Дискурсивные характеристики медиатекста в социальной сети ВКонтакте
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ . 8
1.1. Современный медиатекст как дискурс 8
1.2. Дискурсивные характеристики медиатекста в интернет-среде 14
1.2.1. Гипертекстуальность 18
1.2.2. Интертекстуальность 23
1.2.3. Креолизованность 26
ГЛАВА 2. ДИСКУРСИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕДИАТЕКСТА В
СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКонтакте» 36
2.1. Социальная сеть «ВКонтакте» как медиаплощадка 36
2.2. Исследование функционирования медиатекста в социальной сети
«ВКонтакте» 42
2.2.1. Гипертекстуальность медиатекста в социальной сети
«ВКонтакте» 45
2.2.2. Интертекстуальность медиатекста в социальной сети
«ВКонтакте» 51
2.2.3. Креолизованность медиатекста в социальной сети «ВКонтакте» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ . 8
1.1. Современный медиатекст как дискурс 8
1.2. Дискурсивные характеристики медиатекста в интернет-среде 14
1.2.1. Гипертекстуальность 18
1.2.2. Интертекстуальность 23
1.2.3. Креолизованность 26
ГЛАВА 2. ДИСКУРСИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕДИАТЕКСТА В
СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКонтакте» 36
2.1. Социальная сеть «ВКонтакте» как медиаплощадка 36
2.2. Исследование функционирования медиатекста в социальной сети
«ВКонтакте» 42
2.2.1. Гипертекстуальность медиатекста в социальной сети
«ВКонтакте» 45
2.2.2. Интертекстуальность медиатекста в социальной сети
«ВКонтакте» 51
2.2.3. Креолизованность медиатекста в социальной сети «ВКонтакте» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современном интернет-пространстве медиатекст всё больше распространяется, становится популярным среди массовой и узкой аудитории. Современные исследователи изучают медиатекст как дискурс, принимая во внимание особенности его отражения в информационном пространстве.
Трудно представить современный мир без контента, который окружает человека в интернете, а в особенности, в социальных сетях. Долгое время информативная функция интернета признавалась главной. Но сегодня, с появлением и развитием, в частности, медиатекста, функционал сети расширился. Теперь пользователи стремятся коммуницировать в сети, активно комментируют контент, взаимодействуют с ним.
Изменения в обществе, культуре, технологический прогресс влекут за собой трансформацию языка, который приспосабливается в меняющейся реальности, приобретает особые черты в интернет-дискурсе. Нет сомнений в том, что язык современного медиатекста и язык литературы, публицистики прошлого - два совершенно разных типа коммуникации.
Актуальность данной работы можно обосновать и тем, что в новой коммуникационной среде необходимо тщательно исследовать способы реализации медиатекста, особенности его воплощения.
С распространением онлайн-общения все больше и больше предпринимаются попытки изучить его как процесс, происходящий в различных дискурсивных пространствах. В данной работе на примере ряда медиатекстов, существующих как автономно, так и на разных площадках, будут определены условия дискурса и возможности различных социальных медиа воздействовать на содержание смыслов, создаваемых в их среде.
Исследователи в научных работах отмечают, что даже в том случае, когда используются разноплановые возможности в ряде социальных сетей для создания и передачи смыслов, - это не преднамеренная стратегия отдельного медиа. На каждой площадке медиатекст наполняется определенным смыслом.
Вышеописанное доказывает, что медиатексты в современной информационной среде имеют разные возможности убеждения и легитимации. Это происходит из-за сложностей избегания определенных условий производства, создания и распространения контента, регламентируемого политикой определенной социальной сети.
Социальная сеть как коммуникативное пространство создает способ производства, распространения и потребления контента, и в этом режиме осуществляется общение, взаимодействие аудитории и авторов контента. Отдавая должное особенностям каждой социальной сети, можно сказать, что в них формируются различные дискурсивные пространства.
Так, социальная сеть «ВКонтакте» предлагает богатые возможности для форм контента - автор может опубликовать статью, краткий пост с картинкой или разместить текстовое сообщение с несколькими смайлами. В зависимости от времени публикации и аудитории каждое из таких сообщений может быть воспринято положительно.
