Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования эффективности государственного управления в сфер спорта
1.1. Спорт как объект государственного управления
1.2. Органы государственного управления в сфере физической культуры и спорта
1.3. Понятие об индикаторах эффективности развития спорта
Глава 2. Оценка эффективности государственного управления в сфере спорта (на примере спортивной гимнастики)
2.1. Планирование и организация исследования
2.2. Результаты исследования и их интерпретация
2.3. Рекомендации по повышению эффективности государственного управления в сфере спорта в РФ на примере спортивной гимнастики
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Актуальность работы. Жизнь современного человека сложно представить без физической культуры и спорта. Помимо того, что полноценное развитие личности требует не только интеллектуального и нравственного, но и физического развития, что делает актуальным обращение к физической культуре, спорт также становится неотъемлемым элементом политики, экономики, международных отношений. Мы оказываемся вовлеченными в спорт не только как участники, но и как зрители, болельщики, волонтеры.
Для государств тема спорта становится важной с точки зрения развития сотрудничества, укрепления статуса и авторитета на международной арене, повышения престижа за счет проведения масштабных спортивных мероприятий, таких как Универсиада, Олимпиада, Чемпиона мира и т.д. Существенное влияние спорт оказывает и на экономику территории, обеспечивая развитие человеческого капитала и повышение работоспособности занятого в экономике населения, а также привлекая новые инвестиции. Все это говорит о том, что спорт и физическая культура становятся важным элементом жизни современного человека, общества, государства и его регионов. В связи с этим актуальным оказывается проведение и изучение государственной политики в области управления в сфере физической культуры и спорта как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. На основе данной информации об актуальности развития спорта и физической культуры была выбрана тема магистерской работы, а также определены объект, предмет, цель и задачи исследования, проводимого в рамках написания магистерской работы.
Здоровый образ жизни человека – это приоритетная цель органов власти не только в развитых странах мира, но и в развивающихся, среди которых Российская Федерация не исключение. В РФ разработаны системы по управлению системами управления в области физической культуры и спорта, происходит постоянное обновление и совершенствование системы взаимодействия государства с различными общественными организациями, профессиональными федерациями, деятельность которых направлена на организацию различных видов спорта. Для того чтобы разработать предложения и мероприятия для совершенствования нынешней ситуации в области организации физической культуры и спорта, необходимо знать, как устроена и функционирует на сегодняшний день данная система на местном уровне.
В настоящее время отмечается необходимость развития молодёжного спорта в России. В данном направлении проводится активная работа как со стороны вузов и спортивных организаций, так и со стороны местных руководящих структур. Однако к настоящему времени установлено, что в нашей стране развитие молодёжного спорта значительно отстаёт от этого развития во многих зарубежных странах, поэтому необходимо искать новые возможности поддержки российского молодёжного спорта.
Проблема. С целью определения эффективности государственного управления в сфере спорта важно руководствоваться определёнными критериями. Однако для многих видах спорта (например, для спортивной гимнастики) на сегодняшний день подобных критериев не разработано.
Цель работы: провести исследование эффективности государственного управления в сфере спорта и разработать рекомендации по решению выявленных проблем.
Исследование проводилось в 2021-2022 гг. В задачи исследования входило:
1. Определить особенности государственного управления в сфере спорта.
2. Охарактеризовать особенности органов государственного управления в сфере спорта.
3. Охарактеризовать понятие индикаторов эффективности управления в сфере спорта.
4. Провести исследование индикаторов эффективности в сфере спорта (на примере спортивной гимнастики)
5. Разработать рекомендации на основе полученных результатов эмпирического исследования.
Объект исследования – сфера спорта.
Предмет исследования – эффективность государственного управления в сфере спорта.
Нормативная база исследования представлена федеральными законами РФ, постановлениями Правительства РФ, законы и постановления Правительства г. Москва и другие нормативно-правовые акты.
