Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие технического мышления у будущего учителя технологии и предпринимательства средствами системы познавательных заданий (на примере дисциплин «Детали машин» и «Устройство автомобиля»

Работа №88035

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2013
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ 8
1.1. Развитие мышления учителя — одна из главных задач его профессиональной подготовки 8
1.2 Особенности технического мышления 16
1.3 Разработка системы познавательных заданий,
ориентированных на структуру технического мышления 33
ВЫВОДЫ 52
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 54
2.1 Исследование влияния уровня развития технического
мышления на усвоение технических знаний (констатирующий эксперимент) 54
2.2 Апробация разработанной системы заданий и оценка ее
эффективности (формирующий эксперимент) 62
2.3 Оценка результатов исследования с помощью системы
комплексных заданий (констатирующий эксперимент) 68
ВЫВОДЫ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Актуальность исследования. Проблема развития личности в образовании является одной из наиболее актуальных.
Одно из существенных мест в развитии личности учителя занимает развитие его мышления (В.А. Кан-Калик, В.П. Симонов, В.А. Сластенин). Для решения таких сложных задач, стоящих перед учителем как развитие личности учащихся, реализация личностно-ориентированного обучения, непрерывное самосовершенствование, учителю необходимо владеть творческим мышлением и такими его качествами как интегративный способ мышления (Б.Г. Ананьев, В.Н. Максимова) и инновационный стиль мышления (В.И. Жернов, Ф.В. Повшедная, В.А. Сластенин).
В последние десятилетия в науке признана дифференциация видов мышления, поскольку ее введение позволяет исследовать специфику конкретного вида мышления и разработать средства для его развития. Так, развитие исторического мышления исследовалось И.Я. Лернером, естественнонаучного мышления - Н.М. Зверевой, географического мышления - Н.Н. Баранским и др.
Исследование проблем, связанных с техническим мышлением было, осуществлено в работах С.М. Василейского, П.И. Иванова, Б.И. Обшадко, В.В. Чебышевой, (1960-е годы XX в.). Специфика технического мышления и его структура исследовались Т.В. Кудрявцевым и его коллегами - О.А. Концевой и И.С. Якиманской (70-е годы XX в.).
Бурное развитие техники в последующие десятилетия привело к величайшим техническим открытиям и соответственно поставило новые проблемы. Появилась наука «Философия техники», предметом изучения которой стали проблемы взаимодействия техники с обществом и природой (Х. Ленк, К. Митчем, Х. Ортега и Гассет, М. Хайдеггер и др.). Развитие «Философии техники» привело к осмыслению методологии технического знания (В.Г. Горохов, В.Д. Комаров, Г.И. Маринко, В.Т. Мещеряков, В.В. Чешев и др.).
Эти исследования, а также концепция развивающего обучения, явились теоретической основой для развития технического мышления учащихся школ и вузов.
В учебный план современной общеобразовательной средней школы включена образовательная область «Технология». В пояснительной записке к программе ставятся задачи: развитие у учащихся технического мышления, конструирования, технологической культуры и др. Успешность решения этих задач требует совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя в направлении развития технического мышления.
В последнее десятилетие появился ряд исследований, посвященных развитию технического мышления учащихся школ и вузов (О.А. Булавенко, А.И. Влагнева, М.Г. Давлетшина, М.М.Зиновкиной, Б.А.Соколова и др.). Эти работы рассматривают самые разные аспекты обсуждаемой проблемы, но в них не ставится задача разработки дидактического под-хода к развитию технического мышления будущего учителя на основе теоретико-методологического исследования его структуры с учетом со-временного уровня развития технического знания.
Результаты наблюдений и проведенного нами на инженерно- технологическом факультете Елабужского института КФУ констатирующего эксперимента показывают, что уровень развития технического мышления студентов явно недостаточен. Между тем, развитие технического мышления способствует росту качества усвоения студентами технических знаний, и, следовательно, имеет существенное значение для повышения уровня профессиональной подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства. Поэтому исследование технического мышления и разработка дидактического подхода для его развития у будущего учителя технологии и предпринимательства является крайне актуальной проблемой.
На основании вышесказанного выявляются противоречия между:
- необходимостью повышения технологической грамотности учащихся школ и недостаточным уровнем подготовки учителя технологии и предпринимательства для решения этих задач;
- значимостью проблемы развития технического мышления у будущего учителя технологии и предпринимательства и недостаточной ее разработанностью в условиях педвуза;
- высоким уровнем разработанности теории развивающего обучения и недостатком исследований практической направленности в области методологических и дидактических путей развития технического мышления.
