Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Работа №87925

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы51
Год сдачи2013
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
203
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ШКОЛЕ
1.1. Понятие и классификация инновационных технологий в школьном
образовании 6
1.2. Возможности применения инновационных технологий на уроках
«Основы безопасности жизнедеятельности» в школе 16
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ШКОЛЕ
2.1. Инновационная модель проведения урока «Основы безопасности
жизнедеятельности» в школе 27
2.2. Анализ эффективности использования инновационных технологий
в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе 36
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

Приоритетная задача современной российской образовательной политики — создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. Внедрение инновационных педагогических технологий в процесс освоения школьниками курса «Основы безопасности жизнедеятельности» связано с перестройкой организации педагогической науки, преодолением ее оторванности от запросов современного общества и передовой образовательной практики в процессе обновления содержания образования.
Реалии быстро меняющегося мира выдвигают повышенные требования к уровню знаний школьников. Сегодня уже не достаточно освоить представленный учителем либо изложенный в учебном пособии материал. Для успешной реализации себя в будущей профессиональной деятельности и в качестве члена различных коллективов, школьникам необходимо:
- самостоятельно ориентироваться в огромном потоке информации, заполонившем печатные и электронные ресурсы, научиться выделять наиболее существенные аспекты рассматриваемых проблем и абстрагироваться от излишних деталей;
- эффективно работать в коллективе, ориентируясь на успешный совместный результат, и уметь твердо отстаивать свою позицию;
- приспосабливаться к прогрессирующим темпам развития науки и техники, осваивать новые виды деятельности и способы производства, творчески подходить к решению возникающих проблем.
Достижение указанных результатов с помощью традиционных способов обучения представляется затруднительным. Школьники все больше нагружаются изучением теоретических материалов, не видя при этом перспектив их практического применения. Как следствие, теряется интерес к учебе, возникают проблемы с успеваемостью. Даже те, кто старательно осваивает предложенный учителем материал, быстро забывает его вследствие ненадобности.
В связи с этим, современная школа должна опираться не на сами знания, а на способы его получения и использования. Человек, умеющий находить нужную информацию и эффективно ее использовать, представляет большую ценность для общества, чем тот, кто обладает «неповоротливым багажом» энциклопедических знаний.
С учетом вышеизложенного, становится очевидной необходимость усиления использования инновационных педагогических технологий в школе, позволяющих с минимальными физическими и психологическими трудностями добиться всестороннего развития личности учащихся, воспитать самостоятельно мыслящих и творчески одаренных граждан государства.
Особый интерес представляет применение инновационных технологий в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Данная дисциплина может стать опорной базой для первичного внедрения прогрессивных педагогических методик в школе, т.к. здесь наиболее очевидно прослеживается практическая направленность, комплексность изложения материала, необходимость работы в командах и использования неформального подхода к учебе. В связи с этим, рассмотрение применения инновационных технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе представляется актуальной темой исследования.
Объектом исследования является процесс обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» в школе.
Предметом исследования служит эффективность обучения школьников по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с применением инновационных технологий.
Цель исследования — проверка эффективности применения инновационных технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность процесса обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» в школе повышается с применением инновационных технологий.
Для достижения поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- провести обзор литературы, посвященной применению инновационных технологий в образовательном процессе;
- раскрыть сущность понятий «инновация» и «инновационная технология»;
- показать возможности применения инновационных технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе;
- провести педагогический эксперимент с целью обоснования эффективности обучения с применением инновационных технологий.
Практическая значимость. Работа может быть использована учителями общеобразовательных школ по курсу ОБЖ.
Структура работы. Работа состоит из вводной части, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение основ безопасности жизнедеятельности представляет собой важнейший компонент образовательного процесса современной школы. Для прогрессивного развития государства воспитание граждан должно быть построено на соблюдении принципов личной и общественной безопасности, умении быстро ориентироваться в непредвиденных ситуациях, создании условий для устойчивого развития. Не случайно урокам ОБЖ отводится особое место в школьной программе.
В реалиях сегодняшнего дня перед учителями стоят сложные задачи. С одной стороны, необходим индивидуализированный подход, позволяющий учесть особенности отдельно взятого ученика. С другой стороны, в условиях бурного развития телекоммуникационных технологий, когда живое общение сводится к минимуму, ощущается потребность в усилении групповых методов работы на уроке, способствующих развитию коммуникативных способностей учащихся.
Достижение положительного результата становится во многом возможным благодаря использованию инновационных технологий в учебном процессе. Персонифицированный подход может быть реализован при применении компьютерных технологий, когда каждый школьник самостоятельно подбирает для себя оптимальный темп и объем осваиваемого материала. Эффективными являются также методы тестирования, позволяющие с минимальными затратами времени для педагога следить за индивидуальной успеваемостью по предмету в форме промежуточного и итогового контроля знаний. Стремление к самостоятельности и творчеству находят свое отражение в технологии проектирования.
