Введение 3
Глава I. Теоретические основы понятия окказионализма 7
1.1 Понятие и сущность окказионализма 7
1.2. Основные положения теории окказиональности 9
1.3 Признаки и характеристика основных типов окказионализмов 26
Глава II. Окказионализмы в произведениях И. Северянина и А. Вознесенского
27
2.1 Окказионализмы писателей Серебряного века 27
2.2. Окказионализмы в произведениях И. Северянина 30
2.3 Окказионализмы в произведениях А. Вознесенского 37
2.4 Сравнительный анализ окказионализмов И. Северянина и
А. Вознесенского 46
Заключение 47
Использованная литература 50
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
За последнее десятилетие в русском языке произошли значительные перемены, которые, в большей мере затронули его лексический уровень. Стремительное обновление лексической системы является отражением процессов, происходящих в российском обществе. На смену правильной и чистой речи, пришел резко раскрепостившийся, свободный язык нового времени. Одним из путей «раскрепощения» языка можно считать активизацию окказионального словопроизводства.
Вопросы окказиональности нельзя отнести к разряду малоизученных. К настоящему моменту уже накоплен огромный материал в этой области. Изучению общих проблем окказионализмов посвящены многочисленные исследования таких ученых-языковедов, как Н.Г. Бабенко, Л.Л. Брагина, Е.В. Говердовская, Н.Г. Гольцова, Е.А. Земская, В.В. Лопатин, Л.Г. Лыков, Р.Ю. Намитокова, Е.В. Сенько, И.С. Улуханов, Н.И. Фельдман, Н.М. Шанский, A. Д. Юдина и др. Окказионализмы как элемент идиостиля того или иного художника слова подробно рассматривались в работах Т.О. Винокуровой (у B. Маяковского), О.В. Залесовой (у В. Аксенова), Л.В. Зубовой (у М. Цветаевой), Т.Н. Коршуновой (у И. Северянина), Ю.Б. Мартыненко (у В. Хлебникова), M.IO. Нарынской (у М. Цветаевой), Г.Ф. Рахимкуловой (у В. Набокова), З.К. Шовгеновой (у Е. Евтушенко) и др. Вопросы окказиональных образований в публицистике и СМИ разрабатывались Э.Х. Гаглоевой, К.Б. Жогиной, И.Р. Красниковой, И.Л. Нефляшевой, Р.Н. Поповым, Е.Н. Сердобинцевой и др. Окказионализмы в свете их использования в языковой игре стали предметом изучения О.Л. Аксеновой, Т.А. Гридиной, СВ. Ильясовой, В.М. Костюкова, В.З. Санникова и др.
Однако при таком изобилии научных работ интерес к изучению окказиональной лексики не ослабевает, а, наоборот, день ото дня растет. Это обусловлено тем, что в исследованиях этого вопроса нельзя поставить точку, потому что появление окказионализмов - непрерывный процесс, который требует постоянного внимания и изучения. Иногда этот процесс замедляется, иногда ускоряется, но никогда не прекращается. Постоянно возникающие новые окказиональные единицы нуждаются в разностороннем описании. Данная тема относится к разряду тем, всегда открытых для дальнейших исследований.
Всем вышесказанным определяется актуальность предлагаемой темы. Она обусловлена устойчивым интересом лингвистов к проблемам новых слов на протяжении последних десятилетий и частотностью окказиональных элементов в современной речи. Исследование новообразований ведется в разных направлениях: словообразовательном, лексикологическом, лексикографическом, стилистическом, социолингвистическом, психолингвистическом и др. Поскольку окказионализмы возникают непрерывно, нельзя говорить об исчерпывающем исследовании какого-либо аспекта их изучения. Несмотря на кажущуюся традиционность этой темы, она характеризуется несомненной научной перспективностью. Нужны дальнейшие теоретические изыскания и обстоятельное изучение особенностей окказионализмов.
Актуальность данной проблемы обусловлена еще и тем, что один и тот же языковой факт может рассматриваться в ряду явлений различных уровней, поэтому необходим всесторонний, комплексный подход к исследуемым единицам для наиболее полного их осмысления.
Цель работы - комплексный анализ окказионализмов в произведениях И. Северянина и А. Вознесенского.
