Трансформация спортивного контента для различных медиаплощадок (на примере телеканала «Матч ТВ»)
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИОННЫЕ ЖАНРЫ И НОВЫЕ ФОРМАТЫ СПОРТИВНОГО МЕДИАКОНТЕНТА 7
1.1. Появление и развитие спортивной журналистики 7
1.2. Специфика традиционных жанровых форм спортивной журналистики . 11
1.3. Эволюция жанров и форматов спортивной журналистики под влиянием
Интернета и различных медиаплощадок 24
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ СПОРТИВНОГО КОНТЕНТА «МАТЧ ТВ» К РАЗЛИЧНЫМ МЕДИАПЛОЩАДКАМ 35
2.1. Специфика работы телеканала «Матч ТВ» 35
2.2. Журналистские материалы на официальном сайте «Матч ТВ» 42
2.3. Особенности жанров и форматов публикаций «Матч ТВ» в социальных сетях Вконтакте, TikTok и в мессенджере Telegram 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИОННЫЕ ЖАНРЫ И НОВЫЕ ФОРМАТЫ СПОРТИВНОГО МЕДИАКОНТЕНТА 7
1.1. Появление и развитие спортивной журналистики 7
1.2. Специфика традиционных жанровых форм спортивной журналистики . 11
1.3. Эволюция жанров и форматов спортивной журналистики под влиянием
Интернета и различных медиаплощадок 24
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ СПОРТИВНОГО КОНТЕНТА «МАТЧ ТВ» К РАЗЛИЧНЫМ МЕДИАПЛОЩАДКАМ 35
2.1. Специфика работы телеканала «Матч ТВ» 35
2.2. Журналистские материалы на официальном сайте «Матч ТВ» 42
2.3. Особенности жанров и форматов публикаций «Матч ТВ» в социальных сетях Вконтакте, TikTok и в мессенджере Telegram 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
Выбранная тема выпускной квалификационной работы является актуальной в современном мире, так как с возникновением Интернета и социальных сетей большая часть аудитории стала следить за контентом средств массовой информации в глобальной сети и появилось много новых площадок для размещения журналистских материалов. По исследованиям фонда «Общественное мнение» в 2021 году 56% опрошенных читают новости в сети Интернет [Новости в интернете читают..., Интерфакс, www, 11.02.2021]. В текущих реалиях средствам массовой информации, чтобы не терять аудиторию, нужно осваивать максимальное количество площадок для размещения материалов и присутствовать на них. В связи с этим наполнение различных средств массовой информации, в том числе спортивных, стало трансформироваться - постепенно появляются новые жанры и форматы контента, адаптированные под конкретную платформу.
Главная проблема исследования в том, что с появлением Интернета и социальных сетей изменилась модель потребления контента - внимание аудитории теперь зачастую привлекают новые жанры и формы журналистики. Средствам массовой информации приходится балансировать между сохранением традиционных жанров журналистики и внедрением, формированием новых жанров и форматов представления информации. Решение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение, так как СМИ ведут активную борьбу за привлечение и удержание внимания аудитории - конкуренция велика, поэтому нужно придумывать новые способы привлечения пользователей, читателей, подписчиков. Основным инструментом привлечения как раз и являются новые жанровые и форматные разработки представления спортивного медиаконтента.
Эта проблема изучена только частично, так как Интернет и социальные сети стремительно и непрерывно изменяются, что приводит к постоянной модернизации контента средств массовой информации. Появление новых медиаплощадок, улучшение технологий, внедрение дополнительных инструментов на существующих площадках приводит к существенным изменениям, поэтому анализировать трансформацию контента под влиянием этих факторов нужно постоянно. Теоретическая база исследования строится на научных материалах - истории появления, становления и развития спортивной журналистики посвящены работы: Алексеева К.А. [1], Воронкова П. [17], Анохина А.К. [3], Деметер Г. [19], система жанрового деления материалов спортивных СМИ представлена в работах: Дмитровского А.Л. [20], Ким М.Н. [29], Пархитько Н.П. [47], Тертычного А.А. [59], изучению новых жанров и форматов спортивного медиаконтента посвящены исследования: Шершнёвой Ю.С. [72], Юфкиной С.Б. [76], Крылова Ю.В. [33].
Объектом исследования является процесс трансформации спортивного медиаконтента.
Предметом исследования выступают особенности процесса и результата трансформации спортивного контента телеканала «Матч ТВ» для различных медиаплощадок.
