Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В «УРАЛЬСКИХ РАССКАЗАХ» Д.Н. МАМИНА-СИБИРЯКА

Работа №88045

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы71
Год сдачи2013
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
245
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Истоки фольклорных мотивов в «Уральских рассказах» Д.Н.
Мамина-Сибиряка 7
Выводы по I главе 22
Глава 2. Народная проза и фольклор речевых ситуаций в «Уральских
рассказах» Д.Н. Мамина-Сибиряка 24
2.1. Пословицы и поговорки 24
2.2. Приметы 27
2.3. Суеверия, предрассудки 29
2.4. Предания и легенды 40
Выводы по II главе 47
Глава 3. Фольклорная песня как средство изображения народной жизни..49
Выводы по III главе 61
Заключение 62
Библиография

Вклад Д.Н. Мамина-Сибиряка в российскую и мировую литературу неоценим. Он известен как автор романа «Приваловские миллионы». Им написано большое количество повестей, очерков, рассказов, сказок, но истинное представление о нем как о писателе сложилось, по мнению И.А. Дергачева, под влиянием «Уральских рассказов» [19, с. 133]. Сам Мамин в разговоре с литературоведом Ф.Д. Батюшковым сказал, что эта книга лучшее, что у него есть. Данный цикл раскрывает писателя как художника, знатока этнографии Урала. В «Вестнике Европы» было отмечено: «Нам кажется, что при том материале сведений, каким владеет автор, и при том умении наблюдать живой быт, он мог бы дать и такую картину уральского края, которая послужила бы чрезвычайно любопытным материалом для историка народного быта и этнографа» [20, с. 281]. Творчество Мамина было высоко оценено М.Е. Салтыков-Щедриным, А.П. Чеховым, М. Горьким и другими литераторами. Самобытность писателя заключается в его крепкой связи с народом, что обусловлено всесторонним знанием жизни людей и усвоением идей народности и реализма, характерной для писателей XIX века.
Поведение героев произведений писателя, их коммуникативное пространство зависит от определенных, незафиксированных письменно установок, традиций. Данный материал исследователями не рассматривается подробно, но он значим, поскольку способствует увидеть героев цикла с различных сторон. Ранее произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка рассматривались лишь в социальном плане, но следует обратить внимание фольклорным жанрам, как самостоятельному народному искусству слова.
Современное развитие литературоведения требует глубокого изучения произведений, что невозможно без проникновения в художественный мир автора, без определения его народно-поэтических и фольклорных традиций, которых придерживался писатель.
Актуальность нашей работы обуславливается тем, что несмотря на оживленный интерес ученых к разным аспектам проблемы литературного фольклоризма, подробного анализа «Уральских рассказов» исследователями с точки зрения фольклора пока не дано. В работах И.А. Дергачева, А.И. Лазарева, М.Г. Китайника, А.И. Груздева, Е.А. Боголюбова, К.В. Боголюбова затронуты лишь некоторые аспекты данного вопроса, которые должны быть дополнены новыми подходами в рассмотрении поставленной проблемы. Методология и методика исследования фольклоризма нуждается в дальнейшем углублении и системности в анализе творчестве данного писателя.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) Дается новое освещение подходов к изучению творчества Д.Н. Мамина-Сибиряка.
2) Произведена систематизация фольклорных жанров «Уральских Рассказов» Д.Н. Мамина-Сибиряка. Установлены их функции.
3) Осуществлен системный анализ «Уральских рассказов» Д.Н. Мамина- Сибиряка с опорой на фольклористику.
Объектом исследования являются «Уральские рассказы» Д.Н. Мамина- Сибиряка, предметом-фольклорные мотивы в изучаемой цикле.
Целью нашего исследования является выявление нового в прочтении «Уральских рассказов» Мамина-Сибиряка через исследование их фольклорных мотивов и связи данных рассказов с традиционной народной культурой уральцев. Исходя из поставленной цели, мы предполагаем решение следующих задач:
- историографическое исследование работ по творчеству Мамина, по проблеме «литература и фольклор»;
-определение предпочтений Д.Н. Мамина-Сибиряка при собирании устно-поэтических жанров;
- исследование функциональности фольклора в «Уральских рассказах» Д.Н.Мамина-Сибиряка.
