ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА»
1.1 Общее понятие о проекте. Классификация проектов
1.2 Метод проектов как дидактическое средство в учебном процессе по технологии в общеобразовательной школе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ
2.1 Основные задачи методики обучения учащихся проектной деятельности в области изготовления швейных изделий
2.2 Содержание теоретической составляющей по подготовке учащихся к проектированию швейных изделий
2.3 Практическая работа с учащимися по подготовке к проектированию швейных изделий
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время в общеобразовательных школах страны вводится в действие Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в (ФГОС), в соответствии с которым в содержание технологической подготовки девочек входят технологии ведения дома: кулинария, создание изделий из текстильных и поделочных материалов, свойства текстильных материалов, элементы машиноведения, конструирование швейных изделий, моделирование швейных изделий, технология изготовления швейных изделий, выполнение образцов ручных стежков, строчек и швов, а также художественные ремесла: основы композиции и законы восприятия цветов при создании предметов декоративно прикладного искусства, лоскутное шитье, роспись ткани, вязание крючком, вязание на спицах.
Появилась необходимость разработки новых методических подходов, позволяющих с одной стороны, преодолеть отсутствие сопряженности в организации обучения отдельным дисциплинам или разделам одной дисциплины, а с другой стороны, обеспечить единство этих методических подходов в процессе технологической подготовки в школе. В качестве основы для такого объединения может быть выбрано проектное обучение, основное назначение которого - пробудить интерес школьников к профессии, имеющей прямое отношение к изучаемой дисциплине, и усилить мотивацию к обучению; усилить творческую активность обучаемых; повысить качество их теоретических знаний и практических умений; повысить готовность обучаемых к будущей профессиональной деятельности и сократить адаптационный период в начале профессиональной деятельности; повысить уровень сформированности и расширить спектр профессионально важных качеств личности как узко специальных, так и имеющих интеграционный характер.
Изучение школьного курса технологии в настоящее время основано на конструкторско-технологической системе обучения и проектном методе обучения. Поэтому учитель технологии должен иметь четкое представление о процессах моделирования, конструирования и учебного проектирования, которые по определению должны присутствовать в учебном процессе по технологии в школе. Однако формированию у школьников конструкторских и проектировочных умений, умений моделирования на практике уделяется явно недостаточное внимание. Об этом свидетельствует проведенный нами опрос учителей технологии школ гг. Елабуги, Набережных Челнов и Нижнекамска. Этот опрос свидетельствует о том, что существует противоречие между необходимостью обучения школьников моделированию и конструированию и на основе этого проектированию и отсутствием условий для реализации этого процесса. Отсюда вытекает проблема разработки методических пособий, рекомендаций для учителей технологии по методике преподавания технологии в части формирования у школьников конструкторских и проектировочных умений в процессе их технологической подготовки. Наличие этой проблемы говорит об актуальности нашего исследования, тема которого формулируется следующим об-разом: «Формирование умений моделирования и конструирования как основ школьного проектирования по технологии».
Цель нашего исследования - разработать элементы методики преподавания школьного курса технологии по направлению «Обслуживающий труд. Культура дома» на основе взаимосвязи процессов моделирования, конструирования и учебного проектирования.
Задачи исследования: 1) изучить необходимую информацию по теме исследования; 2) определить содержание учебного материала по технологии, изучение которого должно способствовать формированию у школьников конструкторских и проектировочных умений в области разработки швейных изделий; 3) выявить условия формирования у школьников конструкторских и проектировочных умений; 4) составить методические рекомендации для учителей технологии по организации конструкторской и проектной деятельности учащихся на уроках технологии.
Основная идея исследования заключается в том, что для успешного формирования и развития умений моделирования, конструкторских и проектных умений и, как следствие, творческих способностей школьников им необходимы: 1) теоретические знания по основам моделирования и конструирования, 2) основные правила решения творческих технических задач в области швейного производства; 2) постоянная практика решения таких задач, например, в процессе выполнения проектов по технологии.