Цель работы - проанализировать спортивный контент канала «Матч ТВ», специфику его трансформации для различных медиаплощадок.
Данная цель реализуется в решении следующих задач:
1. изучить историю появления спортивной журналистики и проанализировать взаимосвязь спорта и журналистики;
2. охарактеризовать традиционные жанры спортивной
журналистики и их особенности;
3. проанализировать эволюцию жанров и форматов спортивной журналистики под влиянием Интернета и различных медиаплощадок;
4. рассмотреть специфику работы с телевизионным контентом «Матч ТВ»;
5. проанализировать трансформацию и адаптацию журналистских материалов телеканала «Матч ТВ» на официальном сайте;
6. изучить особенности жанров и форматов публикаций «Матч ТВ» в социальных сетях Вконтакте, TikTok и мессенджере Telegram;
7. проанализировать специфику видео и аудио контента «Матч ТВ» на YouTube и в официальных аккаунтах с подкастами.
Эмпирической базой для исследования послужил спортивный контент ведущего российского спортивного средства массовой информации, федерального общедоступного канала о спорте и активном образе жизни «Матч ТВ» в период с сентября 2015 года (появление данного СМИ) по май 2022 года. Это СМИ уже давно вышло за рамки привычного формата телевизионного канала - у него есть официальный сайт, несколько активно развиваемых аккаунтов в социальных сетях (Вконтакте, TikTok), каналы в Telegram, каналы на YouTube и площадки с подкастами. Все эти медиаплощадки входят в эмпирическую базу данного исследования.
В процессе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: спортивный федеральный телеканал «Матч ТВ» использует на разных площадках разные типы материалов. Традиционные жанры и форматы представления медиаконтента сохраняются преимущественно в эфире телеканала и на официальном сайте. В социальных сетях и мессенджере Telegram превалируют новые жанры и форматы, более визуализированные и наглядные, такие как инфографика, мем, твит. На YouTube традиционные жанры (обзор, интервью, новость) сочетаются с новым жанром - подкаст. Телеканал для каждой площадки трансформирует контент под влиянием развития Интернета и социальных сетей, а также в соответствии с требованиями и заинтересованностью аудитории.
Новизна исследования состоит в следующем:
1. В работе анализируется процесс трансформации жанров под влиянием развития Интернета и социальных сетей на основе изучения медиаплощадок функционирования ведущего спортивного СМИ России.
2. В ходе исследования выявлены и проанализированы новые жанры и форматы представления спортивного медиаконтента телеканалом «Матч ТВ».
Методы исследования: основным является жанровый анализ, который использовался для изучения жанров и форматов спортивного контента на разных медиаплощадках «Матч ТВ». Также применялись: типологизация для составления жанровой палитры телеканала «Матч ТВ» и опрос аудитории с целью изучения жанровых предпочтений контента спортивных СМИ.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что оно корректирует, уточняет и обновляет жанровую палитру современных спортивных СМИ.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут помочь понять журналистам, какие жанры и форматы спортивного контента становятся основными и привлекают особое внимание аудитории на разных медиаплощадках, а какие журналистские жанры устарели и не используются, частично используются СМИ.
Структура работы: ВКР включает введение, две главы, заключение, библиографический список и 40 приложений.
Главная проблема исследования в том, что с появлением Интернета и социальных сетей изменилась модель потребления контента - внимание аудитории теперь зачастую привлекают новые жанры и формы журналистики. Средствам массовой информации приходится балансировать между сохранением традиционных жанров журналистики и внедрением, формированием новых жанров и форматов представления информации. Решение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение, так как СМИ ведут активную борьбу за привлечение и удержание внимания аудитории - конкуренция велика, поэтому нужно придумывать новые способы привлечения пользователей, читателей, подписчиков. Основным инструментом привлечения как раз и являются новые жанровые и форматные разработки представления спортивного медиаконтента.
Эта проблема изучена только частично, так как Интернет и социальные сети стремительно и непрерывно изменяются, что приводит к постоянной модернизации контента средств массовой информации. Появление новых медиаплощадок, улучшение технологий, внедрение дополнительных инструментов на существующих площадках приводит к существенным изменениям, поэтому анализировать трансформацию контента под влиянием этих факторов нужно постоянно. Теоретическая база исследования строится на научных материалах - истории появления, становления и развития спортивной журналистики посвящены работы: Алексеева К.А. [1], Воронкова П. [17], Анохина А.К. [3], Деметер Г. [19], система жанрового деления материалов спортивных СМИ представлена в работах: Дмитровского А.Л. [20], Ким М.Н. [29], Пархитько Н.П. [47], Тертычного А.А. [59], изучению новых жанров и форматов спортивного медиаконтента посвящены исследования: Шершнёвой Ю.С. [72], Юфкиной С.Б. [76], Крылова Ю.В. [33].