Структура исследования определяется намеченными задачами: она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 51 наименования.
Методологическую основу в нашей работе составляют исследования
В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, И.А. Дергачева, М.К. Азадовского, Б.Д. Удинцева, Е.А. Боголюбова, М.Г. Китайника. В культурологическом аспекте для нас значимы труды Д.С. Лихачева, Ю.С. Степанова. В нашем исследовании будем использовать такие методы анализа как: -описательный метод (реализуется в приемах наблюдения, обобщения, интерпретации при обработке фактического материала);
-типологический метод (разложение объекта исследования на группы и рассмотрение однородных объектов);
-сравнительно-исторический метод (выявляет с помощью сравнения общее и особенное в историческом развитии события);
-историко-культурный метод (рассмотрение культурного аспекта в историческом развитии).
«Уральские рассказы» мы исследуем по 10-томному изданию 1958 гг. Наш выбор не случаен, так как данное издание отличается ценными комментариями А. Груздева и С. Груздевой к произведениям писателя.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что сделанные в ходе работы выводы могут явиться основой для разрешения ряда актуальных вопросов, возникающих в процессе исследования проблемы взаимодействия фольклора и литературы. Исследование углубляет и расширяет научные представления о функциях литературного фольклора в творчестве Мамина-Сибиряка, дополнят сведения об особенностях его творчества.
Наблюдения работы могут быть использованы в общих и специальных курсах по русской литературе XIX века, по устному народному творчеству, в спецкурсах и спецсеминарах для студентов-филологов, в практике вузовского и школьного преподавания, что обуславливает практическая ценность работы.
Апробация работы проводилась на научных конференциях: «Efektivni nastroje modernich ved» (IX Международная научно-практическая конференция; Прага) в феврале 2013 года; на "Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета" в апреле 2013 года.
Результаты исследования отражены в двух публикациях:
1. Михайлова Т.Ю. "Уральские рассказы" Д.Н. Мамина-Сибиряка: полифункциональность народной песни // Материалы IX международной научно-практической конференции "Efektivni nastroje modernich ved - 2013". Dll 29. Filologicke vedy. Filosofie. - Praha: Publishing House «Education and Science» s.r.o, 2013. - s 8-10.
2. Михайлова Т.Ю. Народная лирика в "Уральских рассказах" Д.Н. Мамина-Сибиряка // Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2013 года: Сборник статей / Мин-во образования и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. - Казань: Казан. ун-т, 2013 - в печати.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование позволяет определить место фольклорных мотивов в книге «Уральские рассказы» Д.Н. Мамина. В данном цикле отчетливо прослеживается собирательская работа автора. Им собраны огромные материалы по фольклору, что способствовало правдивому и наиболее точному изображению жизни Урала. В «Уральских рассказах» писатель раскрывает все стороны бытия уральца, применяя для этого культурные традиции народа. Он изображает в своих произведениях все социальные слои общества того времени, начиная от крестьян и бурлаков заканчивая владельцами фабрик и заводов. При изображении какого-либо образа, Мамин использует различные фольклорные жанры. Например, для того чтобы показать читателю богатство народной речи используются пословицы, поговорки. Раскрыть внутренний мир, всевозможные переживания, надежды героев помогает песня, легенда, предание.
Фольклорный мотив в произведениях служит, во-первых, средством изображения места и определенной ситуации, во-вторых, конкретизирует событийное пространство произведения. И, в-третьих, играет сюжетообразующую роль. Отсюда делается вывод, что фольклорные мотивы, встречаемые в цикле рассказов, многофункциональны и употребляются автором в зависимости от поставленной им цели.
