Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Общественный договор в трудах Томаса Гоббса и Джона Локка (История правовых и политических учений)

Работа №88041

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

история

Объем работы28
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. История идей общественного договора, естественного состояния и естественного права до Томаса Гоббса. 5
2. Общественный договор в трудах Томаса Гоббса. 9
3. Общественный договор в трудах Джона Локка. 18
Заключение 25
Список источников. 28

Наследство мыслителей Нового Времени серьёзно повлияло на социально-политическое развитие всего мира: именно теория общественного договора служила теоретическим обоснованием Английской и Французской революций, войны за независимость Соединённых Штатов, в дальнейшей перспективе — распространение демократических режимов на значительной части территории планеты, а также такие их элементы как периодическая выборность властей путем всенародного голосования или разделение властей. Таким образом, теория общественного договора в значительной степени сформировала мир, в котором мы живём, чем и обуславливается актуальность нашего исследования.
В интеллектуальном наследии Томаса Гоббса и Джона Локка теория общественного договора тесно связана с понятием естественного состояния — также очень древней идеи, восходящей к античному противопоставлению природы и закона и отдельно развиваемой киниками и Аристотелем, а также связанную с идеей естественного состояния теорию естественного закона. Там, где это необходимо для прояснения основной темы нашего исследования, мы также будем прибегать к исследованию иных философских понятий, не относящихся прямо и непосредственно к социально-политической проблематике.
Целью данного исследования является выявление взаимоотношения теории общественного договора у Томаса Гоббса, Джона Локка и предшествующей им философской традиции.
Для достижения этой цели представляется необходимым выполнить следующие задачи:
1. Исследовать истоки идеи общественного договора и её развитии в предшествующей рассматриваемым мыслителям философской традиции.
2. Выявить место теории общественного договора в философских системах Томаса Гоббса и Джона Локка.
3. Проследить связь между теорией общественного договора у Томаса Гоббса и Джона Локка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Гоббс демонстрирует далекоидущие выводы из этого явления: обосновывает религиозную реформу и религиозную же нетерпимость, задаёт границы борьбе с вольномыслием, совершает достаточно сложный синтезсвободы и необходимости, позволяющий ему мыслить во всём подчинённых суверену поданных как свободных граждан.
Локк, в свою очередь, демонстрирует единство идеи естественного состояния и естественного права, формирует раннюю теорию прав человека, обосновывает из общественного договора устройства демократии от разделения властей до экономических законов, до известной степени обосновывает веротерпимость и свободу совести, полемизирует с Гоббсом и демонстрирует внутреннее противоречие его теории естественного закона, указывая, что явление суверена не решает проблемы войны всех против всех и взамен гоббсовой теории предлагает идею народа как носителя высшей власти, от которого зависит и которому подчинено общество.
В некоторых аспектах — например, в утилитаристской моральной установке — рассмотренные мыслители пересекаются, в большинстве же — противоречат друг другу, однако за их системами явно видна напряженная работа мысли, чутко и ответственно откликающаяся на события их бурных эпох.
В заключение имеет смысл также сказать о последующем влиянии этих двух мыслителей. Помимо того отклика со стороны Локка, Гоббс определил идеи и учение Жан Жака Руссо (1712 – 1778 гг.) и Максимильена Робеспьера (1758 – 1794 гг.), оба из которых — один опосредованно, другой непосредственно — определили ход и идеологию Французской Революции. С Гоббсом впоследствии полемизировали видные мыслители-монархисты Роберт Филмер (1588 – 1653 гг.) и Эдуард Кларендон (1609-1674 гг.), богословы Джон Бремхолл (1594 – 1663 гг.) и Христиан Кортхольт, в XVII в. так называемые Кембриджские платоники.
В XIX и XX вв. к социально-политическому наследию Гоббса обращаются социолог Фердинанд Теннис (1855 – 1936 гг.) и представитель философии жизни Вильгельм Дильтей (1833 – 1911 гг.). Активно к нему обращается политический философ и историк философии Лео Штраусс (1899 – 1973 гг.). Стоит также вспомнить имена политических философов Карла Шмитта (1888 – 1985 гг.) и Майкла Оукшотта (1901 – 1990 гг.), социолога Толкотта Парсонса (1902 – 1979 гг.). Из современных стоит вспомнить антрополога Маршалла Салинса (1930 – 2021 гг.) и философа Джорджо Агамбена (род. 1942 г.).
Если говорит о значении Джона Локка, то политическая его философия получила развитие у Шарля Луи де Монтескьё (1689 – 1755 гг.), оказала сильное влияние на взгляды идеологов Американской революции, в частности, на Отов-основателей США, а именно на Джона Адамса (1735 – 1826), Бенджамина Франклина (1706 – 1790) и Томаса Джефферсона (1743 – 1826), а затем и на всю последующую англо-американскую политическую философию.



1. Britannica, The Editors of Encyclopaedia. "natural law". Encyclopedia Britannica, 30 Sep. 2021, URL: https://www.britannica.com/topic/natural-law. (дата обращения: 28.04.2022).
2. Белоусова О. И. Историко-культурный контекст эволюции идеи общественного договора (от античности до нового времени) // Вестник ГУУ. 2016. №6. С. 231-236
3. Верлинский А. Л. Софисты. // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 681-694
4. Гоббс Т. Левиафан. пер. с англ. А. Гутермана ; вступ. ст. А. Филиппова. М. : РИПОЛ классик, 2017. 608 с.
5. Гоббс Т. Сочинения, т. I. M., 1989. 622 с.
6. Дробышевский С. А. История политических и правовых учений: основные классические идеи: учебное пособие. 3-е изд., доп. М.: Норма, 2018. 688 с.
7. Дуглач Т. В. Естественное состояние // Новая философская энциклопедия: Т. II. М.: Мысль, 2010. С. 24
8. Заиченко Г.А. Дж.Локк. М., 1988. 206 с.
9. Зайцев А. И. Софисты // Новая философская энциклопедия: Т. III. М.: Мысль, 2010. С. 604-605
10. История философии: От философии Древнего Востока до философии XXI века / Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова и Д. В. Бугая. Изд. 3-е, перераб. М.: ЛЕНАНД, 2014. 880 с.
11. Лебедев А. В. Аристотель Стагирит // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 164-174
12. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVIII века: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1973. 302 с.
13. Рассел Б. История западной философии. Книга II. М.: Миф, 1993. 445 с.
14. Скиннер К. Свобода до либерализма. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2006. 120 с.
15. Субботин А. Л. Договор общественный. // Новая философская энциклопедия: Т. I. М.: Мысль, 2010. С. 681
16. Субботин А. Л. Локк // Новая философская энциклопедия: Т. II. М.: Мысль, 2010. С. 449-450
17. Филиппов А. Ф. Актуальность философии Томаса Гоббса (II часть) // Полития. 2009. № 4. С. 158-172
18. Шахнович М.М. Эпикур // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 815-822.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