ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Роль общения в развитии человека 7
1.2. Понятие «способности» в психологии 13
1.3. Психологические особенности юношеского возраста 23
Выводы 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 32
2.1. Подготовка и проведение эмпирического исследования 32
2.2. Анализ полученных результатов 35
Выводы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой мысли и долго было предметом философского рассмотрения.
Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.
Термин «способность» употребляют в житейском обиходе очень широко. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах как о способности человека.
С.Л. Рубинштейн считал, что проблема способностей - одна из самых острых, если не самая острая проблема психологии [37].
Проблема количественных измерений способностей имеет большую историю в психологии. Еще в конце XIX - начале XX века ряд психологов (Кеттел, Термен, Спирмен и др.) под влиянием требований, вызванных необходимостью осуществлять профессиональный отбор для массовых специальностей, выступили с предложением выявлять уровень способностей обучающихся. Тем самым предполагалось, что будет установлено ранговое место личности и ее пригодность к той или иной трудовой деятельности, к обучению в высших учебных заведениях, к получению командных постов в производстве, армии и общественной жизни [29].
Способность закрепляется в личности как более или менее прочное достояние, но она исходит из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она в деятельности формируется.
Способности формируются в результате устанавливающейся в психической деятельности связи субъекта с объектами деятельности, жизненно важными для субъекта, являющимися условиями его жизни.
К компонентам педагогических способностей относят конструктивные, организаторские, коммуникативные. Конструктивные проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Коммуникативные способности связаны с умением устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение своего коллектива, понимать каждого ученика. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован как коммуникативная сторона общения. [14, С. 233].
Организаторские способности сказываются в умении включать учащихся в различные виды деятельности, и умело воздействовать на личность ребенка. Индивидуальные способности человека обуславливают неповторимый стиль деятельности. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленная на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек раскрывает свои коммуникативные и организаторские способности.
Психологи определили, что взаимоотношения в юности связаны с будущим психологическим благополучием человека. Среди молодых людей, которые в юности были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжелым характером, жизненными проблемами и даже правонарушителей. Разлад взаимоотношений со сверстниками нередко приводит к различным формам эмоциональной и социальной изоляции [11]. Межличностное общение в юности занимает много времени, причем большая часть времени, затрачиваемого на него, приходится на общение со сверстниками. Признанием и уважением у юношей и девушек пользуются такие сверстники, которые являются их близкими друзьями. Особенной популярностью среди этого возраста пользуются те, которые сами по-доброму и внимательно относятся к людям. Такие молодые люди отзывчивы, сдержанны, жизнерадостны, добродушны, уступчивы, обладают хорошим чувством юмора. Они всегда держатся естественно, уверенно, энергичны, активны, помогают своим друзьям в разных делах и в разрешении личных проблем
Наше эмпирическое исследование позволило выявить способности, нужные в работе будущего педагога - учителя, воспитателя и вообще в профессии типа «человек-человек».
Цель исследования заключается в выявлении выраженности коммуникативных и организаторских способностей студентов факультета физической культуры Филиала К(П)ФУ в г.Елабуга.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть понятия общения, способностей.
3. Рассмотреть психологические особенности юношеского возраста.
4. Подобрать методику и провести эмпирическое исследование.
5. Провести анализ полученных результатов эмпирического исследования.
Объект исследования: студенты I, II,V курса факультета физической культуры очного и заочного обучения.
Предмет исследования: выраженность коммуникативных и организаторских способностей студентов ФФК.
В исследовании сформулирована следующая гипотеза: коммуникативные и организаторские способности наиболее выражены и проявляются на высоком уровне у студентов пятого курса очного обучения и студентов заочного отделения.
В качестве основных методов исследования были использованы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; эмпирическое исследование (тестирование). В эмпирическом исследовании использовалась методика В.В. Синявского и В.А. Федорошена (тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей).
Теоретическая значимость. Результаты выпускной квалификационной работы дополняют научные представления современной психологии личности данными о выраженности коммуникативных способностей, о специфике их проявления у студентов разного возраста и различного вида обучения (очного и заочного). Исследование вносит вклад в дальнейшее развитие понятия коммуникативные способности юношеского возраста.
