Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА И УРОВНЯ ЭМПАТИИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Работа №87962

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2013
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические вопросы изучения взаимосвязи стиля руководства и уровня эмпатии руководителя на предприятии 7
1.1 Понятие эмпатии в зарубежной и отечественной литературе 7
1.2. Руководство как социально - психологическое явление 19
1.3 Влияние эмпатии на эффективность руководства 22
Выводы по Главе 1 40
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния эмпатии на стиль руководства у руководителей на предприятии
2.1 Организация и методы исследования 42
2.2 Результаты исследования взаимосвязи стиля руководства и
уровня эмпатии 43
Выводы по Главе 2 49
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение

Польский журналист-исследователь Д. Пассент писал, что «директор должен быть дипломатом, когда что-то выпрашивает в вышестоящих инстанциях для своего предприятия; жестким, когда требует выполнения своих распоряжений и приказов от подчиненных или выполнения договоров от поставщиков; изворотливым, когда беседует с представителями прессы; многообещающим - при встрече с молодыми работниками; важным государственным деятелем, когда принимает заграничные делегации; святым отцом, когда принимает жалобы от посетителей».
Работа руководителя представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства предприятия. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать управленческую деятельность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать такой тонкий инструмент руководителя, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.
Понятие «стиль» имеет греческое происхождение. Первоначальное его значение - «стержень для писания на восковой доске», а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства - это своего рода «почерк» в действиях руководителя.
Более полное определение понятия «стиль руководства» - относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности руководителя.
Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения руководителя в процессе подготовки и реализации управленческих решений. Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для руководителя приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль - это система постоянно применяемых методов руководства.
Таким образом, стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью. Регламентируется стиль личными качествами руководителя.
В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так не существует и двух руководителей с совершенно одинаковым стилем руководства. При этом следует иметь в виду, что не существует некоего «идеального» стиля руководства, пригодного для всех случаев жизни. Применяемые руководителем стиль или симбиоз стилей зависят не столько от личности руководителя, сколько от соответствующей ситуации (ситуативное положение).
Руководитель в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, сопереживать им, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности.
Актуальность темы исследования. Рассмотрение данной темы с учетом происходящих в стране изменений, рыночных преобразований, и так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными, на наш взгляд, крайне актуально. Актуальность исследования обуславливается и тем, что характер взаимоотношений во многом определяется способностью руководителя учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к нему подчиненного коллектива. Для этого необходимо формировать у руководителя рефлексивное отражение восприятия подчиненными его основных качеств, без чего деловое и межличностное общение будет малоэффективным, в то же время управленческие решения будут страдать некоторой односторонностью. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.
Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределил тему, объект, предмет, цели и задачи исследования.
Цель исследования: исследовать взаимосвязь стиля руководства и уровня эмпатии руководителя на предприятии.
Объект исследования: руководители предприятий.
Предмет исследования: влияние уровня эмпатии на стиль руководства.
Гипотеза исследования: чем выше уровень эмпатии руководителей, тем реже они используют директивный стиль управления, и наоборот, чем ниже уровень эмпатии, тем чаще руководители используют такой стиль как директивный.
В соответствии с поставленной целью проведенного исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать определения стиля руководства и понятия эмпатии, которые отражены в современной литературе;
2. Провести диагностическое исследование;
3. Провести анализ полученных результатов с помощью методов математической статистики.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации научных знаний и эмпирических исследований по проблеме взаимосвязи стилей руководства и уровня эмпатии у руководителя на предприятии.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты можно использовать в рамках управленческой психологии и других областях практической психологии, а также они могут быть полезны психологам, работающим в организациях, с целью выработки навыков эффективного управления руководителей.
Исследование проводилось на предприятии г. Нижнекамска: ООО «Нижнекамская ТЭЦ» (филиал ОАО «Татнефть»). Респондентами являлись руководители предприятий. Количество испытуемых 40 человек (начальники смены, начальники цеха, инженеры).
Структура исследования: Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование показало, что изучаемая проблема имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.
Руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства.
В своей практической деятельности руководитель должен быть более гибким к своим подчиненным, проявлять сочувствие и понимание, а такое понимание, как мы выяснили, опосредуется стилем руководства. Руководитель должен быть в меру эмпатийным, чтобы работники ему «не сели на шею» или чтобы работники не боялись проявлять разумной инициативы. Он должен постоянно корректироваться в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями.
Используя рассмотренные в данной работе модели, которые изучались различными исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но также атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, например, взаимопонимание и удовлетворенность работой.
Коллектив представляет собой совокупность индивидов, существенное влияние на формирование внутренней психологической ситуации в коллективе оказывает развитие личности.
Руководитель не может не оказывать влияние на психологическую сферу группы. Кроме того, создание положительного климата в коллективе является его непосредственной обязанностью.
Целью дипломной работы было изучение уровня эмпатии у руководителей на предприятии и определение стиля руководства, способствующего повышению эффективности и качества работы, исследование проводилось на предприятии г. Нижнекамска: ООО «Нижнекамская ТЭЦ» (филиал ОАО «Татнефть»).
Для того чтобы выявить уровень эмпатийности и определить стиль руководств понадобилось:
- выяснить стили руководства;
- определить уровень эмпатийности менеджеров;
- проанализировать полученные данные и выявить влияние уровня эмпатийности на стиль руководства руководителей на предприятии.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что чем выше уровень эмпатии руководителей, тем реже они используют директивный стиль управления, и наоборот, чем ниже уровень эмпатии, тем чаще руководители используют такой стиль как директивный. Гипотеза подтвердилась: в ходе исследования выявлено влияние стиля руководства на уровень эмпатии.



