Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы и агрессивного поведения младших школьников
1.1. Изучение проблемы тревожности в отечественной психологии и в
зарубежных научных школах 6
1.2. Сущность понятия «тревожность», «ситуативная тревожность»,
«личностная тревожность» 10
1.3. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у
детей 12
1.4.. Проблема агрессивного поведения в работах зарубежных и отечественных ученных 17
1.5. Проблема агрессивного поведения ребенка на ранних этапах онтогенеза в возрастной и педагогической психологии 22
1.6. Основные возрастные новообразования и факторы, влияющие на
возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте 29
Выводы по первой главе 33
Глава II. Эмпирическое исследование проблемы тревожности и агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
2.1. Опытно - экспериментальное исследование уровня тревожности и
агрессивного поведения детей младшего школьного возраста 35
2.2. Методическое обеспечение и организация констатирующего и
формирующего этапов исследования 36
2.3. Статистический анализ результатов полученных данных исследования..37
Выводы по второй главе 43
Заключение 44
Список использованной литературы 47
Приложение
Актуальность исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.
Л. Берковитц определил агрессию «как поведение, цель которого - разрушить либо сместить фрустрирующий блок» [15, с. 21].
И.С. Кон установил связь самооценки с уровнем общей агрессивности: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии - враждебности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии [29, с. 46].
Из отечественных психологов, кто занимается проблемой детской агрессивности, следует отметить Оспицкого А. К, Лебединского В. В., Фурманова И. А., Румянцеву Т. Г., Волкову Е. М., Захарова А. И., Ениколова С. Н., и др. Из зарубежных учёных можно выделить таких как Фромм Э., Юнг К. Г., Фрейд 3., Аллан Д., Лоренц К., Бэрон Р., Ричардсон Д., Отендер В., Бютнер К, Раттер М., Холличер В. и другие.
Как считают многие исследователи, например, Прихожан A.M., за последние десять лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Таким образом, актуальность исследования тревожности детей младшего школьного возраста диктуется необходимостью углубленного исследования проблемы.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.
Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Агрессивные дети драчливы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.
В работе К. Юнга «Конфликты детской души» рассказывается о проявляющихся в душе ребенка противоречиях, о трудностях в его поведении, о возникающих у него «трудных» вопросах и др. [60, с.56]
Цель исследования: изучение тревожности и особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам тревожности и особенностей агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста;
2. Выявить особенности проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста и причины повышения тревожности;
3. Изучить теоретические концепции формирования агрессивности у детей;
4. Рассмотреть возрастные особенности и новообразования, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте;
5. Выявить и проанализировать взаимосвязь психологических особенностей тревожности с агрессивностью в младшем школьном возрасте;
6. Разработать программу коррекционно-развивающих занятий по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования: тревожность и психологические особенности агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: В ходе нашего исследования была использована комплексная методика, включающая в себя опрос, метод анализа научной литературы по теме исследования, тестирование, методы математико-статистической обработки. При этом были использованы следующие тесты:
1. Проективная методика «Несуществующее животное»
2. Тест тревожности
Гипотеза исследования: уровень агрессивного поведения детей зависит от уровня тревожности. Чем выше уровень тревожности, тем выше уровень агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость заключается в том, что данные, полученные в результате эксперимента, могут быть использованы при разработке системы воспитательной работы с учащимися, имеющими признаки агрессивного поведения.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что использование полученных в ходе исследования материалов позволит в практике учителей организовать максимально эффективную коррекционно-воспитательную работу с целью профилактики и коррекции агрессивного поведения у младших школьников. Наши рекомендации могут быть использованы в практической деятельности учителей и студентов.
Методологической основой исследования дипломной работы стали труды, концепции, теории известных авторов Фрейда З.[15, с.6]; Хорни С.[38, с.7]; Прихожана А.М.[46, с.4]; Петровского А.В. [16, с. 10].
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В заключении мы можем сказать, что цель нашего исследования успешно достигнута. Мы теоретически и эмпирически изучили уровень тревожности и особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Так же в процессе нашего исследования мы достигли поставленных нами задач:
- Проанализировали отечественную и зарубежную литературу по проблемам тревожности и особенностей агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста;
- Выявили особенности проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста и причины повышения тревожности;
- Изучили теоретические концепции формирования агрессивности у детей;
- Рассмотрели возрастные особенности и новообразования, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте;
- Выявили и проанализировали взаимосвязь психологических особенностей тревожности с агрессивностью в младшем школьном возрасте;
- Разработали программу коррекционно-развивающих занятий по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.
Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой - сам акт агрессии может не принимать социально опасные и неодобряемые формы.
Для решения данной проблемы требуются обширные исследования. Мы проводили психологическое исследование.
Было методически обосновано и проведено педагогическое исследование группы учащихся в количестве 50 человек. Исследование проводилось в средней школе № 58 города Набережные Челны.
Итак, наша гипотеза о том, что уровень агрессивного поведения детей зависит от уровня тревожности учащихся, подтвердилась. Мы выяснили, что чем выше уровень тревожности, тем выше уровень агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. По завершении нашей коррекционной программы мы выявили снижение уровня тревожности, и вместе с тем, с повторным проведением проективной методики «Несуществующее животное», мы выяснили, что уровень агрессивности снизился.
В понимании природы тревожности у зарубежных авторов можно проследить два подхода - понимание тревожности как изначально присущее человеку свойство и понимание тревожности как реакции на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни.
В отечественной психологии большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать ее дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.
