ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 Культура межнационального общения как научно-педагогическая
проблема 9
1.2 Сущность культуры межнационального общения
как качества личности 15
1.3 Уровни сформированности культуры межнационального общения у
школьников 25
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 323
2.1 Организация исследования по формированию культуры
межнационального общения школьников 343
2.2 Результаты исследовательской работы по формированию культуры
межнационального общения у младших школьников 432
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 554
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 Культура межнационального общения как научно-педагогическая
проблема 9
1.2 Сущность культуры межнационального общения
как качества личности 15
1.3 Уровни сформированности культуры межнационального общения у
школьников 25
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 323
2.1 Организация исследования по формированию культуры
межнационального общения школьников 343
2.2 Результаты исследовательской работы по формированию культуры
межнационального общения у младших школьников 432
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 554
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение. Этой проблеме посвящены работы таких ученых как Г.Н. Волков, Д.И. Латышина, А.Н. Джуринский и др.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы мы выяснили, что культура межнационального общения - это система характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей. Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания у школьников .
Проблема формирования культуры национального общения особенно актуальна в современной России, т.к. она является одним из самых многонациональных государств мира. По данным ученых-этнологов в нашей стране насчитывается более трехсот народностей. Каждая нация и народность отличается единством языка и культуры, имеет свои особенности в образе жизни, в образовании и воспитании. Национальное своеобразие воспитания проявляется у каждого народа как свое отличительное, самобытное (культура, язык, обычаи, традиции). Это своеобразие мы видим также в поведении людей, умении разговаривать и обсуждать какие-либо проблемы, выстраивать взаимоотношения и налаживать сотрудничество. По сути - это культура межнационального общения, где признание, понимание, принятие особенностей каждого человека и народа в целом реализуются во взаимодействии, в информационной, коммуникативной сферах деятельности человека и передаче опыта и культурного наследия от поколения к поколению.
В связи с отсутствием достаточно разработанной теории проблемы межэтнических отношений, исследователи (Ю.В. Арутюнян, Д.М. Гилязидинов, JI.M. Дробижева, М.В. Иордан, К.Н. Хабибулин и др.) стали разрабатывать вопросы этничности, межнациональных отношений, этнического самосознания, этноязыковых тенденций, общественного развития и т.д. Признавая значимость вклада, обогатившего теорию и практику межнационального общения, следует отметить, что проблема воспитания культуры межнационального общения школьников исследована недостаточно.
Анализ школьной практики убеждает, что такая работа проводится учителями эпизодически, с использованием традиционных форм и методов работы.
Изучение материалов выполненных исследований и практического опыта выявил ряд противоречий между:
1) социальным заказом на подготовку человека к жизни в полиэтническом пространстве;
2) теоретическим обоснованием и методическим обеспечением, необходимым для специально организованного систематического процесса воспитания.
Отмеченные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Воспитание культуры межнационального общения у школьников».
Проблема исследования: как осуществляется воспитание культуры межнационального общения у школьников? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - культура межнационального общения.
Предмет исследования - процесс воспитания культуры межнационального общения у школьников.
Гипотеза исследования предполагает: воспитание культуры межнационального общения школьников будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
- разработке специально подготовленной программы систематической и углубленной работы учителя с учащимися, направленной на воспитание культуры межнационального общения школьников;
- осуществлении системы группового межнационального взаимодействия школьников;
- осуществлении взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности учащихся по воспитанию культуры межнационального общения школьников.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
- раскрыть сущностную характеристику и состояние теоретической и методологической изученности проблемы воспитания культуры межнационального общения у школьников;
- выявить особенности и определить педагогические условия развития культуры межнационального общения у школьников;
- разработать систему педагогического руководства по воспитанию культуры межнационального общения у школьников, основанную на выявленных педагогических условиях;
- провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной системы педагогического руководства по воспитанию культуры межнационального общения школьников.
