ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ 8
1.1 Понятие управления природопользованием 8
1.2. Государственное управление природопользованием 10
1.3 Государственный надзор в системе управления
природопользованием 12
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1 Зарождение системы государственного экологического надзора в
России 19
2.2 Становление системы государственного экологического надзора в
Российской Федерации после распада СССР 26
2.3 Развитие системы экологического надзора в 2000-2020 гг 34
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 37
3.1 Федеральный и региональный надзор 37
3.2 Виды надзора в сфере природопользования и охраны окружающей
среды 43
3.2.1 Государственный экологический надзор 43
3.2.2. Государственный геологический надзор 45
3.2.3. Государственный земельный надзор 48
3.2.4. Государственный лесной надзор 54
3.2.5 Государственный охотничий надзор 58
3.2.6 Государственный надзор в области использования и охраны
особо охраняемых природных территорий 62
3.2.7 Государственный надзор за воспроизводством и
использованием объектов животного мира 65
3.2.8 Государственный надзор в области обращения с дикими
животными 67
3.2.9. Государственный надзор за рыболовством и сохранением водных биологических ресурсов 71
3.3 Существующая система органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора за
использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды в Российской Федерации 73
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 94
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ 8
1.1 Понятие управления природопользованием 8
1.2. Государственное управление природопользованием 10
1.3 Государственный надзор в системе управления
природопользованием 12
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1 Зарождение системы государственного экологического надзора в
России 19
2.2 Становление системы государственного экологического надзора в
Российской Федерации после распада СССР 26
2.3 Развитие системы экологического надзора в 2000-2020 гг 34
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 37
3.1 Федеральный и региональный надзор 37
3.2 Виды надзора в сфере природопользования и охраны окружающей
среды 43
3.2.1 Государственный экологический надзор 43
3.2.2. Государственный геологический надзор 45
3.2.3. Государственный земельный надзор 48
3.2.4. Государственный лесной надзор 54
3.2.5 Государственный охотничий надзор 58
3.2.6 Государственный надзор в области использования и охраны
особо охраняемых природных территорий 62
3.2.7 Государственный надзор за воспроизводством и
использованием объектов животного мира 65
3.2.8 Государственный надзор в области обращения с дикими
животными 67
3.2.9. Государственный надзор за рыболовством и сохранением водных биологических ресурсов 71
3.3 Существующая система органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора за
использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды в Российской Федерации 73
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 94
Реализация экологических прав граждан, качество окружающей среды и организация рационального природопользования приобретают все большее значение ввиду обостряющихся противоречий вокруг полезных ископаемых, недр мирового океана, запасов пресной воды и других природных ресурсов. Слагаемыми экологического кризиса становятся повсеместное сокращение пашни и других сельскохозяйственных угодий, снабжение некондиционными продовольствием, уменьшение биоразнообразия на планете, задымленность городов автомобильными выхлопами и промышленными выбросами, бесконтрольная вырубка лесов и иной растительности.
Среди признанных законом и государством высших ценностей экологические права граждан постепенно выходят на первые места. Экологические проблемы являются в XXI веке важнейшими гуманитарными проблемами, решение которых напрямую связано с основными условиями проживания, благополучия и процветания граждан, обеспечением их права на достойную жизнь в условиях благоприятной природной среды. Возможности каждого пользоваться земельным участком, потреблять чистую воду, дышать отвечающим необходимым параметрам воздухом, свободно посещать леса и проч. входят в набор неотъемлемых прав, интересов человека и гражданина, на которые он может рассчитывать при рождении.
Государства, провозгласившие подобные цели и социальные права, - а Россия является именно таким государством, поскольку в ст. 7, 17 и 42
Конституции РФ закрепила эти фундаментальные условия жизни и экологические права, - призваны принимать активные меры для реализации указанных конституционных норм-принципов, положений и предписаний. Государство, взявшее на себя обязанности признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, в том числе экологические права и интересы своих граждан, должно считать выполнение этих обязанностей своими первостепенными целями и долгом.
Для реализации данных функций государству необходима специальная слаженная система органов в аппарате государства, которая должна заниматься реализацией и обеспечением государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды, т.е. заниматься контролем за соблюдением природоохранного законодательства. Без четкой системы органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществления государственного контроля в сфере природопользования, все нормы законодательства останутся лишь общими принципами, никак не реализованными на практике.
Именно система государственного надзора в сфере природопользования и охраны природы является темой данной выпускной квалификационной работы.