Объектом исследования является медиатекст в социальной сети «ВКонтакте».
Предмет исследования - дискурсивные характеристики медиатекста в социальной сети «ВКонтакте».
Цель данного исследования - выявить дискурсивные характеристики современного медиатекста в социальной сети «ВКонтакте».
Нами определены задачи, которые решались в рамках исследования и обозначенной цели:
■ изучить современный медиатекст как дискурс;
■ выделить дискурсивные характеристики медиатекста в интернет-среде;
■ охарактеризовать гипертекстуальные, интертекстуальные черты медиатекста, а также его креолизованность;
■ охарактеризовать социальную сеть «ВКонтакте» как медиаплощадку;
■ провести анализ функционирования медиатекста в социальной сети «ВКонтакте»;
■ провести анализ гипертекстуальности, интертекстуальности и креолизованности медиатекста в социальной сети «ВКонтакте».
Степень изученности проблемы.
В российских медиаисследованиях традиционно преобладает лингвистический подход к исследованию медиатекста, который изучается как поликодовый / креолизованный текст. Традиционный подход демонстрируется в трудах Т. Г. Добросклонской [Добросклонская 2008], Н. С. Валгиной [Валгина 2003], О. А. Ворониной [Воронина 2009], М. Б. Ворошиловой [Ворошилова 2007], Е. Е. Анисимовой [Анисимова 2003], Н. А. Ахреновой [Ахренова 2009, 2011], А. А. Бернацкой [Бернацкая 2000] и других.
Однако медиатекст в современных социальных сетях - более сложный феномен, и его специфика выходит за рамки обозначенного подхода. Поэтому современные исследователи концентрируются на разнообразных подходах к рассмотрению медиатекста, приводя разнообразные его функциональные специфические черты. Изучают медиатекст в социальных сетях такие исследователи как О. Р. Алевизаки, И. Б. Александрова [Алевизаки, Александрова 2021, с. 74-101], К. Аскарова [Аскарова 2018, с. 7¬9], Е. Н. Басовская, Т. А. Воронцова [Басовская, Воронцова 2020, с. 15-20], К. В. Дементьева [Дементьева 2020, с. 170-196], Г. Х. Кадырова [Кадырова 2016, с. 105-110] и другие.
В зарубежных научных трудах ученые концентрируются на описании специфики репрезентации медиатекстов в социальных медиа. Важно отметить в связи с описанием степени изученности проблемы, что большинство зарубежных научных трудов, в которых изучается медиатекст и его репрезентация в социальных сетях, написаны в 2007-2014 годах. Зарубежные исследователи, которые занимались изучением медиатекстов - Bo Han, Paul Cook, Timothy Baldwin [Han, Cook, Baldwin 2013], Timothy Baldwin, Paul Cook, Marco Lui, Andrew MacKinlay and Li Wang [Baldwin, Cook, Lui, MacKinlay, Wang 2013], Hutto, C., & Gilbert, E. [Hutto, Gilbert 2014], Wu Hea, Shenghua Zhab, Ling Li [Hea, Zhab, Li 2013] и другие.
Степень изученности проблемы репрезентации медиатекстов в социальных сетях в современном мире говорит о том, что существует проблема в изученности особенностей медиатекстов, определении спектра разнообразия их форматов и жанров.
В связи с вышеописанным мы можем констатировать, что проблема исследования состоит в необходимости определить форматные особенности современного медиатекста, уточнить его типологию.
Эмпирическая база исследования. В данной работе мы сосредоточились на особенностях реализации медиатекста в социальной сети «ВКонтакте», поскольку сегодня эта социальная сеть имеет самые значительные показатели среди русскоязычных пользователей. Для анализа в качестве эмпирической базы мы выбрали несколько официальных сообществ общероссийских изданий «Такие дела», «Комсомольская правда», «Ведомости», «Коммерсантъ», а также региональных - «Толк» и «Алтапресс». В выборку вошло по 30 материалов с гиперссылками, креолизованностью, интертекстуальностью каждого издания за период с 1.01.22 по 28.05.22. Чтобы уточнить разновидности гиперссылок, креолизации и интертекстуальности в современных медиатекстах в социальной сети «ВКонтакте», мы воспользовались несколькими классификациями.
