ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Проблемы технологической подготовки школьников 6
1.2 Технологическая культура школьников как цель технологической
подготовки школьников 17
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (на примере обучения школьников основам электротехники)31
2.1 Рекомендации по обучению детей технологии в условиях слабой материальной базы и сокращения количества учебных часов (на примере обучения основам электротехники )31
2.2 План-конспект занятий по обучению детей основам электротехники в современных условиях большинства российских школ 35
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования: Сегодня человечество живет в условиях перехода от индустриального этапа научно-технического прогресса с его технократической идеологией (любой ценой получить максимальный результат) к постиндустриальному, устанавливающему приоритет новых качественных подходов к деятельности человека с учетом ее экологических, социальных, экономических, психологических и эстетических последствий. В этих условиях стремительное совершенствование техники и технологии современного производстве. Повышенные требования к трудовой, профессиональной и общекультурной подготовке молодого поколения. Особое место в такой подготовке занимает технологическое образование в школе и в вузе.
Задачу повышения качества технологического образования, на наш взгляд, необходимо решать, прежде всего, в основной общеобразовательной школе, поскольку на данном этапе среднего общего образования и начинают закладываться основы для подготовки. Изложенная позиция предопределила наш интерес к учебному предмету «Технология», который в федеральном базисном учебном плане наряду с предметами «физика», «химия», «информатика» и др. представляет технологическое образование в основной общеобразовательной школе. «Технология» в основной школе включает значительный объем знаний, необходимый для усвоения школьниками, обеспечивая в сравнительно большей степени эффективность технологического образования. Данный учебный предмет рассматривался нами еще и поз ому. что в нем вопросы промышленности, энергетики, сельского хозяйства и других направлений деятельности человека раскрываются в контексте знаний из физики, химии, математики, биологии, которые синтезированы в его содержании. Таким образом, результат нашего исследования должен был успешно
проецироваться на всех учебных предметах, составляющих содержание технологического образован:.
В работе мы акцентировали внимание на одном из разделов технологии, который, на наш взгляд, обладает высокой степенью способности быть спроецирован в других, учебных предметах - что раздел, посвященный вопросам электротехники. . Учителя называют среди причин отсутствие необходимого оборудования. инструментов. расходных материалов. Однако, все это не должно препятствовать получению детьми базовых знаний и умений. Действительно, нам не удалось найти методических разработок, которые бы подсказывали учителю, как в стесненных обстоятельствах мохито перстам, необходимые сведения.
Таким образом, нами выявлено противоречие между значимостью технологического образования школьников и недостаточной разработанностью методических аспектов преподавания основ электротехники.
Проблема исследования состоит в недостаточной разработанности методического обеспечения преподавания основ электротехники.
Объект исследования: технологическая подготовка учащихся в современной школе.
Предмет исследования: преподавание основ электротехники на уроках технологии в современной школе....
Цель исследования: разработать методический материал, обеспечивающий эффективность обучения детей основам электротехники в современных условиях большинства российских школ.
Задачи исследования:
- Выделить проблемы технологической подготовки в современных российских школ а х.
- Исследовать понятие цели технологической подготовки школьников, отразив весь спектр вопросов, изучаемых детьми на уроках.
- Составить рекомендации по обучению детей технологии в условиях слабой материальной базы и сокращения количества учебных часов (на примере обучения основам электротехники).
Разработать план-конспекты по обучению детей основам электротехники в современных условиях большинства российских школ.
Теоретике-методологии явились разработки теоретических основ содержания общего образования и организации образовательного процесса (В.В. Краевский, И.Я. Лернер): концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе (П.Р. Атутов. О.А. Кожина, В.П. Овечкин. В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев); положения о развитии содержания и организации созидательного труда школьников в образовательной области «Технологиях
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературных источников, изучение и обобщение педагогического опыта;
эмпирические: изучение учебно-программной документации общеобразовательной школы, наблюдение, опрос.