Данная исследовательская работа имеет большое теоретическое и практическое значение, так как в последнее время психологу все чаще приходится находить ответы на вопросы родителей и педагогов о состоянии тревожности детей, например: что делать, если ребенок боится отвечать у доски, волнуется во время выступлений, боится темноты, ощущает чувство страха перед незнакомыми людьми и т.д.
Количество таких вопросов неуклонно растет, так как проблемы нарастают, и психолог призван оказать своевременную психологическую помощь: провести диагностику, выработать рекомендации и основные направления коррекционно-развивающей работы.
Данная работа может послужить ориентиром для организации целенаправленного коррекционно-развивающего взаимодействия тревожными детьми, поможет родителям и педагогам правильно организовать общение с данной категорией детей.
При работе по коррекции тревожности важен принцип комплексного подхода. Коррекционно-развивающая работа будет эффективной лишь при совместной работе психолога, педагога и родителей.
Положительные результаты проведенной коррекционно-развивающей работы показали эффективность целенаправленного психологического воздействия на личность младшего школьника. Именно в этом возрасте возможна коррекция отклонений в личностном росте, т.к. тревожность является одним из тормозов успешности гармоничного развития личности младшего школьника, поэтому так важна работа психолога именно в этом направлении.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.- 2000. с. 506-518
2. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1995. 400с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология//Социология в России. М., 1998. 325 с.
4. Андреева Г.М. Межличностное восприятие в группе. М., Изд-во МГУ, 1981. 125 с.
5. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. -М., 1970. 542 с.
6. Аникеев Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск: Момент истины, 1994. 144с.
7. Бандура А., Уолтере Р. Принципы социального научения//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. -М., 1984. 154 с.
8. Битянова М.Р. Социальная психология. -М. 1994. 147 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском коллективе. - М.: Просвещение, 1980. 62 с.
10. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М, 1990. 159 с.
11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997 - 1998. 329 с.
12. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - Москва: Педагогика, 1991. 141с.
13. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. - М.: Просвещение, 1967. 196с.
14. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976. 143с.
15. Возрастная и педагогическая психологии. / Под ред. М. В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984, - 432 с.
16. Возрастная и педагогическая психология.// Под ред. Петровского А.В. - М, 1979. 245 с.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. 274 с.
18. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Книжный дом
«Университет», 1999. 321 с.
19. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Я. Неврозы у детей и их лечение. - Л.; Медицина, 1977. 272 с.
20. Гельгорн Ж, Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М.: Мир, 1966. 672 с.
21. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. -М.: Изд-во МГУ, 1987. 174 с.
22. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии //Школа здоровья. №3. с.31-39
23. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребёнка. - М.: Просвещение, 1993. 192 с.
24. Золотарев А. Проблемы психологии общения. - Ростов н/Д.: Рост. н/Д. Пед. Ии-т, 1976. - 146 с.
25. Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ, 1980. 440 с.
26. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 1997.-237 с.
27. Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. - Минск, 1972. 214 с.
28. Коломинский Я.Л., Березовый И.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. - М,: Знание, 1977. 63 с.
29. Кон. И.С. Социология личности. - М., 1967.72 с.
30. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. -М: Педагогика, 1986. 208 с.
31. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. // Вопросы психологии. 1967.- №6. с. 118 -129.
32. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2х тт. - М., 1983. 142с.
33. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М; Педагогика, 1986. 143с.
34. Лисицын Ю.П., Жиляев Е.П. Искусство и здоровье. - М.: Знание, 1971. 128с.
35. Лоренц К. Агрессии (так называемое «зло»): Пер. с нем. -М.:
Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 272с.
36. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977. 224с.
37. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение, 1976. 208с.
38. Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. - М.: 1992. 60с.
39. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994. 83 с.
40. Немов Р.С. Психология. В 3-х томах. Т.2. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000г. с. 109.
41. Оклендер В. Окна в мир ребёнка. - М.: Независимая фирма «Класс»; 1997. 336 с.
42. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Просвещение, 1991. 287 с.
43. Петрупек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник: заметки врачей- психоневрологов. - М.: Знание, 1981. 96с.
44. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. - Ленинград: ЛГУ, 1990. 217 с.
45. Психология развития.//Под ред. Марцинковской Т.Д. -М, 2001. 452 с.
46. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия/Сост. К.В, Сельчёнок. - Минск: Харвест, 1999. 656 с.
47. Раттер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ./Общ. Ред. А.С. Спиваковского. - М.: Процесс, 1987. 424 с.
48. Реан А.А. Психология личности. - СПб.: Прайм-Еврознак, М.: Олма- Пресс, 2004. 158 с.
49. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология: Учебное пособие для студентов и аспирантов психологических факультетов.
- СПб.: Питер, 2000. 265 с.
50. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Москва: Владос, 1995. 527 с.
51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2х тт. - М, 1989. 483 с.
52. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М.: Просвещение, 1966. 150с.
53. Слободчиков Л.С., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1996. 521 с.
54. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. - М.: Педагогика, 1989. 206с.
55. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994. 447с.
56. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск: Ильин В.П., 1996. 192с.
57. Психология человеческой агрессивности. - Минск: Карвест, 1999. 65Зс.
58. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция, /под ред. В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенскоп. - М.: Изд-во МГУ, 1990. 197с.
59. Юнг К.Г.Собрание сочинении. Конфликты детской души. - М.: Канон, 1994. 336с.
60. Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание. - М.: Знание, 1976. 64с.
61. Ярошевский М.Г. Современная социальная психология. - М., 1999. 214 с.