Актуальность данной темы обусловлена не только обострением экологических проблем и истощением природных ресурсов, но и постоянным реформированием органов управления природопользованием, нестабильностью экологического законодательства во времени. История развития государственного надзора в сфере природопользования и охраны природы в России - это история бесконечных реформ, реорганизаций, передачи полномочий от одних органов к другим. Целью данного процесса является оптимизация системы управления природопользованием, улучшения работы органов государственного управления и, как следствие, более рациональное природопользование, благоприятная экологическая обстановка в государстве. Однако на практике постоянные реформы и передача функций приводят к некой неразберихе в системе управления природопользованием, пересечению полномочий и другим проблемам как для самих государственных органов, так и для природопользователей и граждан.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы - изучить существующую систему государственного контроля и надзора за соблюдением природоохранного законодательства в России, выявить недостатки и предложить пути оптимизации.
Для достижения данной цели предстояло решение ряда задач:
- изучить теоретический материал по теме управления природопользованием и государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды как ее части, изучение подходов различных авторов,
- рассмотреть историю становления системы государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации,
- охарактеризовать полномочия органов государственной власти в области государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды,
- выделить существующие проблемы в данной области и предложить меры по повышению эффективности в системе государственного контроля.
Еще год назад тема данной работы звучала бы как «Государственный экологический надзор в Российской Федерации», однако 1 июля 2021 года вся система государственного надзора в России, в том числе надзора, именовавшегося «экологическим» была изменена - вступил в силу Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) в Российской Федерации», а также были изданы новые Положения обо всех видах надзора.
Именно произошедшими изменениями в государственном экологическом надзоре обуславливается актуальность и научная новизна данного исследования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования исследования для изучения системы органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора в сфере экологии и природопользования, определения «зон ответственности» множества организаций и ведомств.
Среди признанных законом и государством высших ценностей экологические права граждан постепенно выходят на первые места. Экологические проблемы являются в XXI веке важнейшими гуманитарными проблемами, решение которых напрямую связано с основными условиями проживания, благополучия и процветания граждан, обеспечением их права на достойную жизнь в условиях благоприятной природной среды. Возможности каждого пользоваться земельным участком, потреблять чистую воду, дышать отвечающим необходимым параметрам воздухом, свободно посещать леса и проч. входят в набор неотъемлемых прав, интересов человека и гражданина, на которые он может рассчитывать при рождении.
Государства, провозгласившие подобные цели и социальные права, - а Россия является именно таким государством, поскольку в ст. 7, 17 и 42
Конституции РФ закрепила эти фундаментальные условия жизни и экологические права, - призваны принимать активные меры для реализации указанных конституционных норм-принципов, положений и предписаний. Государство, взявшее на себя обязанности признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, в том числе экологические права и интересы своих граждан, должно считать выполнение этих обязанностей своими первостепенными целями и долгом.
Для реализации данных функций государству необходима специальная слаженная система органов в аппарате государства, которая должна заниматься реализацией и обеспечением государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды, т.е. заниматься контролем за соблюдением природоохранного законодательства. Без четкой системы органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществления государственного контроля в сфере природопользования, все нормы законодательства останутся лишь общими принципами, никак не реализованными на практике.
Именно система государственного надзора в сфере природопользования и охраны природы является темой данной выпускной квалификационной работы.
Актуальность данной темы обусловлена не только обострением экологических проблем и истощением природных ресурсов, но и постоянным реформированием органов управления природопользованием, нестабильностью экологического законодательства во времени. История развития государственного надзора в сфере природопользования и охраны природы в России - это история бесконечных реформ, реорганизаций, передачи полномочий от одних органов к другим. Целью данного процесса является оптимизация системы управления природопользованием, улучшения работы органов государственного управления и, как следствие, более рациональное природопользование, благоприятная экологическая обстановка в государстве. Однако на практике постоянные реформы и передача функций приводят к некой неразберихе в системе управления природопользованием, пересечению полномочий и другим проблемам как для самих государственных органов, так и для природопользователей и граждан.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы - изучить существующую систему государственного контроля и надзора за соблюдением природоохранного законодательства в России, выявить недостатки и предложить пути оптимизации.
Для достижения данной цели предстояло решение ряда задач:
- изучить теоретический материал по теме управления природопользованием и государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды как ее части, изучение подходов различных авторов,
- рассмотреть историю становления системы государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации,
- охарактеризовать полномочия органов государственной власти в области государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды,
- выделить существующие проблемы в данной области и предложить меры по повышению эффективности в системе государственного контроля.
