Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика проявления характеристик индивидуальности в младшем школьном возрасте

Работа №87991

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2013
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Общая характеристика индивидуальности в научной литературе
и теоретические основы изучения структуры индивидуальности 7
1.2. Индивидуально-типологические особенности личности 14
1.3. Индивидуальность и специфика ее проявления в начальной школе....20
1.4 Причины неуспеваемости в младшем школьном возрасте как
специфика проявления индивидуальных характеристик 26
Выводы по 1 главе 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 34
2.1. Организация процедуры исследования и описание методик 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования. 37
Выводы по 2 главе 54
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения

Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого. Индивидуальность - это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется очень рано - уже в первый месяц жизни. Ребенок сам протянул ручки к матери, сам вынул пустышку изо рта. Но, как известно, человек во многих ситуациях должен соблюдать определенные общественные требования или действовать по принуждению другого человека. Сопротивление такому принуждению - и есть проявление индивидуальности [5]!
Актуальность темы. Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и школьной успеваемости в психологической и педагогической литературе изучена не достаточно, поэтому в нашей работе мы попытаемся наиболее полно раскрыть эту взаимосвязь; в младшем школьном возрасте у ребенка чаще всего возникают трудности и проблемы в обучении, и, как правило, они переходят и в старшие классы, если не подвергаются коррекции. Поэтому этот возраст, возраст формирования таких важных индивидуальных качеств, как характер, темперамент, сила воли, мышление, способности, дает начало успешному либо неуспешному обучению ребенка в школе, его будущие успехи.
Сначала индивидуальность выражается в действии, в первом непослушании, первом упрямстве, а затем и в словах «Я сам». И проявляется она тем ярче, чем больше у человека развита способность взаимодействовать с другими, понимать неоднозначность действия, противостоять шаблону, стереотипу поведения. Это всем известное «Я сам!» - ни что иное, как проявление отношения ребенка к людям, к миру, к возможности взаимодействовать с ними [21].
У каждого человека есть право проявлять свою индивидуальность, но есть и возможность потерять ее. С момента рождения этим правом на индивидуальность владеют родители ребенка, которые уже прошли этот известный жизненный путь. На этом пути и у них была возможность пережить наличие этого права человека - быть самим собой.
Каждый ребенок, которого родители приводят в первый класс, имеет индивидуальные особенности. Неуспеваемость ребенка в учении становится уже проблемой не только родителей, но и психологов, учителей. Зависеть она может не всегда от физиологических особенностей ребенка, а от его индивидуального характера, темперамента, мышления, способностей [16].
Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития индивидуальных особенностей. В это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть вглубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы. Без достаточного развития этих качеств ни о каком развитии способностей, а следовательно, и об успешном обучении речи быть не может. Именно познавательные интересы ребенка определяют его активное отношение к тому, что задает направленность и уровень его способностей. Поэтому одна из задач школы - развить познавательные интересы каждого учащегося [6].
Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). Причинами школьной неуспеваемости были отмечены: неподготовленность к школьному обучению; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Причинами обратного же - успеваемости и успешности ученика в классе отмечены: положительные взаимоотношения с учителями, одноклассниками; дополнительные занятия с родителями дома; участие ребенка в дополнительном образовании; подготовленность ребенка к школьному обучению; благополучие в семье.
Все что может повлиять на формирование индивидуальных качеств ребенка, важные факторы для его успеваемости или неуспеваемости в учении [17].
В отечественной психологии исследованием структуры индивидуальности занимались такие ученые как Б.Г. Ананьев [3], В.С. Мерлин [23], Э.А. Голубева [13].и др.
Э.А. Голубева предложила подход, позволяющий интегрировать различные психологические свойства. Этот подход предполагает взаимодействие биологических (индивидных) и социальных (личностных) факторов в формировании индивидуальности [13].
Цель исследования: определить специфику проявления характеристик индивидуальности в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: учащиеся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - индивидуально-типологические особенности ребенка младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: специфика проявления характеристик индивидуальности заключается в успешности обучения младших школьников.
Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Провести сравнительный анализ разных теорий, понятий, терминов по данной теме.
2. Теоретически установить и описать особенности проявления характеристик индивидуальности в младшем школьном возрасте.
3. Изучить индивидуально-типологические особенности
успевающих и неуспевающих школьников младшего школьного возраста
4. Эмпирически установить специфику проявления
характеристик индивидуальности в младшем школьном возрасте.
