Проблематика защиты прав заключенных в современных отечественных СМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ТЮРЬМЫ В
РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ 8
1.1. Литературные истоки тюремной проблематики 8
1.2. Динамика образа российской пенитенциарной системы в
литературе и журналистике XX века 15
1.3. Теоретико-методологические подходы к изучению медиаобраза
тюремного пространства 25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТЮРЕМНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СМИ И СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА 30
2.1. Проблема стереотипизации образа арестанта в современном
медиадискурсе 30
2.2. Образ российской тюрьмы и заключённых на материалах интернет-
СМИ и федеральных телеканалов 34
2.3. Специфика репрезентации образов российского заключенного и
тюрьмы в гражданской журналистике и блогах 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ТЮРЬМЫ В
РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ 8
1.1. Литературные истоки тюремной проблематики 8
1.2. Динамика образа российской пенитенциарной системы в
литературе и журналистике XX века 15
1.3. Теоретико-методологические подходы к изучению медиаобраза
тюремного пространства 25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТЮРЕМНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СМИ И СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА 30
2.1. Проблема стереотипизации образа арестанта в современном
медиадискурсе 30
2.2. Образ российской тюрьмы и заключённых на материалах интернет-
СМИ и федеральных телеканалов 34
2.3. Специфика репрезентации образов российского заключенного и
тюрьмы в гражданской журналистике и блогах 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В русском общественном сознании пространство тюрьмы веками воспринималось как враждебное человеку, не имеющее отношение к перевоспитанию, а связанное только с наказанием и унижением. В XXI веке несмотря на глобальные социально-экономические изменения в стране тюрьма остаётся «полем» многочисленных нерешённых проблем. Но в медиадискурсе, в поле общественных дискуссий они часто замалчиваются или подаются как незначительные. Образ арестанта в таком случае создается неоднозначный, в ряде СМИ нередко пугающий и стереотипный, а в ряде общественно-социальных медиа, напротив, романтизированный и позитивный.
Истоки тюремной проблематики широко представлены в литературной традиции, где тематика заключения, лишений в ограничении свобод становилась ключевой в разные эпохи, начина с 17 века и заканчивая современностью. Сегодня писатели продолжают работать над переосмыслением печального российского «лагерного опыта» XX века, существуют романы, описывающие жизнь арестанта уже в XXI веке.
Материал для анализа истоков тюремной проблематики широко представлен и активно переосмысляется критиками, литературоведами. Отмечается активизация проблемы в писательском творчестве. Ведь только в начале XXI века современные классики публикуют такие произведения, как «По тюрьмам» (Эдуард Лимонов), «Сажайте, и вырастет» (Андрей Рубанов), «Современные тюрьмы: от авторитета до олигарха» (Валерий Карышев). А в 2010-е годы выходят «Обитель» Захара Прилепина, «Авиатор» Евгения Водолазкина, «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной.
В 2008 году журналистка Ольга Романова издает книгу «Русь сидящая». В описании подчеркивается, что героями выступают настоящие люди, которые так или иначе попали «под каток российского правосудия». Истории этих людей - не выдумка, а значит, могут претендовать на журналистскую новизну. Как и роман Михаила Ходорковского «Тюремные люди», написанный позже - в 2013 году. Автор, который провел в тюрьме без малого девять лет, рассказывает о том, что её обитатели отнюдь не конченые люди. Его герои живут по законам чести и справедливости. А вот отношение к ним ровно противоположное.
Но в литературном творчестве к социально-юридической пенитенциарной проблематике так или иначе добавляется и творческий вымысел. Напротив, СМИ имеют возможность при помощи фактов и документальных свидетельств вскрыть многие проблемы системы. Однако в информационных жанрах СМИ встречается зачастую только описание совершенного преступления с комментарием следственных служб. Наиболее объемные материалы обычно пишут в самиздатах, таких как «Батенька, да вы трансформер». Они публикуются в отдельных рубриках в формате истории от первого лица. Проправительственные СМИ предпочитают эту тему не затрагивать, либо использовать исключительно новостные форматы.