Объектом исследования является процесс трансформации спортивного медиаконтента.
Предметом исследования выступают особенности процесса и результата трансформации спортивного контента телеканала «Матч ТВ» для различных медиаплощадок.
Цель работы - проанализировать спортивный контент канала «Матч ТВ», специфику его трансформации для различных медиаплощадок.
Данная цель реализуется в решении следующих задач:
1. изучить историю появления спортивной журналистики и проанализировать взаимосвязь спорта и журналистики;
2. охарактеризовать традиционные жанры спортивной
журналистики и их особенности;
3. проанализировать эволюцию жанров и форматов спортивной журналистики под влиянием Интернета и различных медиаплощадок;
4. рассмотреть специфику работы с телевизионным контентом «Матч ТВ»;
5. проанализировать трансформацию и адаптацию журналистских материалов телеканала «Матч ТВ» на официальном сайте;
6. изучить особенности жанров и форматов публикаций «Матч ТВ» в социальных сетях Вконтакте, TikTok и мессенджере Telegram;
7. проанализировать специфику видео и аудио контента «Матч ТВ» на YouTube и в официальных аккаунтах с подкастами.
Эмпирической базой для исследования послужил спортивный контент ведущего российского спортивного средства массовой информации, федерального общедоступного канала о спорте и активном образе жизни «Матч ТВ» в период с сентября 2015 года (появление данного СМИ) по май 2022 года. Это СМИ уже давно вышло за рамки привычного формата телевизионного канала - у него есть официальный сайт, несколько активно развиваемых аккаунтов в социальных сетях (Вконтакте, TikTok), каналы в Telegram, каналы на YouTube и площадки с подкастами. Все эти медиаплощадки входят в эмпирическую базу данного исследования.
В процессе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: спортивный федеральный телеканал «Матч ТВ» использует на разных площадках разные типы материалов. Традиционные жанры и форматы представления медиаконтента сохраняются преимущественно в эфире телеканала и на официальном сайте. В социальных сетях и мессенджере Telegram превалируют новые жанры и форматы, более визуализированные и наглядные, такие как инфографика, мем, твит. На YouTube традиционные жанры (обзор, интервью, новость) сочетаются с новым жанром - подкаст. Телеканал для каждой площадки трансформирует контент под влиянием развития Интернета и социальных сетей, а также в соответствии с требованиями и заинтересованностью аудитории.
Новизна исследования состоит в следующем:
1. В работе анализируется процесс трансформации жанров под влиянием развития Интернета и социальных сетей на основе изучения медиаплощадок функционирования ведущего спортивного СМИ России.
2. В ходе исследования выявлены и проанализированы новые жанры и форматы представления спортивного медиаконтента телеканалом «Матч ТВ».
Методы исследования: основным является жанровый анализ, который использовался для изучения жанров и форматов спортивного контента на разных медиаплощадках «Матч ТВ». Также применялись: типологизация для составления жанровой палитры телеканала «Матч ТВ» и опрос аудитории с целью изучения жанровых предпочтений контента спортивных СМИ.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что оно корректирует, уточняет и обновляет жанровую палитру современных спортивных СМИ.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут помочь понять журналистам, какие жанры и форматы спортивного контента становятся основными и привлекают особое внимание аудитории на разных медиаплощадках, а какие журналистские жанры устарели и не используются, частично используются СМИ.
Структура работы: ВКР включает введение, две главы, заключение, библиографический список и 40 приложений.
Журналистика и спорт находятся в тесной зависимости, образуют симбиоз и популяризируют друг друга. Обе сферы постепенно развиваются и трансформируются под влиянием разных обстоятельств, одним из которых является появление Интернета и социальных сетей. Это один из основных факторов эволюции спортивной журналистики, воздействующих на работу средств массовой информации и типы спортивного контента на различных медиаплатформах. СМИ приходится перемещаться в глобальную сеть, выходить за привычные рамки и осваивать новые площадки, так как свыше 50% аудитории в настоящее время предпочитает онлайн-контент.
