Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ГРАЖДАНАМИ

Работа №88064

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

гражданско-процессуальное право

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Общие положение об опеке и попечительстве над детьми 7
§1.1. Понятие и цели опеки и попечительства над несовершеннолетними 7
§1.2. Опека и попечительство в системе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Виды опеки и попечительства над детьми 11
§1.3. Формы государственной поддержки опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами) 17
Глава II. 2. Субъекты отношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними детьми 28
§2.1. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), их права 28
§2.2. Правовой статус опекунов и попечителей 36
§2.3. Органы опеки и попечительства, их функции 44
Глава III. Установление и прекращение опеки попечительства) над детьми 54
§3.1. Установление опеки (попечительства) над детьми 54
§3.2. Основания и порядок прекращения опеки (попечительства) над детьми 60
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения 70


Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. За последние годы данная проблема приобрела особую актуальность, проявлением которой стало принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Основной целью совершенствования традиционной системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение и гармонизация интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание.
Опека (попечительство), с одной стороны, дает возможность устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье, с другой - предоставляет возможность устанавливать контроль за соблюдением прав и интересов граждан.
Потребность в принятии закона об опеке и попечительстве была обусловлена необходимостью не только введения новых правил правовой регламентации соответствующих отношений, но и унификации в этой части законодательных актов субъектов РФ. Внедрение на уровне субъектов иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, породило противоречия в правовом регулировании схожих форм воспитания детей либо наоборот, формальное дублирование законов.
Принятие специального закона позволило разрешить множество вопросов, но многие новеллы и механизм их реализации все же нуждаются в теоретическом осмыслении. Применение различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, создало условия для формирования самостоятельных правоотношений между ребенком и лицами, принявшими на себя обязательства по его воспитанию. Наиболее похожей на опеку и попечительство является приемная семья, которая ранее действовавшим законодательством признавалась отдельной формой воспитания детей. На идентичность соответствующих правоотношений неоднократно обращалось внимание в науке семейного права.
Признание опеки и попечительства в качестве основной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а приемной и патронатной семей - ее разновидностями обусловило необходимость исследования новых положений законодательства с целью определения степени их эффективности.
Вопрос о правовой природе опеки и попечительства периодически подвергается исследованию в науке гражданского и семейного права. При этом объектом внимания выступают различные аспекты правовой регламентации соответствующих отношений: правовое положение опекуна (попечителя) и подопечных; обеспечение имущественных прав и интересов лиц, находящихся под опекой (попечительством); порядок установления и прекращения правоотношений по опеке (попечительству).
Обращение к правовой природе опеки и попечительства на современном этапе развития законодательства дает основание для выводов об изменении вектора в развитии данного правового института. Длительное время опека и попечительство как институт занимали самостоятельное место и в гражданском, и в семейном законодательстве.
На мой взгляд, опека и попечительство в большей степени основаны на семейно-правовых связях, обусловливающих заботу о недееспособном или несовершеннолетнем члене семьи. Однако в результате проведенной реформы приоритет получили гражданско-правовые признаки данного института. Обратимся, например, к содержанию ст. 3 Закона «Об опеке и попечительстве»: «1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации... 2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации...». Таким образом, общие положения определяются гражданским законодательством, а особенности - семейным.
Следует отметить, что законодателем впервые определены понятия опеки и попечительства, введены в оборот новые институты - предварительная опека (попечительство), договор об осуществлении опеки (попечительства) и другие, которые, соответственно, нуждаются в научном осмыслении и обосновании их правовой природы.
Изложенные обстоятельства, а также необходимость дальнейшего совершенствования российского законодательства, регулирующего формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определили актуальность темы данного исследования, которая обусловлена потребностью анализа механизма правового регулирования защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а также выявлением особенностей функционирования правовых институтов опеки и попечительства в системе права с учетов закономерностей их развития в современных условиях.
