РИТМИКО - ИНТОНАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗОВ ЭЛИАСА КАНЕТТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РИТМИКО - ИНТОНАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА
ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА 6
1.1 Понятие ритма и интонации 6
1.2 Основные фонетические средства выражения эмоциональности
в тексте 16
ВЫВОДЫ 28
ГЛАВА 2 ФОНОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МИНИАТЮР
ЭЛИАСА КАНЕТТИ 31
2.1 Творческий путь Э. Канетти 31
2.2 Фоностилистические особенности миниатюр Э. Канетти 34
ВЫВОДЫ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ГЛАВА 1 РИТМИКО - ИНТОНАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА
ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА 6
1.1 Понятие ритма и интонации 6
1.2 Основные фонетические средства выражения эмоциональности
в тексте 16
ВЫВОДЫ 28
ГЛАВА 2 ФОНОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МИНИАТЮР
ЭЛИАСА КАНЕТТИ 31
2.1 Творческий путь Э. Канетти 31
2.2 Фоностилистические особенности миниатюр Э. Канетти 34
ВЫВОДЫ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Язык представляет собой единство взаимосвязанных и взаимодействующих уровней (аспектов), образующих целостную систему. Одним из уровней этой системы является звуковой строй языка. Его изучением занимается фонетика - самостоятельная лингвистическая дисциплина, входящая в общую науку.
Под фонетикой понимается отрасль языкознания, изучающая всю звуковую сторону языка: не только собственно звуки и их поведение в речевом потоке, но и другие фонетические явления, такие как слог, его структура, акустическая природа словесного ударения, интонация, ее компоненты, функции.
Интонация - фонетическое средство языка, организующее предложение в звучащее высказывание. Она представляет собой вариативность единства мелодики, темпа, фразового ударения, тембра и темпа речи, которая служит для передачи различных значений в акте коммуникации.
Фонетика рассматривает ритм речи как равномерное чередование ударных и безударных слогов.
В более широком смысле ритм - регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообразующую и эмоциональную функцию. Ритм наименее выражен в спонтанной, повседневной речи, наиболее - в стихотворных текстах.
Содержание научной проблемы и её актуальность. Ритм относится к числу фундаментальных явлений природы и всегда привлекал внимание ученых, работающих в самых разных областях и сферах познания жизни. Ритм - одна из закономерностей движения материи, природно обусловленное «правильное» чередование соизмеримых элементов той или иной системы, глобальной или локальной, неорганической или органической, пространственной, временной, среди прочего, и художественно-эстетической. Но здесь сразу же начинаются сложности и расхождения, поскольку художественная сфера - реализация не столько физического, материального, но идеального, духовного, творческого.
Несмотря на то, что обучение этой стороне рассматривается в работах многих современных учёных - фонологов, данная проблема является неразрешённой и в настоящее время. Интонация важна по тому, что имеет большое значение для содержания того или иного высказывания. Словам и грамматическим конструкциям интонация придаёт определённый смысл. Одна и та же реплика, сказанная различными тонами, может восприниматься как приказ, требование, утверждение или вопрос, произнесённые с различными модальными и эмоциональными значениями.
Целью данной работы является определение ритмико - интонационных особенностей мини-текстов Э. Канетти.
Объектом исследования работы является ритмико - интонационные особенности в миниатюрах Э. Канетти.
Предмет исследования - краткая проза Э. Канетти.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятия ритма и интонации, изучить их особенности.
2. Рассмотреть основные фонетические средства выражения эмоциональности в тексте.
3. Проследить творческий путь Э. Канетти.
4. Определить фоностилистические особенности его миниатюр.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
- Теоретический анализ научной литературы по данной теме;
- Использование аудиотекстов при анализе произведений;
Практическая значимость данной работы состоит в том, что все ее материалы могут быть использованы в дальнейшем при изучении и анализе ритмико - интонационных особенностей других произведений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения и библиографического списка. Во введении рассматривается актуальность работы, определяются ее предмет и объект, цель, задачи и методы исследования. Первая глава посвящена изучению теоретических основ ритмико - интонационных средств организации текста. Вторая глава включает в себя анализ фоностилистических особенностей произведений Элиаса Канетти. Заключение содержит в себе основные выводы по работе.
Основные положения ВКР прошли апробацию на ежегодной научной конференции, проводимых на факультете иностранных языков ЕИ КФУ (16.04.2013), а также была опубликована статья в сборнике «Актуальные вопросы филологии в контексте взаимодействия языков и культур» (23.11.2012).
Под фонетикой понимается отрасль языкознания, изучающая всю звуковую сторону языка: не только собственно звуки и их поведение в речевом потоке, но и другие фонетические явления, такие как слог, его структура, акустическая природа словесного ударения, интонация, ее компоненты, функции.
Интонация - фонетическое средство языка, организующее предложение в звучащее высказывание. Она представляет собой вариативность единства мелодики, темпа, фразового ударения, тембра и темпа речи, которая служит для передачи различных значений в акте коммуникации.
Фонетика рассматривает ритм речи как равномерное чередование ударных и безударных слогов.
В более широком смысле ритм - регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообразующую и эмоциональную функцию. Ритм наименее выражен в спонтанной, повседневной речи, наиболее - в стихотворных текстах.