1. Аверченко Л.К. Психология управления: курс лекций/ Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокашомцев, В.М. Николашко - М.: ИНФРА-М, 2009. - 302с.
2. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Изд-во Эксмо, 2007.- 104с.
3. Ванершот Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов. - В кн. Карл Роджерс и его последователи. Пер с англ. М., 2009. - 230с.
4. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - 45с.
5. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста. // Вопросы психологии. - 2007. - 183с.
6. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. - 2008. - №4. - 198с.
7. Гительмахер Р.Б. Восприятие руководителя подчиненными/Р.Б. Гительмахер. - Иваново, Изд-во Феникс, 2010. - 201с.
8. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления/В.В. Гончаров.- М.: Экономика, 2007. - 176с.
9. Громова О.Н. [и др.] Организация управленческого труда/ О.Н. Громова, В.И. Свистунов, В.М. Мишин. - М.: Экономика, 2008. - 233с.
10. Д. Големан. Что делает человека лидером? - Центр развития коучинга - Лидер 3000, 2007, № 15 - 34с.
11. Дворсков К.П. О стиле и культуре руководства/К.П. Дворсков, С.А. Ширяев. - Новосибирск, Экономист, 2009. - 171с.
12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология — СПб: «Питер», 2010. - 89с.
13. Жариков, Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу/Е.С. Жариков. - М.: МЦФЭР, 2007. - 34с.
14. Жукова М. Эмпатия: пережить за другого // Смена, - 2007, - №6. - 67с.
15. Журавлев А.Л. [и др.] Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом/ А.Л. Журавлев, В.Ф. Рубахин, В.Г. Шорин. - М.: Экономика, 2010. - 192с.
16. Елеференко И.О. Эмпатия. - СПб.: Гаруда, 2003. - 83с.
17. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов/ М.И. Еникеев.- М.: Норма, 2008. - 33с.
18. Е. Е. Туник Стили руководства в системе образования, Психологическая газета, № 8, 2009 г. - 91с.
19. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2008. - № 1. - 43с.
20. Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации/О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 67с.
21. Карягина Т. Д. Некоторые аспекты развития представлений об эмпатии //«Психология общения — 2009: на пути к энциклопедическому знанию». - 99с.
22. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. - 6-изд., стереотип/Н.И. Кабушкин. - Мн.: Новое знание, 2011. - 81с.
23. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие/А.В. Карпов. - М.: Гардарики, 2010. - 126с.
24. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства/А.Г. Ковалев. - М.: Экономика, 2010. - 236с.
25. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. - М.: ЧеРо, 2009. - 162с.
26. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. - СПб.: Питер, 2006. - 93с.
27. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом/А.И. Кочеткова. - М.: Норма, 2010. - 207с.
28. Кричевский Р.Л. Руководитель/Р.Л. Кричевский. - М.: Норма, 2010. - 193с.
29. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник/В.Г. Крысько. - Мн.: Харвест, 2006. - 63с.
30. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель.. ,/Р.Л. Крический. - СПб.: Питер, 2006. - 87с.
31. Курпатов А.В. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии: [монография]/ А.В.Курпатов, А.Н. Алехин. - Москва: ОЛМА Медиа Групп, - 2007 - 304с.
32. Липсиц И. Секреты умелого руководителя/И.Липсец - М.: Норма, 2011. - 59с.
33. Лебедев Д.И. Психология и управление/Д.И. Лебедев. - М.: Экономика, 2010. - 145с.
34. Лопсан Ч.И. Социально-психологические аспекты эмпатии личности/ Ч.И. Лопсан //Журнал прикладной психологии. - 2009, - №4-5. - 35с.
35. Лукичева, Л.И. Управление организацией/Л.И. Лукичева. - М.: Омега-Л, 2008. - 185с.
36. Майерс Д. Изучаем социальную психологию. - М.: Академия, 2005. - Часть III. - 251с.
37. Мансер С., Линг Дж. Психометрический анализ фактора эмпатии (EQ) // Personality and Individual Differences / Пер. Разумова Л.Д. - 2006. - №40 - 91с.
38. Мескон М.Х., [и др.] Основы менеджмента/М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Экономика, 2009. - 283с.
39. Онлайн энциклопедия «Кругосвет» - Ст. «Эмпатия».
40. Орлов А. Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. - 2008. - №4. - 62с.
41. Попов О.А. Содержание и характеристика научного исследования // Статистика в психологии и педагогике: каталог статей. - 2008. - 293с.
42. Пузыревский В.Ю. Феномен эмпатии в контексте современной западной философии. Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд.-филос. наук. - СПб., 2009; - 185с.
43. Роджерс К. - Эмпатия. // Психология мотивации и эмоций (под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман). - М.: ЧеРо, 2009. - 275с.
44. Роджерс К. Эмпатия. // В сб. Психология эмоций. Тексты. - М., 2010. - 254с.
45. Сутурина Ю.В. Эмпатия как профессионально значимое свойство личности // Вестник Бурятского государственного университета. - 2008. - 182с.
46. Сухов А.Н., [и др] Социальная психология/ А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцева. - М.: Академия, 2009. - 342с.
47. Тютяева О.В. - Функциональные механизмы эмпатийного воздействия // «Вокруг планеты всей: любопытная информация на любые темы: Психология.» - 2009. - 122с.
48. Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Т. Форд. М. 2007. - 187с.
49. Ф.Тейлор «Управление предприятием», 2009. - 255с.
50. Этчегоен Г. - Эмпатия // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2008. - № 1. - 64с.
51. Юсупов И. М. Психология эмпатии. Теоретические и прикладные аспекты. Автореф. дис. д-ра пс. наук. - СПб., 2007. - 156с.
52. Ягнюк К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2007. - № 1. - 65с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