Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей раннего возраста (Дошкольная педагогика, Северный (Арктический) федеральный университет)

Работа №87987

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы47
Год сдачи2022
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование,.
Выборка: 15 детей в возрасте от 2 до 4 лет.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложение (методические материалы).

Введение 3
1 Теоретические основы развития мелкой моторики в раннем возрасте 5
1.1Понятие «мелкая моторика»………………………………………………...5
1.2. Особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста 8
1.3. Методы диагностики уровня развития мелкой моторики в раннем возрасте 14
Выводы по главе 1 24
2. Экспериментальное изучение особенностей развития мелкой моторики в раннем возрасте 27
2.1 Структура, методы и методики изучения особенностей развития мелкой моторики в раннем возрасте ………………………………………………….27
2.2 Способы развития мелкой моторики детей раннего возраста 29
Выводы по главе 2…………………………………………………………….38
Заключение 43
Приложение А. Критерии оценивания развития мелкой моторики по методике Н.О. Озерецкого 46


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет необходимость совершенствования развития школьника, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие. Под влиянием правильно организованной работы над развитием мелкой моторики совершенствуются познавательные процессы: дифференцируются восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Регулярные упражнения и игры с участием рук улучшают память, умственные способности ребенка, произношение многих звуков, а значит, развивают речь, устраняют его эмоциональное напряжение.
Теоретической основой работы выступили исследования таких авторов как А.Е. Белая, М.Г. Борисенко, С.Е. Гаврилина, Е.П. Ильин, М.М. Кольцова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Е.В. Новикова, Е.А. Пожиленко, И.Е. Светлова, Е.А. Смирнова, Т.А. Ткаченко, О.В. Узорова, Д.Б. Эльконин и др.
Актуальность проблемы развития мелкой моторики детей раннего возраста определила цель нашего исследования, выбор его объекта и предмета.
Объект исследования – развитие мелкой моторики детей.
Предмет исследования – развитие мелкой моторики детей раннего возраста.
Цель исследования – изучить особенности развития мелкой моторики детей раннего возраста.
В основу работы положена гипотеза исследования, которая заключается в предположении того, что развитие мелкой моторики оказывает непосредственное влияние на формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста и станет более эффективной при соблюдении следующих условий:
- учёт возрастных особенностей детей раннего возраста;
- проведение специально разработанной педагогической работы, направленной на развитие мелкой моторики детей в рамках игровой и манипулятивной деятельности.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятия «мелкая моторика».
2. Выделить особенности развития мелкой моторики детей.
3. Дать характеристику методик диагностики мелкой моторики детей раннего возраста.
4. Провести диагностику уровня развития мелкой моторики детей раннего возраста.
В работе использовался комплекс методов: теоретический анализ литературы, констатирующий эксперимент, методы статистической обработки данных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Можно выделить следующие этапы формирования мелкой моторики: хватательный рефлекс, локтево-ладонная хватка, радиально-ладонная хватка, хватка с помощью пальцев, щипающая хватка, верхняя хватка, хватка крест-накрест, хватка щетки, хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, противостояние большого пальца, скоординированные движения обеими руками.
В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелко моторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Основными показателями сформированности мелкой моторики являются: хорошая скоординированность движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы.
Изучение мелкой моторики пальцев рук - важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование как средство исследования педагогом мелкой моторики. Н.О. Озерецкий разработал «Тесты оценки моторики», объединив их в несколько групп по разным компонентам движения: статическая координация; динамическая координация; скорость движений; сила движений; сопровождающие движения. Авторы программы «Детство» предлагают проводить диагностику в два этапа по следующим направлениям: статистическое развитие мелкой моторики и динамическое развитие мелкой моторики. Задания для диагностики мелкой моторики детей 2-3 лет разработали Т.А. Ткаченко, Е.И. Светлова и другие ученые.
Экспериментальное исследование с целью изучения особенностей
развития мелкой моторики детей раннего возраста проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 40» г. Железногорска. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте от 2 до 3 лет, которые посещают первую младшую группу. Для изучения состояния мелкой моторики детей раннего возраста был использован тест Н.О. Озерецкого.
Диагностика показала, что 10 испытуемых (77 %) имеют низкий уровень развития мелкой моторики. 3 испытуемых (19,8 %) имеют средний уровень развития мелкой моторики. 2 испытуемых (13,2 %) имеют высокий уровень развития мелкой моторики. Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения работы, направленной на развитие мелкой моторики детей раннего возраста.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, необходимо использовать игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах: продуктивная деятельность, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность, прогулка, утренняя гимнастика, самообслуживание, работа с родителями.
Предлагаются разнообразные методические приемы: массаж рук, пальчиковые игры, составление из пальцев различных фигур, сюжетные пальчиковые упражнения, пальчиковые кинезиологические упражнения, игры и упражнения с мелкими предметами, собирание разрезных картинок, пазлов, игры и упражнения со шнурками, со счетными палочками, с мозаикой, с прищепками, с крупой, рисование и раскрашивание раскрасок, лепка, работа с бумагой, штриховка, графические упражнения, узоры из ниток, игры с лентами, аква гимнастика для пальчиков. Большое внимание важно уделить обогащению предметно-пространственной среды и работе с родителями.
Представляется, предложенная система работы позволит достигнуть следующих результатов: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста; формирование речевых навыков; пополнение предметно-развивающей среды; умение действовать по словесным инструкциям; контроль за собственными действиями.



