ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ГАУЗ «ЕЦРБ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I Теоретические аспекты исследования профессиональной
деформации
1.1. Психология трудовой деятельности медицинского работника 6
1.2. Профессиональная деформация 12
1.3. Стресс и эмоциональное выгорание, как основные показатели
профессиональной деформации у медицинских работников 19
Выводы по главе I 31
Глава II Эмпирическое исследование критериев работы и психического здоровья у медицинских работников 34
2.1. Организация исследования. Описание методик исследования 34
2.2. Результаты исследования 36
Выводы по главе II 47
Заключение 49
Список использованной литературы 53
Глава I Теоретические аспекты исследования профессиональной
деформации
1.1. Психология трудовой деятельности медицинского работника 6
1.2. Профессиональная деформация 12
1.3. Стресс и эмоциональное выгорание, как основные показатели
профессиональной деформации у медицинских работников 19
Выводы по главе I 31
Глава II Эмпирическое исследование критериев работы и психического здоровья у медицинских работников 34
2.1. Организация исследования. Описание методик исследования 34
2.2. Результаты исследования 36
Выводы по главе II 47
Заключение 49
Список использованной литературы 53
Труд - сознательная деятельность людей, в процессе которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей. Труд - первое и основное условие существования человеческого общества. Благодаря труду человек выделился из животного мира, сумел овладеть силами природы и поставить их на службу своим интересам. Человек, изготавливая орудия труда и производя необходимые ему материальные блага, смог развить свои потребности и знания, что определило начало прогресса развития человечества. Труд - великая созидательная сила людей. Человек, взаимодействуя с природой, своим трудом приумножает материальные и духовные ценности, обеспечивающие обустройство человеческой жизни. Труд, трудолюбие - важнейшие движущие силы развития человечества. Труд не только создал человека, но и движет его совершенствование и возвышение, а лень и безделье ведут к деградации личности и несут вред всему человеческому обществу. Силы, не освещенные трудом, по словам русского писателя Д.Писарева, - тупеют. Жизнь без труда, лень - это воровство, обкрадывающее самого человека и все человечество[19.с.3-14]. Как утверждал известный немецкий философ Ф.Ницше, «ленивый и себе, и миру в тягость»[19.с.3-14].Труд - непременный учитель и воспитатель человека. Чтобы овладеть каким-либо делом, необходимо не только его знание, но и практическое умение этого дела, что достигается в процессе труда. Чем больше трудовые навыки человека, тем выше плодотворность его труда.
Активный плодотворный труд вырабатывает у трудящегося целеустремленность, настойчивость, смекалку, предприимчивость, силу воли и уважение к самому труду - то есть все те качества, которые необходимы человеку для его благопристойной материально обеспеченной жизни и достойного положения в обществе. Неуважение к труду, лень, праздный образ жизни людей превращают их из созидателей в разрушителей, теряющих человеческий облик.
Оценка эффективности и надежности труда специалистов, осуществляющих ответственную деятельность в особых условиях, обычно носит весьма субъективный характер. Это справедливо для любой отрасли деятельности и для медицины в том числе. Стрессогенность работы медицинских работников, с одной стороны, определяется высокими требованиями к профессиональной компетентности специалиста, интенсивностью, продолжительностью и загруженностью рабочего дня, невысокой заработной платой; с другой - коммуникативными умениями работника взаимодействовать с клиентами, пациентами , контакт с которыми зачастую несет в себе негативные переживания. При длительном и комбинированном воздействии комплекса вышеперечисленных стрессовых факторов, а так же в связи с неумением предвидеть, конструктивно решать и адаптироваться к проблемным ситуациям, у медицинских работников с высокой долей вероятности могут возникать нарушения на уровне психического здоровья.
Цель исследования - изучить стрессоустойчивость и эмоциональное выгорание, как вид профессиональной деформации, у медицинских работников
Задачи:
1. Проанализировать психологические аспекты трудовой деятельности.
2. Рассмотреть профессиональную деформацию
3. Рассмотреть эмоциональное выгорание медицинских работников
4. Провести эмпирическое исследование психического здоровья медицинских работников(стрессоустойчивость и эмоциональное выгорание).