Практическая значимость исследования: результаты, полученные в настоящей работе, могут быть для обсуждения и использования в челном процессе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов.
заключения и списка использованных' источников.
В работе проанализированы подготовки учащихся общеобразовательных учреждений. Определены причины, затрудняющие в современных условиях эффективную подготовку школьников и разрешения этих проблем. Одна из проблем связана с несовершенством целей и содержания «Технологии». Для нашей работы в качестве таких целей определена технологическая культура личности школьника
Ее можно определить как результат активного приобретения учащимися технологических компетенций и личностных качеств с целью формирования технологической культуры, выражающейся в готовности к творческой и гармоничной преобразовательной деятельности на научной основе. Одним из компонентов технологическом культуры является культура труда, в рамках которой должны изучаться и вопросы электротехники.
На примере обучения детей электротехнике мы составили рекомендации, которые, на наш взгляд решают в определенной степени основные современные проблемы технологической под готовки - сокращение учебного времени, слабую учебно-материальную базу.
1. Аванесов. В, Стратегия развития XXI-ом веке / В. Аванесов. -- Режим доступа: http:/4esiolog.nanni.ru/HducaUon64.html.
2. Атутов, П.Р. Связь трудового обучения с основами наук. Книга для учителя / П.Р. Атутов. Н.И. Баскин Ю.К. Васильев. М.: IПросвещение, 1983. - 128 с.
3. Атутов, П.Р. Технология и современное образование / 1 LP. Атутов // Педагогика. - 1 996. - М2. С. I I - 14.
4. Батышев. С.Я. Трудовая полно гонка школьников -М.: Педагогика, 1981.- 192 с.
5. Бахтин, М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин ••'Философия и
социология науки и техники. Ежегодник. М. )98о. С. 109-112.
6. Библер, В.С. От наукоучения - к ;ияике культуры В.С. Библер. - М.:
Политическая литература. 1 99 В 4 I 3 с.
7. Большой энциклопедический словарь. -М.: Большая Российская
энциклопедия.СПт :
8. Бондаревская. Е.В. Педагогика. Учебное пособие Е.В. i ;нларевская. С.В. Кульневич. - М., Ростов н/Д: Т.Ц «Учитель», 1 999, 560 с
9. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная
ценность Е.В. Бондаревская/; Педагогика.
Ю.Борьпько, Н.М. Диагностическая деятельность педагога : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений 1 Н.У1. Бо|лдтко; Вод ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. -М.: 12. Воронкова, И.А. Профессиональная проба как способ самоопределения в выборе профессии. - Режим доступа: тутдтеч< ж Aye? 1 omsk/11/П-О- 83.Й1 ml.
13. Гузеев, В.В. К формализации дидактики, системный классификатор организационных форм обучения (;/роков) В.В. I узеев Школьные технологии. -- 2002. - №4.
14. Дидактика технологического образования. Кнша для учителя: в 2-х ч. 4.1.
/ Под. ред. П.Р. Атутова. --- М.: ИОСО РАО. 1997. 203 с.
15. Дидактика технологического образования. Книга для мчитсля: в 2-х ч. 4.2.
/ Под. ред. 11.г. Атутова,
Ю.Дистервег, А. Руководство к образованию немецких учителей. Избранные пед. сочинения / А. Дистерверг. - М.: Учпедгиз, 1 Мл.- С. I 36-203.
17.Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления 'i Ер. с гик л. Н.М. Никольский. - М.: Совершенство, 1997. 208 с.
18.3агвязинский, В.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб, пособие для стул. высш. пел. учеб, заведений / В.И. Загигзинскпи. Р. Атахашл
19.3агвязинскпи. В.И. Теория обучи пая лшрамшшз . огр щштация: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В.И Загвязинский. -М.: Академия. 2001. - 187 с..