Методология исследования. Для достижения поставленных целей и решения поставленных задач, в бакалаврской работе были применены методы системного, логического, структурно-функционального, процессного, аналитического анализа. Методики:
1. Контент-анализ
2. Метод экспертной оценки.
Информационную базу исследования составили федеральные и региональные нормативно-правовые акты, касающиеся развития спорта и физической культуры, научные труды, посвященные данной теме, материалы, представленные на официальных сайтах региональных органов власти, статистические данные, представленные в открытом доступе в Единой межведомственной информационно-статистической системе, иных базах данных и в целом в сети Интернет.
Практическая значимость работы основана на том, что мероприятия, которые разработаны для совершенствования деятельности по управлению в сфере физической культуры и спорта Московской области могут быть применены на практике другими муниципальными образованиями.
На основе исследования теоретического и практического аспектов государственного управления в области физической культуры и спорта в РФ была достигнута цель исследовательской работы, а также были последовательно решены все задачи исследования. По итогам изучения темы были сделаны следующие вводы.
Анализ литературы показал, что физическая культура и спорт – это те виды деятельности человека, которые способы не только обеспечивать физическое развитие индивида. Они оказывают влияние на многие аспекты жизни общества: способствуют всестороннему развитию личности, ее адаптации и социализации, обеспечивают укрепление здоровья людей и повышение качества их жизни, положительно влияют на работоспособность человека и его производительность, могут формировать положительный имидж территории и способствовать привлечению инвестиций и т.д. Пока на федеральном уровне спорт рассматривается более узко как отдельный вид деятельности, способствующий физическому развитию человека. Более широкий подход к развитию спорта пока только начинает использоваться на федеральном уровне, что естественно отражается на регионах, их законодательстве, программных документах и проводимых мероприятиях.
Развитие физкультуры и спорта в РФ позволяет отметить, что есть признаки, по которым можно отделить муниципальное управление в сфере физкультуры и спорта от других видов управления в изучаемой нами сфере.
Публичное управление в сфере физической культуры и спорта ставит цель достижение в социальном пространстве состояния, которое отвечает системе государственных показателей, которые определяют оптимальное соотношение затрат и эффективной занятости населения физической культурой и спортом. В данном контексте публичное управление будет базироваться на принципах материального обеспечения физической культуры и спорта, заинтересованности граждан, оптимальном уровне затрат, иерархичности управления, поощрении самоорганизации граждан в спортивные общества и клубы.
Регулирование вопросов, касающихся развития физкультуры и спорта на муниципальном уровне, осуществляются соответствующие структурные подразделения администрации. Спорт и физическая культура в муниципальных образованиях осуществляется по таким направлениям: финансирование спортивных мероприятий; содержание физкультурно-оздоровительных мероприятий, спортивных сооружений, которые относятся к собственности муниципального образования; создание всевозможных условий для развития и поддержания физкультуры и спорта в сельских местностях.
Нормативно-правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в сфере развития физической культуры и спорта осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. На сегодняшний день, нормативно-правовая база деятельности органов местного самоуправления в сфере развития физкультуры и спорта образована за счет структуры, состоящей из следующих законодательных актов: Конституция РФ, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, приказы Минобрнауки РФ, Постановления Правительства субъекта РФ, приказы и распоряжения профильных министерств регионов, Постановления и распоряжения администраций муниципальных образований.
Различные виды спорта не имеют одинаковых критериев показателей эффективности в силу своей специфики. В связи с этим для разработки индикаторов оценки эффективности развития в различных видах спорта необходимо привлекать как специалистов в данных видах спорта, так и руководящие структуры.
В последние годы развитие молодёжного спорта в России происходит в соответствии с программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации». Несмотря на активную работу, в настоящее время развитие молодёжного спорта в России отстаёт от этого показателя в зарубежных странах.
