ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ШКОЛЕ
1.1. Понятие и классификация инновационных технологий в школьном
образовании 6
1.2. Возможности применения инновационных технологий на уроках
«Основы безопасности жизнедеятельности» в школе 16
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ШКОЛЕ
2.1. Инновационная модель проведения урока «Основы безопасности
жизнедеятельности» в школе 27
2.2. Анализ эффективности использования инновационных технологий
в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе 36
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ШКОЛЕ
1.1. Понятие и классификация инновационных технологий в школьном
образовании 6
1.2. Возможности применения инновационных технологий на уроках
«Основы безопасности жизнедеятельности» в школе 16
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ШКОЛЕ
2.1. Инновационная модель проведения урока «Основы безопасности
жизнедеятельности» в школе 27
2.2. Анализ эффективности использования инновационных технологий
в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе 36
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Приоритетная задача современной российской образовательной политики — создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. Внедрение инновационных педагогических технологий в процесс освоения школьниками курса «Основы безопасности жизнедеятельности» связано с перестройкой организации педагогической науки, преодолением ее оторванности от запросов современного общества и передовой образовательной практики в процессе обновления содержания образования.
Реалии быстро меняющегося мира выдвигают повышенные требования к уровню знаний школьников. Сегодня уже не достаточно освоить представленный учителем либо изложенный в учебном пособии материал. Для успешной реализации себя в будущей профессиональной деятельности и в качестве члена различных коллективов, школьникам необходимо:
- самостоятельно ориентироваться в огромном потоке информации, заполонившем печатные и электронные ресурсы, научиться выделять наиболее существенные аспекты рассматриваемых проблем и абстрагироваться от излишних деталей;
- эффективно работать в коллективе, ориентируясь на успешный совместный результат, и уметь твердо отстаивать свою позицию;
- приспосабливаться к прогрессирующим темпам развития науки и техники, осваивать новые виды деятельности и способы производства, творчески подходить к решению возникающих проблем.
Достижение указанных результатов с помощью традиционных способов обучения представляется затруднительным. Школьники все больше нагружаются изучением теоретических материалов, не видя при этом перспектив их практического применения. Как следствие, теряется интерес к учебе, возникают проблемы с успеваемостью. Даже те, кто старательно осваивает предложенный учителем материал, быстро забывает его вследствие ненадобности.
В связи с этим, современная школа должна опираться не на сами знания, а на способы его получения и использования. Человек, умеющий находить нужную информацию и эффективно ее использовать, представляет большую ценность для общества, чем тот, кто обладает «неповоротливым багажом» энциклопедических знаний.
С учетом вышеизложенного, становится очевидной необходимость усиления использования инновационных педагогических технологий в школе, позволяющих с минимальными физическими и психологическими трудностями добиться всестороннего развития личности учащихся, воспитать самостоятельно мыслящих и творчески одаренных граждан государства.
Особый интерес представляет применение инновационных технологий в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Данная дисциплина может стать опорной базой для первичного внедрения прогрессивных педагогических методик в школе, т.к. здесь наиболее очевидно прослеживается практическая направленность, комплексность изложения материала, необходимость работы в командах и использования неформального подхода к учебе. В связи с этим, рассмотрение применения инновационных технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе представляется актуальной темой исследования.
Объектом исследования является процесс обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» в школе.
Предметом исследования служит эффективность обучения школьников по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с применением инновационных технологий.
Цель исследования — проверка эффективности применения инновационных технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность процесса обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» в школе повышается с применением инновационных технологий.
Для достижения поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- провести обзор литературы, посвященной применению инновационных технологий в образовательном процессе;
- раскрыть сущность понятий «инновация» и «инновационная технология»;
- показать возможности применения инновационных технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе;
- провести педагогический эксперимент с целью обоснования эффективности обучения с применением инновационных технологий.
Практическая значимость. Работа может быть использована учителями общеобразовательных школ по курсу ОБЖ.
Структура работы. Работа состоит из вводной части, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Реалии быстро меняющегося мира выдвигают повышенные требования к уровню знаний школьников. Сегодня уже не достаточно освоить представленный учителем либо изложенный в учебном пособии материал. Для успешной реализации себя в будущей профессиональной деятельности и в качестве члена различных коллективов, школьникам необходимо:
- самостоятельно ориентироваться в огромном потоке информации, заполонившем печатные и электронные ресурсы, научиться выделять наиболее существенные аспекты рассматриваемых проблем и абстрагироваться от излишних деталей;
- эффективно работать в коллективе, ориентируясь на успешный совместный результат, и уметь твердо отстаивать свою позицию;
- приспосабливаться к прогрессирующим темпам развития науки и техники, осваивать новые виды деятельности и способы производства, творчески подходить к решению возникающих проблем.