20. Известия . 3 1,08. 2009
21. Кожина, О.А. Тестовые задания для образовательной области
«Технология» / О.А. Кожина. Н.Н. Малюков, I 1.А. Алямовская // Школа и производство. - М. 1999. - №2.С. 15 - 19.
23. Концепция содержания образования по «1 ехшвнн чш> (в i 2-летней школе)
ИШкола и производство, 2090. - №3. -• С. 1 О- х
24. Концепция трудовой подготовки иолрастаюшегл поколения и учащейся молодежи в системе непрерывного образования. Г/шком СССР по народному образованию, ВНИК: Трудовая подготовка. М,: АПН СССР, 1989.^35 с.
26. Краевскин, В.В. Методология пляж .гики: повыл л мл ? пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.В. Краевский. В.В. Ьережнова. -М.: Академия. 2006. -400 с.
27. Краткий словарь по философии, ле ! б;ыты,шт ' «И. ПЗ с.
28. Леонтьев. А.В. Развитие содержания и организации созидательного труда
школьников в образовательной области «Технология??: лис. ... д-ра пед. наук / А.В. Леонтьев. -- ML 2002. 367 с.
30. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы В Н. Максимова. М.: Просвещение, 1987 - 160 с.
31. Маркс, К. Сочинения. 2-е изд. • К. Маркс, Ф. 23 и гел ьс. Мл Политиздат,
1960. -Т.23. -907 с.
32. Методика обучения технологии. ’’««га ппя учителя. П
33. Новиков, А.М. Вектор становления творческой личности А.М. Новиков /
Школа и производство. 19Ш.. М2. С. 2-4.
34.Овечкин, В.П. Теоретико-методологические основы проектирования содержания технологического образования учащихся: авзореф. ... докт. пед. наук / В.П. Овечкин. - Ижевск. 2006. - - 40 с.
36. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб, пособие
для студ. высш. учеб, завелошл: 42 2 1 Пнина. Пл 2 Вав;??;пва. -ML
Издательский центр «Академия-, бело. - i 76 с.
37. Перечни учебной техники и наглядных средств обученш; для
общеобразовательных школы. Лох; деде Миди»’»!рогв<>а: образования РФ. - Издание второе, дополненное 6А. Похагогик». .дю?.
38. Примерная программа. «Основы технологической культуры » (X-XI) клас¬сы) // Школа и производство. Ш99. - №2. - С. i и - щ.
40. Профессиональные пробы и выбор профессии: Книга для учителя / Под ред. С.И. Чистяковой - Мд Лросышднне, 200».
41. Селевко, Г.К. Методика изучения курса «Найди свой путь» I Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьева. -Мл Арсенал образования. 2007.
42. Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры. Книга для учителя /
В.Д. Симоненко. — Брянск, гн и». t «.
43. Симоненко, В.Д. Технологическое образование в школе:
сущность, основные черты и пути развития В.Д. Симоненко, В.Д. Ретивых //Школа и производство. 1999. МД ....... (б 2ст.
44. Титов, А.В. Построение системы нопатий технологического образования как условие повышения качества знаний обучающихся : лис. ... канд. пед.
наук / А.В. Титов. - Ижевск, 2005. -- 220 с.
46. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: 00(7 Фирма «Издательство ACT», 1999. - 784 с.
47. Хотутщев. Ю.Л. Технологически! «брадяит-е ткотшв»и. - Режим доступа: www.mioo.ru(кафедра и лаборатория технологии:.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - Режим доступа: w w.stand.m.edu.ru.
50. Хамитов. И.С’. Формирование !:■ лс; ему; .учащихся старших классов общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.С. Хамитов; МИГУ. - М.. 20()7. 20 с.
51 .Швейцер. А. Культура и этика А. Швейцер. •-М.: Паука. 1973.- 315 с.
52.Шукшунов. В.Е. Взгляд в XX: век В.Г. Шукшунов. В.Ф Взяттышев, Л.И. Романова /7 Высшее образование в России - ;91ф. №.4 (.у 55-68.