Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования детей» г. Няндома (Архангельская область).
Выборка: педагоги дополнительного образования, 10 человек.
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Особенности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования 6
1.1 Понятие «педагог дополнительного образования» 6
1.2 Требования к деятельности педагога дополнительного образования и его личности 12
1.3 Функции и обязанности педагога дополнительного образования 14
Глава 2. Общение в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования 18
2.1 Характеристика процесса общения 18
2.2 Виды стилей общения педагога дополнительного образования 24
2.3 Применение стилей общения в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования 27
Глава 3. Практическое изучение стилей общения педагогов дополнительного образования 32
3.1 Описание диагностической процедуры, направленной на изучение стилей общения педагогов дополнительного образования 32
3.2 Результаты диагностической процедуры, направленной на изучение стилей общения педагогов дополнительного образования 33
Заключение 55
Список информационных источников 56
Приложения 60
Актуальность изучения стилей педагогического общения и взаимодействия вызвана тем влиянием, которое они оказывают на личность обучающихся, на возникновение конфликтов и разногласий между участниками педагогического процесса.
В процессе общения складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности обучения и воспитания. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер, выступает в ней как инструмент воздействия [16].
Если бы каждый педагог имел четкое представление о том, какому стилю педагогического общения соответствует то или иное поведение в конфликтной ситуации, тогда можно было избежать многих, если не всех конфликтов, возникающих в учреждении дополнительного образования детей. От выбора стиля педагогического общения вообще зависит весь процесс обучения.
В связи с этим значительную роль приобретает проблема повышения педагогического мастерства педагога, совершенствование его умений общения с детьми, способность руководить их деятельностью [28].
Объектом исследования является профессиональная деятельность педагога дополнительного образования.
Предметом исследования выступают стили общения в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.
Цель исследования: изучить особенности стилей общения в профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
Задачи данного исследования.
1. Раскрыть сущность понятий: «педагог дополнительного образования», «профессиональная деятельность педагога дополнительного образования», «профессионально-педагогическое общение», «стиль общения».
2. Представить требования к деятельности педагога дополнительного образования и его личности.
3. Назвать основные функции и обязанности педагога дополнительного образования.
4. Дать описание профессионально-педагогического общения.
5. Охарактеризовать стили общения педагога дополнительного образования.
6. Выявить преобладающий стиль общения педагогов дополнительного образования МАУ ДО РЦДО г. Няндома.
Гипотеза:мы предполагаем, что у большинства педагогов дополнительного образования преобладает демократический стиль общения.
Методы исследования.
1. Теоретические (теоретический анализ, теоретический синтез, работа с литературой, цитирование, составление библиографии, конспектирование)
2. Эмпирические: тестирование
3. Математические (регистрация, шкалирование, ранжирование).
База исследования: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования детей» г. Няндома (Архангельская область).
Выборка: педагоги дополнительного образования, 10 человек.
Учреждение дополнительного образования детей — это особое учреждение, которое является не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения. Исследование проблемы характера педагогического общения в УДОД в рамках дипломной работы позволило сделать следующие выводы:
1. Под педагогическим общением понимается специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанников, выполняющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.
2.Создание классификации стилей педагогического общения актуально в современной науке. Пока не найдена универсальная классификация стилей педагогического общения, но общепризнанным остается разграничение демократического, либерального и авторитарного стилей.
3. Существует достаточное количество диагностических методик, позволяющих выявить доминирующие стили общения педагогов.
4. Специфика УДОД определяет особенности взаимоотношений педагогов и воспитанников, придавая им гуманистический характер. Доминирующим стилем общения педагогов УДОД является демократический.
В практической части выпускной квалификационной работы мы сделали предположение, что у педагогов дополнительного образования преобладает демократический стиль общения. Мы провели исследование среди педагогов дополнительного образования МАУ ДО РЦДО г. Няндома. Проанализировав ответы, мы пришли к следующему выводу, у педагогов дополнительного образования преобладает демократический стиль общения, что доказывает о подтверждении нашей гипотезы.