Научная гипотеза исследования в представленной работе - современный медиатекст функционирует в социальных сетях как самостоятельный феномен, приобретая дискурсивные черты, отличные от традиционных характеристик.
Новизна исследования содержится в ряде достижений, которые были сделаны в рамках исследования:
■ в работе предпринимается попытка определить роль современного медиатекста в социальных сетях в коммуникативной среде;
■ в выпускной квалификационной работе проводится анализ материалов медиатекстов в социальной сети «ВКонтакте»;
■ выводы по результатам анализа медиатекстов в социальной сети «ВКонтакте» позволяют охарактеризовать специфические черты современного медиатекста, а также представить авторскую типологию медиатекстов.
Методы исследования. В данной работе ключевыми методами исследования эмпирического материала стали контент-анализ и дискурс- анализ медиатекстов в социальной сети «ВКонтакте».
Данное исследование можно представить, как аналитико-обобщающее. В нем были использованы как общенаучные, так и специальные методы, что позволило составить авторскую типологию функционирования современного медиатекста в социальной сети «ВКонтакте», обозначить новые параметры реализации медиатекстов в современной коммуникативной среде.
Теоретическая значимость исследования содержится в обобщении результатов трудов отечественных и зарубежных исследователей, представлении нового взгляда на контент в социальных сетях, попытке осмыслить его характерные особенности.
Практическая значимость исследования. Данное исследование ценно для журналистов-практиков, которые работают с медиатекстами и хотят сделать их отличительными. Также исследование может быть актуально для студентов, которые занимаются изучением или написанием медиатекстов.
Структура работы. Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.
Трудно представить современный мир без контента, который окружает человека в интернете, а в особенности, в социальных сетях. Долгое время информативная функция интернета признавалась главной. Но сегодня, с появлением и развитием, в частности, медиатекста, функционал сети расширился. Теперь пользователи стремятся коммуницировать в сети, активно комментируют контент, взаимодействуют с ним.
Изменения в обществе, культуре, технологический прогресс влекут за собой трансформацию языка, который приспосабливается в меняющейся реальности, приобретает особые черты в интернет-дискурсе. Нет сомнений в том, что язык современного медиатекста и язык литературы, публицистики прошлого - два совершенно разных типа коммуникации.
Актуальность данной работы можно обосновать и тем, что в новой коммуникационной среде необходимо тщательно исследовать способы реализации медиатекста, особенности его воплощения.
С распространением онлайн-общения все больше и больше предпринимаются попытки изучить его как процесс, происходящий в различных дискурсивных пространствах. В данной работе на примере ряда медиатекстов, существующих как автономно, так и на разных площадках, будут определены условия дискурса и возможности различных социальных медиа воздействовать на содержание смыслов, создаваемых в их среде.
Исследователи в научных работах отмечают, что даже в том случае, когда используются разноплановые возможности в ряде социальных сетей для создания и передачи смыслов, - это не преднамеренная стратегия отдельного медиа. На каждой площадке медиатекст наполняется определенным смыслом.
Вышеописанное доказывает, что медиатексты в современной информационной среде имеют разные возможности убеждения и легитимации. Это происходит из-за сложностей избегания определенных условий производства, создания и распространения контента, регламентируемого политикой определенной социальной сети.
Социальная сеть как коммуникативное пространство создает способ производства, распространения и потребления контента, и в этом режиме осуществляется общение, взаимодействие аудитории и авторов контента. Отдавая должное особенностям каждой социальной сети, можно сказать, что в них формируются различные дискурсивные пространства.
Так, социальная сеть «ВКонтакте» предлагает богатые возможности для форм контента - автор может опубликовать статью, краткий пост с картинкой или разместить текстовое сообщение с несколькими смайлами. В зависимости от времени публикации и аудитории каждое из таких сообщений может быть воспринято положительно.