Методологическую основу исследования составляют: концептуальные положения о социальной сущности личности (А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); теория управления и формирования личности в деятельности и общении (Б.Г.Ананьев, JI.C. Выготский, В.А. Кан-Калик, A.B. Мудрик и др.); идеи формирования личности ребенка (Ш. Амонашвили, Г.Н. Волков и др.), а также теория этноса, этногенеза (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Г.У. Солдатова и др.); теоретические проблемы этнических отношений, этнических стереотипов и установок (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, В.А. Иванников, Ю.П. Платонов, Л.Д. Столяренко и др.); проблемы традиций народной педагогики, педагогики межнационального общения школьников (В.Ф. Афанасьев, А.Э. Измайлов, Д.И. Латышина, Г.В. Палаткина и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ социологической, этнологической, педагогической, психологической, учебно-методической литературы и массового педагогического опыта по проблеме исследования; наблюдения за деятельностью учителей и учащихся с целью изучения условий и средств формирования культуры межнационального общения школьников, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской творческой деятельности, проведение опытно-экспериментальной работы, обобщение собственного опыта работы в качестве учителя.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что дается целостное осмысление понимания культуры межнационального общения как качества личности, уточнено научное знание о его специфике, конкретизировано содержание компонентов данного качества. Выявлены уровни становления этого сложного феномена у школьников, особенности системы педагогических средств и условий их эффективного использования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
- расширены имеющиеся теоретические представления о культуре межнационального общения школьников;
- выявлены основные структурные компоненты культуры межнационального общения учащихся, ее показатели и уровни;
Практическая значимость исследования в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы позволяют совершенствовать процесс воспитания культуры межнационального общения. Определенные в соответствии с теоретическими положениями педагогические условия, необходимые для воспитания культуры межнационального общения школьников.
Структура работы отражает логику, содержание, результаты проведенного исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы мы выяснили, что культура межнационального общения - это система характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей. Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания у школьников .
Проблема формирования культуры национального общения особенно актуальна в современной России, т.к. она является одним из самых многонациональных государств мира. По данным ученых-этнологов в нашей стране насчитывается более трехсот народностей. Каждая нация и народность отличается единством языка и культуры, имеет свои особенности в образе жизни, в образовании и воспитании. Национальное своеобразие воспитания проявляется у каждого народа как свое отличительное, самобытное (культура, язык, обычаи, традиции). Это своеобразие мы видим также в поведении людей, умении разговаривать и обсуждать какие-либо проблемы, выстраивать взаимоотношения и налаживать сотрудничество. По сути - это культура межнационального общения, где признание, понимание, принятие особенностей каждого человека и народа в целом реализуются во взаимодействии, в информационной, коммуникативной сферах деятельности человека и передаче опыта и культурного наследия от поколения к поколению.
В связи с отсутствием достаточно разработанной теории проблемы межэтнических отношений, исследователи (Ю.В. Арутюнян, Д.М. Гилязидинов, JI.M. Дробижева, М.В. Иордан, К.Н. Хабибулин и др.) стали разрабатывать вопросы этничности, межнациональных отношений, этнического самосознания, этноязыковых тенденций, общественного развития и т.д. Признавая значимость вклада, обогатившего теорию и практику межнационального общения, следует отметить, что проблема воспитания культуры межнационального общения школьников исследована недостаточно.
Анализ школьной практики убеждает, что такая работа проводится учителями эпизодически, с использованием традиционных форм и методов работы.
Изучение материалов выполненных исследований и практического опыта выявил ряд противоречий между:
1) социальным заказом на подготовку человека к жизни в полиэтническом пространстве;
2) теоретическим обоснованием и методическим обеспечением, необходимым для специально организованного систематического процесса воспитания.
Отмеченные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Воспитание культуры межнационального общения у школьников».
Проблема исследования: как осуществляется воспитание культуры межнационального общения у школьников? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - культура межнационального общения.
Предмет исследования - процесс воспитания культуры межнационального общения у школьников.
Гипотеза исследования предполагает: воспитание культуры межнационального общения школьников будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
- разработке специально подготовленной программы систематической и углубленной работы учителя с учащимися, направленной на воспитание культуры межнационального общения школьников;
- осуществлении системы группового межнационального взаимодействия школьников;
- осуществлении взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности учащихся по воспитанию культуры межнационального общения школьников.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
- раскрыть сущностную характеристику и состояние теоретической и методологической изученности проблемы воспитания культуры межнационального общения у школьников;
- выявить особенности и определить педагогические условия развития культуры межнационального общения у школьников;
- разработать систему педагогического руководства по воспитанию культуры межнационального общения у школьников, основанную на выявленных педагогических условиях;
- провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной системы педагогического руководства по воспитанию культуры межнационального общения школьников.