Таким образом, исследовав устное народное творчество Мамина- Сибиряка, следует отметить:
1. Мамин-Сибиряк не случайно назвал свой сборник «Уральскими рассказами». Таким образом автор обозначил, что в произведениях нет одной определенной проблемы или героя, объединяющего весь цикл, а главное в нем - это Урал и жители региона. Писателем воссоздается в книге вся этнография, народная поэтика Урала конца XIX века. Уделяется большое внимание обычаям и традициям людей. Все эти правила образуют своеобразный порядок жизни в повседневности и в праздничное время, поведение человека в различных ситуациях. Мамин использует в качестве сюжетообразующего фактора нарушения героем каких-либо подобных неписаных установок как, например, в рассказе «Озорник».
2. В «Уральских рассказах» представлены практически все жанровые виды русской народной поэзии: суеверия, приметы, предания, песни. Это позволяет заострить внимание читателей на авторскую позицию, вызвать необходимые ассоциации.
В первую очередь писатель обращался как к источнику народных исторических сведений к жанру легенды и предания. Встречаются в рассказах патронимические, топонимические и собственно исторические предания, в которых поясняются угро-финские, тюркские и русские наименования. Народный принцип писатель создает при помощи объяснения наименований населенных пунктов, приисков, рудников, заводов, названий чусовских камней-бойцов, повествуя о разбойниках, бурлаках, старателях.
Широко в книге представлены народные суеверия, которые являются неотъемлемой частью воззрений людей, например, «озорник» Спиридон, верующий в колдунов, дьякон Органов, для которого нечистая сила - это что- то реально существующее. Суеверность народа связана с его двоеверием - сочетанием в себе как веры в Бога, так и в языческих существ, таких как леший.
Богат язык персонажей пословично-договорным материалом. В них отражается весь дух народа. Пословицы можно квалифицировать на такие виды как: общеупотребительные («Будешь все знать, скоро состаришься»), горнозаводские («Старатель старателю розь»), раскольничьи («В лесу один Микола бог») и на авторские («Худая-то слава, как ртуть, во все стороны рассыплется»).
Употребления данного жанра фольклора характеризуется как ряд диалогов, которые формулируют идею автора, выступают в качестве обобщения.
Мамин умело включает в художественную ткань рассказов песни. В его произведениях встречаются лирические, обрядовые, трудовые. Насчитывается более двадцати песен в книге «Уральских рассказах». Самыми запоминающимися можно отметить трудовую «Дубинушку», сатирическую «Как сибирский генерал...», «острожную», как ее назвал автор, причет невесты в «Золотухе».
Герои рассказов открыто не говорят о своем душевном переживании или каком-то чувстве, а выражают его пением, используя одну-две песни и не стремясь к их разнообразию. Персонажи испытывают вербальную беспомощность при выражении своих душевных переживаний и прибегают к помощи песни. В целом, Мамин-Сибиряк при изображении бытия старателей, сплавщиков, работных людей, крестьян воссоздает такую ситуацию как «человек и песня», участвуют в которой как женщины, так и мужчины.
3. «Уральские рассказы» - это совокупность тем сложной и неоднозначной жизни уральцев конца XIX века. Важной для писателя была ориентация на представления о морали и мудрости народа. Фольклор органически сливается в произведениях Мамина-Сибиряка с реально-событийным и конкретно-историческим началом, выполняет разнообразные функции: идейные, эстетические, композиционные, которые подвергаются определенной трансформации в зависимости от творческого замысла писателя. Мамин успешно соотносит художественный материал с реальными событиями, историей, национальными особенностями характера русского народа. История Урала, по мнению писателя, создается народом, поэтому фольклор, отразивший духовное освоение этого региона людьми, был помимо исторических сочинений для автора важнейшим источником информации. С этой целью вводятся в художественную ткань рассказов предания.
Таким образом, фольклорные мотивы в «Уральских рассказах» являются основополагающими элементами сюжета произведений, реально изображающие жизнь Урала. Большое количество жанров, мотивов устного народного творчества в сборнике не случайно. Именно фольклор позволяет раскрыть основную мысль Мамина-Сибиряка: реально показать жизнь Урала. Привлекая весь собранный, увиденный, услышанный материал, обращаясь к прошлому, Мамин пишет о настоящем, что позволяет проникнуть в глубины миропонимания, мировосприятия уральца.