Проанализировав теоретический материал и исследовав эмпирическую базу - разные площадки со спортивным контентом ведущего российского спортивного средства массовой информации, федерального общедоступного канала о спорте и активном образе жизни «Матч ТВ» в период с сентября 2015 года (появление данного СМИ) по май 2022 года, удалось определить, как работает телеканал на разных площадках и как трансформируется контент, а также где сохраняются и превалируют традициционные жанры журналистики, а где начинают доминировать новые жанры и форматы контента. «Матч ТВ» с самого первого дня выходит за рамки привычного формата телевизионного канала, у него есть официальный сайт, несколько активно развиваемых аккаунтов в социальных сетях (Вконтакте, TikTok), каналы в мессенджере Telegram, каналы на YouTube и каналы на площадках с подкастами Apple Podcasts и Яндекс.Музыка.
Научная гипотеза, выдвинутая во введении, ВКР доказана. Действительно, спортивный федеральный телеканал «Матч ТВ» публикует на различных площадках материалы разных жанров и форматов. Традиционные жанры и форматы представления медиаконтента преобладают в эфире телеканала (прогнозы, интервью, новости, обзоры, спортивные специальные репортажи и т.п.) и на официальном сайте (статьи, фоторепортажи, новости, интервью, прогнозы, обзоры и т.д.), а в социальных сетях превалируют новые жанры и форматы. Средство массовой информации трансформирует спортивный контент и ищет новые жанры и форматы материалов под влиянием развития Интернета и социальных сетей, а также в соответствии с запросами и заинтересованностью аудитории. Следовательно, «Матч ТВ» приходится балансировать между сохранением традиционных жанров журналистики и внедрением, формированием новых жанров и форматов представления информации на разных медиаплощадках.
Чтобы завладеть вниманием пользователей в мире, где потребление контента становится более быстрым и менее вдумчивым, нужно максимально визуализировать материалы на интернет-площадках, сокращать количество текста, делать нестандартный и захватывающий контент, чем и занимается «Матч ТВ». В социальных сетях этого средства массовой информации появляются и активно используются новые жанры и форматы спортивного контента: клипы, мемы, подкасты, инфографика (как самостоятельная единица), комментарии и твиты (сообщения и комментарии, которые журналисты находят в социальных сетях спортсменов, спортивных журналистов, деятелей, руководителей, менеджеров и других людей, связанных со спортивной сферой и используют, как отдельные информационные поводы).
Интернет-площадки играют важную роль в развитии и узнаваемости средств массовой информации. Это основной способ общения с аудиторией, менее официальный и консервативный, чем официальный сайт. Именно в социальных сетях спортивные средства массовой информации могут пробовать новые современные жанры, форматы, а их журналисты - реализовывать своё творчество и креативность.
В настоящее время СМИ ведут активную борьбу за привлечение и удержание внимания аудитории на интернет-площадках - конкуренция велика, поэтому нужно придумывать способы привлечения пользователей, читателей, подписчиков. Основным инструментом привлечения как раз и являются новые жанровые и форматные разработки представления спортивного медиаконтента. О положительном влиянии трансформации спортивного контента телеканалом «Матч ТВ» можно судить по количеству подписчиков на интернет-платформах СМИ. У исследуемого средства массовой информации их достаточно много: Вконтакте - 2 667 212 тысяч человек, YouTube - свыше 3 миллионов подписчиков, Telegram - 142 660 подписчиков, Tik Tok - свыше 2 миллионов человек.
Данное исследование показывает, какие традиционные и новые жанры и форматы спортивного контента актуальны в настоящее время на разных площадках. Оно уточняет и обновляет жанровую палитру современных спортивных СМИ. Благодаря этому исследованию журналисты смогут изучить жанровое разнообразие спортивного контента на разных платформах и при необходимости внедрить на интернет-площадках своих средств массовой информации недостающие жанры и форматы материалов и тем самым повысить узнаваемость, популярность и просматриваемость контента СМИ.
Важно понимать, что разные медиаплощадки подходят для разного контента. Поэтому стоит постоянно анализировать аудиторию СМИ на определённой платформе (её пол, возраст, ценности, интересы, образ жизни) и подготавливать для неё тот контент, который интересен именно ей и удобен для изучения. Помимо этого, нужно исследовать возможности и инструменты разных медиаплатформ, они постоянно модернизируются, благодаря чему появляются новые пути для развития СМИ (например, в 2020 году возникли клипы в Вконтакте).
