ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАД, КОНКУРСОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 7
1.1 Дидактические принципы как теоретическая основа организации и проведения олимпиад и конкурсов по технологии 7
1.2. Психологические и дидактические особенности контроля усвоения
знаний 13
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА II МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАД, КОНКУРСОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 20
2.1 Организационные основы проведения олимпиад (конкурсов) по технологии 20
2.2. Конкурс проектов на олимпиадах по технологии 23
2.3. Теоретический тур на олимпиаде по технологии 25
2.4. Практический тур олимпиады по технологии 44
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основными целями проведения олимпиад и конкурсов по технологии, является повышение уровня технологических знаний и умений школьников, степени реализации метода творческого проектирования, привлечение школьников к выполнению общественно значимых и практически важных проектных заданий, выявление и поощрение наиболее талантливых и одаренных школьников, содействие в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить России процветание и достойное место в мировом сообществе. Одной из самых распространенных форм внеклассной работы с учащимися является регулярное проведение предметных олимпиад, конкурсов различных уровней - школьного, районного, областного (республиканского), всероссийского.
Олимпиадное движение по технологии, в отличие от предметов естественнонаучного профиля, имеет относительно недавнюю историю. Жизненная необходимость знания азов электрорадиотехнологии, обработки конструкционных материалов (металл, древесина), обработки ткани, побудила Министерство образования Российской Федерации сделать первые шаги на пути к организации Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
26 мая 1999 года приказом №1467 был утвержден состав центрального организационного комитета и предметных методических комиссий Всероссийской Олимпиады школьников.
Олимпиады по технологии всех уровней помогают педагогам в объективной оценке качества знаний и умений учащихся. У ребят - участников олимпиад появляется соревновательный интерес к учебе, что немаловажно для детского возраста [19]. Олимпиады способствуют развитию творческих способностей учащихся, так как олимпиадные задания, задачи, как правило, носят творческий характер, требуют проявления самостоятельности, умений осуществлять поиск различных вариантов решения. Олимпиады выявляют особо одаренных детей, развивают у них интерес к научной деятельности [3;4].
Проведение олимпиад дает их организаторам возможность изучить состояние преподавания технологии в конкретных школах, в районах, городах, областях.
Несмотря на достаточно важную роль олимпиад по технологии, анализ их результатов, анализ заданий для учащихся на олимпиадах разного уровня, беседы с учителями технологии, членами жюри показывают, что организация олимпиад, методика составления и оценки конкурсных заданий (как теоретического, так и практического характера) представляют собой определенную проблему, требующую осмысления и какого-то варианта решения. Кроме того следует отметить, что для учителей технологии нет практически никаких методических рекомендаций по организации и проведению олимпиад по технологии, по разработке содержания конкурсных заданий, тестов. Все сказанное способствовало выбору темы настоящей выпускной квалификационной работы, а наличие указанной выше проблемы говорит об актуальности данной темы. Поэтому основная идея исследования может быть сформулирована следующим образом: для успешного, качественного проведения олимпиад (конкурсов) по технологии необходима определенная система, которая включает в себя организационную, дидактическую и методическую составляющие.
Целью исследования является разработка организационно- методической системы проведения олимпиад по технологии среди учащихся общеобразовательных школ.
Объектом исследования является внеклассная и внешкольная работа по технологии.
Предметом исследования являются олимпиады (конкурсы) по технологии.
Исходя из основной идеи и цели исследования можно следующим об-разом сформулировать задачи исследования:
1. Изучить опыт организации и проведения олимпиад, конкурсов по технологии школьного, городского (районного), республиканского (областного) масштабов.
2. Определить дидактические и методические основы организации и проведение олимпиад, конкурсов по технологии, в том числе:
а) составления олимпиадных заданий для учащихся (для теоретических и практических туров);
б) организации и проведения конкурсов проектов, теоретических и практических туров олимпиад;
в) оценки результатов олимпиад, конкурсов.
3. Разработать методические рекомендации для учителей технологии с целью оказания им методической помощи в организации и проведение
олимпиад, конкурсов по технологии в форме примерного содержания тестов, практических заданий, которые могут быть использованы при проведении олимпиад различного уровня.
Методологической базой исследования является деятельностный подход в обучении.
