Особенности развития зрительного восприятия у дошкольников с задержкой психического развития (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
Введение 3
§ 1. Закономерности развития зрительного восприятия в онтогенезе (до 7 лет) 5
§ 2. Особенности развития зрительного восприятия у дошкольников при задержке психического развития 11
§ 3. Методические аспекты коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у дошкольников при задержке психического развития 15
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 22
Зрительное восприятие является одним из базовых психических процессов, уровень и качество развития которого во многом определяет качество развития познавательной сферы ребенка в целом. Именно поэтому проблема развития и совершенствования зрительных форм восприятия в дошкольном возрасте, особенно у детей с задержкой психического развития, является одной из наиболее значимых психолого-педагогических проблем.
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что роль зрительного анализатора в отражении человеком окружающего мира достаточно велика, потому как помощи зрения человек следит за правильностью действий, которые он осуществляет, а также в совокупности с ощущением зрительное восприятие является источником эстетических переживаний. Поэтому нарушения в его формировании значительно обедняют чувственный опыт человека. Недостаточный уровень сформированности зрительных форм восприятия резко уменьшает возможность успешного обучения ребенка.
Коррекция зрительных форм восприятия является одним из основных составляющих элементов дошкольного воспитания детей с задержкой психического развития, так как его недоразвитие может повлечь за собой достаточно тяжёлые последствия, среди которых: недоразвитие всех высших психических функций, и, следовательно, снижение интеллектуальной и социальной деятельности в целом. На данный факт указывают многие отечественные учёные в области коррекционной педагогики и специальной психологии (Т.П. Авдулова, Е.Е. Алексеева, Б.С. Волков М.А. Габова, Е.Г.Карасева и др.)
Объект исследования: развитие зрительного восприятия у дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности развития зрительного восприятия у дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования: на основе изучения научной литературы выявить особенности развития зрительного восприятия у дошкольников с задержкой психического развития.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
– изучить закономерности развития зрительного восприятия в онтогенезе (до семи лет);
– выявить особенности развития зрительного восприятия у дошкольников при задержке психического развития;
– проанализировать методические аспекты коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у дошкольников с задержкой психического развития.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение и систематизация научной литературы по теме исследования.
На основании анализа выяснилось, что зрительное восприятие в момент дошкольника является ведущим при ознакомлении ребенка с окружающим пространством, потому что именно он наиболее полно усвоил систему сенсорных эталонов. Благодаря ему формируется представление о окружающеи мире, он объединяет определенные свойства и качества предмета в единое целое. Его образ является основой для формирования психических функций: внимание (память), речь или интеллект во многом зависят от успешного развития зрительного восприятия. Это, в свою очередь, способствует формированию целостной картины мира и успешной социальной адаптации ребенка.
Изучив особенности зрительного восприятия дошкольников с ЗПР, мы выяснили, что для них характерен неоднозначный уровень сформированности данного процесса психики. Именно это является причиной нарушения аналитико–синтетической деятельности в зрительной системе, что проявляется в снижении скорости восприятия, замедленном процессе переработки сенсорной информации из внешнего мира и значительном отставании пространственного зрения.
В нашем исследовании были изучены специальные литературные источники для коррекции зрительного восприятия у данной категории детей. Наблюдения ряда авторов показали, что дидактическая игра является одним из наиболее эффективных методов коррекционной помощи детям дошкольного возраста в дошкольном возрасте. Чтобы психическое развитие ребенка проходило полноценно, необходимо в ходе мероприятий по коррекции зрительного восприятия не только научить ребенка правильно воспринимать окружающий мир, но и закрепить полученные образы. Это может быть использовано для того, чтобы помочь ребенку закрепить в сознании образ предмета и вызвать его образы в памяти ребенка. С этой целью можно использовать игры и упражнения, которые помогут закрепить образ предметов или свойств в памяти ребенка.