Реализм и народность писателя, способность к широкому обобщению, изображению всей сложности и многообразия современной ему действительной жизни, воспроизведению самых мельчайших деталей нравов и быта, отчетливо проступают в языке писателя. Народность языка писателя - это умелое использование языковых средств в отражении стремлений, мыслей уральцев и русского народа вообще, способность показать этими средствами его борьбу и всю красоту героического прошлого.



1. Мамин-Сибиряк Д.Н. Собрание сочинений Д.Н. Мамина-Сибиряка в десяти томах. Т. 1. - М.: Правда, 1958. - 422 с.
2. Мамин-Сибиряк Д.Н. Собрание сочинений Д.Н. Мамина-Сибиряка в десяти томах. Т. 3. - М.: Правда, 1958. - 455 с.
3. Мамин-Сибиряк Д.Н. Собрание сочинений Д.Н. Мамина-Сибиряка в десяти томах. Т. 4. - М.: Правда, 1958. - 561 с.
4. Белинский Г.В. Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Т. 6. - М.: Изд. Академия Наук СССР, 1958-1959. - 826 с.
5. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни общины XIX-начала XX в.: половозрастной аспект традиционной культуры. - Л.: Наука, 1988. - 277 с.
6. Блажес В.В. Сатира и юмор в дореволюционном фольклоре рабочих Урала.- Свердловск: Издательство Уральского университета, 1987. - 200 с.
7. Боголюбов К.В. Певец Урала: очерки жизни и творчества Д. Н. Мамина-Сибиряка. - Свердловск: Областное литературное издательство, 1939. - 143 с.
8. Боголюбов Е.А. Творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка- М.: Наука, 1944. - 127 с.
9. Боголюбов Е.А. Творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка. - М.: Наука, 1953. - 24 с.
10. Бухаркина О. По улицам старого города (Екатеринбурга) // Урал. - Екатеринбург, 2000. - № 8. - 150-155 с.
11. Галеева Р. Листая семейную книгу Маминых // Урал. - Екатеринбург, 2002. - № 11. - 64-84 с.
12. Д.Н. Мамин-Сибиряк: в воспоминаниях современников. - Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1962. - 351 с.
13. Д.Н. Мамин-Сибиряк. // Дооктябрьская «Правда» об искусстве и литературе - М.: Наука, 1937. - 166-177 с.
14. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. - М.: Наука, 1966. - 363 с.
15. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа: Материалы по русской демонологии. - СПб, 1994. - 480 с.
16. Дергачев И.А. Жанр легенды в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка и пути развития русской литературы в 90-е годы // Русская литература 1870¬1890 гг. - Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1975. - 99-123 с.
17. Дергачев И.А. Д.Н. Мамин-Сибиряк в литературном контексте второй половины XIX века. - Екатеринбург: Бак культурной информации, 1992. - 221 с.
18. Дергачев И.А. Д.Н. Мамин-Сибиряк в русском литературном процессе 70-90-х годов. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2005. - 283 с.
19. Дергачев И.А. Д.Н. Мамин-Сибиряк: личность, творчество. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1981. - 336 с.
20. Дергачев И.А. Д.Н. Мамин-Сибиряк// Русская литература и фольклор (конец Х1Х в.). - Л.: Знание, 1987. - 275-305 с.
21. Дмитрий НаркисовичМамин-Сибиряк. Сто лет со дня рождения: Материалы научной конференции. - Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1953. - 206 с.
22. Дергачев И.А. Творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка- историко-литературный парадокс. // Известия Уральского государственного университета, 2002. - № 24. - 5-8 с.
23. Замечательные деятели. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. - Свердловск: Свердловское областное государственное издательство, 1946. - 85-87 с.
24. Жданов А.А. Доклад о журналах «Звезда» и «Ленинград». - М.: Госполитиздат, 1946. - 39 с.
25. Китайник М.Г. Д.Н. Мамин-Сибиряк и народная песня // Мамин- Сибиряк Дмитрий Наркисович. Сто лет со дня рождения 1852-1952: материалы научной конференции. - Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1953. - 123-143с.
