Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЗВУКОВЫЕ АССОЦИАЦИИ В ЛИРИКЕ А.А. ФЕТА

Работа №88012

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы56
Год сдачи2013
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РУССКАЯ ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА 7
1.1. Эволюция лирики в XIX веке 7
1.2. «Школа чистого искусства» в российской поэзии 9
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 14
ГЛАВА 2. ЛИРИКА И МУЗЫКА КАК ВИДЫ ИСКУССТВА 16
2.1. Связь музыки с литературой 16
2.2. Роль музыки в формировании поэтической мысли А.А. Фета 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 27
ГЛАВА 3. ЗВУКОВЫЕ АССОЦИАЦИИ В ЛИРИКЕ А.А. ФЕТА 28
3.1. Прямое введение музыки в лирический текст А.А. Фета 28
3.2. Роль ассонанса и аллитерации в лирике А.А. Фета 34
3.3. Роль ритмического своеобразия в раскрытии звукового звучания
поэзии А.А. Фета 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ПРИМЕЧАНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Проблема звука и смысла, их взаимосвязь и взаимодействие в художественном пространстве постоянно привлекают внимание лингвистов и литературоведов. Впервые в русской филологической науке об этом заговорил М.В. Ломоносов. В своем «Кратком руководстве к красноречию» он провозгласил идею о соотношении звука и смысла, высказал ряд суждений о смысловой природе звука; охарактеризовал значения гласных и согласных, заметив, что символика согласных «письмен» гораздо шире, чем у гласных; обратил внимание на то, что семантика специально подобранных звуков может «спомоществовать к изображению» [1, с. 241].
На современном этапе развития лингвистики исследователи уже не выявляют семантическое значение отдельно взятых звуков, потому что субъективность выводов оказалась слишком очевидной. Ученые А. Белый, Л.И. Тимофеев, В.М. Жирмунский, Ю.М. Лотман, Н.В. Черемисина, А.П. Журавлев, Б.П. Гончаров, И.В. Голуб, Е.В. Невзглядова и др. утверждают, что смысловая символика звука с достаточной объективностью репрезентирует себя только в контексте художественного целого, при этом учет психологических ассоциаций, возникающих при восприятии окружающей действительности, оказывается абсолютно необходимым.
Звукосмысловые связи как категория эстетическая в лирике одного из самых музыкальных поэтов XIX века - А.А. Фета - особенно привлекают внимание литераторов. «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область, - писал П.И. Чайковский. - Ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом» [2, с. 114].
Размышляя о сущности искусства, А.А. Фет утверждал, что «поэт должен быть и «мыслителем», и «величайшим художником» одновременно; уметь видеть в заурядном великое и запечатлевать его в неповторимой форме» [3, с. 635].
Как важный представитель «чистого искусства», А.А. Фет активно устремлялся к абсолютной красоте. В его творчестве большое внимание уделяется внутреннему миру человека и красоте природы.
Одним из основных стремлений выдающегося русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета на протяжении всего его творческого пути оставалось стремление найти в поэзии «убежище от всяких житейских скорбен, в том числе и гражданских» [2,с.202]. Вот почему в его произведениях мы не найдем тяжелых и горестных мыслей, описаний реальных политических и социальных событий. В них лишь красота, гармония, музыкальность. С первых минут знакомства со стихотворениями Фета обращает на себя внимание их богатая звуковая окраска, мелодичность и плавность, которые сближают поэтические произведения с музыкальными.
Актуальность исследования обусловлена возросшим в последние десятилетия интересом к специфике поэтического языка XIX века, к поэтике звука и звучания, которая проявляет себя на фонетическом, метрико-ритмическом, мелодическом, рифмическом, образном и мотивном уровнях лирического произведения, необходимостью детального изучения языковых особенностей отечественного мастера слова А.А. Фета.
Материалом исследования послужили стихотворения А.А. Фета. Объект исследования - поэтическое наследие А.А. Фета.
Предмет исследования - средства поэтического языка А.А. Фета, используемые для передачи звуковых ассоциаций в стихотворениях философской, любовной и природной тематик.
