналистские материалы культурной тематики региональных и муниципальных СМИ.
Предмет исследования: методы и приёмы создания медиаобраза городского культурного пространства в материалах региональных и муниципальных СМИ.
Цель данного исследования - на основе анализа современных подходов к созданию медиаобразов культурного городского пространства создать серию материалов культурной тематики в газете «Бийский рабочий».
Для достижения цели были решены следующие задачи:
1. Изучить понятие «медиаобраз»;
2. Оценить роль региональных СМИ в формировании медиаобраза культурного пространства города;
3. Определить набор методов и приёмов формирования медиаобраза культурного пространства;
4. Выявить основные проблемы региональных СМИ в работе с культурной тематикой;
5. Создать материалы культурной тематики в газете «Бийский рабочий».
Эмпирической базой для исследования послужили печатные материалы газеты «Бийский рабочий» за период с 2019 по 2022 год.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Работа может представлять интерес для учёных, занимающихся проблемами региональной печати. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для разработки новых стратегий и подходов в работе региональных изданий над культурной тематикой.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
И в создании этой культурной среды важная роль в малых городах и муниципалитетах принадлежит именно локальным СМИ. Сегодня они находятся в ситуации двойного кризиса. С одной стороны, экономического, с другой - внутреннего, профессионального. Цифровая эпоха, новый тип медиапотребления, новые запросы аудитории требуют изменения стратегий производства информации. Поэтому актуальным представляется проблема поиска новых подходов в работе локальных СМИ к проблеме формирования медиаобраза культурного городского пространства .
К сожалению, в региональной журналистской практике работа с культурными тематиками до сих пор ведётся по остаточному принципу. В редакциях установлен принцип: «на «культурку» можно отправить любого корреспондента - справится». Культура всегда присутствует в повестке дня. Учреждения культуры проводят мероприятия, приглашают журналистов, журналисты освещают культурное событие. Часто формально. При этом нет системного подхода, нет общей стратегии формирования особого медиаобраза локального пространства. Как правило, этой стратегии нет ни у муниципальных органов власти, ни у медиа: лишь работа по стандарту и шаблону. Поэтому нам представляется важным предложить набор основных принципов работы с материалами, создающими медиаобраз локальных территорий и на практике реализовать предложенные методы и алгоритмы.
Степень изученности темы. Базовыми для теоретического анализа проблемы формирования медиаобраза стали работы Т. Н. Галинской, И. А. Балалуевой, Л. Л. Реснянской, Ю. Н. Драчевой, Л. В. Хочунской, А. Н. Всеволодовой, Е. Н. Богдан, С. В. Григорян, О. Ф. Русаковой.
Изучение специфики региональных СМИ связано с именами таких исследователей, как: Б. Н. Киршин, Л. Г. Олех, А. В. Зимин, О. А. Воронова, Л. Г. Егорова, И. С. Алипулатов.
Исследованием СМИ, как инструмента формирования образов культурного пространства занимались А. Н. Губанков, Л. Г. Егорова, В. В Савчук, О. В. Коханая, Т. А. Пивоварчик, О. В. Дьяченко.
Объект исследования: журналистские материалы культурной тематики региональных и муниципальных СМИ.
Предмет исследования: методы и приёмы создания медиаобраза городского культурного пространства в материалах региональных и муниципальных СМИ.
Цель данного исследования - на основе анализа современных подходов к созданию медиаобразов культурного городского пространства создать серию материалов культурной тематики в газете «Бийский рабочий».
Для достижения цели были решены следующие задачи:
1. Изучить понятие «медиаобраз»;
2. Оценить роль региональных СМИ в формировании медиаобраза культурного пространства города;
3. Определить набор методов и приёмов формирования медиаобраза культурного пространства;
4. Выявить основные проблемы региональных СМИ в работе с культурной тематикой;
5. Создать материалы культурной тематики в газете «Бийский рабочий».
Эмпирической базой для исследования послужили печатные материалы газеты «Бийский рабочий» за период с 2019 по 2022 год.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Работа может представлять интерес для учёных, занимающихся проблемами региональной печати. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для разработки новых стратегий и подходов в работе региональных изданий над культурной тематикой.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Проведенное в выпускной квалификационной работе исследование, целью которого было на основе анализа современных подходов к формированию медиаобразов культурного городского пространства создать серию материалов культурной тематики в газете «Бийский рабочий», позволило получить следующие результаты.
Медиаобраз был рассмотрен как предмет научного исследования. Многие регионы России хотят создать определенный имидж и образ своей территории, потому что именно это является одним из главных региональных регуляторов. А производство и потребление медиаобраза в СМИ является неотъемлемой частью современного информационного общества.
По итогам исследования в первой главе мы пришли к выводу, что понятия «образ», «медиаобраз» и «имидж» напрямую взаимосвязаны. Говоря о соотношении понятий, необходимо сказать, что «медиаобраз» включает в себя понятие «образ», но становится более специализированным, описывая только представление в СМИ образа малой территории, персоны или целого государства. Имидж и бренд связаны с конкретной территорией, они описывают и характеризуют то, насколько позитивный или негативный образ субъекта создается в медиапространстве.