Поэтому представляется актуальным выявить современные тенденции в репрезентации тюремной проблематики. Через представленность проблем в пенитенциарной системе России в медиадискурсе возможно оценить сам масштаб социальных задач по реновации, исправлению самой исправительной системы, которая до сих пор в своём названии сохраняет безальтернативно слово «наказание». Важным эти задачи также выглядят на фоне крайне небольшого количества исследований данной тематики и на фоне того, что «Россия по-прежнему оправдывает название «страны тюрем», занимая второе место в мире по доле заключенных в составе населения» [Ясавеев 2010, с. 53].
Исследователь И. Г. Ясавеев в статье «Сижу за решеткой»: медиаобразы российских заключенных» проанализировал сообщения Первого канала о местах лишения свободы и заключенных в нашей стране с 2006 по 2008 год. Этот период считается существенным скачком, поскольку количество заключенных увеличилось до 890 тысяч. И. Г. Ясавеев сетует на общий посыл видеосюжетов: нет ни слова о том, что Россия занимает 2 место в мире после США по количеству отбывающих наказание и, что самое главное, «в новостях постоянно воспроизводится и поддерживается стереотип, согласно которому заключенные - это «чужие» в культурном отношении люди, они постоянно помышляют о побеге и опасны для окружающих, и который подкрепляет столь распространенные в России репрессивные установки в отношении правонарушителей («вор должен сидеть в тюрьме»)» [Ясавеев 2010, с. 66].
Степень изученности темы. Тема тюрем в российской науке отражена слабо. Немногие исследователи описывают тюремный быт или проблематику защиты гражданских прав заключенных. Тем не менее, существуют исследования В. А. Касамара, Е. А. Мансковой, А. А. Сорокина, Д. С. Татаренковой, И. Г. Ясавеева, а также литература, которая породила проблематику: «Житие Протопопа Аввакума» Аввакума Петрова, произведения Ф. М. Достоевского, «Архипелаг Гулаг» И. И. Солженицына и т.д. Также исследование опирается на работы Д. Э. Горбаль, Ю. Н. Драчевой, О. В. Корженевой по формированию медиаобраза в СМИ.
Объект исследования: журналистские материалы тюремной проблематики в интернет-изданиях и блогах.
Предмет исследования: специфика образов заключенного и тюремного пространства в современном российском медиадискурсе.
Цель исследования: выявить типовые образы, тематические и жанровые стратегии материалов отечественных СМИ, посвящённых проблематике тюремного заключения.
Поставленная цель осуществляется решением ряда исследовательских задач:
1. Рассмотреть литературные истоки «лагерной темы».
2. Охарактеризовать процессы формирования устоявшегося в отечественной литературной традиции образа тюремного пространства в XX веке.
3. Дать оценку стереотипизации образа арестанта в российских СМИ и отход от стереотипов в современной гражданской журналистике (общественно-социальных медиа).
4. Проанализировать текстовые публикации, документальные фильмы в федеральных интернет-СМИ и блогах на предмет формирования образа российской тюрьмы и арестанта.
5. Выявить специфику формируемого в медиадискурсе образа арестанта и тюрьмы современной России.
Гипотеза данного исследования: образ заключенного в российских федеральных СМИ стереотипен (заключенные - «чужие» в социальном плане люди), тогда как в гражданской журналистике заключенные предстают оступившимися, осужденными неправомерно, обсуждается реновация системы тюрем.
Эмпирическая база исследования (материал исследования). Для контент-анализа выбраны сюжеты и публикации федеральных порталов «Россия 1», «Россия 24», «Первый канал», качественных бизнес-изданий «Коммерсантъ» и «Ведомости», информационного агентства «Интерфакс» (в т.ч. подкасты), изданий «Новая газета», «Snob», «Lenta.ru», портала гражданской журналистики «Батенька, да вы трансформер» за 2020, 2021 и 2022 годы, а также каналов «А поговорить?», «Редакция».