Объектом исследования является медиатекст в социальной сети «ВКонтакте».
Предмет исследования - дискурсивные характеристики медиатекста в социальной сети «ВКонтакте».
Цель данного исследования - выявить дискурсивные характеристики современного медиатекста в социальной сети «ВКонтакте».
Нами определены задачи, которые решались в рамках исследования и обозначенной цели:
■ изучить современный медиатекст как дискурс;
■ выделить дискурсивные характеристики медиатекста в интернет-среде;
■ охарактеризовать гипертекстуальные, интертекстуальные черты медиатекста, а также его креолизованность;
■ охарактеризовать социальную сеть «ВКонтакте» как медиаплощадку;
■ провести анализ функционирования медиатекста в социальной сети «ВКонтакте»;
■ провести анализ гипертекстуальности, интертекстуальности и креолизованности медиатекста в социальной сети «ВКонтакте».
Степень изученности проблемы.
В российских медиаисследованиях традиционно преобладает лингвистический подход к исследованию медиатекста, который изучается как поликодовый / креолизованный текст. Традиционный подход демонстрируется в трудах Т. Г. Добросклонской [Добросклонская 2008], Н. С. Валгиной [Валгина 2003], О. А. Ворониной [Воронина 2009], М. Б. Ворошиловой [Ворошилова 2007], Е. Е. Анисимовой [Анисимова 2003], Н. А. Ахреновой [Ахренова 2009, 2011], А. А. Бернацкой [Бернацкая 2000] и других.
Однако медиатекст в современных социальных сетях - более сложный феномен, и его специфика выходит за рамки обозначенного подхода. Поэтому современные исследователи концентрируются на разнообразных подходах к рассмотрению медиатекста, приводя разнообразные его функциональные специфические черты. Изучают медиатекст в социальных сетях такие исследователи как О. Р. Алевизаки, И. Б. Александрова [Алевизаки, Александрова 2021, с. 74-101], К. Аскарова [Аскарова 2018, с. 7¬9], Е. Н. Басовская, Т. А. Воронцова [Басовская, Воронцова 2020, с. 15-20], К. В. Дементьева [Дементьева 2020, с. 170-196], Г. Х. Кадырова [Кадырова 2016, с. 105-110] и другие.
В зарубежных научных трудах ученые концентрируются на описании специфики репрезентации медиатекстов в социальных медиа. Важно отметить в связи с описанием степени изученности проблемы, что большинство зарубежных научных трудов, в которых изучается медиатекст и его репрезентация в социальных сетях, написаны в 2007-2014 годах. Зарубежные исследователи, которые занимались изучением медиатекстов - Bo Han, Paul Cook, Timothy Baldwin [Han, Cook, Baldwin 2013], Timothy Baldwin, Paul Cook, Marco Lui, Andrew MacKinlay and Li Wang [Baldwin, Cook, Lui, MacKinlay, Wang 2013], Hutto, C., & Gilbert, E. [Hutto, Gilbert 2014], Wu Hea, Shenghua Zhab, Ling Li [Hea, Zhab, Li 2013] и другие.
Степень изученности проблемы репрезентации медиатекстов в социальных сетях в современном мире говорит о том, что существует проблема в изученности особенностей медиатекстов, определении спектра разнообразия их форматов и жанров.
В связи с вышеописанным мы можем констатировать, что проблема исследования состоит в необходимости определить форматные особенности современного медиатекста, уточнить его типологию.
Эмпирическая база исследования. В данной работе мы сосредоточились на особенностях реализации медиатекста в социальной сети «ВКонтакте», поскольку сегодня эта социальная сеть имеет самые значительные показатели среди русскоязычных пользователей. Для анализа в качестве эмпирической базы мы выбрали несколько официальных сообществ общероссийских изданий «Такие дела», «Комсомольская правда», «Ведомости», «Коммерсантъ», а также региональных - «Толк» и «Алтапресс». В выборку вошло по 30 материалов с гиперссылками, креолизованностью, интертекстуальностью каждого издания за период с 1.01.22 по 28.05.22. Чтобы уточнить разновидности гиперссылок, креолизации и интертекстуальности в современных медиатекстах в социальной сети «ВКонтакте», мы воспользовались несколькими классификациями.
