Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПТ «ВИНА» В РОМАНЕ БЕРНХАРДА ШЛИНКА «ЧТЕЦ» («DER VORLESER»)

Работа №87979

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы54
Год сдачи2013
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I КОНЦЕПТ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 7
1.1 Понятие «концепт в когнитивной лингвистике 7
1.2 Концепт как основа языковой и национальной картин мира 13
1.3 Выражение концепта в художественной литературе 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24
ГЛАВА II КОНЦЕПТ «ВИНА» В РОМАНЕ Б. ШЛИНКА «ЧТЕЦ» 26
2.1 Многоаспектная природа вины 26
2.2 Концепт «вина» в романе Б. Шлинка «Чтец» 29
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ

Данная работа посвящена исследованию концепта «вина» в романе немецкого писателя Бернхрда Шлинка «Чтец» («Der Vorleser»).
Сегодня лингвистика отдает предпочтение когнитивному аспекту различных явлений, то есть способам его познаний, во главе которого стоит концепт. Термин «концепт» - это базовое понятие в когнитивной лингвистике.
Данное понятие отражено в работах С.Г. Воркачева, А. Вежбицкой, В.И. Карасика, Е.С. Кубряковой, Ю.С. Степанова, Н.Н. Панченко, Г.Г. Слышкина, А.Д. Шмелева и других.
В связи с тем, что данное понятие в лингвистике относительно новое и многоаспектное, до сих пор не установилось единого мнения относительно данного термина. Изучив литературу, мы попытались раскрыть многогранность данного понятия.
Концепт - это содержание понятия, смысл слова, которое имеет свое историческое становление и развитие и, тем самым, закрепляется и осмысливается в сознании народа, а значит, может быть и субъективным, то есть касаться отдельного человека - с особенностями его восприятия и мышления.
Языковая и национальная картины мира являются основными единицами концепта. Особенно часто концепт находит свое воплощение в художественной литературе. Ведь именно через литературу мы получаем ментальные представления. (В то же время художественный концепт - это «ключ» для тех, кто изучает иностранный язык).
Актуальность данного исследования заключается, во-первых в выбранном ракурсе. Несмотря на большое количество лингвистических работ, посвященных новому термину «концепт», остаются еще некоторые спорные вопросы относительного данного понятия. Во-вторых, актуальность обуславливается выбранной тематикой. Особый интерес представляет изучение художественных (индивидуально-авторских) концептов на текстовом материале, в котором отражается индивидуально - авторское осмысление общего менталитета, стереотипов и нравственных ценностей. Речь в данном случае идет об особом художественном видении мира автором и способах его языковой репрезентации. Особое художественное видение мира оказывает непосредственное влияние на авторские способы вербализации концепта: в отборе языковых и образных средств. Анализ концепта в художественном произведении дает возможность осмыслить семантику произведения и проникнуть в ментальный мир нации, что позволяет выделить третий фактор, который обосновывает актуальность выбранной темы.
Преступления, содеянные во время Второй мировой войны, память о годах фашистского террора до сегодняшних дней тревожат немецких писателей. Вина немецкой нации отражается в их произведениях. Уже мало остается очевидцев тех событий, но историческая память должна остаться у каждого человека и тема вины, в этом случае, носит глобализованный характер. Концепт «вина» это разделяемая большинством ценность.
Целью настоящего исследования является изучение концепта «вина» на примере романа немецкого писателя Б. Шлинка «Чтец».
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• анализ теоретической литературы с целью уточнения лингвистического статуса концепта;
• определение языковой и национальной картины мира;
• выявление роли художественного концепта в литературном произведении;
• анализ концепта «вина» в романе Б. Шлинка.
Объектом изучения выпускной квалификационной работы являются концепт «вина».
В качестве предмета исследования рассматриваются роман Б. Шлинка «Чтец».
В ходе нашего исследования мы опирались на общенаучные методы исследования: метод сплошной выборки, который применялся при работе с научными источниками для отбора материала исследования, метод дефиниционного этимологического анализа, интерпретационный и стилистический методы при анализе текста.