Цель выпускной квалификационной работы - на основе систематизации различного материала, его обобщения попытаться выявить средства, использованные для выражения звуковых ассоциаций в лирике А.А. Фета и позволившие ему выделиться из ряда крупнейших поэтов.
В связи с указанной целью ставятся следующие задачи:
1) определить, какую роль играла музыка в жизни Фета;
2) выявить средства поэтического языка Фета, используемые для передачи звуковых ассоциаций;
3) раскрыть звукоизобразительные и звукосимволические
возможности в лирике поэта;
4) определить ритмическое своеобразие в раскрытии звукового звучания;
5) рассмотрев основные звукообразы и мотивы в связи с другими мотивами лирики, приблизиться к целостному постижению поэтической картины мира А.А. Фета.
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
1) метод нацеленной выборки лексического материала;
2) метод лингвистического описания, включающий в себя наблюдение, интерпретацию и классификацию языкового материала;
3) структурно - семантический метод, который предполагает выявление комбинаторных приращений смысла в тексте.
Теоретическая значимость: изучение средств выражения звуковых ассоциаций, использованных в отражении философской, природной и любовной тематик, как единиц поэтического идиолекта А.А. Фета позволит расширить представление о языке художественной литературы 2¬й половины XIX века.
Научная новизна ВКР обусловлена малой изученностью звуков и звукообразов А.А. Фета в отечественном литературоведении. До сих пор недостаточно специальных работ, посвященных значению созвучий в формировании образа, взаимовлиянию ритма и смысла, мелодическим приемам воздействия, роли рифмы в поэтической форме.
Практическая ценность: полученный исследовательский материал может быть использован в вузовских курсах по истории русской литературы XIX века, в специальных курсах и учебных пособиях по изучению творчества А.А. Фета, как иллюстративный материал языка художественной литературы.
Структура работы соотносится с поставленными задачами. Исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, примечания и библиографии.
Введение в выпускную квалификационную работу ставит проблему нашего исследования, определяет его актуальность, характеризует материал исследования. Первая глава посвящена анализу развития лирики в XIX веке. Здесь дается определение понятию лирики, раскрываются особенности «Школы чистого искусства» в российской поэзии, специфика развития лирики в XIX веке. Во второй главе мы анализируем лирику и музыку как виды искусства и определяем, какую роль играла музыка в жизни А.А. Фета. В третьей главе нашей ВКР мы исследуем в тех же аспектах характерные особенности лирики А.А. Фета, а именно приемы введения звуковых ассоциаций в его произведения. Заключение подводит итог, обобщает выводы.
Апробация работы. Статья «Музыкальные ассоциации в поэтическом наследии А.А. Фета» опубликована в сборнике трудов X международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии». (М.: Международный центр науки и образования.,2013.- 204с.)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Музыка в жизни А.А. Фета играла огромную роль. Поэту было тесно в рамках поэзии, и тогда он обращался за помощью к звуку, строя свои стихотворения по законам музыки. Классик считал, что слово не в силах передать глубину переживаний и чувств человека и, когда «слово немеет», на помощь приходит музыка. Ни одному из русских поэтов не было так тесно в пределах слова, как Фету. Этому способствовали и некоторые факты из биографии поэта: несостоявшееся музыкальное образование; знакомство с А.Е. Варламовым (русский композитор, певец, педагог и дирижёр), братьями Рубинштейнами (композиторы); интерес к малым вокальным формам и цыганской музыке; любовь к М.К. Лазич. Музыка была для него философией жизни: там, где всё гармонично, - там мир музыки; там, где этого нет, нет и музыки, царит безмолвие.
Творчество этого великого поэта вошло в историю русской литературы не только как великолепное поэтическое наследие, но и как замечательное музыкальное достояние. Выразительность, эмоциональность и красота фетовского стиха не могла не заинтересовать не только критиков, но и музыкантов.
