Формирование умения сравнивать на уроках математики
|
Проведена опытно-экспериментальная работа.
Выборка: 20 учащихся 5 класса «А», из них 11 девочек, 9 мальчиков.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения сравнению на уроках математики 5
1.1. Прием сравнения как основной способ изучения программного материала по математике младшими школьниками 5
1.2. Обучение приему сравнения на уроках математики 11
Глава 2. Экспериментальное исследование сформированности навыка сравнения у учащихся 5-х классов 18
2.1. Описание процедуру и методики исследования 18
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 22
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 30
Приложения 33
Выборка: 20 учащихся 5 класса «А», из них 11 девочек, 9 мальчиков.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения сравнению на уроках математики 5
1.1. Прием сравнения как основной способ изучения программного материала по математике младшими школьниками 5
1.2. Обучение приему сравнения на уроках математики 11
Глава 2. Экспериментальное исследование сформированности навыка сравнения у учащихся 5-х классов 18
2.1. Описание процедуру и методики исследования 18
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 22
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 30
Приложения 33
Особое внимание на уроках математики необходимо уделять обучению логическому универсальному учебному действию «сравнение». Сравнение, как и остальные приёмы логического мышления, очень важно для формирования УУД (универсальных учебных действий). Сравнение необходимо для усвоения предметных знаний не только по математике, но и по многим другим предметам. Путём сравнения легче запоминается и усваивается учебный материал, а также формируется и развивается мышление.
Степень разработанности проблемы. Структуру и условия формирования познавательных логических универсальных учебных действий, в том числе и сравнения изучали такие ученые как С.Г. Манвелов, А.Ю. Полякова, А.Л. Чекин и др. Сущность понятия «сравнения» как логической категории раскрыта в работах П.Ю. Дудник, С.К. Кожухова, К. Останова и др. Методические приемы обучения школьников приему сравнение представлены в научных трудах С.А. Владимирцевой, О.А. Горбуновой, Г.И. Саранцева и др.
Объект исследования – обучение сравнению.
Предмет исследования – формирование умения сравнивать на уроках математики.
Цель исследования – изучить методические особенности формирования умения сравнивать на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Раскрыть прием сравнения как основной способ изучения программного материала по математике.
2. Охарактеризовать методические особенности формирования умения сравнивать на уроках математики.
3. Определить уровень сформированности умения сравнивать у пятиклассников в экспериментальном исследовании.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа;
- эмпирические: тестирование, наблюдение, анализ и оценка продуктов учебной деятельности учащихся – практических и самостоятельных работ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе приведены приемы обучения сравнению пятиклассников, которые могут быть использованы учителями на уроках математики в 5-м классе.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Степень разработанности проблемы. Структуру и условия формирования познавательных логических универсальных учебных действий, в том числе и сравнения изучали такие ученые как С.Г. Манвелов, А.Ю. Полякова, А.Л. Чекин и др. Сущность понятия «сравнения» как логической категории раскрыта в работах П.Ю. Дудник, С.К. Кожухова, К. Останова и др. Методические приемы обучения школьников приему сравнение представлены в научных трудах С.А. Владимирцевой, О.А. Горбуновой, Г.И. Саранцева и др.
Объект исследования – обучение сравнению.
Предмет исследования – формирование умения сравнивать на уроках математики.
Цель исследования – изучить методические особенности формирования умения сравнивать на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Раскрыть прием сравнения как основной способ изучения программного материала по математике.
2. Охарактеризовать методические особенности формирования умения сравнивать на уроках математики.
3. Определить уровень сформированности умения сравнивать у пятиклассников в экспериментальном исследовании.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа;
- эмпирические: тестирование, наблюдение, анализ и оценка продуктов учебной деятельности учащихся – практических и самостоятельных работ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе приведены приемы обучения сравнению пятиклассников, которые могут быть использованы учителями на уроках математики в 5-м классе.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Задача учителя при формировании математических понятий, состоит в том, чтобы изучить и знать разные концепции образования понятий. Исходя из этого, создать условия в образовательном процессе для эффективного формирования и развития математических понятий у учащихся и полноценного их усвоения. Выделив и описав основные условия формирования и развития понятия уравнения в начальной школе можно сделать вывод о том, что учитель старается познакомить школьников с большинством понятий наглядно, путём созерцания конкретных примеров или практического оперирования ими, опираясь при этом на жизненный опыт учащихся.
Приём сравнения позволяет овладеть таким важным логическим приёмом мышления, как выделение существенных и несущественных признаков, который необходим в дальнейшем изучении математики. Также приём сравнения позволяет овладеть операцией анализа, которую ребёнок может использовать не только в математике, но и переносить на другие школьные предметы.
В ходе анализа результатов исследования было установлено, что прием сравнения сформирован у пятиклассников в основном на среднем и низком уровнях. Более половине пятиклассников при выполнении требовался образец или помощь со стороны учителя. Анализ результатов исследования показал, что пятиклассники успешно владеют такими умениями, как выделение свойств предметов, установление общих и отличительных свойств предметов. Но они не знают, что эти умения являются составной частью сравнения, которой необходимо пользоваться во время изучения нового материала. Следовательно, необходима специальная работа, направленная на формирование у пятиклассников навыков применения приемов сравнения.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Приём сравнения позволяет овладеть таким важным логическим приёмом мышления, как выделение существенных и несущественных признаков, который необходим в дальнейшем изучении математики. Также приём сравнения позволяет овладеть операцией анализа, которую ребёнок может использовать не только в математике, но и переносить на другие школьные предметы.
В ходе анализа результатов исследования было установлено, что прием сравнения сформирован у пятиклассников в основном на среднем и низком уровнях. Более половине пятиклассников при выполнении требовался образец или помощь со стороны учителя. Анализ результатов исследования показал, что пятиклассники успешно владеют такими умениями, как выделение свойств предметов, установление общих и отличительных свойств предметов. Но они не знают, что эти умения являются составной частью сравнения, которой необходимо пользоваться во время изучения нового материала. Следовательно, необходима специальная работа, направленная на формирование у пятиклассников навыков применения приемов сравнения.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Методические особенности формирования умения сравнивать на уроках математики
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование геометрических знаний на уроках математики в младших классах (обучение детей с умственной отсталостью) (Академия социального управления)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАДАННОЙ СИТУАЦИИ ПРИ
ФОРМИРОВАНИИ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Изучение сформированности представлений третьеклассников о единицах измерения массы на уроках математики(Нижневартовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1600 р. Год сдачи: 2019 - Формирование универсальных учебных действий на уроке математики
в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ САМООЦЕНКИ У
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2023