Практическая ценность. Результаты исследования, могут быть использованы на лекциях по языкознанию, стилистике, теории межкультурной коммуникации, по лингвокультурологии, психологии и когнитивной лингвистике.
Структура работы определяется целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, выводов к этим главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении дается общая структура работы, определяется актуальность исследования, цель и задачи, выдвигаются предмет и объект исследования, указывается практическая ценность, раскрывается структура работа.
Глава I посвящена изучению понятия «концепт» и особенностям его проявления - в языковой и национальной картине мира. Кроме того, раскрывается понятие художественного концепта и способы его выражения в литературном произведении.
Глава II раскрывает понятие «вина», его этимологию, наряду с этим проводится исследование концепта «вина» в художественном произведении.
Заключение содержит основные выводы по главам.
В приложении представлены тематические группы слов, выражающие концепта «вина» в романе.
Апробация работы. Основные положения данной работы прошли апробацию на студенческой научной конференции ЕИ КФУ (17. 04.2013). По материалам ВКР опубликована статья «Репрезентация концепта «вина» в романе Б. Шлинка «Чтец»» в сборнике V Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы языковой динамики и методики преподавания иностранных языков» (г. Чебоксары).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Концепт является базовым понятием, ключевым термином, который часто используется в когнитивной лингвистике.
Концепт каждого народа отражает то, как человек воспринимает окружающую действительность. Реальность, в свою очередь, связана с этническими, культурными, историческими сторонами. Концепт, поэтому многогранное понятие.
1) Концепт — это основная составляющая культуры, это «сгусток культуры», накапливающийся в ментальном мире человека.
2) Концепт — это значение слова, который вырабатывается из определенного исторического опыта человека.
3) Концепт — это понятие, семантика слова, их которого он образуется.
4) Концепт — это человеческое сознание, мышление, то есть концепт имеет психологические особенности.
Следовательно, концепт это — ментальная единица коллективного знания сознания, образующееся через мировосприятие. Для каждого этнического коллектива характерен свой концепт, так как концепт реализуется при помощи языка и отражает национальный опыт, как отдельного человека, так и общества в целом.
В качестве важнейших особенностей концепта были выделены языковая и национальная картина, где концепт имеет ключевое значение.
Языковая картина мира — это отражение реальности, совокупность представлений о мире, которая выражается при помощи средств языка. Исходя из семантики различных слов в определенном национальном языке, складываются некая система взглядов, стереотипов, то есть происходит процесс концептуализации. Концепт позволяет изучать особенности национального языка, он выступает неким «проводником» между языком и культурой.
У каждого народа существует своя концептуальная картина мира, которая включает в себя как вербальные так и не вербальные способы ее выражения.
Концепт является фундаментом для национальной картины мира. Национальная картина мира находит свое проявление в поведении коллектива в единообразных ситуациях. Данное понятие обнаруживается в крылатых фразах, пословицах, поговорках, афоризмах, мифах и так далее.
В качестве отправной точки нашего исследования мы выделили художественную картину мира. Художественная картина мира — это некая мозаика, складывающаяся в сознании читателя при прочтении художественного произведения. Художественный мир писателя формируют индивидуально-авторские концепты.
Индивидуально-авторский концепт — это ментальное образование, которое характерно не только для сознания писателя, но и для всего этнического коллектива, но в отличие от общественного концепта, авторский концепт характеризуется своей уникальностью и осмысленностью. Репрезентантами авторской картины мира в тексте выступают лейтмотивные слова, символы, тематические, синонимические, антонимические и ассоциативно-образные ряды и другие.
Индивидуально-авторский концепт может реализовываться в произведении эксплицитно и имплицитно. В первом случае мы говорим о лексических единицах, которые раскрывают прямое выражение концепта. В этом случае индивидуально-авторский концепт совпадает с мнением большинства людей лингвокультурной среды. Второй случай имплицитной репрезентации обозначает не прямое выражение, а косвенное, с помощью вскрытых смыслов, описаний формируется образы и ассоциации в произведении.