Практическая значимость: Результаты исследования возможно использовать при разработке и проведении тренинговых программ, направленных на повышение коммуникативных и организаторских способностей, позволяющих оптимизировать коммуникативные качества студентов. Полученные результаты о коммуникативных способностях могут быть использованы для решения проблем, связанных с повышением эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, насчитывающего 48 наименования и приложения. Общий объем ВКР 54 страниц без приложения. В тексте ВКР содержится 6 таблиц.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение выраженности коммуникативных и организаторских способностей студентов физической культуры Филиала К(П)ФУ в г. Елабуга.
Общение - первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе. В общении приобретается основной жизненный опыт ребенка, человека. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики и становлении разумного, культурного поведения, становлении личности. Общение является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Общаясь со сверстниками и взрослыми юноши усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей.
От уровня сформированности коммуникативных навыков и умений во многом зависит результат работы учителя - гармоничная всесторонне раз-витая личность.
В процессе педагогической деятельности коммуникация становится средством как обучения, так и воспитания. Общение является связующим звеном между педагогом и студентом, поэтому работа, посвященная этой теме, имеет теоретическую и практическую значимость.
Важно рассматривать эту проблему именно на этапе освоения студентами выбранной профессии. Только хорошо подготовленный, квалифицированный учитель может справиться со всеми задачами, поставленными перед ним.
Коммуникативная культура педагога - неотъемлемая часть будущей профессиональной деятельности.
От умений и навыков общения с людьми зависит успешность коммуникативных способностей. Люди разного возраста, образования, культуры отличаются друг от друга коммуникативными способностями, и от того, насколько они развиты, зависит очень многое в жизни человека.
Способности - это сложный комплекс психологических свойств, обеспечивающих успех деятельности. Способности к общению в наибольшей степени социально обусловлены.
Коммуникативные способности связаны с умением устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение своего коллектива, понимать каждого ученика. Коммуникативные способности формируются в процессе коммуникативной деятельности, и наоборот, коммуникативные способности оказывают влияние на эффективность со-ответствующей деятельности.
Организаторские способности сказываются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на личность ребенка. Педагогу важно обладать коммуникативными и организаторскими способностями.
В процессе выполнения ВКР мы выполнили поставленные задачи: изучили психолого-педагогическую литературу по данной теме; рассмотрели понятие «способности», рассмотрели психологические особенности юношеского возраста; подобрали методику и провели эмпирическое исследование.
Для участия в нашем исследовании мы привлекли студентов I, II, V курсов ФФК очного и заочного обучения. Общая выборка составила 52 студента.
Эмпирическое исследование позволило выявить уровень коммуникативных и организаторских способностей, которые понадобятся в работе будущего педагога-учителя, воспитателя и вообще в профессии типа «человек-человек». Тестирование позволило выявить коммуникативные способности: стремятся ли студенты к общению, быстро ли адаптируются в новом коллективе; как устанавливают контакты с незнакомыми людьми, позволило изучить склонности к организаторской деятельности. Организаторские способности включают комплекс таких свойств как: инициативность, чуткость, требовательность, наблюдательность, умение и желание разбираться в характерах, интересах детей, их возможностях.
Студент с развитыми коммуникативными способностями менее замкнут, менее тревожен, у него будет более адекватная самооценка. Такие студенты более уверенные в себе, отстаивают свое мнение, лучше адаптируются в любой среде образовательного пространства, будь то педагоги, родителя или учащиеся.
Развитые коммуникативные способности помогут студенту преодолеть трудности в общении, и это в свою очередь может в дальнейшем сказаться на карьере будущего специалиста. Нам кажется важным то, что студенты с первого курса изучают предмет психологию, имея возможность получить теоретические знания, практические навыки. Если студенты нацелены изменить какие-либо личностные характеристики, занимаясь самовоспитанием, активно участвуя на семинарских занятиях, принимая участие на мероприятиях, проводимых со студентами, пройдя соответствующие тренинги, они смогут в значительной степени улучшить свои характеристики за пять лет обучения в вузе, и получить диплом высокообразованного, конкурентноспособного специалиста.