Научная гипотеза исследования в представленной работе - современный медиатекст функционирует в социальных сетях как самостоятельный феномен, приобретая дискурсивные черты, отличные от традиционных характеристик.
Новизна исследования содержится в ряде достижений, которые были сделаны в рамках исследования:
■ в работе предпринимается попытка определить роль современного медиатекста в социальных сетях в коммуникативной среде;
■ в выпускной квалификационной работе проводится анализ материалов медиатекстов в социальной сети «ВКонтакте»;
■ выводы по результатам анализа медиатекстов в социальной сети «ВКонтакте» позволяют охарактеризовать специфические черты современного медиатекста, а также представить авторскую типологию медиатекстов.
Методы исследования. В данной работе ключевыми методами исследования эмпирического материала стали контент-анализ и дискурс- анализ медиатекстов в социальной сети «ВКонтакте».
Данное исследование можно представить, как аналитико-обобщающее. В нем были использованы как общенаучные, так и специальные методы, что позволило составить авторскую типологию функционирования современного медиатекста в социальной сети «ВКонтакте», обозначить новые параметры реализации медиатекстов в современной коммуникативной среде.
Теоретическая значимость исследования содержится в обобщении результатов трудов отечественных и зарубежных исследователей, представлении нового взгляда на контент в социальных сетях, попытке осмыслить его характерные особенности.
Практическая значимость исследования. Данное исследование ценно для журналистов-практиков, которые работают с медиатекстами и хотят сделать их отличительными. Также исследование может быть актуально для студентов, которые занимаются изучением или написанием медиатекстов.
Структура работы. Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.
В данной работе были исследованы дискурсивные характеристики современного медиатекста в социальной сети «ВКонтакте». В ходе исследования были изучены медиатексты ведущих федеральных изданий, а также нескольких региональных СМИ в социальной сети «ВК».
По итогам исследования мы сделали следующие выводы.
В теоретическом исследовании было выявлено, что термин «медиатекст» был впервые введен в 90-х годах XX века в англоязычной научной литературе. Значительный вклад в исследование медиатекста внесла исследователь Т. Г. Добросклонская, составившая типологию языковых характеристик современного медиатекста. Исследователь ввела новое понятие в научный дискурс - «медиалингвистика». Дисциплина включает в себя системный, многоаспектный подход к исследованию языка СМИ, помогает определить медиатекст как центр анализа.
Сегодня теория медиатекста признается в научном дискурсе самостоятельным разделом, имеющим отношение к теории медиатекста. Специфика медиатекста связана с внешними условиями его реализации: характер информации, не поставленное на поток производство, коллективное создание медиапродукта, опосредованность общения и специфический характер обратной связи, значимость технических средств.
Основными категориями медиатекста являются медийность, массовость, интерактивность (которая также именуется поликодовостью), открытость.
Гипертекстуальность - система гиперссылок в любых медиатекстах, в основном представленная в интернет-СМИ. Гипертекстуальность играет большую роль в специфике подачи информации, описания инфоповода, особенностях подачи инфоповода, потому что определяет стратегии работы в информационном поле. У аудитории появляется возможность наиболее активно, а также выборочно ориентироваться по текстам издания.
Интертекстуальность - цитация или привлечение дополнительного контекста в медиатекстах. Чаще всего в материалах СМИ сегодня встречается именно цитирование, основные свойства которых - функция наиболее четкой передачи фрагмента сообщения, функция ссылки на авторитет, «документирования авторитетом», пиар-продвижения, аргументации, подмены ответственности, оценки.
Креолизованный текст - сложное текстовое образование, состоящее из вербальных и невербальных компонентов. Визуальный и текстовые компоненты в этих текстах сосуществуют и не могут обособленно реализовывать задумку автора.
В современном мире человек с трудом представляет свою жизнь без социальных сетей. Именно с их помощью человек может непринужденно общаться, дискуссировать в комментариях, выбирать сообщества по интересам. Современные социальные сети предлагают массу новых принципов размещения контента.