Данное положение мы использовали в практической части нашей работы.
Эксплицитный уровень репрезентации концепта вины представлен в приложении. К данному уровню мы отнесли тематические группы относительно вины.
Имплицитный уровень концепта в произведении представлен шире. Автор как творец сам определяет замысел произведения, его структуру, сам создает образы, он также передает коллективное сознание народа. При имплицитном выражении концепт в авторском видении приобретает новые смыслы, переработанные и субъективно оцененные писателем.
Как эксплицитный, так и имплицитный методы выражения концепта «вина», проявляют творческую установку автобиографического повествования. Описывая повседневную жизнь немцев, автор вводит в произведение историческое прошлое. Речь идет о национал- социалистическом прошлом, а именно о тех последствиях, которые лежат тяжелым грузом вины в настоящем. Главный герой романа испытывает чувство ненависти к отцам, принимавшим участие в нацистском прошлом. Казалось бы, он выступает в роле пассивного лица, однако полюбив Ханну, причастную к этим преступлениям, он поневоле оказывается активным лицом.
В основе оригинального сюжета лежат авторские концепты, выражающие суть произведения. Автор, отдавая предпочтение выбранной реальности и замыслу, эксплицитными и имплицитными способами пытается донести основную тему романа до читателя.



1. Апресян Ю.Д. Избранные труды //Лексическая семантика (синонимические средства языка). Том I. 2-изд., испр. и доп. - М.: Языки русской культуры, 1995. - 464 с.
2. Аскольдов С.А. Концепт и слово: статья //Русская словесность: от теории словесности к структуре текста//Антология / под общ. ред. В.П. Нерознака.-М.: Academia, 1997. С. 267-279.
3. Белоусова Е. Г. Основные характеристики художественной картины мира, репрезентируемой в произведениях жанра фэнтези. — М.: Изд-во «Молодой ученый», 2011.Вып.4: Т.1.С. 200-202.
4. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. — Тамбов: Тамбовский гос. ун-т, 2002.—24 с.
5. Брагина Н.Г. Фрагмент лингвокультурологического лексикона (базовые понятия) // Фразеология в контексте культуры. М.: языки русской культуры, 1999. -162 с.
6. Вержбицкая А. Языковая картина мира как особый способ репрезентации образа мира в сознании человека// Вопросы языкознания. 2000. № 6. С. 33-38.
7. Википедия: Когнитивная лингвистика.— [Электронный
ресурс].URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%E3%ED%E8%F2%E8% E2%ED%E0%FF%EB%E8%ED%E3%E2%E8%F1%F2%E8%EA%E0(дата обращения: 13.04.2013).
8. Воркачев В.Г. Счастье как лигвокультурный концепт. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. - 192 с.
9. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию
межкультурной коммуникации: учебное пособие для студентов лингвистических факультетов высших учебных заведений. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
10. Гумбольдт В.О. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. — М.: Прогресс, 1984. - 397 с.
11. Гумилев Л. Н. Древние тюрки. - М.: Товарищество
«Клышников - Комаров и К», 1993. - 524 с.
12. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. -2-е изд., переработ. и доп. - М.: Русский язык, 1976. - 1096 с.
13. Дженкова Е.А. Концепт «стыд» и «вина» в русской и немецкой
лингвокультурах: дис. ... канд.филолол. наук. -Волгоград: Волгоградский гос. пед. ун-т,2005 [Электронный ресурс]. - URL:
http://31f.ru/dissertation/507-dissertaciya-koncepty-styd-i-vina-v-russkoj-i-nemeckoj-lingvokulturax.html(дата обращения: (16.11.2012).
14. Залевская А. А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2001.—252 с.
15. Зусман, В.Г. Диалог и концепт в литературе//Литература и музыка. - Н. Новгород: Деком, 2001.-С.14.
16. идентификации: сб. науч. статей II международной научно - практическая конференции КРСУ / под общ.ред. И.И. Ивановой. -Бишкек, 2004.—С.158-165.
17. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
18. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. - М.: Наука, 1990. - 103 с.
19. Корнева Л.М. Проблема вины и ответственности немцев за преступления нацизма через призму взаимодействия макро- и микроистории: вестник Томского Государственного Университета. -2009.
-С.136-138 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL:http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/his/06/image/06-136.pdf
(дата обращения: 19.03.2013).
20. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? — М.: Гнозис, 2003. —375 с.
21. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ, 1999. - С.25-26.
22. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общей редакциейЕ. С. Кубряковой. - М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. — 245 с.
23. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к культуре текста: Антология. — М.: Academia,1997.—287с.
24. Ляпин С. X. Концептология: к становлению подхода //Концепты. Научные труды Центроконцепта. Вып. 1. — Архангельск, 1977. С. —18-19.
25. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие.— Мн.:ТетраСистем, 2004.—256 с.
26. Маслова В. А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой/ Учебное пособие. — М.: Флинта - Наука, 2004. - 256 с.
27. Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория// Мир русского слова. -2000. -№4. -С. 41-42.
28. Нельзина Ю.А. Цветовой художественный концепт// Вестник
удмуртского университета: филологические науки. - 2006. - С. 203-204 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. -
URL:http://vestnik.udsu.ru/2006/2006-05/vuu 06 05 30.pdf(дата обращения: 06.02. 2013).
29. Николина Н.А. Филологический анализ текста: учебное
пособие. - М.: Академия, 2003. - 256 с.
30. Осмонова Н.И. Культурные основания мифа как фактора национальной идентификации // II международная научно-практическая конференция КРСУ Материалы выступлений / Под общ.ред. И.И. Ивановой. — Бишкек, 2004. — С.158-165
31. Пименова М. В. Предисловие. / Введение в когнитивную лингвистику Вып.4. — Кемерово, 2004. — 208 с.
32. Попова 3. Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в
лингвистических исследованиях. — Воронеж: Истоки, 1999.—30 с.
33. Попова З.Д., Стеренин И.Ф. Когнитивная лингвистика: электронная книга. - М.: Восток-Запад, 2007. - 313 с. [Электронный ресурс]. URL:http://zinki.ru/book/kognitivnaya-lingvistika/(дата обращения: 03.04.2013).
34. Рафикова Н.В. Прогностическая функция слова и ее реализация в тексте // Актуальные проблемы психолингвистики. - Тверь,1996.-С.94.
35. Реуцкий М.В., Карепова Э.В. Библитека Гипнарт. - [Электронный ресурс]. URL:http://gipnart.ru/details/chuvstvo-viny.html(дата обращения: 11.03. 2013).
36. Серебренников Б.А., Кубрякова Е.С., Постовалова В.И. [и др.]/ под ред. Б.А. Серебренникова. - Роль человеческого фактора в языке. - М.: Наука, 1988. - 216 с.
37. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд.-3е испр. и доп.—М.: Академический проект, 2004.—992 с.
38. Тураева З.Я. Лингвистика текста// Текст: структура и семантика. - Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.». - M.: Просвещение, 1986. -127 с.
39. Хайдеггер М. Бытие и время /пер. с нем. - Харьков: Фолио, 2003.— 503 с.
40. Художественный концепт как единица творческого процесса. - С.654-655 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. -URL: http: //www. philol. msu. ru/~smu/work/science-day/2011/29. pdf(дата обращения: 19.04.2013).
41. Щирова И.А., Гончарова Е.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация: учебное пособие. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. - 472 с.
42. Bernhard Schlink. Der Vorleser. - Diogenes Verlag AG Zurich,
1997.- 209c.
43. Duden. Das Worterbuch online. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.duden.de/rechtschreibung/Schuld(дата обращения:15.03. 2013).
44. Mathias Hirsch Schuld und Schuldgefuhl. Zur Psychoanalyse von Trauma und Introjekt. -Vandenhoeck &Ruprecht GmbH & Co.KG Gottingen, 2012.-336с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