Объект исследования: медицинские работники ГАУЗ «ЕЦРБ»
Предмет исследования: стрессоустойчивость и эмоциональное выгорание медицинских работников
Методы и методики исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы, тестирование.
1. Тест «Самооценка стрессоустойчивости» (С.Коухена и Г.Виллиансона).
2. Тест «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В.Бойко).
Эмпирическая база исследования: поликлиника ГАУЗ «ЕЦРБ», количество испытуемых 30 человек, возраст от 25 до 55 лет, стаж работы от 5 до 30 лет.
Гипотеза: Можно предположить, что между эмоциональным выгоранием и стрессом у медицинских работников ГАУЗ «ЕЦРБ» существует связь.
Активный плодотворный труд вырабатывает у трудящегося целеустремленность, настойчивость, смекалку, предприимчивость, силу воли и уважение к самому труду - то есть все те качества, которые необходимы человеку для его благопристойной материально обеспеченной жизни и достойного положения в обществе. Неуважение к труду, лень, праздный образ жизни людей превращают их из созидателей в разрушителей, теряющих человеческий облик.
Оценка эффективности и надежности труда специалистов, осуществляющих ответственную деятельность в особых условиях, обычно носит весьма субъективный характер. Это справедливо для любой отрасли деятельности и для медицины в том числе. Стрессогенность работы медицинских работников, с одной стороны, определяется высокими требованиями к профессиональной компетентности специалиста, интенсивностью, продолжительностью и загруженностью рабочего дня, невысокой заработной платой; с другой - коммуникативными умениями работника взаимодействовать с клиентами, пациентами , контакт с которыми зачастую несет в себе негативные переживания. При длительном и комбинированном воздействии комплекса вышеперечисленных стрессовых факторов, а так же в связи с неумением предвидеть, конструктивно решать и адаптироваться к проблемным ситуациям, у медицинских работников с высокой долей вероятности могут возникать нарушения на уровне психического здоровья.
Цель исследования - изучить стрессоустойчивость и эмоциональное выгорание, как вид профессиональной деформации, у медицинских работников
Задачи:
1. Проанализировать психологические аспекты трудовой деятельности.
2. Рассмотреть профессиональную деформацию
3. Рассмотреть эмоциональное выгорание медицинских работников
4. Провести эмпирическое исследование психического здоровья медицинских работников(стрессоустойчивость и эмоциональное выгорание).
Объект исследования: медицинские работники ГАУЗ «ЕЦРБ»
Предмет исследования: стрессоустойчивость и эмоциональное выгорание медицинских работников
Методы и методики исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы, тестирование.
1. Тест «Самооценка стрессоустойчивости» (С.Коухена и Г.Виллиансона).
2. Тест «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В.Бойко).
Эмпирическая база исследования: поликлиника ГАУЗ «ЕЦРБ», количество испытуемых 30 человек, возраст от 25 до 55 лет, стаж работы от 5 до 30 лет.
Гипотеза: Можно предположить, что между эмоциональным выгоранием и стрессом у медицинских работников ГАУЗ «ЕЦРБ» существует связь.
Способности человека, его профессионально важные качества и функции формируются в труде, причем возможности их развития ограничены как способностями самого процесса развития, так и временными лимитами. Причинами такого положения являются препятствия, ограничения, связанные с индивидуальными психологическими особенностями человека, с недостаточной разработкой теории и практики профессиональной подготовки, довольно динамичным характером многих видов деятельности (периодическим изменением их содержания, средств, условий) и, наконец, отсутствием учета индивидуальных особенностей в процессе обучения и самой деятельности.
Таким образом, в силу тех или иных причин возникает вопрос об оценке психологических особенностей конкретного человека, желающего посвятить себя какой - либо профессии, и прогнозировании успешности овладения им этой профессией и последующей практической деятельности. В результате психологического анализа деятельности будущего специалиста должны быть выявлены профессионально важные психические процессы (способности), свойства и состояния, способствующие более успешному и быстрому овладению профессией, определена динамика их формирования, выявлены психологические качества, поддающиеся развитию, целенаправленному формированию в процессе подготовки, а также стойкие, мало изменяющиеся в процессе жизни, установлены психологические качества, которые могут отрицательно влиять на процесс подготовки и успешность последующей профессиональной деятельности.