Эта цель предполагает решение следующих конкретных исследовательских задач:
- рассмотреть понятие и сущность окказионализма;
- изучить основные положения теории окказиональности;
- охарактеризовать основные типы окказионализмов;
- представить окказионализмы писателей Серебряного века;
- провести анализ окказионализмов в произведениях И.Северянина;
- провести анализ окказионализмов в произведенияхА. Вознесенского.
Объектом изучения данной работы являются лексические окказионализмы в поэтической речи.
Предметом исследования является словообразовательная, семасиологическая и функционально-прагматическая характеристика окказиональных слов русского языка первой половины XX в. (И.Северянин) и второй половины XX в. (А.Вознесенский).
Для реализации этих задач и цели в работе используются разнообразные методы и приемы лингвистического исследования, в частности, описательный, интерпретационный, сравнительно¬ сопоставительный методы, семантический, контекстуальный, комплексный анализы, статистическая обработка материала.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в изучение окказиональной лексики. Выводы, содержащиеся в работе, могут быть применены для дальнейшего изучения окказионализмов. Некоторые положения могут стать полезны для углубления научных основ школьного курса русского языка, литературы и проведения факультативов.
Практическая ценность исследования видится в том, что его материалы и выводы можно использовать в вузовских и школьных курсах русского языка при изучении словообразования, лексикологии, стилистики, художественной речи, в курсе «Филологический анализ текста»; в подготовке учебных пособий по этим дисциплинам, при проведении спецкурсов и спецсеминаров.
Структура работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассматривается понятие и сущность окказионализма, основные положения, а также признаки и характеристика типов окказионализмов.
Во второй главе речь идет об окказионализмах в творчестве писателей «Серебряного века» и в произведениях И.Северянина и А.Вознесенского.
В результате проведения комплексного сопоставительного анализа окказиональных средств, созданных писателями и поэтами, Игорем Северяниным и Андреем Вознесенским, были уточнены универсальные и выявлены специфические для идиостилей данных языковых личностей функциональные характеристики этих средств.
В словотворчестве И. Северянина представлены все самостоятельные части речи, кроме местоимения и числительного. Наиболее продуктивный класс составляют глаголы и глагольные формы. Наиболее ярко окказиональными средствами репрезентированы следующие концепты: женщина, любовь, грёза, запад, искусство. Помимо универсальных функций, окказиональное слово И. Северянина выполняют специфическую функцию - служит одним из способов обустройства мира, о чём свидетельствует попытка поэта создать «свой» метаязык искусствоведческих терминов: поэза, лириза, кэнзель, диссона, минъонет, рифмодиссона, поэметта, интуитта, ассосонет, триодиссона. Наиболее яркими способами концептуализации понятия «женщина» с помощью окказиональных единиц считаем следующие: создание окказиональных существительных, обозначающих женщину (всемирница, далёчница, эксцессерка, грезерка); создание окказиональных прилагательных употребляемых в качестве эпитета к узуальному или окказиональному существительному, семантически связанному с лексемой «женщина» (душа ваша бально-болъная; она невинна и сладкогрешна); создание глаголов, обозначающих действие, совершаемое женщиной (ты обезжизниться не смеешь; ты мотыльчила по парку; ты ледовитыми глазами полгода цепенишь меня), создание окказионализмов под влиянием прецедентных текстов, имеющих отношение к женщине (карменситная брюнетка; и счастья минуту украсть спешу у Тоски- Беспробудки; и с ней снегурочность Литовской).
Необходимо отметить своеобразную эволюцию использования окказионализмов в разные периоды творчества И. Северянина. В ранний период (сборник «Колье принцессы») обращение к новообразованиям незначительно (14 случаев), поэт находится в стадии становления индивидуального поэтического стиля. Зрелое творчество (сборник «Ананасы в шампанском») свидетельствует об активном словообразовательном процессе (97 случаев). Для образования окказионализмов поэт использует разнообразные способы словообразования. Северянин этого периода характеризуется как дерзкий реформатор и зачинатель нового стилистического и тематического направления в современной ему поэзии. В целом, словообразование Игоря Северянина для его последователей было образцовым, и подтверждением этому служит большое количество встретившихся заимствований на уровне словоформ.