Проанализировав теоретический материал и исследовав эмпирическую базу - разные площадки со спортивным контентом ведущего российского спортивного средства массовой информации, федерального общедоступного канала о спорте и активном образе жизни «Матч ТВ» в период с сентября 2015 года (появление данного СМИ) по май 2022 года, удалось определить, как работает телеканал на разных площадках и как трансформируется контент, а также где сохраняются и превалируют традициционные жанры журналистики, а где начинают доминировать новые жанры и форматы контента. «Матч ТВ» с самого первого дня выходит за рамки привычного формата телевизионного канала, у него есть официальный сайт, несколько активно развиваемых аккаунтов в социальных сетях (Вконтакте, TikTok), каналы в мессенджере Telegram, каналы на YouTube и каналы на площадках с подкастами Apple Podcasts и Яндекс.Музыка.
Научная гипотеза, выдвинутая во введении, ВКР доказана. Действительно, спортивный федеральный телеканал «Матч ТВ» публикует на различных площадках материалы разных жанров и форматов. Традиционные жанры и форматы представления медиаконтента преобладают в эфире телеканала (прогнозы, интервью, новости, обзоры, спортивные специальные репортажи и т.п.) и на официальном сайте (статьи, фоторепортажи, новости, интервью, прогнозы, обзоры и т.д.), а в социальных сетях превалируют новые жанры и форматы. Средство массовой информации трансформирует спортивный контент и ищет новые жанры и форматы материалов под влиянием развития Интернета и социальных сетей, а также в соответствии с запросами и заинтересованностью аудитории. Следовательно, «Матч ТВ» приходится балансировать между сохранением традиционных жанров журналистики и внедрением, формированием новых жанров и форматов представления информации на разных медиаплощадках.
Чтобы завладеть вниманием пользователей в мире, где потребление контента становится более быстрым и менее вдумчивым, нужно максимально визуализировать материалы на интернет-площадках, сокращать количество текста, делать нестандартный и захватывающий контент, чем и занимается «Матч ТВ». В социальных сетях этого средства массовой информации появляются и активно используются новые жанры и форматы спортивного контента: клипы, мемы, подкасты, инфографика (как самостоятельная единица), комментарии и твиты (сообщения и комментарии, которые журналисты находят в социальных сетях спортсменов, спортивных журналистов, деятелей, руководителей, менеджеров и других людей, связанных со спортивной сферой и используют, как отдельные информационные поводы).
Интернет-площадки играют важную роль в развитии и узнаваемости средств массовой информации. Это основной способ общения с аудиторией, менее официальный и консервативный, чем официальный сайт. Именно в социальных сетях спортивные средства массовой информации могут пробовать новые современные жанры, форматы, а их журналисты - реализовывать своё творчество и креативность.
В настоящее время СМИ ведут активную борьбу за привлечение и удержание внимания аудитории на интернет-площадках - конкуренция велика, поэтому нужно придумывать способы привлечения пользователей, читателей, подписчиков. Основным инструментом привлечения как раз и являются новые жанровые и форматные разработки представления спортивного медиаконтента. О положительном влиянии трансформации спортивного контента телеканалом «Матч ТВ» можно судить по количеству подписчиков на интернет-платформах СМИ. У исследуемого средства массовой информации их достаточно много: Вконтакте - 2 667 212 тысяч человек, YouTube - свыше 3 миллионов подписчиков, Telegram - 142 660 подписчиков, Tik Tok - свыше 2 миллионов человек.
Данное исследование показывает, какие традиционные и новые жанры и форматы спортивного контента актуальны в настоящее время на разных площадках. Оно уточняет и обновляет жанровую палитру современных спортивных СМИ. Благодаря этому исследованию журналисты смогут изучить жанровое разнообразие спортивного контента на разных платформах и при необходимости внедрить на интернет-площадках своих средств массовой информации недостающие жанры и форматы материалов и тем самым повысить узнаваемость, популярность и просматриваемость контента СМИ.
Важно понимать, что разные медиаплощадки подходят для разного контента. Поэтому стоит постоянно анализировать аудиторию СМИ на определённой платформе (её пол, возраст, ценности, интересы, образ жизни) и подготавливать для неё тот контент, который интересен именно ей и удобен для изучения. Помимо этого, нужно исследовать возможности и инструменты разных медиаплатформ, они постоянно модернизируются, благодаря чему появляются новые пути для развития СМИ (например, в 2020 году возникли клипы в Вконтакте).