1. Взаимодействие «учитель-ученик» в образовательном процессе [Электронный ресурс] Режим доступа: https://borpsy.ucoz.ru/publ/vzaimodejstvie_uchitel_uchenik_v_obrazovatelnom_processe/167#:~:text=Сознательное%20формирование%20своего%20стиля%20педагогического,детьми%20и%20соответствуют%20их%20индивидуальности, свободный.
2. Голованов, В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования / В.П.Голованов. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 123 с.
3. Дейч, Б. А. Дополнительное образование детей как профессиональная педагогическая деятельность / Б.А. Дейч, М.О. Кучеревская. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 57 с.
4. Должностная инструкция педагога дополнительного образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/dolzhnostnaya-instrukciya-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-725619.html, свободный.
5. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. – М.:ВЛАДОС, 2002. – 166 с.
6. Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studopedia.ru/11_42272_znachenie-individualnogo-stilya-obshcheniya-i-sredstva-povisheniya-kommunikativnosti-pedagoga.html, свободный.
7. Искусство педагогического общения с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/iskusstvo-pedagogicheskogo-obscheniya-s-detmi-imeyuschimi-intellektualnie-narusheniya-3172471.html, свободный.
8. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик. - М., 1990. – 234 с.
9. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. - М., 1997. – 43 с.
10. Леонтьев, А.А. Психологические особенности деятельности лектора / А.А. Леонтьев. - М.: Знание, 1981. - 199 с.
11. Личностные качества педагога дополнительного образования как основа его профессионализма [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.pedm.ru/conference_notes/405, свободный.
12. Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.А.Лобанов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
13. Мальковская, Т.Н. Учитель-ученик/ Т.Н.Мальковская - М., 1977. – 34 с.
14. Материал для учителей «Стили педагогического общения» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/material-dlya-uchiteley-stili-pedagogicheskogo-obshcheniya.html, свободный.
15. Мотивация педагогической деятельности в образовательном учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/motivaciya-pedagogicheskoj-deyatelnosti-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-4094673.html, свободный.
16. Общение - как система воспитательных взаимоотношений [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vuzlit.com/727601/obschenie_sistema_vospitatelnyh_vzaimootnosheniy, свободный.
17. Основы педагогического мастерства: учеб пособие для пед. спец. учеб, заведений / под ред. И. А. Зязюна. - М., 1989.
18. Основы профессионально-педагогического общения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lib4all.ru/base/B3103/B3103Part13-70.php, свободный.
19. Основные функции и особенности работы педагога дополнительного образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kazedu.com/referat/127575/1, свободный.
20. Педагог дополнительного образования: особенности организации педагогической деятельности [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studme.org/125775/pedagogika/pedagog_dopolnitelnogo_obrazovaniya_osobennosti_organizatsii_pedagogicheskoy_deyatelnosti, свободный.
21. Профессиональные требования к педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей [Электронный ресурс] Режим доступа:https://studme.org/125776/pedagogika/professionalnye_trebovaniya_pedagogicheskoy_deyatelnosti_sisteme_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey#:~:text=Педагог%20дополнительного%20образования%20-%20это,часто%20не%20имеющих%20педагогического%20образования, свободный.
22. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/professionalnyj-standart-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html, свободный.
23. Рекомендации по оптимизации стилей педагогического общения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studopedia.net/14_30001_glava--rekomendatsii-po-optimizatsii-stiley-pedagogicheskogo-obshcheniya.html, свободный.
24. Советы начинающим педагогам [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lektsii.net/1-27167.html, свободный.
25. Средства профессионально-педагогического общения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mydocx.ru/9-91886.html, свободный.
26. Стили общения педагогов учреждений дополнительного образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00676875_0.html, свободный.
27. Стили педагогического общения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/referat-stili-pedagogicheskogo-obscheniya-1774666.html, свободный.
28. Стили педагогического общения и их характеристика [Электронный ресурс] Режим доступа: https://multiurok.ru/files/stili-piedaghoghichieskogho-obshchieniia-i-ikh-kha.html, свободный.
29. Стиль педагогического общения и его влияние на взаимоотношение с учащимися [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studizba.com/files/show/doc/61502-7-114356.html, свободный
30. Характеристики стиля общения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infopedia.su/15x965c.html, свободный.