Относясь к поэтам «чистого искусства», А.А. Фет большую часть своих произведений посвятил любви, природе и искусству. Тесное переплетение этих мотивов дает нам вероятность почувствовать всю красоту, духовность, лиричность чувств влюбленного человека, человека, безумно любящего свою страну, природу, окружающий его мир. Эти чувства уже после смерти поэта получили «новую» жизнь в знаменитых романсах великих русских композиторов.
Музыкальность стиха - важнейшая особенность лирики А.А. Фета. Поэт видел окружающий мир целостно, не расчленяя его на отдельные детали, то есть как некое гармоническое, музыкальное единство. Классик обладает удивительным умением психологически точно передавать ощущения, настроения, впечатления от движений собственной души, их полутона, оттенки, которые не поддаются описанию и не имеют определённого названия. Итак, в поэтическом наследии Фета присутствуют следующие звуковые ассоциации:
• Поток звуков, создающих звучание музыкальных инструментов. В текст поэтом вводятся и разные музыкальные инструменты: рояль, скрипка, гитара. Каждый из них имеет свою ассоциацию. Например, рояль окрыляет, раскрепощает душу, звуки гитары связаны с любовью, скрипка вызывает щемящую тоску, передаёт настроение, и все эти инструменты психологически воздействуют на человеческое сознание («Ревель», «Сияла ночь. », Весеннее небо глядится. »).
• Звуки, передающие настроение лирического героя и его душевное состояние. На фонетическом уровне мелодический образ создается с помощью аллитерации и ассонанса - повторения в строке или строфе соответственно согласных и гласных звуков. Среди приемов, придающих особую музыкальность стиху, можно назвать аллитерацию («СияЛа Ночь. ЛуНой был полон сад. Лежали / Лучи у Наших Ног в гостиной без огней». Цель введения - выделение согласного «Л» - обозначает любовь, выражает музыку взаимного чувства. Примером и аллитерации, и ассонанса могут служить строки «ЕщЁ ОднО забыв-чивОе слОвО, / ЕщЁ Один случайный пОлувздОх.»). Основной принцип усиления фонетической выразительности речи у А.А. Фета состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость. Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску.
В раскрытии звукового звучания также важную роль играет и композиция стихов: это многострочные строфы, где соединены длинные строки с очень короткими: это анафоры и необычные чередующиеся размеры, различные приемы рифмовок. Фет использует ямб, хорей, которые имеют почти одинаковую характеристику: они передают сложные динамичные чувства (любовь, смятение, утрату, радость) («Сияла ночь...», Шёпот, робкое дыхание.», «Тополь», «Ночь. Не слышно городского шума.»). Такую же функцию выполняют перекрестная рифмовка стихотворения, чередование мужских и женских рифм. Афанасий Афанасьевич Фет использует дактиль, анапест, которые придают строкам напевность, мелодичность, размеренность («Поэтам», «На качелях»). Дольники делают мелодию стихотворений напевной и ритмичной одновременно, помогают передать контрастность жизни, мира, в котором на смену житейским испытаниям всегда приходит спокойное существование («Измучен жизнью, коварством надежды. »).
• Звуки, способствующие созданию образа, создающие атмосферу в лирическом произведении. В стихотворении «Глубь небес опять ясна.» аллегорическая атмосфера холода, волшебного сна царевны-природы подчеркивается консонатом [с], символизирующим безмолвие, а хрупкое оцепенение - сочетаниями [с] c [п], [т], [н], [в], как бы разрушающими его в основном твердым сонантом: «Спит во гробе ледяном / Очарованная сном - Спит нема и холодна, / Вся во власти чар она».
Содержание, структура и звучание фетовских текстов позволяли читателю домысливать недосказанное, создавать новые образы. Его образы в музыкальной проекции восхищают и удивляют, тексты камертонно настраивают на восприятие и того, что на поверхности, и того, что в подтексте. Звуковые ассоциации в лирике Фета помогают стихам звучать, оживляют образы, раскрывают психологическое состояние лирического героя.



1. Асмус В.Ф. В защиту вымысла // Вопросы теории и истории эстетики. -М.: Наука, 1968- 437с.
2. Бахтин М.М. Язык в художественной литературе// Собр. соч.: В 7 т. -М.: Худож.лит. 1996. -Т.5. -С. 287-289.
3. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества.- Л.: Наука, 1990-137с.
4. Благой Д.Д. Грамматика поэзии (Об одном стихотворении Фета) // Русская речь. - 1970. - № 6. - С.67-71.
5. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Наука, 1989¬155с.
6. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русское слово в лирике XIX века (1840-1900). -М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. - 600 с.
7. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. - М.: Наука, 1975. -С. 13-14.
8. Григорьева А.Д., Иванова Н.Н. Язык поэзии XIX - XX вв. Фет // Современная лирика. - М.: Наука, 1985- 289с.
9. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - М.: Наука1985. - С. 169, 174.
10. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. - М.: Худ.лит. 1962. - С.7.
11. Донецких Л.И. Звук и смысл в поэтике А.А. Фета // Вестник Удмуртского университета. - Филологические науки. - 2005. -№5.
12. Дружинин А. В. Прекрасное и вечное. - М.: Наука 1989.- 314с.
13. Достоевский Ф.М. Об искусстве. - М.: Наука 1973. - 291с.
14. ЖирмунскийВ.М. Задачи поэтики // Поэтика русской поэзии. - СПб.: «Питер»,2001.-368с.
15. Кожевникова Н.А. О способах звуковой организации стихотворного текста // Проблемы структурной лингвистики. - М.: Худ.лит., 1984.-286с.
16. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. - М.: Худ.лит., 1957. - 128с.
17. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопр. литературы. -1968. -№ 8. -С.74-79.
18. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // Полн. собр. соч. - М.: Наука, Л.: Наука, 1952. - Т. 7.
19. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. -Таллинн, 1993. -Т.З. - С. 343, 331.
20. Маймин Е.А. А.А. Фет. - М.: Просвещение, 1989.-157с.
21. Палиевский П.В. Импрессионизм // Краткая литературная энциклопедия: В 8 т. -М.:Наука 1962 - 1975.- 482с.
22. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. - М.: Наука, 1990. - С.32-35.
23. Прозоров В.В. О составляющих современного литературоведения//Филология. -Саратов, 1996. -С. 28.
24. Соловьев Вл. С. Красота в природе// Соч.: В 2 т. 2-е изд. -М.: Наука, 1990. -Т.2. - С. 364-365.
25. Соловьев В.С. Литературная критика. - М.: Наука, 1990.-379с.
26. Сухова Н.П. Раскрепощенность слова // Русская речь. - 1970. - № 6. - С.47-49.
27. Тархов А. Е. Комментарии к кн.: Фет А. А. Сочинения. Т. 2. - М.: Наука, 1982. -С. 390-391.
28. Тодоров Цв. Понятие литературы // Семиотика. - М.: Наука,1983.- 358с.
29. Толстой А.К. Тютчев Ф.И., Фет А.А. Лирика. - Кишинев, 1986.- 412с.
30. Фет А. А. Полн. собр. стихотворений. Л.: Наука, 1959- 691с.
31. Фет А. А. Из-за границы. Путевые впечатления (отрывки)/Подготовка текста и примечания Г. Д. Аслановой//А. А.Фет. Поэт и мыслитель. - М.: Худ.лит., 1999.-418с.
32. Фрейд 3. Поэт и фантазия // Вопросы литературы. -1990. -№
8. -293с.
33. Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского. - М.: Наука 1973.-367с.
34. Черемисина Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи. - Киев, 1981.-242с.
35. Чичерин А. В. Движение мысли в мире Фета // Сила поэтического слова. - М.: Худ.лит., 1985.-284с.
36. Шмелев Д.Н. Несколько замечаний о поэтике Фета // Русский язык в школе. - 1990. - № 6. - С.32-36.
37. Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты. - М.: Наука, 1989. -С. 348-349.
38. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л.: Наука, 1969. -338с.
39. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной: Система пейзажных образов в русской поэзии. - М.: Высш. шк., 1990.-599с.
40. Якобсон P.O. Работы по поэтике. - М.: Худ.лит., 1987. С. 387¬393.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