Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Мифологизация» и «Циклизация» времени в мультиверсумах К.С. Льюиса и Ф. Пулмана

Работа №88078

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы64
Год сдачи2021
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Творение мира и его конец……………………………………………..6
1.1. Подход К.С. Льюиса и Ф. Пулмана к современному миру и выражение этого в их произведениях – «Хроники Нарнии» и «Темные начала»…………6
1.2. Антропоцентризм и критика институционального христианства Ф. Пулмана…………………………………………………………………………..14
1.3. Религиозная проблематика совместно с внерелигизной этикой К.С. Льюиса……………………………………………………………………………18
Глава 2. Границы Миров и их пересечение……………………………………28
2.1. Структура миров, созданных внутри произведений: главные и второстепенные…………………………………………………………………..28
2.2. Взрослые и дети, значение этого «противостояния» внутри цикла «Темные начала» и «Хроники Нарнии»………………………………………..36
Глава 3. Время……………………………………………………........................44
3.1. «Мифологизация» и «Циклизация» времени в мультиверсумах К.С. Льюиса и Ф. Пулмана……………………………………………………………44
3.2. Антропоцентризм Ф. Пулмана и религиозная проблематика совместно с внерелигизной этикой К.С. Льюиса…………………………………………….48
Заключение……………………………………………………………………….56
Список литературы………


В настоящее время жанр фэнтези преобладает на литературном рынке. Однако до сих пор нет единого мнения – что такое фэнтези. В его толковании всегда присутствовали две весьма противоречивые крайности: от фантастики до сказки. «В самом общем случае фэнтези – это произведение, где фантастический элемент несовместим с научной картиной мира» . По другой версии фэнтези – это «Сказка. От научной фантастики этот жанр отличается отсутствием нравоучения и потуг на мессианство. От традиционной сказки – отсутствием деления на плохих и хороших» . С другой стороны, не стоит забывать, что типичный роман-фэнтези многое взял и от мифа: «Мир фэнтези – это пропущенные через современное сознание и ожившие по воле автора древние мифы, легенды» .
В связи с относительной молодостью жанра фэнтези (около ста лет) многие проблемы в этой области литературы остаются неисследованными и требуют внимательного изучения.
Исследование принципов организации пространства и времени в художественном произведении интересовало многих литературоведов, обращающихся как к реалистической, так и нереалистической литературной традиции, однако в фантастике заявленная проблема оказывается наиболее актуальной, так как, с одной стороны, литература фэнтези строится на системе мифологических оппозиций, что проявляется и в особенностях хронотопа, а с другой – быстрое развитие науки и техники в ХХ веке породило большое количество теорий множественности миров, что не могло не оказать влияние сначала на научную фантастику, а затем и на фэнтези.
Проблемы хронотопа литературы фэнтези занимают многих исследователей , однако работ, посвященных концепции многомирия в фэнтези в контексте культурных и научных предпосылок, не так много . Феномен гипотетического существования параллельных реальностей нередко затрагивается в научной среде , что обусловливает важность обращения к заявленной теме и необходимость обобщения художественных принципов создания Вселенной, состоящей из множества параллельных реальностей.
Цель исследования – рассмотреть мультивселенные как способ репрезентации реального мира в «Хрониках Нарнии» К.С. Льюиса и «Темных началах» Ф. Пулмана.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть подход К.С. Льюиса и Ф. Пулмана к современному миру и выражение этого в их произведениях – «Хроники Нарнии» и «Темные начала»;
2) проанализировать антропоцентризм и критику институционального христианства Ф. Пулмана;
3) проанализировать религиозную проблематику совместно с внерелигизной этикой К.С. Льюиса;
4) рассмотреть структуру миров, главных и второстепенных, созданных внутри произведений;
5) охарактеризовать «противостояние» взрослых и детей циклов «Темные начала» и «Хроники Нарнии»;
6) проанализировать «мифологизацию» и «циклизацию» времени в мультиверсумах К.С. Льюиса и Ф. Пулмана;
7) рассмотреть антропоцентризм Ф. Пулмана и религиозную проблематику совместно с внерелигизной этикой К.С. Льюиса.
Методология исследования. В работе использованы общетеоретические методы исследования (обобщение, анализ, синтез).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
1. Фэнтези объединяет два устоявшихся жанра «fiction» – литература о вымышленных героях и событиях (literature and stories about imaginary people or events) и «fantasy fiction». Определение последнего словосочетания включает следующие черты: «...это жанр, где сюжет основан на событиях, которые не могут произойти в реальной жизни. Часто сюжет включает в себя магию или колдовство, а события происходят на другой планете или в другом – неизвестном измерении этого мира». (Fantasy fiction is a genre of writing in which the plot could not happen in real life (as we know it, at least). Often, the plot involves magic or witchcraft and takes place on another planet or in another – undiscovered – dimension of this world) .