Теоретической базой исследования являются результаты психолого-педагогических, методических и специальных исследований таких авторов как В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В.Д. Симоненко, Т.В. Кудрявцев, Г.И. Кругликов. В.С. Капустин.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы использовались следующие методы педагогических исследований: анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение опыта работы жюри олимпиад по технологии, моделирование учебно-воспитательного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы учителями технологии в своей практической работе, при организации внеклассной работы, а также учебного процесса по элективным курсам.
Работа выполнена на кафедре общей инженерной подготовки инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского (При-волжского) Федерального Университета.
Содержание работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников. Общий объем работы составляет 54 страницы машинописного текста.
Проблема формирования и развития творческих способностей учащихся в условиях общеобразовательной школы в процессе трудовой подготовки школьников является проблемой непреходящей, то есть она всегда будет и решение её на разных этапах развития педагогики, психологии, методики преподавания технологии будет решаться по-разному, на различных формах занятий с учащимися.
Рассмотренная в настоящей выпускной квалификационной работе элементы системы организации и проведения олимпиад (конкурсов) по технологии отражают сложившуюся во многих регионах страны, в том числе и в Республике Татарстан, практику. Многообразие объектов проектирования, которые представляют участники олимпиад на конкурс проектов, несколько затрудняет работу жюри олимпиад, так как здесь приходится оценивать разноплановые объекты проектирования. Это происходит в том случае, когда отсутствуют конкурсы проектов по номинациям. Отказ организаторов олимпиад проводить конкурсы по номинациям вызывается, как правило, недостаточным финансированием олимпиад. В этом, на наш взгляд, заключается одна из главных проблем в организации и проведении олимпиад по технологии. Другой основной компонент рассматриваемой системы — методический — особых проблем обычно не вызывает.
Нельзя не отметить воспитательное значение олимпиад для их участников. Олимпиады организуют детский коллектив, пробуждают у школьников живой интерес к предмету, воспитывают у них дух соревнования.
Велико значение олимпиад и для учителей технологии. В процессе подготовки к олимпиадам учителями разрабатываются положения о проведении первых (внутришкольных олимпиад) туров. При этом они исходят из А возможностей учащихся с учетом конкретных условий школы. Так как учителя технологии знают своих учащихся, то они создают условия для отбора доступных учащимся задач. В результате учителя добиваются массового и активного участия школьников в первом туре олимпиады, что, в свою очередь, поднимает общий уровень преподавания технологии в школах.
Для того чтобы школьная олимпиада по технологии прошла плодотворно, учителю и администрации школы, необходимо тщательно готовится к ней, заранее пропагандировать идеи и дух олимпиады через стенгазету. Нужно заранее подготовить задания, разработать положение, в котором должны быть подробно указаны все требования к оформлению и выполнению заданий. Во время подготовки к очередной школьной олимпиаде рекомендуется использовать задачи вторых и заключительных туров предыдущих олимпиад. Это необходимо не только потому, что ребятам интересно попробовать свои силы в решении олимпиадных задач, но и по тому, что они обычно бывают более интересными, так как отличаются от заданий, выполняемых в классе.
Как свидетельствует весь опыт отечественной общеобразовательной школы, рассмотренные в настоящей работе вопросы организации и проведения олимпиад и конкурсов по технологии являются весьма актуальными, так как значимость внеурочной работы непреходяща. В рамках выпускной квалификационной работы невозможно рассмотреть достаточно подробно все тонкости и особенности их организации, однако представляется, что цель и задачи, поставленные автором в начале исследования, достигнуты. Выявлены особенности организации и проведения одной из основных форм внеурочной работы по технике и технологии в школе, проводимой учителями технологии в настоящее время, в рамках которой осуществляется проектная деятельность учащихся. Выявлена и описана методика организации и проведения такой деятельности для олимпиад и конкурсов. Разработаны некоторые методические рекомендации для учителей технологии по осуществлению проектной деятельности учащихся, в виде форм внеурочной работы по технологии в школе для современных условий, а также по подготовке учащихся к участию в олимпиадах по технологии. Разработаны варианты тестовых и практических заданий для участников олимпиад с учетом психолого-педагогических особенностей оценки знаний и умений учащихся по технологии.
1. Ахметов, Л.Г. Курсовые и дипломные работы на технологическом факультете педвуза (методические рекомендации) / Л.Г. Ахметов. - Елабуга: ЕГПИ, 1999. - 44 с.
2. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе. / Д. Н. Богоявленский, П.А. Менчинская. - М.: АПН РСФСР, 1959. - 347 с.
3. Кабардин, О.Ф. Внеурочная работа по физике / О.Ф. Кабардин и [и др.]; под ред. О.Ф. Кабардин. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с., ил.
4. Вульфов, Б.З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности / Б.З. Вульфов, М.М. Поташник. - М.: Просвещение, 1983. -208 с.
5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1986. - 349 с.
6. Душков, Б.А. Индустриально-педагогическая психология (труд, организация, управление): Учеб, пособие для студентов пед. инет, по спец. №2120 «Общстсхн. дисциплины и труд» / Б.А. Душков. - М.: Просвещение, 1981. - 208 с. ил.
7. Задания и рекомендации для 3 этапа Всероссийской олимпиады школьников (2006-2007 учебный год) по технологии (техника и техническое творчество) / Ю.Л. Хогунцев, О.А. Кожина. - М.: АПК и ППРО, 2006. - 30 с.
8. Зальцман, А.М. Развитие основ технического мышления в общеобразовательной школе / А.М. Зальцман // Школа и производство. - 1988.-№11. с. 3-10.
9. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь / Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 1968. - 176 с.
10. Казакевич, В.М. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / В.М. Казакевич, А.В. Марченко. - М.: Дрофа, 2000. - 256 с.
11. Капустин, В.С. Выполнение проектов в школьном курсе “Технология” на занятиях в учебных мастерских. Методические рекомендации для учителей технологии / В.С. Капустин - Елабуга: ЕГПИ, 1995.-32 с.
12. Капустин, В.С. Проекты по технологии в 5-9 классах: Методические рекомендации для учителей технологии / В.С. Капустин - Елабуга: ЕГПИ. 2000. - 95 с.
13. Кудрявцев, Т.В. К вопросу о применении знаний на практике / Т.В. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1959. - № 1. - С. 11-23.
14. Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления / Т.В. Кудрявцев. - М.: Педагогика, 1975. - 304 с
15. Латипова, Л.Н. Сборник тестовых заданий по технологии (Обслуживающий труд) для учащихся 5-9 классов / Л.Н. Латипова [и др.] - Елабуга: ЕГПУ, 2010. - 32 с.
16. Менчинская, Н.А. Мышление в процессе обучения. - В сб.: Исследования мышления в советской психологии - М.: Наука, 1966. - 914 с.
17. Менчинская, Н.А. Некоторые вопросы психологии применения учащимися знаний на практике. / Н.А. Менчинская // Вопросы психологии - 1955. - № 1. - С. 21-32.
18. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб заведений. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Владос. 2003. - 688 с.
19. Осипов, И.Т. Формирование учебной мотивации школьников / И.Т Осипов И Школа и производство. - 2004. - №2. - С.4-6.
20. Кожина, О.А. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии. / О.А. Кожина. - М.: Дрофа, 2002,- 192 с.
21. Сачко, Н.П. Формирование двигательных навыков. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий / Н.Н. Сачко, П.Я. Гальперина. - М.: Просвещение, 1968.- 278 с.
22. Столяренко. Л. Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 736 с.
23. Талызина. Н. Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. -3-е изд. стереотип. - М.: Академия, 1999. - 288 с.
24. Фарапонова, Э.А. Психологический анализ особенностей решения младшими школьниками конструктивно-технических задач /
Э.А. Фарапонова // Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения: сб. науч. тр. - М.: Педагогика. 1970. - С. 20-76.
25. Фридман. Л И. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей / Л.И. Фридман. - М.: Педагогика, 1997.-287 с.
26. Хотунцев, Ю.Л. Всероссийская олимпиада школьников по технологии: (номинация «Техника и техническое творчество) / Ю.Л. Хотунцев. - М.: АПК и ППРО. 2005. - 180 с.
27. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
28. Якиманская, И.С. Знания и мышление школьника / И.С. Якиманская. - М.: Знание, 1985. - 80 с.
29. Якубин, Н.Ф. Учебные задания по труду для программированного обучения: 6 кл.: Пособие для учителя: Из опыта работы / Н.Ф. Якубин. - М.: Просвещение, 1991.- 174 с.: ил.
30. Якубин, Н.Ф. Учебные задания по труду для программированного обучения: 5 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы / Н.Ф. Якубин. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.: ил.