Удовлетворенность работой один из наиболее важных аспектов трудового поведения, поскольку этот фактор обладает большим потенциалом, позволяющим ему в значительной степени влиять на поведение людей в различных организациях. Уровень удовлетворенности человека зависит от индивидуальности, трудовой ситуации и социального влияния.
Социальные аспекты работы также способствуют удовлетворенности и сотрудничеству, хотя иногда возникает такое негативное явление, как ролевой конфликт. Удовлетворенность работой, кроме того, зависит от возраста человека и его личностных особенностей.
Развитию профессиональных деформаций способствует эмоциональная напряженность профессионального труда. Часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния с ростом стажа работы снижают фрустрационную толерантность специалиста, что может привести к развитию профессиональных деструкций. Работа может вызвать стресс и воздействовать на психическое здоровье, если она приводит к большим перегрузкам, переутомлению, опасна или имеет другие нежелательные характеристики. Говоря о профилактике выгорания у медицинских работников, надо подчеркнуть необходимость развития такого важного личностного и профессионального качества, как стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость - это мера сопротивляемости человека стрессу, под которой понимается способность сохранять высокие показатели физической и психической продуктивности даже при значительных эмоциональных, психических и физических ежедневных нагрузках. Как бы это банально не звучало, но основой стрессоустойчивости в первую очередь является здоровый образ жизни.
Для здоровой психики характерно положительное эмоциональное состояние как устойчивый характер откликов на различные события, факты. Преобладающее эмоциональное состояние (радость, чувство тревоги, грусть и т.д.) - это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь человека со всеми ее компонентами. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором.
Таким образом, в силу тех или иных причин возникает вопрос об оценке психологических особенностей конкретного человека, желающего посвятить себя какой - либо профессии, и прогнозировании успешности овладения им этой профессией и последующей практической деятельности. В результате психологического анализа деятельности будущего специалиста должны быть выявлены профессионально важные психические процессы (способности), свойства и состояния, способствующие более успешному и быстрому овладению профессией, определена динамика их формирования, выявлены психологические качества, поддающиеся развитию, целенаправленному формированию в процессе подготовки, а также стойкие, мало изменяющиеся в процессе жизни, установлены психологические качества, которые могут отрицательно влиять на процесс подготовки и успешность последующей профессиональной деятельности.
Удовлетворенность работой один из наиболее важных аспектов трудового поведения, поскольку этот фактор обладает большим потенциалом, позволяющим ему в значительной степени влиять на поведение людей в различных организациях. Уровень удовлетворенности человека зависит от индивидуальности, трудовой ситуации и социального влияния.
Социальные аспекты работы также способствуют удовлетворенности и сотрудничеству, хотя иногда возникает такое негативное явление, как ролевой конфликт. Удовлетворенность работой, кроме того, зависит от возраста человека и его личностных особенностей.
Развитию профессиональных деформаций способствует эмоциональная напряженность профессионального труда. Часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния с ростом стажа работы снижают фрустрационную толерантность специалиста, что может привести к развитию профессиональных деструкций. Работа может вызвать стресс и воздействовать на психическое здоровье, если она приводит к большим перегрузкам, переутомлению, опасна или имеет другие нежелательные характеристики. Говоря о профилактике выгорания у медицинских работников, надо подчеркнуть необходимость развития такого важного личностного и профессионального качества, как стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость - это мера сопротивляемости человека стрессу, под которой понимается способность сохранять высокие показатели физической и психической продуктивности даже при значительных эмоциональных, психических и физических ежедневных нагрузках. Как бы это банально не звучало, но основой стрессоустойчивости в первую очередь является здоровый образ жизни.
Для здоровой психики характерно положительное эмоциональное состояние как устойчивый характер откликов на различные события, факты. Преобладающее эмоциональное состояние (радость, чувство тревоги, грусть и т.д.) - это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь человека со всеми ее компонентами. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором.