Наличие этих противоречий позволяет сформулировать проблему: какова должна быть стратегия развития технического мышления у будущего учителя технологии и предпринимательства? Из данной проблемы вытекает тема предлагаемого исследования: Развитие технического мышления у будущего учителя технологии и предпринимательства средствами системы познавательных заданий (на примере дисциплин «Устройство автомобиля» и «Детали машин»)
Цель исследования - выделить компоненты технического мышления и на их основе разработать систему заданий, способствующих эффективному профессиональному развитию будущего учителя технологии и предпринимательства.
Объект исследования - профессиональная подготовка учителя технологии и предпринимательства.
Предмет исследования - Система познавательных заданий, влияющих на развитие технического мышления у будущего учителя технологии и предпринимательства.
Гипотеза исследования. Развитие технического мышления у будущего учителя технологии и предпринимательства при его подготовке к решению профессиональных задач будет более эффективным, если:
- ключевая идея при разработке стратегии развития технического мышления будет заключается в необходимости направленного формирования каждого из его компонентов;
- одним из дидактических средств развития технического мышления будет являться система познавательных заданий, ориентированных на формирование всех компонентов технического мышления.
В соответствии с целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Обосновать значимость развития технического мышления у будущего учителя технологии и предпринимательства и выявить его особенности с позиции общей теории мышления.
2. Изучить влияние развития технического мышления будущего учителя технологии и предпринимательства на качество усвоения ими технических знаний.
3. Выделить принципы построения системы заданий и, опираясь на них, разработать систему заданий для развития технического мышления.
4. Экспериментально проверить эффективность влияния разработанной системы познавательных заданий на уровень развития технического мышления.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, учебно-программной и нормативной документации по высшей школе; методы эмпирического исследования: наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение продуктов деятельности студентов, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов.
База опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа проводилась на инженерно-технологическом факультете Елабужского института КФУ, в рамках изучения технических дисциплин: «Устройство автомобиля» и «Детали машин».
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработан теоретический и методический подход к развитию технического мышления, который может быть использован при разработке методики развития других специальных видов мышления;
- результаты и выводы исследования могут быть использованы в практике преподавания технических дисциплин соответствующих факультетов педагогических вузов;
- выделенные критерии и показатели уровня развития технического мышления могут быть использованы квалифицированными преподавателями вузов и общеобразовательных школ для определения динамики развития технического мышления студентов и учащихся.
Структура ВКР. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сделать ряд обобщенных выводов теоретического и прикладного значения.
1. Обоснована необходимость развития мышления учителя как
одного из важнейших профессиональных качеств и необходимого условия его профессиональной готовности. Необходимость развития технического мышления будущего учителя технологии и предпринимательства обоснована с позиций анализа требований Государственного образовательного стандарта по специальности 030600 — «Технология и предпринимательство» и задач, поставленных программой образовательной области «Технология». Проведен анализ содержания дисциплин психолого-педагогического блока, изучаемых в процессе подготовки по специальности 030600 - «Технология и предпринимательство», который раскрывает возможности формирования основ профессионального мышления будущего учителя на базе этих курсов.
2. Выявлена специфика технического мышления с позиции общей теории мышления, прослежена эволюция изменения взглядов на сущность технического мышления. Анализ педагогических и психологических работ показал, что техническое мышление является научным мышлением, его специфические особенности проявляются в процессе решения технических задач и обусловлены их своеобразием. Техническое мышление осуществляется с помощью известных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), но их протекание имеет особенную направленность. Показано, что техническое мышление может быть теоретическим и практическим, репродуктивным и продуктивным, наглядно-образным и наглядно-действенным в зависимости от стоящих перед ним задач.
3. Приведены результаты опытно-экспериментального исследования, которое проводилось на инженерно-технологическом факультете Елабужского института КФУ. Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать следующие выводы: а) уровень развития технического мышления более, чем у половины студентов (60 %) ниже среднего; б) уровень развития технического мышления оказывает сильное влияние на усвоение технических знаний; в) анализ продуктов деятельности студентов по решению типовых задач подтвердил наличие компонентов, выделенных Т.В.Кудрявцевым; г) анализ продуктов деятельности студентов по решению нетиповых задач позволил выдвинуть предположение о необходимости дополнения структуры технического мышления новыми компонентами.