Методы исследования. В исследовании был использован широкий спектр методов анализа: метод семантического и семиотического анализа медиатекста, качественный и количественный контент-анализы. Использовались традиционные методы научного исследования, к которым относятся семантический анализ, синтез, типологизация, классификация.
Новизна исследования: в современной журналистской практике выявлено две стратегии репрезентации тюремной действительности. Государственные медиа и федеральные интернет-издания формируют образ российского заключённого как нераскаявшегося преступника, осуждённого справедливо и тюремного пространства как зоны наказания, подчинённой порядку закона и контроля. Независимые СМИ и гражданские журналисты предлагают другой набор образов и репрезентаций, делая невозможным формирование одного стереотипного образа современного тюремного пространства.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования могут дать материал для дальнейших современных исследований представленности тюремной проблематики в современном медиадискурсе.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в разработке концепций реновации отдельных исправительных учреждений или пенитенциарной системы в целом. Исследование направлено на решение конкретных выявленных в нём проблем УФСИН: защита прав заключённых, условия содержания, психологическая помощь заключённым и т.п.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Истоки тюремной проблематики широко представлены в литературной традиции, где тематика заключения, лишений в ограничении свобод становилась ключевой в разные эпохи, начина с 17 века и заканчивая современностью. Сегодня писатели продолжают работать над переосмыслением печального российского «лагерного опыта» XX века, существуют романы, описывающие жизнь арестанта уже в XXI веке.
Материал для анализа истоков тюремной проблематики широко представлен и активно переосмысляется критиками, литературоведами. Отмечается активизация проблемы в писательском творчестве. Ведь только в начале XXI века современные классики публикуют такие произведения, как «По тюрьмам» (Эдуард Лимонов), «Сажайте, и вырастет» (Андрей Рубанов), «Современные тюрьмы: от авторитета до олигарха» (Валерий Карышев). А в 2010-е годы выходят «Обитель» Захара Прилепина, «Авиатор» Евгения Водолазкина, «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной.
В 2008 году журналистка Ольга Романова издает книгу «Русь сидящая». В описании подчеркивается, что героями выступают настоящие люди, которые так или иначе попали «под каток российского правосудия». Истории этих людей - не выдумка, а значит, могут претендовать на журналистскую новизну. Как и роман Михаила Ходорковского «Тюремные люди», написанный позже - в 2013 году. Автор, который провел в тюрьме без малого девять лет, рассказывает о том, что её обитатели отнюдь не конченые люди. Его герои живут по законам чести и справедливости. А вот отношение к ним ровно противоположное.
Но в литературном творчестве к социально-юридической пенитенциарной проблематике так или иначе добавляется и творческий вымысел. Напротив, СМИ имеют возможность при помощи фактов и документальных свидетельств вскрыть многие проблемы системы. Однако в информационных жанрах СМИ встречается зачастую только описание совершенного преступления с комментарием следственных служб. Наиболее объемные материалы обычно пишут в самиздатах, таких как «Батенька, да вы трансформер». Они публикуются в отдельных рубриках в формате истории от первого лица. Проправительственные СМИ предпочитают эту тему не затрагивать, либо использовать исключительно новостные форматы.
Поэтому представляется актуальным выявить современные тенденции в репрезентации тюремной проблематики. Через представленность проблем в пенитенциарной системе России в медиадискурсе возможно оценить сам масштаб социальных задач по реновации, исправлению самой исправительной системы, которая до сих пор в своём названии сохраняет безальтернативно слово «наказание». Важным эти задачи также выглядят на фоне крайне небольшого количества исследований данной тематики и на фоне того, что «Россия по-прежнему оправдывает название «страны тюрем», занимая второе место в мире по доле заключенных в составе населения» [Ясавеев 2010, с. 53].
