Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования трансформационных моделей аудирования в процессе формирования навыков иноязычного говорения 6
1.1 Формирование навыков говорения как психолого-педагогическая
проблема 6
1.2 Использование трансформационных моделей аудирования в процессе формирования навыков говорения как психолого-методическая проблема 16
Вывод по главе I 26
Глава II. Методические рекомендации по использованию трансформационных моделей аудирования в процессе изучения темы «Great Britain» в 9 классе 28
Вывод по главе II 46
Заключение 48
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
На сегодняшний день английский язык завоевал статус международного языка. Он играет большую роль в становлении современного общества: в науке, политике, образовании, экономике, спорте, туризме, искусстве. Устное и письменное общение на английском языке стало приобретать большую необходимость в связи его частым употреблением: мы сталкиваемся с телевизионным вещанием, техническими инструкциями по использованию на английском языке, а также общением с иностранцами, как в жизни, так и через социальные сети. Главное значение иностранного языка в курсе программы школьного обучения является овладение учащимися умением и навыком свободного общения на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письма).
Современные технические средства выступают хорошими помощниками в решении задач обучения. Особенно выделяются среди них аудиовизуальные средства: фильмы различного жанра, учебное телевидение и видеопрограммы.
Даже при достаточной оснащённости школ различной техникой, учителя испытывают трудности при использовании их на уроке, так как современные учебно-методические комплекты в основном содержат в себе диски, но не видеокурсы, а на подбор дополнительного материала по теме урока не хватает времени. Некоторые методисты отмечают, что применение видео и фильмов на уроках излишне разряжает атмосферу в классе, и тем самым «расхолаживает» детей. Для них это представляется излишней тратой времени. Однако видеоматериалы представляют собой одно из средств, повышающих активность учащихся на уроке и порождающих положительный мотив в обучении, который даёт возможность высказаться, выразить своё мнение по поводу увиденного и услышанного. Применение видеоматериала значительно меняет обыденный характер проведения урока, делая его более интересным, увлекательным и насыщенным, тем самым стимулируя учащихся на активную деятельность. Таким образом, это может послужить ценным источником развития навыка иноязычного общения, что и является главной целью обучения иностранному языку.
Недостаточная разработанность методики применения трансформационных моделей аудирования на уроках английского языка определила актуальность данной работы.
Практическая значимость работы заключается в обосновании наибольшей эффективности в использовании аудиовизуальных средств при обучении английскому языку. В условиях современного образовательного пространства концепция использования технических средств обучения требует новых подходов и приемов.
Объектом работы является процесс формирования навыков аудирования, как предпосылка формирования коммуникативных компетенций учащихся.
Предметом нашего исследования является использование трансформационных моделей аудирования в процессе формирования навыков иноязычного говорения.
Цель - обосновать методические рекомендации по использованию трансформационных моделей аудирования на уроках английского языка в 9 классе, направленных на формирование коммуникативных компетенций.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы формирования навыков аудирования в теории и практике;
2. изучить проблему использования средств и приёмов активизации процесса аудирования;
3. обосновать методические рекомендации по использованию трансформационных моделей аудирования в процессе формирования навыков говорения на примере изучения темы «Great Britain» в 9 классе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, обобщение.
Структура работы традиционна: она состоит из теоретической и практической части, выводов по главам, общего заключения и приложения. Методологической основой исследования послужили работы психологов, педагогов и методистов: Колкер Я.М.., Каджаспировой Г. М., Соколовой Е.Н., Леонтьева Т.П., Т., Мятовой М.И., Хуторского А.В., Щукиной А.Н., Tomalin B., Willis J. также научные статьи и различные интернет-ресурсы.
В основу практической части положено практическое исследование, проводившееся в 9 классе. В ходе данного исследования мы осуществляли проверку положений, исследованных нами в теоретической части данной выпускной квалификационной работы, а именно, эффективность применения трансформационных моделей аудирования в развитии у учащихся 9 класса средней школы навыков говорения на английском языке.
Результаты исследования были изложены в форме доклада на итоговой образовательной научной конференции студентов КФУ 19 апреля.
Проведённое нами исследование даёт основание утверждать, что:
- обучение говорению происходит благодаря общению в диалоге и монологе, а использование трансформационных моделей аудирования в обучении иноязычной речи является целесообразным для активизации речевой деятельности учащихся, создания ситуаций для их общения и совершенствования умений и навыков в использовании иноязычной лексики в речи. Видеоматериалы могут использоваться для изучения самых разнообразных тем - о личности, окружении человека, природе и истории, традициях и интересных особенностях иноязычных стран, а также для развития навыков монологической и диалогической речи;
- как средство развития навыков говорения, трансформационные модели
аудирования являются эффективными, так как видеоматериалы представляют собой образцы аутентичного языкового общения и создают атмосферу реальной языковой коммуникации, делают процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным и эмоциональным. Также использование видео на уроках способствует повышению качества произношения, лучшего понимания иностранной речи.
Применение видеоматериалов на уроках английского языка на старшем этапе необходимо для достижения положительных результатов обучения. Развить навык иноязычного говорения можно при помощи введения новой лексики, благодаря творческим заданиям, ролевым играм, при высказывании учащимися своего мнения, точки зрения, отношения к увиденным или сформулированным ситуациям в устной и письменной форме. Использование данных заданий в комплексе и на различных этапах обучения иноязычному говорению более эффективно, чем обучение без смены деятельности и без использования трансформационных моделей аудирования.
В результате анализа и обобщения результатов использования трансформационных моделей аудирования на уроках 9 класса можно сделать следующие выводы:
1. Установлено, что восприятие информации вырабатывается более успешно, если звуковые и зрительные каналы её поступления используются во взаимодействии, что облегчает для учащихся восприятие звучащей речи, а, значит, даёт возможность судить о сказанном полнее, чем при раздельном поступлении информации.
2. Визуальная опора важна не только для смыслового понимания, но и для последующей передачи содержания. Она частично разгружает память, способствует сегментированию речевого потока, улучшает полноту понимания и точность, поскольку "пропускная способность" зрительного анализатора во много раз больше слухового.
3. Использование трансформационных моделей аудирования в процессе обучения иноязычному говорению способно также существенным образом повысить эффективность обучающей деятельности учителя, так как видеоматериалы представляют собой образцы аутентичного языкового общения. Это способствует созданию атмосферы реальной языковой коммуникации, делает процесс усвоения иноязычного материала более проблемным, живым, убедительным, интересным и эмоциональным, также помогает расширить номенклатуру ситуаций в пределах отрабатываемой темы, привнося каждый раз что-то новое в процесс обучения, что вызывает интерес у учащихся и даёт им импульс для высказывания и, следовательно, позволяет более полно обеспечить коммуникативную направленность процесса обучения.
4. И, наконец, дидактические возможности трансформационных моделей аудирования как средства обучения иноязычному говорению по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса, способствуют совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителя. Благодаря урокам с видеофрагментом дети с большим удовольствием учатся и их результаты улучшаются.
Таким образом, очевидно, что урок с использованием трансформационных моделей аудирования играет большую роль в достижении развивающих, практических, образовательных и воспитательных целей и служит эффективным средством обучения иностранному языку. Но до сих пор одним из наиболее проблемных и дискуссионных, как в отечественной, так и в зарубежной методике всё ещё остается вопрос о способах, приемах и методах применения их на различных этапах обучения.