В работе были использованы следующие методы:
- метод теоретического анализа литературы;
- методы сбора эмпирической информации (личностный опросник определения типа темперамента Г. Айзенка (детский вариант);
- анализ успеваемости в течение учебного года;
- метод статистического анализа (Н - критерий Крускала - Уоллиса, критерий х2);
- тест-опросник для оценки силы воли Н.Н. Обозова.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования можно применить в сфере учебной деятельности (учениками и учителями), в профилактической, консультативной работе психолога в средней общеобразовательной школе.
По структуре дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Выборка. В исследовании приняли участие 30 учащихся младшего школьного возраста (9 - 10 лет).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа была посвящена изучению специфики проявления характеристик индивидуальности у детей младшего школьного возраста. Нами была предпринята попытка выявить специфику проявления характеристик индивидуальности в младшем школьном возрасте.
Проведенный теоретический анализ по проблеме специфики проявления характеристик индивидуальности показал, что индивидуальность - это своеобразие человека как индивида и личности. Она проявляется во внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, в чертах направленности характера, темперамента, в особенностях потребностей и способностей, познавательных, волевых и эмоциональных процессов, психических состояний, жизненного опыта [15].
Индивидуальность младшего школьного возраста проявляется:
1) в качественно новом уровне развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
2) в рефлексии, анализе, внутреннем плане действий;
3) в развитии нового познавательного отношения к действительности;
4) в ориентации на группу сверстников;
5) в успеваемости и т.д.
Проанализированы работы по проблеме индивидуальности младших школьников следующих авторов: Ананьева [3], В.С. Мерлина [23], Э.А. Голубевой [12], А.И. Крупнова [19], И.П. Павлова [30], Б.М. Теплова [43] , В.Д. Небылицына [26; 27; 28] и т.д. По их мнению, индивидуальные или природные свойства человека образуются двумя группами характеристик: во-первых, принадлежностью к определенному полу и, во-вторых, конституциональными и нейродинамическими особенностями.
Первая группа этих характеристик связана преимущественно с половыми различиями в психофизиологических, сенсомоторных и сенсорноперцептивных функциях. Половые различия в этих функциях обнаруживаются на протяжении всей жизни человека и зависят от возраста.
Во вторую группу свойств входят индивидуально-психические свойства: особенности телосложения, биохимические и нейродинамические свойства. А высшим уровнем индивидного уровня являются задатки и темперамент.
В соответствии с проанализированной литературой, были изучены основные особенности младшего школьного возраста, индивидуально-типологические особенности этого возраста, свойства темперамента, возможные причины неуспеваемости в школе.
Теоретические аспекты исследования специфики проявления характеристик индивидуальности в младшем школьном возрасте, позволяет сделать следующие выводы:
- младший школьный возраст - это возраст от 7 до 10 лет;
- в этом возрасте появляются проблемы в обучении, которые могут подвергаться коррекции;
- каждый ребенок имеет сложившиеся индивидуально-типологические особенности, такие как темперамент, характер, сила воли, способности, талант и др.;
- познавательная сфера ребенка в младшем школьном возрасте формируется в зависимости от факторов, влияющих на ее формирование;
- одним из самых влияющих индивидуальных особенностей является темперамент.
Было проведено эмпирическое исследование специфики проявления характеристик индивидуальности в младшем школьном возрасте. Было выявлено, что характеристики индивидуальности младших школьников проявляются в успешном и неуспешном обучении.
В эмпирической части данной работы мы провели изучение деления на типы темперамента и на уровни по развитию силы воли, группы детей младшего школьного возраста, с целью выявления зависимости успеваемости и неуспеваемости от данных характеристик индивидуальности.
В результате проведенного эмпирического исследования и анализа полученных данных, статистического анализа, мы обнаружили, что тип темперамента и уровень развития силы воли, как характеристики индивидуальности, влияют на успеваемость ученика в обучении в большей мере, чем какие-либо другие факторы. Таким образом, гипотеза о том, что специфика проявления характеристик индивидуальности заключается в успешности обучения младших школьников, нашла в нашем исследовании полное подтверждение.
Каждый ребенок, это носитель индивидуальных особенностей, отличных от других детей, поэтому необходим так же индивидуальный подход к каждому ребенку, с какими бы особенностями темперамента, характера он ни был и к какому полу не относился, и как бы это не отражалось на его успеваемости. Помогать в обучении, достижении достойных результатов в первую очередь должны учителя в школе, психологи, родители [46, с. 147].