Исследователь И. Г. Ясавеев в статье «Сижу за решеткой»: медиаобразы российских заключенных» проанализировал сообщения Первого канала о местах лишения свободы и заключенных в нашей стране с 2006 по 2008 год. Этот период считается существенным скачком, поскольку количество заключенных увеличилось до 890 тысяч. И. Г. Ясавеев сетует на общий посыл видеосюжетов: нет ни слова о том, что Россия занимает 2 место в мире после США по количеству отбывающих наказание и, что самое главное, «в новостях постоянно воспроизводится и поддерживается стереотип, согласно которому заключенные - это «чужие» в культурном отношении люди, они постоянно помышляют о побеге и опасны для окружающих, и который подкрепляет столь распространенные в России репрессивные установки в отношении правонарушителей («вор должен сидеть в тюрьме»)» [Ясавеев 2010, с. 66].
Степень изученности темы. Тема тюрем в российской науке отражена слабо. Немногие исследователи описывают тюремный быт или проблематику защиты гражданских прав заключенных. Тем не менее, существуют исследования В. А. Касамара, Е. А. Мансковой, А. А. Сорокина, Д. С. Татаренковой, И. Г. Ясавеева, а также литература, которая породила проблематику: «Житие Протопопа Аввакума» Аввакума Петрова, произведения Ф. М. Достоевского, «Архипелаг Гулаг» И. И. Солженицына и т.д. Также исследование опирается на работы Д. Э. Горбаль, Ю. Н. Драчевой, О. В. Корженевой по формированию медиаобраза в СМИ.
Объект исследования: журналистские материалы тюремной проблематики в интернет-изданиях и блогах.
Предмет исследования: специфика образов заключенного и тюремного пространства в современном российском медиадискурсе.
Цель исследования: выявить типовые образы, тематические и жанровые стратегии материалов отечественных СМИ, посвящённых проблематике тюремного заключения.
Поставленная цель осуществляется решением ряда исследовательских задач:
1. Рассмотреть литературные истоки «лагерной темы».
2. Охарактеризовать процессы формирования устоявшегося в отечественной литературной традиции образа тюремного пространства в XX веке.
3. Дать оценку стереотипизации образа арестанта в российских СМИ и отход от стереотипов в современной гражданской журналистике (общественно-социальных медиа).
4. Проанализировать текстовые публикации, документальные фильмы в федеральных интернет-СМИ и блогах на предмет формирования образа российской тюрьмы и арестанта.
5. Выявить специфику формируемого в медиадискурсе образа арестанта и тюрьмы современной России.
Гипотеза данного исследования: образ заключенного в российских федеральных СМИ стереотипен (заключенные - «чужие» в социальном плане люди), тогда как в гражданской журналистике заключенные предстают оступившимися, осужденными неправомерно, обсуждается реновация системы тюрем.
Эмпирическая база исследования (материал исследования). Для контент-анализа выбраны сюжеты и публикации федеральных порталов «Россия 1», «Россия 24», «Первый канал», качественных бизнес-изданий «Коммерсантъ» и «Ведомости», информационного агентства «Интерфакс» (в т.ч. подкасты), изданий «Новая газета», «Snob», «Lenta.ru», портала гражданской журналистики «Батенька, да вы трансформер» за 2020, 2021 и 2022 годы, а также каналов «А поговорить?», «Редакция».
Методы исследования. В исследовании был использован широкий спектр методов анализа: метод семантического и семиотического анализа медиатекста, качественный и количественный контент-анализы. Использовались традиционные методы научного исследования, к которым относятся семантический анализ, синтез, типологизация, классификация.
