ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ МОДЕЛИРОВАНИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЯ КАК ОСНОВ ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА»
1.1 Общее понятие о проекте. Классификация проектов
1.2 Метод проектов как дидактическое средство в учебном процессе по технологии в общеобразовательной школе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ
2.1 Основные задачи методики обучения учащихся проектной деятельности в области изготовления швейных изделий
2.2 Содержание теоретической составляющей по подготовке учащихся к проектированию швейных изделий
2.3 Практическая работа с учащимися по подготовке к проектированию швейных изделий
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА»
1.1 Общее понятие о проекте. Классификация проектов
1.2 Метод проектов как дидактическое средство в учебном процессе по технологии в общеобразовательной школе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ
2.1 Основные задачи методики обучения учащихся проектной деятельности в области изготовления швейных изделий
2.2 Содержание теоретической составляющей по подготовке учащихся к проектированию швейных изделий
2.3 Практическая работа с учащимися по подготовке к проектированию швейных изделий
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время в общеобразовательных школах страны вводится в действие Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в (ФГОС), в соответствии с которым в содержание технологической подготовки девочек входят технологии ведения дома: кулинария, создание изделий из текстильных и поделочных материалов, свойства текстильных материалов, элементы машиноведения, конструирование швейных изделий, моделирование швейных изделий, технология изготовления швейных изделий, выполнение образцов ручных стежков, строчек и швов, а также художественные ремесла: основы композиции и законы восприятия цветов при создании предметов декоративно прикладного искусства, лоскутное шитье, роспись ткани, вязание крючком, вязание на спицах.
Появилась необходимость разработки новых методических подходов, позволяющих с одной стороны, преодолеть отсутствие сопряженности в организации обучения отдельным дисциплинам или разделам одной дисциплины, а с другой стороны, обеспечить единство этих методических подходов в процессе технологической подготовки в школе. В качестве основы для такого объединения может быть выбрано проектное обучение, основное назначение которого - пробудить интерес школьников к профессии, имеющей прямое отношение к изучаемой дисциплине, и усилить мотивацию к обучению; усилить творческую активность обучаемых; повысить качество их теоретических знаний и практических умений; повысить готовность обучаемых к будущей профессиональной деятельности и сократить адаптационный период в начале профессиональной деятельности; повысить уровень сформированности и расширить спектр профессионально важных качеств личности как узко специальных, так и имеющих интеграционный характер.
Изучение школьного курса технологии в настоящее время основано на конструкторско-технологической системе обучения и проектном методе обучения. Поэтому учитель технологии должен иметь четкое представление о процессах моделирования, конструирования и учебного проектирования, которые по определению должны присутствовать в учебном процессе по технологии в школе. Однако формированию у школьников конструкторских и проектировочных умений, умений моделирования на практике уделяется явно недостаточное внимание. Об этом свидетельствует проведенный нами опрос учителей технологии школ гг. Елабуги, Набережных Челнов и Нижнекамска. Этот опрос свидетельствует о том, что существует противоречие между необходимостью обучения школьников моделированию и конструированию и на основе этого проектированию и отсутствием условий для реализации этого процесса. Отсюда вытекает проблема разработки методических пособий, рекомендаций для учителей технологии по методике преподавания технологии в части формирования у школьников конструкторских и проектировочных умений в процессе их технологической подготовки. Наличие этой проблемы говорит об актуальности нашего исследования, тема которого формулируется следующим об-разом: «Формирование умений моделирования и конструирования как основ школьного проектирования по технологии».
Цель нашего исследования - разработать элементы методики преподавания школьного курса технологии по направлению «Обслуживающий труд. Культура дома» на основе взаимосвязи процессов моделирования, конструирования и учебного проектирования.
Задачи исследования: 1) изучить необходимую информацию по теме исследования; 2) определить содержание учебного материала по технологии, изучение которого должно способствовать формированию у школьников конструкторских и проектировочных умений в области разработки швейных изделий; 3) выявить условия формирования у школьников конструкторских и проектировочных умений; 4) составить методические рекомендации для учителей технологии по организации конструкторской и проектной деятельности учащихся на уроках технологии.
Основная идея исследования заключается в том, что для успешного формирования и развития умений моделирования, конструкторских и проектных умений и, как следствие, творческих способностей школьников им необходимы: 1) теоретические знания по основам моделирования и конструирования, 2) основные правила решения творческих технических задач в области швейного производства; 2) постоянная практика решения таких задач, например, в процессе выполнения проектов по технологии.
Методологической и теоретической базой исследования являются теория проблемного обучения, теория деятельностного подхода в обучении, дидактические принципы, разработанные в отечественной педагогике, а также те научно-методические исследования, которые связаны с проблемой формирования конструкторских умений, творческих способностей учащихся в процессе трудового обучения (авторы Л.В. Мельникова, Л.В. Осипова, Т.Б. Фридман, И.Н. Федорова, В.Д. Симоненко, Г.И. Кругликов, О.А. Кожина др.)
Методы исследования: анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, беседы с учителями технологии.
Работа выполнена на кафедре теории и методики профессионального образования инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета.
Объем работы составляет 67 страниц машинописного текста. Она со-стоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литера-туры.
Появилась необходимость разработки новых методических подходов, позволяющих с одной стороны, преодолеть отсутствие сопряженности в организации обучения отдельным дисциплинам или разделам одной дисциплины, а с другой стороны, обеспечить единство этих методических подходов в процессе технологической подготовки в школе. В качестве основы для такого объединения может быть выбрано проектное обучение, основное назначение которого - пробудить интерес школьников к профессии, имеющей прямое отношение к изучаемой дисциплине, и усилить мотивацию к обучению; усилить творческую активность обучаемых; повысить качество их теоретических знаний и практических умений; повысить готовность обучаемых к будущей профессиональной деятельности и сократить адаптационный период в начале профессиональной деятельности; повысить уровень сформированности и расширить спектр профессионально важных качеств личности как узко специальных, так и имеющих интеграционный характер.