По итогам рассмотрения регионального законодательства о физической культуре и спорте Московской области были установлено, что пока законодательство региона во многом дублирует положении федерального закона и является очень обобщенным и размытым. По итогам рассмотрения программно-целевых и организационных основ государственной политики в области физической культуры и спорта в Московской области также было установлено, что в основном спорт рассматривается как узкое и потому не самое приоритетное направление, поэтому, как правило, политика в области спорта реализуется совместно с другим направлением политики, прежде всего, молодежной политикой.
С целью определения эффективности развития молодёжного спорта в Московской области (на примере спортивной гимнастики) нами были использованы контент-анализ и метод экспертной оценки.
С помощью метода контент-анализа нам удалось выявить критерии оценки эффективности развития молодёжного спорта в Московской области (на примере спортивной гимнастики):
1. Увеличение финансирования вида средствами муниципалитета (88%).
2. Стремление студента стать членом основного состава сборной РФ по спортивной гимнастике (88%).
3. Помощь в получении современного специального оборудования показывает эффективность развития спортивной гимнастики в молодёжной среде (86%).
4. Строительство новых спортивных комплексов для студенческого спорта (80%).
5. Увеличение числа студентов, желающих заниматься спортивной гимнастикой (78%).
6. Отбор на Универсиаду (78%).
7. Повышение базовой сложности комбинаций (74%).
8. Увеличение числа победителей и призёров различных соревнований (68%).
Экспертный опрос позволил ранжировать полученные результаты.
На основе результатов экспериментальной работы нами были разработаны рекомендации по повышению эффективности государственного управления в сфере спорта.
1. Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России . Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Некоммерческая организация "Ассоциация образовательных учреждений АПК и рыболовства"; ФГБОУ ВО Башкирский государственный аграрный университет. 2015.
2. Антипов, В. А. Реализация функций физической культуры и спорта в государственной молодёжной политике // Теория и практика физической культуры. 2008. № 3. С. 12.
3. Аронов Г.З. Управление качеством в сфере услуг физической культуры / Г.З. Аронов. – СПб.: Изд-во «ОлимпСПб», 2018. – 244 с.
4. Афанасенков, А. Л. Некоторые аспекты развития молодёжного спорта в России // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 8. С. 88-91.
5. Булуевский, А. Спорт как услуга: классификация, определения / А. Булуевский // Спортивный менеджмент. - 2014. - № 1. - С.44-47.
6. Велединский В.Г. Спортивно-оздоровительный сервис. - М., 2014. - С. 236 с.
7. Гаппаров, З. Г. Физическая подготовленность студентов, специализирующихся по спортивной гимнастике // Научно-педагогические школы в сфере физической культуры и спорта. Материалы Международного научно-практического конгресса, посвященного 100-летию ГЦОЛИФК. Под общей редакцией А.А. Передельского. 2018. С. 583-585.
8. Горский Д.Е. Спортивно-оздоровительная индустрия в России /Современная конкуренция. -2016. - №1 (25). - С. 17-23.
9. Государственное управление. Основы теории и организации : междисциплинарный учебник для ВУЗов и госслужащих, проходящих подготовку, переподготовку и повышение квалификации / под ред. В.А. Козбаненко. - М. : Статут, 2000. - 395 с.
10. Грецов, А. Г. Методика формирования интереса к спорту как компоненту здорового образа жизни в подростково-молодёжной среде // В сборнике: Спорт, человек, здоровье. VII Международный научный конгресс. 2015. С. 139-140.
11. Деветьярова, К. Р. Основные тенденции развития молодёжной политики в сфере спорта в России // Роль молодых учёных в решении актуальных задач АПК. Сборник по материалам международной научно-практической конференции молодых учёных. 2018. С. 306-308.
12. Доклад об итогах работы в 2018 году и основных направлениях деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2019 год [Электронный ресурс] – URL: http://burevestnik.do.am/2019/doklad_minsporta_rossii_vyderzhki.pdf
13. Каинков, И. В. Физическая культура и спорт как одной из направлений государственной молодёжной политики // Здоровый образ жизни как условие устойчивого развития государства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 226-231.