Новизна исследования: в современной журналистской практике выявлено две стратегии репрезентации тюремной действительности. Государственные медиа и федеральные интернет-издания формируют образ российского заключённого как нераскаявшегося преступника, осуждённого справедливо и тюремного пространства как зоны наказания, подчинённой порядку закона и контроля. Независимые СМИ и гражданские журналисты предлагают другой набор образов и репрезентаций, делая невозможным формирование одного стереотипного образа современного тюремного пространства.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования могут дать материал для дальнейших современных исследований представленности тюремной проблематики в современном медиадискурсе.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в разработке концепций реновации отдельных исправительных учреждений или пенитенциарной системы в целом. Исследование направлено на решение конкретных выявленных в нём проблем УФСИН: защита прав заключённых, условия содержания, психологическая помощь заключённым и т.п.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Целью данного исследования было выявить типовые образы, тематические и жанровые стратегии материалов отечественных СМИ, посвящённых проблематике тюремного заключения. Достижение этой цели стало возможным при разрешении ряда задач в ходе исследования.
Первоначально мы рассмотрели, изучили по научным работам литературные истоки проблематики в связи с тем, что отечественная литература во многом связана с «местами не столь отдаленными» ещё со времен выхода «Жития протопопа Аввакума» до сегодняшних, известных не только в нашей стране, но и нередко по всему миру книг «По тюрьмам» (Эдуард Лимонов), «Сажайте, и вырастет» (Андрей Рубанов), «Современные тюрьмы: от авторитета до олигарха» (Валерий Карышев).
В XX веке именно политические изменения послужили переосмыслению тюремной проблематики. А. И. Солженицын завладеет умами читателя и покажет, что преступником можно быть и «поневоле». Сюда же можно отнести произведение А. П. Чехова «Остров Сахалин». После Довлатов, опираясь на опыт предшественников, напишет «Зону».
Новый виток развития лагерная проза получает в начале XXI века с публикацией романов «Обитель» Захара Прилепина, «Авиатор» Евгения Водолазкина, «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной.
Сегодня писателей и журналистов волнуют общественно-социальные, политические противоречия, которые есть в обществе. В литературе описывается, как произвол судебной системы, решения законодателей или несостоятельность решений властей приводят к ужасным последствиям. Именно богатый литературный материал и сама действительность послужили продолжению развития этого дискурса в СМИ и гражданской журналистике.
Мы заключили, что заявленная проблематика недостаточно проработана в трудах современных исследователей. И действительно, медиаобраз заключенного описывался в 2010 году И. Г. Ясавеевым в статье «Сижу за решеткой»: медиаобразы российских заключенных», далее его уточняет Е.А. Манскова в 2021 году в статье «Медиаобраз заключённого и пенитенциарной системы России в современных отечественных СМИ».
В практической части мы провели контент-анализ публикаций федеральных каналов «Россия 24», «Первый канал», качественных бизнес- изданий «Коммерсантъ» и «Ведомости», информационного агентства «Интерфакс», издания «Новая газета», портала «Lenta.ru», портала гражданской журналистики «Батенька, да вы трансформер», а также каналов «А поговорить?», «Редакция», «Snob». Период выборки - с 1.01.2020 по 5.05.2022. Для анализа публикаций мы воспользовались контент-анализом, сравнительно-типологическим, системным и семиотическим подходами.
Отдельно исследование было сосредоточено на семиотическом анализе видеопроектов гражданской журналистики. Фильм «Редакция» о том, от чего в России принято не зарекаться» и спецрепортаж Алексея Пивоварова «Пробация по-российски: как живут те, кто вышел после многолетнего срока», фильм Ирины Шихман «Исправь меня, если сможешь» (в 2 ч.) сегодня являются примерами особого внимания гражданской журналистики к проблемам российской пенитенциарной системы и утверждают идею: современная российская тюрьма всё больше связана с политикой, а за решеткой может оказаться каждый.