Целью данной работы являются формирование комплексного представления об институте опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства, регулирующих порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотрение субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- рассмотреть понятие и цели опеки и попечительства над несовершеннолетними;
- рассмотреть опеку и попечительство в системе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить формы государственной поддержки опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами;
- изучить права детей, находящихся под опекой (попечительством), правовой статус опекунов и попечителей, функции органов опеки и попечительства;
- рассмотреть основания установления и порядок прекращения опеки (попечительства) над детьми.
Предметом исследования, проведенного в данной работе, является институт опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами.
Объектом исследования является опека и попечительство над несовершеннолетними как способ их устройства на воспитание в семью.
При проведении исследования использовались нормативно-правовые акты, монографии и иные работы по данной теме. Изложенный материал построен на трудах таких ученых, как Куропацкая Е.Г. Лозовая И.В, Чефранова Е, , Антокольская, М. В, Гришаев, С. П, Ильина О.Ю, Король И.Г, Пчелинцева Л. М, Ивашин Д.И., Кубарь И.И., Желонкин С.С. и других авторов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении можно сказать, что институт опеки и попечительства - это достаточно сложный, многофункциональный и специфический гражданско- правовой институт.
Его назначение определяется в зависимости от того, какие именно интересы и потребности подопечных лиц, подлежат охране в первоочередном порядке. Так опека и попечительство может относиться к форме «устройства» физических лиц (трудовому и жилищному), как для совершеннолетних и несовершеннолетних лиц, а также к «замещению» воли человека волей того или иного органа государственной, местной власти при решении жизненно-важного вопроса частной жизни.
В результате проведенных исследований можно отметить, что с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью. Нормы, регулирующие отношения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми закреплены в Гражданском кодексе, СК РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Опека и попечительство как вид социальной поддержки представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая:
- регулируется нормами различной отраслевой принадлежности;
- предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица и в необходимых случаях для обеспечения иных его интересов (дополнительная цель опеки над детьми - их воспитание);
- состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного;
- может осуществляется опекуном (попечителем) как безвозмездно, так и возмездно в случаях, предусмотренных законодательством;
Перед институтом опеки и попечительства стоят следующие задачи:
- установления опеки и попечительства в отношении нуждающихся в этом граждан;
- защиты прав и интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством;
- обеспечение приемлемого уровня жизни граждан, находящихся под опекой или попечительством;
- государственной поддержки граждан, исполняющих обязанности опекунов и попечителей;
- исполнения органами опеки и попечительства возложенных на них функций.
Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:
1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
2) защита прав и законных интересов подопечных;
3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
Можно выделить следующие принципы деятельности опеки и попечительства:
1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;
2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;
3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.
Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.
В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства.
На современном этапе правовой реформы и построения социального государства важно в кратчайшие сроки разработать законодательную базу, устанавливающую права, обязанности и меры государственной социальной поддержки приемных семей и семейных детских домов. Закон о семейном детском доме не принят. Не разработаны положения о семейном детском доме и о приемной семье.
Названные пробелы в законодательстве отчасти заполняет закон об опеке и попечительстве. К сожалению, соответствующий закон был принят Г осударственной Думой в первом чтении совершенно без учета рекомендаций Правительства Российской Федерации и мнения представителей неправительственных организаций, занимающихся защитой прав ребенка. В результате за рамками закона остались такие важные понятия, как социальный патронат неблагополучных семей и патронатное воспитание детей-сирот. Однако закон имеет и свои плюсы: установлен упрощённый порядок назначения опеки в случаях необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека), предусматривается также введение временной опеки (например, на срок командировки родителей), назначение опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности, возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу, закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями).


1. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, вступила в силу для СССР 15.09.1990 года)
Нормативные правовые акты РФ
2. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция РФ [Текст]// Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - №4.
3. Российская Федерация. Семейный кодекс Российской Федерации
[Текст]: (ред. от 30.12.2015, «Собрание законодательства РФ»,
04.01.2016, № 1 (часть I), ст. 77, «Российская газета», № 2, 12.01.2016).
4. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [федер. закон: от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 5.12.1994. - № 32. - ст. 3301.
5. Российская Федерация. Законы. Об опеке и попечительстве [Текст]:
[от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ] // Собрание законодательства
Российской Федерации. №30, 2008.
6. Российская Федерация. Законы. О государственных пособиях
гражданам, имеющих детей [Текст]: [федер.закон: от 29.12.2015
№388-ФЗ с изм. и доп.].// Собрание законодательства РФ. - №1. ст.8.
7. Российская Федерация. Законы. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: [федер.закон: от 28.11.2015 №358-ФЗ с изм. и доп.].// Собрание законодательства РФ. - №48. ст.6724.
8. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [Текст]: [фед.закон:. от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ].
9. Российская Федерация. Постановления. Об отдельных вопросах
осуществления опеки и попечительства в отношении
несовершеннолетних граждан. [Текст]: [пост. Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423]// Собрание законодательства РФ. - №21. ст.2572.
10. Российская Федерация. Постановления. О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей. [Текст]: [пост. Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481]//Собрание законодательства РФ. - №22. ст.2887.
11. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Общих требований
к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным
(муниципальным) учреждением. [Текст]: [Приказ Министерства
образования и науки РФ от 23 декабря 2015 г. N 1512]
12. Российская Федерация. Указы. О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [Текст]: [Указ Президента РФ от 28 декабря 2012г. №1688]// Собрание законодательства РФ. - №53. ст.7860.
13. Республика Татарстан. Законы. О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области опеки и попечительства. [Текст]: [в ред.от 20 марта 2008 г. N 7-ЗРТ].
II. Специальная литература
1. Алексеева О.Г., Заец Л.В., Звягинцева Л.М. [и др.]. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) (под общ. ред. С.А. Степанова). - «Проспект», «Институт частного права», 2015 г.
2. Антокольская, М. В. Семейное право : учебник Норма, 2013, 3-е изд., перераб. и доп.
3. Гришаев, С. П. Семейное право : учебник // Проспект , 2014
4. «Законы России: опыт, анализ, практика», N 4, апрель 2013 г
5. Ивашин Д.И., Кубарь И.И., Желонкин С.С. Семейное право: учебное пособие // ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право 2012 г.- 167 с.
6. Ильина О.Ю. Семейное право. Практикум. Кейсы: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»// Юнити-Дана; Закон и право. 2014 г. 240 страниц
7. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
8. Король И.Г. Личные неимущественные права ребенка по семейному праву Российской Федерации: научно-практическое пособие. — М.: «Проспект», 2012.
9. Куропацкая Е.Г. «Понятие опеки и попечительства над несовершеннолетними» «Судья», N 7, июль 2014 г.
10. Лозовая И.В.Опека и попечительство: главные вопросы. // Право и власть. 2013, №6.
11. Пчелинцева Л. М. Семейное право России. Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2013.
12. Семейное право Российской Федерации. Воробьева Л.В. Учебное пособие// ТГТУ; 2009, 84с.
13. Семейное право: учебник и практикум для СПО/ С.В. Агапов. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 257 с.
14. Семейное право: учебник / под ред. Р. А. Курбанова. - Москва: Проспект,
2015. - 232 с.
15. Семейное право: учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016.
III. Судебная практика
1. Апелляционное определение Московского городского суда от 18 июня 2013 N 11-13893/13 // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ»,
2016.
2. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г.)
3. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17
сентября 2013 г. N 18-КГ13-85 // Информационно-правовой портал
«ГАРАНТ.РУ», 2016.
4. Обзор практики рассмотрения судами в 2012-2014 годах дел о взыскании
задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 г.) // Информационно-правовой портал
«ГАРАНТ.РУ», 2016.
5. Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2015 г. N 226-О // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ», 2016.
6. Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2015 г. N 227-О // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ», 2016.
7. Решение Верховного Суда РФ от 23 сентября 2014 г. N АКПИ14-890 // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ», 2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