Влияние детско-родительских отношений на мотивацию учения младших школьников (Психолого-педагогические основы учебной деятельности, Волгоградский государственный социально-педагогический университет)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МОУ СШ № 11 Ворошиловского района города Волгограда.
Выборка: 65 обучающихся 1-х классов в возрасте 6-7 лет и родители (мамы и папы), в количестве 34 человека из 18 семей.
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Структура и содержание мотивации учебной деятельности 5
1.2 Психологические особенности детей младшего школьного возраста 8
1.3 Влияние детско-родительских отношений на мотивацию учения младших школьников 14
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 25
2.3 Развитие мотивации младших школьников посредством оптимизации детско-родительских отношений 35
Выводы по второй главе. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Актуальность исследования. В настоящее время перед теоретиками и практиками стоит задача совершенствования обучения школьников как ведущего их вида деятельности, а также выявления условий повышения качества образования, среди которых немаловажное значение имеет формирование и развитие мотивации учения обучения. Но также для развития мотивации младших школьников особое внимание необходимо уделять детско-родительским отношениям. Детско-родительские отношения – это одна из главных жизненных сфер, определяющих психологическое благополучие человека, его эмоциональное состояние и личностную гармонию. В жизни ребенка существуют периоды, когда отношения с родителями, их характер, форма и содержание становятся исключительно значимыми и определяющими его психическое развитие. В младшем школьном возрасте именно от родительской позиции зависит самочувствие ребенка в новой системе отношений, его адаптация к ней, успехи в учебной деятельности.
Методологические основы исследования были заложены такими зарубежными учеными как Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Роджерс. Среди отечественных ученых детско-родительскими отношениями занимались А.Я. Варга, Е.О. Смирнова, Э.Г. Эйдемиллер, О.А. Карабанова. Существенный вклад в разработку проблемы учебной мотивации младших школьников внесли Л.И. Божович, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин и др.
Цель: изучить влияние стиля родительского отношения на учебную мотивацию младших школьников.
Объект исследования: мотивационно-потребностная сфера младших школьников.
Предмет исследования: особенности влияния детско-родительских отношений на мотивацию учения, обучающихся 7-9 лет.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что преобладание в детско-родительских отношениях принятия и кооперации способствует развитию учебной мотивации младших школьников.
Цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:
1. На основе изучения научно-психологической информации проанализировать теоретические аспекты проблемы учебной мотивации младших школьников
2. Исследовать связь родительского отношения и учебной мотивации младших школьников
3. Рассмотреть пути развития учебной мотивации младших школьников посредством оптимизации детско-родительских отношений
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты эмпирического исследования могут быть использованы педагогами-психологами образовательных организаций, интересующихся вопросами влияния детско-родительских отношений на учебную мотивацию младших школьников
Методы исследования и анализа данных использовались следующие методы: теоретические – теоретический анализ и обобщение научной психолого-педагогической информации; эмпирические – психодиагностические ( тест-опросник родительского отношения (Методика ОРО). Я.А, Варга, В.В. Столин), методика М.Р. Гинзбурга «Изучение мотивации обучения у младших школьников»); обрабатывающие – количественный и качественный анализ эмпирических данных.
База исследования: МОУ СШ № 11 Ворошиловского района города Волгограда. В исследование принимали участие 65 обучающихся 1-х классов, в возрасте 7-8 лет.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Вопросы, посвященных проблемам детско-родительских отношений и учебной мотивации рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. Детско-родительские отношения – это одна из главных жизненных сфер, определяющих психологическое благополучие человека, его эмоциональное состояние и личностную гармонию.
Проблематика детско-родительских отношений остается актуальной на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром.
В теоретической части работы представлен обзор литературы по темам особенности учебной мотивации младших школьников и типы детско-родительских отношений.
Цель практической работы было изучение особенностей учебной мотивации младших школьников в связи с типами детско-родительских отношений учеников.
В семьях, где доминирует образ гармоничного стиля родительского отношения уровень учебной мотивации первоклассников находится в основном на среднем уровне; преобладает учебный и социальный мотив, что является хорошим показателем для данного возрастного периода.
