Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗа

Работа №87940

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2012
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА 7
§ 1.1. Общая характеристика учебной деятельности 7
§ 1.2. Мотивация обучения студентов ВУЗа 17
Выводы 33
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА 36
§ 2.1. Организация и проведение исследования 36
§ 2.2. Анализ полученных результатов 37
Выводы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ


Система образования, в том числе и высшее, в настоящее время испытывает определенные трудности. Перед ней стоят острые проблемы, являющиеся следствием осуществляемых в стране глубоких реформ. Происходящие в обществе политические, социально-экономические, организационные преобразования требуют существенных перемен в подготовке подрастающего поколения.
В условиях рыночной экономики максимальные шансы на успех имеют те учебные заведения, которые непрерывно повышают качество подготовки специалистов и используют для этого все возможные резервы. Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, с высоким уровнем профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Это предопределяет перестройку процесса обучения, в целом и каждой из его сторон, в особенности мотивационной. [8]
Актуальность темы.
В настоящее время подготовка студентов к будущей профессии сводится к усвоению профессиональных знаний, умений, навыков. Основной задачей ВУЗа является формирование специалистов, способных творчески подходить к решению проблем развития производства, науки, техники, искусства и культуры. В числе психолого-педагогических проблем высшей школы одно из центральных мест принадлежит задачам организации мотивации обучения студентов. Проблема организации учебной деятельности студентов связана с проблемой развития их учебной мотивации. Решение этих проблем важно не только для психолого-педагогической теории, но и для совершенствования практики обучения в вузе, т.к. высокий уровень учебной мотивации является одним из наиболее действенных средств повышения эффективности и качества учебного процесса. Вопрос об учебной мотивации - это по существу вопрос о качестве учебной деятельности.
Изучение мотивации обучения обусловлено, прежде всего, тем, что у большинства современных студентов учебная деятельность все чаще приобретает формальный характер, она больше ориентирована не на усвоение новых знаний, а на успешную сдачу сессии любыми средствами. При постановке учебных целей студент должен проявить гораздо больше самостоятельности, умения правильно организовать работу, учитывать и распределять время. [12]
Проблема развития мотивации - это далеко не новая научная проблема, ею занимались Б. Г. Ананьев, В.Апельт, О.Н. Арестова, Р. Р. Бибрих, Л. И. Божович, И. А. Васильев, А. К. Маркова, Т. А. Матис, В. Э. Мильман, А. Б. Орлов, М. Г. Рогов, С. М. Соколов и др.
В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Одними из важнейших компонентов педагогической деятельности является мотивационный комплекс личности: мотивация учебной и
профессиональной деятельности, мотивация успеха и боязнь неудачи, факторы привлекательности профессии для студентов, обучающихся в педагогическом вузе.
Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено много публикаций и среди них - монографии российских авторов: В.Г. Асеева, И.А. Васильева и М.Ш. Магомед- Эминова, В.К. Вилюнаса, И.А. Джидарьяна, Б.И. Додонова, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинова, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B.C. Магуна, B.C. Мерлина, С.Г. Москвичёва, Л.И. Петражицкого, П.В. Симонова, А.А. Файзуллаева, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсона; а также зарубежных авторов: К.Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д.Халла, А.Г. Маслоу.
Важность решения проблемы мотивации обучения определяется тем, что мотивация обучения является необходимой для эффективного осуществления учебного процесса. Необходимо найти такие методы педагогического воздействия, которые не только наилучшим образом мотивировали бы данную личность, но и способствовали бы максимальному её развитию, созреванию и реализации. Здесь можно придти к выводу, что формирование мотивов учения - это создание в учебном заведении условий для появления побуждений к учению (мотивов, целей). [3]
Несмотря на большое количество научных работ, посвященных мотивации обучения, есть множество вопросов остающихся нерешёнными. В частности, какие мотивы при обучении студентов являются главенствующими и причины этого.
Цель исследования - выявление мотивов обучения студентов ВУЗа.
Задачи исследования:
1) Анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;
2) Рассмотреть теоретические аспекты учебной деятельности и мотивации обучения студентов ВУЗа
3) Провести эмпирическое исследование на выявление мотивации обучения студентов ФФК
4) Определить уровни мотивации обучения студентов ВУЗа.