14. Лапочкин, С. В. Формирование нового понимания значения спорта и физической культуры в молодёжной среде посредством исследования спортивного наследия универсиад // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2010. Т. 5. № 2. С. 49-56.
15. Леднев В.А. Развитие индустрии спорта в России: тенденции и перспективы /В.А. Леднев. //Вестник РМОУ. – 2017. -№1. – С.56-63
16. Мануилиди, И. М. Совершенствование муниципального управления в сфере физической культуры и спорта / И. М. Мануилиди, Е. А. Малета // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления: региональный аспект. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2019. С. 95-96.
17. Мельник, Е.В., Силич, Е.В. Экспертная оценка успешности спортивной деятельности (на примере сложнокоординационных видов спорта). М., 2010, с.73 – 79.
18. Петрикова Е. М., Корзина Е. А. Возможности региональных и местных бюджетов по реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) // Финансы и кредит. - 2018. - № 25. - С. 15-17
19. Пилоян Р.А. Различные типы спорта (массовый, олимпийский, коммерческий): оптимизация характера взаимодействия между ними // Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы Всесоюз. Науч.- практ. конференции. – Смоленск,2017.- С.80-84
20. Плотникова, И. И. Эффективность средств физической культуры и спорта в профилактике асоциальных проявлений в молодёжной среде // Физическая культура и студенческий спорт: проблемы реализации стратегии развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2012. С. 126-129.
21. Развитие физической культуры и спорта. Постановление Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: https://programs.gov.ru/programs/passport/13
22. Сайганова, Е. В. Критерии оценки эффективности реализации региональной молодёжной политики в сфере развития спорта и физической культуры // ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ. Сборник статей Международной научно-практической конференции . 2015. С. 169-171.
23. Сайганова, Е. В. Тема кадров региональной молодёжной политики в сфере развития физической культуры и спорта // СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА БУДУЩЕЕ НАУКИ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 162-164
24. Сайганова, Е. В. Тема кадров региональной молодёжной политики в сфере развития физической культуры и спорта // СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА БУДУЩЕЕ НАУКИ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 162-164
25. Сергеев, А. В. Современные детерминанты государственной политики России по формированию физической культуры студентов // Право и политика. 2018. № 3. С. 14-21.
26. Слабов, Е. А. Методы разработки и реализации государственной молодёжной политики в сфере массового спорта // Теории и проблемы политических исследований. 2019. Т. 8. № 2A. С. 42-50.
27. Храмов, В. В. Инновационные технологии обучения двигательным действиям в системе физкультурного образования. Автореферат дис. ... доктора педагогических наук / Балт. федер. ун-т им. Иммануила Канта. Калининград, 2015
28. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Режим доступа: http://base.garant.ru/12157560/#ixzz4kSNCpus5
29. Хурамшина, А. З. Характеристики эффективного стиля управления в сфере физической культуры, спорта и молодёжной политики: результаты эмпирического исследования // Вестник экономики, права и социологии. 2019. № 3. С. 153-157.
30. Чукина, С. Ю. Муниципальная молодёжная политика в сфере физической культуры и спорта // Вестник ТОГИРРО. 2013. № 1 (25). С. 222-223.
31. Шипов, Н. А. Спорт и выбор направления занятий в молодёжных видах спорта / Н. А. Шипов, С. А.Зверев // Вестник современных исследований. 2019. № 3.11 (30). С. 191-193.
32. Экономика физической культуры и спорта : учебное пособие / под ред. Е.В.Кузьмичевой. – М. : Физическая культура, 2018. – 424 с.
33. Якунин, Н. И, Психология спорта и выбор направлений занятий в молодёжных видах спорта // Форум молодых ученых. 2019. № 2 (30). С. 1710-1714.