Достижение указанных результатов с помощью традиционных способов обучения представляется затруднительным. Школьники все больше нагружаются изучением теоретических материалов, не видя при этом перспектив их практического применения. Как следствие, теряется интерес к учебе, возникают проблемы с успеваемостью. Даже те, кто старательно осваивает предложенный учителем материал, быстро забывает его вследствие ненадобности.
В связи с этим, современная школа должна опираться не на сами знания, а на способы его получения и использования. Человек, умеющий находить нужную информацию и эффективно ее использовать, представляет большую ценность для общества, чем тот, кто обладает «неповоротливым багажом» энциклопедических знаний.
С учетом вышеизложенного, становится очевидной необходимость усиления использования инновационных педагогических технологий в школе, позволяющих с минимальными физическими и психологическими трудностями добиться всестороннего развития личности учащихся, воспитать самостоятельно мыслящих и творчески одаренных граждан государства.
Особый интерес представляет применение инновационных технологий в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Данная дисциплина может стать опорной базой для первичного внедрения прогрессивных педагогических методик в школе, т.к. здесь наиболее очевидно прослеживается практическая направленность, комплексность изложения материала, необходимость работы в командах и использования неформального подхода к учебе. В связи с этим, рассмотрение применения инновационных технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе представляется актуальной темой исследования.
Объектом исследования является процесс обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» в школе.
Предметом исследования служит эффективность обучения школьников по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с применением инновационных технологий.
Цель исследования — проверка эффективности применения инновационных технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность процесса обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» в школе повышается с применением инновационных технологий.
Для достижения поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- провести обзор литературы, посвященной применению инновационных технологий в образовательном процессе;
- раскрыть сущность понятий «инновация» и «инновационная технология»;
- показать возможности применения инновационных технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе;
- провести педагогический эксперимент с целью обоснования эффективности обучения с применением инновационных технологий.
Практическая значимость. Работа может быть использована учителями общеобразовательных школ по курсу ОБЖ.
Структура работы. Работа состоит из вводной части, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности представляет собой важнейший компонент образовательного процесса современной школы. Для прогрессивного развития государства воспитание граждан должно быть построено на соблюдении принципов личной и общественной безопасности, умении быстро ориентироваться в непредвиденных ситуациях, создании условий для устойчивого развития. Не случайно урокам ОБЖ отводится особое место в школьной программе.
В реалиях сегодняшнего дня перед учителями стоят сложные задачи. С одной стороны, необходим индивидуализированный подход, позволяющий учесть особенности отдельно взятого ученика. С другой стороны, в условиях бурного развития телекоммуникационных технологий, когда живое общение сводится к минимуму, ощущается потребность в усилении групповых методов работы на уроке, способствующих развитию коммуникативных способностей учащихся.
Достижение положительного результата становится во многом возможным благодаря использованию инновационных технологий в учебном процессе. Персонифицированный подход может быть реализован при применении компьютерных технологий, когда каждый школьник самостоятельно подбирает для себя оптимальный темп и объем осваиваемого материала. Эффективными являются также методы тестирования, позволяющие с минимальными затратами времени для педагога следить за индивидуальной успеваемостью по предмету в форме промежуточного и итогового контроля знаний. Стремление к самостоятельности и творчеству находят свое отражение в технологии проектирования.
Развитие навыков общения и умения работать в команде происходит при использовании интерактивных и коллективных способов обучения, которые помогают наладить обратную связь между учителем и учениками, формируют способность четко и открыто выражать свою позицию по рассматриваемому вопросу, усиливают практическую направленность образовательного процесса.
Указанные инновационные педагогические технологии находят успешное применение при преподавании курса ОБЖ в школе. Дисциплина охватывает широкий перечень проблем, поэтому при традиционном подходе к обучению вызывает затруднения у школьников. Использование инновационных технологий делает процесс приобретения знаний более простым и интересным, в то же время способствует лучшему пониманию и усвоению материала.