Изучение школьного курса технологии в настоящее время основано на конструкторско-технологической системе обучения и проектном методе обучения. Поэтому учитель технологии должен иметь четкое представление о процессах моделирования, конструирования и учебного проектирования, которые по определению должны присутствовать в учебном процессе по технологии в школе. Однако формированию у школьников конструкторских и проектировочных умений, умений моделирования на практике уделяется явно недостаточное внимание. Об этом свидетельствует проведенный нами опрос учителей технологии школ гг. Елабуги, Набережных Челнов и Нижнекамска. Этот опрос свидетельствует о том, что существует противоречие между необходимостью обучения школьников моделированию и конструированию и на основе этого проектированию и отсутствием условий для реализации этого процесса. Отсюда вытекает проблема разработки методических пособий, рекомендаций для учителей технологии по методике преподавания технологии в части формирования у школьников конструкторских и проектировочных умений в процессе их технологической подготовки. Наличие этой проблемы говорит об актуальности нашего исследования, тема которого формулируется следующим об-разом: «Формирование умений моделирования и конструирования как основ школьного проектирования по технологии».
Цель нашего исследования - разработать элементы методики преподавания школьного курса технологии по направлению «Обслуживающий труд. Культура дома» на основе взаимосвязи процессов моделирования, конструирования и учебного проектирования.
Задачи исследования: 1) изучить необходимую информацию по теме исследования; 2) определить содержание учебного материала по технологии, изучение которого должно способствовать формированию у школьников конструкторских и проектировочных умений в области разработки швейных изделий; 3) выявить условия формирования у школьников конструкторских и проектировочных умений; 4) составить методические рекомендации для учителей технологии по организации конструкторской и проектной деятельности учащихся на уроках технологии.
Основная идея исследования заключается в том, что для успешного формирования и развития умений моделирования, конструкторских и проектных умений и, как следствие, творческих способностей школьников им необходимы: 1) теоретические знания по основам моделирования и конструирования, 2) основные правила решения творческих технических задач в области швейного производства; 2) постоянная практика решения таких задач, например, в процессе выполнения проектов по технологии.
Методологической и теоретической базой исследования являются теория проблемного обучения, теория деятельностного подхода в обучении, дидактические принципы, разработанные в отечественной педагогике, а также те научно-методические исследования, которые связаны с проблемой формирования конструкторских умений, творческих способностей учащихся в процессе трудового обучения (авторы Л.В. Мельникова, Л.В. Осипова, Т.Б. Фридман, И.Н. Федорова, В.Д. Симоненко, Г.И. Кругликов, О.А. Кожина др.)
Методы исследования: анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, беседы с учителями технологии.
Работа выполнена на кафедре теории и методики профессионального образования инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета.
Объем работы составляет 67 страниц машинописного текста. Она со-стоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литера-туры.
Процесс творчества - сложный и многовариантный. Главное в нем - умение создавать новые предметы сначала в идеальном виде, т.е. в виде идей, замыслов, идеальных объектов, а затем воплощать эти идеи и замыслы в конкретных условиях. Это умение формируется с раннего возраста и развивается далее в учебной и профессиональной деятельности. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были рассмотрены методы обучения учащихся конструированию и моделированию как основ творческой (проектной) деятельности, на примерах обработки текстильных материалов и изготовления женской легкой блузки из шифоновой ткани и плотной прямой юбки из габардина. При этом рассматриваются как обязательные элементы основные свойства материалов, создание технологической последовательности и чертежей основ конструкции изделий, а так же пошив изделия, режимы влажно-тепловой обработки утюгом, характеристика применяемых швов и другие элементы.
Все эти материалы в полной мере соответствуют предъявляемым к изделию требованиям: гигиеническим, эстетическим, эксплуатационным. Выбранная модель блузки и юбки не только отвечает существующему направлению моды, но и благодаря своей классичности будет востребована и во многих последующих сезонах.
При изготовлении выбранного комплекта из юбки и блузки было применено новое оборудование и традиционные методы обработки, которые позволили сократить затраты времени выполнения операций и показать приемы повышения производительности труда.
Таким образом, все перечисленные во введении наиболее важные задачи выпускной квалификационной работы решены и её цель достигнута.
Все эти материалы в полной мере соответствуют предъявляемым к изделию требованиям: гигиеническим, эстетическим, эксплуатационным. Выбранная модель блузки и юбки не только отвечает существующему направлению моды, но и благодаря своей классичности будет востребована и во многих последующих сезонах.
При изготовлении выбранного комплекта из юбки и блузки было применено новое оборудование и традиционные методы обработки, которые позволили сократить затраты времени выполнения операций и показать приемы повышения производительности труда.
Таким образом, все перечисленные во введении наиболее важные задачи выпускной квалификационной работы решены и её цель достигнута.
Подобные работы
- Формирование культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА С КВАЛИФИКАЦИЕЙ «УЧИТЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Интеграция как фактор формирования общетрудовых сельскохозяйственных умений у учащихся VI-VII классов сельских школ в процессе трудовой подготовки
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (САПР) «ГРАЦИЯ»
КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ
ПОСТРОЕНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Конструирование содержание и технологии обучения web-программированию старшеклассников в процессе внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ
ССУЗА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
(в процессе освоения ДПИ)
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2016 - ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, технология транспортных процессов . Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2013 - ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2002 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