Фэнтези – это динамическое образование, которое принимает новые содержательные черты и изменяется непрерывно с течением времени.
Особым вопросом в рассмотрении художественного мира и его функционирования является двоемирие, которое реализует в себе целый ряд антиномий, которые способствуют изучению данного литературоведческого вопроса. Это такие антиномии как «мир / антимир», «здесь / там», «земное / потустороннее» и прочие. Именно через антиномические сочетания реализуется как содержательная, так и формальная сторона двоемирия.
Функционирование двоемирия в художественном мире произведения наиболее точно объясняется принципами антиномии, ибо один мир не может существовать без другого. Антиномия как понятие представляет собой необъяснимый парадокс всего сущего, что делает её важным объектом наблюдения по отношению к художественному миру. «Попытки мыслить мир как единое целое, подразумевая в качестве предпосылки идею безусловного или абсолютного, приводят разум к неизбежным противоречиям, так как делают возможным обоснование как утверждения (тезиса так и отрицания (антитезиса)» .
2. Концепция Мультивселенной оказалась очень востребованной в жанре фэнтези, так как позволила расширить границы мира и усложнить структуру повествования, при этом важно подчеркнуть, что данные идеи развиваются параллельно со становлением эстетики постмодернизма, который отрицает единственную истину и, следовательно, существование одного-единственного мира. Писатели, произведения которых были проанализированы, представляют многомирие различно: у К.С. Льюиса, мы наблюдаем тяготение к некоему космологическому центру, но он представлен по-разному. Ф. Пулман не стремится создать продуманную структуру Мультивселенной, так как акцентирует внимание на этических и гуманистических проблемах, но у него важное значение имеет образ предмета, который позволяет создавать порталы между измерениями.
3. Время – одно из самых знакомых, но вместе с тем загадочных свойств нашего мира. Как проницательно заметил А. Августин: «Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время: если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю» . Как одна из форм существования бытия время имеет многовековую историю своего развития, и считается одним из наиболее спорных и дискуссионных понятий.
Идеи Льюиса о времени ведут к философским размышлениям о трудных метафизических проблемах, таких как существование иных измерений с иной пространственно-временной организацией, чем на земле, важнейших теологических вопросах, таких как отношения Бога со временем, роль и место Бога в земной истории. Кроме того, с помощью временных парадоксов Льюис помогает своим героям, так и читателям пережить «recovery», или «обретение вновь» окружающего их мира, увидеть его обновлённым и преображённым.



1. Артамонова К.Г. Образ дома волшебника как «другого места», аккумулирующего пространство и время, и его значение в творчестве Дианы Уинн Джонс // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Русская филология. 2012. № 3. С. 117–121.
2. Артёменко О.Л. Мультиверсум – миры постнеклассической космологии // Философия и социальные науки. 2008. № 2. С. 51–54.
3. Афонина Ю.Н. Двоемирие в повествовательной структуре «Хроник Нарнии» К.С. Льюиса / Ю. Н. Афонина. – СПб.: Вестник Пермского университета, 2012. – 130-136 с.
4. Барляева Е.А. Об использовании архетипов в литературе // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя. Материалы Междунар. заоч. конференции. Астрахань, 2010. С. 300.
5. Белоусова Е.Г. Пространственный компонент хронотопа жанра фэнтези (на материале произведений Т. Пратчетта и Дж. К. Роулинг) // European Social Science Journal. 2011. № 9 (12). С. 174–183.
6. Берштейн В. С. Антиномия [Электронный ресурс] / В.С. Берштейн. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/concepts/7138 (дата обращения: 21.12.2021)
7. Библия. В.З. Бытие. United Bible Societies – 1991.
8. Векторы развития современной англоязычной литературы: коллективная монография / под ред. Г.И. Лушниковой, Т.Ю. Осадчей. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2019. – 164 с.
9. Визгин В. В. Идея множественности миров: очерки истории. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 336 с.
10. Гопман В.Л. Волшебные миры Клайва Степлза Льюиса // Детская литература. – 1982. № 8. С. 34-35.
11. Гопман В.Л. Фэнтези // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: ИНИОН РАН, 2001. С. 1161.
12. Горбатов В.В., Горбатова Ю.В. К вопросу о философских основаниях семантики возможных миров // Социально-гуманитарное знание в современном мире. М.: МЭСИ, 2009. С. 146–163.
