Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования детей» г. Няндома (Архангельская область).
Выборка: педагоги дополнительного образования, 10 человек.
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Особенности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования 6
1.1 Понятие «педагог дополнительного образования» 6
1.2 Требования к деятельности педагога дополнительного образования и его личности 12
1.3 Функции и обязанности педагога дополнительного образования 14
Глава 2. Общение в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования 18
2.1 Характеристика процесса общения 18
2.2 Виды стилей общения педагога дополнительного образования 24
2.3 Применение стилей общения в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования 27
Глава 3. Практическое изучение стилей общения педагогов дополнительного образования 32
3.1 Описание диагностической процедуры, направленной на изучение стилей общения педагогов дополнительного образования 32
3.2 Результаты диагностической процедуры, направленной на изучение стилей общения педагогов дополнительного образования 33
Заключение 55
Список информационных источников 56
Приложения 60
Актуальность изучения стилей педагогического общения и взаимодействия вызвана тем влиянием, которое они оказывают на личность обучающихся, на возникновение конфликтов и разногласий между участниками педагогического процесса.
В процессе общения складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности обучения и воспитания. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер, выступает в ней как инструмент воздействия [16].
Если бы каждый педагог имел четкое представление о том, какому стилю педагогического общения соответствует то или иное поведение в конфликтной ситуации, тогда можно было избежать многих, если не всех конфликтов, возникающих в учреждении дополнительного образования детей. От выбора стиля педагогического общения вообще зависит весь процесс обучения.
В связи с этим значительную роль приобретает проблема повышения педагогического мастерства педагога, совершенствование его умений общения с детьми, способность руководить их деятельностью [28].
Объектом исследования является профессиональная деятельность педагога дополнительного образования.
Предметом исследования выступают стили общения в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.
Цель исследования: изучить особенности стилей общения в профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
Задачи данного исследования.
1. Раскрыть сущность понятий: «педагог дополнительного образования», «профессиональная деятельность педагога дополнительного образования», «профессионально-педагогическое общение», «стиль общения».
2. Представить требования к деятельности педагога дополнительного образования и его личности.
3. Назвать основные функции и обязанности педагога дополнительного образования.
4. Дать описание профессионально-педагогического общения.
5. Охарактеризовать стили общения педагога дополнительного образования.
6. Выявить преобладающий стиль общения педагогов дополнительного образования МАУ ДО РЦДО г. Няндома.
Гипотеза:мы предполагаем, что у большинства педагогов дополнительного образования преобладает демократический стиль общения.
Методы исследования.
1. Теоретические (теоретический анализ, теоретический синтез, работа с литературой, цитирование, составление библиографии, конспектирование)
2. Эмпирические: тестирование
3. Математические (регистрация, шкалирование, ранжирование).
База исследования: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования детей» г. Няндома (Архангельская область).
Выборка: педагоги дополнительного образования, 10 человек.
Учреждение дополнительного образования детей — это особое учреждение, которое является не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения. Исследование проблемы характера педагогического общения в УДОД в рамках дипломной работы позволило сделать следующие выводы:
1. Под педагогическим общением понимается специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанников, выполняющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.
2.Создание классификации стилей педагогического общения актуально в современной науке. Пока не найдена универсальная классификация стилей педагогического общения, но общепризнанным остается разграничение демократического, либерального и авторитарного стилей.
3. Существует достаточное количество диагностических методик, позволяющих выявить доминирующие стили общения педагогов.
4. Специфика УДОД определяет особенности взаимоотношений педагогов и воспитанников, придавая им гуманистический характер. Доминирующим стилем общения педагогов УДОД является демократический.
В практической части выпускной квалификационной работы мы сделали предположение, что у педагогов дополнительного образования преобладает демократический стиль общения. Мы провели исследование среди педагогов дополнительного образования МАУ ДО РЦДО г. Няндома. Проанализировав ответы, мы пришли к следующему выводу, у педагогов дополнительного образования преобладает демократический стиль общения, что доказывает о подтверждении нашей гипотезы.