Для проверки эффективности использования инновационных технологий в реальной образовательной среде нами был проведен эксперимент по внедрению новых методов обучения на уроках ОБЖ в школах № 1 и № 2 пгт. Актаныш Республики Татарстан.
Эксперимент проводился в два этапа. В ходе первого этапа была разработана теоретическая база для проведения уроков ОБЖ в школе, результатом которой стала разработка планов-конспектов по нескольким темам программы для 5-х классов. Во время второго этапа были проведены уроки ОБЖ в соответствии с подготовленными планами-конспектами и осуществлена оценка эффективности использованных инновационных технологий.
Результаты эксперимента оказались вполне успешными, что подтверждается контрольными срезами знаний, а также анкетным опросом среди самих учащихся.
Использование инновационных педагогических технологий на уроке ОБЖ привело к целому ряду значимых последствий:
- повысился уровень использования наглядности на уроке;
- повысилась производительность урока;
- установились стойкие межпредметные связи с физикой, биологией, историей, иностранным языком;
- появилась возможность организации проектной деятельности учащихся под руководством преподавателей;
- повысилась степень систематизации и логичности изложения учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся.
В реалиях сегодняшнего дня перед учителями стоят сложные задачи. С одной стороны, необходим индивидуализированный подход, позволяющий учесть особенности отдельно взятого ученика. С другой стороны, в условиях бурного развития телекоммуникационных технологий, когда живое общение сводится к минимуму, ощущается потребность в усилении групповых методов работы на уроке, способствующих развитию коммуникативных способностей учащихся.
Достижение положительного результата становится во многом возможным благодаря использованию инновационных технологий в учебном процессе. Персонифицированный подход может быть реализован при применении компьютерных технологий, когда каждый школьник самостоятельно подбирает для себя оптимальный темп и объем осваиваемого материала. Эффективными являются также методы тестирования, позволяющие с минимальными затратами времени для педагога следить за индивидуальной успеваемостью по предмету в форме промежуточного и итогового контроля знаний. Стремление к самостоятельности и творчеству находят свое отражение в технологии проектирования.
Развитие навыков общения и умения работать в команде происходит при использовании интерактивных и коллективных способов обучения, которые помогают наладить обратную связь между учителем и учениками, формируют способность четко и открыто выражать свою позицию по рассматриваемому вопросу, усиливают практическую направленность образовательного процесса.
Указанные инновационные педагогические технологии находят успешное применение при преподавании курса ОБЖ в школе. Дисциплина охватывает широкий перечень проблем, поэтому при традиционном подходе к обучению вызывает затруднения у школьников. Использование инновационных технологий делает процесс приобретения знаний более простым и интересным, в то же время способствует лучшему пониманию и усвоению материала.
Для проверки эффективности использования инновационных технологий в реальной образовательной среде нами был проведен эксперимент по внедрению новых методов обучения на уроках ОБЖ в школах № 1 и № 2 пгт. Актаныш Республики Татарстан.
Эксперимент проводился в два этапа. В ходе первого этапа была разработана теоретическая база для проведения уроков ОБЖ в школе, результатом которой стала разработка планов-конспектов по нескольким темам программы для 5-х классов. Во время второго этапа были проведены уроки ОБЖ в соответствии с подготовленными планами-конспектами и осуществлена оценка эффективности использованных инновационных технологий.
Результаты эксперимента оказались вполне успешными, что подтверждается контрольными срезами знаний, а также анкетным опросом среди самих учащихся.
Использование инновационных педагогических технологий на уроке ОБЖ привело к целому ряду значимых последствий:
- повысился уровень использования наглядности на уроке;
- повысилась производительность урока;
- установились стойкие межпредметные связи с физикой, биологией, историей, иностранным языком;
- появилась возможность организации проектной деятельности учащихся под руководством преподавателей;
- повысилась степень систематизации и логичности изложения учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся.
Подобные работы
- ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Игровые формы обучения как средство развития творческих способностей у обучающихся 8-х классов на занятиях «Основы безопасности жизнедеятельности»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2023 - Игровые формы обучения как средство развития творческих способностей у обучающихся 8-х классов на занятиях «Основы безопасности жизнедеятельности»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2023 - Игровые формы обучения как средство развития творческих способностей у обучающихся 8-х классов на занятиях «Основы безопасности жизнедеятельности»
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Факультатив как форма организации внеучебной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2023