На основании анализа мы пришли к выводу, что новостные порталы (такие как Lenta.ru), а также деловые издания (как «Коммерсантъ» и «Ведомости») рассчитаны на агрегацию новостей: большинство материалов в них носят информационный, а не аналитический характер. При сравнительном анализе материалов мы заключили, что многие публикации Snob.ruи самиздата «Батенька, да вы трансформер» поднимают значимые для России проблемы тюремной системы. Например, положение рожениц и новорожденных в колониях, отношения с заключенными на расстоянии, обманы со стороны так называемых «заочниц» и, наоборот, арестантов. Они позволяют сложить мнение о пенитенциарной системе нашей страны, обратить внимание на существующие в ней проблемы.
Мы провели сравнительный контент-анализ публикаций федеральных каналов («Первый канал», «Россия-24»), издания «Новая газета» и деловых СМИ «Коммерсантъ», «Ведомости» на предмет отражения в них проблем защиты гражданских прав заключенных. Было сделано несколько выводов.
Федеральные телеканалы рассматривают по преимуществу «околотюремне» темы, содержат значительное число новостей о зарубежных тюрьмах (порядка 30%). Множество видеосюжетов выходит о пенитенциарной системе США. Проблемы российской системы исполнения наказаний замалчиваются и рассматриваются в позитивном ключе. Также активно публикуются просветительские материалы, которые рассказывают об историческом прошлом российских тюрем.
В общем потоке информационного контента на федеральных телеканалах прослеживается образ заключенного как преступника, который несёт наказание заслуженно. Ошибок правосудия в реальности федеральных телеканалов не существует, а картинки быта заключенных остаются комментирующим видеорядом для официальной информации. Стереотипный образ заключенного в государственных СМИ продолжает создаваться через иконические знаки-ограничения: решётка, колючая проволока,
закрывающиеся двери, руки, сложенные за спиной.
По итогам сравнительного анализа мы отметили кардинальное отличие в выборе тем, которое есть в государственных изданиях по сравнению с независимыми СМИ («Новая газета»). Так, тема влияния ковида на быт в колониях, тема политических заключенных на «Первом канале» и канале «России-24» не рассматриваются, тогда как авторы «Новой газеты» и представители гражданской журналистики напротив активно включают их в свою повестку дня. Перед нами предстаёт образ человека, «задавленного системой», человека бесправного и образ жёсткой системы контроля и насилия, пространства отсутствия прав, минимального комфорта. Такая форма репрезентации тюремной реальности порождает уверенность в том, что всей системе необходима модернизация. Обращать внимание общественности на это проблемное поле представляется нам основной задачей журналиста и журналистики.
Несмотря на большой объем материалов, так или иначе затрагивающих тюремную проблематику, федеральные телеканалы и деловые издания предпочитают работать с этими темами в информационных жанрах, а не аналитических. Рост числа таких публикаций за два года связан с резонансными событиями в российских колониях, в частности огласке случаев пыток заключённых.
Таким образом, в первую очередь существование гражданской журналистики и независимых площадок для общественных дискуссий на данном этапе сделало невозможным формирование стереотипного образа российского заключённого как нераскаявшегося преступника, осуждённого справедливо и тюремного пространства как зоны наказания, подчинённой порядку закона и контроля. Независимые СМИ, такие как «Новая газета», гражданские журналисты и социальные медиа создавали полифонию общественной дискуссии и предлагали другой набор образов и репрезентаций:
- раскаявшийся преступник в условиях бессмысленной карающей системы, системы постоянного дискомфорта и бесправия;
- образ несовершенного правосудия, допускающего ошибки, логично дополненный наследием лагерной системы прошлого века с его лейтмотивом столкновения тоталитарной системы и «маленького человека».
Отметим, что прошедшее время мы употребляем не случайно. Последние события, связанные с проведением специальной военной операции в Украине, привели к закрытию независимых изданий, сокращению возможностей для общественных дискуссий, что может иметь и негативные последствия для решения важных проблем пенитенциарной системы России, новом витке деактуализации темы, исчезновения её из медиапространства.