В семьях, где доминирует образ дисгармоничного стиля родительского отношения уровень учебной мотивации у большинства первоклассников находится на низком уровне; преобладает оценочный и позиционный мотив. Оценочный мотив учения основан на свойственной первоклассникам потребности в социальном признании и одобрении взрослого.
Первоклассник чутко реагирует на порицание взрослого, отвержение, отказ от общения. Получением оценки он пытается наладить отношение со значимым взрослым, заслужить его расположение.
В заключении, можно сказать, что наша гипотеза о том, что преобладание в детско-родительских отношениях принятия и кооперации способствует развитию учебной мотивации младших школьников, подтвердилась. При познавательной мотивации преобладает образ гармоничного стиля родительского отношения (общее эмоционально положительное принятие, стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком). Дисгармоничный образ родительского отношения (отрицательное отношение к ребенку, незаинтересованность, проявление авторитаризма) в большей степени соответствует оценочной, позиционной мотивации подростка.
Выявлена обратная зависимость между контролем со стороны родителей и внешним мотивом первоклассников в учебной деятельности, между контролем со стороны родителей и общей мотивацией учебной деятельности младших школьников. Чем выше контроль за первоклассниками со стороны родителей, тем хуже способность ставить и достигать цели в учебной деятельности и тем ниже общий уровень мотивации учебной деятельности у младших школьников.
Таким образом, можно сделать вывод о положительном влиянии на учебную мотивацию такого стиля, как «Кооперация», и отрицательное влияние стилей «Контроль» и «Отношение к неудачам».
Исследование влияния детско-родительских отношений на учебную мотивацию школьника с помощью выбранных методик подтвердило теоретические предположения и позволило конкретизировать особенности учебной мотивации. Полученные результаты могут быть использованы при психолого-педагогическом просвещении родителей о важности детско-родительского общения, а также способствовать формированию позитивных детско-родительских отношений.
1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова М.: Изд. Центр «Академия», 2015. 208 с.
2. Анисимович О.В. Помощь родителям в воспитании ребенка. Беседы с психологом О.В. Анисимович. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2015. 158 с.
3. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / Молодой ученый / М.К. Апетян. 2014. №14. С. 243-244.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Просвещение, 2018. 479 с.
5. Варга, А.Я. Тест родительского отношения. А.Я.Варга, В.В.Столин / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2., С.144-152.
6. Волкова Н.П. Педагогика. М: Издательский центр «Академия», 2017. 605с.
7. Грабовская Т. Киричук А. Формирование положительной мотивации деятельности личности // Начальная школа. 2014. № 4 (867). С. 12-14.
8. Дружинин В.Н. Психология семьи В.Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2005. 176с.
9. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики ,2015. – 232 с.
10. Екжанова Е.А., Копылова А.П., Фроликова О.А. Семейные истоки школьных успехов, Спб.: КАРО, 2014. 256 с.
11. Желтов В.В. Психолого-педагогическая адаптация первоклассников // Вестник института психологии и педагогики: Выпуск 3. «Студент и научно-технический прогресс» - Челябинск: Изд-во «Урал ЛТД», 2014. – 81 с.
12. Зверева Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению Молодой ученый. 2015. №22. С. 787-792.
13. Коломинский Я. Л. В психологии детей шестилетнего возраста. - М: Просвещение, 2017. - 190 с.
14. Крутецкий В. А. Основа педагогической психологи. - М .: Просвещение, 1972. - 253 с.
15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 232 с.
16. Крылова Д. А. Учебная мотивация младших школьников Молодой ученый. 2016. №23. С. 437-439.
17. Маркова А. К., Матис Т.А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.- М., Просвещение. 2003. -192с.
18. Немов Р. С. Психология. - М.: гуманитарий. изд. Центр ВЛАДОС, 2016. - 606 с.
19. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 2015. - 287 с.
20. Сергеева Н. Мотивация учебной деятельности учащихся. – 2017 -№1.-С.10-12.
21. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология - М.: Юрайт-Издат, 2014. - 567 с.
22. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей шести семилетнего возраста. - М :Просвещение, 2018. - 286 с