1. Айзенк Г. Ю. Структура личности. - СПб.: Ювента, 1999.-464с.
2. Амосов Н.М., Никитина Л.А., Воронцов Д.Д. Страна детства. Сборник. - М.: Знание, 1990. - 288 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М.:
Педагогика, 1980. - В 2-х т.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 354 с.
5. Анастази А. Психология индивидуальных различий. - М.,ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 213с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Спб.: Питер, 2009. - 400с.
7. Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. 3-е изд., стереотип. - К.: МАУП, 2002. - 168 с.
8. Борисов П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления. - Якутск.: Кн. изд-во, 1980. - 154 с.
9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Восприятие и обучение. - М., 2001.¬531 с.
10. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться.- СПб., 2000.- 364 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Издательство: АСТ, 2008. - 672 с.
12. Голубева Э.А. Об изучении психофизиологическими методами проблемы соотношения общих и специально человеческих свойств высшей нервной деятельности // Психологический журнал. - 1982. - № 2. - С. 89 - 99.
13. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 1993. - 306 с.
14. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. «Образовательно-издательский центр "Академия", 2005. - 254 с.
15. Изюмова С.А., Аминов Н.А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы человека // Вопросы психологии. - 1978. - № 5. - С. 128 - 133.
16. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер,
2001. - 464 с.
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
18. Коломинский Я.Л., Заяц И.И., Плескачева Н.М., Митрахович О.А. Психология педагогического взаимодействия. Учебное пособие. - Издательство: Речь, 2007. - 240 с.
19. Крупнов А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. - Свердловск: Изд-во СГПИ,1983. - 356 с.
20. Лейтес Н.С. психология одаренности детей и подростков. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
21. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейский, российских и американских традиций. - М.: Смысл, 2000. - 549 с.
22. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М.: Просвещение, 1997. - 354 с.
23. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. - М.: Просвещение, 1989. - 454 с.
24. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - М.: Изд-во
«Институт практической психологии», 1996. - 448 с.
25. Миннахметова А.З. Статстические методы в психологии (практикум): Учебно-методическое пособие. 2-е изд., допол. - Елабуга: ЕГПУ, 2011. - 115 с.
26. Небылицын В.Д. Жизнь и научное творчество. - М.: «Ладомир», 1996. - 384 с.
27. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. - М.: педагогика, 1990. - 408 с.
28. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. - М.: Педагогика, 1990. - 384 с.
29. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. - М.: Сфера, 2005. - 240с.
30. Павлов. И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. - Издательство: Либроком, 2010. - 296 с.
31. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 607 с.
32. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характера. - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2002.-640с.
33. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич - Щербо. - М.: Педагогика, 1988. - 330 с.
34. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психологию. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2001.- 416 с.
35. Роджерс К. Р. Что значит “становится человеком ”. [электронный
ресурс]. URL: http://www.psychology.ru/library/00052.shtml (дата
обращения: 26.04.2013)
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер,
2002. - 720 с.
37. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. - М.: ИП РАН, «Смысл», 1992. - 36 с.
38. Селиванов B. C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.- 564 с.
39. Славина С.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. - М.: Просвещение, 1986. - 217 с.
40. Слободская Е.Р. Темперамент в раннем возрасте: родительские оценки поведения детей // Вопросы психологии. - 2005. -№6. -С. 104-112.
41. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии / Пер. с польск. В.Н. Поруса под ред. И.В. Равич - Щербо. - М.: Прогресс. 1982. - 231 с.
42. Тарасова В.Н. Личностно-ориентированное обучение младших школьников // Начальная школа. - 2005. - № 11. - С.71
43. Теплов Б.М. психология и психофизиология индивидуальных различий. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». 1999. - 544 с.
44. Фашберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер //Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - С. 57-62.
45. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - М.: Прогресс. 1975. - 247 с.
46. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Совершенство, 2008. - 432 с.
47. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер. 2001. - 608 с.
48. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. - М.: Знание, 1989. - 124 с.
49. Чиркова Т. Учет индивидуально-психологических особенностей детей //Дошкольное воспитание. -2006. - № 5. - С. 38-42.
50. Щербаков Н. Ю. О понятиях индивидуальности и индивидуализации. - СПб., 2008. - 310 с.
51. Эриксон. Э. Детство и общество. - Издательство: «летний сад». 2000. - 416 с.
52. Юнг К. Г. Психологические типы. - Мн.: ООО «Харвест». 2003. - 528 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