26. Китайник М.Г. Об утерянной рукописи «Переписки Д.Н. Мамина- Сибиряка» // Русская литература, 1983. - № 1. - 163-179 с.
27. Китайник М.Г. Пословицы и поговорки в творчестве Д.Н. Мамина- Сибиряка // Уральский современник. Альманах Свердловского отделения Союза писателей СССР, 1952. - № 3. - 242-250 с.
28. Ковалев В.А. Д.Н. Мамин-Сибиряк в советском литературоведении (60-70-е годы) // Русская литература. - 1979. - № 2. - 191-198 с.
29. Корнев И.Н. Географический образ Урала в произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка // География, 2003. - № 7 . - 23-27 с.
30. Кругляшова В.П. Об эстетической сущности преданий / Этико-эстетические основы русского фольклора. Тезисы докладов и сообщений. - Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1991. - 35 с.
31. Крупянская В.Ю. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала: (кон. ХХХ - нач. ХХ в.). - М.: Наука, 1971. - 288 с.
32. КузинН.Г. Страдать и радоваться тысячью сердец... - Екатеринбург: Бак культурной информации, 2002. - 55 с.
33. Лазарев А.И. Предания рабочих Урала как художественное явление. - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1970. - 122 с.
34. Лазарев А.И. Рабочий фольклор Урала: Об основных этапах
становления и развития нового типа художественного мышления народа. - Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1988. - 279 с.
35. Мамин-Сибиряк Д.Н. С Урала (письма, очерки) // Урал. -
Екатеринбург, 1967. - № 10. - 141-169 с.
36. Митрофанова Л.М. Д.Н. Мамин-Сибиряк в контексте литературной, общественной и культурной жизни Урала 1880-х гг. // Урал. - Екатеринбург: Бак культурной информации, 2007. - № 11. - 179 - 190 с.
37. Митрофанова Л.М. Д.Н. Мамин-Сибиряк и Н.К. Чупин: типы времени и интеллекта // Урал. - Екатеринбург, 2008. - № 5. - 247-252 с.
38. Неверов Л.П. Исторические памятники города Свердловска и Свердловской области. - Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1962. - 148 с.
39. Некрологи о Д.Н. Мамине-Сибиряке // Урал, 2002. - № 11. -102 - 105 с.
40. Неопубликованные письма Д.Н. Мамина-Сибиряка // Урал, - 2000. - № 8. - 156-159 с.
41. Пирогова Е.П. Образ Урала в документах и литературных произведениях (от древности до конца XIX века). - Екатеринбург: Сократ, 2007. -382 с.
42. Приходько В.С. Д.Н. Мамин-Сибиряк о старообрядцах и прототипе Аввакуме // Русская литература, 1982. - № 2. - 111-119 с.
43. Сапоговская Л.В. Золотопромышленники Мамина-Сибиряка- литературные персонажи и исторические типы // Урал. - Екатеринбург, 2006. - № 2. - 204-212 с.
44. Слинкина Н.В. Он описывал жизнь Урала // Библиотека, 2003. - № 7. - 78-80 с.
45. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1990. - 522 с.
46. Удинцев Б.Д. Певец Урала: Д.Н. Мамин-Сибиряк - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1969. - 119 с.
47. Удинцев Б.Д. Письма Д.Н. Мамина-Сибиряка как материалы к его биографии // Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович. Сто лет со дня рождения 1852-1952:материалы научной конференции. - Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1953. - 178-196 с.
48. Фольклор Урала. Фольклор в духовной культуре современного рабочего класса: Сборник научных трудов. - Свердловск: Уральский государственный университет, 1986. - 108 с.
49. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. Учебное пособие. - М.: Наука, 1999. - 333 с.
50. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. Вып.4. - М.: Наука, 1991. - 150-151 с.
51. Кругляшова В.П. Жанры несказочной прозы уральского
горнозаводского фольклора. [Электронный ресурс].
URL :http: //www. urbibl. ru/Knigi/kruglyashova/zhanri_ 1. htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