Содержание научной проблемы и её актуальность. Ритм относится к числу фундаментальных явлений природы и всегда привлекал внимание ученых, работающих в самых разных областях и сферах познания жизни. Ритм - одна из закономерностей движения материи, природно обусловленное «правильное» чередование соизмеримых элементов той или иной системы, глобальной или локальной, неорганической или органической, пространственной, временной, среди прочего, и художественно-эстетической. Но здесь сразу же начинаются сложности и расхождения, поскольку художественная сфера - реализация не столько физического, материального, но идеального, духовного, творческого.
Несмотря на то, что обучение этой стороне рассматривается в работах многих современных учёных - фонологов, данная проблема является неразрешённой и в настоящее время. Интонация важна по тому, что имеет большое значение для содержания того или иного высказывания. Словам и грамматическим конструкциям интонация придаёт определённый смысл. Одна и та же реплика, сказанная различными тонами, может восприниматься как приказ, требование, утверждение или вопрос, произнесённые с различными модальными и эмоциональными значениями.
Целью данной работы является определение ритмико - интонационных особенностей мини-текстов Э. Канетти.
Объектом исследования работы является ритмико - интонационные особенности в миниатюрах Э. Канетти.
Предмет исследования - краткая проза Э. Канетти.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятия ритма и интонации, изучить их особенности.
2. Рассмотреть основные фонетические средства выражения эмоциональности в тексте.
3. Проследить творческий путь Э. Канетти.
4. Определить фоностилистические особенности его миниатюр.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
- Теоретический анализ научной литературы по данной теме;
- Использование аудиотекстов при анализе произведений;
Практическая значимость данной работы состоит в том, что все ее материалы могут быть использованы в дальнейшем при изучении и анализе ритмико - интонационных особенностей других произведений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения и библиографического списка. Во введении рассматривается актуальность работы, определяются ее предмет и объект, цель, задачи и методы исследования. Первая глава посвящена изучению теоретических основ ритмико - интонационных средств организации текста. Вторая глава включает в себя анализ фоностилистических особенностей произведений Элиаса Канетти. Заключение содержит в себе основные выводы по работе.
Основные положения ВКР прошли апробацию на ежегодной научной конференции, проводимых на факультете иностранных языков ЕИ КФУ (16.04.2013), а также была опубликована статья в сборнике «Актуальные вопросы филологии в контексте взаимодействия языков и культур» (23.11.2012).
Элиас Канетти- самобытный писатель ХХ века, создавший свой тип художественного мышления, отличающий его от современников. Ему удалось воплотить свою собственную художественную модель мира. Ситуация, сложившаяся вокруг творчества Канетти, диктует поиск широких подходов, связанных и с контекстом, и с текстом.
В настоящее время масштабность творчества Канетти не вызывает сомнений, напротив, побуждает к серьезному осмысления его произведений. Стремление тем сильнее, чем внимательнее вчитываешься в его книги и раскрываешь грани его таланта: Канетти - писателя, философа, ученого- антрополога. Система художественных средств свойственных данному писателю, его художественный мир, нуждается в исследовании.
Ритм и интонация являются основным способом эмоционального воздействия речевого произведения и вхождения в эмоциональную сферу автора. Данный процесс происходит на сенсорном, бессознательном уровне.
Таким образом, наша поставленная цель достигнута, были выявлены и проанализированы ритмико - интонационные особенности в рассказах Элиаса Канетти. В ходе работы были выполнены задачи, т.е. в теоретической части были изучены особенности ритма и интонации, творческий путь Э. Канетти, и в практической части были определены ритмико - интонационные особенности в его рассказах.
Завершая работу, хочется сказать, что ритмико - интонационные особенности не только миниатюр, но и других произведений являются важными показателями настроения данного текста. Ритм и интонация могут быть спокойные, уравновешенные, или же намеренно неровные, отражающие волнение, эмоциональное напряжение рассказчика.
Проведенная работа показала, что произведения Элиаса Канетти написаны в разных эмоциональных тонах. Он умел играть настроением, несмотря на то, что его произведения появились в значительно напряженное время, до Второй мировой войны. Произведения Канетти прошли проверку временем и не утратили своей актуальности в наступившем новом веке.
В настоящее время масштабность творчества Канетти не вызывает сомнений, напротив, побуждает к серьезному осмысления его произведений. Стремление тем сильнее, чем внимательнее вчитываешься в его книги и раскрываешь грани его таланта: Канетти - писателя, философа, ученого- антрополога. Система художественных средств свойственных данному писателю, его художественный мир, нуждается в исследовании.
Ритм и интонация являются основным способом эмоционального воздействия речевого произведения и вхождения в эмоциональную сферу автора. Данный процесс происходит на сенсорном, бессознательном уровне.
Таким образом, наша поставленная цель достигнута, были выявлены и проанализированы ритмико - интонационные особенности в рассказах Элиаса Канетти. В ходе работы были выполнены задачи, т.е. в теоретической части были изучены особенности ритма и интонации, творческий путь Э. Канетти, и в практической части были определены ритмико - интонационные особенности в его рассказах.
Завершая работу, хочется сказать, что ритмико - интонационные особенности не только миниатюр, но и других произведений являются важными показателями настроения данного текста. Ритм и интонация могут быть спокойные, уравновешенные, или же намеренно неровные, отражающие волнение, эмоциональное напряжение рассказчика.
Проведенная работа показала, что произведения Элиаса Канетти написаны в разных эмоциональных тонах. Он умел играть настроением, несмотря на то, что его произведения появились в значительно напряженное время, до Второй мировой войны. Произведения Канетти прошли проверку временем и не утратили своей актуальности в наступившем новом веке.



