ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ПРОСМОТРОВОГО ЧТЕНИЯ 6
1.1 Формирование навыков чтения как психолого - методическая проблема 6
1.2 Формирование навыков просмотрового чтения 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПРОСМОТРОВОГО ЧТЕНИЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (на примере изучения темы «Is the
Earth а dangerous place?» в 8 классе средней школы) 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Данная работа посвящена одному из основных аспектов в изучении иностранного языка в средней школе - просмотровому чтению. Обучение чтению - одна из проблем, получивших наиболее полное освещение в предшествующие этапы развития методики. Проблеме формирования навыков чтения всегда уделялось большое внимание.
Процесс обучения иностранному языку на среднем этапе является объектом пристального внимания исследователей в течение последних десятилетий. В настоящее время этот процесс приобретает особое значение в связи с тем, что повышение качества языковой подготовки является одной из задач обучения и воспитания всесторонне развитой личности. [18, с.73]
Обучение иностранному языку в школе представляет собой организованный, управляемый процесс, в ходе которого в результате взаимодействия учителя и ученика осуществляется воспроизведение и усвоение определенного опыта с заданной целью.
Обучение иностранному языку, по определению И.В.Рахманова, есть «...процесс систематического и последовательного сообщения учителем знаний и привитие умений и навыков в области иностранных языков, процесс активного и сознательного усвоения их учащимися, процесс создания и закрепления у детей тех качеств, которые мы стремимся у них воспитать». [1,с .6]
Из данного определения очевидно, что процесс обучения - это процесс двусторонний, включающий в себя деятельность и учителя, и ученика.
Современный урок иностранного языка носит комплексный характер и каждый учитель стремится провести его, включив в урок все виды речевой деятельности.
Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов обучения предмету, учебных пособий и других обучающих средств. В этой ситуации необходимо подходить к решению ряда методических проблем с точки зрения активизации деятельности всех участников педагогического процесса и прежде всего - учителя. Именно учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным языкам.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что просмотровое чтение играет важную роль в процессе обучения речевому общению. Просмотровое чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации. Чтение широко используется в познавательных и эстетических целях и играет одну из важнейших ролей в процессе обучения иностранному языку. Вместе с тем, в практике просмотровое чтение далеко не всегда реализует свои дидактические возможности, прежде всего, из-за недостаточного методического обеспечения.
В процессе нашего исследования нами была поставлена цель: обосновать дидактические условия развития коммуникативных умений учащихся в процессе просмотрового чтения текстов, посвященных знаниям о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка.
Из поставленной нами цели следуют задачи:
1. Изучить состояние проблемы формирования навыков чтения в теории и практике преподавания иностранного языка.
2. Изучить состояние проблемы формирования навыков просмотрового чтения в теории и практике обучения иностранному языку.
3. Обосновать методические рекомендации по формированию навыков просмотрового чтения на среднем этапе обучения английскому языку. Практическая значимость исследования состоит в применимости полученных результатов в практике обучения просмотровому чтению на среднем этапе обучения английскому языку в средней школе.
Объект исследования: процесс формирования навыков чтения.
Предмет исследования: процесс формирования навыков просмотрового чтения.
Работа состоит из теоретического и практического разделов, заключения и списка использованной литературы. Глава 1 содержит теоретическое обоснование дидактических условий процесса формирования навыков просмотрового чтения. Глава 2 представляет собой практическую реализацию теоретических положений, изложенных в Главе 1. Заключение содержит обобщение полученных в исследовании результатов.
В современном обществе, в эпоху общеевропейского развития меняется и растет статус иностранного языка как учебного предмета. Учитывая изменившуюся роль иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, современная методика направлена в сторону достижения ощутимых результатов, то есть подчеркивает необходимость усиления текстовых аспектов изучения языка. В настоящее время наметилась тенденция использовать тексты в обучающей функции. При развитии отдельных умений (из числа установленных) которые связаны со смысловой переработкой информации в процессе чтения, характер и организация текстовых заданий предусматривает тренировку каждого умения в изолированном от других умений виде на отрывках/абзацах различного построения.
Просмотровое чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. При этом нужно уточнить, что в зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации могут быть различными.
Таким образом, задачи обучения просмотровому чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объёме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определённые технологии чтения.
В данной работе мы попытались доказать важность применения текстов в процессе обучения иностранному языку, рассмотрели функции и роль текстов в процессе обучения. Изучили организацию работы с текстом при обучении иностранному языку. И решили поставленные задачи.
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - М.: Аркти, 2004.
2. Зимняя И. Педагогическая психология. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. syntone. ru/library/bo oks/content/3 318. html ? current book page=16(дата обращения: 19.03.2013).
3. Зубов А.В., Зубова И.И. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 144 с.
4. Иностраннык языки в школе (по материалам научно-практической конференции ) / отв.ред. Махмурян К.С. - М.:МИОО,2007
5. Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева — М.: Академия, 2000. — 147 — 156 с.
6. Кудревич М.А. Учебно-методическое пособие по развитию навыков устной речи / М.А. . Кудревич - Минск: 1997. - 215 с.
7. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранно языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская - Минск: Высшая школа, 2001 . - 522 с.
8. Миролюбов А. А. Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях / А. А. Миролюбов, А. В. Парахина. — М.: Высшая школа, 1997. — 92 — 127с.
9. Немов Р.С. Психология образования.-М.: Просвещение, 1995.- 375c.
10. Носонович Е.В., Мильруд Г.П. Параметры аутентичного
учебного текста // Иностранные языки в школе. - 1999. - №1- С.20.
11. Носонович Е.В., Мильруд Г.П. Параметры аутентичного
учебного текста // Иностранные языки в школе. - 1999. - №1- С.20.
12.Ожегов С.И.Словарь русского языка. - М.: 1996.
13. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим- Бад. — М.:2003.— 289 с.
14. Рогова Г.В. Методика преподавания английского языка на начальном этапе / Г.В. Рогова - М.: Просвещение, 1998. - 294 с.
15. Сахарова И.И. Методика обучения иностранному языку. Хрестоматия / И.И. Сахарова - М.: Просвещение, 1999. — 203 с.
16. Сластенин В. А. Общая педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Владос, 2003. —282 — 287с.
17. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин - М.: Просвещение, 1996. -336 с.
18. Смирнова С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнова. — М.: Академия. — 2003.- 201с.
19. Современные подходы к обучению иностранным языкам ( по материалам Межвузовской научно-методической конференции)./ отв.ред. Колыхалова О.А - МПГУ, МИОО, 2009
20. Соловова E.H. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / E.H. Соловова - М.: Просвещение, 2002. - 238 с.
21. Биболетова М.З. Английский язык: Английский с удовольствием/ EnjoyEnglish / M. З. Биболетова, Н.Н. Трубанева // Учебник для 8кл. общеобраз. учрежд.. - Обнинск: Титул, 2009. - 160с.: ил.
22. Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности [Электронный
ресурс]. URL: http: //www. multikulti .ru/Strategy/info/Strategy_info_280.html.(дата обращения 20.03. 2013)
23. Психологические основы формирования умений и навыков в
процессе обучения. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.libma.ru/nauchnaja_literatura_prochee/teorija_obuchenija_k onspekt_lekcii/p6.php (дата обращения: 15.03.2013).
24. Просмотровое чтение. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.profistart.ru/ps/blog/31564.html (дата обращения
15.03.2013)
25. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. - М.,1987.