Введение 3
1. Архетип и комплекс отца 6
1.1. Понятие архетипа 6
1.2. Символы архетипа отца 9
1.3. Виды архетипов отца 16
2. Архетипы Пуэр и Сенекс в психоаналитической работе с мужчинами 18
2.1. Архетип отца и социокультурные семейные факторы в России 18
2.2. Архетип Пуэр и психоаналитическая работа с ним 24
2.3. Архетип Сенекс и психоаналитическая работа с ним 26
Заключение 28
Список использованных источников 30
Один из способов осмысления основных различий между различными школами мысли заключается в том, что каждый подход затрагивает разные аспекты человеческой мотивации. Фрейд указал на сексуальность и необходимость подавления идей и эмоций, чуждых эго; Адлер подчеркнул стремление преодолеть неполноценность и испытать чувство власти; Вильгельм Райх добавил феномен мышечной "брони" тела как утверждение характерологического отношения; Юнг указал на универсальную потребность людей искать смысл в религиозном или духовном контексте; Отто Ранк отметил существенный конфликт, связанный с отделением от опекуна, и важность воли и творчества; а Джон Боулби, Фэрберн и другие представители английской школы подчеркнули основную потребность в отношениях с родительской фигурой. Хайнц Кохут подчеркнул центральную роль развития целостного чувства собственного достоинства. Этот список можно было бы еще долго расширять. Признавая это, вопрос заключается не в том, чтобы решить, какая из этих теорий более "правильная", а скорее в том, как построить более всеобъемлющую теорию, объединяющую лучшие идеи всех существующих школ.
Но вернемся к Юнгу: больше, чем его собственное дополнение к этому списку основных мотиваций, Юнг пошел еще дальше. Он указал, что существует множество таких базовых мотиваций, которые он назвал "архетипами" (Он взял этот термин из его употребления св. Августина, а также его более раннее использование неоплатоническими философами; существовала также связь с концепцией "элементарных идей", описанной этнологом девятнадцатого века Адольфом Бастианом).
Термин "архетип", таким образом, следует признать названием категории фундаментальных тем в психологии человека, и упоминание этой категории также предполагает природу общего знаменателя среди различных типов основных человеческих мотиваций. "Поиск названия для чего-либо - это способ вызвать в воображении его существование, дать людям возможность увидеть закономерность там, где они ничего раньше не видели", - писал Говард Рейнгольд.
Поиск общего знаменателя в сложной системе означает открытие новой границы, перспективы или уровня понимания динамики, что, в свою очередь, позволяет генерировать новые гипотезы. В качестве аналогии, создание концепции атома как общего знаменателя, который мог бы объяснить различные открытия в химии менее двухсот лет назад, было невероятно эвристичным, позволив ученым искать и находить другие основные элементы и, более того, начать методично развивать область химии.
В рамках данного исследования проанализированы два вида архетипов отца – пуэр и сенекс с целью выявления наиболее целесообразных возможностей психоаналитической работы.
Цель работы: проанализировать архетипы пуэр и сенекс и определить актуальные особенности психоаналитической работы с ними.
Объект исследования – архетип отца
Предмет исследования – архетипы пуэр и сенекс и актуальные особенности психоаналитической работы с ними.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «архетип»
2. Провести обзор особенностей архетипа отца
3. Охарактеризовать типы архетипов отца
4. Проанализировать особенности архетипа отца в российском обществе
5. Определить особенности психоаналитической работы с архетипом пуэр
6. Определить особенности психоаналитической работы с архетипом сенекс.
Концепция архетипа Карла Юнга представляет собой категорию мотивации, которая объединяет образы, желания и основные человеческие инстинкты. Одна из ценностей этой концепции заключается в том, что она предлагает способ объединить разнообразие теорий мотивации в динамической психологии. Термин "архетип" следует признать названием категории фундаментальных тем в психологии человека, и упоминание этой категории также предполагает природу общего знаменателя среди различных типов основных человеческих мотиваций.
Архетип отца в своей функции логоса оказывает свое влияние на человеческий разум, чтобы преобразовать недифференцированную – конкретную – эмоциональность, привязанную к телу, в менее материальную и абстрактную форму образов и ментальных представлений, но также, в своей специфической сложной функции, служит регулятором границ, ограничений и социальных ценностей, которые навязываются как правила и законы, в соответствии с понятием суперэго Фрейда.
Комплекс связан с архетипом. У каждого комплекса есть архетипическое ядро. Комплекс отца формируется не только благодаря опыту общения с личным отцом, но и благодаря универсальному образцу архетипического отца, запечатленному в психике. Ребенок переживает личного отца через архетипическую энергию. Якоби говорит: “Огромная энергия архетипа придает мистическое, духовное чувство переживаниям отца у маленького ребенка, особенно когда оно не опосредовано надлежащим образом личным отцом.
В российском обществе архетип отца ассоциируется, прежде всего, с властью, авторитетом, традициями и связью с семьей, поэтому, изменяя роль отца в семье и культуре, определяя его место в детской, общество фактически занимается деформацией семьи как культурного феномена.
Проблема для человека, находящегося под глубоким влиянием архетипа пуэр, заключается в том, как сбалансировать эти две силы, не отождествляясь с ними, пуэр - это позитивная идентификация, а дисциплинированный интеллект проявляется негативно в виде тени. Это изменение, когда мальчик становится мужчиной, целостным и активным в мире.
Архетип сенекс, как правило, имеет жизненный опыт и сформированную личную историю. Он отличается реалистичностью, стабильностью, решительностью.
Зрелость, надежность, обоснованный реализм — вот некоторые из положительных качеств типа сенекса, качеств, которые всем взрослым в нашей культуре важно развивать и проявлять.
Очевидно, что человек, находящийся на дальнем конце спектра сенекс-пуэр, живет несбалансированной жизнью. Оба архетипа должны быть активны в жизни.
1. Дружинин В.Н. Теоретическая типология моделей семьи // Психология семьи. Самара, 2002. С. 69.
2. Кон И.С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. 1987. № 6. С. 31–38.
3. Нойман, Э. Ребёнок / пер. с англ. М.И. Прилуцкой.- 1990. – 128 с.
4. Хренов Н.А. Избранные работы по культурологии. Культура и империя. М.: ООО «Издательство «Согласие»; Издательство «Артём», 2014. C. 292
5. Garreth Hill, Masculine and feminine, Shambala, 1992, Boston & London.
6. Hillman, James, et al. 1979, Puer Papers, Irving, Tex.: Spring.
7. Jung, C., G., “Psychological Aspects of the Mother Archetype”, 1954. – 388 р.
8. Kaufmann, Y. Analytical psychotherapy (Chapter 4). In R.J. Corsini & D. Wedding, Current Psychotherapies (4th Ed.).- 1989.- Itasca, IL: F.E. Peacock.
9. Zoja, L. The FATHER Historical, Psychological, and Cultural Perspectives/ Пер. с англ. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013 — 280 с.