Особенность социальной сети «ВКонтакте» не только в её широкой распространенности, но и в широкой аудитории: помимо подростков и студентов в этом медиа представлен средний в взрослый сегмент аудитории. Экосистема «ВК», которая продолжает формироваться и сейчас, предлагает разноплановые способы вовлечения пользователя, что может помочь журналистам создавать более необычный контент: все больше размещается вертикальных видео в клипах, статей на страницах пользователей - в целом вербально-невербальный контент в социальной сети становится основным.
Также в практическом исследовании мы проанализировали материалы нескольких разных СМИ в «ВК» на предмет представленности в них гипертекстуального, интертекстуального и креолизованного медиатекста. По результатам контент-анализа мы заключили, что абсолютное большинство гиперссылок относится к категории «источник новой/дополнительной информации», некоторые материалы дают характеристику контенту. Меньше всего представлены гиперссылки по целевому назначению, технической взаимосвязи площадки социальной сети и сайта.
В большинстве СМИ по типу интертекстуальности обычно используется цитирование экспертов, героев, реже собственные интертекстуальные знаки. При сравнении распределения интертекстуальных публикаций в разных СМИ мы заключили, что больше всего непосредственно интертекстуальных знаков используется в «Таких делах» и региональном издании «Алтапресс». Такие знаки производить непросто, так как они требуют большого базиса журналиста и специалиста по продвижению в социальных сетях: чтобы оперировать отсылками к культуре, искусству, истории, нужно отлично понимать контекст. Но влияние на распределение оказывает и то, что в деловых СМИ отсылки к контексту могут быть и не нужны: читатели хотят быстро узнать точную информацию о том, что происходит, чтобы урегулировать бизнес, продвинуть услуги, развить компанию в соответствии с теми или иными данными. Значительное число непосредственно интертекстуальных знаков представлено также в издании «Комсомольская правда», которое ориентировано на массовую аудиторию и, следовательно, достаточно часто работает в рубриках «общество», «культура», «образование», где могут быть нужны и эффективны отсылки.
По креолизации большинство из проанализированных текстов относятся к виду «текст + изображение», меньше всего представлено равенство текста и изображения, поскольку создать такой медиатекст достаточно сложно, он не соответствует наиболее часто встречающимся жанрам и форматам.
Единство вербального и невербального содержаний наблюдается в жанре статьи, а также в форматах инфографики, спецпроектах, подборках. Этот тип креолизации медиатекста наиболее сложен, так как журналисту необходимо четко соотносить визуальную и текстовую составляющие, устанавливать между ними связи взаимодействия.
По итогам исследования мы сделали следующие выводы.
В теоретическом исследовании было выявлено, что термин «медиатекст» был впервые введен в 90-х годах XX века в англоязычной научной литературе. Значительный вклад в исследование медиатекста внесла исследователь Т. Г. Добросклонская, составившая типологию языковых характеристик современного медиатекста. Исследователь ввела новое понятие в научный дискурс - «медиалингвистика». Дисциплина включает в себя системный, многоаспектный подход к исследованию языка СМИ, помогает определить медиатекст как центр анализа.
Сегодня теория медиатекста признается в научном дискурсе самостоятельным разделом, имеющим отношение к теории медиатекста. Специфика медиатекста связана с внешними условиями его реализации: характер информации, не поставленное на поток производство, коллективное создание медиапродукта, опосредованность общения и специфический характер обратной связи, значимость технических средств.
Основными категориями медиатекста являются медийность, массовость, интерактивность (которая также именуется поликодовостью), открытость.
Гипертекстуальность - система гиперссылок в любых медиатекстах, в основном представленная в интернет-СМИ. Гипертекстуальность играет большую роль в специфике подачи информации, описания инфоповода, особенностях подачи инфоповода, потому что определяет стратегии работы в информационном поле. У аудитории появляется возможность наиболее активно, а также выборочно ориентироваться по текстам издания.