4. Результаты полученные в ходе формирующего эксперимента приведи к следующим выводам: а) использование специальной системы заданий для развития технического мышления эффективно, так как в результате проведения эксперимента на более высокий уровень развития технического мышления в экспериментальной группе по предмету «Детали машин» - 38%, по предмету «Устройство автомобиля» - 40%, в контрольной группе по предмету «Детали машин» -20%, по предмету «Устройство автомобиля» - 17%; б) повышение уровня развития технического способствует повышению качества усвоения знаний (средний экзаменационный балл в экспериментальной группе повысился с 3,6 до 3,9 балла, а в контрольной группе баллы не изменились.
5. Проведенная на третьем этапе эксперимента апробация скорректированной системы познавательных заданий доказывает ее эффективное влияние на развитие технического мышления студентов. Выявлено влияние обучения с использованием скорректированной системы познавательных заданий на уровень усвоения технических знаний.
6. Все данные, полученные в течение трех этапов эксперимента статистически обработаны и достоверны.
Таким образом, результаты теоретического и экспериментального исследования проблемы развития технического мышления будущего учителя технологии и предпринимательства подтверждают правильность выдвинутой гипотезы и эффективность разработанного дидактического обеспечения учебного курса и его значение для повышения уровня профессиональной подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства.



1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. A.A. Бодалева, Б.Ф. Ломова; [ Ввод, статья A.A. Бодалева и др.] /Б.Г.Ананьев. -М.: Педагогика, 1980. - 230 с.
2. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов /С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, В.А.Сластенин. - М.: Педагогика, 1987. - 367 с.
3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории /Н.И.Болдырев. - М.: Педагогика, 1979. - 224 с.
4. Богозов Н.З., Годман И.Г., Сахаров Г.В. Психологический словарь /Н.З.Богозов, И.Г.Годман, Г.В.Сахаров.- М.: Наука, 1965. - 285 с.
5. Василейский С.М. Развитие интереса и любви к технике у молодых рабочих /С.М.Василейский. - М.: Профтехиздат, 1961. - 67 с.
6. Веденов A.B. Роль внутренних противоречий и способов их преодоления в развитии личности /А.В.Веденов // Вопросы психологии. — 1959. - №1. - С. 5-15.
7. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод, пособие /А.А.Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
8. Вопросы педагогики профессионального образования /Под ред. Г.Кайзера. - М.: Знание, 1965. - 112 с.
9. Вопросы педагогики профессионального образования /Под ред. В.Ланге. - М.: Знание, 1965. - 118 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь /Л.С.Выготский. - М.: Лабиринт, 1996. - 414 с.
11. Выготский Л.С. Сборник соч. в 6-ти томах /Гл. ред.
А.В.Запорожец /Л.С.Выготский. - М: Педагогика, 1982. - Т.4. - 432 с.
12. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. Младший
школьник: психодиагностика и коррекция развития /Под ред.
М.В.Гамезо /М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Л.М.Орлова. - М.: Альфа, 1995. - 116 с.
13. Гильбух Ю.З. Развитие технического мышления /Ю.З.Гильбух // Школа и производство. - 1988. - № 11. - С. 3-6.
14. Государственные требования к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускника по специальности «030600- технология и предпринимательство» (квалификация учитель технологии и
предпринимательства) - М.: Мин-во образования РФ, 2000.- 21 с.
15. Давыдов B.B. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов /В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1972. - 423 с.
16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования /В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1986.¬240 с.
17. Зверева Н.М. Дидактика и практика работы вуза /Н.М.Зверева. - Н.Новгород: НГПУ, 1995.- 87 с.
18. Иванов П.И. О конструктивно-техническом мышлении и его активизации в процессе трудового обучения // Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся: Тезисы докладов на межвузовской конференции. Министерство просвещения РСФСР/ Под ред. П.И.Иванова /П.И.Иванов. - М.: Моск. гос. пед. ин-т им. В.И.Ленина, 1964 - 211 с.
19. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости /З.И.Калмыкова. - М.: Педагогика, 1981. - 200 с.
20. Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности: Лекции /В.М.Коротов. - М., НИИ теории и методов воспитания АПН СССР,
1991. - 135 с.
21. Краткий психологический словарь /Отв. ред. А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с.
22. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления /Т.В. Кудрявцев. - М.: Педагогика, 1975. - 304 с.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н.Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
24. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей /И.Я.Лернер. - М.: Просвещение, 1982. — 190 с.
25. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК /Б.Т,Лихачёв. - М.: Прометей,
1992. - 528 с.
26. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. A.A. Бодалева, В.Я.Ляудис /В.Я.Ляудис. - М: МГУ, 1980. - С.30-52.
27. Максимова В.Н. Акмеология школьного образования /В.Н. Максимова.— СПб.: ЛОИРО, 2000.-230 с.
28. Мартынова Г.А., Рогальская С.Г. Дополнительное образование - активный инновационный поиск развития личности /Г.А.Мартынова, С.Г.Рогальская // Классный руководитель. - 2002. - №6. - С. 5-17.
29. Матросов В.А. Основные направления развития педагогического образования в России до 2010 года /В.А.Матросов // Высшее образование сегодня. — 2002. - №11. - С. 32-36.
30. Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по тории механизмов и машин /Сост. С.М.Шевченко, Н.О.Рябина, М.В.Мухина. - Часть 1. - Н. Новгород: НГПУ, 1998. - 33 с.
31. Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по тории механизмов и машин. — Часть 2. - Структурный анализ механизмов
/Сост. С.М.Шевченко, В.В.Глебов, М.В.Мухина. - Н. Новгород: НГПУ, 2000.¬44 с.
32. Немов Б.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3-х кн. -3-е изд. -
Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики /Б.С.Немов. - М.: Гуманит. изд-й
центр ВЛАДОС, 1999. - 632 с.
33. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск /В.Оконь. - М.: Высш. шк., 1990.-380 с.
34. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. -М.: Академия, 1999 - 512 с.
35. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/
В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Школа-Пресс, 2000.- 512 с.
36. Повшедная Ф.В. Методологические основы профессионального самоопределения учителя: Монография /Ф.В.Повшедная. - Н.Новгород: НГПУ, 2002.- 166 с.
37. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений /И.П.Подласый. - М.: Педагогика, 1996. - 632 с.
38. Программы общетехнических и технологических дисциплин для студентов педагогических университетов /Под. ред. С.М.Шевченко. - Н.Новгород: НГПУ, 1999. - 70 с.
39. Программы средних общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение. Технология /Под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. - М: Просвещение, 1996. - 225 с.
40. Психологический словарь /Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика - Пресс, 1996. — 263 с.
41. Психология: Словарь /Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.
42. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Ред. кол.В.В. Давыдов (гл.ред.) и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.-Т.1 - 608с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л.Рубинштейн. - М.: Учпедгиз, 1946.- 648 с.
44. Рубинштейн СЛ. О мышлении и путях его исследования
/С.Л.Рубинштейн. - М.: АН СССР, 1958.- 147 с.
45. Системы питания, зажигания и управления работой бензиновых двигателей: Методическое руководство /Научн. ред. С.Г. Горшков. - Н.Новгород : НГПУ, 1999. - 30 с.
46. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю) /М.Н.Скаткин. — М.: Педагогика, 1986. - 152 с.
47. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. /Б.М.Теплов. - М.: Педагогика, 1985.- Т.1 - 329 с.
48. Толлингерова Д. Психология проектирования умственного развития детей /Д.Толлингерова. - Москва - Прага, 1994. - 48 с.
49. Философские вопросы технического знания /Под ред. Н.Т. Абрамовой. - М.: Наука, 1984. - 296 с.
50. Философский энциклопедический словарь /Под общ. ред.
С.С.Аверинцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.
51. Формирование личности учителя в педагогическом вузе: Сборник трудов /Под ред. Т.С. Колесниченко.- Вологда: Вологодский гос. пед. ин-ут, 1978. - 120 с.
52. Чебышева В.В. Психология трудового обучения /В.В.Чебышева. - М.: Просвещение, 1969. - 303 с.
53. Шубас М.Л. Инженерное мышление и научно-технический прогресс: Стиль мышления, картина мира, мировоззрение /М.Л.Шубас. — Вильнюс: Минтис, 1982. - 173 с.
54. Энгельмейер П.К. Философия техники. - Вып. 1- 4. /П.К.Энгельмейер. - М.: Образование, 1912.-141 с.
55. Юськович В.Ф. Обучение и воспитание учащихся на основе курса физики средней школы /В.Ф.Юськович. - М.: Учпедгиз, 1963. - 188 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