1. Аксенова, М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей / М. Аксенова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 8. - С. 62-65.
2. Антакова-Фомина, Л.В. Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движений пальцев рук / Л.В. Антакова-Фомина // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 5. - С. 12-17.
3. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / А.Е. Белая. - Москва: Астрель, 2015. - 143 с.
4. Борисенко, М.Г. Наши пальчики играют / М.Г. Борисенко. - Екатеринбург: Паритет, 2015. - 204 с.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И.В. Дубровина. - Москва: Академия, 2015. - 368 с.
6. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.Е. Гавурина. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 165 с.
7. Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры / И. Галянт // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 1. - С. 50-53.
8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство Детство-пресс, 2014. - 280 с.
9. Ильин Е.П. Психомоторика / Е.П. Ильин. - Москва: Владос, 2013. - 326 с.
10. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. - Москва: Просвещение, 2001. - 228 с.
11. Коноваленко, В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В.В. Коваленко С.В. Коноваленко. - М. : ГНОМиД, 2001. - 36 с.
12. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры / О.И. Крепенчук. Санкт-Петербург: Литера, 2015. - 220 с.
13. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев. - Москва: Академический проект, 2010. - 453 с.

14. Лурия A.Р. Письмо и речь: Нейролингвистическое изучение / А.Р. Луриа. - Москва: Академия, 2012. - 346 с.
15. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 593 с.
16. Нoвикoвa E.В. Кaк пoдгoтoвить руку рeбенкa к письму: кoмплeкс упрaжнeний для трeнингa мышц рук у дeтeй / Е.В. Новикова. - Москва: Гнoм и Д, 2016. - 40 с.
17. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев / О.А. Новиковская. - М. : Аст; СПб: Сова, 2016. - 73 с.
18. Нугаева Р.Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности младшего дошкольника / Р.Р. Нугаева // Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 401-404.
19. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации / Е.А. Пожиленко. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015. - 92 с.
20. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
21. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников / С. Прищепа // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 1. - С. 60-61.
22. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Л.П. Савина. - Москва: Родничок, 2012. - 185 с.
23. Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук / И.Е. Светлова. - Москва: Детство-пресс, 2012. - 71 с.
24. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е.А. Смирнова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013. - 144 с.
25. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников / В.А. Солнцева. - Москва: АСТ, 2011. - 165 с.
26. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика / Е.Ю. Тимофеева. - Москва: Корона Принт, 2012. - 232 с.
27. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т.А. Ткаченко. - Москва: ЭКСМО, 2014. - 234 с.
28. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику / Т.А. Ткаченко. - Москва: Эксмо, 2015. - 194 с.
29. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика / О.В. Узорова. - Москва: Астрель, 2015. - 183 с.
30. Цвынтaрный В.В. Игрaeм пaльчикaми и рaзвивaeм рeчь / В.В. Цвынтарный. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 32 с.
31. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры / Е.Ф. Черенкова. - Москва: Дом ХХI век, 2014. - 187 с.
32. Эльконин Д.Б. Психология развития / Д.Б. Эльконин. - Москва: Академия, 2011. - 452 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