Введение 3
Глава 1. Язык и композиция художественного произведения
1.1 Особенности композиции художественного произведения и
композиционные типы речи 6
1.2 Стилистические типы речи 23
Глава 2. Язык и композиция романа Дж. Стейнбека «Гроздья гнева»
2.1 Особенности композиции романа 30
2.2 Языковая организация публицистических глав 37
2.3 Языковая организация Джоудовских глав 40
Заключение 53
Список литературы
Данная работа представляет собой исследование композиционно - стилистических особенностей романа Дж. Стейнбека «Гроздья гнева».
Цель работы - изучение композиции художественного произведения и ее языковой реализации в романе Дж. Стейнбека «Гроздья гнева».
Объект исследования - композицинно-стилистические особенности романа.
Задачи.
1. Изучить теоретическую литературу, рассмотреть различные точки
зрения лингвистов на проблему понятия «композиция»,
«композиционные типы речи» и «стилистические типы речи».
2. Определить значение композиции и его значение для выражения содержания романа.
3. Изучить языковую организацию публицистических глав проанализировать одну из глав в качестве примера.
4. Изучить языковую организацию Джоудовских глав на основе трех уровней языка.
Актуальность темы определяется, во-первых, задачами обучения английскому языку, во-вторых, особенностями языковой организации исследуемого произведения.
В практике обучения иностранным языкам художественная литература часто используется как учебный материал, что обусловлено высоким авторитетом печатного слова. Однако исследуемый роман весьма и весьма специфичен в отношении языковой организации. Его дискурс характерен системным соположением языковых форм, находящихся на полярных сторонах шкалы стилистической значимости: форм близких к поэтическим и форм, которые являются уродливыми элементами субстандарта. В этой связи отбор языкового материала, пригодного для активного усвоения, может представлять собой достаточно непростую задачу.
Научный вклад работы является достаточно скромным. В работе больше используется практическая реализация научных положений. Тем не менее, в работе имеются и элементы новизны. Это, например, попытка интерпретации художественного изображения событий тринадцатой главы романа, а также попытка описания номенклатуры субстандартных языковых элементов в джоудовских главах, основанная на уровневом принципе.
Методы исследования. В данном исследовании используется метод контекстуального анализа для установления художественной значимости языковых элементов. В этом методе изучается контекстуальное взаимодействие элементов различных языковых уровней и их роль в произведении. В работе был использован также метод стилистического анализа.
Практическая значимость работы заключается в том, что данные исследования могут применяться при анализе художественного произведения. Кроме этого результаты исследования могут быть использованы в ходы работы литературных кружков или читательских конференций.
Структура работы. Работа состоит из 2 глав, введения и заключения. В первой главе были рассмотрены различные точки зрения таких ученых как В.В. Виноградов, Ю.М. Скребнев, М.М. Бахтин, Б.Н. Головин и др., которые помогают осветить проблему изучения языка художественного произведения и ее специфику. Раскрыты основные свойства художественного произведения и особенности его языка, рассмотрено понятие композиции и стилей художественного произведения. В данной главе выделены стилистические особенности, характерные для такого эпического произведения как роман. Во второй главе произведено исследование романа, освещены его композиционно- стилистические особенности, указано, при помощи каких средств, они проявляются, значение в романе таких средств как способы передачи речи автора и персонажей, стилистические и лексические фигуры, характерные для данного романа. Рассмотрена система образов в романе и проанализирована его языковая организация на синтаксическом, лексическом, морфологическом и фонетическом уровнях.
В заключении приведены конкретные стилистические средства романа и подтверждена языковая реализация композиции романа, их значение для реализации художественной функции.
В данной работе были исследованы композиционно-стилистические особенности художественного произведения. Мы осознаем, что исследование композиционно-стилистической организации романа Дж. Стейнбека «Гроздья гнева» не является полным. Наверняка из нашего внимания ускользнули некоторые факты из произведения. Тем не менее, мы попытались сделать интерпретацию композиционно-стилистической организации произведения. В целом, бесспорно, джоудовские и авторские главы различны по языковой организации.
В авторских главах доминирует стиль беллетристики. Он отличается многочисленным применением стилистических приемов. Что касается джоудовских глав, в них преобладает разговорный стиль, что подтверждается частым употреблением просторечия, слов, со сниженной стилистической окраской. Однако они тесно связаны с композиционной организацией глав. Рассуждения автора, которые имеют место в авторских (или как их называют нечетных) главах тесно переплетаются с событиями, происходящими в семье Джоудов, которые описываются в джоудовских главах. Мы считаем, что творчество и произведения Дж. Стейнбека актуальны в настоящее время. Таким образом, мы полагаем, что цель работы достигнута: изучена композиция романа и его языковая организация.