Объект исследования - студенты первого, четвертого курса факультета физической культуры.
Предмет исследования - мотивация обучения студентов ВУЗа.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что структура мотивации обучения находится в зависимости от индивидуально-психологических свойств личности и от мотивации выбора будущей профессии;
Методы исследования
В качестве экспериментальных методов использовалось следующее диагностическое средство: Методика «Изучение мотивации обучения в ВУЗе» предложенной Т. И Ильиной.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что она раскрывает содержание психологических особенностей мотивации обучения студента, педагогического ВУЗа и выявляет ее значимые составляющие. Мы полагаем, что проведенное исследование будет способствовать совершенствованию мотивации обучения студентов в условиях высшего учебного заведения, путем выяснения преобладающих мотивов. Результаты исследования могут быть учтены в планировании учебного процесса в ЕФ КФУ; выявленные особенности мотивации в педагогической деятельности студентов позволяют осуществить дифференцированный подход в процессе подготовки к предстоящей профессионально-педагогической деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в профконсультационной работе.
Структура и объём ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка литературы, включая 51 источник. Общий объем работы 58 страницы компьютерного набора.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Психологическое изучение мотивации обучения - это важный элемент процесса воспитания мотивационной сферы целостности личности студента. Изучения учебной мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого студента. В связи с этим результаты проведенного исследований мотивации учебной деятельности, показали процессы взаимосвязи общественного устройства общества и формирования у студентов новых целей и потребностей.
В нашей работе мы хотим привлечь внимание к тому, что в практике возможности изучения учебной мотивации необходимо проводить на разных этапах развития личности студента, так как результат будет разным в зависимости от познавательных и широких социальных мотивов, а также и от уровней; по иерархичности учебной мотивационной сфере, т.е. подчинению непосредственным побуждений произвольным, осознанным их формам; по гармоничности и согласованности отдельных мотивов между собой; по стабильности и устойчивости положительно окрашенных мотивов; по наличию мотивов ориентированных на длительную временную перспективу; по действенности мотивов и их влияния на поведение и т.д.
Пути становления и особенности мотивации учебной деятельности для каждого студента индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление данной мотивации студента.
На основе результатов анализа, можно констатировать, что состояние мотивации учебной деятельности зависит от того, оценивает ли студент учебную деятельность в сравнении с его собственными, реальными возможностями и уровнем притязаний, а также влияние на профессиональную мотивацию мнение сверстников с тем или другим уровнем способностей.
Сочетание выделенных выше параметров мотивов (типы, уровни) целесообразно изучать и диагностировать в разнообразных ситуациях реального выбора. Ситуация выбора имеет то преимущество, что они являются не только осознанные, но и реально действующие мотивы. Важно только чтобы студент понимал, что его выбор может привести к реальным последствиям для его жизни, а не останется только на словах. Именно тогда результатам такого выбора можно доверять.
Наше исследование мотивации обучения студентов позволяет выделить несколько ступеней включенности студента в процесс учения. Каждая из этих ступеней характеризуется, во-первых, некоторым общим отношением к учению, которое, как правило, достаточно хорошо фиксируется и обнаруживается (по таким признакам как успеваемость и посещаемость занятий, общая активность студентов по количеству его вопросов и обращения к преподавателю, по добровольности выполнения учебных заданий, отсутствию отвлечений, широте и устойчивости интересов к разным сторонам учения и т.д.).
Во-вторых, за каждой степенью включенности студента в учение лежат разные мотивы, цели учения.
В-третьих, каждой из ступеней включенности студента в учение соответствует то или иное состояние, умение учиться, что помогает понять причину тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода студента от трудностей в работе и т.д.
Для достижения цели мы провели эмпирическое исследование факультета физической культуры применив методику «Мотивация обучения в ВУЗе» предложенную Т.И. Ильиной. Мы исследовали мотивацию обучения в ВУЗе. Мы получили, что имеются различия в мотивации обучения студентов первого и четвертого курса. Мотив получения диплома наиболее выражен у студентов первого курса. Мотив приобретения знаний также преобладают у студентов первого курса. Мотив овладение профессией преобладают у студентов четвертого курса.