Методологической и теоретической базой исследования являются теория проблемного обучения, теория деятельностного подхода в обучении, дидактические принципы, разработанные в отечественной педагогике, а также те научно-методические исследования, которые связаны с проблемой формирования конструкторских умений, творческих способностей учащихся в процессе трудового обучения (авторы Л.В. Мельникова, Л.В. Осипова, Т.Б. Фридман, И.Н. Федорова, В.Д. Симоненко, Г.И. Кругликов, О.А. Кожина др.)
Методы исследования: анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, беседы с учителями технологии.
Работа выполнена на кафедре теории и методики профессионального образования инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета.
Объем работы составляет 67 страниц машинописного текста. Она со-стоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литера-туры.
Процесс творчества - сложный и многовариантный. Главное в нем - умение создавать новые предметы сначала в идеальном виде, т.е. в виде идей, замыслов, идеальных объектов, а затем воплощать эти идеи и замыслы в конкретных условиях. Это умение формируется с раннего возраста и развивается далее в учебной и профессиональной деятельности. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были рассмотрены методы обучения учащихся конструированию и моделированию как основ творческой (проектной) деятельности, на примерах обработки текстильных материалов и изготовления женской легкой блузки из шифоновой ткани и плотной прямой юбки из габардина. При этом рассматриваются как обязательные элементы основные свойства материалов, создание технологической последовательности и чертежей основ конструкции изделий, а так же пошив изделия, режимы влажно-тепловой обработки утюгом, характеристика применяемых швов и другие элементы.
Все эти материалы в полной мере соответствуют предъявляемым к изделию требованиям: гигиеническим, эстетическим, эксплуатационным. Выбранная модель блузки и юбки не только отвечает существующему направлению моды, но и благодаря своей классичности будет востребована и во многих последующих сезонах.
При изготовлении выбранного комплекта из юбки и блузки было применено новое оборудование и традиционные методы обработки, которые позволили сократить затраты времени выполнения операций и показать приемы повышения производительности труда.
Таким образом, все перечисленные во введении наиболее важные задачи выпускной квалификационной работы решены и её цель достигнута.
1. Амирова, Э.К. Конструирование одежды: Учебник для студ. учреждения сред. проф. образования / Э.К. Амирова, О.В.Саккулина, Б.С. Сакулин, А.Т. Труханова. - М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. - 496 с.
2. Булатова, Е.Б. Конструктивное моделирование одежды: уч. пособие для студ. высш. учеб.завед. / Е.Б. Булатова, М.Н. Евсеева. - М.: Академия, 2003. - 272 с.
3. Девятова, М.И. Методическое пособие по выполнению курсового проекта по конструированию и моделированию одежды для студентов ТЭФ / М.И. Девятова, А.Б. Сергеева. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2006. - 15 с.
4. Жураковская, В.М. Десять творческих проектов для учащихся VII-IXклассов / В.М.Жураковская, В.Д. Симоненко. - Брянск: НИЦ «Октид», 1997. - 198 с.: ил.
5. Заёнчик В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности:
Учебник для студ. высш.учебн. заведений / В.М.Заёнчик, A. А. Карачев, В.Е.Шмелёв. - М.: Издательский центр “Академия”, 2004. - 256 с.
6. Зименкова Ф.М. Изучение темы «Уход за одеждой, ремонт одежды» (5 класс) // Школа и производство, 2004, №2, с.20- 22.
7. Ивашкевич, Е.М. Методы соединения деталей одежды и влажнотепловая обработка: курс лекций / Е.М. Ивашкевич, Н.П. Гарская, Р.Н. Филимоненкова. - Витебск: УО «ВГТУ», 2007. - 114с.
8. Иляева Л.М. Творческие проекты для учащихся 5-7 классов по технологии обработки конструкционных материалов /Л.М.Иляева, B. Д. Симоненко, Н.П.Шипицин. - Брянск: Изд-во Брянского гос. пед. ин-та, 1995. - 56 с.
9. Калмыкова, Е.А. Материаловедение швейного производства: учебное пособие / Е.А. Калмыкова, О.В. Лобацкая. - Минск: Высшая школа, 2001. - 412 с.