13. Грачева Н.О. Взаимодействие категории абсолютного и относительного времени в текстах фэнтези/Н.О. Грачева//Вестник СамГУ, 2011. № 4 (85). С. 137-142.
14. Жиндеева Е.А. Художественное воплощение хронотопа «двоемирие» в рассказах Ю.В. Мамлеева / Е.А. Жиндеева, С.С. Четвергова. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennoe-voploschenie-hronotopa-dvoemirie-vrasskazah-yu-v-mamleeva (дата обращения: 21.12.2021).
15. Канарская Е.И. Двоемирие как архетип русской литературы и его воплощение в творчестве Н.В. Коляды [Электронный ресурс] / Е.И. Канарская. – Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/19931778_2017_-_3_unicode/37.pdf (дата обращения: 21.12.2021).
16. Кант И. Критика чистого разума [Электронный ресурс] / И. Кант. – Режим доступа: 132 http://psylib.ukrweb.net/books/kanti02/index.htm (дата обращения: 21.12.2021)
17. Каплан В. Заглянем за стенку // Новый мир. – 2001. – № 9. – С. 158 – 169.
18. Карабанова Н.В., Николаева Э.Е. Проблема межпространственных переходов в литературе жанра фэнтези // Успехи современной науки и образования. 2017. № 7. С. 70–73.
19. Кураев А. «Закон Божий» и «Хроники Нарнии» // Православие и мир. – 2006. – № 12 – С. 6 – 9.
20. Лукьяненко С. Рецензия на трилогию Ф.Пулмана «Темные начала» // Если. – 2006. – № 37. – С. 17.
21. Льюис К.С. Племянник чародея / К.С. Льюис; Пер. Н. Л. Трауберг. – М.: Эксмо, 2010. – 112 с.
22. Льюис К.С. Хроники Нарнии / Пер. с англ. А.Б. Троицкой-Фэррант. 2-е изд., испр. – М.: Захаров, 2005. – 880с.
23. Миниханова Л.К., Фаткуллина Ф.Г. Художественная картина мира как особый способ отражения действительности/Л.К. Миниханова, Ф.Г. Фаткуллина//Вестник Башкирского университета, 2012. Т. 17. № 3 (1). С. 1626-1627.
24. Михайлов А.Н. Феномен фантастического: философско-культурологический анализ. Дис.канд.филос.наук. Москва: МПГУ, 2008. 211 с.
25. Мостепанов А.А. Жанровые особенности цикла «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса (Фэнтези или литературная сказка?) / А. А. Мостепанов. – Воронеж : ВГУ, 2011. – 46-49 с.
26. Муравьев В.С. Фантастика // Большая советская энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1977. С. 203
27. Наумчик О.С. Пространственно-временные модели фэнтези // Парадигмы переходности и образы фантастического мира в художественном пространстве XIX–ХХI вв.: Коллективная монография. Н. Новгород, 2019. С. 356–363.
28. Нестерик Э.В., Мухатаева А.А. Художественное время как литературная и текстовая категория/Э.В. Нестерик, А.А. Мухатаева//Молодой учёный: научный журнал. 2015. № 9 (89). С. 1391-1393.
29. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1984. 797 с.
30. Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: учебник для студентов-журналистов и филологов/А.Ф. Папина. М.: Едиториал УРСС, 2002. 368 с.
31. Парадигмы переходности и образы фантастического мира в художественном пространстве XIX–ХХI вв.: коллективная монография. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2019. с. – 463 с.
32. Перова Е.Ю. Мировоззренческая проблематика в трудах отечественных и европейских мыслителей ХХ века / Е.Ю. Петрова. – Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/konfer30/1070.pdf (дата обращения: 21.12.2021).
33. Перумов Н. Я люблю гномов, а они любят пиво // Мир за неделю. – 2000. – № 4. – С. 112.
34. Петерсон М., Петерсон А. Время всё ещё продолжает свой ход? Роль времени в «Хрониках Нарнии» // «Хроники Нарнии» и философия: лев, колдунья и мировоззрение. - М.: Эксмо, 2011. 337 с.
35. Полянская Е.С. Фантастическое многомирие (на материале произведений А.М. Волкова) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 7. С. 290–299.
36. Полянская Е.С. Фантастическое многомирие (на материале произведений А. М. Волкова) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 7. С. 290–299.