Развитие навыков общения и умения работать в команде происходит при использовании интерактивных и коллективных способов обучения, которые помогают наладить обратную связь между учителем и учениками, формируют способность четко и открыто выражать свою позицию по рассматриваемому вопросу, усиливают практическую направленность образовательного процесса.
Указанные инновационные педагогические технологии находят успешное применение при преподавании курса ОБЖ в школе. Дисциплина охватывает широкий перечень проблем, поэтому при традиционном подходе к обучению вызывает затруднения у школьников. Использование инновационных технологий делает процесс приобретения знаний более простым и интересным, в то же время способствует лучшему пониманию и усвоению материала.
Для проверки эффективности использования инновационных технологий в реальной образовательной среде нами был проведен эксперимент по внедрению новых методов обучения на уроках ОБЖ в школах № 1 и № 2 пгт. Актаныш Республики Татарстан.
Эксперимент проводился в два этапа. В ходе первого этапа была разработана теоретическая база для проведения уроков ОБЖ в школе, результатом которой стала разработка планов-конспектов по нескольким темам программы для 5-х классов. Во время второго этапа были проведены уроки ОБЖ в соответствии с подготовленными планами-конспектами и осуществлена оценка эффективности использованных инновационных технологий.
Результаты эксперимента оказались вполне успешными, что подтверждается контрольными срезами знаний, а также анкетным опросом среди самих учащихся.
Использование инновационных педагогических технологий на уроке ОБЖ привело к целому ряду значимых последствий:
- повысился уровень использования наглядности на уроке;
- повысилась производительность урока;
- установились стойкие межпредметные связи с физикой, биологией, историей, иностранным языком;
- появилась возможность организации проектной деятельности учащихся под руководством преподавателей;
- повысилась степень систематизации и логичности изложения учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования РСФСР от 27.05.1991 № 169 «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. — М.: ИОШ РАО, 1994. — 228 с.
4. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник H.A. Информационная
среда обучения. — СПб.: СВЕТ, 1997. — 400 с.
5. Беляева А.П. Организация и проведение педагогического
эксперимента в учебных заведениях профтехобразования. — СПб.: 1992. — 24 с.
6. Бордовский Г.А., Горбунова И.Б., Кондратьев A.C. Персональный компьютер на занятиях по физике: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 116 с.
7. Гай М.В. Портфолио как одна из современных форм аттестации учащегося и его учителя // Сборники конференции НИЦ «Социосфера». — 2011. — № 27. — С. 38 - 39.
8. Гладилина М.И. Использование элементов инновационных технологий в начальной школе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. — 2008. — № 16. — С. 52 - 55.
9. Голяев С.С. Педагогические условия и средства использования ЭВМ в диагностике развития качеств творческой личности. — М., 1998. — 27 с.
10. Данченко С.П., Форштат М.Л. Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма: план Санкт-Петербурга // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2009. - № 1. — С. 54 - 57.
11. Долгих Т.З. Об опыте освоения инновационной технологии коллективного способа обучения в средней школе // Инновации в образовании. — 2003. — № 3. — С. 133 - 138.
12. Жуков В.Н., Лукьянович А.В. Современные информационно-коммуникационные технологии в формировании культуры безопасности жизнедеятельности // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2010. — № 6. — С. 51 - 56.
13. Зигангирова Ю.Ф. Ролевая игра как инновационная технология при изучении литературы в средней школе // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». — 2012. — № 27. — С. 77 - 78.
14. Зобов Б.И., Когдов Н.М., Савицкий Ю.И. Средства мультимедиа в учебном процессе вузов развитых стран // Новые информационные технологии в образовании. — Вып. 4. — М.: НИИ Bill, 1995. — 48 с.
15. Ильясова Э.Н. Роль инновационных образовательных технологий в проектировании информационной образовательной среды в условиях современной школы // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». — 2012.—№ 12. — С. 45 - 53.
16. Исаева М.А. Современные средства информационных технологий как фактор повышения качества учебного процесса // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика. — 2011.—Том 12. — № 2. — С. 72 - 76.
17. Кальнин С.М., Румянцев И.А., Соломин В.П. Информационное проектирование учебного процесса: Теория и практика анализа и синтеза педагогических макросистем НИТО / Под ред. В.П.Соломина. — СПб.: Образование, 1997. — 168 с.
18. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. — М.: Наука, 1997. — 223 с.
19. Ковалева О.И. Инновационные технологии обучения учащихся общеобразовательных учреждений как эффективное средство психокомфортного развития // Сибирский педагогический журнал. — 2009.—№ 7. — С. 139 - 147.