Методологическую основу исследования составляют: концептуальные положения о социальной сущности личности (А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); теория управления и формирования личности в деятельности и общении (Б.Г.Ананьев, JI.C. Выготский, В.А. Кан-Калик, A.B. Мудрик и др.); идеи формирования личности ребенка (Ш. Амонашвили, Г.Н. Волков и др.), а также теория этноса, этногенеза (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Г.У. Солдатова и др.); теоретические проблемы этнических отношений, этнических стереотипов и установок (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, В.А. Иванников, Ю.П. Платонов, Л.Д. Столяренко и др.); проблемы традиций народной педагогики, педагогики межнационального общения школьников (В.Ф. Афанасьев, А.Э. Измайлов, Д.И. Латышина, Г.В. Палаткина и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ социологической, этнологической, педагогической, психологической, учебно-методической литературы и массового педагогического опыта по проблеме исследования; наблюдения за деятельностью учителей и учащихся с целью изучения условий и средств формирования культуры межнационального общения школьников, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской творческой деятельности, проведение опытно-экспериментальной работы, обобщение собственного опыта работы в качестве учителя.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что дается целостное осмысление понимания культуры межнационального общения как качества личности, уточнено научное знание о его специфике, конкретизировано содержание компонентов данного качества. Выявлены уровни становления этого сложного феномена у школьников, особенности системы педагогических средств и условий их эффективного использования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
- расширены имеющиеся теоретические представления о культуре межнационального общения школьников;
- выявлены основные структурные компоненты культуры межнационального общения учащихся, ее показатели и уровни;
Практическая значимость исследования в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы позволяют совершенствовать процесс воспитания культуры межнационального общения. Определенные в соответствии с теоретическими положениями педагогические условия, необходимые для воспитания культуры межнационального общения школьников.
Структура работы отражает логику, содержание, результаты проведенного исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
На современном этапе развития общества проблема воспитания культуры межнационального общения стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.
Нам кажется, что наибольший акцент следует сделать на младшем школьном возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление ребенка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. В этом возрасте формируется мировоззренческая картина ребенка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. Актуальность нашей работы мы видим в необходимости воспитания у младших школьников культуры межнационального общения.
В результате нашей работы мы рассмотрели понятие "культура межнационального общения" в психолого-педагогической литературе, определили особенности общения детей младшего школьного возраста, выявили средства формирования культуры межнационального общения. Для проверки эффективности средств мы провели экспериментальное исследование.
Исходя из того, что объектом нашего исследования является процесс формирования культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста, то основное внимание мы уделяем рассмотрению процессуального компонента, средствам формирования культуры межнационального общения младших школьников, к которым мы отнесли:
- включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о других нациях и народностях, традициях и обычаях людей разных национальностей;
- использование занятий с применением коллективных творческих игр как средства воспитания толерантности.
В деятельности МБОУ «Аюская основная общеобразовательная школа имени Р.Х.Кагирова» Мензелинского муниципального района РТ разработана программа по воспитанию толерантности младших школьников "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста". Определены цели, задачи, методологические подходы. Разработаны занятия по воспитанию толерантности младших школьников, критерии оценки эффективности с соответствующим диагностическим инструментарием.
Проведенное диагностическое обследование первичной диагностики компонентов толерантности позволило выявить группы детей младшего школьного возраста со сниженными показателями по отдельным компонентам толерантности.
Самые низкие показатели выявлены по компонентам толерантности «эмоциональная устойчивость» и «ассертивность». Изучив каждый компонент толерантности в отдельности, мы определили акценты в проведении развивающей работы с детьми младшего школьного возраста и консультативной работы с родителями.
Перед нами встала проблема воспитания толерантности этих учащихся.
В процессе решения задач исследования был частично апробирован комплекс мероприятий «Я в Мире людей». Каждый раздел программы подкреплялся проведением семинаров и тематических консультации для родителей и педагогов, направленных на формирование толерантной среды воспитания и обучения учащихся. Проведены занятия для родителей; индивидуальные и групповые тематические консультации для родителей и педагогов экспериментального класса. По результатам исследования:
- показатель Коммуникативной компетентности учащихся в среднем увеличился 0,55 балла
- показатель Ценностных ориентаций учащихся младшего школьного возраста в среднем увеличился на 0.75 балла
- показатель Эмоциональной устойчивости младших школьников увеличился в среднем на 0.6 балла
- показатель Эмпатии учащихся младших школьников увеличился в среднем на 0,45 балла
- показатель Ассертивности учащихся младшего школьного возраста увеличился в среднем на 0,2 балла
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Для успешного формирования культуры межнационального общения младших школьников мы рекомендуем:
Систематически проводить мероприятия с использованием коллективной творческой деятельности.
С этой целью рекомендуем проводить мероприятия, такие как:
а) коллективные творческие игры на уроках;
б) интеллектуальные игры;
в) игры по толерантности;
г) Внеклассные мероприятия;
- Создавать для учащихся определенные условия, где они могут проявить свою культуру межнационального общения.
- Учить работать в коллективе, без участия взрослых.
- Включать родителей детей в коллективную творческую деятельность.