37. Попова С.А. , Тюркан Е.А. Средства репрезентации категории темпоральности в цикле романов К. С. Льюиса «Хроники Нарнии» // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: Материалы межрегион. научно-практ. конф. с междунар. участием / Отв. Редактор Е. А. Тюркан. Мурманск, 2019. С. 83–91.
38. Попова С.А., Тюркан Е.А. Средства репрезентации категории темпоральности в цикле романов К. С. Льюиса «Хроники Нарнии» // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: Материалы межрегион. научно-практ. конф. с междунар. участием / Отв. редактор Е. А. Тюркан. Мурманск, 2019. С. 83–91.
39. Пулман Ф. Темные начала. В 3 кн.: Северное Сияние (1), Чудесный нож (2), Янтарный телескоп (3) / Пер. с англ. О. Новицкая – М.: «Росмэн», 2004. – 1500с.
40. Скрыпник О.В. Специфика хронотопа в современном английском фэнтези на материале произведений Терри Пратчетта // Лучшая студенческая статья 2019: Сб. ст. XXIII Междунар. научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2019. С. 167–171.
41. Скрыпник О.В. Специфика хронотопа в современном английском фэнтези на материале произведений Терри Пратчетта // Лучшая студенческая статья 2019: Сб. ст. XXIII Междунар. научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2019. С. 167–171.
42. Солдатов А.В. Развитие идеи множественности миров в европейской философии и богословии XVII– XIX веков // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2012. № 146. С. 33–41.
43. Солдатов А.В. Развитие идеи множественности миров в европейской философии и богословии XVII–XIX веков // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2012. № 146. С. 33–41.
44. Тамарченко Н.Д. Теория литературы. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Н.Д. Тамарченко. М.: Академия, 2004. Т. 1. 513 с.
45. Тегмарк М. Параллельные вселенные // Космос: Альманах. М.: В мире науки, 2006. С. 21–32.
46. Темирболат А.Б. Категории хронотопа и темпорального ритма в литературе /А.Б. Темирболат. Алматы: Ценные бумаги, 2009. 504 с.
47. Темирболат А.Б. Категория хронотопа в свете современных научных концепций литературоведения/А.Б. Темирболат//Филологические науки в России и за рубежом: материалы междунар. заоч. науч. конф., г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г. СПб.: Реноме, 2012. С. 6-9.
48. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу /Пер. с фр. Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1997. 144 с.
49. Уолкер Э. Под русским крестом: Walker A., Patrick J. A Christian for All Christians: Essays in Honour of C. S. Lewis. – L., 1990.
50. Хлопцева А. Пособие для начинающего атеиста, или нерождественская сказка // Православие и мир. – 2007. – № 18 – С. 47 – 49.
51. Эйдемиллер И.В., Лебедев А.Ю. Мир фэнтези // Звезда. – 1993. – № 10. – С. 37 – 40.
52. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Толкование слов / Под. ред. И. Е. Андреевского. — 2-ое изд. — Т. 4. — М.: Дрофа. – 2001, 786с.
53. Ellis G.F.R., Kirchner E.U., Stoeger W.R. Multiverses and physical cosmology. Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Oxford University Press, 2004. Vol. 347. № 3. P. 921–936.
54. Everett H. «Relative state» formulation of quantum mechanics // Reviews of Modern Physics. 1957. Vol. 29. P. 454–462. DOI: 10.1103/RevModPhys.29.454
55. Fawkner Harald William. The ecstatic world of John Cowper Powys. Associated University Presses, 1986. 256 p.
56. Hooper. Past Watchful Dragons: the Narnian Chronicles of C.S. Lewis. New York: Collier Books, 1979. P. 89.
57. Hooper. Past Watchful Dragons: the Narnian Chronicles of C.S. Lewis. New York: Collier Books, 1979. P. 40.
58. Lewis C.S. The Chronicles of Narnia. London: HarperCollins Publisher, 2011. S. 429.
59. Lewis С.S. The World's Last Night // C.S. Lewis. The World's Last Night and Other Essays. New York: 1960. P. 105.
60. Magic // Oxford learner’s dictionaries. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/ english/magic_1 (дата обращения: 21.12.2021).
61. Popular fi ction and spatiality: Reading genre settings. (L. Fletcher, Ed.). 2016. 220 p.
62. Sammons Martha The Chronicles of Narnia: for Adults only? // Revisiting Narnia: Fantasy, Myth and Religion in C.S. Lewis’ Chronicles. Dallas, Texas, BENBELLA, 2005. – P. 73-77.
63. What is fantasy fiction? URL: https://www.cliffsnotes.com/cliffsnotes/subjects/literature/what-is-fantasy-fiction (дата обращения: 21.121.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