1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности - М., 1976.
2. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности. - М., 1974. - С.122.
3. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации - Н., 1996.
4. Божович Л.И., Благонадежная Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков - М., 1972.
5. Вербицкий А.А., Бакмаева Н.А. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении - 1997. - № 4.
6. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека - М., 1986.
7. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т. 2 Под ред. Г. Г. Аракелова. - М., 1992. - 376 с.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения - М., 1986.
9. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности - М., 1974.
10. Додонов Б.И. Эмоции как ценность - М., 1978.
11. Донцов И.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов И.И. Донцов, Г.М. Белокрылова Вопросы психологии, 1999. - № 2.
12. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза Вопросы психологии. - 1998. - № 2.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология - М., 2002.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.
15. Ильясов И.И. Структура процесса учения И.И. Ильясов. - М., 1986.
16. Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии Е.А. Климов Вопросы психологии. - 1985 - № 4.
17. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения - Ростов-на-Дону, 1996.
18. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности - М., 1988. - 192 с.
19. Ковалев А. Г. Психология личности: 3-е изд., переработ. и доп. А.Г. Ковалев. - М., 1970.
20. Комусова Н.В. «Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе» Н.В. Комусова. - Л., 1983.
21. Кон И. С. Психология ранней юности: Учеб. Пособие для пед. ин- тов И.С. Кон. - М., 1976.
22. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы
формирования личности И.С. Кон. - М., 1976. - 175 с.
23. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. - Л., 1961.
24. Лапкин М. М., Яковлева Н. В. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов М.М. Лапкин, Н.В. Яковлева Психологический журнал. - 1996. - Т.17, № 4.
25. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1989. - С.225.
26. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности И.Я Лернер. - М., 1980.
27. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся.-С.17.
28. Маслоу А. Мотивация и личность А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
29. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности В.Э. Мильман Вопросы психологии. - 1987. - № 5.
30. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 432 с.
31. Нестерова Н.Б. «Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности» Н.Б. Нестерова. - М., 1984.
32. Новикова Е.Ю. Психология мотивов и действий в обновляющемся мире Е.Ю Новикова. - М., 1992.
33. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. .д-ра психол. н. - М., 1984.
34. «Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах Под ред. Н. В. Кузьминой. - Л., 1970.
35. Психологический анализ учебной деятельности: Сб. науч. трудов Под ред. В.Д. Шадрикова и др. - М., 1991. - 263 с.
36. Рубинштейн С.П. Основы общий психологии С.П. Рубинштейн. - СПб: Питер., 1999.
37. Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности П.А. Рудик. - М., 1988. - 136 с.
38. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. Пособие Е.Ф. Рыбалко. - Л., 1990. - 256 с.
39. Столяренко Л.Д. Основы психологии Л.Д. Столяренко. - Ростов- на- Дону., 2000.
40. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология Н.Ф. Талызина. - М., 1998.
41. Формирование интереса к учению у школьников Под ред. А.К. Марковой. - М., 1986. - С.14.
42. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем Х. Хекхаузен. - М., 1986. - 392 с.
43. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения Х. Хекхаузен. - СПб.: Речь, 2001. - 240 с.
44. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности П.А Шавир. - М., 1981. - 95 с.
45. Шорохова Е.В., Бобнева М.И. Психологические проблемы социальной регуляции поведения Е.В. Шорохова, М.И. Бобнева. - М., 1976.
46. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического
консультирования в ВУЗе А.В. Юпитов Вопр. психол. - 1995. - № 4. - С. 50-56.
47. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема П.М. Якобсон. - М., 1973. - С.12-13.
48. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека П.М. Якобсон. - М., 1969.
49. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: Избр. психол. Тр П.М Якобсон. - Воронеж: МОДЭК, 1998. - 304 с.
50. Якунин В.А. Педагогическая психология В.А. Якунин. - М., 1998
51. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов В.А. Якунин. - М.,1994.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