- Помогать ребенку в овладении культурой поведения.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что проведенный формирующий эксперимент подтверждает гипотезу о том, что воспитание культуры межнационального общения школьников будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
- разработке специально подготовленной программы систематической и углубленной работы учителя с учащимися, направленной на воспитание культуры межнационального общения школьников;
- осуществлении системы группового межнационального взаимодействия школьников;
- осуществлении взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности учащихся по воспитанию культуры межнационального общения школьников.
Нам кажется, что наибольший акцент следует сделать на младшем школьном возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление ребенка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. В этом возрасте формируется мировоззренческая картина ребенка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. Актуальность нашей работы мы видим в необходимости воспитания у младших школьников культуры межнационального общения.
В результате нашей работы мы рассмотрели понятие "культура межнационального общения" в психолого-педагогической литературе, определили особенности общения детей младшего школьного возраста, выявили средства формирования культуры межнационального общения. Для проверки эффективности средств мы провели экспериментальное исследование.
Исходя из того, что объектом нашего исследования является процесс формирования культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста, то основное внимание мы уделяем рассмотрению процессуального компонента, средствам формирования культуры межнационального общения младших школьников, к которым мы отнесли:
- включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о других нациях и народностях, традициях и обычаях людей разных национальностей;
- использование занятий с применением коллективных творческих игр как средства воспитания толерантности.
В деятельности МБОУ «Аюская основная общеобразовательная школа имени Р.Х.Кагирова» Мензелинского муниципального района РТ разработана программа по воспитанию толерантности младших школьников "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста". Определены цели, задачи, методологические подходы. Разработаны занятия по воспитанию толерантности младших школьников, критерии оценки эффективности с соответствующим диагностическим инструментарием.
Проведенное диагностическое обследование первичной диагностики компонентов толерантности позволило выявить группы детей младшего школьного возраста со сниженными показателями по отдельным компонентам толерантности.
Самые низкие показатели выявлены по компонентам толерантности «эмоциональная устойчивость» и «ассертивность». Изучив каждый компонент толерантности в отдельности, мы определили акценты в проведении развивающей работы с детьми младшего школьного возраста и консультативной работы с родителями.
Перед нами встала проблема воспитания толерантности этих учащихся.
В процессе решения задач исследования был частично апробирован комплекс мероприятий «Я в Мире людей». Каждый раздел программы подкреплялся проведением семинаров и тематических консультации для родителей и педагогов, направленных на формирование толерантной среды воспитания и обучения учащихся. Проведены занятия для родителей; индивидуальные и групповые тематические консультации для родителей и педагогов экспериментального класса. По результатам исследования:
- показатель Коммуникативной компетентности учащихся в среднем увеличился 0,55 балла
- показатель Ценностных ориентаций учащихся младшего школьного возраста в среднем увеличился на 0.75 балла
- показатель Эмоциональной устойчивости младших школьников увеличился в среднем на 0.6 балла
- показатель Эмпатии учащихся младших школьников увеличился в среднем на 0,45 балла
- показатель Ассертивности учащихся младшего школьного возраста увеличился в среднем на 0,2 балла
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Для успешного формирования культуры межнационального общения младших школьников мы рекомендуем:
Систематически проводить мероприятия с использованием коллективной творческой деятельности.
С этой целью рекомендуем проводить мероприятия, такие как:
а) коллективные творческие игры на уроках;
б) интеллектуальные игры;
в) игры по толерантности;
г) Внеклассные мероприятия;
- Создавать для учащихся определенные условия, где они могут проявить свою культуру межнационального общения.
- Учить работать в коллективе, без участия взрослых.
- Включать родителей детей в коллективную творческую деятельность.
- Помогать ребенку в овладении культурой поведения.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что проведенный формирующий эксперимент подтверждает гипотезу о том, что воспитание культуры межнационального общения школьников будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
- разработке специально подготовленной программы систематической и углубленной работы учителя с учащимися, направленной на воспитание культуры межнационального общения школьников;
- осуществлении системы группового межнационального взаимодействия школьников;
- осуществлении взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности учащихся по воспитанию культуры межнационального общения школьников.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Воспитание культуры межнационального общения у младших школьников средствами коллективной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» как средство развития культуры межнационального общения младших подростков
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» как средство развития культуры межнационального общения младших подростков
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Особенности межэтнических отношений у старших подростков разных национальностей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Формирование толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Формирование толерантности у учащихся начальных классов средствами физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Формирование толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Организационно-педагогические условия формирования толерантности у
учащихся шестых классов средствами физической культуры
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