Эта гипотеза и может стать рабочей для следующих научных изысканий.
Первоначально мы рассмотрели, изучили по научным работам литературные истоки проблематики в связи с тем, что отечественная литература во многом связана с «местами не столь отдаленными» ещё со времен выхода «Жития протопопа Аввакума» до сегодняшних, известных не только в нашей стране, но и нередко по всему миру книг «По тюрьмам» (Эдуард Лимонов), «Сажайте, и вырастет» (Андрей Рубанов), «Современные тюрьмы: от авторитета до олигарха» (Валерий Карышев).
В XX веке именно политические изменения послужили переосмыслению тюремной проблематики. А. И. Солженицын завладеет умами читателя и покажет, что преступником можно быть и «поневоле». Сюда же можно отнести произведение А. П. Чехова «Остров Сахалин». После Довлатов, опираясь на опыт предшественников, напишет «Зону».
Новый виток развития лагерная проза получает в начале XXI века с публикацией романов «Обитель» Захара Прилепина, «Авиатор» Евгения Водолазкина, «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной.
Сегодня писателей и журналистов волнуют общественно-социальные, политические противоречия, которые есть в обществе. В литературе описывается, как произвол судебной системы, решения законодателей или несостоятельность решений властей приводят к ужасным последствиям. Именно богатый литературный материал и сама действительность послужили продолжению развития этого дискурса в СМИ и гражданской журналистике.
Мы заключили, что заявленная проблематика недостаточно проработана в трудах современных исследователей. И действительно, медиаобраз заключенного описывался в 2010 году И. Г. Ясавеевым в статье «Сижу за решеткой»: медиаобразы российских заключенных», далее его уточняет Е.А. Манскова в 2021 году в статье «Медиаобраз заключённого и пенитенциарной системы России в современных отечественных СМИ».
В практической части мы провели контент-анализ публикаций федеральных каналов «Россия 24», «Первый канал», качественных бизнес- изданий «Коммерсантъ» и «Ведомости», информационного агентства «Интерфакс», издания «Новая газета», портала «Lenta.ru», портала гражданской журналистики «Батенька, да вы трансформер», а также каналов «А поговорить?», «Редакция», «Snob». Период выборки - с 1.01.2020 по 5.05.2022. Для анализа публикаций мы воспользовались контент-анализом, сравнительно-типологическим, системным и семиотическим подходами.
Отдельно исследование было сосредоточено на семиотическом анализе видеопроектов гражданской журналистики. Фильм «Редакция» о том, от чего в России принято не зарекаться» и спецрепортаж Алексея Пивоварова «Пробация по-российски: как живут те, кто вышел после многолетнего срока», фильм Ирины Шихман «Исправь меня, если сможешь» (в 2 ч.) сегодня являются примерами особого внимания гражданской журналистики к проблемам российской пенитенциарной системы и утверждают идею: современная российская тюрьма всё больше связана с политикой, а за решеткой может оказаться каждый.
На основании анализа мы пришли к выводу, что новостные порталы (такие как Lenta.ru), а также деловые издания (как «Коммерсантъ» и «Ведомости») рассчитаны на агрегацию новостей: большинство материалов в них носят информационный, а не аналитический характер. При сравнительном анализе материалов мы заключили, что многие публикации Snob.ruи самиздата «Батенька, да вы трансформер» поднимают значимые для России проблемы тюремной системы. Например, положение рожениц и новорожденных в колониях, отношения с заключенными на расстоянии, обманы со стороны так называемых «заочниц» и, наоборот, арестантов. Они позволяют сложить мнение о пенитенциарной системе нашей страны, обратить внимание на существующие в ней проблемы.
Мы провели сравнительный контент-анализ публикаций федеральных каналов («Первый канал», «Россия-24»), издания «Новая газета» и деловых СМИ «Коммерсантъ», «Ведомости» на предмет отражения в них проблем защиты гражданских прав заключенных. Было сделано несколько выводов.