Мы также заключили, что медиаобраз территории формируется при помощи определенных инструментов. Основные приемы: акцентирование внимания на самобытности региона, указание на значимость культурного героя, деятеля культуры или искусства, акцент на уникальности событий, явлений, наследия. Чтобы продвинуть территорию и сделать её более привлекательной, необходимо формировать устойчивый этнокультурный образ, проводить и освещать мероприятия, которые формируют коммуникативные связи в обществе, опираться на смысловую основу и ценностные компоненты этнокультурного образа.
На сегодняшний день для города Бийска особенно актуальным является формирование и создание культурного имиджа своего города. Это крупный научный и промышленный центр Южной Сибири, Наукоград. Город краевого значения. Однако в городских СМИ Бийска мы не находим адекватной стратегии формирования медиаобраза культурного городского пространства. Причины мы находим в системном кризисе, связанном, в частности, со следующими факторами:
• отсутствие самих культурных мероприятий;
• кадровый кризис в муниципальных изданиях;
• финансовые трудности муниципальных изданий;
• потеря аудитории;
• неспособность издания работать в условиях новых цифровых форматов.
Самое важное в культуре - это доступность для читателя. Проблема культурной бедности становится все более актуальной для Бийска. При проведении исследования мы выяснили главные проблемы формирования медиаобраза городского культурного пространства на примере газеты «Бийский рабочий»:
1. Отсутствие культурных мероприятий в городе, в связи с чем в рубрике «культура» можно увидеть довольно мало интересной информации для любителя данной темы.
2. Отсутствие молодых кадров в газете.
3. Финансовая поддержка.
4. Переход с печатных СМИ на Интернет-площадки, что не для всех читателей считается удобным. Как отметил главный редактор газеты «Бийский Рабочий» Н. А. Каршева, в редакцию обращаются с просьбой выписывать газету хотя бы в PDF формате, потому что читать на сайте неудобно.
5. На рубрику «Культура» в газете «Бийский рабочий» отправляются «набивать руку» молодые кадры. Возможно, именно из-за этого культурное пространство города освещается не так, как хотелось бы видеть читателю.
Отсюда вытекает важная роль средств массовой информации в постановке и решении проблем в сфере культуры. В связи с этим, в своей квалификационной работе, мы рассмотрели и проанализировали публикации газеты «Бийский рабочий» под рубрикой «Культура», выполненные автором этой дипломной работы.
«Рисует как дышит». В материале рассказывается история юной художницы православной школы, которая удивила своими работами даже члена Союза художников России (см. прил. 1).
«Памяти сердечный отголосок». Материал знакомит читателей с двумя событиями: Шукшинскими чтениями и открытием выставки члена Союза художников России Юрия Капустина (см. прил. 2).
«Теплый дом». Знакомит жителей города с человеком-легендой, директором культурно-спортивного Центра Игорем Лагутиным, который поддерживает талантливую молодежь (см. прил. 3).
«А стройотряды не терпят фальши». Публикация знакомит читателей с молодежью города, которая активно занимается творческой и спортивной деятельностью, благодаря Студенческим Отрядам Бийска (см. прил. 4).
«Святое место в центре города». Материал рассказывает про самый значимый историко-архитектурный комплекс - Архиерейское подворье, подобного памятника нет больше в регионе. Здесь горожане и гости города знакомятся не только с историей создания бийской крепости, историей православия на Алтае и в Сибири (см. прил. 5).
Публикации, которые были представлены в творческой работе, связанны с освещением культурных событий города и несут в себе позитивный характер, а так же, акцентируют внимание читателя на их значимости не только для города, но и для Российских СМИ.
Таким образом, в выпускной квалификационной работе были выполнены поставленные задачи:
• на основании теоретической базы было изучено понятие «медиаобраз»;
• была определена роль региональных СМИ в формировании имиджа территории;
• были описаны инструменты для формирования медиаобраза в медиатекстах печатных СМИ;
• в газету «Бийский рабочий» были написаны авторские материалы, которые, по нашему мнению, являются примером для формирования медиаобраза культурного городского пространства Бийска ;
• наконец, был произведен анализ авторских материалов, который показал их эффективность для формирования имиджа территории - города Бийска.
Данная работа в дальнейшем может быть расширена и продолжена. Формирование медиаобраза культурного городского пространства в СМИ на сегодняшний день мало изучено, важные аспекты не затрагиваются. Перспективой дальнейших исследований может послужить изучение медиаобраза для других регионов.
Медиаобраз был рассмотрен как предмет научного исследования. Многие регионы России хотят создать определенный имидж и образ своей территории, потому что именно это является одним из главных региональных регуляторов. А производство и потребление медиаобраза в СМИ является неотъемлемой частью современного информационного общества.