Андрей Вознесенский часто слагает многочленные, "гусеничные" однословия, в которых конец одного слова становится началом другого: "матьматьматьма" ("мать" переходит в "тьма" и обратно), "ударникударникударникуда" ("ударник" чередуется с "никуда"), "шаланды - шаландышаландышаландыша - ландыша хочется!" Часто такие потенциально бесконечные "словословия" записываются в виде спирали или круга, где нет входа и выхода, но только переход одного слова в другое, своего рода буквенная вибрация, похожая на то, как вибрируют изобразительные контуры на картинах Эшера, где черные лебеди очерчивают белых рыб и наоборот ("Метаморфозис", 1939-1940). Сам Вознесенский называет такой тип однословия "кругометом" - круговой метафорой, и видит в таком круговращении слов, вписанных друг в друга, одно из высших достижений своего словотворчества. "Сам я благодарю Бога за то, что меня посетили "кругометы". Думаю, что они открылись бы Хлебникову, доживи он до наших дней. Питерпитерпитерпитерпитерпи - терпи". Одно слово, как шестеренка, цепляет другое и, прокрутив несколько букв или слогов, само цепляется за него и прокручивается дальше. Такие однословия могут бесконечно вторить себе, как своего рода морфемное заикание, и этим отличаются от другого, более замкнутого и традиционного типа - палиндрома, также любимого Вознесенским (типа "женоров" - перевертыш "Воронеж", или "аксиомасамоиска", причем "самоиск" - тоже однословие, включенное в данный палиндром). Общее между "кругометом" и "перевертышем" - обратимость, нелинейность слова, самоповторяемость либо в написании (начало и конец меняются местами), либо в чтении (от начала к концу и от конца к началу). В таком слове линейность письма- времени "схлопывается", уступая место перестановке и вращению одних и тех же морфем (кругомет) или фонем (перевертыш) .
У Вознесенского мы встречаем практически все типы окказиональных образований: лексические, морфологические, синтаксические, словообразовательные, стилистические и семантические окказионализмы. Большинство окказионализмов создается на основе переосмысления продуктивных словообразовательных типов. Значительно меньше окказиональных слов, ориентированных на непродуктивные типы или же вообще не вписывающихся в рамки узуального словообразования.
Анализ лексико-семантических особенностей окказионализмов Вознесенского продемонстрировал соотнесенность большинства окказионализмов с узуальными словами по принципу синонимизации, а также способность окказиональных слов вступать в антонимические связи с «обычными словами».
1. Адаскина Н. Художественная теория русского авангарда: (к
проблеме языка искусства) // Вопросы искусствознания. - 1993. - №10. с.
189.
2. Андреев Л. Надсон и наше время // Русская воля. - 1917. - № 8 . - с .47.
3. Анненский И. О. Книги отражений. Литературные памятники. - М.: Наука, 2011. - 455 с.
4. Арго А. М. Своими глазами: Книга воспоминаний. - М.: Дана, 2011. - 234с.
5. Астафьева Н.И., Козырева Т.Г. Современный русский язык. Наречие. Категория состояния. - Минск: Зимург, 2011. - 214 с.
6. Бакина М.А., Некрасова Е.А. Эволюция поэтической речи XIX¬XX вв. Перифраза. Сравнение. - М.: Наука, 2011. - 191 с.
7. Барлас В.Я. Ассоциативный поиск. Поэзия А.Вознесенского. - М.: Наука, 2011. - 216 с.
8. Баян В. Первая олимпиада русских футуристов// Арион. - 1997. - №3. - с . 105.
9. Белый А. Н. Символизм: Книга статей. - М.: Дон, 2010. - 118 с.
10. Белый А. Н. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 2011. - 325 с.
11. Брюсов В.Я. Здравого смысла тартарары. Диалог о футуризме // Русская мысль. - 1914. - № 3. - с.53.
12. Брюсов В.Я. Новые течения в русской поэзии. Футуристы // Русская мысль. - 1913. - №3. - с.124-133.
13. Бурлюк Д. К. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. - СПб.: Пушкинский фонд, 2011. - 383 с.
14. Василевский И. В. Игорь Северянин и Саша Чёрный // Новое русское слово. - 1913. - №8. - с. 52-60.
15. Вегеров А. С. Основные черты истории новейшей русской литературы. - СПб.: Наука, 2009. - 58с.
16. Вознесенский A.A. Сочинения: в 3-х т. М.: Софт, 2011. - 752 с.