Федеральные телеканалы рассматривают по преимуществу «околотюремне» темы, содержат значительное число новостей о зарубежных тюрьмах (порядка 30%). Множество видеосюжетов выходит о пенитенциарной системе США. Проблемы российской системы исполнения наказаний замалчиваются и рассматриваются в позитивном ключе. Также активно публикуются просветительские материалы, которые рассказывают об историческом прошлом российских тюрем.
В общем потоке информационного контента на федеральных телеканалах прослеживается образ заключенного как преступника, который несёт наказание заслуженно. Ошибок правосудия в реальности федеральных телеканалов не существует, а картинки быта заключенных остаются комментирующим видеорядом для официальной информации. Стереотипный образ заключенного в государственных СМИ продолжает создаваться через иконические знаки-ограничения: решётка, колючая проволока,
закрывающиеся двери, руки, сложенные за спиной.
По итогам сравнительного анализа мы отметили кардинальное отличие в выборе тем, которое есть в государственных изданиях по сравнению с независимыми СМИ («Новая газета»). Так, тема влияния ковида на быт в колониях, тема политических заключенных на «Первом канале» и канале «России-24» не рассматриваются, тогда как авторы «Новой газеты» и представители гражданской журналистики напротив активно включают их в свою повестку дня. Перед нами предстаёт образ человека, «задавленного системой», человека бесправного и образ жёсткой системы контроля и насилия, пространства отсутствия прав, минимального комфорта. Такая форма репрезентации тюремной реальности порождает уверенность в том, что всей системе необходима модернизация. Обращать внимание общественности на это проблемное поле представляется нам основной задачей журналиста и журналистики.
Несмотря на большой объем материалов, так или иначе затрагивающих тюремную проблематику, федеральные телеканалы и деловые издания предпочитают работать с этими темами в информационных жанрах, а не аналитических. Рост числа таких публикаций за два года связан с резонансными событиями в российских колониях, в частности огласке случаев пыток заключённых.
Таким образом, в первую очередь существование гражданской журналистики и независимых площадок для общественных дискуссий на данном этапе сделало невозможным формирование стереотипного образа российского заключённого как нераскаявшегося преступника, осуждённого справедливо и тюремного пространства как зоны наказания, подчинённой порядку закона и контроля. Независимые СМИ, такие как «Новая газета», гражданские журналисты и социальные медиа создавали полифонию общественной дискуссии и предлагали другой набор образов и репрезентаций:
- раскаявшийся преступник в условиях бессмысленной карающей системы, системы постоянного дискомфорта и бесправия;
- образ несовершенного правосудия, допускающего ошибки, логично дополненный наследием лагерной системы прошлого века с его лейтмотивом столкновения тоталитарной системы и «маленького человека».
Отметим, что прошедшее время мы употребляем не случайно. Последние события, связанные с проведением специальной военной операции в Украине, привели к закрытию независимых изданий, сокращению возможностей для общественных дискуссий, что может иметь и негативные последствия для решения важных проблем пенитенциарной системы России, новом витке деактуализации темы, исчезновения её из медиапространства.
Эта гипотеза и может стать рабочей для следующих научных изысканий.
Подобные работы
- ЗАЩИТА ПРАВ ВЗЫСКАТЕЛЯ, ДОЛЖНИКА И ДРУГИХ ЛИЦ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Проблема нарушения этических норм в журналистских расследованиях современных российских СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Визуальные средства кроссмедийной выразительности журналистских произведений в мультимедийных проектах современных российских СМИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - Обеспечение и реализация права на свободу слова и информации в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Проблема соблюдения прав человека в американо-китайских отношениях
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2023 - Медиадискурс о правах национальных меньшинств в странах Северной Европы
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Проблема соотношения закона и подзаконных актов в сфере защиты прав ребенка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - Защита права на неприкосновенность частной жизни в России и за рубежом
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023