Еще год назад тема данной работы звучала бы как «Государственный экологический надзор в Российской Федерации», однако 1 июля 2021 года вся система государственного надзора в России, в том числе надзора, именовавшегося «экологическим» была изменена - вступил в силу Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) в Российской Федерации», а также были изданы новые Положения обо всех видах надзора.
Именно произошедшими изменениями в государственном экологическом надзоре обуславливается актуальность и научная новизна данного исследования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования исследования для изучения системы органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора в сфере экологии и природопользования, определения «зон ответственности» множества организаций и ведомств.
Анализ существующей системы государственного надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды, теоретических и правовых основ ее функционирования и истории становления и развития позволил выявить ряд ее недостатков.
Так, в ходе постоянных реорганизаций надзорные полномочия были рассредоточены по разным министерствам и ведомствам. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, созданное как специализированный орган, координирующий все вопросы экологии и природопользования в стране, в настоящий момент не является монополистом в области контроля за соблюдением природоохранного законодательства. Ряд полномочий, например, земельный надзор на землях, оборот которых урегулирован ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и надзор в сфере рыболовства и охраны водных биологических ресурсов, переданы в Министерство сельского хозяйства, ряд полномочий в области земельного надзора у подчиненной непосредственно Правительству Российской Федерации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Кроме того, государственный экологический и геологический надзор время осуществляется на двух уровнях - федеральном и региональном, при этом критерии разделения объектов федерального и регионального надзора достаточно спорны и сложны с практической точки зрения. Часть федеральных государственных надзоров передана от Российской Федерации на уровень субъектов федерации, но при этом они остаются федеральными и федеральные органы осуществляют надзор за реализацией этих переданных полномочий - надзор за осуществлением надзора.
Часть природных объектов, например, растительный мир, вообще не имеет самостоятельного надзора и, следовательно, органа, обеспечивающего соблюдение законодательства при использовании этого вида природного ресурса.
Рассредоточение функций по надзору и контролю за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды между различными государственными федеральными и региональными органами не отвечает задачам оптимизации, эффективности и формирования четкой структуры, обеспечивающей соблюдение природоохранного законодательства в стране. Автору исследования видится наиболее целесообразным с точки зрения обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов создание специализированного надзорного органа, уполномоченного на осуществление большинства видов надзоров в сфере природопользования и охраны природы. При этом такой орган в Российской Федерации существует с 2004 года - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, однако данное ведомство не имеет полномочий по надзору за геологическим изучением и охраной недр на участках недр местного значения (в т.ч. водозабров с объемом добычи до 500 куб м/сутки), за соблюдением природоохранного законодательства на составляющих основную массу объектов негативного воздействия III-IV категорий, за использованием охотничьих ресурсов, за охраной земель сельскохозяйственного назначения, за использованием и охраной объектов животного мира, за функционированием особо охраняемых природных территорий и др. Часть надзорных полномочий Росприроднадзора очень ограничена. Например, лесной надзор осуществляется только на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
В современной России уже есть опыт попытки формирования ведомства, сосредоточившего в себе практически все полномочия в сфере охраны природы - Государственный комитет по экологии и природным ресурсам и Министерство природных ресурсов до 2004 года. Данная конструкция была достаточно эффективна и являлась именно тем основным органом, ответственным за экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов в стране.
На основании проведенного исследования автором подготовлены предложения для оптимизации системы государственного надзора в сфере природопользованием и охраной окружающей среды:
1. Создание на базе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования специализированного надзорного органа в сфере охраны природы, который смог бы аккумулировать и эффективно осуществлять большую часть полномочий по надзору за исполнением обязательных требований в области природопользования и экологии. Подчиненность данной службы Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации будет способствовать эффективности реализации надзорных полномочий и использованию всех достижений науки и техники в данной сфере.
2. Передача полномочий по государственному экологическому и геологическому надзору с регионального уровня на федеральный уровень.
3. Передача полномочий по государственному земельному надзору от Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, что позволит сосредоточить надзор за охраной земель в одном органе вне зависимости от категорий земель.
4. Передача полномочий по государственному надзору в области содержания диких животных в условиях неволи от Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
5. Передача переданных полномочий в части охотничьего, лесного надзора, надзора за использованием и охраной объектов животного мира от субъектов Российской Федерации на федеральный уровень.
6. Расширение полномочий Росприроднадзора в части надзора за соблюдением законодательства на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
7. Создание федерального государственного надзора за использованием и охраной объектов растительного мира.