17. Вознесенский A.A. Страдивари состраданья. М.: Эксмо-Пресс, 2009. - 416с.
18. Вознесенский A.A. Чат молчанья. Поэма. // Комсомольская правда. 2011. - №117.
19. Вознесенский А. Страдивари состраданья. М.: Эксмо-пресс, 1999.
С.7.
20. Вознесенский А. Новые стихи и поэмы, 1998-1999. М.: Терра, 1999. С.116, 121.
21. Воробьева А. Л. Поэзоконцерты Игоря Северянина // Новая русская жизнь. - 1923. - №17. - с. 43.
22. Гиппиус 3. Отрывочное. - Воспоминания о Серебряном веке. - М.: Республика, 2011. - с.215.
23. Горький М. О футуризме // Несобранные литературно¬критические статьи. - М. 1941. - с.71 - 72.
24. Д. Гранин «Зубр» - М.: Книжная палата. - 1988. - гл.15.
25. Джанджакова Е.В. Семантика слова в поэтической речи (анализ словоупотребления А.Тарковского и А.Вознесенского): Автореферат дис. . канд филол наук. - М. 1974. - 21 с.
26. Иванов В. Ш. Родное и вселенское. - М.: Промитей, 2012. - 428 с.
27. Измайлов А. Ф. Литературный Олимп. Характеристики, встречи, портреты, автографы. - М.: Мусагет, 2011. - 124 с.
28. Каменский В. З. Сочинения. Из литературного наследия. - М.: Книга, 2010. -590 с.
29. Коринфский А. Критика о творчестве Игоря Северянина. - М.: Салют, 2009.-108 с.
30. Кручёных А. Е. Кукиш прошлякам: фактура слова. Сдвигология русского стиха. Апокалипсис в русской литературе. - Таллинн: Гилея, 2011. - 134 с.
31. Кручёных А. Н. Наш выход: к истории русского футуризма. - М.: Литературно-художественное агентство «RA», 2012. - 247 с.
32. Рабов Р. Футуризм. Новая литературная школа// Вестник литературы. - 2012. - № 5. - с. 140.
33. Рейснер Л. Через А. Блока к Северянину и Маяковскому // Рудин.
- 2011. - №7. . - 113 с.
34. Рындина Л. Д. Ушедшее. - Воспоминания о серебряном веке. - М.: Республика, 2011. - 244 с.
35. Северянин И. Колье принцессы. - С-Петербург: Весна, 2012. - 181 с.
36. Северянин И. Ананасы в шампанском. Поэзы. - М.: Наши дни, 2011. - 144 с.
37. Северянин И. Стихотворения и поэмы. - М.: Современник, 2010.-493 с.
38. Северянин И. Сочинения. - Таллинн: Эсти, 2011. - 405 с.
39. Северянин И. Избранное. - М.: София, 2009. - 400 с.
40. Северянин И. Собрание стихотворений. - М.: Логос, 2009. -314 с.
41. Северянин И. Избранные стихи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
- 480 с.
42. Скорино Л. Послесловие к книге Вознесенского А. «Ахиллесово сердце» (www.ruthenia.ru/60s/voznes/ahilles/skorino.htm)
43. Словарь-справочник лингвистических терминов Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова, М.: 1976.
44. Тастевен Г. А. Футуризм (на пути к новому символизму). - М. : Дон, 2011. - 265 с.
45. Фофанов К.М. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. М.: Советский писатель, 1962. - 326 с.
46. Ханпира Э. «Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования. М., 1972.
47. Ходасевич В.Ф. И. Северянин и футуристы // Колеблемый треножник. - М., 1991. - с.493 - 500.
48. Ходасевич В. Ф. Надсон // Вопросы литературы. - 2011. - №9. - с. 206 - 208.
49. Шершеневич В. Футуризм без маски. - М.: Искусство, - 2011. - с.105
50. Шиловский В.Б. По поводу сборника Андрея Вознесенского // Литературное обозрение. - 1973. - № 2. - С.107.
51. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. - М.: Наука. - 1973. - С. 55
52. Язикова Ю.С. Эстетическая номинативность и ее обусловленность индивидуальным стилем // Вопросы теории и истории языка. - СПб., 1993. - с.241 - 244.
53. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира. - М.: Г нозис, 2011. - 343 с.