20. Колова С.Д. Портфолио как альтернативная форма итоговой аттестации по литературе // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2010. — № 6. — С. 116 - 118.
21. Коновалец Л.С. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения // Педагогика. — 1999. — №2. — С. 46 - 50.
22. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. — М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. — 336 с.
23. Кузнецова П.Е. Педагогическая технология в предметном обучении.
— СПб.: Образование, 1995. — 47 с.
24. Курдюкова H.A. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб, 1997. — 21 с.
25. Куркин Е. Школа на рубеже тысячелетий // Первое сентября. — 2000. — № 3.
26. Лабазина Л.Н. Современная система профессиональной подготовки учителей во Франции: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Ярославль, 1999.—21 с.
27. Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кн.: Дидакт. материалы. — М.: Дрофа, ДиК, 2000. — 320 с.
28. Латчук В.Н., Марков В.В., Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности 5-8 класс: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 1999. — 47 с.
29. Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах: Учебник.
—М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 431 с.
30. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. — СПб.: «Образование - Культура», 1998. — 344 с.
31. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации / Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2005. — 960 с.
32. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. — 1995. — № 6. — С. 55 - 63.
33. Матвеев A.B. Специфика профессиональной подготовки преподавателя безопасности жизнедеятельности на базе вуза физической культуры: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2001. — 24 с.
34. Матушанский Г., Фролов А. Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов // Высшее образование в России. — 2003. — № 4. — С. 92 - 95.
35. Мамонтова Е.А. «Разработка методики применения современных информационных технологий в учебном процессе» // Диссерт. ... канд.пед.наук. / МГПУ им. В. И. Ленина. — М., 1995. — 167 с.
36. Матросова А.П. Предпосылки использования современных методик
учебно-исследовательской работы учащихся в процессе обучения «Безопасности жизнедеятельности»// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007.
— Том 19. — № 45. — С. 385 - 389
37. Михайлов Л.А. Теоретические и методические подходы к подготовке специалиста в области безопасности жизнедеятельности в Педагогическом ВУЗе: Диссертационное исследование, СПб.: РГПУ им.А.И. Герцена, 2005.
38. Михайлов Л.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл. — М.: Дрофа, 2004. — 80 с.
39. Михайлов Л.А., Старостенко A.B. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика обучения: 5-6 классы: Пособие для учителя.
— СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена: «СОЮЗ», 2001. — 240 с.
40. Морозов A.B., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2004. — 560 с.
41. Степаненко К.А. Метод учебного проекта как пример использования инновационной педагогической технологии в высшей школе // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». — 2011. — № 8. — С. 113 - 115.
42. Столяренко A.M. Экстремальная психопедагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 607 с.
43. Сымашок Э.Э. Деструкции профессионального развития педагогов / Управление качеством образования: аспект качества деятельности руководителя и педагога. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т: Уникум, 2002. — 282 с.
44. Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-9 кл. — М.: Просвещение, 1996. — 80 с.
45. Фоменко С.Л. Мониторинг качества педагогической деятельности (технологический подход) / Управление качеством образования: аспект качества деятельности руководителя и педагога. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. — 282 с.
46. Фоменко СЛ. Структура и содержание мониторинга профессионального становления педагогов общеобразовательной школы: Дис. ... к.п.н. Екатеринбург, 2001. — 225 с.
47. Филиппов Е.А. «Использование средств мультимедиа в процессе обучения школьников биологии»: Диссертационное исследование. — СПб.: РГПУ им.А.И. Герцена. — 2004.
48. Цейко В.А. Инновационные формы и методы обучения старшеклассников основам безопасности жизнедеятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2008. — № 70-2. — С. 171 - 174.
49. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод. пособие. — М.: Народное образование, 1996. — 160 с.
50. Шершнев Л.И. Курс ОБЖ в концепции национальной безопасности
России Электронный ресурс. / Фонд национальной и международной безопасности. — М.: Фонд НИМБ, 2001- 2005.— Режим доступа:
http: //www.fnimb.org.
51. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: Учеб. пособие. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. — 240 с.
52. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2002. — № 3 - 4. — С. 58 - 62.
53. Шишов С.Е. Механизмы контроля и оценки эффективности деятельности в системах образования европейских стран // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999. — № 3. — С. 32 - 46.
54. Шишов С.Е. Понятие компетенции качества в контексте образования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999. — № 2. — С. 30 - 34.
55. И. Шумпетер. Инновации в образовании. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой. — М.: Юнити, 1997. — 84 с.
56. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании / Н.Р. Юсуфбекова. — М.: ЦСПО РСФСР, 1991. — 91 с.
57. Янчук В.А., Мирзаянова Л.Ф. Психологические аспекты проблемы адаптации к профессиональной учебной деятельности // Минск: Адукацыя i выхаванне, 1998. — № 3. — С. 23 - 30.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