Каждый человек индивидуален и способен склонность к чему то или увлеченность чем-то. Но способности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-то деятельности. Занимаясь развитием своих способностей, человек должен стремиться к тому, чтобы это развитие было не самоцелью. Главная задача в том, чтобы быть достойным человеком, полезным членом общества. Поэтому надо работать над формированием своей личности, формированием ее положительных (моральных) качеств. Способности - это только одна сторона личности. Одаренные люди, отличающиеся высоким нравственным уровнем, принципиальностью, моральными чувствами и сильной волей, приносили и приносят огромную пользу обществу.
Цель нашей ВКР достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась частично. Наиболее проявляют свои коммуникативные и организаторские способности студенты первого курса очного отделения. Как мы уже отметили, источниками коммуникативных качеств могут быть врожденные особенности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция, специальные методы обучения (тренинги).
Полученные результаты могут быть полезными для кураторов, педагогов-психологов при организации учебно-воспитательной работы со студентами.
Владеть психологией общения - значит достигать оптимальных резервов в сотрудничестве и управлении людьми.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Проспект, 2002. - 624 с.
2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М.: Академия, 1996. - 224 с.
3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.
- 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 376 с.
5. Барташев А.В. Психология личности в общении.- М.: Центр ВЛАДОС,
2003.- 248 с.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Смысл, 1993. - 327 с.
7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-368 с.
8. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для вузов /Сост. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 624 с.
9. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебник для вузов. - М.: ЧеРо, 2005. - 336 с.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 352 с.
12. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 264 с.
13. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 560 с.
14. Ильин Е. Н. Искусство общения. (Педагогический опыт: поиск, проблемы, находки). - М.: Педагогика, 1995. - 270 с.
15. Каменская Е.Н. Социальная психология: конспект лекций: учебное пособие. - Изд.4-е. Ростов н/ Дону: Феникс, 2008. - 186 с.
16. Кон И.С. Психология юношеского возраста.- М.: Мысль, 1997. - 250 с.
17. Краткий психологический словарь.- М.: Аспект Пресс,1990. - 841 с.
18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 464 с.
19. Леонтьев А.А. Психология общения . - М.: Высшая школа, 2001. - 357 с.
20. Лисина М.И. Общение, личность и психики. - Воронеж: Старт, 1997 - 289.
21. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб.пособие для студ. высших пед.учебных заведений. - М.: Изд.центр «Академия»,2003. - 192 с.
22. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. - В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Просвещение, 1995. - 135 с.
23. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 624 с.
24. Немов Р.С. Психология Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3кн. - кн 1: Психология - 3 -е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2002. - 400 с.
25. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3кн. - кн 2: Психология -3-е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2002. - 632 с.
26. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3кн. - кн 3: Психодиагностика - 3-е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с.
27. Немов Р.С. Общая психология. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 396 с.
28. Першина Л.А. Возрастная психология. - М.: Академический проект,
2004.- 256 с.
29. Петровский, А.В. М.Г.Ярошевский. Психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений /- 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 512 с.
30. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - т.2. - 248с.
31. Психология человека: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов // И.А.Домашенко, Т.А.Ратанова. - М., МГОПУ. АНОО НОУ, 1999. - 272 с.
32. Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений - М.: Центр, 2003.- 400 с.
33. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
34. Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология человека. - М.: МГОПУ, 1999. - 272 с.
35. Рогов Е.И. Общая психология. - М.: Владос, 2002. - 448 с.
36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд. - М.: Гуманит. Центр Владос, 2001. - 480 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 2002. - 678 с.
38. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. - М.,
2001.
39. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. - М., 2000. - 278с.
40. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Лидер, 2006.
-592 с.
41. Столяренко Л. Д.Социальная психология: учебник для студентов вузов.
- 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 511 с.
42. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981. - с.32.
43. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка.
- М.: «Алта-Принт», 2007. - VIII, 1239 с.
44. Холодная М.А. Перспективы исследований в области психологии способностей / М.А.Холодная // Психологический журнал. - 2007. - Т. 28. - №1. - С. 28-37.
45. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Изд. Центр Академия,2002.- 208 с.
46. Щадриков В.Д. От способностей природных к духовным способностям // Прикладная психология. - 2000. - №1. - С. 1-15.
47. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий / Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 688 с.
48. Шаповаленко И.В. Возрастная психология.- М.: Гарданики, 2004. - 349
с.