По итогам исследования в первой главе мы пришли к выводу, что понятия «образ», «медиаобраз» и «имидж» напрямую взаимосвязаны. Говоря о соотношении понятий, необходимо сказать, что «медиаобраз» включает в себя понятие «образ», но становится более специализированным, описывая только представление в СМИ образа малой территории, персоны или целого государства. Имидж и бренд связаны с конкретной территорией, они описывают и характеризуют то, насколько позитивный или негативный образ субъекта создается в медиапространстве.
Мы также заключили, что медиаобраз территории формируется при помощи определенных инструментов. Основные приемы: акцентирование внимания на самобытности региона, указание на значимость культурного героя, деятеля культуры или искусства, акцент на уникальности событий, явлений, наследия. Чтобы продвинуть территорию и сделать её более привлекательной, необходимо формировать устойчивый этнокультурный образ, проводить и освещать мероприятия, которые формируют коммуникативные связи в обществе, опираться на смысловую основу и ценностные компоненты этнокультурного образа.
На сегодняшний день для города Бийска особенно актуальным является формирование и создание культурного имиджа своего города. Это крупный научный и промышленный центр Южной Сибири, Наукоград. Город краевого значения. Однако в городских СМИ Бийска мы не находим адекватной стратегии формирования медиаобраза культурного городского пространства. Причины мы находим в системном кризисе, связанном, в частности, со следующими факторами:
• отсутствие самих культурных мероприятий;
• кадровый кризис в муниципальных изданиях;
• финансовые трудности муниципальных изданий;
• потеря аудитории;
• неспособность издания работать в условиях новых цифровых форматов.
Самое важное в культуре - это доступность для читателя. Проблема культурной бедности становится все более актуальной для Бийска. При проведении исследования мы выяснили главные проблемы формирования медиаобраза городского культурного пространства на примере газеты «Бийский рабочий»:
1. Отсутствие культурных мероприятий в городе, в связи с чем в рубрике «культура» можно увидеть довольно мало интересной информации для любителя данной темы.
2. Отсутствие молодых кадров в газете.
3. Финансовая поддержка.
4. Переход с печатных СМИ на Интернет-площадки, что не для всех читателей считается удобным. Как отметил главный редактор газеты «Бийский Рабочий» Н. А. Каршева, в редакцию обращаются с просьбой выписывать газету хотя бы в PDF формате, потому что читать на сайте неудобно.
5. На рубрику «Культура» в газете «Бийский рабочий» отправляются «набивать руку» молодые кадры. Возможно, именно из-за этого культурное пространство города освещается не так, как хотелось бы видеть читателю.
Отсюда вытекает важная роль средств массовой информации в постановке и решении проблем в сфере культуры. В связи с этим, в своей квалификационной работе, мы рассмотрели и проанализировали публикации газеты «Бийский рабочий» под рубрикой «Культура», выполненные автором этой дипломной работы.
«Рисует как дышит». В материале рассказывается история юной художницы православной школы, которая удивила своими работами даже члена Союза художников России (см. прил. 1).
«Памяти сердечный отголосок». Материал знакомит читателей с двумя событиями: Шукшинскими чтениями и открытием выставки члена Союза художников России Юрия Капустина (см. прил. 2).
«Теплый дом». Знакомит жителей города с человеком-легендой, директором культурно-спортивного Центра Игорем Лагутиным, который поддерживает талантливую молодежь (см. прил. 3).
«А стройотряды не терпят фальши». Публикация знакомит читателей с молодежью города, которая активно занимается творческой и спортивной деятельностью, благодаря Студенческим Отрядам Бийска (см. прил. 4).
«Святое место в центре города». Материал рассказывает про самый значимый историко-архитектурный комплекс - Архиерейское подворье, подобного памятника нет больше в регионе. Здесь горожане и гости города знакомятся не только с историей создания бийской крепости, историей православия на Алтае и в Сибири (см. прил. 5).
Публикации, которые были представлены в творческой работе, связанны с освещением культурных событий города и несут в себе позитивный характер, а так же, акцентируют внимание читателя на их значимости не только для города, но и для Российских СМИ.
Таким образом, в выпускной квалификационной работе были выполнены поставленные задачи:
• на основании теоретической базы было изучено понятие «медиаобраз»;
• была определена роль региональных СМИ в формировании имиджа территории;
• были описаны инструменты для формирования медиаобраза в медиатекстах печатных СМИ;
• в газету «Бийский рабочий» были написаны авторские материалы, которые, по нашему мнению, являются примером для формирования медиаобраза культурного городского пространства Бийска ;
• наконец, был произведен анализ авторских материалов, который показал их эффективность для формирования имиджа территории - города Бийска.
Данная работа в дальнейшем может быть расширена и продолжена. Формирование медиаобраза культурного городского пространства в СМИ на сегодняшний день мало изучено, важные аспекты не затрагиваются. Перспективой дальнейших исследований может послужить изучение медиаобраза для других регионов.



