Проведено экспериментальное исследование.
База исследования : супермаркет «Пятёрочка» ( г.Нижневартовск).
Выборка: 15 сотрудников .
Если в данной работе поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Применялась методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты саморегуляции 5
1.1. Подходы к изучению саморегуляции в психологии 5
1.2. Методы и методики саморегуляции и стрессоустойчивости сотрудников сферы обслуживания 16
2. Организация и анализ исследования стрессоустойчивости 23
2.1 Выборка методик исследования стрессоустойчивости 23
2.2. Описание и анализ полученных результатов 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
Целью курсовой работы является изучение процесса саморегуляции и уровня стрессоустойчивости у работников сферы обслуживания.
Объект исследования – саморегуляция и стрессоустойчивость.
Предмет исследования – особенности саморегуляция и стрессоустойчивость у сотрудников сферы обслуживания.
Гипотеза - вероятно, что у сотрудников продуктового магазина «Пятёрочка» с различным стажем работы будут различия в уровне стрессоустойчивости и стилях саморегуляции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую литературу и обобщить подходы к изучению саморегуляции и стрессоустойчивости;
2. Подобрать методы и методики по проблеме исследования;
3. Изучить стили саморегуляции у сотрудников сферы обслуживания;
4. Определить уровень стрессоустойчивости у сотрудников сферы обслуживания;
5. Провести эмпирическое исследование, проанализировать и проинтерпретировать полученные результаты.
Методика исследования: Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе продуктового магазина «Пятёрочка», расположенного по адресу г. Нижневартовск, ул. Героев Самотлора, 16.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части (2 главы), заключения и списка использованных источников и литературы.
Саморегуляция – это важная часть человеческой психики, и каждому человеку полезно ею владеть. Речь идет об управлении своим психическим и эмоциональным состоянием, и это, несомненно, очень полезное качество. Воздействуя на себя с помощью мыслительных образов, управляя дыханием или используя другие приемы, человек может довольно быстро «прийти в себя».
Аспекты, влияющие на саморегуляцию:
- внешние условия среды;
- особенности личности;
- особенности взаимоотношений между личностью и окружением;
- цели деятельности.
Одними из наиболее доступных методов саморегуляции являются естественные приемы регуляции.
Работнику сферы обслуживания для успешного осуществления профессиональной деятельности, особенно в условиях конфликта, необходимо владеть приемами и методами саморегуляции своего психологического и физического состояния.
В практической деятельности для сохранения высокого уровня работоспособности и жизненного тонуса работник сферы обслуживания должен овладеть навыками поведения в нестандартных ситуациях. Существует ряд приемов, техник, упражнений, направленных на развитие данной компетенции.
Стресс — это адаптивная реакция организма при наступлении неблагоприятных факторов. Человек генетически запрограммирован на два вида реакций в минуту опасности – бежать (тип «антилопа») или бороться (тип «лев).
Организм моментально выдает реакцию на стресс - пульс учащается, сердце рвется наружу, лицо краснеет, появляется дрожь в конечностях, неприятные ощущения в животе.
Стрессоустойчивость — это способность личности активно противостоять проблемам, трудностям, шоковым и неприятным ситуациям. Это то качество, которое позволяет нести значительные эмоциональные и волевые нагрузки без ущерба для своего здоровья и окружающих.
Стресс работников сферы обслуживания зачастую связан с клиентами. Для формирования и развития стрессоустойчивости необходимо использовать предложенные методики в данном курсовом проекте.
С помощью методики Холмса и Раге, мы установили, что у сотрудников с небольшим стажем работы в супермаркете “Пятёрочка” наблюдается высокая степень стрессоустойчивости, чем у сотрудников со среднем стажем работы.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования подтверждена. Данные, полученные нами, имеют практическую значимость для организации профилактических и коррекционных мероприятий, психологами и в умении распознать симптомы стресса на ранних стадиях.
1. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 340 с.
2. Гиппенрейтер, Юлия Борисовна. Введение в общую психологию : Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер . – Москва : АСТ, 2019, макет . – 351, 1 с.
3. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019. 320 с.
4. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
5. Дикая, Лариса Григорьевна. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.03 / Ин-т психологии РАН. - Москва, 2002. - 49 с.
6. Дружинин, Владимир Николаевич. Психология общих способностей : Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Н. Дружинин . – 3. изд . – Москва : Юрайт, 2019 . – 349, 41с.
7. Еромасова А. А. Общая психология в 3-х томах. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 227 с.
8. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 182 с.
9. КАК ВЫБРОСИТЬ БЕСКОНЕЧНЫЕ СПИСКИ ДЕЛ И ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕЙ: МЕТОД БЫСТРОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОТ ТОНИ РОББИНСА. Электронный ресурс. Режим доступа: https://goldcoach.ru/upravlenie-proektami/metod_bystrogo_planirovaniya_ot_toni_robbinsa.html Дата обращения: 17.04.2022
10. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.
11. Коноваленко, Марина Юрьевна. Психология общения : Рекомендовано Учебно-методическим отделом среднего профессионального образования в качестве учебника и практикума для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / М. Ю. Коноваленко . – 2. изд., перераб. и доп . – Москва : Юрайт, 2020 . – 476 с.
12. Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2019. 414 с.
13. Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. 544 с.
14. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 156 с.
15. Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 128 с.
16. Лаптева, Ирина Леонидовна. Общепсихологический практикум : учебник для академического бакалавриата / И. Л. Лаптева, О. Б. Полякова, Л. Г. Лаптев ; Под ред. В. В. Рубцова; Московский городской психолого-педагогический университет. – Москва: Юрайт, 2017. – 675 с.
17. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. Электронный ресурс. Режим доступа: https://psylab.info/Методика_определения_стрессоустойчивости_и_социальной_адаптации_Холмса_и_Раге Дата обращения: 24.04.2022
18. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 2. Внимание и память. — М.: Юрайт. 2019. 262 с.
19. Общая психология. Т. 2 : Хрестоматия : В 5 т. / Сост. В. А. Мазилов, В. Д. Шадриков . – Москва : РИД РосНОУ, 2020 . – 509 с.
20. Павелко Н. Н. , Павлов С. О. Психология и педагогика (для бакалавров). М.: КноРус, 2018. 496 с.
21. Прохоров, Александр Октябринович. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности / А. О. Прохоров. - М. : PerSe, 2005 (ОАО Тип. Новости). - 350 с.
22. Рефрейминг против стресса. Электронный ресурс. Режим доступа: https://staff.wikireading.ru/63 Дата обращения: 17.04.2022
23. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
24. Стрессоустойчивость: ее уровень и способы развития. Электронный ресурс. Режим доступа: https://hug.ru/blog/stressoustoychivost/ Дата обращения: 17.04.2022
25. ТРЕНИНГ «РЕСУРСЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ». Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/images/4/4b/Книга_Ресурсы_стрессоустойчивости.pdf Дата обращения: 17.04.2022
26. Шадриков, Владимир Дмитриевич. Общая психология: учебник для академического бакалавриата: учебник по направлению подготовки 37.03.01 "Психология" ФГОС ВО / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов; Высшая школа экономики. – Москва: Юрайт, 2017. – 411 с.