10. Капустин, В.С. Проекты по технологии в 5-9 классах: Методи¬ческие рекомендации для учителей технологии /В.С.Капустин. - Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2000.- 95 с.
11. Капустин В.С. Проекты по технологии в 5-9 классах (обслуживающий труд): Методические рекомендации/ В.С.Капустин,
Т.М.Насретдинова. - Набережные Челны: Изд-во ИНПО, 2004.- 63 с.
12. Капустин, В.С. Проекты по технологии (разделы «Обработка ткани», «Культура дома»): Учеб. пособие для уч-ся 8-9 кл. ср. шко¬лы/ В.С.Капустин, А.Б.Сергеева.- Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2001.- 40 с.: ил.
13. Коблякова, Е.Б. Конструирование одежды с элементами САПР: учеб. для вузов / Е.Б. Коблякова, Г.С. Ивлева, В.Е. Романов и др. - 4¬е изд., перераб. и доп.; Под ред. Е.Б. Кобляковой. - М.: Легпромбыт- издат, 1988. - 464с.
14. Кожина О.А. Технология: Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских обслуживающего труда /О.А.Кожина. - М.: Дрофа, 2003. - 208 с.: ил.
15. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. Г.И. Круг- ликов/М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
16. Крупская Ю.В. Технология. 5 класс (вариант для девочек): Методические рекомендации / Ю.В.Крупская. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2006. - 80 с.
17. Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления / Т.В.Кудрявцев. - М.: Педагогика, 1975. - 304 с., ил.
18. Кука М.П. Урок по выбору одежды/М.П.Кука // Школа и производство, 2005, №5, с.40-41.
19. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения / М.И.Махмутов. - Казань: Татарское книжное изд-во, 1972. - 551 с.
20. Моляко, В. А. Психология конструкторской деятельности /В.А.Моляко. - М.: Машиностроение, 1983. - 134 с.
21. Мельникова, Л.В. Методика трудового обучения: (Обслуживающий труд). - М.:Просвещение, 1985. - 224 с., ил.
22. Осипов, И. Формирование учебной мотивации школьников/И.Осипов // Школа и производство, 2004, №2, с.4-6.
23. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта/ Н.Ю.Пахомова. - М.: Просвещение, 2005. -123 с.
24. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» //Школа и производство, 2004, № 7, с.50-69.
25. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Сост. Е.С.Савинов] (стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
26. Программы для общеобразовательных учреждений. Трудовое
обучение. Технология. 1-4 классы. 5-11 классы. /Под ред
Ю.Л.Хотунцева и В.Д.Симоненко. -М.: Просвещение, 2005. - 240 с.
27. Промышленная технология одежды: справочник / П.П. Кокеткин, Т.Н. Кочегура, В.И. Барышникова и др. - М.: Легпромбытиздат, 1988. - 640 с.
28. Разработка технологического процесса изготовления швейных изделий: методические указания - Витебск: УО «ВГТУ», 2007. - 31с.
29. Романовская М.Б. Ремонт детской одежды/ М.Б.Романовская, Е.Ю.Денисова // Школа и производство, 2004, №2, с.22- 24.
30. Синица Н.В. Технология. 6 класс (вариант для девочек): Методические рекомендации /Н.В.Синица //Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентанаграф, 2006. - 80 с.
31. Справочник по швейному оборудованию / Зак И.С., Горохов И.К., Воронин и др. - М.: Легкая индустрия, 1981. - 272с.
32. Технология швейных изделий: учебник для высш. учеб. заведений / Под редакцией А.В. Совостицкого. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 440 с.
33. Технология: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 169 с.
34. Технология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Граф,.- 161 с.
35. Технология: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Граф,2006.- 164 с.
36. Технология: 8 класс: метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя / А.В.Леонтьев, В.С.Капустин, И.А.Сасова; под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана- Граф, 2008. - 144 с.
37. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 классы / Сост. Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова. - М.: 5 за знания, 2006. - 208 с.
38. Федорова И.Н. Занятия по обслуживающему труду в 4-8 классах / И.Н.Федорова, А.И. Осадчая [и др.]; - М.: Просвещение, 1981. - 447 с.,
ил.