Такие решения, по мнению автора, могут обеспечить формирование четкой системы государственного надзора, исключение дублирования полномочий, снижению административной нагрузки на бизнес, а также достижению основной цели государственного надзора - обеспечение экологической безопасности населения страны и рационального природопользования на всей территории государства.
Так, в ходе постоянных реорганизаций надзорные полномочия были рассредоточены по разным министерствам и ведомствам. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, созданное как специализированный орган, координирующий все вопросы экологии и природопользования в стране, в настоящий момент не является монополистом в области контроля за соблюдением природоохранного законодательства. Ряд полномочий, например, земельный надзор на землях, оборот которых урегулирован ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и надзор в сфере рыболовства и охраны водных биологических ресурсов, переданы в Министерство сельского хозяйства, ряд полномочий в области земельного надзора у подчиненной непосредственно Правительству Российской Федерации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Кроме того, государственный экологический и геологический надзор время осуществляется на двух уровнях - федеральном и региональном, при этом критерии разделения объектов федерального и регионального надзора достаточно спорны и сложны с практической точки зрения. Часть федеральных государственных надзоров передана от Российской Федерации на уровень субъектов федерации, но при этом они остаются федеральными и федеральные органы осуществляют надзор за реализацией этих переданных полномочий - надзор за осуществлением надзора.
Часть природных объектов, например, растительный мир, вообще не имеет самостоятельного надзора и, следовательно, органа, обеспечивающего соблюдение законодательства при использовании этого вида природного ресурса.
Рассредоточение функций по надзору и контролю за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды между различными государственными федеральными и региональными органами не отвечает задачам оптимизации, эффективности и формирования четкой структуры, обеспечивающей соблюдение природоохранного законодательства в стране. Автору исследования видится наиболее целесообразным с точки зрения обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов создание специализированного надзорного органа, уполномоченного на осуществление большинства видов надзоров в сфере природопользования и охраны природы. При этом такой орган в Российской Федерации существует с 2004 года - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, однако данное ведомство не имеет полномочий по надзору за геологическим изучением и охраной недр на участках недр местного значения (в т.ч. водозабров с объемом добычи до 500 куб м/сутки), за соблюдением природоохранного законодательства на составляющих основную массу объектов негативного воздействия III-IV категорий, за использованием охотничьих ресурсов, за охраной земель сельскохозяйственного назначения, за использованием и охраной объектов животного мира, за функционированием особо охраняемых природных территорий и др. Часть надзорных полномочий Росприроднадзора очень ограничена. Например, лесной надзор осуществляется только на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
В современной России уже есть опыт попытки формирования ведомства, сосредоточившего в себе практически все полномочия в сфере охраны природы - Государственный комитет по экологии и природным ресурсам и Министерство природных ресурсов до 2004 года. Данная конструкция была достаточно эффективна и являлась именно тем основным органом, ответственным за экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов в стране.
На основании проведенного исследования автором подготовлены предложения для оптимизации системы государственного надзора в сфере природопользованием и охраной окружающей среды:
1. Создание на базе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования специализированного надзорного органа в сфере охраны природы, который смог бы аккумулировать и эффективно осуществлять большую часть полномочий по надзору за исполнением обязательных требований в области природопользования и экологии. Подчиненность данной службы Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации будет способствовать эффективности реализации надзорных полномочий и использованию всех достижений науки и техники в данной сфере.
2. Передача полномочий по государственному экологическому и геологическому надзору с регионального уровня на федеральный уровень.
3. Передача полномочий по государственному земельному надзору от Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, что позволит сосредоточить надзор за охраной земель в одном органе вне зависимости от категорий земель.
4. Передача полномочий по государственному надзору в области содержания диких животных в условиях неволи от Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
5. Передача переданных полномочий в части охотничьего, лесного надзора, надзора за использованием и охраной объектов животного мира от субъектов Российской Федерации на федеральный уровень.
6. Расширение полномочий Росприроднадзора в части надзора за соблюдением законодательства на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
7. Создание федерального государственного надзора за использованием и охраной объектов растительного мира.
Такие решения, по мнению автора, могут обеспечить формирование четкой системы государственного надзора, исключение дублирования полномочий, снижению административной нагрузки на бизнес, а также достижению основной цели государственного надзора - обеспечение экологической безопасности населения страны и рационального природопользования на всей территории государства.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮ ЩЕЙ СРЕДЫ В
РОССИЙСКОЙ ЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Государственное регулирование охраны окружающей среды в регионе
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ
В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Прокурорский надзор в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2021 - Разработка принципов учета природоохранной деятельности предприятия с
использованием программного продукта «1С Предприятие 8.2. Охрана окружающей среды»
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2016