Интертекстуальность - цитация или привлечение дополнительного контекста в медиатекстах. Чаще всего в материалах СМИ сегодня встречается именно цитирование, основные свойства которых - функция наиболее четкой передачи фрагмента сообщения, функция ссылки на авторитет, «документирования авторитетом», пиар-продвижения, аргументации, подмены ответственности, оценки.
Креолизованный текст - сложное текстовое образование, состоящее из вербальных и невербальных компонентов. Визуальный и текстовые компоненты в этих текстах сосуществуют и не могут обособленно реализовывать задумку автора.
В современном мире человек с трудом представляет свою жизнь без социальных сетей. Именно с их помощью человек может непринужденно общаться, дискуссировать в комментариях, выбирать сообщества по интересам. Современные социальные сети предлагают массу новых принципов размещения контента.
Особенность социальной сети «ВКонтакте» не только в её широкой распространенности, но и в широкой аудитории: помимо подростков и студентов в этом медиа представлен средний в взрослый сегмент аудитории. Экосистема «ВК», которая продолжает формироваться и сейчас, предлагает разноплановые способы вовлечения пользователя, что может помочь журналистам создавать более необычный контент: все больше размещается вертикальных видео в клипах, статей на страницах пользователей - в целом вербально-невербальный контент в социальной сети становится основным.
Также в практическом исследовании мы проанализировали материалы нескольких разных СМИ в «ВК» на предмет представленности в них гипертекстуального, интертекстуального и креолизованного медиатекста. По результатам контент-анализа мы заключили, что абсолютное большинство гиперссылок относится к категории «источник новой/дополнительной информации», некоторые материалы дают характеристику контенту. Меньше всего представлены гиперссылки по целевому назначению, технической взаимосвязи площадки социальной сети и сайта.
В большинстве СМИ по типу интертекстуальности обычно используется цитирование экспертов, героев, реже собственные интертекстуальные знаки. При сравнении распределения интертекстуальных публикаций в разных СМИ мы заключили, что больше всего непосредственно интертекстуальных знаков используется в «Таких делах» и региональном издании «Алтапресс». Такие знаки производить непросто, так как они требуют большого базиса журналиста и специалиста по продвижению в социальных сетях: чтобы оперировать отсылками к культуре, искусству, истории, нужно отлично понимать контекст. Но влияние на распределение оказывает и то, что в деловых СМИ отсылки к контексту могут быть и не нужны: читатели хотят быстро узнать точную информацию о том, что происходит, чтобы урегулировать бизнес, продвинуть услуги, развить компанию в соответствии с теми или иными данными. Значительное число непосредственно интертекстуальных знаков представлено также в издании «Комсомольская правда», которое ориентировано на массовую аудиторию и, следовательно, достаточно часто работает в рубриках «общество», «культура», «образование», где могут быть нужны и эффективны отсылки.
По креолизации большинство из проанализированных текстов относятся к виду «текст + изображение», меньше всего представлено равенство текста и изображения, поскольку создать такой медиатекст достаточно сложно, он не соответствует наиболее часто встречающимся жанрам и форматам.
Единство вербального и невербального содержаний наблюдается в жанре статьи, а также в форматах инфографики, спецпроектах, подборках. Этот тип креолизации медиатекста наиболее сложен, так как журналисту необходимо четко соотносить визуальную и текстовую составляющие, устанавливать между ними связи взаимодействия.
Подобные работы
- Проект визуальных коммуникаций студии красоты «Только Ты» в социальной сети «ВКонтакте»
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - КРЕАТИВНОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Диссертации (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2021 - Языковые особенности коммуникаций в социальных сетях
Курсовые работы, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Языковые средства разговорных жанров сети Интернет
Курсовые работы, филология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ АНГЛО- И НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ СПОРТСМЕНОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Практики репрезентации идентичности в онлайн-сетях (на примере студентов СПбГУ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Практики репрезентации идентичности в онлайн-сетях
(на примере студентов СПбГУ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОММЕНТАРИЯ В ДИСКУРСЕ КОРПОРАТИВНЫХ ГРУПП В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Концепция и производство развлекательно-образовательного подкаста о журналистике
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022



